Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Акварель в системе подготовки художника-педагога Шаюнова Ольга Васильевна

Акварель в системе подготовки художника-педагога
<
Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога Акварель в системе подготовки художника-педагога
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаюнова Ольга Васильевна. Акварель в системе подготовки художника-педагога : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2003 249 c. РГБ ОД, 61:04-13/38-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Акварель как материал живописи и графики

1. Особенности художественно-выразительного языка акварели 18

2. Исторические пути развития акварели 28

3. Акварель в современной художественной жизни 50

Глава 2. Петербургские традиции обучения акварели

1. Становление академической школы акварельной живописи 63

2. Особенности преподавания акварельной живописи в учебных заведениях Санкт-Петербурга конца XIX - XX вв 82

3. Особенности преподавания акварели в высшей художественно-

педагогической школе (на материале РПТУ им. А.И.Герцена) 104

Глава 3. Развитие творческих способностей студентов при работе акварелью

1. Психолого-педагогические основания развития творческих способностей в высшей художественно-педагогической школе 120

2. Творческая задача как средство развития профессионального мастерства и способностей художника-педагога 131

3. Теоретико-методические рекомендации по выполнению акварельного пейзажа-картины 150

Заключение 166

Библиография 170

Иллюстрации 197

Введение к работе

Представленная на защиту работа посвящена научному исследованию акварели в области художественной педагогики. Акварель при всей кажущейся простоте является сложным, тонким искусством. Она предъявляет к художнику требование уверенной работы кистью, сохраняющей трепет руки автора. Соединение в акварели достоинств графики и живописи таит в себе разнообразные возможности художественного выражения, дает проявить себя художникам с различными творческими наклонностями, темпераментом и мировосприятием.

Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой "доступной" технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели должно быть уделено более серьезное внимание. В настоящее время в курсе живописи она часто играет второстепенную роль, становится предварительным этапом к освоению масляной живописи.

Акварель занимает существенное место в творческой практике художников. Она привлекает художников своей мобильностью, импровизационно-стью, непосредственным контактом с жизнью.

В Санкт-Петербурге в педагогических и художественных учебных заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его необходимо изучать, подвергать научному анализу, делать достоянием педагогической общественности.

Кроме проблем профессиональной подготовки художника-акварелиста, важнейшей и вечно актуальной проблемой педагогики искусства является воспитание зрителя. Чтобы воспринять и оценить достоинства произведения, выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями, проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения мира.

Таким образом, исследование художественно-выразительных особенностей акварели как средства живописи и графики, научный анализ методического опыта петербургской школы акварельной живописи, определение наиболее эффективных методик обучения в специфических условиях художественно-педагогического вуза — все это актуальные проблемы теории и методики обучения будущих учителей изобразительного искусства.

Объект исследования — преподавание специальных дисциплин в системе высшего художественно-педагогического образования.

Предмет — акварель как компонент подготовки художника-педагога.

Целью диссертационного исследования является определение места и роли занятий акварелью в развитии творческих способностей студентов художественно-педагогического вуза.

В связи с этим решаются следующие задачи:

исследовать выразительные возможности акварели;

определить исторические пути развития искусства акварели как материала живописи и графики;

проследить функционирование акварели как компонента системы учебных дисциплин и заданий в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях Санкт-Петербурга;

создать теоретико-методические рекомендации по выполнению акварельного пейзажа-картины как итогового компонента учебной программы (выпускная квалификационная или дипломная работы);

- экспериментально проверить эффективность методики выполнения аква рельного пейзажа-картины как компонента системы учебных дисциплин и заданий для студентов ФИИ.

Гипотезой служит положение о том, что включение на завершающем этапе обучения задания по созданию акварельного пейзажа-картины с учетом традиций петербургской школы акварельной живописи способствует развитию творческих способностей будущего художника-педагога.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

впервые проведен анализ и систематизирован методический опыт преподавателей-акварелистов высших художественных учебных заведений Петербурга с начала XIX века по настоящее время;

впервые определено содержание подготовки художника-педагога на основе выявленньк в ходе исследования основных черт петербургской школы акварельной живописи как уникального художественно-педагогического явления;

обоснована роль принципиально нового учебно-творческого задания — "акварельного пейзажа-картины" как синтезирующего способа итоговой подготовки художника-педагога;

выявлена особая, стимулирующая развитие творческих способностей студентов роль задания — "акварельный пейзаж-картина";

- впервые разработана и теоретически обоснована последовательность этапов создания акварельного пейзажа-картины.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования:

создана художественно-педагогическая концепция обучения студентов акварельной живописи теоретически обоснована необходимость включения на завершающем этапе обучения творческого задания по выполнению "пейзажа-картины", показана стимулирующая роль этого задания для развития творческих способностей будущего художника-педагога;

дополнены и развиты существующие методики и технологии обучения акварельной живописи будущих художников-педагогов.

