Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов Минаев, Станислав Алексеевич

Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов
<
Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минаев, Станислав Алексеевич. Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Минаев Станислав Алексеевич; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Хабаровск, 2010.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1766

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы развития профессионального художественного восприятия

1.1 Исторический анализ методов развития профессионального восприятия 15

1.2 Психолого-физиологические аспекты профессионального художественного восприятия 21

1.3 Специфика профессионального восприятия и изображения 36

ГЛАВА 2. Поиск путей и методов развития профессионального восприятия

2.1 Критерии оценки сформированности профессионального восприятия студентов начальных курсов художественных факультетов 73

2.2 Научно-методическое обоснование развития профессионального восприятия студентов начальных курсов художественных факультетов (констатирующий эксперимент) 81

2.3 Методика развития профессионального восприятия студентов в процессе обучения академическому рисунку 98

Заключение 132

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, владеющих эффективными методами развития творческих способностей учащихся общеобразовательных и художественных школ.

В системе подготовки учителей изобразительного искусства ведущее место занимает академический рисунок, от качества преподавания которого в значительной степени зависит не только уровень профессиональных знаний, умений и навыков, но и готовность выпускников педагогических вузов к самостоятельной творческой деятельности, к работе по развитию творческих способностей школьников.

Развитие профессионального восприятия является составной частью процесса совершенствования форм и методов обучения рисунку и живописи на художественных факультетах педагогических вузов. Эффективное решение данной проблемы возможно лишь на пути поиска новых нетрадиционных форм и подходов в методике обучения рисунку и живописи, использования последних достижений различных наук: педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствоведения.

От недостаточной разработанности решения проблемы развития профессионального восприятия страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства для средних общеобразовательных и художественных школ. Поиск путей и методов более эффективного решения этой проблемы имеет теоретическую значимость и практическую актуальность.

В настоящее время нет практически ни одного научного исследования по вопросам методики изобразительного искусства, в котором не отмечается необходимость научных исследований по данной проблеме. В последние десятилетия в области вузовской художественной педагогики и методики трудами таких исследователей, как О.А. Авсиян, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.А. Гаврилко, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, СП. Ломов, А.П. Масленников, Н.Я. Маслов, Л.Г. Медведев, Ю.В. Новоселов, В.А. Нукало, А.В. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.С. Рындин, А.В. Свешников, А.Е. Терентьев, А.С. Триселев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.Н. Яшухин и др., сделан значительный вклад в отечественную педагогическую науку и практику. Многие из этих авторов в своих исследованиях обращают внимание на проблему развития профессионального восприятия.

Сложность задач профессиональной подготовки художника-педагога в педагогических вузах обусловливается самой спецификой данной профессии. Известно, что для успешной педагогической деятельности недостаточно быть хорошим художником. С другой стороны, качественное преподавание изобразительного искусства в школе невозможно без высокой профессиональной художественной подготовки.

Каждый преподаватель в своей практической работе с начинающими, учениками постоянно убеждается в сложности и актуальности решения проблемы развития профессионального восприятия. Перестройка обыденного восприятия на профессиональное процесс длительный и сложный. «Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики обучения рисунку стала очевидной: научить видеть. Как держать карандаш или кисть, как расположить краски на палитре, как провести плавную линию — это не проблемы для педагога. Большая часть подобных технических указаний дается лишь попутно, но вот как научить видеть, - это не просто и это главное», - утверждает Н.Н.Волков [24, с. 13].

Важное теоретическое и практическое значение для нашего исследования представляют труды отечественных ученых в области психологии восприятия- Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона. В вопросах психофизиологии зрения мы опирались на работы П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, О.Б. Гип-пенрейтера, P.M. Ивенса, СВ. Кравкова, П.П. Лазарева, Л.И. Леушиной, И.М. Сеченова, П.В. Симонова, И.П. Павлова, А.Л. Ярбуса.

В контексте рассматриваемой проблемы большой интерес представляют исследования процесса восприятия зарубежных ученых: Дж. Гибсона, Ч. Джеймса, К. Коффки, Н. Хейдегера, Г. Юхонсона. Особое значение для нашего исследования представляет современная концепция системного подхода в интерпретации педагогических явлений, которая нашла отражение в работах Р. Арнхейма, СИ. Архангельского, Л.В. Заньковой, Я.А. Коменского, X. Уиткина, Г. Фолькетта.

По вопросу способностей к изобразительной деятельности мы опирались на исследования: Б.Г. Ананьева, Г.В. Беда, Н.Н. Волкова, Г.Г. Ивашиной, Е.И. Игнатьева, А.И. Иконникова, В.А. Киреенко, B.C. Кузина, СП. Ломова, Л.Г. Медведева, В.А. Нукало, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Н.Н. Ростовцева, Л.И. Рындиной, Ю.А. Самарина, А.В. Свешникова, Б.М. Теплова и других ученых и педагогов внесших большой вклад в разработку данного вопроса.

