Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Рузаев Александр Владимирович

Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога)
<
Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рузаев Александр Владимирович. Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 202 c. РГБ ОД, 61:01-13/684-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы художественной фотографии 15

1.1 Краткие исторические сведения о становлении и развитии художествейной фотографии как вида искусства 15

1.2.. Технические возможности и изобразительные средства фотографии 42

Глава 2. Научно-методическое обоснование проблемы развития творческих способностей

студентов 66

2.1. Научные основы развития творческих способностей студентов 66

2.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов на занятиях художественной фотографией 84

Глава 3. Развитие творческих способностей студентов средствами художественной

фотографии 96

3.1. Констатирующий эксперимент 96

3.2. Поисковый эксперимент 107

3.3 Формирующий эксперимент 124

Заключение 151

Библиография 156

Приложение 170

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Социальные процессы, наблюдающиеся в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей с глубоко развитым чувством прекрасного, умением образно мыслить, и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности — это не только требования сегодняшнего дня. Воспитание творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе форми-рования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Ответственность за решение задач воспитания личности в обществе во многом лежит на педагогах. В связи с этим особое значение приобретает их подготовка в вузах. Учитель призван передавать детям знания, но кроме этого — воспитывать социально активную личность. Центральной задачей развития педагогического образования является создание психолого-педагогических условий развития творческих способностей специалиста, занимающего активную жизненную позицию во всех сферах деятельности. Эффективным средством формирования и развития творческих способностей является художественная деятельность. Важное место в этой деятельности занимает работа по изучению художественной фотографии как одной из разновидностей изобразительного искусства. Художественная фотография предоставляет большие возможности ля развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт творческого труда студента. Наше исследование посвящено вопросу совершенствования методической системы преподавания искусства фотографии как возможного средства развития творческих способностей студентов.

Фотография, с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с живой действительностью, а с другой — дает неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, творческого осмысления жизненного материала. Художественную фотографию вообще можно считать одним из показателей общей культуры современного человека: здесь проявляются его жизненные интересы, умение видеть, вкус, художественные представления и творческие поиски.

Главным показателем развития творческих способностей студентов является выразительность выполненных художественных работ. Исследование вопросов выразительности показывает ее непосредственную связь с художественно-образной стороной изображения и в то же время — с изобразительной грамотой, которая в конечном итоге оказывается главным образом в зависимости от композиционного решения снимка. Однако наблюдения за ходом выполнения работ показали, что студенты во многих случаях работают бессистемно, нажимают на спусковую кнопку фотоаппарата, когда еще не ясно представляют себе композицию будущего снимка и не видят его в видоискателе. Анализ композиции снимков показал, что у значительного количества работ отсутствует композиционный замысел. На это часто указывает разбросанность деталей, отсутствие их взаимосвязи, не слаженность изображения, его пестрота, перегруженность деталями, в результате работа получается рыхлой, не выразительной. Студенты часто, не задумываясь, снимают все, что попадает в момент съемки в поле зрения объектива фотоаппарата. А какова тема снимка, о чем он? Такая задача не ставится, поэтому неоткуда взяться и выразительному построению кадра. Все это свидетельствует о том, что у студентов имеет место не достаточный уровень творческого подхода к выполнению заданий.

Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития творческих способностей студентов в процессе обучения, с целью создания благоприятных условий для формирования творческой личности, является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей, активизации ее потенциала в процессе деятельности освещаются в исследованиях О.В.Афанасьева (7), Л.С.Выготского (22), Е.И.Игнатьева (54), А.Н.Леонтьева (82), Н.С.Лейтеса (83), Б.Т.Лихачева (88), Я.А.Пономарева (113), С.Л.Рубинштейна (118), Б.М.Теплова (129), П.М.Якобсона (147) и др.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах А.Д.Алехина (3), Н.С.Боголюбова (13), С.Е.Игнатьева (55), В.В.Корешкова (67), В.С.Кузина (74), Н.Н.Ростовцева (116), А.Е. Терентьева (117), А.С.Хворостова (136), Е.ВІИорохова (142) и др.

Некоторые стороны исследуемой нами проблемы находят свое отражение в трудах по психологии и педагогике В.П. Беспалько (12), Л.С. Выготского (22), Н.Ф. Добрынина (36), А.В. Запорожца ( 49), В.П.

