Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3~
Г1АВА-Ї. -ПРОБЛЕМЫ УПРАЖНЕНИИ И СИСТЕнІІ УПРАЖНЕНИИ В -ДСИтЮГО-ІІЕДАГОГИЧЕСКОи И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ Ю
І. Чіонятия упражнение и система улражнеяий в -психолого-педагогической и методической
-литературе 10
т 2-. ^Понятия "знание", "умение" и "навык" в современной психолого-педагогической литературе. 18 , а. Дидактическая сущность упражнений как
средства закрепления знаний, формирования
умений и навыков 29
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ. ОБОСНОВАНИЙ СИСТЕМЫ
УПРАЖНЕНИИ В ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ 42
і I. Формирование знаний, умений и навыков в
процессе обучения живописи 42
2. Психолого-физиологические основи системы
упражнений в обучении живописи 62
ГЛАВА Ш. СИСТЕМ УПРАЖНЕНИИ ПО ОВЛАДЕНИЮ УШШШ -И НАВЫКАМИ ЖИВОПИСИ ГОЛОВЫ / на материале
экспериментального исследования/ 96
I. Живопись головы в условиях учебной мас
терской 100
2. "Живопись головы в условиях пленэра 126
3. -Педагогический эксперимент 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИИ 160
Введение к работе
В обществе развитого социализма в период развернутого строительства коммунизма особенно большое значение приобретают вопросы воспитания нового, гармонически развитого человека, формирования духовного облика советского гражданина. Всестороннее решение этой проблеїш возможно лишь при использовании еще далеко не исчерпанного потенциала идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастащего поколения. Эстетическое воспитание является одной из составных частей системы коммунистического воспитания. Поэтому, как указывается в решениях партии, необходимо "обеспечить дальнейшее повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов" .
Эстетическое воспитание детей в нашей стране набирает, особенно в последние годы, большой размах. В комплексном решении общих и специфических аспектов этой задачи важная роль отводится преподаванию изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Это определяет актуальность вопроса дальнейшего совершенствования методики и организационных форм обучения изобразительному искусству в целом и, в частности, живописи, с учетом последних достижений совет-
I. Материалы ЛУ съезда КПСС. - М.: Госполитиздат,1978, с. 221
- 4 -ской педагогики и психологии, опыта лучших художников-педагогов.
Особенность!) обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов является прежде всего то, что основное внимание уделяется активной практической деятельности студентов. Однако, опыт показывает, что выполнение предлагаемых программой упражнений не всегда приводит к желаемым результатам. Анализ причин этого явления убеждает в тон, что предусмотренные этими упражнениями цели и задачи не в достаточной степени способствуют активизации обучаемых в процессе их выполнения: главный упор часто делается на многократно' повторяемые, однообразные практические действия студентов. Как правило, упражнения такого рода лишь ослабляют интерес обучаемых к поставленной задаче, снижают тонус умственной деятельности, не способствуют в должной степени четкому восприятию и сосредоточенности в работе. В результате такой организации учебной деятельности студентов происходит закрепление только некоторой суммы формально усвоенных знаний и навыков, но умение сознательного использования их в практической деятельности, в разных условиях и ситуациях, не вырабатывается, многие важные закономерности живописного мастерства осваиваются студентами не в систематической последовательности в период обучения, а уже впоследствии, в длительном процессе накопления личного педагогического и творческого опыта.
Современные теоретики и методисты преподавания изобразительного искусства придают большое значение упражнениям в обучении живописи. Так, проф.Г.В.Беда пишет, что "без ежедневной академической практической работы, без набросков и этюдов невозможно развить профессиональную наблюдательность -
- 5 -необходимейшую способность художника замечать в окружающих объектах и явлениях самое важное, интересное, главное и характерное. Все эти качества приобретаются живописцем лишь в результате практических упражнений"1.
Особенно возрос интерес к теории и методике упражнений в обучении живописи в последнее десятилетие. Проблема упражнений нашла свое отражение в научных трудах Г.В.Бедн, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского, А.С.Рындвна, Б.Г.Гагарина, А.И.Масленникова, Э.Н.Беда. Однако, указанные авторы, разрабатывая методически ценные упражнения, направленные на эффективное освоение тех или иных закономерностей живописной грамоты, не ставили своей целью исследование проблемы упражнений в широком общедидактическом и методическом планах. Такой пробел в теории и методике живописи, на наш взгляд, является серьезным препятствием на пути повышения эффективности обучения студентов и одной из причин несовершенства действующей программы по живописи для художественно-графических факультетов пединститутов. В ней содержится лишь перечень однотипных по степени сложности и длительности натурных постановок (от 16 до 26 часов), каждая из которых представляет собой сложный комплекс учебных задач. Программой не предусматриваются разнообразные по форме, видам умственной деятельности упражнения, в ней не в полной мере соблюдаются дидактические требования, дублируются учебные задания, недостаточны органическая связь и последовательность изучения и практического освоения нового материала.
I. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977, с.128
Отмеченные выше недостатки в обучении живописи побуждают к поискам более эффективных средств формирования и развития у студентов художественно-графических факультетов специального видения соответствущих умений и навыков. Одним из таких путей может стать системный подход к упражнениям в обучении живописи.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме, результаты многолетних наблюдений за работой студентов, обобщение передового опыта художников-педагогов позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:
Результат обучения во многом определяется местом упражнений в системе обучения живописи, их структурой и содержанием, взаимосвязью включенного в них материала, многообразием обусловленной ими практической и мыслительной деятельности студентов;
Только комплексный подход к упражнениям как научно-методической системе позволяет более полно раскрыть их дидактический, методический, познавательный и воспитательный потенциал.
Необходимость комплексного, системного подхода к упражнениям в обучении живописи, с одной стороны и его неразработанность на уровне теории, с другой, и определили тему нашего исследования.
Цель исследования - создать рациональную систему упражнений, способствующих эффективному формированию специального видения, умений ж навыков в обучении живописи при подготовке художника-педагога.
Цель исследования определила следующие задачи:
- обосновать принципы построения системы упражнений в
- 7 -обучении живописи;
определить и обосновать типы упражнений, составляющие в своей совокупности рациональную систему упражнений;
определить методическую значимость, цели и задачи каждого типа упражнений;
определить объем и характер учебного материала, входящего в тот или иной тип упражнений;
выявить условия эффективного использования системы упражнений в организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения живописи.
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами применялись следующие метода исследования:
1. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма и
партийных документов по вопросам народного образования как
идейно-теоретической и методической основы данного исследо-
V В8ИИЯЇ
2. Изучение и анализ литературы по педагогике, педаго
гической психологии, физиологии и частным методикам по проб-
v леме упражнений;
3. Изучение и анализ литературы по теории и методике
преподавания живописи, анализ действующей программы по живо-
v писи<
Анализ студенческих работ по живописи-?,
Изучение опыта преподавания живописи на художественно-графических факультетах пединститутов и художественных училищ Москвы, Ленинграда, Орла, Магнитогорска, Краснодара, Кара-чаевска, Уфы.
Автор защищает:
I. Принцип построения комплексной системы упражнений, по эффективному овладению специальным видением, умениями ж
- 8 -навыками в обучении живописи.
Типологическую классификацию упражнений, составляющих их рациональную систему; методическую значимость, цели и задачи каждого из них.
Систему упражнений по овладению умениями и навиками живописи головы.
Проект-программу "Живопись головы" для студентов третьего курса художественно-графических факультетов пединститутов.
Научная новизна. Впервые была предпринята попытка комплексного научно-методического обоснования системы упражнений по живописи и типов входящих в нее упражнений; определения условий эффективной организации познавательной деятельности студентов на занятиях по живописи, создаваемых рациональной системой упражнений.
Практическая ценность исследования. Непосредственное использование на художественно-графических факультетах пединститутов в процессе преподавания живописи:
а) системы упражнений, направленной на овладение спе
циальным видением, умениями и навыками;
б) экспериментально проверенной системы по изучению и
практическому освоению живописи головы.
Апробация работы. Материалы исследования периодически докладывались на кафедре живописи МПЩ им.В.И.Ленина, кафедре изобразительного искусства и научно-методических конференциях Башкирского государственного педагогического института, на научно-теоретической конференции, посвященной ПО-годов-щине со дня рождения В.И.Ленина в г.Уфе.
Результаты исследования получили одобрение и внедрены в практику обучения в Башкирском и Магнитогорском педагоги-
- 9 -ческюг институтах на художественно-графических факультетах.
Диссертационная работа изложена на 172 страницах машинописного текста, иллюстрирована на 9 страницах, список использованной литературы 165 наименований.