Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента 13
1.1. Этимология и психолого - педагогическая природа понятий: «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно творческие способности» 13
1.2. Художественно-изобразительные основы орнаментального искусства, как средство развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно — прикладным искусством 40
1.3. История орнаментального искусства в свете «обучения» 101
Выводы по 1 главе 124
Глава 2. Система методов развития художественно творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством средствами орнамента 127
2.1. Специфика, структура, содержание, формы и методы организации занятий декоративно — прикладным искусством (орнаментом) 127
2.2. Методика и ход проведения экспериментального исследования 164
2.3. Констатирующая часть экспериментального исследования 168
2.4. Поисковая часть экспериментального исследования 173
2.5. Формирующая часть экспериментального исследования 181
Выводы по 2 главе 203
Заключение 205
Библиография 209
Приложение 234
- Этимология и психолого - педагогическая природа понятий: «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно творческие способности»
- История орнаментального искусства в свете «обучения»
- Методика и ход проведения экспериментального исследования
- Формирующая часть экспериментального исследования
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Развитие художественно-творческих способностей молодежи является одной из основных задач современного образования. Социально-экономическое и нравственное преобразование общества невозможно без качественного улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов для общеобразовательной и высшей школ. Специфика работы художественно-графических факультетов заключается в подготовке специалистов, способных к самостоятельной художественной и педагогической деятельности. Качество и высокий уровень такой подготовки будущих учителей изобразительного искусства во многом зависит от развития у них способности художественно - творчески мыслить. Вот почему развитие художественно – творческих способностей студентов является одной из важных и ключевых проблем современной педагогики.
В современной науке проблема развития художественно-творческих способностей рассматривалась с точки зрения разных областей знаний: философии, этики, психологии, педагогики.
В трудах психологов В.Г. Асеева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С. М. Василевского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина даны определения понятиям «способности», «творчество», «художественно-творческие способности», выделены общие группы психических процессов, составляющих основу художественно-творческих способностей, приведено описание специфики данных понятий.
Значительный вклад в изучение данных понятий внес В.Д. Шадриков в своих работах: «Способности человека», «Введение в психологию: способности человека». Способность и одаренность рассматриваются данным автором как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Научные работы Н.Н. Нечаева «Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе», «Профессиональное сознание как центральная проблема психологии», «Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности» сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом его многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.
Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.И. Баклановой, Л.В. Ермоловой, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, А.Н. Малюкова, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой.
Существует ряд фундаментальных исследований, посвященных проблемам преподавания рисунка (Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, В.К. Лебедко, В. П. Зинченко), живописи (Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин), композиции (Е.В. Шорохов), пленэра (Н.Я. Маслов), в которых подробно рассмотрены вопросы развития творческих способностей студентов применительно к тому или иному виду художественно-изобразительной деятельности.
Значительное место в процессе художественного образования студентов занимает декоративно-прикладное искусство, характеризующееся единством художественной структуры, наличием разнообразных видов деятельности. Декоративно-прикладное искусство является эффективным средством эстетического, нравственного воспитания личности, формирования художественного вкуса. В современной России возрождается интерес к народным ремеслам и промыслам, всесторонне изучается наследие декоративно – прикладного искусства.
Вопросы значения, влияния и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития личности ставились в исследованиях С.М. Гаджимурадова, Н.В. Ефремичевой, Н.Г. Коваленко, В.В. Корешкова, С.М. Мурзиной, М.В. Соколова, Р.У.Тебуева, Т.Я. Шпикаловой и др.
Вопросы использования разных видов декоративно-прикладного искусства в учебном процессе рассматривали в своих работах Г.В. Беда, А. А. Белов, П.Г. Демчев, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.Т. Лихачева, С.Н. Новиков, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Г.В. Черемных, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.
