Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы применения электронно образовательных ресурсов в художественно педагогическом образовании 27
1.1. Информационные и образовательные ресурсы сети Интернет 32
1.2. Специфика и возможности применения электронно-образовательных ресурсов в процессе подготовки педагогов-художников 45
ГЛАВА II. Методические аспекты применения электронно образовательных ресурсов по искусствознанию в учебном процессе 63
2.1. Электронно-образовательный ресурс как средство формирования профессиональных компетенций по искусствознанию 64
2.2. Организация самостоятельной работы студентов на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию 81
ГЛАВА III. Интеграция электронно-образовательного ресурса в систему преподавания искусствознания 104
3.1. Концепция структурно-функциональной модели электронно-образовательного ресурса по искусствознанию 106
3.2. Критерии оценки эффективности электронно-образовательного ресурса как инструмента организации образовательного процесса 116
Заключение 132
Библиографический список 138
- Специфика и возможности применения электронно-образовательных ресурсов в процессе подготовки педагогов-художников
- Электронно-образовательный ресурс как средство формирования профессиональных компетенций по искусствознанию
- Организация самостоятельной работы студентов на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию
- Критерии оценки эффективности электронно-образовательного ресурса как инструмента организации образовательного процесса
Специфика и возможности применения электронно-образовательных ресурсов в процессе подготовки педагогов-художников
Студенты и преподаватели имеют возможность работать со звуком (съемка, обработка, видеомонтаж), с графической информацией (сканирование, обработка, создание графических документов), с мультимедийными программами (компьютерные презентации). Появилась возможность использовать новые формы представления обучающей информации: проведение конференций, конкурсов, лекций, семинаров (вебинаров), демонстрации экспериментов, виртуальных экскурсий в режиме он-лайн.
Современные компьютерные технологии охватили все области человеческой деятельности, затронули они и художественно-педагогическое образование. Обучение с применением интернет-технологий сегодня является новой ступенью использования компьютера в системе воспитания. Разрабатываются образовательные платформы, как для дистанционного обучения, так и традиционного обучения, которые позволяют организовывать интерактивное взаимодействие студентов с учебными материалами в сети и создавать условия для эффективной самостоятельной деятельности педагогов-художников.
Обучение — это одна из наиболее важных форм человеческой деятельности, организованный педагогический процесс по овладению знаниями, умениями и навыками. «Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. В 1979 году очередной доклад Римского клуба (международной общественной организации, основанной в 1968 году с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции) призвал к постоянному учению, учению «превосходящему», направленному не в прошлое, как это обычно было до сих пор, а в будущее. В этом докладе акцентировалось внимание на «деятельностном» обучении, ориентированном на восприятие нового»54.
В связи с развитием технических возможностей и ростом объема знаний менялся педагогический инструментарий, методика и технологии обучения студентов высших учебных заведений. Преподаватели стали использовать в своей деятельности помимо печатных материалов новые формы представления учебной информации: видео-уроки, видео конференции, вебинары, форум, чат, аудио- и видео-материалы и др. Новой формой проведения занятий стали уроки в режиме он-лайн (в прямом эфире) с помощью компьютерной сети Интернет.
«Спецификой организации процесса обучения на основе электронных учебных материалов выступает возможность обращения к ресурсу двух субъектов образовательного процесса — и педагога, и обучающегося. Следовательно, если при традиционном процессе обучения присутствует три вида связей: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (или в плане динамики изучения — связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом). И эти связи неразрывны и взаимопроникаемы. Мы можем их охарактеризовать как непосредственные, видимые связи. В рамках открытой образовательной развивающей среды связи становятся опосредованными, не только прямое руководство педагога может отсутствовать, но даже и косвенное. Если обучающийся занимает другую позицию, становится субъектом учения, то появляется новая связь «ученик — образовательная среда». Эта связь шире, чем связь «ученик — предмет изучения», она избыточна, и от учащегося требуются более сложные стратегии выбора как . уровня учебно-познавательной деятельности, так и когнитивные стратегии обработки информации»55. Доктор педагогических наук О.Б. Даутова в своей научной статье «Инновации в учебно-познавательной деятельности» пишет: «И в классическом — традиционном — и в новом варианте центральным компонентом обучения выступает организация учебно-познавательной деятельности обучающегося, но если в первом случае ей присущи прямые связи, то во втором опосредованные. Таким образом, модель целостного процесса обучения на основе электронных учебных материалов выстраивается в рамках образовательной среды и требует реализации запроса, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося»56. С помощью новейших технологий можно осуществлять интерактивное обучение педагогов-художников, адаптивное художественно-эстетическим дисциплинам, индивидуализировать обучение, создать условия для успешного освоения учебных материалов. Электронно-образовательные ресурсы стали педагогическим инструментом для преподавателя, а обучение с помощью образовательных ресурсов сети Интернет — новой обучающей технологией для студентов, находясь в непрерывном контакте с преподавателем. Преподаватель с помощью ЭОР в принципе может воплотить любые педагогические замыслы и реализовать все известные формы обучения. Необходимо изучить и проанализировать информационные и образовательные ресурсы Интернета для педагогического проектирования эффективных электронных образовательных средств.
Электронно-образовательный ресурс как средство формирования профессиональных компетенций по искусствознанию
Для ЭОР в условиях вуза наиболее приемлемым является структурно-функциональное моделирование, которое позволяет адекватно отразить индивидуальную специфику системы, ее структуру, динамику развития, устойчивость, целостность и др.
«Структурно-функциональное моделирование — это моделирование, при котором моделью является схема (блок-схема), график, чертеж, диаграмма, таблица, рисунок, дополненные специальными правилами их объединения и преобразования» 122 . Методологической основой здесь выступает системный анализ. Истоки структурного моделирования надлежит искать в теоретических основах электроники и радиотехнике, где впервые широко стали использоваться различные блок-схемы, таблицы.
«Современные методы структурно-функционального анализа и моделирования сложных систем были заложены благодаря трудам профессора Массачусетского технологического института Дугласа Росса123, который впервые использовал понятие «структурный анализ» сорок лет назад, пытаясь создать алгоритмический язык АРТ (Automatically Programmed Tool)124 , ориентированный на модульное программирование. Близкими по назначению и характеристикам к пакетам структурно-функционального моделирования являются, с одной стороны, средства
APT (Automatically Programmed Tool) — это язык программирования. Высшего уровня язык программирования создан в конце 1950-х годов и используется для создания команд для станков с цифровым управлением. поддержки презентаций, а с другой — программные системы комплексной автоматизации предпроектного анализа и проектирования информационных систем, которые наиболее полно подходят для целей обучения студентов практике функционального моделирования»125.
В настоящее время предлагается структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию, концептуальной основой которого выступает модульно-компетентностный подход, обосновываются компоненты модуля, раскрывается их функциональное назначение, выявляются содержание и результаты освоения модуля. Модульно-компетентностный подход представляет собой определение целей: отбор и структурирование содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки педагога-художника с помощью формирования компетенций, освоение которых происходит посредством модульного построения структуры и содержания образования.
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающихся с учебными блоками (модулями). Сущность модульного обучения состоит в том, что студент практически самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Структурно-функциональная модель ЭОР гарантирует достижение новых результатов по искусствознанию, способствует формированию профессиональных компетенций педагогов-художников — на основе модульной организации подготовки специалистов. Выделение модулей позволяет более четко спроектировать работу студентов по дисциплине
«Введение в искусствознание» 126 , диагностировать качество освоения программы дисциплины и спланировать ожидаемые результаты обучения. Предпосылкой формирования рассматриваемой модели выступает функциональный анализ профессиональной деятельности студентов, который предполагает методику описания деятельности через функции и результаты. В своих работах ведущий научный исследователь процессов проектирования современного образования, основатель научной педагогической школы Г.Е. Муравьева пишет: «Технологизация современного образования — это тенденция его развития, которая направлена на повышение результативности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися намеченных результатов обучения» 127 . Содержание как традиционных, так и новых педагогических технологий раскрывается в учебном пособии А.В. Виневской «Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения»128, которое составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и адресовано студентам и преподавателям высших педагогических учебных заведений.
Концепция структурно-функциональной модели по искусствознанию имеет три аспекта педагогического проектирования: когнитивный (структура ЭОР, многоуровневость, мультимедийность, интерактивность), коммуникативный (определение точек и способов взаимодействия), психологический (дизайн, интерфейс, удобство навигации, справочная поддержка). Структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию для педагогов-художников представляет собой методический продукт (задания для текущего и итогового контроля знаний студентов, глоссарий, тесты, методические рекомендации, программа дисциплины, учебник, список основной и дополнительной литературы, он-лайн-конференции), способствующий овладению профессиональными компетенциями (ФГОС ВПО). Компетенция здесь — стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. Компетенция включает в себя следующие составляющие:
Все компоненты модуля располагаются последовательно, взаимодополняя и взаимообуславливая друг друга. Модель отражает логику осуществления профессиональной деятельности педагога; ориентирована на требования работодателей; учитывает сложный, интегративный характер педагогической деятельности; нацелена на формирование всех составляющих компетенций (когнитивная, функциональная, личностная, этическая).
Созданная на основе модульно-компетентностного подхода структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию предполагает соблюдение принципов интеграции, научности, модульности и гибкости.
Принцип интеграции представляет собой объединение в единое целое разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Организация самостоятельной работы студентов на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Вышеозначенный принцип требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление студентов с научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее последних достижений и перспектив развития129.
Принцип модульности позволяет структурировать и интегрировать содержание учебной дисциплины. Содержание модуля обеспечивает формирование у студентов определенной компетенции. Модули могут периодически обновляться и дополняться. Принцип модульности позволяет концентрировать содержание подготовки в одном структурно-содержательном блоке вокруг одной конкретной профессиональной компетенции.
Принцип гибкости позволяет создавать материалы с учетом образовательных потребностей, индивидуальных особенностей студентов; обеспечивать непрерывную адаптацию дисциплины «Введение в искусствознание» к изменяющимся условиям образовательной среды педагогического вуза; обновлять, заменять модули при изменении требований к студенту, обеспечивая качество подготовки педагогов-художников на конкурентоспособном уровне; применять одни и те же модули как элементы основных профессиональных программ различных специальностей. Можно выделить три вида гибкости: структурную (позволяет индивидуализировать процесс обучения студентов путем комбинирования необходимых модулей и/или отдельных единиц модуля, изменять количество и последовательность освоения модулей);
Наука и школа. МПГУ, 2014. — №3. содержательную (отражается в дифференциации содержания образования с учетом уровня знаний, умений и опыта студентов или предыдущего обучения, с учетом интересов учащихся); технологическую (включает в себя вариативность методов и средств обучения и контрольно-оценочной работы, предполагает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий).
Структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию состоит из трех модулей, приведенных в таблице: Модуль Обучающий Контролирующи й модуль Справочный модуль Теоретический Практический Презентации, лекции,вебинар (он-лайн-семинар), он-лайн-консультации, мастер-классы, TV– конференции, аудио-материалы, дидактические материалы, графические материалы (таблицы, схемы, графики), чат, форум. Практические задания, лабораторные работы, учебные проекты, кейс-стади, деловые игры,индивидуальные задания, учебные научно-исследовательские работы. Вопросы дляпроверки знанийстудентов;контрольныеработы; зачеты;экзамены;анкетирования;собеседования;самоподготовка;тестирования;вводное, текущееи итоговоезадание;самоконтроль;журнала учетавыполненныхзаданий. Учебнаялитература(основная идополнительная);электронныйжурнал, словарь,тезаурус,хрестоматия,энциклопедия,глоссарий,библиография,тематическиессылки,библиотеки,сайты, порталы,издательства.
Сформированная структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию в условиях вузовской подготовки способствует формированию профессиональных компетенций педагогов-художников на основе модульной организации художественно-педагогического процесса и гарантирует достижение новых результатов по искусствознанию. В соответствии с педагогической концепцией была разработана компьютерная модель образовательного ресурса на платформе Moodle (доступ в сети Интернет), функционально состоящая из компонентов управляющей подсистемы: администрирование-обновление, создание, архивирование, удаление, поддержка доступов, исправление, регистрирование, сетевые функции.
Студент в процессе обучения дисциплине «Введение в искусствознание» может выполнять задания для самостоятельной работы по произвольному маршруту. Все действия учащихся отслеживаются в специальном разделе образовательного ресурса: результаты тестирования; общее время просмотра, дата начала и окончания изучения ресурса; количество обращений к информации; количество обращений к каждому из разделов. Исходя из вышеперечисленных общих данных, можно сформировать следующие информационно-статистические результаты изучения ЭОР для последующего сравнительного анализа: средний результат тестов; интенсивность обучения; самое легкое и самое сложное задание; изученные и неизученные страницы. Преподаватель просматривает статистику по ЭОР, выявляет слабые места, выявляет трудные разделы и вопросы, оптимизирует структуру ЭОР, обновляет материалы, выставляет итоговые оценки, отслеживает изменения (мониторит), консультирует по различным вопросам, наблюдает за процессом тестирования.
Для создания модели потребовалось исследование многих факторов, влияющих на образовательный процесс. Самым важным является индивидуально-личностный. Во время проведения экспериментального исследования автор пришел к выводу, что необходимо изучить мотивацию абитуриентов и студентов к обучению на основе новейших ИКТ, их потребности и интересы; определить уровень готовности обучаться искусствознанию с помощью ЭОР.
Критерии оценки эффективности электронно-образовательного ресурса как инструмента организации образовательного процесса
В рамках педагогического эксперимента была частично апробирована разработанная на основе новейших ИКТ структурно-функциональная модель ЭОР по искусствознанию для высшей художественно-педагогической школы, которая адаптирует учебный процесс к современным условиям подготовки педагогов-художников и позволяет реализовать принцип целостности в обучении дисциплине во взаимосвязи ее основных компонентов: цели, содержания, методов, организационной формы, средств обучения.
В итоге, по результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
Электронные образовательные ресурсы по искусствознанию в системе художественно-педагогического образования представляют собой учебные материалы, хранимые и передаваемые в электронном виде, создаваемые и воспроизводимые с использованием информационно коммуникационных технологий, ориентированные на достижение следующих целей: - предоставление учебной информации с привлечением современных средств ИКТ (подготовка и презентация просветительских проектов с привлечением мультимедийных средств; электронные книги по искусствознанию и истории искусств; глоссарий (словарь искусствоведческих терминов); - осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии (проведение консультаций и учебных дискуссий в режиме он-лайн (форум, чат, электронная почта); вебинаров (он-лайн конференций); форум, чат); - контроль результатов обучения (задания для текущего и итогового контроля знаний студентов: прохождение тестирования; написание эссе, рефератов; подготовка докладов; фрагменты лекций; создание картотек общих, частных и авторских методов искусствознания; анализ современной литературы по теории и истории искусствознания; аналитический обзор и составление базы данных электронных ресурсов по искусствоведческим источникам); - автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по искусствознанию
Структурно-функциональная модель электронно-образовательного ресурса по искусствознанию имеет модульную структуру и осуществляет следующие коммуникативные функции: - справочно-информационные (искусствоведческая литература, искусствоведческие интернет-ресурсы, словарь искусствоведческой терминологии); -учебно-познавательные (многообразный и разносторонний процесс изучения искусствознания: анализ искусствоведческой литературы, учебные задания, побуждающие к творчеству; общение с сокурсниками и преподавателем); - диагностические (текущий контроль с помощью традиционных средств: опрос, тест и пр.); - стимулирующие (учебные задания, «побуждающие к творчеству, свободному, ориентированному на личностные достижения обучаемых и на «успех»132);
Модель ЭОР по искусствознанию включает ряд модулей: - структурный модуль, который содержит основные блоки, характеризующие содержание искусствознания; - функциональный модуль, который представляет устойчивые связи всех основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности; - дидактический модуль, представляющий педагогический сценарий учебного процесса, связывающий в единый функциональный узел его содержание.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное включение ЭОР по искусствознанию в процесс обучения являются: - опора на принципы личностно-ориентированного обучения в рамках компетентностного подхода, соответствие ФГОС и нормативным документам, регламентирующим высшее художественно-педагогическое образование (нормативный аспект); - учет развития информационных технологий, социальных сетей, программного обеспечения и оборудования (технический аспект); - опора на сложившуюся систему художественно-педагогического образования (методический аспект). Нормативный и технический аспекты стоит признать универсальными, опора на методический аспект – формы и методы обучения искусствознанию.
Технологии реализации ЭОР связаны с комплексным развитием коммуникативно-стимулирующей среды, на основе следующих принципов: - системность и последовательность (соблюдение логической последовательности размещения учебных материалов по искусствознанию; взаимосвязь частей и целостность) - концептуальность (опора на научную концепцию искусствознания, включающую философское, психологическое, дидактическое обоснование достижения образовательных целей) - тиражируемость (использование единого алгоритма технологии обучения и использования ЭОР по искусствознанию) - наличие консультативной поддержки (консультации по методологическим и практическим вопросам искусствознания; консультации по искусствоведческой литературе и искусствоведческим интернет-ресурсам; консультации по заданиям для самостоятельной работы).
Оценка учебных достижений обучающихся на основе ЭОР является компонентом общей оценки достижений обучающихся по дисциплине (модулю, блоку) и включает три основных уровня: уровень самооценки (самопроверка знаний с использованием тестирования, глоссария, электронных книг, ведение электронного портфолио собственных искусствоведческих достижений); уровень промежуточной оценки (оценка качества усвоения знаний реализуется с использованием технологической карты (форма технологической карты прилагается) по мере высполнения заданий; использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций студента в области искусствознания); уровень итогового мониторинга остаточных знаний (накопительная оценка выполнения заданий в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; проводится в форме зачёта на основе данных технологической карты и подготовленного электронного портфолио, отражающих содержание заданий, критерии их выполнения, показывающей уровни сформированных компетенций.).