Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Хабаху Адам Гиссович

Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием
<
Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хабаху Адам Гиссович. Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием : 13.00.02 Хабаху, Адам Гиссович Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием (На примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 315 с. РГБ ОД, 61:06-13/1712

Содержание к диссертации

Введение

I. Глава. Психолого-педагогические особенности формирования знаний, умений и навыков в процессе овладения педагогическим рисованием 16-143

1.1. История вопроса о методах использования педагогического рисования при обучении изобразительному искусству 16

1.2. Педагогическое рисование - эффективный метод реализации принципа наглядности в подготовке художника-педагога по рисунку 59

1.3. Психолого-педагогические особенности формирования знаний, умений и навыков владения педагогическим рисованием на занятиях учебным рисунком сегодня 114

1.4. Выводы по материалам I главы 141

II. Глава. Формирование знаний, умений и навыков владения педагогическим рисованием на занятиях учебным рисунком в современной системе подготовки художника-педагога. Экспериментальное исследование 144-203

ИЛ. Методическая система активизации формирования знаний, умений и навыков владения педагогическим рисованием у студентов ХГФ на заняти ях учебным рисунком 144

Н.2. Методы проведения экспериментального исследования 166

П.З. Ход проведения экспериментального исследования 173

П.4. Выводы по материалам II главы 200

Заключение 204

Введение к работе

Проблема исследования и её актуальность. В условиях совершенствования системы образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает педагогическое рисование.

Не все выпускники ХГФ за время учёбы овладевают основополагающими методическими принципами, как учебного рисунка, так и педагогического рисования. Как показывает педагогическая практика, результаты последних научных исследований по методам преподавания изобразительного искусства, авторский опыт работы, у студентов отсутствуют устойчивые, отработанные навыки и умения работы мелом на классной доске. Изображения, выполняемые мелом и другими мягкими графическими материалами, не выразительны, композиционно не организованы. Зачастую в них не хватает эстетического вкуса, грамотности с точки зрения построения формы в пространстве и т.д. Студенты, а нередко и выпускники часто не имеют должного представления о специфике педагогического рисования, предполагающего ограниченность во времени его выполнения, максимальную простоту по форме, точность и лаконичность по смыслу, дух импровизации, необходимость работать, стоя возле доски, перед бдительным оком большой аудитории. Последнее мешает основной массе студентов реализовать свои изобразительные возможности в полную силу. Студенты скованы в работе на доске, не всегда учитывают специфику мелового изображения, когда линия, точка, штрих или пятно передаются как светлое на тёмном («негатив»); не используют при наглядном показе всё разнообразие графических материалов - уголь, соус, сангина, цветные мелки, пастель, фломастеры и т. д.

При этом ощущается психологический барьер, разрушающий комплексность реализации задач изобразительной и языково-эмоциональной составляющих работы педагога.

Указанные недостатки существенно снижают уровень специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в педагоги-

5 ческом рисовании, качество которого напрямую зависит от уровня подготовки в учебном рисунке.

В системе подготовки учителя изобразительного искусства обучение рисунку имеет первостепенное значение. Учебный рисунок, основывающийся на рисовании с натуры, является базой для всех видов изобразительного искусства — живописи, декоративно-прикладного искусства, технической графики, скульптуры и т. д.

В качестве действенной меры, способной существенно улучшить подготовку к педагогической работе, мы предлагаем интегрировать педагогическое рисование непосредственно в процесс изучения курса учебного рисунка. Это должно способствовать возвратной активизации студентов в плане более глубокого и качественного освоения учебного рисунка, в разнообразии техник и материалов рисования, что позволит студентам овладевать педагогическим рисованием уже на первых этапах обучения.

