Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Кабижанова Гульжанат Какеевна

Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства)
<
Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кабижанова Гульжанат Какеевна. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Алматы, 1999 180 c. РГБ ОД, 61:00-13/1005-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 12

1.1. Специфика и понятие декоративной композиции 13

1.2. Место и роль обучения основам декоративной композиции в подготовке художника-педагога 33

1.3. Исходное состояние подготовки художника-педагога по текстилю 56

Выводы 71

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ

ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 74

2.1. Структура и содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции" 75

2.2. Методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю 96

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 118

Выводы 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 144

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

Введение к работе

Актуальность исследования. Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах деятельности человека предъявляют высокие требования к уровню профессионализма специалиста, способного творчески подходить к решению социально значимых проблем. В связи с этим становятся актуальными процессы совершенствования и модернизации системы профессиональной подготовки специалистов художественно-педагогического профиля. Реформы высшего образования предполагают необходимость пересмотра содержания образования, разработки новых предметов и методов преподавания дисциплин художественного цикла, отвечающих задачам подготовки художника-педагога интегративного типа, способного к творческой деятельности в области создания художественных произведений и организации педагогического процесса с целью развития творчества учащихся, приобщения их к изобразительному и декоративному искусству.

Декоративно-прикладное искусство имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей высокими возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Поэтому в системе среднего и высшего образования широко практикуется изучение различных видов декоративного творчества. Соответственно, возрастают требования к уровню профессиональной подготовки художника-педагога по декоративному искусству, в том числе, по текстилю.

Художественное оформление текстильных материалов представляет собой один из самых распространенных видов декоративного творчества, а текстильные изделия знакомы каждому человеку с детства - это одежда, ткани, убранство интерьера. Как и любая область культуры, текстильное искусство имеет свой художественный язык, который определяет особенности композиционной деятельности и которым необходимо владеть для успеха в этой деятельности. Специфика языка текстиля заключается в том, что пред-

меты реального мира подвергаются стилизации, перерабатываются в части формы, объема, цвета и решаются плоскостно, декоративно, орнаментально. Это связано с необходимостью учитывать художественные свойства материала, технологические приемы его обработки, прикладной характер изделий и сложившиеся традиции трактовки образов в народном искусстве. Верно найденное решение декоративного образа в соответствии с материалом и технологией определяет художественные достоинства текстильных изделий. Сказанное означает, что для повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю недостаточно обучать его технологическим приемам изготовления изделий и традиционной орнаментальной системе. Необходимо изучать композиционные и колористические основы создания произведений текстильного искусства, осваивать закономерности создания декоративных образов, т.е. овладеть основами декоративной композиции.

Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому композиция как учебный предмет занимает особое место в системе подготовки художника-педагога. Но в существующих программах по композиции на художественно-графических факультетах не учитывается специфика композиционной деятельности в декоративном искусстве.

Изучением композиции занимались многие искусствоведы, художники, педагоги (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.П. Климович, Н.Г. Назарова, Л.А. Панова, Е.В. Шорохов, В.А. Фаворский). Композиционным вопросам в различных видах изобразительной деятельности уделяли внимание В.В. Алексеева, А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.К. Гончарова, К. Ералин, В.Н. Есипов, Л.А. Ивахнова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, B.C. Щербаков и др. Психологические основы художественного творчества исследовали Л.С. Выготский, Г.Л. Ермаш, B.C. Кузин, Д.П. Узнадзе, П.М. Якобсон. Исследования названных авторов внесли большой

вклад в разработку научных основ композиции, в становление общей теории композиции, в вопросы практики и методики преподавания композиции при обучении изобразительному искусству. Однако в их трудах вопросы декоративной композиции не были предметом специальных исследований.

Проблемы подготовки учителя средствами декоративного искусства исследовали К.Ж. Амиргазин, А.С. Асылханов, Б.Б. Байметов, А.В. Баку-шин-ский, Ю.К. Беджанов, Л.В. Ершова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумов, И.М. Рязанцева, К.А. Скворцов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. В своих работах они раскрывают значение декоративного искусства, излагают пути и способы активизации учебного процесса, предлагают содержание и методы обучения различным видам декоративного искусства, но не поднимают вопросы системного изучения основ декоративной композиции.

В ряде исследований (Е.В. Болотских, Р.А. Гильман, Л.В. Ершова, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова) сделан акцент на необходимости формирования специальных композиционных знаний и умений в процессе подготовки художника-педагога по текстилю, но не ставилась задача раскрыть содержание и методы обучения основам декоративной композиции.

Итак, анализ различных источников показал, что самым неисследованным звеном в профессиональной подготовке художника-педагога является область декоративной композиции. Имеющийся методический материал по композиции, представленный в учебных пособиях для студентов художественных и технологических вузов (В.Н. Козлов, И.И. Емельянович, С.А. Малахова), требует интерпретации применительно к специфике подготовки художника-педагога.

Изучение состояния методики обучения текстильному искусству показало, что деятельность студентов направлена на разработку изделий в материале без учета особенностей создания декоративных образов. Поэтому в учебной деятельности часто встречаются примеры механического переноса композиционных решений, характерных для живописных и графических работ, на плоскость ковра или войлока. Такой подход не отвечает требованиям

условно-плоскостного языка декоративных композиций. Следовательно, наблюдается потребность в организации специальной композиционной подготовки для комплекса предметов по текстилю.

Таким образом, проведенный анализ теории и практики преподавания декоративного искусства свидетельствует о том, что специальные исследования в области подготовки художника-педагога по основам декоративной композиции не проводились. Не определено место и роль основ декоративной композиции в подготовке художника-педагога по текстилю. Не разработаны содержание и методы обучения декоративной композиции. В итоге сложилось противоречие между необходимостью изучения основ декоративной композиции и отсутствием научно-обоснованных методов их формирования в системе профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. Данное противоречие вызвало необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения основам декоративной композиции, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. Сказанное определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка содержания и методики обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю.

Предмет исследования: содержание и методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Гипотеза исследования: уровень профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю повысится, если:

- разработать специальный курс "Основы декоративной композиции", обеспечивающий базу творческой деятельности художника-педагога по текстилю;

в содержание предмета включить компоненты художественной культуры, соответствующие специфике декоративного искусства;

научно обосновать методику обучения, направленную на формирование композиционной грамоты и творческо-композиционного мышления в системе языка текстильного искусства.

Задачи исследования:

выявить специфику декоративной композиции и определить место и роль основ декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю;

изучить исходное состояние подготовки художника-педагога по декоративной композиции;

определить структуру и содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции";

разработать методику обучения основам декоративной композиции и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствоведения; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию и методике обучения изобразительному и декоративному искусству; исследования известных художников и педагогов по вопросам обучения композиции.

Методы исследования:

- изучение литературы по вопросам художественно-эстетического об
разования и воспитания, по проблемам композиции и творчества;

наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по изучению декоративной композиции;

беседы, анкетирование, тестирование студентов, преподавателей вуза и учителей школ и лицеев;

педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1991-1998 гг. на художественно-графических факультетах Алматинского и Таразского университетов, на отделении "Текстиль" театрально-художественного института г. Алматы, в школах, колледжах и на производстве, где работают выпускники педвузов. Всего было охвачено около 300 студентов и учителей школ.

На первом этапе (1991-1993гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, изучались необходимые теоретические источники; была построена теоретическая модель, определены критерии и уровни подготовки художника-педагога к творческой деятельности; проводились констатирующий и поисковый эксперименты, позволившие выявить исходный уровень подготовки художника-педагога и определить содержательные и методические основы обучения декоративной композиции.

На втором этапе (1993-1996гг.) разрабатывалась и корректировалась учебная программа по декоративной композиции с ориентацией на профессиональную подготовку художника-педагога по текстилю; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась методика обучения основам декоративной композиции; определялось влияние композиционной подготовки на решение творческих задач в процессе обучения спецпредметам и профессиональной деятельности художника-педагога.

На третьем этапе (1996-1998гт.) осуществлялись обобщение, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования; разрабатывались методические рекомендации и осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования:

выявлена специфика композиционной деятельности в декоративном искусстве и предложено определение понятия "декоративная композиция";

обоснована роль обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю;

.- разработана модель подготовки художника-педагога в творческой деятельности и критериальный аппарат;

сконструировано содержание нового учебного предмета "Основы декоративной композиции";

разработана методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Практическая значимость исследования:

на базе теоретических и практических результатов исследования разработана учебная программа, которая внедрена в систему подготовки художника-педагога по текстилю;

учебный курс "Основы декоративной композиции" введен б Госстандарт и учебный план по специальности, которые используются в образовательном процессе художественно-педагогических заведений Республики Казахстан;

материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебных программ по композиции и разработки пособий и рекомендаций по текстилю в системе высшего и средне-специального художественно-педагогического образования;

разработанные практические задания, направленные на развитие творческих способностей личности, можно вводить в процесс обучения изобразительному и декоративному искусству в школах, лицеях и художественных колледжах.

Достоверность исследования обеспечена теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- материалы исследования обсуждались на кафедрах декоративного
искусства и графики Алматинского государственного университета им.
Абая, сообщались на ежегодных научно-методических конференциях уни-

ф верситета (1992-1998 гг.) и международной конференции МАН ВШ (сен-

тябрь 1998 г.);

основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов университета;

результаты исследования внедрены в педагогический процесс художественных факультетов Алматинского, Таразского и других университетов Республики Казахстан;

* - отдельные теоретические положения и практические результаты
внедряются выпускниками университета в практику обучения школьников
г. Алматы (средние школы № 135, № 10, № 45, "Алатау", художественный
колледж).

На защиту выносятся следующие положения:

специфика композиции в декоративном искусстве и определение понятия "декоративная композиция";

обоснование необходимости обучения основам декоративной компо-

* зиции и модель подготовки художника-педагога к творческой деятельности;

содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции", включающие компоненты художественной культуры (знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности);

методика обучения основам декоративной композиции, направленная на формирование композиционной грамоты и композиционного мышления в системе языка текстильного искусства.

4 Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и этапы исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации "Теоретические основы содержания обучения декоративной композиции" рассматриваются общие и специфические вопросы композиционной деятельности в декоративном искусстве и на этой

основе дается определение понятия "декоративная композиция", обосновывается место и роль обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю, изучается исходное состояние преподавания декоративной композиции на художественно-графических факультетах педвузов.

Во второй главе диссертации "Разработка содержания и методики обучения основам декоративной композиции" раскрываются принципы разработки, структура и содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции", излагается методика обучения данному предмету, направленная на формирование композиционной грамоты и творческо-компози-ционного мышления художника-педагога по текстилю, анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы.

Специфика и понятие декоративной композиции

В подготовке художника-педагога по текстилю к профессиональной деятельности большое значение имеет формирование у него представлений об особенностях композиционной деятельности в декоративном искусстве, знаний основных понятий, осознанного отношения к закономерностям творческой деятельности в искусстве. Известно, что через определение понятия можно раскрыть его содержание и выявить специфику отображаемых им явлений. Поэтому в свете исследуемой проблемы важным представляется раскрытие общего и особенного в композиции декоративного искусства и определение понятия "декоративная композиция".

Сегодня в теории накоплен достаточный материал о сущности композиционной деятельности в изобразительном искусстве благодаря усилиям видных художников, педагогов и ученых (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон и др.). В интересах данного исследования возникает необходимость рассмотрения основных точек зрения на композицию в вопросах определения понятия и природы композиционной деятельности.

В энциклопедическом словаре композиция определяется как "построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг к другу и целому... В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное и иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, соотношение целого и деталей, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой, координирует его восприятие зрителем... Произведение искусства, конечный результат деятельности художника" (165, с.352). В кратком словаре терминов изобразительного искусства композиция рассматривается как структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим (106).

Значительный вклад в теорию композиции внес Н.Н. Волков, который в своих исследованиях систематизировал, обобщил весь накопленный материал по композиции и дал научное обоснование композиции и композиционной деятельности. По мнению Н.Н. Волкова композицией картины называется построение сюжета на плоскости в границах "рамы". При этом формообразующим принципом композиции считается не построение само по себе, а смысл. Построение выполняет функцию подачи смысла (40).

Большое значение в области разработки теории и практики композиции имеют труды Е.В. Шорохова (223, 224). В результате многолетних исследований он обосновал композицию как науку, т.е. как часть теоретического искусствоведения и как учебную дисциплину. Е.В. Шорохов справедливо отмечает, что композиция охватывает фактически весь творческий процесс и имеет две четко выраженные специфические стороны: творческий процесс создания произведения искусства и своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины.

