Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников Семенова Мария Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Мария Александровна. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Семенова Мария Александровна;[Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им.М.А.Шолохова].- Москва, 2014.- 380 с.

Содержание к диссертации

Введение

Методологическая система профессиональной подготовки педагогов-художников в процессе занятий акварельной живописью

1.1. Научно-теоретические основы развития художественно-образного мышления и творческих способностей будущих педагогов-художников (на материале акварельной живописи) .26

1.2. Философско-эстетические концепции формирования мировоззрения гармонически развитой личности педагога-художника в аспекте искусства акварельной живописи .55

1.3. Цветообраз как структура и синтезирующая категория эстетики акварельной живописи и других видов искусств 103

1.4. Индивидуально-творческое содействие становлению педагога-художника в условиях создания творческой среды 127

Выводы по 1 главе. 153

Глава 2. Система организации педагогических условий в преподавании акварельной живописи, способствующая становлению будущих педагогов-художников

2.1. Историко-педагогический анализ разнообразия эстетических приемов акварельной живописи в творческом опыте мастеров изобразительного искусства 158

2.2. Пленэр в системе профессиональной подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов .172

2.3. Традиции и новаторство в обучении акварельной живописи студентов художественных факультетов педагогических вузов .186

2.4. Мастер-класс, как педагогический принцип творческого показа в формировании художественно-образного мышления будущего педагога художника 204

Выводы по 2 главе 217

Глава 3. Экспериментальная модель творческого развития студентов художественных факультетов педагогических вузов в освоении эстетических свойств акварели

3.1. Модель формирования художественно-образного мышления будущих педагогов-художников на занятиях акварельной живописью 221

3.2. Организация проведения экспериментальной работы, направленной на формирование художественно-образного мышления будущих педагогов-художников в процессе занятий акварельной живописью 253

3.3. Результаты экспериментального исследования и качественные

изменения в творческом развитии студентов в процессе занятий акварельной

живописью 294

Выводы по 3 главе 309

Заключение 312

Список литературы

Философско-эстетические концепции формирования мировоззрения гармонически развитой личности педагога-художника в аспекте искусства акварельной живописи

Один из основных компонентов эстетической культуры – искусство – позволяет изучать мир во всем многообразии его эстетических, нравственных социальных проявлениях, формирует творческие и интеллектуальные способности будущего педагога-художника и является одним из наиболее эффективных путей нравственного воспитания молодежи, формирования ее духовных запросов, мировоззрения. Искусство способствует всестороннему развитию человека, стимулирует стремление к совершенству во всех видах деятельности, стремление искать красоту и создавать ее в труде, быту, общении и творчестве.

Эстетика акварельной живописи в нашем исследовании предстает как вид духовного освоения действительности будущим педагогом-художником, основной целью которого является формирование и развитие способности творчески преобразовывать окружающий мир и себя средствами искусства.

Эстетика акварельной живописи, как чувственная ступень познания искусства, является раскрытием сути материала акварельной живописи, его творческих и технических аспектов. Любовь к прекрасному, любовь к жизни, искусству и творчеству проявляется в эстетических свойствах акварели, в формировании мировоззрения будущего педагога-художника. Процесс формирования мировоззрения мы видим в выработке системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение будущего педагога-художника к окружающему пространству и самому себе. Параллельно с системой взглядов происходит формирование основных жизненных позиций, убеждений, идеалов и принципов познания и деятельности в искусстве и живописи. Ценностные ориентиры, полученные в процессе обучения изобразительному искусству, формируют специалиста. Любовь к прекрасному окрыляет человека, одухотворяет его жизнь, наполняет ее глубиной, смыслом и содержанием. В прекрасном воплощается стремление к счастью, добру, мудрости, нравственному величию. Педагог-художник, способный понимать и ценить прекрасное, становится духовно богаче, нравственно чище, он глубже приобретает способность чувствовать и переживать, щедро делится знаниями со своими учениками. Педагог-художник, новатор, мастер, творец, в своем развитии должен достигнуть высокой эстетической культуры и высокого уровня профессионализма, его работа расценивается как создание эстетической ценности художественного произведения и как педагогическая деятельность, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание направлено на формирование художественно-эстетического сознания, способности воспринимать, чувствовать, оценивать эстетические явления в искусстве и действительности, проявлять художественно-творческую активность, создавать новое в искусства.