При разработке учебных планов, программ по изобразительному искусству, требований к профессиональной подготовке учителя рисования, сегодня мало внимания уделяется педагогическому рисованию. Между тем его значимость как важнейшего средства, активизирующего творческий потенциал педагога и студента, способствующего пробуждению устойчивого интереса к предмету изучения, признавалась издавна, со времени зарождения и первых шагов развития педагогической мысли. Проблему наглядности в обучении затрагивали в своих работах великий Гёте, профессор Тулузской школы искусств Гальяр, художник Гране, братья Александр и Фердинанд Дю-пюи, И. Г. Песталоцци, Рамзауаэр, профессор Конрад Ланге, Артур Доу, Либерти Тэдд, Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.

Отдельные идеи, мысли о важности педагогического рисования в деле подготовки художника-педагога, можно найти в письмах, дневниках, воспоминаниях известных художников: К.П. Брюллова, В.В. Ефанова, Б.М. Иоган-сона, Д.Н. Кардовского, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова, И.Е. Репина, П.П. Чистякова, К.Ф. Юона, и мн. др.

Изучение теории и практики наглядного показа, интегрированные в процесс обучения учебному рисунку в вузе, призваны формировать профессиональное мастерство будущего педагога в практическом показе и устном пояснении. При этом дидактическая, содержательная сторона этой работы должна служить базой для художественного, творческого воплощения осваиваемых знаний, умений и навыков в педагогическом рисунке. При таком условии пояснительный рисунок педагога будет гармонично сочетать в себе познавательное и творческое начало.

Набросок, без сомнения, является одним из путей овладением изобразительными материалами и изобразительными средствами, развития точности глаз, наблюдательности и многих других качеств. Однако если работа над набросками происходит без глубокого анализа формы, пропорций, строения, конструкции объектов, определения пространственных и перспективных характеристик, освещённости, объема и т.д., то, в принципе, она, скорее всего не будет иметь результатом серьёзное освоение рисунка. На основе одних набросков невозможно дать полноценную характеристику объектов реальности, всесторонне изучить и научиться их точно изображать.

Глубокое проникновение в суть предметного мира на основе академических установок, сочетающееся с выработкой лёгкости, артистичности изобразительных средств, техники, там, где рисунок является способом художественного отображения жизни или абстрактных понятий - вот где проявляет себя академическая первооснова, при этом не бросаясь назойливо в глаза. При разработке проблемы исследования предусмотрены не просто задания в выработке умения выполнения «набросков на доске», а именно анализ, изучение и изображение наиболее существенных характеристик натуры, объекта рисования с точки зрения линейно-конструктивной передачи в изображении формы, пропорций, строения, перспективных сокращений, пространственного положения и т.д. Педагогическое рисование должно соответствовать необходимым требованиям, перечисленным в данной работе, а по содержанию являться продолжением занятий по учебному рисунку, отличаясь от основ-

7 ной работы разнообразием изобразительных материалов, размерами изображений, временем выполнения, наличием устного пояснения и определённым целевым направлением. Такая комплексная работа постепенно должна объединить и гармонизировать в педагогическом рисовании художественно-эстетическое и дидактическое начала.

Наиболее существенный вклад в разработку вопросов педагогического рисунка применительно к современному вузовскому и школьному образованию внесли в своих трудах и педагогической работе А.Д. Алехин, А.А. Дейнека, В.П. Зинченко, Д.Н. Кардовский, В.И. Козлинский, B.C. Кузин, Л.Б. Михаленко, B.C. Мурзаев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, М.Ф. Харитонов, Н.К. Шабанов, П.М. Шухмин, В.Н. Яковлев, другие учёные и педагоги нашей страны, а также зарубежные, например, В. Рихтер, Г. Баммес, Е. Барчаи и др. Известный художник-педагог, учёный Н.Н. Ростовцев придавал большое значение педагогическому рисованию: «Будущим художникам-педагогам крайне необходимо умение быстро и выразительно рисовать. В своей повседневной педагогической работе учителю изобразительного искусства приходится постоянно пользоваться наброском, быстрым рисунком на классной доске. ...Уже на первых курсах студент должен научиться свободно владеть быстрыми зарисовками, чтобы ко времени педагогической практики он не испытывал затруднений у классной доски».1

Изучение и анализ научной, учебно-методической, специальной литературы, опыта подготовки студентов художественно-графических факультетов в плане овладения основами педагогического рисования на занятиях учебным рисунком, позволили определить проблему, цель, объект и предмет, сформулировать гипотезу, обозначить задачи и методы исследования.

Проблема исследования заключается в разработке теоретической базы и методической системы формирования знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием на примере занятий учебным рисунком.

Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учебник / Н. Н. Ростовцев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. -с.100.

Проблема является актуальной в связи с тем, что процессу формирования знаний, умений и навыков в освоении педагогического рисования на всём протяжении учебного цикла внимание уделяется недостаточно равномерно и систематично. Непосредственное обучение педагогическому рисованию начинается только в связи с методикой преподавания, что отрицательно сказывается на качестве подготовки студентов к практике. Недостаточная интегрирован-ность педагогического рисования в практику обучения предметам специального цикла, особенно учебному рисунку, незначительная проработанность вопроса роли и места заданий и упражнений по формированию знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием на занятиях учебным рисунком, также подтверждают актуальность данной темы. Будущие учителя должны получить хорошую специальную подготовку, которая в достаточной степени соответствовала бы профилю их работы. Кроме того, художники-педагоги обязаны в дальнейшем постоянно углублять и совершенствовать свои знания и умения, чтобы активно участвовать в художественной жизни общества.

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методической системы обучения педагогическому рисованию, интегрированной в практику занятий учебным рисунком и направленной на освоение наглядного рисования и метода устного пояснения к нему, что, в конечном итоге, должно способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков в педагогическом рисовании.

Объектом данного исследования являются пути формирования знаний, умений и навыков педагогического рисования в процессе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.

Предмет исследования - формы, методы, приёмы и техники педагогического рисования на занятиях учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное формирование знаний, умений и навыков педагогического рисо-

9 вания на современном этапе модернизации художественного образования в системе подготовки художника-педагога возможно при условиях:

психолого-педагогического обоснования системы методов формирования знаний, умений и навыков педагогического рисования в специальной и профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства;

всестороннего и глубокого раскрытия художественно-образной природы наглядного метода обучения — педагогического рисования;

раскрытия сущности и назначения педагогического рисования применительно к специфике художественной школы;

разработки и экспериментальной проверки педагогических путей, методов и средств формирования знаний, умений и навыков педагогического рисования в системе подготовки учителя изобразительного искусства в современных условиях повсеместного применения компьютерных технологий.

Изучение и анализ разработанности данной темы, а также личный опыт педагогической деятельности автора позволил в соответствии с целью и гипотезой определить следующие задачи исследования:

изучить историю проблемы формирования знаний, умений и навыков использования педагогического рисования в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в методическом и педагогическом аспектах;

сформулировать и обосновать понятия «педагогическое рисование», «наглядное рисование», «учебный рисунок»;

охарактеризовать процесс формирования знаний, умений и навыков педагогического рисования в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога;

определить важные факторы, влияющие на эффективность формирования знаний, умений и навыков в овладении наглядным рисованием;

разработать и экспериментально проверить практическую систему заданий и упражнений по выработке знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием и теоретически обобщить комплекс педагогических мер, направленных на их формирование.

10 Методологической основой исследования являлись:

- зарубежные и отечественные психолого-педагогические труды, свя
занные с художественным образованием;

рекомендации художников, педагогов и учёных научно-методического содержания по формированию знаний, умений и навыков в педагогическом рисовании как части процесса подготовки художника-педагога и обучения академическому рисунку;

- разработки и исследования отечественных и зарубежных учёных-
педагогов по общим и частным вопросам методики обучения рисунку и ос
новам изобразительной грамоты.

Методы исследования:

анализ учебно-методической литературы, различных методик, содержащих сведения и положения по обучению рисунку в целом и педагогическому рисунку в частности;

изучение литературы по психологии, педагогике, истории, теории и методике применения педагогического рисунка в практике обучения рисунку и основам изобразительной грамоты;

изучение опыта мастеров изобразительного искусства, художников-педагогов прошлого и настоящего в области использования наглядного рисования, педагогического рисунка при обучении рисованию;

изучение и анализ практики обучения педагогическому рисунку в контексте программ по рисунку и методике преподавания изобразительного искусства в вузе и общеобразовательной школе;

анкетирование, опросы, беседы с преподавателями, учителями школ и студентами;

изучение педагогического опыта ведущих преподавателей Кубанского государственного университета, Адыгейского государственного университета, учителей и методистов системы школьного образования республики Адыгея.

отбор и анализ работ студентов, относящихся к разработке данной тематики, связанных как с аудиторными длительными занятиями, так и с

внеаудиторной деятельностью (наброски, зарисовки, различные эскизы и варианты композиционных решений);

анализ и статистическая обработка итогов исследования на разных этапах;

констатирующий, поисковый, формирующий и сравнительный педагогические эксперименты как база для дальнейшей разработки методических рекомендаций по формированию прочных знаний, устойчивых, отработанных умений и навыков в педагогическом рисовании на занятиях учебным рисунком.

Базой исследования стало отделение изобразительного искусства института искусств Адыгейского государственного университета (АГУ), педагогический факультет Адыгейского государственного университета. Исследование проводилось с 2002 по 2006 г., в несколько этапов и охватило 43 студента отделения изобразительного искусства АТУ.

Этапы исследования.

Первый этап (2002-2003 гг.) - изучение и анализ литературных источников по педагогике, психологии, философии, методике преподавания изобразительного искусства, в частности рисунка, программ по рисунку вузов и школы; разработка авторской программы обучения студентов АТУ; определение основных направлений работы по проблеме; разработка методической системы формирования знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисунком, разработка экспериментальной программы и работа по ней на занятиях академическим рисунком со студентами Адыгейского госуниверситета.

Второй этап (2003-2004 гг.) - продолжение экспериментальной проверки модели формирования знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисунком, авторской экспериментальной программы по педагогическому рисованию на занятиях учебным рисунком (на двух курсах отделения изобразительного искусства АГУ).

Третий этап (2004-2006 гг.) - подведение итогов эксперимента, ознакомление преподавателей школ с моделью формирования знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисунком (на примере занятий учебным рисунком), концепцией, структурой и особенностями программы упражнений по педагоги-

12 ческому рисованию, её апробация в процессе педагогической практики студентов АТУ и АРКИ, в регионах Адыгеи, рекомендацией её внесения в рабочую программу по методике преподавания изобразительного искусства в Адыгейском государственном университете, обсуждение авторской экспериментальной программы с преподавателями АГУ и АРКИ, учителями местных школ.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным его характером и заключается в следующем:

проведён анализ современного состояния подготовки будущих учителей изобразительного искусства по рисунку в связи с проблемой исследования педагогического рисования в процессе академического обучения художника-педагога;

обоснованы, научно и экспериментально подтверждены методы формирования знаний, умений и навыков в педагогическом рисовании как важные средства, способствующие профессиональному и специальному становлению художника-педагога;

разработана и внедрена на практике методика диагностики владения студентами основами педагогического рисования;

разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, основанная на интеграции различных форм педагогического рисования в процесс занятий учебным рисунком, включающая упражнения по педагогическому рисованию с параллельными задачами закрепления знаний методических принципов рисунка, а также упражнения, связанные с предварительным анализом изобразительных действий рисующих и устными комментариями этих действий;

разработана экспериментальная программа для студентов по формированию знаний, умений и навыков в овладении педагогическом рисованием на занятиях учебным рисунком (на 1, 2, 3 и частично 4 курсах).

Теоретическая значимость:

- проанализирована история проблемы педагогического рисования в
педагогическом, психологическом и методическом аспектах;

научно обоснована эффективность методов формирования знаний, умений и навыков педагогического рисования на занятиях учебным рисунком посредством предложенной в данном диссертационном исследовании методической системы обучения, обеспечивающей успешное овладение средствами наглядного показа, более глубокое освоение учебного рисунка, что качественно повышает уровень подготовки художника-педагога;

раскрыты психолого-педагогические принципы использования педагогического рисования в специальной и профессиональной подготовке художника-педагога в условиях современной модернизации системы художественного образования;

разработана и экспериментально проверена методическая модель эффективного использования педагогического рисования в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога;

разработан учебно-методический экспериментальный комплекс практических заданий, способствующих совершенствованию знаний, умений и навыков в учебном рисунке, и более качественному овладению педагогическим рисованием;

результаты данного исследования способствуют повышению качества подготовки специалистов (художников-педагогов), а также могут использоваться при разработке смежных проблем.

Практическая значимость исследования состоит в разработке дополнительных заданий, упражнений, направленных на совершенствование работы со студентами по освоению методических принципов выполнения педагогических рисунков в процессе подготовки по учебному рисунку, стимуляцию овладения методом устного пояснения. Большое значение имеет разработка на основе существующей программы дополнительной, специальной экспериментальной программы по рисунку, включающей в себя комплекс тренировочных упражнений и заданий по педагогическому рисованию. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в учебном процессе по рисунку, в ходе педагогической практики студентов и профессиональной педагогической

14 деятельности художника-педагога в качестве методических указаний и психолого-педагогических рекомендаций при разработке учебных программ и пособий, служить материалом для научной и практической работы.

Достоверность полученных результатов подтверждается опорой на результаты современных исследований по истории изобразительного искусства, философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства; использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, сравнительного анализа разнообразных источников информации. Важное место уделено последующей проверке эффективности предложенных форм и методов проведения занятий, экспериментальному подтверждению основных положений исследования, анализу полученных исходных и конечных результатов исследования.

На защиту выносятся теоретически обоснованные, разработанные и экспериментально проверенные основные положения методической системы формирования знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием на примере занятий учебным рисунком; дидактические принципы, методы, методические приёмы, формы организации теоретической и практической работы по теме исследования; средства обеспечения предпринятого нами исследования, включающие различные виды наглядных пособий - образцы, репродукции работ мастеров, динамические таблицы, схемы, ТСО, модели и т. д.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предложенные формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на освоение ими методических принципов выполнения наглядных изображений, педагогического рисунка и метода устного пояснения в контексте занятий учебным рисунком, прошли экспериментальную проверку на отделении изобразительного искусства Адыгейского госуниверситета (АГУ), отделении живописи Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. X. Тхабисимова (АРКИ). Результаты диссертационного исследования были сообщены в докладах, статьях и тезисах на научных конференциях, опубликованы в вузовских и межвузовских сборниках (Mill У, КубГУ, АГУ - 2002-2006 гг.), обсуждены на заседани-

15 ях кафедры изобразительного искусства АГУ. Практические материалы диссертации в течение последних 3 лет эффективно используются автором и его коллегами на занятиях по рисунку, а в последнее время (январь-март 2006 года) и в подготовке и проведении педагогической практики студентов отделения изобразительного искусства АГУ в школах г. Майкопа Республики Адыгея.

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений, изложена на 220 страішцах с 73 иллюстрациями. Приложение 1 (образцы практических работ студентов) содержит 18 страниц с иллюстрациями. Приложение 2 (экспериментальная программа по педагогическому рисунку) содержит 76 страниц с иллюстрациями. Первая и вторая главы состоят из четырёх разделов. В основной текст вошли репродукции работ мастеров разных эпох, стран и школ, образцы работ студентов отделения изобразительного искусства АТУ, студентов отделения изобразительного искусства Адыгейского республиканского колледжа искусств (АРКИ), фотографии, схемы, таблицы, диаграммы, графики, отражающие подготовку, ход и итоги педагогического эксперимента. В разделе приложений содержатся «живые» образцы и репродукции работ студентов отделения изобразительного искусства АТУ и АРКИ, данные анкетирования и тестирования.

История вопроса о методах использования педагогического рисования при обучении изобразительному искусству

Чтобы правильно, уверенно и выразительно выполнять такие наброски, необходим достаточный опыт, определённое развитие наблюдательности, зрительной памяти, быстрого восприятия и цельного видения. Наблюдение -это сознательный, волевой акт. Развитие наблюдательности требует постоянной практики в рисовании, чтобы научиться отбирать главное, наиболее важное и интересное.

«Художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете или объёмности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом...»7, -говорил известный английский художник и теоретик искусства Д. Рейнольде.

Флорентийский зодчий Л.- Б. Альберти считал искусство рисунка столь же точной системой, как математика, и был уверен, что необходимо и возможно определить ряд правил, которые помогут овладеть рисунком так же, как точными науками, что вооружило педагогов ясной системой обучения.

Строгий расчёт, математизация и канонизация позволили сначала египтянам, а затем грекам, и, в конечном счёте, всему цивилизованному миру, воплотить преемственность передачи художественно-изобразительных знаний, умений и навыков, и достичь высочайшего уровня реалистичности в изобразительном искусстве.

Для Альберти, как и для многих великих художников прошлого, рисование не являлось механическим нанесением линий на плоскость. В их понимании рисование — это деятельность, направленная на совершенствование ума. Важнейшее место в совершенствовании образного мышления должно занять рисование с натуры, так, чтобы то, что художники научились изображать с натуры, твёрдо осталось у них в памяти.

Вот как образно описывает этот процесс наш современник, известный художник, педагог М. И Курилко: «Реалистический учебный рисунок может получиться лишь тогда, когда художник, рисуя, не просто отдаётся своему зрительному чувству и впечатлению, а пропускает их через сознание, где и происходит отбор главного, типичного, или отбрасывание нехарактерного.

Мастера искусства об искусстве. — М., 1967. - т. 3. - С. 422. ...Развитие осмысленного зрения — цель учёбы, основа реалистического рисунка»8.

Вот почему так важно художнику-педагогу в обучении изобразительному искусству планомерно формировать восприятие, мышление, память. В таком случае, считал Альберти, обучение надо начинать с точки и прямых линий, затем знакомить рисующих с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рисование, таким образом, имеет значение не слепого переноса точек, линий на изобразительную плоскость, а приобретает смысл деятельности, направленной на формирование образно-мыслительной активности рисующих.

С этой позиции в деле обучения и воспитания художников становится ясной роль «нехудожественных» дисциплин, использовавшихся в эпоху Возрождения: геометрии, математики, биологии, медицины, черчения. Именно эти дисциплины в первую очередь способствуют активному формированию пространственного мышления человека.

«Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств в подготовке художников»9 - отмечает в своём фундаментальном труде известный психолог И.С. Якиманская.

Важным в русле проблемы нашего исследования является также то, что Альберти советовал давать изображения крупного размера. Маленький рисунок скрадывает ошибки, а на большом рисунке легче их увидеть и исправить. Вместе с обобщением формы в рисунке это было большим шагом вперёд в преподавании с помощью методов наглядной демонстрации. Влияния размера изображения на восприятие ошибок подтверждают и такие известные психологи, как Е.И. Игнатьев, И.П. Волков, и другие.

о

Курилко М.И. Рисовать - значит рассуждать, мыслить/ М.И.Курилко //Проблемы композиции: Сб. нучн. тр.: Под ред. В.В. Ванскова. - М.: Изобр. иск., 2000. - С. 119-121.

Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - М: Педагогика, 1980. - С. 240. Великий Леонардо да Винчи даёт ряд практических советов, которые имеют отношение к рассматриваемой нами проблеме относительно учебного рисунка и наглядного показа. Мастер представляет описание методики и последовательности работы над рисунком, советует начинать работу с целого, а не с частей, а затем уже переходить к составляющим целое частям, чтобы не нарушать связь частей, образующих это целое. Любопытно упражнение, в котором по линии, представленной на стене, ученики должны на глаз отрезать кусочки соломы такого же размера, затем сравнивать их с наглядным образцом на стене.

Методическая система активизации формирования знаний, умений и навыков владения педагогическим рисованием у студентов ХГФ на заняти ях учебным рисунком

К тому времени, когда выпускник художественно-графического факультета станет преподавать в школе, он должен владеть всеми составляющими педагогической работы, в том числе знаниями, умениями и навыками в педагогическом рисунке — одном из самых важных компонентов работы художника-педагога. Подготовку по овладению средствами и методами наглядного показа, педагогического рисования, необходимо начинать осуществлять, как показывает опыт, не только на занятиях по теории и методике преподавания изобразительного искусства в школе, которых недостаточно для уверенного овладения педагогическим рисованием. Необходим дополнительный комплекс мер, основанный, как это представлено в данном исследовании, на цикле занятий учебным рисунком, являющихся наиболее подходящей базой для формирования знаний, умений и навыков наглядного показа.

Для этого нами разработаны специальные упражнения, являющиеся интегрированной частью в структуре основной программы по учебному рисунку, акцентирующей часть самостоятельной, индивидуальной и других форм работы студентов на выполнении заданий, соответствующих основным заданиям программы, но направленных по форме и содержанию на выполнение мягкими графическими материалами крупных, ограниченных по времени наглядных изображений. Это позволит студентам не только добиться более высоких результатов в учебном рисунке, но и повышать свое профессиональное педагогическое мастерство, овладевая разнообразными приемами наглядной работы. При этом они могут экспериментировать с известными изобразительными средствами и материалами, искать новые материалы и техники выполнения наглядных изображений, развивать свое зрительное восприятие, мышление, практические навыки в быстром выполнении больших изображений, обогащать устную речь, отрабатывать артикуляцию и дикцию, умение уверенно и рационально держаться возле классной доски перед большой аудиторией.

Устанавливаются новые, более определённые и устойчивые связи между учебным рисунком и методикой преподавания изобразительного искусства. При этом формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием начинает происходить уже в начале прохождения курса учебного рисунка, что позволяет существенно подкрепить преемственность в профессиональной подготовке художника-педагога на всём протяжении обучения в ВУЗе.

Основная работа должна систематически проводиться в четырёх главных направлениях:

- выполнение разнообразных по содержанию, технике выполнения и используемым материалам линейно-конструктивных зарисовок и набросков;

- в процессе выполнения студентами аудиторных тренировочных упражнений в педагогическом рисовании;

- разработке эскизов к педагогическим рисункам;

- разработке и подборе наглядных пособий и моделей;

- самостоятельных тренировочных упражнений вне аудитории;

- постепенном увеличении доли и качества речевого пояснения к выполняемым упражнениями перед аудиторией.

Кроме указанных случаев, в процесс решения различных методических проблем учебного рисунка можно включать задания с применением педагогического рисунка.

Определяя основу, на которой осуществляется подготовка в педагогическом рисунке, Н.Н. Ростовцев писал: «Раскрывая специфику педагогического рисунка, надо подчеркнуть, что основа как творческого, так и педагоги 146 ческого рисунка — учебный академический рисунок; а рисование с натуры — это тот фундамент, на котором формируется художник-педагог»136.

«Любой вид творческой деятельности художника в значительной мере опирается на работу памяти и воображения. Подлинная свобода в самостоятельном труде возможна только на базе глубокого и всестороннего изучения натуры»137 - так в свою очередь определял взаимосвязь различных видов рисунка О.А. Авсиян.

Успешное овладение умениями и навыками в оперативном выполнении специфических больших пояснительных рисунков требуют глазомера, твёрдости и точности руки, развить которые можно лишь при условии кропотливых и регулярных тренировок в специальных упражнениях. Из этого следует, что основным направлением в подготовке художника-педагога по использованию педагогического рисунка в процессе обучения изобразительному искусству является его самостоятельная работа над быстрыми набросками, влияющая затем на выполнение обобщённых наглядных изображений.

Методы проведения экспериментального исследования

После постановки задач и предварительного анализа постановки, в получасовой лекции были рассмотрены основные положения линейной перспективы с использованием пособия 1 и моделей 2, рассмотрены разные способы построения изображения - поэтапный и «набросочный», пояснены особенности применения этих способов (преподаватель использует метод взаимосвязи и преемственности теоретических и практических занятий). Поэтапное выполнение рисунка рассматривалось с использованием соответствующего наглядного пособия, «набросочный» вариант был показан педагогом посредством педагогического рисования мелом на доске.

Далее студентам было предложено выбрать наиболее интересную, по их мнению, точку зрения, и, сделав быстрый композиционный набросок на формате 1/16 листа в течение 1-2 минут, запомнить вид и выполнить крупный линейный рисунок этой композиции по памяти с учётом вышеперечисленных задач. Допускалось изменение положения отдельных тел, но без искажения пропорций, если это могло помочь добиться большей выразительности. Время выполнения 5-7 минут, ХА листа, уголь, соус или сангина. Преподаватель осуществляет метод руководства процессом выполнения практических заданий, проводя индивидуальную работу (поправки работ, рисунки на полях), и фронтальную (определение типичных ошибок с краткими пояснениями).

Устные пояснения выполнялись по завершению работы, как это предусмотрено на начальном этапе освоения задач по педагогическому рисованию, выборочно 4-5 студентами в течение 1-1,5 минут.

Далее, после перерыва, перед проведением глубокого анализа, в течение 20 минут была просмотрена программа на пособии 4, что позволило сту 171 дентам более критически оценить недостатки и упущения собственных работ и работ товарищей.

На рисунке 1 «а» «Приложения 1» представлен пример - первоначальное изображение, выполненное студентом в указанные сроки и с удовлетворительным качеством. В начале анализа авторы работ самостоятельно оценивали свои рисунки, а затем происходил общий разбор, корректируемый педагогом. Было отмечено, что данное изображение имеет ряд недостатков, не столь существенных в случае, если речь идёт просто об учебном наброске, однако приобретающих совсем другую окраску, в случае, когда рисунок имеет назначением наглядное пояснение, т. е. рассматривается как педагогический. Особое внимание было обращено на вялость, неуместную для наглядного изображения, одинаковость трактовки линейного выражения всех частей без учёта передачи глубины, чёткого определения предметов переднего плана (ближе - дальше). Отмечались незначительные, однако, заметные искажения пропорций предметов (конус).

По окончании разбора этой и остальных работ каждому студенту было предложено внести необходимые исправления и доработки в течение 2-4 минут, после чего изображение было приведено в соответствие с поставленными задачами (рис. 1 «б»).

На всех этапах учебной работы соблюдались условия успешного формирования знаний, умений и навыков, перечисленные на схеме 2.

Продолжением и развитием этой темы по рисованию группы геометрических тел явилось задание на дом - выбрать направление источника света и минимализированной штриховкой по форме наметить объём и освещенность группы тел, ограничив все действия от 8 до 10 минут. На рисунке 2 «а» «Приложения 1» показан первый, аудиторный этап, рисунок 2 «б» демонстрирует результаты домашней проработки задания. Отмечены несогласованность перспективы оснований куба и конуса, незначительное нарушение соразмерности предметов, «врастание» цилиндра в вертикальную плоскость подставки, неопределённость в построении большой формы падающих теней.

Указанные недостатки были учтены в дальнейшей работе над аудиторными постановками «Рисунок двух-трех геометрических тел по памяти и по представлению» и «Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел». Итог этого задания показан также на рисунках 49 «а» и «б».

Похожие диссертации на Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием