Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Бердышева Наталья Юрьевна

Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира
<
Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бердышева Наталья Юрьевна. Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Бердышева Наталья Юрьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 233 с. РГБ ОД, 61:08-10/165

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к понятию «телевизионная картина мира»

1.1 Понятие «картина мира» в гуманитарных науках 12

1.2 Онтология картины мира телевизионного вещания 27

1.3 Телевизионная картина мира (ТКМ): социально-функциональный и идеологический аспекты 39

1.4 Коммуникативное намерение в формировании ТКМ 51

ГЛАВА 2. Аналитическое телевещание: советские традиции и современные особенности .

2.1 Телевизионная аналитика как специфический способ познания действительности 61

2.2 Эволюция аналитических программ на отечественном телевидении 63

2.3 Современные аналитические программы: опыт типологизации 72

ГЛАВА 3. «Итоговые» информационно-аналитические программы: экспликация образов мира и их осмысление 80

3.1 «Итоги дня» и «итоги недели»: проблемно-тематические приоритеты программ 82

3.2 Реализация коммуникативных установок в «итоговых» программах 113

3.3 Типы информации и аналитические методы: проблемы интерпретации 122

3.4 Жанровая структура «итоговых» информационно-аналитических программ 135

ГЛАВА 4. Авторские аналитические программы: личностный фактор в интерпретации картины мира и творении новых знаний 151

4.1 Идейно-тематическое своеобразие авторских программ 152

4.2 Жанровые возможности авторских программ 171

4.3 Журналистская рефлексия в построении концептуальной системы авторской передачи 180

Заключение 210

Библиография 218

Приложение 232

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях развития информационного общества современное телевидение - это один из основных институтов социализации. Будучи наиболее доступным и массовым средством информации, оно является важным условием для нормального функционирования и развития общества. Именно телевидение* об этом свидетельствуют данные социологических исследований о структуре свободного времени, занимает наибольший объем в индивидуальном информационном пространстве у большинства населения1. Такая важная роль в жизни общества требует от телевидения повышенной ответственности за отражение общественных и государственных интересов.

При этом ситуация на современном телевидении такова, что около 60% эфирного времени занимают развлекательные программы разного плана (включая кинопрокат). Из 40%, приходящихся на долю журналистского телевизионного продукта, половину составляют информационные программы. В оставшиеся 20% входят все остальные типы программ: теледокументалистика, научно-познавательные и спортивные программы, программы для детей и юношества. На долю аналитического вещания приходится порядка 2% от общего эфирного времени . То есть в общей сетке вещания превалируют развлекательные программы, а в ее журналистском блоке - новости.

Из-за всеобъемлющей коммерциализации и заполонившей телевизионный экран массовой культуры современное телевизионное пространство зачастую предстает как хаотичная, «осколочная» картина действительности, лишенная причинно-

1 Лесная Л.В., Соловьева С.С. Информационное поле и менталитет горожанина как предметная область
социологического исследования // Глобализация и социальные изменения: материалы научной
конференции 2006. .

2 Данные получены автором в результате статистического анализа.

следственных связей. Мифологизация, комическое и ироническое нередко становятся основными стилистическими особенностями современного экрана. Информационные программы, ограниченные формированием «повестки дня», не способны существенно повлиять на ситуацию. Скорее они испытывают на себе ее влияние, со все большим энтузиазмом следуя принципу инфотейнмента. Подобное положение создает очевидный дисбаланс в общественных функциях телевидения.

На этом фоне серьезное противодействие такому принципу телевизионного вещания может оказать аналитическая журналистика, в функции которой входят поиск связующих элементов действительности, формирование конструктивного начала в осмыслении общественной жизни.

Именно информационно-аналитические и аналитические программы способны актуализировать общественное мнение и влиять на него, последовательно формируя телевизионную картину мира (ТКМ) с установкой на целостное воспроизведение и осмысление действительности.

Состояние научной разработанности темы.

Для нашего исследования важное методологическое значение имели труды отечественных и зарубежных теоретиков: Л.Витгенштейна, Я.Н.Засурского, Р.Й.Павилениса, Е.П.Прохорова, К.А.Роговой, А.А.Тертычного, Д.Н. Узнадзе, В.В.Ученовой и других1.