Определение эстетики в переводе с греческого языка, означает чувствующий и относится по своей сути к чувственному восприятию, таким образом, эстетика является наукой о закономерностях эстетического освоения действительности, природы, окружающего мира и о «творчестве по законам красоты» (К. Маркс) [237, с. 9]. Ее история уходит в глубокую древность. Эстетика имеет значение метатеории, общей теории и основы по отношению ко всем другим наукам, теории изобразительных искусств, музыковедению, литературоведению, искусствоведению и другим наукам. Эстетическое образование педагога-художника, его формирование и становление представляется нам самым важным в духовном развитии человека, специалиста изобразительного искусства и отвечает за его профессиональную компетентность. Рассматривая развитие эстетической мысли, мы, прежде всего, анализируем эстетику с художественно-педагогических позиций обучения и воспитания.

Эстетика органично входит во все виды творчества, учебу, труд, быт во все сферы деятельности, формируя в человеке, будущем педагоге-художнике созидающее творческое начало, способность видеть и воспринимать красоту, наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Искусство многообразно и делится на конкретные виды: музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, театр, хореография, кино, телевидение, фотография. В истории эстетики источник многообразия искусства по-разному отразился в философско-эстетических концепциях. У И. Канта – в многообразии способностей субъекта, у Ф. Гегеля – во внутренней дифференциации объективной идеи, у французских материалистов – в различии художественных средств, используемых в разных видах искусства. По мнению Ю.Б. Борева: «Причина разделения искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой» [38, с.276]. Художественно-эстетическая деятельность является основой всестороннего развития и воспитания человека. В нашем исследовании изучение влияния живописи, ее роль в обучение и воспитании занимает центральное место. Рассмотрим определение живописи с позиций эстетического развития личности студентов. «Живопись является видом изобразительного искусства, специфическая работа которого заключается в действии при помощи красок, нанесенных на какую-либо поверхность основу бумагу, холст, картон и т.п., образов действительности, получающих в зависимости от назначения произведения, господствующего художественного стиля, времени и индивидуальности мастера-исполнителя определенную художественную интерпретацию» [236, с.90]. Использование цвета, рисунка, композиции, выразительности в нанесении мазков и фактур, дает возможность воспроизводить колористическое богатство окружающего мира в живописи. Образы живописи, передают пространство, отражая световоздушную перспективу, показывают живую стихию жизни и иллюстрируют идеи художника, действуя при этом аллегориями и символами.

Индивидуально-творческое содействие становлению педагога-художника в условиях создания творческой среды

В центре искусства эпохи Возрождения находятся человек и природа. Гуманисты сформировали новую концепцию человека. Церковные законы средневековья всячески принижали человека, внушая мысль о слабости, тщетности его существования. Иначе складывается отношение к личности человека в эпоху Возрождения. В умозрениях гуманистов присутствует вера в человеческую личность, в ее безграничные возможности и творческий потенциал. «Природа, то есть бог, по словам Леона Батиста Альберти, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное. Она дала ему форму и члены, весьма приспособленные к движению. Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя. К этим великим и бесценным дарам бог вложил еще душу в человека, умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом» [100, с.164]. Гуманисты верят в благожелательность человеческой натуры. Благородство определяется не принадлежностью к знаменитому роду. Благородный человек сам себя создает великими делами, он не рождается с великой душой, а работает сам над своим развитием. Достоинство человека не зависит от его происхождения, а заслуживается в течении его жизни. Альберти утверждал, что счастье зависит не от фортуны, а от самого человека. Печальная судьба, по его мнению, не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупостью невежество является величайшим пороком. Гуманисты выступают за опыт, наблюдение, неограниченную силу разума, критическое мышление. Они верят в силу и могущество знания. Стремление к накоплению знаний выступает важной чертой эпохи Возрождения. Для гуманистов характерно обращение к античной культуре. Они изучают труды Аристотеля, Плутарха, Платона уделяют внимание собиранию, изучению и комментированию памятников античного искусства.

Эстетика Возрождения раскрывается в оптимистических и жизнеутверждающих мотивах и сюжетах. Красота, гармония, пропорциональность, изящество – на этом основывается исследовательский интерес гуманистов, так как в человеке, по их мнению, присутствует стремление к любованию красотой. «Более всего, – пишет Альберти, – глаза жадны до красоты и гармонии, в искании их они особенно упорны и особенно настойчивы. Не знаю, отчего они более влекутся к тому, чего нет, нежели одобряют то, что есть, ибо они всегда ищут, чего бы еще прибавить для великолепия и блеска, и оскорбляются, когда не видят столько искусства, труда и старания, сколько можно ждать от самого прилежного, проницательного и вдумчивого художника. Иногда они даже не могут объяснить, что их оскорбляет, кроме того только, что они не в силах до конца утолить безмерную жажду лицезрения красоты» [4, т.1, с. 329].

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» высказывает аналогичные мысли. Он советует художникам «подстерегать» красоту природы и человека, наблюдать те мгновения, когда она наиболее полно проявляется [120, с.165].

По мнению Альберти, «нельзя найти человека столь несчастного и столь косного, столь грубого и неотесанного, который не восхищался бы прекрасными предметами, не отдавал бы предпочтения наиболее украшенным, не оскорблялся бы безобразными, не отвергал бы всего неотделанного и несовершенного…» [4, с.177]. Следовательно, чувство красоты является природным качеством человека «врожденное душам знание». Альберти полагает, что красоту мы лучше поймем чувством, чем объясним словами. Несмотря на это Альберти стремится дать определение прекрасного. «Красота, есть некое созвучие и согласие частей в том, чем они являются, отвечая строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть начало природы абсолютное и первичное» [4, с.319]. Красота находится в природе самих вещей и для художника главнейшая задача состоит в подражании природе «лучшему мастеру форм». Леонардо да Винчи говорил: «Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод» [120, с.85]. Ум художника Леонардо да Винчи сравнивает с зеркалом души автора. Красота лежит в законах окружающего мира, он прекрасен по своей сущности и искусство, открывающее объективные законы красоты и должно руководствоваться ими, художник должен обобщать и анализировать их. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при художественном воспроизведении природы, Альберти близок к идее реализма в искусстве и поиска художественного образа. Подчеркивая познавательное значение искусства, эстетика эпохи Возрождения уделяет большое внимание внешнему правдоподобию в отражении действительности реального мира. Художники этой эпохи далеки то натуралистического копирования и слепого подражание природе. Красота разлита в отдельных предметах, и произведение искусства, по их мнению, должно собирать ее в единое целое, не нарушая гармонии природы.

Из всех видов искусства в эпоху Возрождения живопись достигла особенно больших успехов. «Живопись, – отмечает Леонардо да Винчи, – с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревьев, животных, травы и цветы – все, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» [120, с.57]. Подчеркивая познавательное значение искусства, эстетика эпохи Возрождения поднимает интерес к практическим и техническим аспектам в искусстве, прежде всего в живописи.

Пленэр в системе профессиональной подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов

В моменты вдохновения задачи разрешаются чувственно, интуитивно, эмоционально, теории и законы хороши лишь в ситуации неуверенности. Леонардо да Винчи еще в «Трактате о живописи» излагал следующую мысль о взаимодействии правил, чувств и интуиции художника: «никогда ничего не достигнешь, если в своем творчестве будешь руководствоваться только правилами, в произведениях будет царить путаница» [52, с.176], определяя, что художник должен полагаться на собственную интуицию идти дальше науки в поиске композиционного и цветового решения произведения.

«В настоящее время смысл существования картины скрыт в ее цветах и формах. Художник использует для своих творений картинную плоскость, краски, выражая свои чувства под влиянием интуиции и вдохновения, жизненную силу которую он сам излучает» [86, с.95]. Цвет в трактовке создания художественного образа, цветообраза может быть создан только в том случаи, когда художник вносит в произведение частичку себя своей души. Ярким примером виртуозного создания цветообраза в акварели можно считать творчество английского художника Дж. М. У. Тернера, которого справедливо называют волшебником живописи, он вошел в историю живописи как виртуоз цвета, мастер туманов, морских далей, небесных просторов. В начале 1820-х - 1830-х гг. У. Тернер начал открывать для себя новые направления в искусстве, искать способы выражения собственных чувств при помощи красок, в его палитре наметился переход от землянистых, натуральных цветов и оттенков к более открытым, ярким и чистым цветам. Экспериментируя с цветом в акварели, У. Тернер добился прекрасных результатов, его работы стали вызывать у зрителя ассоциации найденного в произведении цветообраза, будь то сияющее солнце или туман пасмурного дня. Становится все более заметной тенденция переносить в работу маслом новаторские методы, испробованные им в работе акварелью.

У. Тернер пишет акварелью то прозрачно, то густо, иногда наносит сухие удары кистью, а иногда вместо кисти использует пальцы. Он тщательно продумывал композицию своих произведений, вынашивал идею, создавая множество предварительных этюдов. «Процесс первоначального построения образа смелыми основными цветами словно бы раскрепостил манеру художника в планировании и выстраивании картины и придал цветовым решениям больше поэтики» [207, с.95].

В эти годы У. Тернеру особенно полюбились оттенки желтого цвета, это было связано с появлением новых красок. Они преобразовали манеру художника в передаче световоздушной перспективы, добавили сияния, солнечного света в его произведения. «Недоброжелательные критики утверждали, что У. Тернер затопил небо золотым сиянием, обвиняли его в том, что он отравлен цветом» [207, с.123].

Как бы ни развивалось искусство живописи в будущем, сила цвета всегда будет важнейшим выразительным элементом его существования.

Оптическим, химическим и электромагнитным процессам и действиям, которые мы видим и осознаем при наблюдении за свойствами цвета, соответствуют процессы, происходящие параллельно в психологии людей. Духовное и эмоциональное восприятие цвета, могут определять переживания, происходящие от восприятия цвета, проникать глубоко в мозговые центры и воздействовать на человека. И.В. Гете говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета, и действительно, цвет оказывает на нас огромное влияние. Глубокая синева далеких гор и бескрайнего моря и очаровывает нас, но тот же самый цвет в интерьере дома кажется нам безжизненным и неприятным. Синие отражения цвета делают кожу бледной и безжизненной, синие лучи света, попадающие на пищу, делают ее непривлекательной для трапезы. По мнению ученых, психологов, художников, дизайнеров, искусствоведов, разные цвета имеют также свои символические значения, могут звучать и участвовать в синтезе искусств наряду с поэзией и музыкой. Высказывания Э. Делакруа говорят о глубоком родстве музыки и живописи и всех видов искусства.

«Музыкальный тон имеет непосредственный доступ к душе. Всякому известно, что оранжевый, желтый, красный цвета вызывают и представляют идею изобилия и радости. Цвет тотчас находит в ней отклик, ибо у человека «музыка в душе» (Э. Делакруа). На этом, бросающемся в глаза, родстве основывается мысль И.В. Гете, «на котором живопись с помощью своих сил вырастает до искусства в абстрактном смысле и на котором она, в конце концов, достигает чисто художественной композиции. Это пророческое выражение И.В. Гете является предчувствием положения, в котором в наше время находится живопись» [89, с.46].

Из значения цветов складывается цветообраз, например, если для написания акварельного произведения использовать определенные цвета, имеющие символическое значение и связанные с задуманной темой, то можно трактовать смысл произведения с позиций образов, выстраиваемых цветовой гармонией. в его описаниях становится живым и наделяется эпитетами «вибрирующий», «разрывающийся», «стремительный» и др. Сравнивая цвет с музыкой, он видит и слышит звучание каждого цвета, выстраивая в своих произведениях цветомузыкальные абстрактные композиции.

Организация проведения экспериментальной работы, направленной на формирование художественно-образного мышления будущих педагогов-художников в процессе занятий акварельной живописью

Натюрморт на пленэре. Изображение натюрморта на пленэре, состоящего из предметов окружающего мира в условиях переменчивого естественного освещения одна из важнейших задач в формировании художественного мастерства студентов. Художник должен подмечать в окружающей жизни интересные группировки предметов. Это могут быть только что собранные грибы, ягоды, овощи, свежая рыба. Часто подмеченная в жизни группировка предметов служит в дальнейшем толчком для творческого поиска, организации натуры. Особенно поэтично звучит натюрморт связанный с пейзажем. Богатейший материал для композиционных решений натюрморта дадут наблюдения и зарисовки при уборке урожая фруктов, посещении рынка, цветочных магазинов. Яркими примерами естественных натюрмортов служат произведения П. Сезанна, К.Коровина, И.Э. Грабаря, А.А. Пластова и др.

Поиск композиционного решения является первым этапом работы над натюрмортом. От успешности выполнения композиции зависит и остальной ход работы. Специфика постановки натюрморта на пленэре отличается от постановки студийного натюрморта. Так как композиционные задачи натюрморт на пленэре творческие, и являются художественно-образным выражением художника. При выполнении натюрморта на пленэре нужно выполнить разные композиционные варианты натюрморта, сделать предварительные краткосрочные этюды акварелью, собрать необходимый поисковый материал к будущей постановке. Важное внимание необходимо уделить роли света при живописной работе над натюрмортом. Следует помнить, что натюрморт находится в определенной световоздушной среде, в которой важны взаимоотношения между небом и землей, выступающими в качестве фона и создающими эмоциональную окраску работе. Иногда в натюрморт вводят живых существ, птиц, животных, насекомых. Это вносит в изображение натюрморта жизненность и художественную образность.

Изображение представителей животного мира на пленэре.

Изображения животных, органично включенных в композицию пейзажа, часто встречается в живописи. Изучение животного мира, его связь с пейзажем – одна из задач учебно-исследовательской практики.

Для изображения представителей животного мира, необходима предварительная подготовка, направленная на ознакомление с анатомическим строением животных. При изображении животных, следует узнать о них как можно больше, поэтому, полезно использовать соответствующую литературу по зоологии, рисунки старых мастеров.

Начать рисовать и писать живую натуру лучше всего с серии набросков. В набросках важно передавать пространственную пластику формы и характер изображаемого. Так как животные постоянно двигаются и специально позировать не могут, некоторые части натуры для детальной проработки можно зарисовать отдельно, располагая на одном листе несколько изображений. Полезно параллельно с зарисовкой выполнять рисунок анатомии. После выполнения быстрых набросков и этюдов, переходят к более подробным длительным зарисовкам графическими мягкими материалами.

Интересно выполнять живописные этюды птиц и животных. Их яркая характерная окраска дает возможность декоративного решения формы при помощи цветного пятна. Начинать живопись лучше с акварельных быстрых набросков-этюдов кистью. Можно выполнять наброски без предварительного построения карандашом, работая только кистью. Работа по изучению формы дает уверенность в материале живописи и является переходом к более длительным живописным этюдам, тщательной проработке и детализации.

Передача освещенности натуры при живописном изображении животных требует особого внимания. Моделировка формы животного или птицы цветом успешно решается при верно взятых отношениях тени и света. Материалы для работы: акварель, тушь, гуашь, масло, темпера, акрил. Акварель самый удобный материал и наиболее быстрый в передаче характера и пластики представителей животного мира.

Изображение человека на пленэре.

Дальнейшее постижение художественного мастерства в изображении человека на открытом воздухе и влияние различных условий освещения на его изображение развивает художественно-образное мышление будущих педагогов-художников. При выполнении построения человека на пленэре следует уделить особое внимание пластическому решению постановки. Используя знание пластической анатомии и способы моделировки формы тоном и цветом, следует направить свои усилия на изучение характера изображаемых моделей, их психологических особенностей. Для изображения человека на пленэре можно использовать графические и живописные техники, разнообразные материалы: карандаш, уголь, сангину, соус, акварель, гуашь, темперу, масло, акрил.

Важнейшей задачей при изображении человека в условиях пленэра считается поиск и взаимодействие с пейзажной средой. Это связано с передачей состояния всего мотива, его освещения. Солнечный свет оказывает существенное влияние на цветовую окрашенность натуры, изменяя ее собственный, локальный цвет. В зависимости от времени дня свет солнца может окрашивать натуру в розовато-желтые, оранжево-красноватые, красновато-малиновые и другие оттенки. В свою очередь цвет тени под действием рефлексов от неба и зелени травы и листьев будет окрашиваться в голубоватые и зеленоватые холодные цвета

Похожие диссертации на Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников