Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней "Наши задачи" Ивана Александровича Ильина Афанасьева Ольга Максимовна

Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней
<
Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Афанасьева Ольга Максимовна. Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней "Наши задачи" Ивана Александровича Ильина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2000.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/322-2

Содержание к диссертации

Введение , 2

Глава I. "Наши Задачи" как объект исследования 11

1. И.А.Илыга как ученый и человек в трудах его и наших современников 12

2. Концепция периодического издания И.А.Ильина 21

2.1. Название издания 23

2.2. Цель издания , 24

2.3. Средства, на которые издание выходило « 2S

2.4. Объем издания и периодичность выпусков 26

2.5. Характер отбора и подачи материала 27

2.6. Графическое оформление материала 28

2.7. Учет аудитории (фактор адресата) 29

3. Сильные позиции текста 31

3.1. Заголовки "Наших Задач" 31

3.2. Образы исследуемого текста 35

3.3. Система аргументов "Наших Задач" 37

3.4. О лозунгах и антилоэунгах "Наших Задач" 41

Глава II. Проблема изучения языковой картины мира в современной лингвистике 45

Глава III. Языковая картина мира И.А.Ильина.

Лексико-семантический анализ "Наших Задач" 67

1. Описание лексико-семантической системы исследуемого текста 68

1.1. Идея Бога как основа мировоззрения И.А.Ильина. Лексико-семантическое поле и лексико-семантическая сфера с архисемой Бог 71

1.2. Антиначало в текстах "Наших Задач". Лексико-семантическое поле и лексико-семантическая сфера с архисемой дьявол 79

1.3. Человек как творение Бога. Фрагмент Человек языковой картины мира И.А.Ильина.

Лексико-семантическое поле с архисемой человек 86

1.3.1. Душевно-духовный строй человека. Лексико-семантическое поле с архисемой душа 88

1.3.2. Душевно-духовный строй человека. Лексико-семантическое иоле с архисемой дух человека 94

1.3.2.1. Поле с архисемой дух человека как входяшее в ЛСП с архисемой душевно-духовный строй человека 96

1.3.2.2. Поле с архисемой дух человека как входящее в ЛСП с архисемой дух лексико-семантической сферы с архисемой Бог 102

1.3.3. Душевно-духовный строй человека.Лексико-семантическое поле с архисемой отношение человека к Богу 114

1.4. Лексико-семантическое поле с архисемой дух: законы духа 121

1.4.1.1. Законы духа. Лексико-семантическое поле с архисемой свобода. Роль понятия свобода

в мировоззрении И.А.Ильина 123

1.4.1.2. Несоблюдение закона свободы. ЛСП с архнсемой рабство 139

1.4.2.1. Лексико-семантическое поле с архисемой любовь. Идея любви в тексте "Наших Задач" 141

1.4.2.2. Несоблюдение закона любви. ЛСП с архисемой ненависть 155

1.4.3.1. ЛСП с архисемой Предметность. Понятие Предметность как одно из ключевых понятий

мировоззрения И.А.Илыша, "Система координат" 157

1.4.3.2. Несоблюдение закона Предметности. Сущность мировой смуты. ЛСП с архисемой продажность 178

1.5. ЛСП с архисемой человек. ЛСП с архисемой Предметность. Предметный человек. Психология предметного служения 184

1.6. ЛСП с архисемой человек. Созданное человеком. Понятие культура 189

2. Модель языковой картины мира И.А.Ильина 192

Заключение 198

Список литературы I-XI

Приложение 1. Значения слов предмет, предметность, предметный,

зафиксированные в словарях 1

Приложение 2. Понятие культура. Составляющие понятия культура,

выделенные на основании анализа исследуемого текста 4 

Введение к работе

"Национальная Россия находится сейчас в периоде великого искания:

нужны новые воззрения, и новые формы, и в этом главное" [0-6] , - писал И.А.Илыш в 1948 году. Сейчас, 50 лет спустя, Россия также находится в периоде великого искания, и, чтобы определить, какие новые воззрения и новые формы России нужны, видимо, необходимо творчески осмыслить опыт российской истории, и осмыслить его не односторонне, не вычеркивая, как это уже было дважды, жизни и мировоззрения целых поколений, а осмыслить его по возможности объективно.