В области теории и практики журналистской деятельности мы опирались на исследования Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.С.Вартанова,

'. Витгенштейн Л. Философские работы: 4.1. - М.: Гнозис, 1994; Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М.: Аспект-Пресс, 2008; Павиленис Р.Й. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка. - М.: Мысль, 1983; Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. - М.: РИП-холдинг, 2005; Рогова К.А. Интерпретация современного художественного текста (лингвистический аспект) .: Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М.: «Гендальф», 1998; Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001; Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Г.Н.Вачнадзе, В.М.Вильчека, Я.Н.Засурского, М.Н.Кима, Г.В.Кузнецова, Г.С.Мельник, С.А.Муратова, В.С.Саппака, В.А.Сидорова, В.Л.Цвика, А.Я. Юровского1.

Для решения задач, связанных с вопросами социального функционирования СМИ, мы опирались на работы Л.Г.Свитич, Е.П.Прохорова, С.Г.Корконосенко, Л.Н.Федотовой, И.Д.Фомичевой, Г. Першке2.

Проанализировать историю становления и развития отечественной телевизионной аналитики нам помогли труды Н.А.Голядкина,

числу фундаментальных, выражающих специфику общественного бытия, взаимоотношения человека с миром - важнейшее условие его существования в социуме.

В журналистику понятие «картина мира» проникло естественным образом и уже давно широко используется наряду с такими понятиями, как «информационное поле», «информационное пространство». По мере развития теоретической базы журналистики, понятие «журналистская картина мира» актуализировалось и адаптировало опыт различных гуманитарных наук. В связи с этим появилась необходимость придать этому понятию статус термина.

Вместе с тем единственная работа, в которой картина мира, формируемая журналистикой, выделена в самостоятельный объект исследования - это докторская диссертация В.Д.Мансуровой. Журналистская картина мира здесь трактуется автором как синкретичная форма теоретического, эмпирического, духовно-практического знания, востребованного огромными массами1.

Определения журналистской картины мира, которые основаны на* понимании журналистики как социального института и как прикладной науки, представляются нам наиболее конструктивными (И.М. Дзялошинский2, С.М.Виноградова3).

В исследованиях, посвященных телевизионной журналистике, понятие «картина мира» чаще всего имеет отрицательную коннотацию и соотносится с современными представлениями о «телевизионном пространстве» (И.В. Корнева), «коммуницируемой

Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. - М., 1994. 3 Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.

реальности» (Е.К. Невинская), «виртуальной реальности» (Г.В. Жирков, С.Н. Ильченко), «второй реальности» (Р.А. Борецкий)1.

Объектом исследования являются телевизионные программы крупнейших федеральных телеканалов: «Первый канал», «Россия», «НТВ», «Рен-ТВ» - и региональных - «5 канал», «ТВЦ». Их формат рассчитан на максимально широкий охват российской телеаудитории.

Программы, включенные в анализ, по мнению самих телеканалов (информация с официальных сайтов телеканалов), представляют собой главные общественно-политические программы данных каналов: «Ночное Время», «Сейчас о главном», «Страна и мир», «Вести недели», «Воскресное Время», «Неделя», «Постскриптум», «Времена», «Однако», «Основной инстинкт», «Зеркало», «Апельсиновый сок», «К барьеру!», «Главное с Игорем Фесуненко».

Предметом исследования являются способы формирования телевизионной картины мира и ее содержание в современном, аналитическом вещании. При этом цель нашего исследования -выявить закономерности формирования телевизионной картины мира (ТКМ), вычленив и изучив основные механизмы этого процесса, в основе которых лежит творческая журналистская деятельность.

В ходе достижения цели предполагается решить следующие задачи:

Определить сущность понятия «телевизионная картина мира» в

дискурсе теории журналистики. Рассмотреть значение ТКМ в

'КорневаИ.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. - СПб., 2002. Невинская Е. К проблеме восприятия ТВ в качестве «коммуницируемой реальности» // Журналістка - 2002. Матэрыялы 4-й Міжнаронай навукова-практтычнай канферэнцьи Вып. 4. Мінск. 2002. Жирков Г.В. Виртуальная реальность - венец электронной мифологии // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблем феноменологии дискурса). - СПб.: БРИГ-ЭКСПО, 1997. Ильченко С.Н. Аудиовизуальные СМИ формирование новой реальности // Журналистика: исследования - методология - практика: Сб. статей. - СПб., «Роза мира», 2004. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. - М.: ИКАР, 2002.

