Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научные основы методики обучения академическому рисунку в системе подготовки художника-педагога 11
1.1. История возникновения академического рисунка, его учебные и творческие стороны 21
1.2. Психолого-педагогические основы взаимосвязи «учебного» и «творческого» аспектов в процессе обучения академическому рисунку 55
1.4. Выводы по материалам I главы 76
Глава 2. Экспериментальное исследование методов обучения академическому рисунку, построенных на взаимосвязи «учебного» и «творческого» аспектов 79
2.1. Констатирующий эксперимент 80
2.2. Поисковый эксперимент 113
2.3. Обучающий эксперимент 138
2.4. Выводы по материалам II главы 172
Заключение 174
Библиографический список 183
Приложение 195
- История возникновения академического рисунка, его учебные и творческие стороны
- Констатирующий эксперимент
- Обучающий эксперимент
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность.
Русская академическая школа выпустила из своих «стен» немало
великих художников-графиков, живописцев, скульпторов,
архитекторов, декораторов, искусствоведов, педагогов. Своих успехов в учебе и в личном творчестве- они достигли благодаря свободному владению академическим рисунком.
Свободное владение рисунком предполагает длительный творческий процесс подготовки художника, в нашем случае -художника-педагога. К решению проблемы, которая в сущности сводится' к одному из важных положений теории и методики преподавания изобразительного искусства: «Обучение рисунку есть единство учебных и творческих задач», в разное время относились по-разному. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. К примеру, большой вклад в научную базу академического рисунка внесли' такие художники, как: Павел Петрович Чистяков, Илья Ефимович Репин, Михаил Васильевич Нестеров, Дмитрий Николаевич Кардовский и др. В начале 20 века отдельные аспекты проблемы творчества в рисунке рассматривали следующие художники-педагоги: Михаил Дмитриевич Бернштейн, Николай Эрнестович Радлов, Павел Яковлевич Павлинов, Борис Владимирович Иогансон, Александр Евгеньевич Яковлев.
С последними исследованиями в области обучения академическому рисунку можно ознакомиться в диссертационных работах таких авторов, как: A.M. Савинов, А.И. Иконников, А.И. Сухарев, Е.Л. Толстых, Б.Е. Оспанов, К.В Макарова, P.M. Золотухина, А.П. Дроздов. Первые фундаментальные исследования по проблеме формирования и развития учебных и творческих способностей были предприняты А.Е. Терентьевым и Н.Н.Ростовцевым. Эти ученые-
педагоги главным образом сосредоточили свое внимание и усилия на
теоретической разработке данной проблемы, указывая на
необходимость обоюдного решения учебных и творческих задач в академическом рисунке.
Результаты проведенных исследований по вопросу специальной
подготовки (рисунок) у абитуриентов, поступающих в различные
художественные вузы Российской Федерации, далеко не одинаковы.
Художественно-графический факультет Ml Л У по основной
специальной дисциплине - рисунок - в рейтинге 10 ведущих
художественных вузов страны: 1) Российская академия живописи,
ваяния и зодчества; 2) Санкт-Петербургский государственный
академический институт живописи, скульптуры и архитектуры; 3)
Московский государственный академический художественный
институт им. Сурикова; 4) Московский государственно-промышленный
университет им. Строганова; 5) Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия; 6) Московский
государственный университет печати; 7) Московский государственный* текстильный университет им. А.Н.Косыгина; 8) Московский архитектурный институт; 9) Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова; 10) Московский педагогический государственный университет - занимает стабильно 10 место. Это во многом объясняется тем, что на художественно-графические факультеты педагогических вузов Российской Федерации поступают, как правило, выпускники общеобразовательных и художественных школ с относительно слабой специальной подготовкой по базовой дисциплине - рисунок, в то время как в художественные высшие учебные заведения лучшие выпускники художественных училищ, колледжей, лицеев. Это обстоятельство вносит свои коррективы в методику обучения рисунку на художественно-
графических факультетах-, особенно на начальной стадии, когда педагогу приходится все внимание обращать, прежде всего, на- процесс овладения студентами основами изобразительной грамоты за счет решения элементарных творческих задач. В1 этой ситуации педагогу зачастую не до творчества. Однако история методики преподавания изобразительного искусства, художественная практика и результаты последних научных исследований в области-педагогики говорят о том, что такое положение дел необходимо менять.