Одним из наиболее ярких художественных средств декоративно-прикладного искусства является орнамент. Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, который предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств (главным образом прикладных). На каждом этапе своего развития общество вырабатывало новые орнаментальные формы, отражающие современные технологии. Орнамент является благодатной почвой для фантазии – источником творчества. Природа орнамента, история его развития, специфика орнаментального искусства подробно рассмотрены в работах известных ученых и искусствоведов: А.Б. Бакушинского, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Ю.А. Герчука, М.А. Некрасовой, Т.М. Соколовой и др.
Множество исследований, проводимых в области художественно-творческих способностей, указывает на актуальность данной темы, ставится вопрос об активном поиске новых резервов повышения уровня художественно- творческих способностей студентов.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы показал, что вопрос развития уровня художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов до сих пор не был предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует апробированная модель методической системы обучения, включающей в себя теоретически обоснованную специальную программу обучения, наглядные пособия, подборку учебной и справочной литературы, способствующей развитию художественно-творческих способностей студентов художественно – графических факультетов средствами орнаментального искусства, возникает противоречие между объективной необходимостью обеспечения эффективного развития художественно – творческих способностей студентов средствами орнаментального искусства и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике ДПИ.
Актуальность решения данной проблемы обусловлена тем, что изучение орнаментального искусства в тесной логическо-познавательной связи с другими дисциплинами цикла предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изучение специфики и структуры орнамента, его художественной выразительности улучшает качество овладения студентами различными технологиями декоративно-прикладного искусства, повышает их умения и навыки и, следственно, уровень художественно-творческих способностей студентов. Кроме того, выполненные на данной основе творческие работы студентов предоставляют преподавателю широкие возможности для выявления творческого потенциала обучающихся.
Цель исследования состоит в разработке эффективной модели методической системы обучения, направленной на развитие художественно- творческих способностей студентов средствами орнаментального искусства.
Объектом исследования является процесс развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Предмет исследования - содержание, средства, методы, формы и приемы развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов будет более эффективным, если в учебный процесс будут введены технологии освоения традиций орнаментального искусства, включающие в себя: изучение истории развития орнамента, его специфики, символики, композиционных средств (ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика и др.), видов орнаментального искусства, законов и правил построения орнамента; освоение приемов изображения орнамента в различных техниках (при условии организации учебного процесса на базе современной, научно-обоснованной методики преподавания, с учетом психологических, индивидуальных особенностей студентов).
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования.
Изучить психологическую природу творчества и художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством средствами орнамента.
Изучить историю возникновения и развития орнаментального искусства.
Изучить существующие методики построения орнаментальных композиций.
Определить роль и место орнамента в системе художественной подготовки специалиста.
Изучить педагогические и психологические особенности развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов средствами орнамента.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему (содержащую конкретные учебные задания, методические рекомендации, наглядные пособия), направленную на развитие художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством
Методологическая основа исследования. Методы исследования.
В исследовании был использован теоретический анализ педагогической, философской, психологической, методической литературы по проблеме исследования; проводилась опытно-экспериментальная работа, включающая в себя сравнительный анализ уровня развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнаментального искусства, анкетирование, беседы со студентами, наблюдения, изучение студенческих работ. Использование различных методов исследования позволило рассмотреть учебный процесс на занятиях орнаментом во всей его сложности. При обработке экспериментальных данных нами использовались методы математической обработки результатов.
Теоретическую основу исследования составили работы в области орнамента таких известных искусствоведов, как А.Б. Бакушинский, В.М. Василенко, В.С. Воронов, Ю.А. Герчук, М.А. Некрасова, Т.М. Соколова и др. Теоретическая платформа нашего исследования была заложена в основных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, и др. Научно-теоретическое обоснование экспериментальной части нашего исследования базировалось на фундаментальных трудах П.К. Анохина, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, К. Роджерса и др.
Философско-этническую составляющую теоретического обоснования проблемы данного исследования нам помогли определить отдельные работы
Г.А. Батищева, С.С. Гольдентрихт, Г.А. Давыдовой,
К.А. Абдульханова - Славской, B.C. Сагатовского, М.С. Каган.