6 Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут быть положены в основу практических занятий по освоению акварельного искусства студентами художественно-педагогических факультетов, в том числе по выполнению выпускной квалификационной и дипломной работы - акварельного пейзажа-картины.

Ряд положений диссертации могут войти в учебные издания по теории и методике обучения изобразительному искусству, а также послужить материалом для дальнейших практических разработок.

Результаты исследования могут быть использованы в высших и средних художественно-педагогических учебных заведениях в курсе живописи, пленэрной практики, в курсах, связанных с преподаванием истории методов обучения изобразительному искусству, а также в практической творческой работе художников-акварелистов.

Положения, выносимые на защиту

традиции петербургской школы акварельной живописи представляют собой целостное художественно-педагогическое явление;

при работе акварелью развиваются важнейшие профессиональные качества личности художника-педагога: способность к образному мышлению и творческому выражению, острота видения, оперативность, дисциплинированность, предвосхищение результата, благодаря рефлексивности художественного процесса формируется педагогическая направленность личности;

использование акварели на старших курсах при выполнении выпускных квалификационных и дипломных работ является важным аспектом процесса подготовки учителей изобразительного искусства;

постановка творческой задачи, представляющей собой одну из целей учебного процесса, является в то же время эффективным средством стимуляции овладения выразительными средствами искусства, включая технические навыки, и в итоге служит росту творческой активности студентов и становлению их как художников-педагогов.

Апробация исследования. Материалы исследования были использованы для проведения занятий со студентами по выполнению акварельного пейзажа-картины. Текст диссертации обсуждался на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им.А.И.Герцена. По материалам исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях: «Концепции университетского образования в новом тысячелетии» (Международная научно-практическая конференция, СПб, 2001); «Актуальные проблемы современного строительства» (55 международная научно-техническая конференция молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов, СПб, 2001); «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (Герценовские чтения, СПб, 2002).

Методологическая основа и методы исследования

Для достижения поставленной цели и решения обусловленных ею задач потребовалось обращение к ряду общенаучных исследовательских методов. Системный анализ стал общей основой для рассмотрения системы подготовки художника-педагога; предметный анализ позволил конкретизировать состав элементов и их взаимосвязи; функциональный — выявить место и роль акварели внутри этой системы. Становление акварели в качестве самостоятельной области изобразительного искусства и предмета обучения прослеживается посредством исторического анализа.

Для определения особенностей преподавания акварели в художественно-педагогической школе были использованы интервьюирование и беседы, анализ мемуарных и архивных методических материалов, методических фондов, анализ инструктивно-методических документов.

В качестве специальных методов педагогического исследования применялись педагогическое наблюдение (непосредственное, сплошное, открытое, скрытое); метод создания педагогических ситуаций; анализ продуктов учебной деятельности студентов; экспериментальные методы. Ретроспективный анализ собственного опыта послужил основанием для выдвижения гипотезы исследования.

Степень изученности проблемы

Литературу, связанную с искусством акварельной живописи, можно условно разделить на несколько основных групп.

Первую группу составляет историко-искусствоведческая литература. В ней преобладает рассмотрение истории развития акварели в общем художественном процессе. Богатейшие традиции акварельной живописи в России XVIII - XIX веков и ее широкое распространение в конце XIX - начале XX века, сложность и противоречивость художественной жизни этого периода, борьба различных тенденций в искусстве нашли отражение в книге СГ.Каплановой "Русская акварельная живопись конца XIX — начала XX века"1. СГ.Капланова отмечает огромное разнообразие творческих исканий, выделяет то ценное, что есть в русской акварели указанного времени, рассматривает персоналии русских художников-акварелистов, начиная с И.Репина, В.Сурикова, ВЛоленова, заканчивая М.Сарьяном. Останавливаясь на деятельности Общества русских акварелистов, автор считает, что регулярное проведение выставок Обществом способствовало более пристальному привлечению внимания к акварели, ее художественным преимуществам и распространению среди широких кругов петербургской публики.

К этой же группе относится историко-искусствоведческая литература общего плана, в которой есть довольно ценные сведения по интересующим нас вопросам, но эти вопросы не были в фокусе внимания авторов и не являлись предметом специального исследования. Краткий обзор самых заметных линий истории русской акварели дан в труде А.А.Сидорова "Рисунок русских мастеров (вторая половина ХГХ века)" . Автор анализирует весьма существенные черты как в творчестве отдельных художников, так и в деятельности группировок, связанных общими тенденциями в пределах определенных периодов (Артель, Товарищество передвижных художественных выставок, Капланова С.Г. Русская акварельная живопись конца ХГХ - начала XX века. - М.: Искусство, 1968.

Общество акварелистов). Книга дает некоторое представление о формировании школы русской акварельной живописи и побуждает к сравнению отдельных явлений в развитии современной акварели с историческим материалом. Несмотря на весь авторитет этого крупнейшего специалиста по истории графики, мы должны отметить, что, он не придавал особого значения акварели как средству живописи, относя ее к рисунку (это можно увидеть в самом названии). О заметной и полезной роли Общества русских акварелистов писал ГЛО.Стернин3, что свидетельствует о большом распространении этого вида искусства в художественной жизни России рубежа XIX — XX веков.

Не потеряла своего значения ставшая хрестоматийной книга Б.Р.Виппера "Введение в историческое изучение искусства 4. Интересно, что, использовав в названии своей книги слово "историческое", автор начинает свое исследование с пристального взгляда на возможности и особенности языка каждого вида искусства, его материалов, опираясь и на личный практический опыт. Б.Р.Виппер обращается к различным странам и эпохам, дает определение специфики каждого из видов изобразительного искусства (графики, скульптуры, живописи, архитектуры), раскрывает преимущественные возможности того или иного вида, техники и материала, в том числе акварели.

Авторы вступительной статьи альбома "Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель" В.Азаркович, А.Гусарова, Е.Плотникова5 рассматривают эволюцию основных тенденций развития акварельного искусства на примерах работ отдельных мастеров акварели и рисунка, представленных в 1 "11: от акварельного архитектурного пейзажа Ф.Алексеева и непревзойденных создателей акварельных портретов П.Соколова и К.Брюллова до работ акварелистов середины XX века А.Кокорина, А.Фонвизина и др. Авторы не придают акварели самостоятельного значения, располагая ее на границе между рисовальным и живописным искусством.

Расширение представлений об акварельной живописи, теоретическое осмысление нового этапа ее развития дано во вступительной статье В.И.Володина к альбому "Современная советская акварель"6, составленному по материалам VI Всероссийской выставки акварели. В нем автор знакомит нас с большинством художников-акварелистов XX века.

Сжатый обзор основных тенденций развития зарубежной акварельной живописи, с ее взлетами, центрами сосредоточения, основными областями применения дается в книге Ж.Лемари "Акварель" . Текст сопровождается большим количеством цветных иллюстраций хорошего качества. В книге рассматриваются средневековые акварельные миниатюры, акварели Дюрера, Ван Дейка, Рембрандта, английская классическая акварель, восточные, романтические, импрессионистические, экспрессионистические, абстрактные, сюрреалистические тенденции. Русская акварель, Общество русских акварелистов у Ж.Лемари даже не упоминаются.

В следующую группу работ можно выделить различные учебные пособия по обучению будущих акварелистов. Интерес к акварели как новому типу живописи в конце XVIII века выразился в издании огромного количества самоучителей и трудов по технике и искусству акварели.

Одно из первых изданий на русском языке — "Руководство к рисованию акварелью или водяными красками без помощи учителя" с девятью раскра-шенными таблицами, составлено A.M. в 1857 году . Автор имел целью "пополнить общий недостаток, встречаемый по сему предмету и быть полезным, как молодым любителям и любительницам, не имеющим возможности пользоваться советами хорошего учителя, так равно и тем, которые, из ложного стыда, не хотят учиться у других, потому только что уже сделали некоторые успехи"9. В "Руководстве..." даются общие сведения "о рисовании акваре лью", автор подробно рассматривает процесс "рисования акварелью" цветов, плодов, живопись портретов, ландшафта. К достоинствам акварели автор относит силу и блеск красок, не имеющих дурного запаха, легкость и прозрачность, быстроту в исполнении.

"В наше время едва ли кто сомневается, что у искусства есть своя теория, свои законы и правила, незнание которых, невнимание к которым или отступление от которых влечет иногда за собою ошибки, ставящие произведения живописи ... ниже всякой критики", говорится в подробном пособии "Об акварели или живописи водяными красками (с приложением чертежей) , составленном в 1873 году Павлом Марковым10. "Средства, которыми действует живописец и от которых зависит эффект его произведений, суть света и тени, теплые и холодные колера. Не трудно признать, что существует искусство в ведении и распределении этих средств"11. В приложении к "Руководству..." даются таблицы последовательности ведения работы, схемы рисования животных, бабочек, грибов, птиц, цветов.

Много ценных дополнений содержится в "Новом практическом руково-детве к живописи акварелью" Д.Хмельницкого . Автор предлагает начинать обучение с трех основных красок: гуммигута, кармина extra, берлинской лазури. Дает рецепты составления красок для изображения цветов, деревьев, фруктов. "Словами нельзя, конечно, дать ясного представления о различных оттенках; только прилежные занятия и опытность, приобретаемые постепенно упражнениями в смешении красок, научат отыскивать правильные оттенки"13. Автор справедливо указывает, что определенных правил для всякого случая дать невозможно, нужно упражняться. Натура так разнообразна и бывают затруднения иногда совсем неожиданные.

В руководствах и самоучителях XDC века по обучению будущих акварелистов14 на первое место выдвинуты практический опыт и вопросы технического характера. Авторы в своем большинстве сами были акварелистами. Все это делает данный материал особо ценным, придает вес каждому найденному теоретическому открытию. Соответственно господствовавшим эстетическим воззрениям и ступени развития акварельной живописи своего времени, эти работы в основных чертах близки друг другу. Тем не менее, представления авторов этих книг ограничиваются эпохой, в которой они были написаны. К началу XXI века накопился новый художественный опыт, изменились некоторые используемые материалы, состав и названия красок, бумаги.

Обобщающий капитальный труд Н.Молевой и Э.Белютина "Русская художественная школа второй половины ХГХ - начала XX века"15 поднимает вопросы школы: воспитания, академического образования, значения личности художника-педагога, создания педагогической системы, способной сообщить художнику профессиональное мастерство, умение точно откликаться на потребности времени.

Учебные пособия второй половины XX века, опираясь на традиции предшественников, обращены к новому читателю. Целый ряд пособий был издан в 60-е годы XX века. Это "Живопись акварелью" В.А.Лепикаша16, "Акварельная живопись" А.Кальнинга17, "Искусство акварельной живописи" Руководство к рисованию акварелью или водяными красками без помощи учителя / Сост. А.М. — СПб.: Тип. гл. штаба, 1857.

Марков П. Об акварели или живописи водяными красками. - СПб.: Тип. Ф.Сущинского, 1873. Касань А. Руководство к рисованию акварелью (с 120 политипажами и б раскрашенными рисунками). - СПб.: Издание Ф.Павленкова, 1890.

Хмельницкий Д. Новое практическое руководство к живописи акварелью. — М.: Издание Ю.Ф.Брокмана, 1908.

Ланек Ф. Живопись по дереву акварельными и масляными красками. Руководство для любителей искусства и ремесла. - М.: Московская Типолитография, 1910.

Робер К. Руководство к живописи масляными красками, акварелью и пастелью (с 60 рисунками). — Петроград: Издательство В.И.Губинского, /1912/.

В.А.Фельдмана18, "Руководство к работе акварельными красками" Ю.Я.Порсина19.

Основываясь на традиционном классическом обучении акварели, отмывках и лессировках, сведениях по теории цвета, каждое пособие предназначалось для определенной категории обучающихся. Учебник А.Кальнинга — для художественных и художественно-промышленных училищ, поэтому он делает основной акцент на необходимости овладения техническими навыками при изображении различных фактур поверхностей. Книга Ю Я.Порсина — для студентов лесохозяйственных и лесоинженерных факультетов и, соответственно, направлена на развитие вкуса, понимание красоты цветовых сочетаний в интерьере и экстерьере.

Учебное пособие "Техника акварельной живописи" П.П.Ревякина — одна из первых в XX веке попыток систематизации опыта в области акварели. Живописные возможности и проблемы колорита в акварели автор книги рассматривает, широко используя примеры из классического наследия. К тому же анализ технических приемов у Ревякина более глубок, нежели у многих других авторов XX в. Несмотря на специфическую направленность книги (учебное пособие для архитектурных вузов и факультетов), она больше других раскрывает творческие возможности акварельной техники и специфику архитектурной акварели.

Учебное пособие ГЛБ.Смирнова и А.А.Унковского "Акварель" написано в 1976 году и предназначено помочь студентам-заочникам художественно-графических факультетов педагогических институтов самостоятельно изучить технику акварельной живописи в процессе выполнения домашних заданий в межсессионный период. Авторы кратко рассматривают общие вопросы живописи, а также методы выполнения этюда акварельными красками способом отмывки и "послойного" ведения работы при выполнении натюрмор та, пейзажа, этюда головы натурщика. Рассматривается последовательность выполнения простых учебных упражнений студентами, не имеющими специальной акварельной подготовки.

На художественно-графическом факультете ЛГПИ им. А.ИХерцена написаны "Методические рекомендации по организации и проведению занятий акварельной живописью на тему "натюрморт", автор которых, Е.В.Латышева, не одно десятилетие преподает акварельную живопись на факультете и сама является мастером-акварелистом. Цель этой работы - дать практические рекомендации к составлению натюрмортов, изложить основные сведения о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для проведения занятий по акварельной живописи, описать различные акварельные техники применительно к выполнению натюрморта, считающегося начальной стадией изучения основ изобразительной грамоты студентами первого курса.

Пособия конца 90-х годов XX в. отличаются хорошим качеством репродукций, но упрощенным способом изложения материала, нередко предназначающегося и для начинающих, и для студентов художественных вузов21.

В особую группу можно выделить авторов, которые акцентировали свое внимание на технологических вопросах работы акварелью. Это: А.В.Виннер, В.Н.Гусев, А.Д.Кутузов, М.В.Фармаковский.

Художественно-мемуарная литература о художниках-акварелистах позволяет взглянуть на процесс создания акварельных произведений как бы изнутри, глазами самого мастера или его учеников. Это относится к воспоминаниям А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.А.Рылова, В.А.Милашевского, а также к материалам о К.КРудакове, А.С.Ведерникове и др. К сожалению, круг подобных изданий, невелик.

Существует большое количество альбомов, каталогов выставок, посвященных отдельным художникам-акварелистам: А.С.Ведерникову, МА.Врубелю, Г.К.Малышу, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Б.Патерсену, Л.О.Премацци, В.ВЛрошкину, К.И.Рудакову, А.А.Рылову, В.С.Садовникову, Н.А.Тырсе, которые представляют широкий иллюстративный материал.

При рассмотрении проблем профессиональной подготовки художника-педагога мы опирались на результаты ряда психолого-педагогических исследований. Одной из наиболее значимых тенденций развития современного образования является его гуманизация, воспитание творческой личности. Это означает ориентацию образования на развитие личности обучаемого (через "вхождение" его в культуру в процессе освоения знаний). И здесь огромное значение имеет развитие творческих способностей.

При разработке концепции развития творческих способностей были использованы положения психологов и педагогов высшей школы: Э.А.Верба, М.Г.Гарунова, В.Б.Ежеленко, Н.В.Кузьминой, А.М.Матюшкина, А.В.Петровского, П.И.Пидкасистого, Я.А.Пономарева, В.А.Сластенина, С.Д.Смирнова, Н.Ф.Талызиной, АЛТряпицыной, Л.М.Фридмана, Г.И.Щукиной и др., а также авторов, занимающихся проблемами модернизации современного педагогического образования: Г.А.Бордовского, Р.У.Богдановой, Н.Ф.Радионовой, А.П.Тряпицыной и др.

Вопросы психологии творчества, вне которого невозможна подготовка художника-педагога, получили отражение в работах: Г .А.Голицына, И.П.Калошиной, Ю.Н.Кулюткина, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, Б.С.Мейлаха, А.А.Мелик-Пашаева, В.М.Петрова, Я.АЛономарева, СЛ.Рубинштейна, Г.С.Сухобской, О.К.Тихомирова, Н.А.Хренова, П.МЯкобсона и др.

Развитию творческих способностей посвящены работы Д.Б.Богоявленской, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.М.Матюшкина, А.А.Мелик-Пашаева, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова и др. В исследованиях отмечается, что важной особенностью развития творческих способностей является сочетание рационального и образного мышления. "Постановка перед студентами и выполнение ими специальных учебно-творческих задач должны быть направлены на формирование художественного мышления с достаточно развитым интеллектуальным компонентом, который выступает в роли связующего звена в подготовке художника и педагога"22. Большое внимание должно уделяться развитию творческих способностей на занятиях по специальным дисциплинам.

Проблемам формирования особенностей профессионального сознания художника-педагога посвящены исследования: В.В.Абрамовой, А.Д.Алехина, М.В.Дараган, Г.И.Земляковой, В.П.Мамугиной, Л.Б.Михаленко, С.А.Никитенкова, И.О.Осина, Р.В.Соколова, Б.А.Столярова, Т.А.Суховой, Е.Л.Толстых, Н.А.Яковлевой и др. Ключевым моментом в этих исследованиях является педагогическая направленность личности. Ее основными составляющими являются: интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение и способности к педагогической деятельности, понимание социальной значимости профессии. Высшим проявлением педагогической направленности является "педагогическое призвание .