Зинченко и Н.Ю. Вергилеса (19), Б.Б. Коссова (68), А.И. Красило, A.M. Матюшкина (95), Э. Стоунса (124) и др.

Важные данные по вопросам физиологии зрения и его психологическим аспектам важные данные содержатся в работах В.Д. Глезера (29), Е.И. Игнатьева (54), B.C. Кузина (75), Л.И. Леушина (87), А.И. Миракян (99), В.И. Страхова (126) и др.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме соединения художественно-творческой работы с учебной. Это прослеживается в исследованиях В.К.Лебедко (81), В.П.Зинченко (52), В.Е.Нестеренко (105), Ю.И.Постоногова (113), Н.Н.Ростовцева (116), Н.Л.Старченко (122) и др. Отмечается, что учеба и творчество в художественной деятельности — это единый взаимообусловленный процесс, направленный на освоение, с одной стороны, творческого метода реалистического искусства, а с другой — на приобретение художественного мастерства.

Имеются исследования, близкие по проблематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования творческих способностей, например, средствами телефильма (Л.Л. Сикорук (125)), где показано, что благодаря специфической структуре познавательного фильма, формирующего положительную мотивацию, заметно возрастает воспитательная и развивающая функция телевидения. Или средствами декоративно-прикладного искусства, в частности при помощи гобелена (И.В. Марченко (92)), костюма (Л.С. Мазикина (94)); в процессе обучения художественной обработке металла (И.В. Козлов (64)), на занятиях художественной ковкой (В.В. Сидоренко (120)), а также на занятиях по композиции (С.Н. Данилушкина). Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного подхода к формированию и развитию творческих способностей. В области академического рисунка учеными также сформулированы ряд принципиальных позиций методики развития творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства (В.П.Зинченко (51), В.К. Лебедко (81), Н.Н.Ростовцев (116), А.Е. Терентьев (127) и др.).

В большинстве исследований речь идет в основном о рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, но не акцентируется значимость художественной фотографии как объекта творчества, как средства развития художественно-творческих способностей.

В некоторых исследованиях, связанных с фотоискусством, например, (Н.Ф. Хилько (137)), ставится задача развития у подростков способности к фототворчеству, но акцент сделан на организацию культурно-просветительской работы. В отдельных исследованиях рассматривается фотолюбительское движение как явление отечественной культуры (В.Т. Стигнеев (125))

Важнейшие факты из истории развития фотографической культуры, имеют место в работах В. Беньямина (9), А. Донде (41), П. Поллака (112), Н. Петрова (110), Р. Скопец (123), Э. Эйнгорна (146), Э. Митчела (100), Л. Дыко (42), Е. Иофис (58), А. Вартанова (18), М. Лэнгфорда (84), С.А. Морозова (104) и др. О технологии и особенностях фотографического производства писали М. Громов (26), В. Демин (24), М. Каган (59), Д. Луговьер (89), Л. Дыко (42), Г.В. Щепанский (145), др. В большинстве работ дается практическое руководство по технике фотографирования, но недостаточно места отводится изучению возможности использования художественной фотографии как средства формирования и развития творческих способностей.

Известно, что в то время, когда фотография только готовилась стать искусством, фотограф стремился, чтобы сделанное им было действительно произведением искусства и подписывал свою работу, как это было принято у художника. Поэтому фотографии не прятали в альбом или сундук, они становились украшением интерьера, как и живописные полотна. Позднее наступил период, когда доступность и массовость — несомненные достоинства фотографии — фактически ее же и дискредитировали как искусство. Особенно это стало заметно, когда появились современные технические средства, не требующие специальной подготовки. Достаточно нажать кнопку и — готово. Но в то же время сегодня возрождается интерес к изучению фотографии это происходит, потому что именно она является доступной основой информационной культуры, потому что именно в повседневных сюжетах можно черпать вдохновение. Находясь в постоянном движении, фотография развивается и совершенствуется в работах современных мастеров этого вида творчества. Мы считаем, что систематическое изучение искусства фотографии, исторических фактов его развития, традиционных представлений, сюжетов, образных современных трактовок, поможет наиболее эффективному воспитанию творчески активной личности и формированию ее эстетических представлений.