Опытно – экспериментальная база исследования
В экспериментальной работе приняли участие студенты 4 – 5 курсов художественно-графического факультета Орловского государственного университета, Курского государственного университета, Елецкого государственного университета (липецкой области), Орловского технического университета и Железногорского художественного техникума (курской области). В формирующем и контрольном эксперименте приняли участие студенты художественно-графических факультетов Орловского государственного университета и Курского государственного университета.
Этапы исследования. Педагогическое исследование проводилось нами с 2005 по 2010 г. в несколько этапов.
На первом этапе (2005 -2006г.), констатирующем, осуществлялся анализ решения нашей проблемы в историко-этнической, философской, психолого-педагогической литературе. На основании библиографического анализа было проведено обобщение полученных результатов, разработаны методики проведения констатирующего, поискового и формирующего этапов эксперимента, определены формы и сроки их проведения. В ходе констатирующего эксперимента мы проверили и выявили уровень подготовленности студентов к выполнению художественно - творческих заданий по орнаменту на занятиях декоративно-прикладным искусством.
На втором этапе ( 2006 - 2007 г.), поисковом, нами были разработаны критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей студентов, уровни оценок (высокий, средний, низкий). Был проведен контрольный срез, на основе которого нами была произведена оценка уровня развития художественно-творческих способностей студентов. Результаты контрольного среза были отражены в диаграммах.
На третьем этапе (2007 – 2010 г.) проверялась эффективность разработанной нами методической системы обучения орнаменту на занятиях декоративно-прикладным искусством, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов. На данном этапе была завершена апробация разработанной нами модели методической системы развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов средствами орнамента.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
решена проблема развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством;
дано научно-теоретическое обоснование тем учебных заданий по декоративно-прикладному искусству, раскрывающих природу орнамента, его специфику, историю развития, методику построения, благотворно влияющих на развитие художественно-творческой активности студентов;
выработаны основные критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях орнаментом.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется следующими положениями:
определены критерии эффективности развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством;
орнаментальное искусство является важным фактором развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена методическая система развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством. Составлена программа и разработаны методические рекомендации по проведению занятий орнаментом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научно-теоретической обоснованностью основных теоретических положений, устойчивостью полученных положительных результатов формирующего эксперимента, его продолжительностью и личным опытом работы соискателя в качестве преподавателя.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета (ОГУ), Курского государственного университета (КГУ) и в достаточной мере отражают суть данного исследования в имеющихся публикациях автора, а также на научно-практических конференциях по итогам научно-практической работы (2006, 2007, 2009 г.).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Искусство орнамента является эффективным педагогическим средством для организации учебных занятий по декоративно-прикладному искусству, важнейшим фактором в развитии художественно-творческих способностях студентов ХГФ.
2. Орнаментальное искусство является уникальным средством развития таких важных личностных качеств студентов, как абстрактно-логическое и образное мышление, чувство цвета, творческое воображение, целостность восприятия, внимание, память и др. Накопление опыта решения творческих задач на всех этапах обучения орнаментальному искусству позволяет будущему художнику-педагогу выйти на уровень самостоятельного творчества в профессиональной деятельности.
3. Научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования и развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством, способствует успешному усвоению теоретических знаний по изобразительному искусству, овладению основами декоративно-прикладного искусства, содействует развитию образного воображения, зрительной памяти и наблюдательности студентов.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована диаграммами и таблицами. В приложение входит пояснительная записка, тематический план, программа, иллюстрированный материал.
Этимология и психолого - педагогическая природа понятий: «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно творческие способности»
Потребностью современного общества является творческий подход к поиску рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, повышение интеллектуального уровня каждого человека и максимальное развитие его творческих способностей. Развитие способностей личности не может рассматриваться как процесс самостоятельный, отделенный от ее комплексного формирования.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Существует множество определений этого понятия.
Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [205, с.108].
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
Он пишет, что «...способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[282, с. 133].