Вопросы воспитания зрительской культуры и психологические законо мерности восприятия изобразительного искусства рассматриваются в рабо тах: В.А.Барабанщикова, Н.КВолкова, С.МДаниэля, Н.А.Дмитриевой, П.А.Кудина, И.СЛевшиной, Б.Ф.Ломова, А.А.Мелик-Пашаева, А.А.Митькина, Б.М.Неменского, В.А.Фаворского, Р.Арнхейма и др.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих проблем, непосредственно касающихся темы исследования, недостаточно освещен вопрос о роли акварели в становлении профессиональных качеств художника-педагога, о развитии его творческого потенциала. Таким Михаленко Л.Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства: Методические указания. - М.: МГПИ им. Ленина, 1983. - С. образом, становится очевидной потребность в специальном развернутом исследовании акварели как компонента подготовки художника-педагога. Источи и ковая база исследования.

- Материалы, связанные с преподавательским составом, учебными плана ми и программами тех учебных заведений, в которых велось преподавание акварели (архивы Российской академии художеств, Архитектурно- строительного университета, РГПУ им. А.И.Герцена, архив музея Художест венно-промышленной академии, а также архивы кафедр рисунка и живописи соответствующих вузов).

-Методические фонды соответствующих институтов и студенческие работы, выполненные в этих учебных заведениях.

Интервью с преподавателями-акварелистами, посещение проводимых ими занятий, устные воспоминания выпускников Академии художеств, РГПУ им.А.И.Герцена, Архитектурно-строительного университета, в которых зафиксирован бесценный индивидуальный опыт ведения занятий известных педагогов-акварелистов.

Альбомы репродукций из классического наследия ("Акварель и рисунок в ГТГ", "Акварели и рисунки в ГРМ", "Акварели и рисунки русских и советских художников из собрания ГМИИ"), серия изданий о собраниях картинных галерей городов России23, которые дали возможность выстроить визуальный ряд, показать эволюцию акварельного искусства. 

Особенности художественно-выразительного языка акварели

Для определения места и значения акварельного искусства в системе подготовки художника-педагога необходимо разобраться в понятии "акварель". Термин "акварель" происходит от латинского слова "aqua" — вода24. Это водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и, что характерно, отличающиеся прозрачностью красочного слоя на бумаге. Акварелью называют и произведение, исполненное в этой технике.

Прозрачность красок — важнейшее отличительное свойство акварели. Этим она отличается от масла, темперы, гуаши. Специфические приемы акварели - размывы и затеки, создают эффект подвижности и трепетности изо-бражения. Это искусство "тончайших нюансов и... недомолвок" . Акварель позволяет сочетать чистоту красочного слоя, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом.

Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро облаков, игру водяных струй, нежность цветочных лепестков. Она вырабатывает зоркость глаза, уверенность и смелость руки, тонкое ощущение прекрасного. Техника акварели дает возможность художнику уловить мимолетные явления мира, которые труднее зафиксировать с помощью более медленной техники масляной живописи.

Работа акварелью требует безупречного вкуса, умения быстро найти нужные цветовые отношения — тогда акварель полна жизни, передает состояние природы, характер и настроение человека. "Техника акварели трудна, но и очень увлекательна. Она требует от художника и сосредоточенности, и быстроты. В ней яснее и легче, чем в масляной живописи, отражается темперамент художника", - писала А.П.Остроумова-Лебедева26. Замечательная русская художница много внимания уделяла работе акварелью, любила эту технику и оставила много практических советов для желающих освоить процесс выполнения акварельных произведений. "Преимущество акварели вытекает из естественных трудностей ее техники. Акварель требует быстрой работы, но ее привлекательность как раз в свежести и беглости впечатления. Белый или красочный фон, который просвечивает сквозь тонкий слой краски, намеренно незакрытые поля белой бумаги, текучие, мягкие, светлые переходы тонов — главные стилистические эффекты акварели"27.

Важной особенностью акварели является то, что она может совмещать черты живописи и графики. Когда говорят о живописности, то подчеркивают глубокую передачу пространства, световоздушной среды, богатство контрастов, работу пятном, наличие теплохолодности, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих создать ощущение живости, подвижности, изменчивости, присущее окружающему нас миру.

Наиболее специфическим для живописи выразительным средством является цвет. Его экспрессия, способность вызывать чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит), но существует живопись монохромная. Важную роль в живописи играет красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приемом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объемной лепке формы, передаче ее материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздает колористическое богатство реального мира.

Живописец стремится передать в картине пространство, "открыть окно" в изображаемый мир, но не забывает и ее декоративной функции.