Актуальность диссертации определяется нерешенностью вопросов, связанных с развитием творческих способностей студентов педагогических вузов средствами художественной фотографии.

Проблема исследования заключается в поиске и решении наиболее эффективных методов развития творческих способностей студентов в процессе изучения основ художественной фотографии.

Цель работы — определить, научно и экспериментально обосновать методы способствующие развитию творческих способностей студентов.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей студентов.

Предмет исследования составляет методическая система преподавания фотографического искусства, направленная на развитие творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что развитие творческих способностей студентов будет наиболее эффективным если в процессе занятий предусматривается: глубокое освоение студентами технических основ фотоискусства; изучение правил и законов композиции, нашедших свое применение в живописи, графике, скульптуре и других видах искусства; применение разнообразных форм и методов проведения занятий, которые активизировали бы психические процессы восприятия, памяти, воображения, мышления; использование на занятиях художественной фотографией системы заданий, упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности фотографического искусства.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Уточнить теоретико-методологические основы развития творческих способностей студентов.

Проанализировать этапы исторического развития художественной фотографии как вида искусства.

Выявить психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией.

Разработать программу обучения студентов фотоискусству, формы и методы проведения занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов.

Провести проверку разработанных методических мероприятий в процессе экспериментального обучения основам художественной фотографии.

Методологическую основу исследования составляют: ключевые положения гносеологии; принципы научной объективности; методы педагогических исследований; психолого-педагогические концепции формирования творческой личности; принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов реалистической художественной школы в области искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и искусства художественной фотографии.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по методике преподавания изобразительного искусства, теории и истории искусства, философии и психологии искусства, по проблеме развития творческих способностей студентов; наблюдение за процессом выполнения фотоснимков студентов; анализ фотоснимков студентов; анкетирование студентов; беседы со студентами и преподавателями; проведение психолого-педагогического эксперимента; - методы математической обработки данных. Этапы исследования.

На первом этапе исследования (1993-1996 гг.) проводился констатирующий эксперимент. В этот период подбиралась, изучалась и анализировалась философская, методическая и специальная литература по теме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы. Проводился анализ и обобщение опыта работы учебных заведений, в которых преподаются основы фотографии, делались выводы о состоянии рассматриваемой проблемы, определялись причины низкого уровня развития творческих способностей студентов.

На втором этапе (1996-1997 гг.) - проводился поисковый эксперимент, целью которого были предварительные поиски, апробация средств, методов, видов учебной работы. Проводилась опытно-экспериментальная работа по повышению уровня развития творческих способностей студентов. Имело место сравнение результатов работы студентов в экспериментальной и контрольной группах, после чего выводились средние данные, выраженные в процентах.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) — проводился формирующий эксперимент. В первой части эксперимента увеличивалось количество заданий-упражнений, после которых проводилось краткое подведение итогов, делались выводы, в которых излагалось, что способно положительно влиять на процесс развития творческих способностей студентов. Вторая часть эксперимента — заключительно обобщающая. Она включала обработку и анализ результатов исследования, разработку научно-практических рекомендаций по проведению занятий, направленных на развитие творческих способностей студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, выявлены психолого-педагогические основы применительно к развитию творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией; во вторых, теоретически обоснованы важнейшие методы организации и проведения занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов; в-третьих, экспериментально проверена эффективность методов развития творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией; в-четвертых, разработана экспериментальная программа обучения студентов искусству фотографии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики проведения занятий художественной фотографией, которая позволяет эффективно организовать процесс обучения, вызвать интерес у студентов к этапам создания снимка, способствует развитию эстетического восприятия и формированию творческой личности. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в целях совершенствования методики обучения студентов в процессе их профессиональной подготовки, при разработке учебных программ и пособий, могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства; на опытно-экпериментальные работы последнего времени в области художественной фотографии; на сравнительный анализ разнообразных источников информации; на экспериментальное подтверждение основных положений исследования; на анализ полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на художественно-графическом факультете

Магнитогорского государственного педагогического института, на художественно-графическом факультете Московского педагогического университета, на отделении журналистики факультета общественных профессий Московского педагогического государственного университета. Некоторые результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях. Материалы диссертации в течение двух лет эффективно используются автором и некоторыми педагогами на практических занятиях по курсу «Фотоискусство».

Основные положения, выносимые на защиту:

Овладение студентами художественно-графических факультетов основами художественной фотографии способствует развитию их творческих способностей.

Изучение основных положений фотоискусства неразрывно связано с овладением художественной фотографией и ее художественными возможностями.

Методы использования фотографии в подготовке художника-педагога, основанные на изучении основных правил и законов композиции, цветоведении и нашедших свое применение в живописи, графике, скульптуре и других видах искусства, содействует активному развитию творческих способностей студентов.

Структура диссертации. Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, а также иллюстрированного приложения. Библиография содержит 150 наименований; 2 схемы, 3 таблиц, включающие цифровые данные, 28 таблиц, содержащих фотографии, в том числе фотографии студентов. Общий объем диссертации 202 страницы.

Краткие исторические сведения о становлении и развитии художествейной фотографии как вида искусства

За сравнительно небольшой исторический срок развития нового вида искусства фотография проделала большой путь, но тем не менее она находится еще в периоде своего становления.

В настоящее время трудно дать однозначное определение фотографии как искусства. Фотография выполняет много информационных, познавательных и собственно художественных функций.

В том случае, когда авторы снимков стремятся к образному обобщению фотографического изображения, подобно художникам-живописцам и графикам, фотографию правомерно рассматривают как разновидность изобразительных искусств, даже если ее техника и уступает живописи или графике в возможностях решения художественно-творческих задач. В формах и жанрах, близких к журналистике (например, фоторепортажу) фотография часто отступает от эстетических норм, принятых в изобразительных искусствах, приобретая признаки самостоятельного искусства. Эти признаки еще недостаточно определены и изучены, однако данный вид творческой фотографии становится в наше время все более распространенным.

В данной работе мы рассматриваем круг творческих вопросов нынешней фотографии, чтобы раскрыть ее своеобразные признаки как искусства, проследить историю возникновения и развития.

История возникновения фотографии связана с тремя именами: французов Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833), Луи Жака Манде Дагера (1787-1851) и англичанина Вильяма Генри Фокса Талбота (1800-1871)(37).

Они и не помышляли об открытии нового изобразительного искусства. Ньепс занимался изобретениями, потребность в которых была обусловлена практикой жизни. Дагер был живописцем, декоратором. Талбот был известным ученым, автором трудов по математике и физике.

Первооткрывателем фотографии принято считать Дагера. В августе 1839 года изобретенный совместно с компаньоном Ньепсом способ закрепления светового изображения на серебряной полированной пластинке был обнародован Парижской Академией наук. Ньепса уже не было тогда в живых, и открытие Дагер назвал своим именем: дагеротипия. День 19 августа 1839 года и считается днем рождения фотографии (37), (100).

Фоке Талбот заявил о своем изобретении почти одновременно с Дагером в Англии, в Королевском обществе. Изображение получалось в камере-обскуре на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Бумажную «пластинку» проявляли, затем изображение закрепляли. Это был бумажный негатив. С него печатали позитивное изображение тоже на бумаге (37), (100).

class2 Научно-методическое обоснование проблемы развития творческих способностей

студентов class2

Научные основы развития творческих способностей студентов

Творчество лежит в основе общечеловеческого прогресса в целом и совершенствования отдельной личности в частности. Оно выступает движущей силой развития науки и техники, культуры и искусства, является определяющим фактором социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Основной задачей педагогики и психологии является формирование цельной личности на основе раскрытия потенциальных способностей и задатков каждого индивидуума.

Проблема взаимодействия природных задатков индивидуума, творческих способностей и активности личности волновала философов и психологов во все времена.

В философской литературе существует множество определений творчества и тех процессов, с которыми оно связано. Отметим, что большинство существующих толкований творчества объединяет представление о нем как о процессе создания нового. Также не вызывает разногласий утверждение, что творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей индивида к творчеству.

Проблема развития творческих способностей человека всегда волновала как ученых, так и педагогов. Дидактические основы развития творческих способностей разрабатываются в трудах психологов и педагогов (О.В. Афанасьева (7), Н.С. Боголюбов (13), Д.И. Говорун (30), Е.С. Громов (32), В.Л. Дранков (40), Л.Б. Ермолаева-Томина (45), Е.И. Игнатьев (53), В.В. Корешков (66), Р.И. Кругликов (69), B.C. Кузин (74), В.А. Моляко (99), Я.А. Пономарев (106), А.Б. Потапов (106), А.З. Рахимов (115), Н.Н. Ростовцев (117), А.Е. Терентьев (117), Е.В. Шорохов (142) и др.).

Когда-то бытовало мнение, что творческий процесс не управляем. В настоящее время наука считает, что он поддается управлению. Изучению данного процесса посвящен целый ряд трудов таких ученых, как Д.Н. Узнадзе (133), А.Н. Леонтьева (82), Б.М. Кедрова (64), Ф.В. Басина (63), В.Е. Рожкова (56), П.В. Симонова (121), А.С. Прнгишвили (109), Г.В. Гершуни (64) и др.. Исследователи подчеркивают, что творческие способности возникают только в конкретной целенаправленной деятельности - в строительстве личной и общественной жизни, в науке, культуре, искусстве и т.д. Но наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей, как считают ученые, обладает художественное творчество. В узком смысле оно определяется как деятельность, в результате которой художники создают новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. В широком смысле оно толкуется как творчество, присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. Это особенно важно, так как позволяет установить обратную связь между художественным творчеством и развитием личностных качеств.

Можно также считать научно доказанным тот факт, что творчество не только является показателем сформированности личностных качеств, но оно воздействует на все составляющие структуры личности и тем самым способствует её развитию. Так, В.Л. Дранков утверждает, что в процессе творческой деятельности успешно развиваются наблюдательность, внутреннее видение, образный и эмоциональный потенциал внутреннего мира, конкретность мышления и воображения, способность к синтезу, совершенствуются познавательные процессы - память, представления, наблюдение и т.д. (с. 5,40).

class3 Развитие творческих способностей студентов средствами художественной

фотографии class3

Констатирующий эксперимент

В задачу констатирующего эксперимента нашего исследования входило выявление первоначального уровня развития творческих способностей студентов и характера их работы при выполнении заданий, требующих творческого подхода, слабых мест в их знаниях и умениях при выполнении фотоснимков, наиболее типичных ошибок, которые допускают студенты в процессе обучения искусству фотографии, и вскрыть причины возникновения таких ошибок. Для этого необходимо было пронаблюдать за ходом работы студентов (в процессе фотографирования), за выполнением отдельных этапов. Необходимо было выяснить, каков характер педагогического процесса по курсу «художественная фотография», то есть насколько педагогический процесс, методы его проведения, установки и прочее обеспечивают основательное овладение студентами принципами выполнения фотоснимков.

Основная часть констатирующего эксперимента проводилась на базе художественно-графического факультета Магнитогорского государственного педагогического института (1993-1996 гг.). В ходе констатирующего эксперимента мы ознакомились с интересующими нас материалами в некоторых других учебных заведениях, где студенты получают профессиональные или специальные знания о художественной фотографии (Магнитогорское профтехучилище № 55 — специальность «фотограф», Челябинский политехнический институт, Московский государственный университет — факультет журналистики). Также с целью изучения современного состояния искусства фотографии мы побывали в музее фотографии в Лозанне (Швейцария), в доме фотографии в Москве, посещали выставки художественной фотографии в Москве, Санкт-Петербурге.

В процессе констатирующего эксперимента ставились следующие задачи:

- выявление преимущественных задач, решаемых студентами в процессе работы над фотоснимками на разных этапах их выполнения;

- выявление уровня знаний и умений студентов по разделу «Фотография как вид искусства»;

- оценка степени активности студентов во время работы над заданием;

- определение степени внимания, уделяемого студентами проблеме последовательности выполнения заданий.

При проведении эксперимента применялись следующие методы исследования:

- наблюдение за ходом выполнения заданий во время учебных занятий;

- анализ фотоснимков студентов;

- устный опрос и анкетирование студентов 1-5 курсов с целью выяснения степени знаний ими привил получения художественной фотографии;

- беседы со студентами на темы, связанные с проблемой исследования;

- ведение дневника эксперимента.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии (На примере подготовки художника-педагога)