контексте реализации социальных функций телевизионной журналистики.

Исследовать традиции и современные особенности аналитического телевещания, осуществить типологию аналитических программ.

Проанализировать формы и методы журналистского творчества, лежащие в основе механизмов формирования ТКМ на различных этапах этого процесса. Для этого изучить жанровые возможности телевизионной аналитики в осмыслении и интерпретации эксплицированных образов мира. Рассмотреть тенденции авторской журналистской рефлексии в интерпретации картины мира.

Выявить проблемно-тематические приоритеты информационно-аналитических и аналитических программ, отражающие содержание современной ТКМ. Рассмотреть значение авторской журналистской рефлексии в ее интерпретации.

Обозначить возможные деструктивные моменты в процессе формирования концептуальной системы вещания на различных уровнях.

Методы исследования предполагают использование
методологических подходов гуманитарных наук: филологии,
философии, социологии, психологии. Сравнительно-

сопоставительный и контент-анализ телевизионных программ; структурно-функциональный анализ современного информационно-аналитического вещания, типологизация аналитических программ.

Основные положения диссертации.

1. В процессе реализации социальных функций телевидения формируется телевизионная картина мира - своеобразная модель действительности, производная от ее реалий, которая, в свою

очередь, способна оказывать на нее эффективное воздействие, создавая целостный образ социального бытия.

2. Аналитическое вещание играет в формировании ТКМ
важнейшую, может быть, даже решающую роль, так как его
объектами должны выступать группы причинно связанных фактов,
актуальных явлений и тенденций общественной жизни, а методами -
исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих объектов.

Противоречия, возникающие в процессе функционирования ТКМ, препятствуют конструктивности данного процесса.

3. Современная телевизионная аналитическая журналистика
недостаточно последовательна и эффективна в реализации своих
функций и нередко обнаруживает деструктивность деятельности на
различных этапах и уровнях формирования ТКМ, что приводит к
искажению, виртуализации, мифологизации последней.

4. Устранение деструктивных моментов, всестороннее
осмысление, интерпретация, выявление сущностных связей в
событиях и фактах действительности, соблюдение - логики
социальной необходимости в формировании ТКМ - в конечном
счете, от этого зависит эффективность журналистской деятельности,
ее конструктивная роль в жизни общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в попытке вычленить из журналистской картины мира собственно телевизионную картину мира и, определив ее природу, описать как теоретическую модель.

Впервые предпринята и попытка изучения механизмов, методов формирования телевизионной картины мира. В научный оборот вводится большой массив фактов и сведений из практики современной аналитической телевизионной журналистики, исследуется ее роль в формировании целостного восприятия событий

и явлений текущей действительности (конструктивного начала в осмыслении общественной жизни).

Практическая значимость данного диссертационного
сочинения заключается в том, что оно может быть использовано для
оптимизации практической деятельности телевизионных

журналистов. Его результаты могут помочь при определении общих задач и концепции вещания телевизионного канала. Результаты, полученные в работе при анализе телевизионного материала, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики.

Структура диссертации предопределена задачами и логикой исследования. Она включает пять глав, введение, заключение, список использованной литературы, приложение.

Апробация работы проведена на ряде научно-практических конференций факультета журналистики СПбГУ «СМИ в современном мире» (с 1999 года по 2005 год), материалы которых опубликованы с участием автора, а также в публикациях автора в сборниках научных статей. Теоретические положения и эмпирические материалы использовались автором в ходе преподавательской работы со студентами факультета журналистики. По теме исследования имеется более 10 публикаций, среди которых наиболее важными автору представляются следующие:

Бердышева Н.Ю. Коммуникативная установка как определяющий фактор организации газетного текста // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста. Материалы межвузовской науч. конф. - Соликамск, 2000. С. 131-132.