По Н.Н.Волкову изображение в живописи есть перевод живого, объемного, движущегося, изменяющегося цвета на язык неподвижных пятен и линий. В цветовой гармонии косвенно участвуют и пространственная композиция, и построение объемов, и самый внешний слой живописных средств — почерк художника.

Е.А.Кибрик выделяет три правила, на которых держится мастерство жи-вописи: 1) основа живописи - писать отношениями (отношения между теплым и холодным, темным и светлым); 2) писать нужно так, чтобы было не только верно, но и красиво; 3) в работе не должны повторяться самое светлое и самое темное пятно, иначе она будет пестрить и лишится цельности. Живописное произведение можно создать обычными цветными карандашами, а графическое — любыми самыми яркими красками. Это зависит от изобразительного языка, которым художник выражает свой замысел.

Достижение живописной выразительности в акварели — это использование разнообразного и богатого изобразительного языка живописи: передача пространства цветом, владение точностью мазка и цветового пятна, умение усилить звучность цвета или, наоборот, приглушить, применяя дополнительный подобный цветовой тон, артистизм в использовании различных приемов работы по сухому или влажному листу бумаги и многое другое.

Становление академической школы акварельной живописи

Первое художественное учебное заведение в России - "Академия трех знатнейших Художеств" - учреждена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1757 году . Истоки русского художественного академического образования относятся к рубежу XVH-XV1II веков - времени окончательного формирования нового, светского искусства. Прототипом художественных учебных заведений можно считать "Канцелярию от строений". В ее составе была художественная часть, специальная Рисовальная школа, где готовили высококвалифицированных мастеров, живописцев и граверов.

Программа обучения в Академии художеств XVIII века распределялась на пять "возрастов". С 1 по 3 возраст (с 5 - 6 до 15 лет) ученики обучались по общей программе, получали единую художественно-теоретическую подготовку, которая включала основы рисования и знакомство с "правилами архитектуры", знать которые в XVIII веке оказывалось необходимым для художника любого профиля.

Акварель в то время использовалась архитекторами, как техника, необходимая для выполнения отмывок. Но созданию самостоятельных акварельных произведений не уделялось тогда внимания. При желании каждый студент Академии мог изучать способы работы акварелью с помощью подробных самоучителей и руководств, которые имелись в научной библиотеке, как на русском, так и на иностранных языках. Самый ранний из сохранившихся трактатов по акварели, хранящийся в Научной библиотеке PAX, относится к 1697 году: "Inleydinge tot de Algemeene teyken-konst", написанный Door.W.Goeree. Это небольшая по формату книга, в твердом переплете с тиснением является научным руководством по рисованию, В Европе художественные Академии существовали уже с XVI века перспективе и акварельной живописи, в нем дается описание акварельных красок и их применение для иллюминирования рисунков.

В 1863 году в Академии художеств появляется новый класс - костюмный, который стал играть одну из главных ролей. Идея организации класса принадлежит инспектору П.А.Черкасову, который в 1859 - 1863 г. заведовал им "безвозмездно", с 1868 г. назначен официальным заведующим, а затем инспектором. Класс был организован с целью изучения исторических костюмов и приобретения практики рисования "в один сеанс" (alia prima) натуры в костюме. Молодые художники пользовались в этом классе большой свободой, сами выбирали натурщиков. Костюмный класс очень скоро перерос свое назначение "занятия легкого, но полезного". В новом классе студентов привлекала возможность делать постановки, имитирующие жизнь. Натурщиков ставили в исторических или народных костюмах, в естественных позах (пряхи, кормилицы и т.д.). Сам характер работы в костюмном классе предполагал живопись alia prima. Была важна точность и быстрота цветового решения модели, которая ставилась на непродолжительное время. Этюды писались в основном акварелью, которую вел специальный преподаватель — в 1871 - 1881 г. — Л.О.Премацци. Акварелью стали писать и в манекенном классе.

Школа как учебное заведение с ее традициями, продуманной, веками проверенной педагогической системой и четкой методикой преподавания, знакомит молодого художника с законами искусства: правилами рисунка, живописи, композиции (сочинения картины), дает фундаментальные знания, учит технике, знакомит с тенденциями современной живописи, ее потребностями и задачами. "Школа есть система, а не развитие личных качеств... Но все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения, то есть уметь передавать форму, цвет, свет, характер, движение, пропорции, знать законы этих вещей. В школе надо овладеть этими законами художественных приемов для того, чтобы потом их можно было изменить, подчинить личным художественным требованиям"89. Несмотря на преобладание узкоремесленной выучки, школа (даже в древнерусском искусстве) сообщала ученикам определенный творческий метод.

Общие методические принципы обучения в Академии художеств предусматривали прохождение студентами 3 этапов: копирования оригиналов, живописи и рисунка с натуры и создания композиционной картины. При копировании необходимо было найти "главный цвет", цвет фона, цвет тени. Большое значение имел подмалевок или "подложка". Как правило, все легкие и теплые по цвету ткани писались по холодному, а холодные по теплому подмалевку. Затем шла детализация, прописка света, теней, полутени, переломов, уточнение формы и обобщение. Абсолютное большинство акварелистов занималось именно по такой методике академического обучения, где копирование оставалось важнейшим элементом программы. Но в конце XIX века копировальный класс уже не играл главной роли, которая переходит к манекенному и костюмному. Костюмный класс, предлагавший как бы готовые картинки из жизни, перевешивал по значению и раздел копирования и даже в известной мере натурный класс. Для класса приобретались лучшие работы студентов и выпускников, рисунки, этюды и акварели художников Ф.Васильева, А.Боголюбова и др.

Несмотря на то, что акварелью художники работают много веков, систематического обучения будущих художников акварельной живописи в высших учебных заведениях России не было. Л.О.Премацци принадлежит значительная роль в создании профессиональной школы акварели в России.

Психолого-педагогические основания развития творческих способностей в высшей художественно-педагогической школе

Целью учебного процесса в художественно-педагогических вузах является подготовка профессионально образованного художника-педагога, воспитание творческой личности.

Государственный стандарт устанавливает обязательные требования к уровню подготовки выпускника художественного факультета педагогического вуза по специальностям 030800 Изобразительное искусство и 540700 Художественное образование- Он включает в себя три основные группы требований: требования к уровню общей образованности, требования к уровню овладения специальными знаниями и умениями в сфере общей педагогики и педагогики искусства и требования к художественно-профессиональной подготовке . Одним из требований, предъявляемых к профессиональной подготовке, является "ведение самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел"133. Поэтому важным для художника-педагога является приобретение им личного творческого опыта.

Теория творчества в процессе обучения студентов всех специальностей рассматривается в учебных курсах по педагогике герценовского университета, составленных коллективом авторов во главе с А.П.Тряпицыной134. Она выделяет такие черты творческой личности: направленность на созидание, на достижение социально значимых результатов и индивидуальный стиль осуществления деятельности135.

У Р.У.Богдановой ведущие свойства творческой индивидуальности — это: интеллект; способность творить; независимость суждений и поведения; эмоциональность, экспрессивность; самостроительство, самосовершенствование; гуманно-созидающее влияние на окружающих136.

Выработка гуманистических идеалов - одна из наиболее значимых тенденций современного образования. Это означает ориентацию образования на развитие личности обучаемого, его творческого потенциала.

Концепция художественного образования в Российской Федерации, опубликованная в 2002 году, предусматривает "формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художествнной выразительности различных видов искусств", а также внедрение "личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся" .

При работе акварелью открывается много возможностей творческого выражения, а упражнения в этой области могут содействовать развитию творческих способностей будущих педагогов. Один из авторитетных исследователей психологии творчества Я.А.Пономарев отмечает тенденцию к пониманию творчества как формы развития и определяет актуальность развития педагогики творчества.

Психологический механизм творческой познавательной деятельности может быть в общем виде представлен следующим образом:

- потребность в новом знании подготавливается наличной системой;

- средство к удовлетворению данной потребности приобретается на базальном уровне;

- приобретенное средство включается в эту систему, вызывая качественный скачок в наличном знании.

Это дает возможность анализировать процесс творчества, творческие способности, психологические качества творческой личности, психологические условия эффективности творческого труда.

Творчество в широком смысле рассматривается как важнейший механизм развития. Процесс творчества — сложный психический акт, обусловленный объективными факторами и соединяющий в себе элементы образности и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности.

По наблюдениям И.П.Калошиной, творческая деятельность — осуществление переноса знаний, умений, навыков в новую ситуацию, комбинирование и преобразование известных способов при решении новой проблемы, видение новой проблемы в традиционной ситуации1 .

Изучение механизмов научно-технического творчества позволило более подробно описать фазы творческого процесса, но при попытках применить эту схему к художественному творчеству возникают затруднения. Прохождение всех фаз творческого процесса обязательно не для всех видов творческой деятельности человека. В отличие от научно-технического творчества, в художественном наиболее полно выражается личностное, субъективное отношение человека к миру, вечная потребность людей в изменении его по законам красоты, добра, правды. А это законы вечного нравственного поиска, самосовершенствования.

Похожие диссертации на Акварель в системе подготовки художника-педагога