Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социальная значимость плаката 18
1 . Плакат в системе искусств 18
2. Социальные функции плаката 40
3. Особенности восприятия плаката и проблемы воспитания зрительской культуры 56
Глава 2. Плакат как компонент системы подготовки художника-педагога 74
1. Изучение плаката в высшей школе 74
2. Характеристика системы подготовки художника-педагога 80
3. Плакат в системе дисциплин и учебных заданий 94
Глава 3. Развитие творческого мышления в процессе практического изучения искусства плаката 107
1. Творческое мышление и способы его развития 107
2. Анализ педагогического эксперимента 117
3. Теоретико-методические рекомендации к проведению занятий по плакату 146
Заключение 156
Библиография 160
Список иллюстраций 173
Приложение 176
- . Плакат в системе искусств
- Изучение плаката в высшей школе
- Творческое мышление и способы его развития
Введение к работе
Актуальность темы
Плакаты являются привычным фоном нашей повседневной жизни и играют значительную роль в формировании облика современного города. Несмотря на развитие более современных средств массовой агитации и пропаганды, интерес к использованию плакатов не перестает возрастать.
Для многих плакат является самым легкодоступным и чуть ли не единственным «живым» образцом изобразительного искусства. Поэтому он становится важным средством удовлетворения эстетической потребности и воспитания эстетического вкуса.
Представление массового зрителя о современном плакате формируется преимущественно на основе восприятия уличной рекламы. Дефицит информации о плакате и распространение малохудожественной плакатной продукции приводит к превратному представлению об этом искусстве. В большинстве случаев современный плакат вообще не воспринимается зрителями как явление изобразительного искусства. Современный плакат развивается стихийно, больше подчиняясь экономической необходимости, чем законам гармонии и художественного вкуса. Поэтому воздействие плакатов на формирование эстетической культуры личности может быть как положительным, так и отрицательным.
Художественно-педагогическая школа не может игнорировать такой сильный и неоднозначный фактор воспитательного воздействия. То, как будет выглядеть плакат в будущем, во многом зависит от образованности и подготовленности тех, кто сейчас сидит на школьной скамье. Ведь именно они будут заказчиками, создателями и зрителями плакатов.
Художественный метод плакатиста в значительной мере обусловлен уровнем эстетического развития той публики, которой он адресует свою работу. Поэтому общее повышение зрительской культуры неизбежно повлечет за собой изменение облика плакатного искусства. И в свою
очередь, плакаты, исполненные на высоком художественном уровне, могут стать важным фактором положительного эстетического воздействия. Поэтому именно сейчас, пока плакат еще не дискредитирован окончательно как искусство, пока новый плакат формируется, а традиции советских плакатов еще не забыты, важно уделить внимание задаче просвещения в этой сфере.
Данное направление деятельности учителя изобразительного искусства требует специальной подготовки, включенной в систему художественно-педагогического образования. То внимание, которое в настоящее время уделяются плакату, явно недостаточно. Программы по «Основам школьного декоративно-оформительского искусства» и «Композиции», в рамках которых традиционно происходило знакомство с плакатом, не дают целостного представления об этом искусстве. В настоящее время существует опасность того, что плакат вообще выпадет из системы подготовки художника-педагога.
Таким образом, в условиях происходящего сейчас реформирования высшего образования, смены учебных программ и требований важно заострить внимание на особом значении плаката в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
Объектом данного исследования является система подготовки художника-педагога. В качестве предмета исследования выступает плакат как компонент высшего художественно-педагогического образования.
Целью работы является определение места и роли плаката в системе подготовки художника-педагога.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть социальную значимость плаката;
выявить особенности восприятия плаката;
проанализировать современное состояние обучения искусству плаката в высшей художественно-педагогической школе;
изучить основные факторы, способствующие формированию профессиональных качеств в процессе подготовки художника-педагога;
проследить функционирование плаката как компонента системы учебных дисциплин и заданий;
провести педагогический эксперимент с целью проверки методов развития продуктивного мышления в процессе работы над композицией плаката;
создать теоретико-методические рекомендации для проведения занятий по искусству плаката в системе подготовки художника-педагога. Основанием для начала исследования явилась гипотеза о том, что
включение плаката как одного из важнейших компонентов в систему специальных дисциплин в художественно-педагогической школе может способствовать более эффективному и целенаправленному формированию у студентов необходимых профессиональных качеств учителя изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
интеграция плаката в систему подготовки художника-педагога способствует укреплению междисциплинарных взаимосвязей, подчеркивает специфику профессионально-творческой деятельности художника-педагога и тем самым играет роль одного из системообразующих факторов;
изучение плаката должно основываться на рассмотрении этого искусства как целостного явления: в совокупности всех его жанров, социальных функций - в единстве истории, теории и практики;
изучение искусства плаката способствует развитию важнейших профессиональных качеств личности художника-педагога: способности к творческому мышлению, рефлексивности мышления, проблемного
видения, а также формированию педагогической направленности
мышления; - использование плаката в обучении композиции может послужить
эффективным средством развития остроты творческого
композиционного мышления.
Для достижения поставленной цели и решения вытекающих из нее
задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных
исследовательских методов. В качестве общей основы для рассмотрения системы подготовки художника-педагога использовался системный анализ; состав элементов и их взаимосвязи конкретизировались посредством предметного анализа; особенности взаимодействия элементов внутри системы и роль плаката в этом взаимодействии раскрывались при помощи функционального подхода. Становление плаката в качестве предмета обучения прослеживается посредством исторического анализа. Для выявления особенностей современного подхода к изучению плаката в художественно-педагогической школе был использован метод анализа инструктивно-методических документов. Анализ взаимосвязей плаката с дисциплинами и учебными заданиями проводился с помощью метода теоретического моделирования.
Также были использованы специальные методы педагогического исследования. Для изучения эффективности методов преподавания плаката проводился педагогический эксперимент. В качестве основных методов для сбора информации в процессе эксперимента выступали: педагогическое наблюдение, опрос, метод создания педагогических ситуаций, изучение результатов творческой деятельности учащихся. На этапе выдвижения гипотезы был использован ретроспективный анализ собственного опыта. Для построения теоретической модели процесса композиционного поиска использовался метод мысленного эксперимента.
7 Степень изученности проблемы
Единственной работой, которая непосредственно посвящена исследованию плаката как компонента художественно-педагогического образования, является диссертация В.В. Груздева «Исследование методов обучения искусству плаката (применительно к подготовке учителей на художественно-графических факультетах педагогических вузов)»'. Предметом данного исследования является «школьный плакат как многогранное художественное явление». Этот жанр плаката рассматривается как перспективное средство воспитания и обучения в общеобразовательной школе. На этом основании определяется место плаката в подготовке художника-педагога. В работе экспериментально исследуются особенности восприятия плаката школьниками, и делаются выводы, способствующие созданию более эффективных плакатов для школы с учетом возрастных особенностей аудитории.
Социальная значимость и характер функционирования плаката в наше время значительно отличается от той ситуации, которая имела место в 1970-х годах, когда проводилось данное исследование. В этой связи, предлагаемая В.В. Груздевым точка зрения на роль и место плаката в системе высшего художественно-педагогического образования требует пересмотра. В противовес узкой ориентации на школьный плакат мы обосновываем необходимость целостного подхода к изучению этого искусства. В наше время недостаточно представлять плакат только как средство воспитания в рамках школы. Перед учителем изобразительного искусства стоит более широкая задача - подготовить школьников к восприятию современного плаката. Если целью работы В.В. Груздева является «определение путей повышения эффективности обучения основам плаката», то в нашем случае приходится говорить о возвращении
' Груздев В.В. Исследование методов обучения искусству плаката (применительно к подготовке учителей на художественно-графических факультетах педагогических вузов). Диссертация на соискание ученей степени кандидата педагогических наук. - М., 1977.
g плаката в художественно-педагогическое образование и пересмотре его значения для профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Решение поставленных задач так или иначе связано с рассмотрением ряда отдельных вопросов, получивших отражение в научной литературе.
История плаката исследована в трудах русских и зарубежных авторов. Особый интерес представляют работы, авторы которых стремятся к целостному охвату плаката как явления культуры в единстве всех жанров и функций (В.К. Охочинский, Б.С. Бутник-Сиверский, Н.И. Бабурина, J. Barnicoat, J. Muller-Brokman).
В одной из самых ранних советских работ по истории плаката В.К. Охочинского2 достаточно непредвзято анализируются характерные особенности и основные тенденции развития зарубежного и русского плакатного искусства (до и после 1917 г.). Автор касается вопросов специфики разных плакатных жанров. Но в то же время материал изложен предельно лаконично, в расчете на массового читателя.
В работе Б.С. Бутника-Сиверского3 изучается становление советского плаката в 1918 - 1921 гг. В рамках указанной темы автор рассматривает параллельное развитие всех основных жанров плаката, их взаимодействие и взаимовлияние. Достаточно подробно исследованы исторические корни советского плаката.
История становления русского плаката обстоятельно излагается в работе Н.И. Бабуриной4. Автор затрагивает вопросы формирования языка плаката. Показан путь постепенного осмысления выразительных возможностей этого языка и рост социальной значимости плаката в России на рубеже XIX-XX веков. Большим достоинством данной работы является
2 Охочинский В. Плакат. - Л.: Изд-во Академии Художеств, 1928.
3 Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат Гражданской войны 1918-1921. -М.: Всесоюзная
книжная палата, 1960.
4 Бабурина Н.И. Русский плакат (вторая половина XIX - начало XX века). -Л., 1988.
то, что плакат осмысляется не изолированно, а в контексте художественной культуры того времени.
Насколько естественным для нашей литературы был акцент на политическом плакате, настолько же объяснимо господство в зарубежной литературе плаката рекламного. (J. Barnicoat, J. Muller-Brokman). Но несмотря на это, делается попытка целостного рассмотрения предмета. Характерно, что авторы стремятся преодолеть географические рамки, разделяющие плакат и раскрыть общие тенденции в эволюции художественного языка этого искусства.
Другую, гораздо более обширную группу работ по истории плаката,
составляют труды, посвященные рассмотрению отдельных жанров этого
искусства. Значительное место в этом ряду занимают работы по истории
политического плаката. (Н.А. Ватолина, Г.Л. Демосфенова, М. Иоффе, Е.С.
Поволоцкая, В.М. Полевой, И.А. Свиридова, И.И. Свирида, Ю.Я.
Хламинский). Такое усиленное внимание именно к этому жанру вполне
объяснимо тем, какую роль играл политический плакат в нашей стране
после 1917 г. ,л
Большая часть популярных работ по светскому политическому плакату посвящена пропаганде этого искусства. Для нас эти работы интересны как один из способов массового просвещения в области плаката и подготовки зрителя к восприятию этого искусства5. Популярные книги и брошюры помогали создавать уважительное и доверительное отношение к плакатам и тем самым способствовали их эффективности.
Особое место занимает работа В.М. Полевого6, посвященная становлению французского политического плаката. Зарубежный плакат очень скупо представлен в русских исследованиях, и несмотря на то, что
5 некоторые из них:
Свирида И.И. Советский плакат. - М.: Знание, 1979.
Хламинский Ю.Я. Советский плакат. - М.: Советский художник, 1961.
Поволоцкая Е., Иоффе М. Тридцать лет советского плаката. - М- Л.: Искусство, 1948.
автор концентрирует внимание исключительно на одном жанре плаката и ограничивает временные рамки двумя десятилетиями, данная работа в какой-то мере отвечает потребности в расширении географии вопроса. Помимо подробного исторического анализа, автор касается проблем природы плаката и специфики восприятия художественного образа в плакате.
Начиная с 70-х годов, стали появляться работы, посвященные другим жанрам плакатного искусства. И одновременно усиливается интерес к проблемам воспитательного и нравственно-эстетического воздействия плаката (А.Д. Боровский, Н.И. Бабурина, В.Н. Ляхов).
Первое последовательное и системное исследование русского театрального плаката проведено А.Д. Боровским . В этой работе рассматриваются проблемы типологии и эволюции жанра, его функционирование в системе отечественной культуры на разных ее этапах, его взаимоотношения с другими видами и жанрами искусства.
