Введение к работе
Актуальность работы предопределена недостаточной разработанностью проблематики, связанной с описанием и анализом языковой картины мира, языковой личности, их отражением в литературно-художественных текстах. Работа актуальна и как опыт описания языковой картины мира крупнейшего русского писателя – этот опыт вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с описанием национальной языковой картины мира.
Основная цель настоящего исследования – анализ языковой картины мира в поздних произведениях А.П. Чехова и структуры языковой личности писателя, – потребовала решения задач, в число которых вошли:
- уточнение объекта исследования, а также предмета и материала последнего на основе современных теорий коммуникативной лингвистики;
- разработка методологии исследования, адекватной избранному объекту – языковой картине мира в поздних произведениях А.П. Чехова и языковой личности писателя, – на основе синтеза методик, принятых в лингвистике, культурологии, когнитивистике и литературоведении;
- анализ существующих концептологических теорий и разработка рабочей гипотезы концепта, художественного концепта, концептосферы, метаконцепта – в соотнесении со смежными понятиями и феноменами;
- разработка гипотезы соотношения и взаимодействия концепта и ключевого слова (дескриптора) как элемента семантического «каркаса» текста, анализ существующих методик вычленения ключевого слова (дескриптора), системы ключевых слов (дескрипторной статьи), функционального тезауруса – в их соотнесении с концептосферой, языковой картиной мира и языковой личностью писателя;
- создание функционального тезауруса поздних произведений А.П. Чехова на основе теории ключевого слова и с использованием методики вычленения слова-дескриптора (дескрипторной статьи);
- описание семантических характеристик концептосферы (художественного мира) в поздних произведениях А.П. Чехова, ее структуры и составляющих;
- определение соотношений между языковой картиной позднего Чехова и национальной языковой картиной мира, а также того вклада, который Чехов делает в последнюю;
- соотнесение результатов литературоведческого и лингвистического анализа поздней прозы А.П. Чехова и их взаимная верификация.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что здесь впервые дается системный анализ языковой картины мира в поздних произведениях А.П. Чехова, языковой личности писателя. И в описании концептосферы произведений художественной литературы применена интегративная методология, синтезирующая наработки литературоведения и целого ряда лингвистических дисциплин.
Объектом диссертационного исследования является языковая картина мира в поздних произведениях А.П. Чехова и языковая личность писателя. Предмет исследования – концептосфера поздних произведений Чехова. Материалом исследования являются чеховские рассказы и повести 1898–1902 годов, на которые приходится последний период творчества А.П. Чехова (всего – 9 текстов).
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных исследователей (С.А. Аскольдов, А.А. Залевская, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, В.А. Пищальникова, Г.Г. Слышкин; Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, И.А. Тарасова, Г.В. Токарев и др.).
На защиту выносятся следующие положения:
- языковая личность автора, основу которой составляет лингвокатегориальный аппарат, лежит в основании характерной для писателя языковой картины мира, которая, в свою очередь, реализуется в художественной картине мира, воплощенной в тексте художественного произведения; художественная картина мира есть системное образование, содержательную основу которого составляют концепты, а структурную – метаконцепты;
- содержательные параметры художественного мира и языковой картины мира находятся в системной соотнесенности с текстовыми средствами, используемыми писателем; последние могут быть описаны как функциональный тезаурус произведения;
- языковая личность писателя раскрывается в принципах текстуальной реализации концепта, метаконцепта и концептосферы и может быть описана на основе анализа данных принципов;
- концептосфера поздних прозаических произведений А.П. Чехова есть система, содержательную основу которой составляют концепты, по отношению к которым метаконцепты выступают как структурообразующий принцип;
- для концептосферы поздних произведений Чехова характерны принципы взаимообратимости, статусной и структурной трансформации концептов и метаконцептов: концепт (в пределе) способен трансформироваться в метаконцепт и наоборот.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточняются и развиваются базовые понятия лингвистической семантики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии – понятия концепта, художественного концепта, концептосферы, метаконцепта, функционального тезауруса, ключевого слова и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим и историческим аспектам языкознания, в спецкурсах по лингвоконцептологии, лингвопоэтике, истории и теории литературы.
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях: «Актуальные проблемы филологии в ВУЗе и школе» (Тверь, 2003, 2004, 2005); «100 лет после Чехова (Ярославль, 2004); «XII Чеховские чтения» (Таганрог, 2004), «Путь и путешествие в русской литературе» (Пушкинские горы, 2004); «Молодые исследователи Чехова» (Мелихово, 2005).
Основные положения работы отражены в 8 публикациях общим объемом 3,2 п.л.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.