Содержание к диссертации
Введение
Глава I Теоретические основы «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре 11
1.1 Проблема формообразования в трудах философов, психологов и педагогов 11
1.2 Особенности художественного восприятия действительности в рисунке и скульптуре 29
1.3 История вопроса о «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре 44
1.4 Педагогический опыт системного обучения рисунку и скульптуре на современном этапе 95
Глава II Исследование взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога Экспериментальное исследование 104
2.1. Методика и ход проведения эксперимента 104
2.2. Изучение традиционных методов обучения рисунку и скульптуре. (Констатирующий эксперимент) 113
2.3. Исследование взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре (Формирующий эксперимент) 123
Заключение 222
Библиографический список использованной литературы 232
- Проблема формообразования в трудах философов, психологов и педагогов
- История вопроса о «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре
- Методика и ход проведения эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность
На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-педагогов, художников-дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, художников-архитекторов. В свете вышесказанного возникает необходимость повышения уровня художественного мастерства специалистов в сфере художественной и художественно-педагогической деятельности Сегодня-активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на повышение профессионального мастерства художников-педагогов. Без хорошего рисунка невозможно создание грамотного художественного произведения ни в живописи, ни в графике, ни в скульптуре, ни в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому в системе специальной подготовки рисунку отводится ведущая роль Чем качественней рисунок, тем выше профессиональное мастерство
Рисование позволяет активно развивать наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобретать особое видение мира и утончённость восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в художественной и педагогической деятельности будущего художника-педагога. Трудно представить себе творческую личность художника-педагога, не обладающую этими знаниями и качествами
Сегодня вопросы методики обучения рисунку постоянно находятся в центре внимания учёных и художников-педагогов, но исследованию значимости и проблем преподавания скульптуры, являющейся отдельным трудоемким видом изобразительного искусства, в подготовке будущих художников-педагогов не уделяется должного внимания. Особое противоречие учебного процесса подготовки художника-педагога составляет часто декларируемое, но в реальности отсутствующее взаимодействие методик обучения рисунку и скульптуре как взаимодополняющих друг друга видов искусства В своей работе мы выделяем скульптуру, как дисциплину, способствующую эффективному усвоению знаний, умений и навыков постижения формы, необходимых для практического выполнения рисунка
Проблема нашего исследования - нахождение на современном этапе художественно-педагогического образования оптимального взаимодействия в педагогическом процессе существующих основополагающих методов и принципов обучения реалистическому рисунку и скульптуре.
Актуальность проблемы заключается в учёте специфики каждого метода обучения и их влияния на более эффективное успешное освоение графических и объемных художественных форм, развитие художественно-образного мышления студентов Недостаточная, разработанность проблемы определила тему диссертационного исследования- «Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога»
В связи с актуальностью проблемы обозначилась стратегия исследования -комплексное изучение возможностей повышения качества художественно-графического образования при тесной взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре.
Теоретическое положение нашего исследования базируется на фундаментальных трудах ученых по научно-теоретическому исследованию методики преподавания рисунка (А. Барщ, Е. М. Белютин, В. П. Зинченко, Е И Игнатьев, Н Н Ростовцев, В С Кузин, В. К Лебедко, Г Б Смирнов), по психологии изобразительной деятельности (Р Архейм, Н Н Волков, В П Зинченко, Е И Игнатьев, В С Кузин, Б. Ф. Ломов, Г. Б. Смирнов, П. М. Якобсон).
Большую помощь в решении проблемы оказали нам труды по вопросам теории и методики обучения скульптуры (А Г. Алексеева, Н С Боголюбов, О. П. Воронова, А А Ворохоб, А С. Голубкина, С. Т Конёнков, Э. Лантери, Н В. Томский и др)
В первой части исследования нами были использованы важнейшие положения в области формообразования таких ученых как А Архейм, А. Гильдебранд, Р. Грегори, В. Кандинский, Г. Лессинг, В Фаворский, П Флоренский
Объект исследования: учебный процесс специальной подготовки художника-педагога по дисциплинам рисунок и скульптура
Предмет исследования* взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки на художественно-графических факультетах
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень специальной художественно-изобразительной подготовки художника-педагога будет существенно повышаться, если
использовать в рамках реалистической художественно-педагогической школы методическую систему, основанную на тесной взаимосвязи рисунка и скульптуры в теоретическом и практическом планах,
стимулировать у студентов творческий подход к созданию объемно-пластических и рисуночных изображений посредством проектирования содержания и оптимального сочетания практических учебных заданий,
при использовании методов построения изображения последовательно осуществлять принцип межпредметных связей, объединяющий рисунок, скульптуру и пластическую анатомию,
активно использовать теоретические знания по рисунку и скульптуре в процессе выполнения практических заданий по этим специальным дисциплинам,
для анализа студенческих работ использовать примеры выдающихся художников по рисунку и скульптуре,
- проводить расширенные просмотры по рисунку и скульптуре с
привлечением преподавателей обеих дисциплин
Цель исследования: решение проблемы повышения качества специальной художественно-изобразительной подготовки художника-педагога и её экспериментальная проверка
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
изучить историю методов обучения скульптуре и рисунку с позиции их взаимосвязи,
проанализировать современное положение дел в области взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства,
найти наиболее эффективные методы взаимообогащающие обучение рисунку и скульптуре, направленные на повышение специальной подготовки художника-педагога;
разработать экспериментальную интегрированную модель преподавания рисунка, скульптуры и пластической анатомии в системе специальной подготовки художника-педагога
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования
изучение и анализ научной, философской, психологической, учебно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
анализ действующих методик подготовки художников-педагогов в контексте интересующей проблемы;
наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов,
изучение деятельности студентов, их рисунков, скульптурных этюдов, рефератов, курсовых и дипломных проектов по рассматриваемой проблеме,
педагогический эксперимент;
диагностические методы,
методы статистического анализа
Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки (концепция личностно ориентированного образования); деятельностно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя' (положения Государственного образовательного стандарта); а также научные изыскания по проблеме исследования
Организация и этапы исследования
Исследовательская экспериментальная работа проводились в период с 1998 по 2007 годы и включала три этапа.
На первом этапе (1998 - 2000 гг), проводилась подготовительная поисково-творческая работа. Определялась и уточнялась проблема исследования, обосновывалась ее актуальность, изучались и анализировались в контексте исследуемой проблемы научно-теоретические материалы; был определён объект исследования, предмет и задачи; была изучена научная, специальная литература, а также учебные программы, учебные пособия, научные публикации, связанные с обучением рисунку и скульптуре Проведено системное изучение и анализ диссертационных работ по проблеме преподавания скульптуры и рисунка
На втором этапе (2000 - 2002 гг) осуществлялась подготовка теоретической и практической базы для проведения опытно-экспериментальной работы с использованием установок на взаимосвязь обучения скульптуре и рисунку. На этой стадии исследования изучались механизмы взаимосвязей трёхмерного изображения и изображения на плоскости, накапливался педагогический опыт, разрабатывались методические приёмы для формирующего эксперимента
Третий этап (2002 - 2007 гг.) был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента Проводился анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации
Научная новизна состоит в следующем
решена научно-педагогическая задача взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога,
разработана учебно-методическая система обучения рисунку и скульптуре, направленная на повышение специальной подготовки студентов педагогических вузов;
Теоретическая значимость:
- внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами
рисунка, скульптуры и пластической анатомии - решена проблема повышения
качества специальной подготовки художника-педагога,
-теоретически обоснованы основные взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки учителей изобразительного искусства,
- разработан дидактический комплекс, ориентированный на повышение
эффективности специальной подготовки будущих учителей изобразительного
искусства, включающий в себя методические рекомендации, учебные планы и
рабочие программы
Практическая значимость заключается в том, что*
реально повысилось качество выполняемых студентами учебных работ в области рисунка и скульптуры,
результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки учебных планов, рабочих программ, методических рекомендаций,
предложенная модель обучения, построенная на тесной связи методов обучения скульптуры и рисунка, внедрена в практику обучения студентов художественных дисциплин в Липецком государственном техническом университете, Елецком государственном университете им. И Бунина, а также на художественно-графических факультетах Липецкого государственного педагогического университета и Витебского государственного университета им. П. М Машерова,
взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре позволяет активизировать усвоение и закрепление основ реалистического изображения на теоретическом и практическом уровне. Разработанные теоретическая и практическая части исследования могут служить основой для научных, учебных-
и методических материалов, способствующих расширению диапазона средств реалистической художественно-педагогической системы
База исследования. В экспериментальной работе участвовали студенты художественно-графических факультетов Липецкого государственного педагогического университета, Липецкого государственного технического университета, Витебского государственного университета им П М Машерова (ВГУ), Елецкого государственного университета им И Бунина и Елецкого училища искусств им Т Н Хренникова
На защиту выносятся основополагающие учебно-методические принципы обучения рисунку в тесной взаимосвязи со скульптурой, которые необходимо рассматривать как вспомогательное средство качественного улучшения специальной подготовки по этим дисциплинам
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Разработанная учебно-методическая система обучения специальным дисциплинам с применением скоординированных заданий по скульптуре и рисунку способствует повышению уровня специальной подготовки выпускников художественно-графических факультетов Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических оснований, адекватностью методов исследования, опорой на репрезентативность полученных данных из опыта работы автора в качестве преподавателя специальных художественных дисциплин рисунка и скульптуры, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения другими преподавателями
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, методических пособиях, рекомендациях, опубликованных в Липецке и Москве Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях Витебского государственного университета им П М Машерова, кафедрах архитектуры и художественной обработки материалов Липецкого государственного технического университета, на кафедре текстильного дизайна Елецкого государственного университета им И Бунина, на заседании педагогического совета Елецкого училища искусств им Т Н Хренникова, а также на заседаниях кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета в 2004 -2007 гг и обобщенны на заседаниях ученого Совета художественно-графического факультета в 2006 - 2007 гг
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух глав, включающих 7 параграфов (4 параграфа в первой главе и 3 во второй), заключения и библиографического списка В первой главе представлены 52 иллюстрации скульптуры и рисунка разных времен и художников, во второй главе 71 иллюстрация студенческих работ по рисунку и скульптуре, выполненных в ходе эксперимента, 25 таблиц, 9 графиков, 7 диаграмм Объем текста - 250 страниц Библиографический список включает 243 источника, из них 3 на иностранных языках
Проблема формообразования в трудах философов, психологов и педагогов
В словаре Даля форма определяется как фигура, наружный вид, ураз, образ, очерк или стать. В других источниках, (лат. forma - форма, вид, образ), форма определяется как очертания, внешний вид, контуры предмета.
В искусстве форма несёт смысловую нагрузку, т. е. содержание. Форма в искусстве не может быть без содержания.
Содержание и форма относятся к философским категориям, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Категории содержание и форма появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. Например, у Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некой целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. Наиболее развитую античную концепцию содержания и формы построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей.
Если по Аристотелю форма - это вещь, то в новое время И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования "материи", понимаемое как чувственно данное многообразие.
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектическом материализме на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир, как содержанием, так и формой. Содержание мышления - это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений.
Для нас важно рассмотреть эти категории применительно к искусству. Содержание и форма в искусстве служат обозначению основных сторон художественного произведения (и искусства в целом), необходимых друг другу и находящихся в диалектическом взаимодействии, как в процессе творчества, так и в историко-художественном процессе. Основной критерий различия содержания и формы в искусстве - духовный характер содержания и материальный характер формы. В форме принято выделять два слоя -внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя форма непосредственно зависит от материала, которым оперирует вид искусства, в нашем случае это - линия в рисунке, цвет в живописи, архитектоника и формирование пространства в архитектуре, пластика в скульптуре. Внутренняя форма теснее связана с содержанием, представляя собой его непосредственную образную конкретизацию. Её основные элементы, например, в пейзажной живописи -"характеры" образов природы, в скульптуре - характер образа героя, персонажа и т. д.
И содержание, и форма в искусстве имеют сложное внутреннее строение, которое определяет структуру произведения. Содержание, взятое в целом, является главной, определяющей стороной произведения. Форма есть средство решения данной задачи и поэтому зависит от содержания. Её первая функция поэтому - коммуникативная, делающая форму "языком", призванным выразить содержание. Вместе с тем, форма в искусстве также имеет и самостоятельную собственно-эстетическую ценность: она определяет мастерство художника, его владение материалом. В нашем понимании это важный аспект формирования мировоззрения художника- педагога, которого нужно научить мастерству владения материалом и передачи этого мастерства ученикам.
Восприятие художественного произведения - сложный психологический процесс. Он включает в себя наслаждение эстетическими качествами формы, её понимание как языка, выражающего содержание: интеллектуальное осмысление, постижение и усвоение творчества, момент сотворчества. Поскольку воспринимающий должен с известной степенью активности "достроить" в своём воображении форму произведения, обогащая тем самым его содержание. Это второй аспект формирования личности художника-педагога.
Хотя и в искусстве, как во всех других сферах бытия и человеческой деятельности, форма зависит от содержания и его "обслуживает", здесь она, однако, необыкновенно активна и оказывает на содержание решающее воздействие. Поэтому "соответствие формы содержанию", их единство (гармония) обычно рассматривается как критерий художественности. При этом необходимо отметить, что в искусстве само содержание должно обладать художественной ценностью, а форма - ценностью эстетической, иначе недостижимо их органическое соединение. Формализм в искусстве возникает тогда, когда относительную самостоятельность формы пытаются абсолютизировать - сделать форму, имеющую чисто эстетическое значение. Столь же губительна для искусства другая крайность - пренебрежительное отношение к эстетической значимости формы, признание ценности одного только содержания.
История вопроса о «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре
С самых древних времён изобразительное искусство служит важным средством общения между людьми. Рассматривая произведения искусства разных исторических периодов, приходишь к мысли о том, что любое из них, выполненное художником с натуры, отображает не столько натуру, сколько представления, накопленные художником в предыдущем жизненном опыте.
Все выдающиеся мастера изобразительного искусства постоянно учились на произведениях лучших мастеров прошлого, внимательно анализировали их творчество.
Цель данного параграфа подробно рассмотреть некоторые принципы обучения скульптуре и реалистическому рисунку в разные исторические периоды, акцентируя внимание на теоретические труды и практические наставления по методике обучения.
Самые ранние рисунки выполнены в лаконичном стиле, напоминающем детский рисунок, на них, как правило, изображены предметы домашнего обихода, часто изображались сцены охоты. В изображениях подчёркивалось самое существенное. Первобытные художники достигли большой выразительности в своих изображениях, о чём свидетельствуют рисунки, статуэтки, найденные археологами. Опыт в начертании растений, животных, птиц, человека-охотника накапливался тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углём, лепил из глины, часто настенные рисунки раскрашивались красками.
Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия). Известняк. Верхний палеолит, Ориньякское время. Вена. Естественноисторический музей
Навыки в рисовании и лепки человек приобретал путём непосредственного наблюдения за природными явлениями, за поведением животных, птиц. Можно сказать, что обучения рисованию в эпоху палеолита строилось на методе копирования и подражания природе. Об этом убедительно говорят рисунки и скульптуры, найденные в эпоху палеолита, они очень реалистичны с детальной проработкой формы и характерных элементов.
В последующем умение рисовать, ваять человек стал использовать для украшения предметов быта, орудий, своего ремесла и т. д. Постепенно у человека появилась потребность передать свой опыт и знания детям. «Учитель» помногу раз показывал, рассказывал «ученику», как надо работать, как изображать тот или иной узор, какая глина подходит для того или иного изделия, какую можно обжигать, а какую лучше оставить в сырце.
В искусстве Древнего Египта организация пространства приносится в жертву главному - изображению, требующему верного расположения и связывания частей объектов и фигур.
Статуя фараона Аменемхета Ш из Хавара. Фрагмент Исторические документы свидетельствуют, что рисованию и лепке в Древнем Египте учили в школах вместе с черчением путём копирования и изучения правил и канонов изображения. Именно по этому рисунок носит чётко вымеренный, чертёжный характер. То же самое мы наблюдаем и в скульптурных произведениях того времени. Они тоже чётко вымерены, выполнены по определённым законам, канонам, отступление от которых не приемлемо.
Обучение рисованию и лепке проходило систематически: методы и система преподавания у всех художников были едиными. Утверждённые каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Обучение рисованию и скульптуре в Древнем Египте строилось не на законах познания окружающего мира, а на заучивании и копировании схем и канонов с установленных образцов.
Методика и ход проведения эксперимента
В течение четырёх лет, в период с 1998 по 2002 год, во время сессий велись регулярные посещения просмотров на художественно-графическом факультете в Липецком государственном педагогическом университете, на факультете архитектуры и художественной обработки материала в Липецком государственном техническом университете, Елецком училище искусств им. Т. Н. Хренникова на реставрационном и живописном отделениях.
Посещение просмотров и анализ учебных работ по рисунку и скульптуре позволили выявить у студентов их умение изучать и анализировать компоновать строить, соизмерять пропорции, передавать пространство, форму и обобщать натуру, то есть определить наличие знаний и практических навыков в области изобразительных средств и приемов. Для. обобщения полученных результатов были определены следующие уровни оценок: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий.
Каждому уровню соответствовало определённое количество баллов:
очень низкий уровень - 1 балл;
низкий уровень - 2 балла;
средний уровень - 3 балла;
высокий уровень - 4 балла;
очень высокий уровень - 5 баллов.
Посещение просмотров показало, что работы по рисунку выполнялись на недостаточно высоком уровне. Большинство работ имели недостатки в компоновке, в передаче линейной перспективы, в линейно-конструктивном построении, а так же в моделировке формы. В работах отмечалось отсутствие грамотного построения, срисованность, пропорциональная несоразмерность, ошибки при анатомическом разборе. Формирование профессиональных навыков по рисунку на протяжении четырёхлетнего посещения просмотров, шло недостаточно быстро.
На просмотрах по скульптуре дело обстояло ещё хуже. Работы были очень низкого качества. Главным недостатком было то, что внимание студентов в основном сосредоточенно на видимой части объекта изображения (как в рисунке) с одной зафиксированной точки (в основном положение в фас и профиль) с отсутствием связи их в единую форму. Также в работах по скульптуре было отмечено плохая компоновка, не точное определение пропорций, грубые анатомические ошибки в передаче формы. Наблюдение показало, что формирование профессиональных навыков по скульптуре, шло ещё медленнее, чем по рисунку.
В таблицах 1 - 4 приведены некоторые данные просмотров по рисунку и скульптуре, показывающие уровень специальной подготовки 1 - 3 курсов учебных заведений, перечисленных выше.
В таблице 1 приведены данные, полученные по итогам просмотра в ЛГПУ в январе 1998 года 1 - 2 курса ХГФ, показывающие уровень качества выполненных работ по рисунку и скульптуре. Количество студентов, участвующих в просмотрах - 150.
Была выявлена недостаточная подготовка студентов по рисунку и скульптуре. В связи с этим были проведены беседы с ведущими преподавателями этих дисциплин. Ими также был отмечен низкий уровень специальной подготовки студентов по рисунку и скульптуре, а так же не эффективное усвоение знаний по этим дисциплинам.
Остро встал вопрос о необходимости эффективного повышения уровня специальной подготовки художника-педагога по рисунку и скульптуре. С целью поиска причин нами были проанализированы программы по этим дисциплинам на художественно-графических факультетах, в архитектурных вузах, на факультетах, готовящих дизайнеров, различного профиля художников прикладного искусства. Анализируя программы по специальным предметам, не трудно заметить, что между рисунком, живописью и композицией прослеживается взаимосвязь в предлагаемых заданиях по этим предметам. Скульптура идёт обособленно от всего учебного процесса.
Чтобы выяснить мнение студентов о предметной взаимосвязи специальных дисциплин была составлена анкета, которая состояла из следующих вопросов:
1. Какой из учебных курсов по изобразительному искусству у вас вызывает наибольшие затруднения? (Указать какой и почему).
2. В каких специальных предметах вы применяете навыки, полученные на рисунке? (Перечислить и указать в чём они заключаются).
3. Какие из специальных предметов, по вашему мнению, взаимосвязанны? (Перечислить и указать в чём выражается взаимосвязь?)
4. Выполнение каких изображений у вас вызывают наибольшие затруднения объёмных, или на плоскости? (Указать почему?)
В анкетировании участвовали студенты 1 - 2 курсов Липецкого государственного педагогического университета художественно-графического факультета, Липецкого государственного технического университета факультета архитектуры и факультета художественной обработки материалов, Елецкого государственного университета им. И. Бунина факультета текстильного дизайна, художественно-графического факультета Витебского государственного университета им. П. М. Мальярова, и Елецкого училища искусств им. Т. Н. Хренникова живописного и реставрационного отделения. Всего в анкетировании участвовало 520 студентов.