Наряду с традиционным искусствоведческим анализом, в исследовании используется функциональный подход. Эволюция плакатного жанра рассматривается с учетом степени реализации конкретных функциональных и коммуникативных задач.
В работах В.Н. Ляхова8 исследуется советский рекламный плакат. Автор рассматривает взаимосвязи рекламного плаката со сферой государственной идеологии и отмечает проблемный характер этих отношений. Фиксируется важный момент, связанный с осознанием в конце 50-х культурно-воспитательной роли рекламного плаката.
6 Полевой В.М. Двадцать лет французской графики. 1920-1930. - М., 1980 г.
7 Боровский А.Д. Русский театральный плакат 1870-1970 гг. Становление, основные тенденции,
современная проблематика. /Диссертационное исследование/. -М., 1987 г.
8 Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат 1917-1932 гг. -М., 1972.
Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика: Альбом. - М.: Советский художник, 1977.
В результате того, что плакат неразрывно связан с социально-политическими процессами, его история, как зеркало, отражает историю общества. Степень художественности плакатов, форма лозунгов, образный строй могут служить индикатором общего уровня духовного развития общества. Подобное уникальное качество жанра послужило поводом для появления ряда альбомов, в которых эволюция плаката рассматривается в исторической взаимосвязи с социально-экономическими и политическими факторами9.
Особенности социального функционирования плаката специально нигде не рассматриваются. Современный взгляд на проблему социальных функций искусства в целом представлен в работах А. Банфи, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, А.А. Карягина, М.Е. Маркова, С.Х. Раппопорта, Л.Н. Столовича. Два основных подхода в изучении социального функционирования искусства основываются на двух рядах функций: эстетических и утилитарных. Эстетический подход исходит из природы искусства, его сущности и ориентирован на искусство. Социологический подход основан на конкретных данных и ориентирован на аудиторию. Для анализа социальных функций плаката необходимо сочетание этих двух аспектов.
Общими проблемами психологии восприятия изобразительного искусства занимались Р. Арнхейм, Р. Грегори, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Б.В. Раушенбах и другие.
Для анализа особенностей восприятия плаката, а также при подготовке методических рекомендаций по изучению плаката важное значение имеет исследование П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова и А.А. Митькина10. Авторы ставят задачу определить возможности повышения эффективности плаката путем
9 Бабурина Н.И. Русский плакат I мировой войны. - М., 1992. Бабурина Н.И.Россия XX век. История страны в плакате. - М., 1993. Советский зрелищный плакат 1917-1987 гг.-М., 1990.
целенаправленного использования психологических закономерностей зрительного восприятия и законов композиции. Существенной особенностью данной работы является то, что художественные и функциональные аспекты плаката рассматриваются в единстве и взаимопроникновении. Подробный разбор особенностей композиции плаката: композиционных законов, принципов и средств - по существу является целостным системным исследованием композиции в изобразительном искусстве. Данное обстоятельство делает эту работу особенно ценной для художественной педагогики, где вопросы изучения композиции разработаны недостаточно.
Несколько иной подход и одну из самых ранних попыток поставить создание плакатов на рациональную научную базу представляет работа немецкого исследователя Т. Кенига". Она посвящена изучению закономерностей зрительного восприятия рекламного плаката. Автор использует сугубо функциональный подход, не рассматривая плакат как жанр изобразительного искусства. На основе экспериментальных исследований определяются визуальные характеристики плаката, наиболее благоприятные для восприятия и способствующие наибольшей эффективности воздействия.
Е.В. Черневич в своей работе анализирует особенности визуального языка плаката основываясь на семиотическом подходе. Процесс восприятия представлен как чтение и интерпретация визуального текста. Работа ориентирована на рассмотрение профессиональных вопросов графического дизайна и имеет методический уклон. Исследование построено на материале современного рекламного плаката и произведений графического дизайна.
10 Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.:
Плакат, 1987.
'' Кениг Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды. - Л.: «Время», 1925.
В работах по проблемам художественного восприятия предлагаются различные схемы, отражающие процесс взаимодействия искусства и личности (Г.И. Панкевич, А.Ф. Еремеев. С.Х. Раппопорт). Эти схемы достаточно полно описывают процесс художественного восприятия, но вместе с тем, можно отметить, что сами психологические механизмы взаимодействия, будучи названы, не объясняются. Д.А. Леонтьев указывает на то, что общим недостатком этих моделей является также их неспособность охватить весь спектр различных видов деятельности, осуществляемых при потреблении искусства13. Моделируется идеальный процесс художественного восприятия. В то время как в реальной жизни общение с искусством может принимать множество других форм, далеких от идеала, которые тем не менее требуют не только оценки, но и объяснения.
Схема «взаимосвязей факторов и процессов в ситуации взаимодействия искусства и личности»14 Д.А. Леонтьева «приложима к объяснению не только собственно художественного восприятия в соответствии с его теоретико-нормативной моделью, но и всех форм «частичного», обыденного и квазихудожественного потребления искусства»15 Этот факт является предельно значимым для представления о механизмах восприятия плаката. Подход, предлагаемый Д.А. Леонтьевым помогает выявить особенности восприятия этого искусства, обусловленные его художественно-утилитарной природой.
Проблемы воспитания зрительской культуры, ориентированные на восприятие мира изобразительного искусства, затрагиваются в работах Э.А. Верба, СМ. Даниэля, Н.А. Дмитриевой, А.С. Каргина, Л.Н. Когана,
12 Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного
конструирования. - М.: Б. и., 1975.
13 Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура
взаимодействия.// Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. С. 118.
14 Там же. С. 119.
15 Там же. С. 118.
Е.П. Крупника, И.С. Левшиной, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, А.А. Нуйкина, Г.А. Праздникова, С.Х. Раппопорта.
Воспитание зрительской культуры непосредственно связано с эстетическим воспитанием. Различные идеи и подходы к вопросам воспитания эстетической культуры (Э.А. Верб), развитию эстетической потребности и способности к эстетическому восприятию (И.С. Левшина), воспитанию эстетического отношения к действительности (А.А. Мелик-Пашаев), эстетического чувства (Н.А. Дмитриева), отраженные в научных исследованиях имеют между собой много общего. Практически для всех работ характерно то, что значительное внимание в них уделяется неутилитарным видам искусства, в то время как особенности эстетического восприятия бифункциональных видов искусства не находят достаточного отражения.
В свете задач воспитания культуры восприятия плаката особый интерес представляет теория «эстетического отношения человека к действительности», предлагаемая А.А. Мелик-Пашаевым16. Автор характеризует эстетическое отношение как целостное отношение к жизни, «осознанное переживание онтологического единства с миром», важной особенностью которого является свобода от утилитарности. Эстетическое отношение открывает самоценность бытия вещи вне ее практического функционирования. В работе говорится о возможностях целенаправленного развития способности эстетического отношения к миру и превращение ее в устойчивую характеристику личности.
При рассмотрении проблем профессиональной подготовки в системе художественно-педагогического образования мы опирались на результаты ряда педагогических исследований.
Общие вопросы формирования профессионального педагогического сознания рассматриваются в работах: Л.М. Ахмедзяновой, В.И.
16 Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. -М.: Прогресс-Традиция, 2000.
15 Загвязинского, Ю.А. Кулюткина, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Г.С. Сухобской.
Спектр необходимых для будущего учителя особых профессиональных способностей определяется в работах В.А. Сластенина, В.А. Крутецкого, А.И. Щербакова, Н.Д. Левитовой, Н.Ф. Гоноболиной, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухаре вой).
Ядром профессиональной подготовки педагога является профессиональная педагогическая направленность личности (В.А. Сластенин, Л.М. Ахмедзянова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).
Выделяют следующие основные составляющие профессиональной педагогической направленности: установка на осуществление педагогической деятельности, интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение к педагогической деятельности, склонности и осознание способностей к педагогической деятельности.