Место и роль обучения основам декоративной композиции в подготовке художника-педагога

В учебном процессе, направленном на формирование объекта профессиональной деятельности художника-педагога в области декоративного искусства, изучению секретов ремесла и специфики материала, свободному владению техническими приемами и технологическими процессами придается большое значение, но главной задачей считается развитие способностей к творческой деятельности в процессе занятий композицией.

Об определяющем значении обучения композиции и композиционной деятельности говорится во многих исследованиях, касающихся вопросов повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, развития его творческих способностей и композиционного мышления (А.В. Ба-кушинский, Г.В. Беда, В.Г. Волков, В.Н. Есипов, Л.А. Ивахнова, В.П. Климович, Л.Г. Медведев, Н.Г. Назарова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов и др.). В основе высказываний многих известных художников (А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, К.Ф. Юон) также лежит мысль о том, что изучение композиции является обязательным условием успеха творческой деятельности. В исследованиях, посвященных вопросам преподавания художественной обработки текстильных материалов в высшей школе (Е.Г. Болотских, СМ. Гаджимурадов, Р.А. Гильман, О.Н. Попова) подчеркивается, что обучение композиционной деятельности и композиционному мышлению является самым существенным и необходимым при освоении студентами основ текстильного искусства. О роли обучения композиции Е.В. Шорохов пишет, что "курс композиции имеет первостепенное значение в развитии творческих способностей, образного мышления, творческого воображения, т.е. всего того, без чего не может быть настоящего художника, способного создавать произведения искусства" (223, с. 19). Теоретическому обоснованию композиции как необходимого учебного предмета в системе подготовки художника-педагога посвящена его диссертационная работа (224).

К настоящему времени сформирована научная (психолого-педагогическая) база изобразительной деятельности и доказана ведущая роль композиции в этом процессе. Поэтому сегодня никто не оспаривает необходимость обучения композиции в системе художественного образования. Исходя из этого, мы сочли возможным не останавливаться в рамках нашего исследования специально на освещении этого вопроса, как обоснованного в принципе. Однако следует заметить, что актуальными остаются проблемы обучения композиции по вопросам соотношения теории и практики, содержания и формы, необходимого объема и направленности знаний. Особенно актуальными являются проблемы изучения специфики композиции в различных видах декоративного искусства.

class2 РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ

ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ class2

Структура и содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции"

Реальное функционирование педагогического процесса зависит от разработки содержания образования на уровне учебной программы и учебного предмета. Отсюда важно было осуществить отбор содержания учебного предмета "Основы декоративной композиции", структурировать его состав и определить объем, отвечающие задачам профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. При решении данной проблемы во внимание принимались теоретические положения первой главы. Особое значение имело то обстоятельство, что обучение текстильному искусству или отдельным его видам понимается нами как обучение навыкам композиционной деятельности в определенном материале и технике и что совершенствование этой деятельности продолжается в течение всего творчества художника-педагога. Следовательно, в задачи учебного предмета "Основы декоративной композиции" не может входить идея обучения композиции вообще или композиции какого-либо изделия. Реальным представляется формирование композиционной грамоты и композиционного мышления через систему специально разработанных упражнений, "посвящение" студента в некоторые основы творчества с акцентом на изучение и освоение общих принципов композиционной деятельности, овладение специфичным языком декоративных композиций с тем, чтобы "открыть" перспективы для более широкого и творческого применения полученных знаний на практике.

Необходимость включения в содержание предмета универсальных для всех видов текстильного искусства художественных знаний по орнаменту, цветоведению и стилизации предполагало определиться в вопросах, что есть основы этих знаний, что включить в программу изучения на уровне базового предмета, какие знания заложить с самого начала как азбуку, как необходимую грамоту, а какие знания получат свое развитие на других предметах специализации при решении конкретных композиционных задач.

Чтобы найти ответы на эти вопросы понадобилось обратиться к практике преподавания основ композиции в системе подготовки художников и дизайнеров, где имеется положительный опыт обобщения композиционных знаний, выявления наиболее существенных и характерных элементов этих знаний, т.е. их формализация. В философском словаре "формализация" определяется как "уточнение содержания, осуществляемое посредствам того, что изучаемым объектам, явлениям, процессам данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материализованные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Во всякой формализации всегда присутствует момент огрубления живой, развивающейся действительности. Однако это "огрубление" является необходимой стороной процесса познания" (211).

Похожие диссертации на Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (На материале текстильного искусства)