Бердышева Н.Ю. Объективность и субъективность в журналистских жанрах // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы науч.-практ. конф. - СПб., 2000. С. 199-200.

Бердышева Н.Ю. Максимизация как критерий объективности текста аналитических жанров тележурналистики // Журналистика в 1999 году. Тезисы науч.-практ. конф. Ч. 5. -М, 2000. С. 13-14.

Бердышева Н.Ю. Интертекстуальность аналитических программ // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы науч.-практ. конф. - СПб., 2002. С. 217.

Бердышева Н.Ю. Телевизионный постмодернизм: деструктивная картина мира // Средства массовой информации в современном мире. Материалы науч.-практ. конф. - СПб., 2003. С. 80-81.

Бердышева Н.Ю. Телевизионная аналитика в моделировании концептуальной картины мира // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. — СПб., 2004.

Бердышева Н.Ю. Механизмы формирования телевизионной картины мира // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 9, 2007. Вып. З.Ч. И. С. 329-333.

Понятие «картина мира» в гуманитарных науках

Исследования по изучению понятия «картина мира» проводились в разное время и в разных областях. В различных науках система знаний человека, его представлений, мнений об объективной действительности имеет свое название (картина мира, концептуальная система мира, модель мира, образ мира) и рассматривается в разных аспектах.

В нашей работе мы опираемся на представления о картине мира в гуманитарных науках (философии и культурологии, психологии, лингвистике), так как именно с этими областями знания пересекаются представления современных исследователей о журналистской картине мира.

Определение понятий «картина мира», «концептуальная система мира», «модель мира», «образ мира» в гуманитарных науках осуществляется через решение проблемы соотношения элементов триады «язык - мышление - действительность». Журналистика, заимствуя методы этих наук, заимствует и их основные понятия, проблемы, дополняя их решение спецификой своих объектов и предметов исследования.

Все, что касается КМ в различных науках, нам важно в связи с необходимостью а) разобраться в природе понятия КМ; б) определиться с методологией исследования; в) вычленить необходимые элементы понятия для определения журналистской картины мира и телевизионной картины мира.

Термин картина мира был введен Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921 г.). Витгенштейн тесно связывает это понятие с языком. Позднее, в «Философских исследованиях» (1953 г.), он разовьет эту взаимосвязь в языковую игру, сравнив язык со старинным городом, где лабиринт маленьких улочек и площадей окружен множеством новых районов по стандартной планировке. Термин «языковая игра»1, таким образом, призван подчеркнуть, что «говорить на языке — это один из видов деятельности, своеобразная форма жизни»2.

В плане исследований картины мира объектом логико-лингвистических и психологических исследований являются языковая картина мира и концептуальная картина мира, и их соотношение.

О необходимости соотношения понятий «картина мира» и «языковая картина мира» в 1920-1940-е гг. говорили американские ученые Э. Сепир и Б. Уорф, утверждавшие, что «представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире, по существу, без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления и коммуникации, - это всего, лишь иллюзия. В действительности «реальный мир» (включающий язык со всеми его связями с мышлением, психикой, культурой, социальными и профессиональными феноменами) в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы»3. На этом строится гипотеза лингвистической относительности, согласно которой не реальность определяет язык, на котором о ней говорят, а наоборот, наш язык всякий раз по-новому членит реальность. Реальность опосредована языком4.

Современные аудиовизуальные СМИ помогают расширить вербальную информацию с помощью звука и изображения, что значительно облегчает и обогащает процесс массовой коммуникации.

О процессе понимания вербальной информации говорит Пищальникова В. А.: «Содержание определенного речевого произведения для реципиента - это некая совокупность смыслов, актуализированных этим текстом в мышлении индивида. Следовательно, языковая единица, актуализируя все ментальное содержание, связанное с ней в опыте реципиента, позволяет реципиенту присваивать речевое произведение (понимать его). То есть языковой знак практически возбуждает в мышлении реципиента процесс смыслопорождения. Язык объективирует содержание концептуальных систем. Отсюда можно определить концептуальную систему (картину мира) как континуальную систему смыслов, структурирующуюся в деятельности индивида в результате присвоения им конвенционального опыта, перцептивных процессов и собственно рефлексии мышления».

Смысл в этом случае является порождением сознания, он объединяет в себе аудиовизуальные и вербальные характеристики объекта действительности. Описывая характеристики объекта, журналист тем самым вкладывает в концепт смысл.

Пищальникова В. А. предпочитает использовать термин концептуальная система, а не картина мира, поскольку первое одновременно дает представление о единице этого образования -концепте (смысле), тем самым акцентируя одно из важнейших свойств анализируемой категории - континуальность, возникающую как следствие постоянного образования новых концептов не только за счет расширения/углубления опыта, но и за счет постоянного переструктурирования имеющегося содержания

Таким образом, различные именования понятий модели мира в языкознании не связаны с изменением взгляда на взаимоотношения мышления, действительности и языка, а определяются объемом понятия и детерминированным этим объемом соотношением «картины мира» и «языковой картины мира». Представляется поэтому, что вполне справедлива такая позиция, которая сопрягает содержание языка и мышления в единой модели: «Язык изначально связан непосредственно с мышлением, и в гносеологическом плане действительно отношение не "язык - мышление - мир", а "языкомышление - мир". Правильно поэтому говорить также не о языковой картине мира, а языкомыслительной картине мира, то есть концептуальной картине мира»

Телевизионная аналитика как специфический способ познания действительности

В конце 1950-х годов на телестудии страны начали приходить первые специалисты, для которых телевидение представляло собой специфическое техническое средство для распространения журналистского продукта 3. С этим связывают серьезное расширение публицистического вещания в 60-х годах.

Прообразом современных «итоговых» программ можно считать появившееся в 1961 году еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей». По словам А.Я. Юровского, «использование феномена непосредственности (и связанной с ним импровизационности) было провозглашено творческим принципом этой программы... Телевидение оказалось впереди других средств массовой коммуникации (газет и даже радио) не только в оперативности, но и в полноте сообщаемой информации, в раскрытии самой личности героев... Работники «Эстафеты новостей» выдвинули на первый план, в прямом и переносном смысле, личность журналиста. Успехи «Эстафеты» в персонификации сообщения, несомненно, имели значение для всей советской телевизионной журналистики» 1.

На этом этапе зарождались основные аналитические жанры, заимствованные телевидением у радио и газет: интервью, беседа, комментарий, которые и сегодня широко используются в информационно-аналитическом вещании. А наличие элементов персонификации, свойственных этой программе, и сделанную авторами ставку на участие в ней известных в обществе людей, вполне можно трактовать как зарождение основных принципов построения современных авторских программ.

К середине 60-х популярность этой телепередачи пошла на спад. И основная причина видится как раз в том, что «Эстафета новостей» не ставила своей целью анализ общественной жизни, хотя, будучи по своей сути еженедельным обозрением, она должна была стремиться к аналитичности, к более глубокому изучению процессов, происходящих в действительности.

В начале 70-х значение личности журналиста и ведущего сводилось к минимуму. Председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин выступает с заявлениями о том, что «нашему телевидению звезды не нужны». По его словам, советский диктор, журналист должен выражать официальную позицию и не должен отвлекать внимание своими индивидуальными качествами.

На советском телевидении «была проведена огромная комплексная работа по устранению индивидуальности. Там удаляли бороду, чтобы не отвлекала от общего пафоса культурного строительства, там убирали лучистые глаза, чтобы не возникало посторонней мысли о женской привлекательности, там запретили международному комментатору появляться на экране не в мидовском пиджаке с галстуком. Побольше типичности, товарищи, в раскрытии советского образа жизни... Твое достоинство в посредственности. Чем ты безличнее, тем лучше воплощение. Умри в завизированном и предложенном тебе тексте»1.

Существовавшее тогда до абсурда сильное пропагандистское начало советского телевидения препятствовало хоть сколько-нибудь объективному отражению происходящего, то есть адекватной картине мира. Невозможно было ждать объективности и от информационной программы «Время», начавшей выходить в 1968 году. В это время, когда телевидение находилось в полной политической и экономической зависимости от партийной, то есть государственной власти, только официальные новости, создающие образ могущественного государства, могли доходить до массовой телевизионной аудитории. Такой программа оставалась вплоть до Перестройки. И главным тормозящим фактором было «неумение и нежелание мыслить по-новому, и это приводило к тому, что «Время» по-прежнему рассказывало о частных случаях -недостатках или успехах отдельных коллективов, не стремясь к обобщениям»

«Итоги дня» и «итоги недели»: проблемно-тематические приоритеты программ

Для того чтобы представить современную телевизионную картину мира на тематическом уровне, мы обратились к методу контент-анализа. Так как именно этот метод оказывается наиболее эффективным для анализа потоков информации в СМИ.

Программа исследования предполагала выявление тематического своеобразия современных информационно аналитических телевизионных программ. В качестве рабочей единицы анализа мы выбрали «тему». Помимо определения проблемно-тематического диапазона программ, нас также интересовал вопрос приоритетности различных тем, то есть какие именно темы и с какой частотой открывают ту или иную программу, какие объявляются как «тема дня» / «тема выпуска». Одновременно с количественной оценкой проводилось определение типа информации, которым представлена та или иная тема, и типа коммуникативной установки. Выявлялись также основные аналитические методы, присущие тому или иному способу подачи материала, и выразительные средства, с дополнительной помощью которых раскрывается та или иная тема.

Объем исследуемого материала: программы, непосредственно включенные в контент-анализ, исследовались за период сентябрь-октябрь 2004, 2005 годов. «Страна и мир» - 20 программ, что составляет около 12 часов эфирного времени. «Ночное Время» - 15 программ (около 5 часов). «Сейчас о главном» - 19 программ (около 8 часов). «Вести недели» - 8 программ (около 7,5 часов). «Воскресное Время» - 8 программ (около 6 часов). Проблемно-тематическое своеобразие программ является первым уровнем, который учитывается при формировании ТКМ.

При этом актуальность темы в новостных программах определяется, по исследованию В. А. Сидорова, «1) текущей политической практикой в понимании журналиста; 2) текущей политической практикой в понимании аудитории; 3) текущей политической практикой в понимании институтов и организаций более высокого уровня; обыденным истолкованием современной политической практики; 4) научной интерпретацией явлений и фактов политической практики»1.

Безусловно, «итоговые» информационно-аналитические программы идут вслед за «новостными» программами, но с помощью отбора, вычленения наиболее значимой информации (верстка, перекомпоновка), обобщения, комментария программы формируют телевизионную картину мира для своей аудитории, по возможности упорядочивая новостийный калейдоскоп.

Практически такое же пристальное внимание программа уделяет внутренней политике страны: Деятельности Госдумы и президента России (визиты, реформы, законотворчество, политические фигуры).

По сравнению с политикой, значительно меньшее внимание уделяется экономическим проблемам. За рассматриваемый период практически единственный предмет обсуждения в рамках этой темы - кампания вокруг дела «Юкоса», цены на нефть и связанный с этим курс доллара.

Идейно-тематическое своеобразие авторских программ

Программа «Времена» также пытается разобраться в вопросах: почему Запад видит угрозу в России, как повлияют результаты выборов президентов стран СНГ на отношения России и Европы? Возможна ли новая «холодная война» между Россией и США? Грозит ли нам новое открытое противостояние? (2 2.09.07); Как будут складываться отношения России и НАТО?». Представляет ли НАТО угрозу для России? (3.12.06).

«Основной инстинкт» С.Сорокиной поднимает проблему взаимоотношений России с Белоруссией: какие процессы сейчас л происходят в Белоруссии, как мы к ним относимся и стоит ли в связи с этим ускорять объединение наших стран? (22.10.04)

Программа «Зеркало» также затрагивает темы интеграции, международных конфликтов: Россия и Украина: вместе в Европу (24.04.04); НАТО и Ирак: две опасности для России (10.04.04); Кризис в отношениях с США (08.06.07).

Программа «Постскриптум» неоднократно анализирует предвыборные ситуации на Украине и в Грузии, ставя вопрос о начале там гражданской войны: Как выродилась революция роз? Саакашвили против собственного народа. Наша оценка событий в Грузии (10.11.07) Еще одна традиционная тема для этой программы -западная антироссийская кампания и предвыборная ситуация в США: Терминатор рвется в Белый дом. Изменит ли Америка свою Конституцию? (30.10.04), Буш или Кэрри? (23.10.04); Грядет ли новый Карибский кризис? Чем ответит Москва на американскую ПРО в Европе? (3.11.07)

Следующая по приоритетности тема — внутренняя политика России (политические и социальные реформы, деятельность правительства и политических партий, выборы президента страны, коррупция).

Практически все аналитические программы обсудили реформу власти: Инициативы президента: гаек нет, нечего закручивать (18.09.04 «Зеркало»); Г.Зюганов как последнее оружие либералов. Парадоксы антипутинской оппозиции. (30.10.04 «Постскриптум»); Когда легче критиковать Кремль, чем губернатора? (Там лее);

Затрагивая тему о предложенной Президентом схеме назначения руководителей регионов, С.Сорокина рассматривает этот вопрос с точки зрения избирателей, которые почувствовали ограничения своих прав (1.10.04 «Основной инстинкт»).

После укрепления «вертикали власти» самым важным является вопрос о следующем российском президенте, точнее о преемственности высшей государственной власти. Эта тема также затрагивалась большинством аналитических программ: Стало ли неожиданностью выдвижение именно Дмитрия Медведева? Можно с уверенностью сказать, что с приходом Медведева политика России не изменится и станет более социально направленной? (15.12.07 «Времена»); наиболее вероятны два сценария: либо до конца отого года Владимир Путин сам назовет имя своего возможного преемника, либо обозначит нескольких возможных кандидатов (1.12.07 «Постскриптум»).

Большое внимание авторских программ привлекает вопрос о социальных реформах. Даже программа «Времена», которую в большей степени интересуют политические вопросы, посвятила целый выпуск ходу реформ ЖКХ: Будет ли зимой в наших квартирах свет и тепло? И сколько мы за эти услуги заплатим? Что делать с ветхим и аварийным жильем? Решатся ли проблемы ЖКХ, если привлечь в отрасль частный бизнес?(21.11.004 «Времена»).

Ведущая «Основного инстинкта» пытается разобраться в сути и последствиях реформ ЖКХ, здравоохранения, образования с учетом резонанса в СМИ и обществе от корректировки пенсионной реформы и монетизации льгот (18.03.05).

Помимо остро социальных тем, внутриполитическая жизнь страны может быть представлена и следующим образом: Во власть идут сразу три дочери известных политиков (20.08.05 «Неделя с Марианной Максимовской»);

Готовьте сетчатку глаза. Скоро нас будут сканировать - о паспортной реформе (9.10.04 «Постскриптум»).

Экономическая тематика (внутренний рынок, денежные потоки, международная экономика, цены на нефть, Киотский протокол):

На этой неделе доллар продолжал ставить неприятные рекорды по прыжкам вниз. Все мы заметили, как в этом году зверски подорожал бензин и как ощутимо подорожало продовольствие, а, с другой стороны, нам говорят о том, что мы по-прежнему много и за дорого продаем нефть за рубеж,- о том, что в России накоплен громадный стабилизационный фонд. (3.12.04 «Основной инстинкт»);

Личная война Сороса против Буша. Большие деньги не признают преград. (30.10.04 «Постскриптум»);

Деньги от нашей нефти. Зачем Кудрин хочет отправить их в Америку? (9.10.04 «Постскриптум»);

Спор с олигархом. Должен ли бизнес иметь совесть? (16.10.04 «Постскриптум»). Терроризм: проблемы Чеченской Республики, безопасность, борьба с терроризмом: Почему через год после трагедии матери Беслана требуют политического убежища (3.09.05 «Неделя с Марианной Максимовской»); Леонид Рошаль: правда о "Норд-Осте" и Беслане (23.10.04 «Зеркало»); Международный терроризм. Кто за этим стоит? (08.09.04 «Постскриптум»); Взрыв в толъяттинском автобусе стал одной из самых крупных трагедий за последнее время («Постскриптум» 3.11.07). Особое внимание уделяется этой теме в программе «Однако».

Похожие диссертации на Современное аналитическое вещание : формирование телевизионной картины мира