В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во — первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого ... Во - вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой -либо деятельности или многих деятельностей... В — третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека»[283, с.9].
«Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [283, с.6].
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).
Таким образом, задатки - типологические свойства основных нервных процессов. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.
Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Советские психологи (Г.С. Костюк, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь, те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
В истории философии «способности» в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики.
Со времен Аристотеля способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. Эта же идея была воспринята и средневековыми схоластами. Платон полагал, что способности человека - нечто врожденное, и, все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний.
В 1575 году испанский философ Хуан Уарте написал книгу «Исследование способностей к наукам», в которой фактически повторил мысли Платона. «Считая способности человека столь ограниченными, что он может овладеть только одним делом, но не больше, я всегда думал, что никто не может знать в совершенстве два искусства без того, чтобы он не оказался несовершенным в одном из них» [44, С.5].
Несостоятельность понимания «способностей» как врождённых была подвергнута критике английским философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости способности индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема способности ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.
Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются.
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
В научной литературе изучаются сущность, структура и социальная роль творчества (П.С. Батищев, Г. А. Давыдова, Э.В. Ильенков, В.Ф. Овчинников), «...когда мы говорим о творчестве, то... имеем в виду нечто высокое в человеческом, гуманистическом смысле. Если же под творчеством мы будем понимать новизну в качестве цели, без оценки этой цели, тогда творческими оказываются самые бесчеловечные деяния, лишь бы эти деяния обладали новизной» [212, С. 4.].
«... творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление; - его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [163, с.25].
Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности [15, с.87]. Творчество, как созидательная деятельность человека, самым теснейшим образом связано с наличием у него определенных качеств: соответствующего уровня интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, развитой интуиции и др.
Творчество может рассматриваться в психологическом, философском и педагогическом аспектах. Долгое время считалось, что творческий процесс неуправляем, что художник творит неосознанно, спонтанно, по озарению, что творчеству обучить нельзя. Так, к примеру, в пособии по рисованию в 1938 г. Д.Н. Кардовский писал: «Рисунок как творческий процесс, как искусство, объектом преподавания быть не может, так как не может быть преподаваемо субъективное понимание красоты» [216. С.26.].
История орнаментального искусства в свете «обучения»
Искусство, несмотря на свою сложность и многозначительность открыто пониманию учащихся любого возраста и поэтому может стать для них хорошим учителем вкуса, гармонии, творчества, способности чувствовать красоту мира.
Художественная педагогика всех возрастов должна быть направлена на выявление художественно-творческих способностей студентов, их организацию.
Процесс обучения любому предмету, в том числе и орнаментальному искусству, невозможен без учета возрастных и психологических особенностей личности.
Наше исследование затрагивает развитие художественно - творческих способностей в студенческом возрасте. Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть этот период с точки зрения физиологии, психологии и педагогики.
Студенчество — отдельная возрастная категория.
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
«...в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении... В сложной структуре этого периода развития моменты повышения одной функции(«пики», или «оптимумы) совмещаются не только с моментами стабилизации, но и положения других функций»[294. с.76]. Данной теории придерживаются в своих исследованиях Л.Н. Гольбина и В.Ф. Панферов. Они считают, что с 18 до 23 лет уровень некоторых функций повышается(объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других- понижается ( острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общеинтеллектуальное развитие).
В исследованиях таких известных психологов - педагогов Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина, и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по данной проблеме. Проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала предметом психологической науки относительно недавно. В своем исследовании Л.С. Выготский не рассматривал психологию юношеского возраста, не включил его в детские возрасты, он четко разграничил детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...» [61, с.24]. Из этого следует, что в отличие от всех ранних исследований, в которых юность относилась к детскому возрасту, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эту концепцию стали поддерживать другие отечественные ученые.
Известный психолог И.А. Зимняя рассматривает студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», [98, с.37] и выделяет основные характеристики студенческого возраста, которые отличают его от других групп населения: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
Для студенческого возраста характерны 2 важные фазы созревания: оценка и переоценка норм, ценностей и идеалов, вынесенных из среды происхождения, четкое представление жизненных планов, как личных, так и профессиональных. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность и т.д. )
Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, которые базируются на процессах биологического, психологического, социального развития, что играет большую роль в развитии художественно-творческих способностей студентов.
Возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Этот возраст характеризуется преобразованием мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивным формированием специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой. Также этот возраст выделяют в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности.
Во второй половине XX в. в отечественной и зарубежной психологии был поднят вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания. Необходимо учитывать и то, что объектом вузовского обучения и воспитания становится практически сформировавшаяся личность. В работах отечественных авторов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:
- развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;
- профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний;
- выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;
- повышение уровня самостоятельности и ответственности;
- рост уровня притязаний в области будущей профессии;
- этическое, эстетическое и духовное развитие;
- повышение инициативы и творчества;
- формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Студенческий возраст характерен тем, что в этот период возрастают творческие возможности.
Специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк). Специфика университета - готовить в первую очередь научно-педагогические кадры, а значит, формировать личность ученого и преподавателя высшей квалификации.
Методика и ход проведения экспериментального исследования
Проблема развития художественно-творческих способностей личности в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики, ее теории и практики. Содержание современного художественно-педагогического образования характеризуется тенденциями к интеграции знаний, умений и навыков в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, гуманистической и эстетической направленностью, развитием художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников народных промыслов. Для развития художественно-творческих способностей студентов необходимо разработать и апробировать целостную методическую систему, в которой цель и задачи, а также пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов, активизирующие сознательный и подсознательный (бессознательный) уровень личности.
Цель исследования заключается в разработке научно-методических основ развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством, т.к. изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. А изучение основ орнаментального искусства является одной из предпосылок профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов, так как способствует развитию художественно-творческой деятельности и пониманию сущности декоративно-прикладного искусства.
Базовыми для изучения орнаментального искусства являются курсы: «Рисунок», «Живопись», «Теория цвета», «Основы композиции», «История искусств».
В современных педагогических исследованиях эксперимент является средством активного влияния на учебный процесс, инструментом поиска и совершенствования новых, более рациональных путей решения учебных задач. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, мы можем установить уровень развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента. Существует несколько видов экспериментов, но мы проводим коллективное экспериментальное исследование в студенческих группах. Организация нашего исследования связана, прежде всего, с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении развития художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента. Основная задача экспериментального обучения состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.п. Для подтверждения теоретического обоснования и выдвинутой гипотезы исследования была проведена экспериментальная проверка эффективности использования модели методической системы обучения, которая направлена на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ и включающая в себя: цели и задачи, содержание учебной дисциплины, формы и методы обучения, дидактические принципы организации учебных и воспитательных приемов.
Задачи нашего экспериментального исследования:
1. Создание модели методической системы развития художественно - творческих способностей студентов художественно -графических факультетов средствами орнаментального искусства.
2. Методика и ход проведения эксперимента.
3. Подготовка наглядных пособий и методического материала.
Проверка эффективности работы предлагаемой методики на экспериментальном исследовании.
Эксперимент был проведен в четыре этапа: констатирующий (изучаются существующие педагогические явления, проведение анкетирования, с целью выявления уровня имеющихся знаний студентов ХГФ по истории орнаментального искусства, цветоведению, основам композиции), поисковый (результаты констатирующего эксперимента позволяют расставить акценты при разработке экспериментальной программы по развитию художественно-творческих способностей средствами орнамента), формирующий (реализация педагогического воздействия на развитие творческих способностей студентов) и контрольный (анализ результатов проведенного эксперимента). Методика проведения экспериментального исследования заключалась в следующем:
1. Изучение истории декоративно-прикладного и орнаментального искусства, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение основных понятий используемых в теме исследования: «творчество», «художественно - творческие способности».
2. Цели и задачи констатирующего эксперимента: провести наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов ХГФ на занятиях декоративно- прикладным искусством.
3. Цели и задачи поискового эксперимента: выявить у студентов уровень развития художественно-творческих способностей средствами орнамента различными методами: наблюдения, беседы, анкетирования, анализа учебных и творческих работ студентов.
4. Цели и задачи формирующего эксперимента заключаются в проверке разработанной модели методической системы развития художественно -творческих способностей студентов ХГФ средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством. Проверка полученных выводов и разработанной модели методической системы в массовой педагогической практике.
Проблема научно-методического обоснования развития художественно творческих способностей студентов ХГФ средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством разрабатывалась в течение 4 лет (с 2005 по 2010 годы). На протяжении всего периода педагогического исследования нами велся поиск, и отбор наиболее совершенных методов способных активно развивать художественно-творческие способности студентов ХГФ средствами орнамента на занятиях декоративно прикладным искусством. Эксперимент проходил на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета. В эксперименте участвовали студенты 4,5 курсов отделения «Изобразительное искусство». Группы были разделены на подгруппы, одни из которых были контрольные, а другие - экспериментальные. Выбор студентов четвертых и пятых курсов был обусловлен тем, что именно с четвертого курса начинается активная связь теории обучения с практикой, выполнение курсовых работ по декоративно-прикладному искусству, выбор тематики дипломных работ.
Формирующая часть экспериментального исследования
Целью данного этапа эксперимента явилась разработка модели методической системы направленной на эффективное развитие художественно-творческих способностей студентов средствами орнаментального искусства, включающей в себя разработку программы, методики, методических и наглядных пособий, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения. (Приложение 1)
Время проведения формирующий эксперимента составило 2,5 года в период с 2006 по 2009 год. Данный этап эксперимента проводился на базе художественно- графических факультетов Орловского государственного университета и Курского государственного университета со студентами отделения «Изобразительное искусство» 4 - 5курсов. Студены были разделены на 2группы: экспериментальную (в которую включается изучаемый фактор) и контрольную (в которой данный фактор отсутствует). В ходе проведении констатирующего и поискового экспериментов методами анкетирования и срезов нами был получен первичный материал для проведения формирующего эксперимента. На начальном этапе проведения формирующего эксперимента, нами была разработана программа опытно-экспериментальной работы по развитию уровня художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента на занятиях декоративно-прикладным искусством.
В контрольной группе обучение студентов производилось по действующей программе, направленной на изучение технологий декоративно-прикладного искусства, развития умений и навыков студентов способом копирования образцов. Данная программа была разработана преподавателями художественно-графического факультета Орловского Государственного Университета. Анализ данной программы показал ее недостатки, а именно: природа орнамента рассматривается в узком смысле, орнамент рассматривается в качестве декора вещи, не уделяется внимания истории возникновения орнамента, символике, композиционному и цветовому решению, не рассматривается влияние орнамента на форму предмета. Однако нельзя не отметить и положительные стороны действующей программы, заключающиеся в уделении значительного внимания технологиям декоративно-прикладного искусства. Для обучения данной группы использовались методические разработки и наглядные пособия, разработанные в рамках действующей программы.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами и изложенной выше программе.
На занятиях использовались материалы краеведческого музея, музея изобразительного искусства. Новшеством явилось то, что в программу был внесен раздел включающий в себя темы, раскрывающие природу орнамента.
На занятиях студенты изучали историю развития орнамента, его символику, специфику, виды, композиционное построение, влияние орнамента на форму предмета, использование орнамента в технологиях декоративно-прикладного искусства. Составляющим компонентом обучения студентов ХГФ явилось обучение их технологиям, ознакомление студентов с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно ценное произведение прикладного искусства. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств теории декоративно-прикладного искусства.
При разработке эскизов орнамента студенты применяли знания основ композиции и цветоведения. Студентам было предложено использовать справочный материал, включающий в себя следующие методические и наглядные пособия: «Виды орнамента по изобразительному началу», «Схемы построения ленточного орнамента», «Схемы размещения орнамента в круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике», «Ритмическое и метрическое построение орнамента», разработанные нами с использованием справочной литературы по теме исследования, работ известных художников, а также образцов работ студентов прошлых лет обучения.
С целью более эффективного усвоения студентами теоретического материала, также повышения качества практических работ студентов на занятиях использовался метод наглядности (был организован просмотр слайдов, предметных наглядных пособий — образцов декоративных изделий, художественных произведений народных промыслов, предметов крестьянского быта, народных костюмов, альбомов по декоративно-прикладному искусству, в частности по орнаментальному искусству). Для демонстрации иллюстрационного материала были использованы созданные нами компьютерные тематические мультимедийные презентации. Следует отметить, что технические возможности данных пособий позволяют задать необходимый промежуток времени воспроизведения любого слайда для прорисовки студентами каждого элемента эскиза. Метод наглядности является эффективным в преподавании декоративно-прикладного искусства, поскольку окружающий мир человек познает при помощи органов чувств. Поскольку важной составляющей художественного, творчества является связь обучения с практикой, нами в ходе проведения эксперимента были использованы такие типы занятий, как лекции и лабораторные занятия. В лекционную часть занятий нами был введен материал по истории развития орнамента, стилизации, по использованию орнамента в текстиле (вышивка, ковроткачество, кружевоплетение); в дереве (виды резьбы: геометрическая (выемчатая резьба), кудринская резьба; в декоративной росписи (Хохломская, Городецкая, Полхов-майданская, Мезенская, Жостовская, Гжельская), а также материал о влиянии орнамента на форму предмета. На лабораторных занятиях студентам. давались задания по составлению эскизов орнаментальных композиций, а также изготовлению изделий с использованием разработанной орнаментальной композиции в различных технологиях (вышивка, резьба по дереву, роспись по дереву, бумагопл астика).
Важное место на занятиях декоративно-прикладным искусством на наш взгляд занимает интерпретирование художественного наследия. Одно из занятий было посвящено изучению традиций «Орловского списа». С экспериментальной группой была проведена экскурсия в краеведческом музее, где собран обширный и уникальный материал по народному костюму Орловского края. Студенты познакомились с вышивкой родного края «Орловский спис». Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими "древо", "древо жизни", "древо познания добра и зла". Контуры композиции очерчены "тамбурным" швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура - узорные заполнения в технике "набор", напоминающей счетную "гладь". Познакомились с цветовым сочетанием «Орловского списа». Узнали историю возникновения данного названия. Коллекция "орловского списа", собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность.
Особое внимание уделялось тому, чтобы художественное решение изделия с использованием данного орнамента воспринимались в живом развитии, в связи с художественными особенностями конкретной эпохи, не превращаясь в простой набор отдельных мотивов и приемов, из которых можно составить орнаменты. Опыт, полученный во время экскурсии, положительно сказался на последующих работах студентов. (Приложение 6)
В процессе проведения занятий в экспериментальной группе нами был использован дифференцированный индивидуальный подход с учетом уровня подготовки, интересов студентов. В качестве основной формы применения индивидуального подхода в обучении мы использовали самостоятельную работу. Например, индивидуальный подход осуществлялся нами в процессе стилизации и создания эскиза орнаментальной композиции для изделия. Задания для самостоятельной работы подбирались также с учетом пожелания студентов, их подготовленности и т.д. Студентами самостоятельно были разработаны: композиция орнамента, композиция изделия в целом, определено цветовое решение. В процессе создания эскиза осуществлялось индивидуальное общение преподавателя со студентом, заключавшееся в корректировке хода работы.
Помимо всего прочего в учебном процессе нами был применен проблемный метод обучения. Суть данного метода сводится к тому, что в процессе решения студентами специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование активной, творчески относящейся к своей деятельности личности. Например, зная средства композиции, приемы стилизации, основы цветоведения студенты сами должны применять их на практике, решить какой орнамент (какого стиля) подходит к определенному изделию декоративно-прикладного искусства.