Как показывает анализ современных выставок, по- рисунку и* графике, само реалистическое изображение претерпело существенное изменение: вполне достаточно сравнить рисунок ведущих мастеров 17-19 веков с современным рисунком, и мы увидим разницу. Поэтому в настоящее время перед методикой преподавания изобразительного1 искусства встают сложнейшие задачи: пойти по пути совершенствования методов обучения академическому рисунку; учить рисунку как творческому процессу осмысления- действительности* и ее отражения или обучать, опираясь только на научную базу; а может, есть третий путь, когда целесообразнее использовать научные основы обучения академическому рисунку в творческом/ понимании и взаимодействии.
Вопросы обучения академическому рисунку через призму взаимосвязи- учебного и творческого и являются проблемой нашего исследования. Для решения проблемы развития академического рисунка огромное значение имеет определение оптимального соотношения учебных и творческих задач в процессе обучения на художественно-графических факультетах. Академический рисунок позволяет изучить действительность в художественно-образной форме и дает большой импульс для развития творческих способностей рисующего.
Цель исследования - выявить, научно обосновать и
экспериментально проверить методы обучения академическому рисунку при подготовке художника-педагога, целенаправленно используя взаимосвязь «творческих» и «учебных» аспектов.
Объект исследования - процесс обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
Предмет исследования - система методических средств обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах, направленных на более действенную взаимосвязь учебных и творческих задач.
Гипотеза исследования. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения рисунку будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения академическому рисунку использовать специальные упражнения и задания, методы и- целевые установки, такие как:
систематически и целенаправленно знакомить студентов с лучшими образцами мирового графического изобразительного искусства, в которых просматривается, хорошо читается взаимосвязь учебного и творческого аспектов;
знакомить студентов с различными техниками и материалами, способствующими пониманию взаимосвязи учебного и творческого рисунка;
знания о перспективе, теории теней, средствах рисунка, закономерностях строения натуры, анатомии должны носить ярко выраженный творческий характер;
активизировать у студентов чувственно-эмоциональное восприятие натуры во взаимосвязи с пространственно-объемным и линейно- конструктивным;
восприятие натуры и рисунка должно носить научно-
творческий характер;
научить студентов поэтапно осуществлять конструктивно-пластический замысел;
ставить задачи на выполнение не только обобщенных тональных зарисовок, но и детально проработанных рисунков.
Задачи исследования:
Теоретически проработать вопрос взаимосвязи «учебных» и «творческих» аспектов в психологии, педагогике и методике обучения рисунку.
Проанализировать опыт сложившихся традиционных методов обучения академическому рисунку.
Разработать методы активизации творческих способностей студентов и модифицировать систему освоения базовых знаний по учебному рисунку в целях повышения уровня умений и навыков на занятиях по академическому рисунку.
Разработать наиболее эффективную систему учебных заданий по академическому рисунку, направленную на развитие творческого потенциала студента и на повышение уровня учебного рисунка.
Раскрыть суть понятий «творчество», «академия», «обучение» как основополагающих в процессе создания художественного произведения.
Методологическую основу составляют ведущие положения художественной педагогики, психологии, истории изобразительного искусства и методики обучения изобразительному искусству.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
экспериментальное исследование;
обучающий педагогический эксперимент;
анализ-программ по дисциплине "Рисунок" педагогических и художественных вузов;
знакомство с опытом ведущих художников-педагогов;
проведение бесед со студентами, преподавателями, художниками;
анкетирование студентов;
анализ практических работ студентов;
педагогическое наблюдение за деятельностью студентов.
Этапы исследования
На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; определялась методология исследования, гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования; проводился констатирующий эксперимент, предприняты поиски эффективных путей и методов обучения академическому рисунку.
На втором этапе (2006-2007 гг.) проводился поисковый эксперимент; составлялась и апробировалась экспериментальная методическая система обучения академическому рисунку на основе взаимосвязи учебного и творческого аспектов; при помощи разработанных критериев проведена оценка студенческих работ, разработаны и проверены на практике основные задания и упражнения, а также методические приемы, способствующие более эффективному освоению академического рисунка.
На третьем этапе (2007-2008 гг.), завершающем, проводился формирующий эксперимент; сформулированы окончательные выводы эксперимента; проделана большая работа по внедрению результатов исследования в учебный процесс и оформлению диссертационного
исследования.
На защиту выносится: научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения академическому рисунку, включающая в себя цели, задачи, содержание, методы формы и средства обучения, основанная на следующих положениях:
— Непременным условием повышения профессиональной
подготовки студентов по академическому рисунку является установка на
образное осмысление натуры во взаимосвязи с овладением необходимых
учебных навыков и усвоением основных научных знаний в сфере
академического рисунка.
— Для повышения уровня знаний, умений и навыков необходимо
построить учебный процесс таким образом, чтобы на всех его этапах
выработка изобразительных умений и навыков шла параллельно с
творчески активным восприятием действительности студентами
художественно-графических факультетов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Разработана и экспериментально проверена методическая система обучения на основе взаимосвязи учебного и творческого аспектов, способствующих повышению качества академического рисунка.
Разработана система учебно-творческих заданий и упражнений, способствующих формированию специальных умений и навыков по созданию художественного образа.
Предложены и обоснованы критерии оценки студенческих работ по двум основным аспектам - учебному и творческому.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов
при обучении академическому рисунку посредством взаимосвязи творческого и учебного аспектов.
Практическая значимость результатов' и выводов исследования заключается в разработке специальных заданий, упражнений, направленных на совершенствование и активизацию профессиональной подготовки студентов по академическому рисунку. Полученные результаты исследования могут использоваться для совершенствования* учебных программ по рисунку, для разработки наглядных методических пособий и учебников.
Достоверность результатов исследования обеспечивается:
опорой на исследования в области психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и-искусствоведения;
избранной методологией и широтой констатирующих исследований;
экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике, в работе со студентами 1, 2 и 3 курсов в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе художественно-графического факультета МПГУ. Материалы исследования докладывались и проходили обсуждение на заседаниях кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета. Основные положения нашли свое отражение в публикациях по теме исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики и иллюстрации, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение включена программа обучения с 1 по 3 курс.
История возникновения академического рисунка, его учебные и творческие стороны
Возникновение академического рисунка как учебной дисциплины связано с появлением первой академии, чему способствовало высокое развитие теории и методов изучения изобразительного искусства в период всей эпохи Ренессанса. Искусство рисования достигло в эпоху Возрождения высокой зрелости и мастерства. Не случайно, что именно в это время рисунок приобретает значение вполне самостоятельной отрасли искусства. Строго говоря, вся история европейского реалистического рисунка начинается с Возрождения. Итальянские мастера Высокого Возрождения развивают принципы рисунка предыдущего столетия — для них также характерен исключительный интерес к фигуре как некоему энергетически насыщенному объему. Но они намного превосходят своих предшественников по необыкновенной концентрированности выразительных нюансов в этих формах, по замечательной плавности ритмов, по значимости позы и жеста. Поэтому-то их излюбленными инструментами были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки активности внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности. Вместе с тем подавляющее большинство ренессансных рисунков служило в свое время подготовительным материалом к живописи и было составной частью единого творческого процесса.
На протяжении многих веков творческий процесс создания произведений искусства делился на несколько стадий. Подмастерья подготавливали холсты и растирали краски, мастера отрисовывали картоны в натуральную величину будущего полотна или фрески. Изучая процесс рисования и обобщая накопленный опыт в искусстве, можно выделить следующие стадии:
начальный этап, когда только создается эскиз произведения, его набросок;
средний этап - идет проработка деталей, тушевка и выявление объема;
и наконец, завершающий этап- обобщение второстепенного, выявление с помощью тона главного смыслового центра. Соответственно на разных этапах рисующий задействует и разные стороны процесса рисования:
начальный этап характеризуется более творческим характером, так как необходимо задать общую сюжетную линию, а так -же обозначить основные смысловые пункты в натуре, используя, накопленные навыки и знания;
на среднем этапе в рисунке задействованы более учебные аспекты - анализ натуры, работа над деталями, кропотливая и точная передача всех особенностей объема;
на завершающем этапе - вновь доминирует творческий аспект обобщения и выделение главного, на основе первоначального замысла.
Мы рассмотрим, как на протяжении становления академического рисунка проявляются во взаимодействии творческий и учебный аспекты. Так, например, в эпоху Ренессанса рисунком пользовались при поиске и изучении натуры для создания полотен и фресок. Создавая свои картоны, великие мастера Возрождения используют все выразительные средства рисунка и творчески исследуют натуру, дабы подобрать наиболее подходящей ракурс, позу и пропорции будущего персонажа. В отличие от тщательно проработанных и законченных произведений, эти экспрессивные наброски ближе подпускают нас к интимному процессу творчества и позволяют зрителю проникнуть в смысл идеи художника. Подобно дневниковым записям, рисунки зачастую делаются художником исключительно для себя, в этот момент он свободен в своем творческом выборе. Большинство этих рисунков — штудии с натуры, но они далеко не всегда связаны с определенной картиной. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельный рисовальный замысел. Это как бы эскизы сложного движения, открытого жеста, динамической позы — эскизы пластической активности формы как таковой.
Констатирующий эксперимент
Констатирующий этап экспериментального исследования мы проводили с сентября 2005 года по июнь 2006 года на ХГФ МПГУ и со студентами первого, второго и третьего курсов.
В задачи констатирующего этапа эксперимента входило: выработать критерии оценки студенческих работ и провести сравнительный анализ рисунков студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов педвузов с целью выявления работ высокого, среднего и низкого уровней по творческим и учебным аспектам; провести сравнительный анализ учебных программ по рисунку, методов преподавания академического рисунка в разных вузах, на основе чего выявить особенности выполнения рисунков в различных учебных заведениях, что позволит дать более целостное представление о современном состоянии обучения академическому рисунку, его школах и возможностях;
провести анкетирование и беседы со студентами. Рисунок на художественно-графическом факультете педвузов является основополагающим предметом вне зависимости от того, по какой специальности впоследствии будет работать студент. Академический рисунок на художественно-графических факультетах педвузов - результат многих трудов таких выдающихся ученых-педагогов, как Д. Н. Кардовский, В. Н. Яковлев, А. А. Дейнека, Н. Н. Ростовцев, Г. В. Беда, А. Е. Терентьев, В. К. Лебедко. Рисунок - вот та основа, на базируется и будет строиться обучение, в первую очередь, будущих художников-педагогов, ведь именно они пойдут в школы, студии, училища, колледжи, вузы страны и будут задавать высокий уровень графической грамоты будущих поколений.
Для проведения анализа студенческих различных вузов мы выбрали рисунки обнаженной модели, поскольку именно изображение фигуры человека в академической школе рисунка является высоким уровнем профессионализма во всех школах. Мы определили критерии оценки рисунков выделив две категории критериев - эмоционально образную и техническую (см табл. №1). В эмоционально-образную категорию мы внесли те критерии, которые отражают уровень развития образного мышления и эмоциональности студентов, проявившийся в процессе работы
Во вторую категорию технических возможностей студентов внесены показатели умений и навыков приобретенных в ходе
практической работы над рисунками на основе развития специальных изобразительных способностей, а так же, были включены показатели знаний, актуальных в процессе работы.
Итак, мы разделили рисунки на два вида по учебному и творческому аспекту. В результате выяснилось, что работ с творческим решением меньше, чем учебным. Поэтому студентов 1, 2 и 3 курсов необходимо подготовить к активному творческому профессиональному решению учебных задач в академическом рисунке на старших 4 и 5 курсах.
Данные критерии мы планировали использовать в оценке студенческих работ на итоговых просмотрах, которые проходят на художественно-графических факультетах в конце каждого семестра. Оценка выставляется коллегиально всем составом кафедры рисунка, что придает им достаточно объективный характер. Конечно, ведущий преподаватель может более точно характеризовать работы своих студентов, но в оценке возможно будут присутствовать личное отношение, антипатии, а также похвала с заделом на следующий семестр.
Выработанные нами критерии оценки студенческих работ были применены при оценке работ студентов других вузов: МГХПУ имени Строганова, МГАХИ имени В.И Сурикова, РАЖВиЗ, ВГГУ: это позволило нам получить представление о методике преподавания и отличительных особенностях рисунка натюрморта, гипсовой головы, портрета и анатомического рисунка в различных вузах. Констатирующий эксперимент решал основную задачу — выявить взаимодействие учебных и творческих задач в академическом рисунке в выше упомянутых вузах. Каждая школа выделяется своими особенностями и направлениями, как в обучении рисунку, так и в целях обучения того или иного специалиста. Поэтому мы выявляли уровень академического рисунка (высокий, средний, низкий) конкретно в каждом вузе, сравнивая и акцентируя свое внимание на общих установках современного академического рисунка. Изучая академический рисунок в различных вузах, мы провели ряд бесед со студентами и педагогами, а также побывали на просмотрах, чтобы наглядно задокументировать рисунки и процесс проведения просмотров (с помощью фотографий и видеосъемок) с целью дальнейшего анализа рисунков студентов с 1 по 5 курс.
Обучающий эксперимент
На формирующем этапе эксперимента мы сравнивали результаты КГ и ЭГ по академическому рисунку по двум аспектам — учебному и творческому. Затем провели анализ взаимодействия творческого и учебного аспектов в контрольной и экспериментальной группе. Мы определили следующие задачи обучающего, формирующего эксперимента.
1. Сформировать у студентов навыки работы над академическим рисунком.
2. Разработать методику активизации творческих способностей и учебных знаний.
3. Апробировать методику взаимосвязи учебных и творческих задач в академическом рисунке.
Обучающий эксперимент проходил на 1, 2 и 3 курсах, но определяющим для нас являлся 2 курс 4 семестр как переходный этап от рисования головы человека к портрету с руками. Основы рисования головы студенты осваивали на примере изучения рисунка гипсовой головы, это послужило для них подготовительным этапом в обучении. При проведении формирующего эксперимента мы выделили три этапа:
- теоретическая база и упражнения на технику и строение головы;
- рисование с натуры на изучение характерного и типичного;
- рисование с образным решением.
Контрольное задание № З (П курс, III семестр) - мы провели ряд бесед по истории искусств и решению задач образного раскрытия заданной постановки, студенты посетили музеи, выполнив серию зарисовок статуй и бюстов. Для контрольного заданием мы выбрали рисование головы Эсхила, древнегреческого драматурга отца европейской трагедии. Собрав подготовительный материал и выполнив ряд эскизов, студенты приступили к работе над рисунком данной натуры с основной установкой - использование средств карандашного рисунка для раскрытия образа Эсхила. Для более активного восприятия натуры мы поставили более контрастное освещение.
Студенты КГ рисовали бюст Вольтера, французского писателя, историка, но в отличие от ЭГ, никаких специальных установок им не давалось. Основным преимуществом студентов ЭГ было:
знакомство с научным материалом, историческая осведомленность;
рисование данной модели в музее дало возможность ознакомиться с оригиналами, что более целостно повлияло на формирование образа греческих и римских скульптур;
развитое пространственное мышление, так как была проведена подготовительная работа;
знакомство с литературными источниками, также оказало воздействие на раскрытие образа.
На 2 курсе мы провели серию заданий как на развитие творческих способностей, так и на усовершенствование учебных знаний, умений и навыков по рисунку живой головы человека. Мы постепенно «наслаивали» одно задание на другое, при этом не теряя связи между ними. Планомерно старались давать теоретические и практические знания. Огромное внимание уделили воспитательной части в обучении, так как необходимо было повлиять на выбор профессии студентами, а также повысить их мотивацию в дальнейшем обучении академическому рисунку. Для этого мы провели ряд лекций и бесед по академическому рисунку и изучению литературно-педагогического наследия, для проверки были заданы вопросы в личной беседе и письменные проверочные работы. Мы разработали таблицу взаимосвязи учебных и творческих заданий, которая наглядно демонстрирует эффективность серии проведенных заданий и упражнений.