Важными особенностями профессионального сознания учителя являются: понимание социальной значимости профессии, ориентация на взаимодействие с другими людьми, рефлексивность мышления (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская)17, осознание целостности педагогического процесса (В.А. Сластенин)
В работе Л.М. Ахмедзяновой рассматривается понятие «педагогическое призвание», которое является высшей формой проявления профессиональной педагогической направленности. Оно определяется как «ярко выраженное положительно-эмоциональное и избирательно-волевое отношение личности к педагогической деятельности в сочетании со склонностями и способностями к ней»18.
17 Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. Ю.Н.
Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. -104 с.
18 Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии
учителя. - Одесса, 1993. С. 146
Вопросы формирования особенностей профессионального сознания художника-педагога затрагиваются в работах В.В. Абрамовой, М.В. Дараган, B.C. Кузина, В.П. Мамугиной, Л.Б. Михаленко, Б.М. Неменского, С.А. Никитенкова, Т.А. Суховой, Н. К. Шабанова,
Во всех работах так или иначе отмечается, что важной особенностью профессионального художественно-педагогического мышления является гармоничное сочетание в нем рационального и образного. В частности, Л.Б. Михаленко пишет: «Постановка перед студентами и выполнение ими специальных учебно-творческих задач должны быть направлены на формирование художественного мышления с достаточно развитым интеллектуальным компонентом, который выступает в роли связующего звена в подготовке художника и педагога»19.
Не менее важной особенностью мышления художника-педагога, во многом определяющей его творческий потенциал, является рефлексивность, способность к осознанию своего опыта в области изобразительного искусства.
Отмечается, что формирование художественно-педагогического сознания является ядром профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и значительная роль в решении этой задачи отводится специальным дисциплинам: рисунок и живопись (В.В. Абрамова, Н.К. Шабанов), наброски и зарисовки (В.П. Мамугина), композиция (С.А. Никитенков), ДЛИ (М.В. Дараган, Л.Б. Михаленко). Возможности развития профессионального сознания художника педагога в процессе выполнения заданий по плакату специально не изучались.
Результаты изучения механизмов продуктивного мышления в области научно-технического творчества представлены в работах Г.С. Альтшуллера, А.В. Брушлинского, М. Вертгеймера, П.Я. Гальперина, В.Л.
19 Михаленко Л.Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства. Методические указания. -М.: МГПИ им. Ленина, 1983. С. 17.
Даниловой, А.Н. Лука, В.М. Петрова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова.
Экспериментальные исследования психологических механизмов художественного творчества затруднены ввиду скрытости и интимности этого процесса. Поэтому отмечается, что «ориентация на гуманитарные
~ 20
науки для психологии творческого мышления является не характерной» . Тем не менее изучению этой проблемы посвящен ряд научных трудов (СТ. Вайман, Г.А. Голицын, Б.С Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев, Н.В. Рождественская, П.М. Якобсон).
Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих важных вопросов, непосредственно касающихся поставленной проблемы, остается открытым вопрос о той роли, которую играет плакат в системе подготовки художника-педагога, значение целостного изучения плаката для формирования профессиональных качеств художника-педагога специально не рассматривается.
Таким образом, искусство плаката должно быть рассмотрено как один из системообразующих факторов подготовки художника-педагога, способствующий укреплению междисциплинарных связей, и подчеркивающий специфику данной специальности. Принципиально важным аспектом новизны предлагаемого подхода к изучению плаката в художественно-педагогической школе является рассмотрение этого искусства как целостного явления: в совокупности всех его жанров, социальных функций - в единстве^ теории и практики. Такой подход позволяет дать представление о плакате как самоценном явлении культуры, обладающим мощным воспитательным потенциалом.
Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная / Под ред. Пономарева Я.А. - М., 1990. - С. 42.
. Плакат в системе искусств
Плакат в процессе своего развития постоянно меняется, приспосабливаясь к новым условиям. Благодаря исключительной социальной отзывчивости, этот жанр способен очень гибко реагировать на требования времени. Под влиянием различных социокультурных и политических факторов изменяются образный строй, язык плаката, способы его исполнения, расширяется сфера применения. Некоторые близкие к этому жанру художественные и нехудожественные явления приобретают черты плакатности, и сами, в свою очередь оказывают воздействие на это искусство.
Как следствие влияния всех этих факторов, в разные времена появляются различные - иногда противоречивые - определения плаката. Понимание плаката в обыденной жизни и в научных работах тоже имеет существенные различия. Но, тем не менее, существует нечто неизменное, что определяет самобытность этого жанра в системе искусств на протяжении всего времени его существования. Поэтому представляется целесообразным сопоставить отраженные в литературе разноречивые представления о границах этого жанра, и, насколько возможно, привести их к общему знаменателю, учитывая при этом особенности современного плаката.
Существуют две версии о происхождении слова «плакат». Согласно одной21 - оно пришло в русский язык из немецкого (plakat) в конце XIX -начале XX века уже в том значении, в котором мы его употребляем. Немецкий язык заимствовал это слово в том же значении из французского (placard), где плакат получил свое название от того способа, при помощи которого его представляли взорам публики: plaquer - налеплять, приклеивать, накладывать.
По другой версии название этого искусства происходит от латинского placatum - свидетельство22. Это слово существовало в русском языке с XVIII века, в значении «паспорт для людей податного сословия, годовой плакатный паспорт»23. Плакат в этом значении может быть осмыслен как свидетель и участник наиболее важных социально-политических событий эпохи. Действительно, по сравнению с другими видами изобразительного искусства к плакату, пожалуй, наиболее применимо сопоставление с документом, отражающим дух времени через непосредственную вовлеченность в решение конкретных социальных проблем.
Таким образом, слово плакат было знакомо жителям России еще до того, как этот жанр возник. Появившееся в русском языке в конце XIX века название нового явления в искусстве унаследовало некоторые смысловые оттенки того, старого «плаката»: документальность, достоверность, подлинность. И это, конечно же способствовало доверию к плакатам. В английском языке наряду со словом «placard», имеющим французское происхождение, сходным образом появилось слово «poster», от глагола post - расклеивать, вывешивать. Согласно сведениям из словаря современного английского языка24, «poster» означает большое отпечатанное объявление, изображение или фотографию, предназначенную для размещения в публичном месте часто с целью украшения. Любопытно, что слово «poster» в свою очередь перешло во французский язык для обозначения плакатов, выполняющих декоративную функцию. В последнее время слово «постер» стало использоваться в русском языке. Как правило, оно употребляется в двух значениях: красочное изображение на развороте журнала, которое может использоваться для украшения интерьера, и большой рекламный плакат на улице. Возможно, в будущем это слово приобретет более конкретное значение в нашем языке и будет служить обозначением какого-нибудь специфического явления в плакатном искусстве.
Как правило плакат определяется через перечисление некоторых внешних признаков и указание одной или нескольких функций. Различная последовательность перечисления, показывает, какое свойство плаката автор считал главным, но указываемые черты не дают цельной исчерпывающей характеристики жанру.
Самая широкая трактовка дается в словаре Ушакова: «Плакат -большой цветной рисунок с кратким текстом. Агитационный рисунок с кратким текстом. Вообще большое объявление о чем-либо» . Это определение довольно расплывчато, но выявляет ряд проблем, которые необходимо рассмотреть для того, чтобы конкретнее представить предмет исследования. Обязательно ли плакат должен быть цветным? Является ли размер единственным отличием плаката от объявления? Должен ли плакат в обязательном порядке содержать текст? А так же требуется уточнить вопрос о функциях плаката.
Сначала попытаемся выяснить, какие формальные признаки отличают плакат от близких явлений в искусстве и не искусстве. Без чего плакат перестает быть плакатом и какой минимальный набор признаков определяет плакат.
Изучение плаката в высшей школе
Прежде чем стать предметом изучения в системе профессиональной педагогической подготовки, плакат становится элементом специального художественного образования. Методы и принципы изучения плаката впервые складываются именно в художественных вузах.
Другой причиной, побуждающей нас затронуть вопрос о подготовке художников-плакатистов является то обстоятельство, что основы отношения к плакату закладываются задолго до поступления в вуз. С детства человек воспринимает яркие плакаты на улицах и в транспорте и можно предположить, что именно в детском возрасте это восприятие носит наиболее острый и эмоциональный характер и оказывает наибольшее влияние на формирование эстетического вкуса. Поэтому воспитание культуры восприятия плаката на уроках изобразительного искусства в школе является важной составляющей профессиональной подготовки будущего художника-плакатиста.
История становления плаката как элемента художественного образования в нашей стране связана с именами известных плакатистов: A.M. Родченко, М.М. Черемных, Д.С. Моора, А.А. Дейнеки и др. В двадцатых годах XX века на фоне происходивших политических изменений формировались новые художественные учебные заведения, призванные готовить профессионалов, соответствующих новым требованиям времени. Это было время великих экспериментов в искусстве и в художественной педагогике.
Искусство плаката, находившееся в то время в авангарде общественно-политической жизни и активно участвующее в государственной идеологической пропаганде, нуждалось в профессиональных художниках- плакатистах. Поэтому во многих учебных заведениях плакат становится предметом изучения.
В 1920 году вышло постановление Совета Народных Комиссаров об основании ВХУТЕМАСа. В числе других был образован полиграфический факультет, деканом которого был Н.Н. Купреянов. Задания по графическим дисциплинам разрабатывал A.M. Родченко. Благодаря его влиянию, происходит переход от живописной проблематики к графическому построению и конструированию. Плакатный стиль A.M. Родченко повлиял на формирование стилистики целого художественного течения агитационно-массового искусства.
В это же время, в 20-е годы, на полиграфическом факультете отделения книжной графики Академии художеств в Петрограде, плакат вводится в систему обучения как отдельная дисциплина. Занятия вел Н.К. Замирайло"8.
В Московском Полиграфическом институте в 30-е годы плакат преподавали Д.С. Моор и Г.Т. Горощенко. В 1932 году было издано учебное пособие «Как работать над плакатом», написанное для студентов этого института119. Система обучения была нацелена на подготовку профессиональных художников-плакатистов для работы в системе государственной агитации и пропаганды. Основные принципы обучения плакату, сформулированные в этом пособии, актуальны и могут быть использованы в современных условиях.
Творческое мышление и способы его развития
Нужно ли специально заниматься развитием творческого мышления? Ведь независимо от того, насколько наука проникла в тайны творчества, во все времена совершались неожиданные открытия и создавались великие произведения искусства. А теперь, когда существуют и применяются научно обоснованные методики развития творческого мышления, стало ли больше талантливых художников и гениальных ученых?
Эти вопросы имеют смысл только до тех пор, пока творчество понимается в узком смысле слова как творческая деятельность, удел избранных. В современной психологии и педагогике творчество рассматривается более широко - как одна из самых глубоких характеристик личности. «Творчество - есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность»165. Один из авторитетных исследователей психологии творческого мышления Я.А. Пономарев отмечает тенденцию к утверждению понимания творчества как формы развития: «Психология творчества превращается в науку об одном из механизмов развития - науку о психологических механизмах развития живых систем»166. Это и определяет актуальность развития педагогики творчества как необходимой составляющей воспитания свободной, способной к саморазвитию личности.
В психологии различают две формы мышления: продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Подобное разделение является условным, поскольку мыслительный акт всегда содержит обе формы. По словам А.В. Брушлинского: «Каждый творческий мыслительный акт с необходимостью предполагает как открытие чего-то нового для субъекта, так и использование его прежних знаний; в реальном мыслительном процессе одно невозможно отделить от другого»167. Но в интересах психологического анализа такое разделение оправдано и производится на основе определенных критериев:
- в результате творческого мышления обязательно происходит создание чего-то нового. В то же время, как отмечает Г.А. Голицын, происходит преодоление старого - «вредных привычек», предрассудков, сложившихся представлений, создающих порог для нового168;
- достижение нового результата происходит посредством применения нового уникального творческого метода. Этот критерий необходим, поскольку новый результат может быть получен случайно или путем механического перебора вариантов;
- процесс мышления называют творческим только в том случае, если его результаты не могли быть получены путем логического рассуждения. Во время творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению за счет интуиции. В современной психологии интуиция рассматривается как свернутое, укороченное, неосознаваемое мыслительное действие.