Обращение к творчеству Ивана Александровича Ильина становится

особенно актуальным, ведь в этом наследии содержатся мысли и искания, которые могли бы сыграть и в настоящем, и в будущем России немалую роль.

Публикация его статей "робко началась у нас в стране со второй половины 1988 года", когда в № 5 н № 6 сборника «Выбор», выходящего под редакцией В.В.Аксючица, были напечатаны две работы И.А,Ильина - «О чувстве ответственности» и «О возрождении России», а с 1990 года выход в свет трудов Ильина стал "просто лавинным" [15: 35]; в 1993 - 1998 гг. издано почти что полное собрание его сочинений в 10 томах (17 книгах)...

До недавнего времени практически неизвестный у себя на родине [21: 3; 15: 35], И.А.Ильин неожиданно стал в России цитируемым автором [9: 54]. Его

философское наследие получило широкий резонанс в кругах творческой интеллигенции конца XX века [4: 2]1.

"ОБЪЕКТИВНО - наследие Ивана Александровича ИЛЬИНА столь велико и значительно, столь оплодотворяюще-идейио-богато и по-Главному-все-затрагивающе, что исчерпывающая и предметно-до-конца-справедпивая оценка его жизненного служения потребовала бы настоящего

НАЦИОНАЛЬНО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Верю и с очевидностью предвижу, - писал Роман Мартынович Эоле, - что такое исследовательское изучение наследия Ивана Александровича ИЛЬИНА окажется просто неизбежной необходимостью, в особенности в освобожденной и возрождающейся России" [IV: 436, 437].

В пределах одной работы невозможно объять все неизмеримое и еще далеко не до конца оцененное духовное богатство, которым нас одарил Иван Александрович Ильин [TV: 414], но целесообразно остановиться на какой-либо значимой его части. Объектом этого исследования стала публицистика И.А.Ильина и - уже - "Наши Задачи".

"Мы много думаем и спорим о том, как обустроить Россию, - пишет Илья Владимирович Толстой во вступительной статье «Язык и культура» к первому выпуску альманаха «Журналистика и культура русской речи», - что сохранить из созданного за период почти векового экспериментирования над нашим народом, от каких «достижений социализма» нам нужно решительно и без колебаний отказаться, что можно принять из мировой практики н, наконец, что возродить из оплеванного нами «пресловутого старого, дореволюционного мира»" [178: 4]. И с этой точки зрения содержание выбранного нами объекта представляет безусловный интерес.

В философско-публицистических листках "Наши Задачи", издаваемых автором в 1948-54 годах, сконцентрирован жизненный и политический опыт профессора Ивана Александровича Ильина, интересного философа, одного из самых ярких творцов белой идеологии, человека, заметившего больше чем полвека назад утраченность жизненных ориентиров, которая так сильно ощущается теперь. В "Наших Задачах" публицист и философ сумел высказать и печатно "закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чему нас умудрила наша патриотическая скорбь" - те выводы, которые помогут новым русским поколениям справиться с задачей возрождения России [180-178].

"О государственной форме" (№ 25), "Почему мы верим в Россию" (№ 42), "Править должны лучшие" (№ 56), "Основы демократия" (№ 59),

"Обоснование свободы" (№ 65), "В поисках справедливости" (№ 76, 77), "О русском национальном самостоянии" (№ 82), "Основная задача грядущей

России" (№ 86, 87), "Россия есть живой организм" (М 92, 93), "Что сулит миру расчленение России" (№ 101-105), "О Русской идее" (№ 127-129), "Очертания будущей России" (№ 132, 133), "О политической порочности и слепоте" (№ 138), "О возрождении России" (№ 150, 151), "Надо готовить грядущую Россию" (№ 154), "О правах и обязанностях российских граждан" (№ 158, 159), "О предметности и продажности" (№ 166), "О воспитании в грядущей России" (№ 180-182), "О чувстве ответственности" (№ 212, 213) - и это только отдельные заголовки "Наших Задач". Изучение текстов с такой тематикой важно именно сегодня, в России, ищущей новых путей.

В последние годы было издано много разных по значимости книг и статей об И.А.Ильине. Дать критический обзор этих часто интересных, иногда противоречащих друг другу (а иногда и внутренне противоречивых) работ не входит в мои задачи (отчасти и из-за необходимости ограничить объем диссертации), но все же на некоторых из них, тех, которые вышли за время написания данной диссертации, а также на трудах известных исследователей творчества И.АИлыша Н.П.Полторацкого и Ю.Т.Лисицы, мы остановимся в первой главе1.

Посвященные Ивану Александровичу статьи, диссертации, книги охватывают преимущественно различные аспекты его философского2 наследия.

Как правило, анализируются отдельные идеи и понятия философии И.А.Илыша и соотношения отдельных идей, понятий, но в то же время рядом исследователей (независимо от их оценки творчества Ильина) отмечается глубокое внутреннее единство его философии.

Новизна диссертации состоит в обращении к журналистскому наследию Ивана Александровича, к его публицистике, в изучении этого наследия с лингвистических позиций.

Данное исследование выполнено на стыке как минимум трех наук языковедения, журналистики и философии, но оно по преимуществу языковедческое. Нашей целью было не еще одно "прочтение наследия"

Ильина, не толкование его взглядов (или нашего личного понимания взглядов философа), а лишь констатация фактов, полученных на основании лингвистического исследования текста.

Свою исследовательскую цель мы определили как реконструкцию языковой картины мира3 публициста при помощи лекснко-семантического и логического анализов некоторого множества созданных им текстов. Поставленная цель прежде всего предполагала решение следующих задач:

- определение ключевых понятий исследуемых текстов;

- вычленение из их числа мировоззренческих доминант (ключевых понятий философской системы) И.А.Ильина;

- уточнение (а в некоторых случаях - и определение) значений слов, обозначающих в исследуемых текстах эти мировоззренческие доминанты;

- установление семантического окружения каждого из указанных слов на уровне микротекста и всех рассматриваемых текстов;

- систематизация входящих в него лексических единиц;

- описание структуры лексико-семантических полей, семантическими ядрами которых являются слова (или их лексико-семантические варианты), называющие мировоззренческие доминанты И. А Ильина (это позволило восстановить содержание важнейших мировоззренческих понятий Ильина-философа и публициста в полном объеме);

- выявление и графическое представление отношений, в которые вступают втексте выделенные лексико-семантические поля и их составляющие, что в совокупности вело к установлению "иерархии смыслов и ценностей" вкартине мира Ивана Александровича Ильина.

Для нас было важным также изучение смыслового наполнения всех ключевых слов в публицистике Ильина, поскольку в современном русском языке эти слова часто имеют другое, менее глубокое, значение.

В нашей работе мы исходили прежде всего из того, что всякое публицистическое произведение (или цикл произведений) - особенно такого философа и публициста как И.А.Ильин - представляет собой системувзглядов. Значит, терминология, весь словарь тоже организованы системно. Каждая статья "Наших Задач" - лексическая микросистема, передающая некоторую систему понятий, а цикл в двух томах1 - макросистема, которая отражает мировоззрение автора, т.е. сумму систем понятий; каждое из слов некий элемент этой системы.

Таким образом, методологической основой диссертации является принцип системности лексики.

Для решения сформулированных выше задач и достижения исследовательской цели было необходимо разработать методику исследования. В ее основе лежало сочетание различных методов, соединение анализа (расчленения целого на составные части и исследования этих частей) и синтеза (сочленения изученных частей в единое целое) - как бы "встречное" движение мысли. Мы обращались к методу концептуального анализа, методу анализа словарных дефиниций и сопоставления лексических единиц текста с единицами общенародного языка, методу компонентного анализа лексических единиц текста, описательному методу, конструктивному методу (выстраиванию объекта исследования). Поскольку во время исследования сопоставлялись сменившие друг друга элементы лекснко-семантической системы русского языка и рассматривались связи изменившихся элементов друг с другом и с внеяэыковой действительностью (историей народа), можно также говорить о применении исторического метода.

Нами был исследован весь корпус текстов. Была сделана сплошная выборка интересующих нас словоупотреблений, изучены их синтагматические и парадигматические связи. Картотека частично велась на компьютере, это позволило применить и компьютерную обработку данных.

Изучение лексико-семантической системы публицистического текста, созданного человеком, бережно относящимся к слову, его смысловой наполненности (и даже изучение отдельных элементов этой системы) становится особенно важным в то время, когда "демократичность" языка не всегда понимается верно, вследствие чего пишущие люди нередко злоупотребляют предоставленной им свободой слова; когда язык перенасыщен излишними заимствованиями и потерявшими глубинный смысл словами, и потому языковое чутье и языковой вкус, которые воспитываются вдумчивым и целенаправленным изучением речи мастеров, становятся для журналистов профессиональной необходимостью, поскольку "журналистика может и должна служить обогащению речи", "способствовать (...) сохранению русского речевого уклада" (Я.Н.Засурский) [82: 3], в том числе и через возрождение лучших традиций. Возврат слову его изначального смысла процесс обязательный для формирования нового, необходимого для возрождения России, мышления. Но этот процесс - длительный и сложный. И сложен он прежде всего потому, что "словник, т.е. перечень слов русского языка, в основе своей сохранился прежний, но содержание, смысловое наполнение каждого отдельного слова н его сочетаемость с другими словами изменились кардинально, от оттенка значения до противоположного первоначальному" (И.В.ТолстоЙ) [178: 7]. 

Утрату "способности не только различать нюансировку в понятиях, но и самую категориальную разновидность понятий" констатировали и И.А.Ильин1, и его современники, причем "из такого неумения и зарождались и десятилетиями культивировались соблазн и безответственно-поверхностное всесмешение понятий" [TV: 417]. "Манипуляции словом, служившие прикрытием несоответствия между практикой и теорией, снимающие противоречия в самой системе официальных взглядов и оценок, происходили не стихийно, а планомерно (целыми институтами) (...), закреплялись в литературе и журналистике, в сознании народа, кодифицировались разными типами словарей" (И.В.ТолстоЙ) [178: 7].

И вот в трудах профессора Ивана Александровича Ильина мы находим глубокое понимание важнейших для человечества идей, а также истинную культуру языка, исключительным мастером которого он был. "И не только в смысле изумительного владения всеми явными и скрытыми богатствами языка, но и в смысле вложения нового проникновенного смысла в уже существующие слова, а также в смысле оживлений понятий и слов, утративших свой изначальный, исконный и предметно-насыщенный смысл" [IV: 431]. Для Ильина характерны "отчеканенная выработанность до конца текстов и (...) творческое проникновение в самую живую ткань языка, - отсюда словоупотребления, часто впервые, по-новому, вскрывающие подлинный смысл и происхождение смысла слов, отсюда образность, меткость, точность, выразительность его речи" [IV: 432]. Актуальность изучения такой речи, такого словоупотребления мы связываем с потребностью нашего общества в обретении утраченной способности чувствовать истинное содержание понятий, с необходимостью

восстановления глубинного смысла слов.

Изучение смыслового наполнения слов в статьях И.А.Ильина важно дня нас не только само по себе (как говорил Сепир, "лексика - очень чувствительный показатель культуры народа" [53: 263]), оно подчинено поставленной цели - реконструкции фрагмента языковой картины мира этого русского философа и публициста, и потому фрагменты лексико-семантической системы И.А-Илыша исследовались не обособленно друг от друга, не атомистически, а в их взаимосвязи, взаимопроникновении, системно, как составляющие его языковой картины мира, и актуальность данной диссертации определяется также выбором угла зрения, под которым рассматривается исследуемый объект.

Воссозданный нами фрагмент языковой картины мира в соответствии с его содержанием был назван Человек как душевно-духовный организм. Человек понимается Ильиным как организм телесно-душевно-духовный [116-379; 181-187], но в "Наших Задачах" особое внимание уделяется душевно-духовному строю человека.

Фрагмент Человек... языковой картины мира И.А.Ильина включает в себя такие "составляющие" как дух н душа, свобода - рабство, любовь -ненависть, Предметность1 - продажность, культура - лжекультура, чувство собственного духовного достоинства, честь - бесчестие и многие другие. Мы стремились (и надеемся, что нам это удалось) к логической строгости в представлении всей этой сложной и многогранной системы.

Исследуя семантическую структуру этих концептов, мы все отчетливее представляем, какой смысл вкладывал Иван Александрович Ильин в понятие человек.

В процессе реконструкции указанного фрагмента языковой картины мира многие важнейшие вопросы находят ответ. Что такое Предметность? Какой должна быть свобода? В чем смысл русской идеи? В чем состоит самобытность русского человека? Каково место человека в мире? Почему так важно воспитать в человеке самодеятельную и ответственную духовную личность2? Что такое совесть2? Чего требует справедливость2? Каковы аксиомы правосознания, нарушение которых разложит всякий режим и погубит всякое государство2? В чем сущность здорового хозяйственного акта2? Какое содержание вкладывал Ильин в понятие культура!

Воссоздавая языковую картину мира автора "Наших Задач", мы познаем его концептуальную картину мира.

Изучение концептуальной картины мира - это шаг в познании структурной организации и законов жизни объективного мира, а также мира субъективного, существующего в сознании конкретного человека, это шаг в познании определенной системы ценностей, играющей существенную роль в жизни каждого человека.

Чем больше знает человек о мире, чем больше он задумывается осущности бытия, тем полнее, значимее его концептуальная картина мира.

Мировоззренческие концепты "личностны и социальны, национально специфичны и общечеловечны. Они живут в контекстах разных типов сознания - обыденном, художественном и научном. Это делает их предметом изучения культурологов, философов, социологов" [35: 3]. Через языковую картину мира мировоззренческие концепты изучаются лингвистами. Таким образом, "путь к осмыслению феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки. Природе подчинен физический человек, но она ничего не знает о духовной личности" [38:34].

Построение диссертации обусловлено задачей, которую поставил перед собой ее автор. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Первая глава посвящена прежде всего "Нашим Задачам" как объекту исследования, во второй главе говорится о проблеме изучения языковой картины мира в современной лингвистике, третья глава - лексико семантический анализ исследуемого текста, в результате которого реконструируется языковая картина мира И.А.Ильина. В заключении мы подводим итоги нашего исследования, в т.ч. говорим о его научной и практической значимости.

Системы ценностей и видение мира Ивана Александровича Ильина, его единомышленников и многих - даже лучших - ровесников автора диссертации в силу ряда объективных условий различны (и в этом смысле "Наши Задачи" для большинства представителей современной России - текст инокультурный). "Духовный акт, а в особенности, быть может, читательский акт, настолько разнообразен и многообразен, настолько редко, увы, читают в сознании необходимости строить свой читательскнй акт, и притом строить таким образом, чтобы по возможности наиболее верно воспроизвести творческий акт писателя, что далеко не всегда и далеко не сразу имеет место та встреча, встреча автора с читателем, ради которой написаны - книга, роман, рассказ, трактат, проповедь, исследование, авторская исповедь. ИЛЬИНА читать трудно, если идти по линии наименьшего сопротивления, т.е. без попытки строить свой читательский акт применительно к творческому акту самого автора, И чем иноприроднее, чем инаконаправленнее акт читателя, тем труднее" [IV: 425].

Исследователь старался искать созвучия своего читательского акта с творческим актом публициста. Это вовсе не значит, что мнение автора диссертации во всем совпадает с мнением создателя "Наших Задач", но в трактовке культурологических и общефилософских понятий я разделяю точку зрения И.А.Илыша (в дальнейшем не считаю ни необходимым, ни - тем более-научно значимым давать свою оценку политическим, социальным и другим взглядам Ивана Александровича). В трудах И.А.Ильина "поражает необычайная сила убеждения, которая ярче сухих математических доказательств". "И.А.Ильин никому не навязывал своих убеждений. Его вера невольно передавалась другим" [III: 403].

"Необычайная сила суждения его ума, высоко культивируемое им сознание ответственности вместе с этой строгой требовательностью к самому себе совершенно исключили у ИЛЬИНА претензию на всезнайство. Принцип предметности, исповедуемый а проповедуемый ИЛЬИНЫМ, строго определял в его сознании область своей собственной компетентности, вне которой он воздерживался строжайшим образом от соблазна дилетантства и любительства. Отсюда - присущая только подпинно великим мыслителям и ученым СКРОМНОСТЬ - истинно проникновенное знание знает о границах и пределах знания вообще и о пределах своей собственной компетентности" [IV: 432].

И, наверно, будущие русские поколения независимо от возможных частных разногласий примут самое главное из патриотического завета, оставленного нам Иваном Александровичем Ильиным:

"Первое, в чем нуждается Россия, есть религиозная и патриотическая, национальная и государственная идея... Мы должны увидеть ИДЕАЛЬНУЮ Россию, нашу Родину, в ее возможном и грядущем СОВЕРШЕНСТВЕ.

Увидеть священною мечтою нашего сердца и огнем нашей живой воли. И увидев ее так и увидев ее такою, создать те силы, которые осуществят ее...

Эта священная идея Родины указывает нам цель всей нашей борьбы и всего нашего служения. И не только на ближайшие сроки, а на целые века вперед. Она охватывает все силы России и все ее достижения: от веры до быта... от песни до труда... от духа до природы-, от языка до территории... от подвига до учреждений...

Это есть идея великодержавной России, воздвигнутой на основах подпинно христианской, волевой и БЛАГОРОДНОЙ государственности. Это есть идея: Богу служащей и потому священной Родины.

В этой идее, христианской и милосердной и в то же время государственной и ГРОЗНОЙ, высказаны вся наша цель, наше будущее, наше величне. Она отвергает раба и хама; и утверждает брата и рыцаря. Она учит чтить божественное в человеке; н потому требует для него духовного воспитания. Она дает человеку свободу для духа, для любви и для творчества; но не дает ему свободу для лжи, для ненависти и для злодейства. Она учит принимать право, закон и дисциплину доброю волею; и требует, чтобы мы заслужили себе свободу духовным самообладанием. Она учит строить государство не на выгоде и произволении, а на уважении и доверии; не на честолюбии и заговоре, а на дисциплине и преданности Вождю за совесть" [IV: 438,439].

"Наследие ИЛЬИНА, во всем своем обилии, во всем своем разно-и много-образни, представляет для нас как бы один-единый ВЕЛИКИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЗАВЕТ:

ПРЕДМЕТНО СЛУЖИТЬ ГЛАВНОМУ, БОГУ И РОССИИ" [IV: 437]. Изучая "Наши Задачи" И.А.Илыша как языковед, как журналист и как человек, интересующийся философией, я все больше приходила к выводу о необходимости серьезного исследования наследия Ивана Александровича, человека, чьим жизненным Делом было служение духовному обновлению Родины. 

Похожие диссертации на Реконструкция языковой картины мира публициста : На материале бюллетеней "Наши задачи" Ивана Александровича Ильина