Анализ основ профессионального целостного восприятия проведен в диссертационных исследованиях: Е.Ф. Кузнецова, Р. Мизанбаева, А.Л. Павловского, Р.Н. Шайхулова и других авторов.

Е.Ф. Кузнецов в своей диссертации впервые обратился к проблеме формирования целостного видения при обучении академическому рисунку. Автор провел глубокое теоретическое исследование; выявил структуру целостного видения, вывел критерии оценки уровня сформированности целостного видения студентов, дал определения целостного видения и целостного восприятия. В экспериментальном исследовании Е.Ф. Кузнецов применял дея-тельностный подход в формировании способности целостного восприятия.

В диссертационном исследовании Р. Мизанбаева была разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика развития цело-

стного восприятия у студентов на начальном этапе обучения живописи, определены критерии развития целостного восприятия, выявлены условия, которые позволяют эффективно развивать целостное восприятие студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов в процессе обучения живописи.

А.Л. Павловский посвятил свое исследование разработке методов, активизации восприятия и исполнительских действий студентов 1-3 курсов в процессе рисования головы человека. Автором были сконструированы учебные модели, помогающие более осмысленно и качественно воспринимать и анализировать объемные формы головы человека в процессе работы над рисунком. Предложена научно обоснованная методика применения таких моделей при выполнении учебных заданий и дополнительных упражнений. Сформулированы конкретные методические рекомендации по решению проблемы активизации процесса профессионального восприятия и изображения головы человека в учебном рисунке.

Анализ работ этих авторов помог нам точнее определить направление поиска методов совершенствования формирования профессионального восприятия, уточнить его структуру.

Опыт нашей педагогической работы показывает, что при обучении академическому рисунку процесс развития профессионального восприятия часто имеет интуитивно-эмпирический характер, нередко в нем преобладает воспитательный фактор. Многие аспекты проблемы развития профессионального восприятия настоятельно требуют своего разрешения. Это положение определило актуальность данного исследования.

Достижения современной отечественной и зарубежной науки составляют необходимую и достаточную методологическую и естественно научную базу для решения исследуемой проблемы.

Проблемой исследования является целенаправленная, сознательная перестройка обыденного восприятия студентов на профессиональное восприятие в процессе обучения рисунку.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективной методики развития профессионального восприятия у студентов художественных факультетов педвузов на начальном этапе обучения академическому рисунку.

Объектом исследования является процесс развития профессионального восприятия у студентов на занятиях академическим рисунком.

Предмет исследования - методы совершенствования развития профессионального восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения академическому рисунку.

Гипотезой исследования явилось предположение, что эффективность развития профессионального восприятия студентов на начальном этапе обучения рисунку заметно повысится, если:

- целенаправленно и последовательно развиваются основные способности, составляющие структуру целостного восприятия;

обеспечена система заданий, нацеленная на развитие профессионального восприятия;

педагогические установки стимулируют активность и направленность восприятия.

В соответствии с проблемой, гипотезой исследования были сформулированы следующие основные задачи:

1) изучить и критически осмыслить историю методов развития профес
сионального восприятия художника с целью систематизации и обобщения
опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;

  1. раскрыть психолого-физиологические основы профессионального восприятия и выявить особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика (студента) и профессионального художника в процессе изобразительной деятельности, показать их существенное различие и выявить причины этого явления;

  2. выявить закономерности профессионального восприятия, комплекс способностей, составляющих целостную изобразительную структуру;

  3. обосновать критерии оценки развития профессионального восприятия у студентов на занятиях по академическому рисунку;

  4. разработать и апробировать в эксперименте научно обоснованную систему учебных заданий и упражнений в рамках существующей программы по рисунку для студентов 1 курса художественных факультетов педвузов, способствующих эффективному решению означенной проблемы.

Методологическую основу исследования составили: труды отечественных ученых, посвященные методологии педагогических исследований, достижения отечественной и зарубежной науки в области педагогики, психологии, философии, культурологии, теории и истории искусства.

Методика исследования:

изучение и анализ литературных источников и других документов по истории, теории и методике изобразительного искусства;

беседы, лекции, анкетирование, тестирование и опрос педагогов, студентов и абитуриентов художественных факультетов педвузов;

анализ экзаменационных, учебных и творческих работ студентов;

целенаправленное наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной деятельностью студентов на занятиях по рисунку и другим специальным дисциплинам;

моделирование системы процесса целенаправленного развития профессионального восприятия студентов в рамках существующей программы академического рисунка;

поиск методов активизации развития способности профессионального восприятия;

экспериментальное обучение по намеченной системе, обработка результатов эксперимента и внедрение их в практику.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2000-2009 гг. на базе художественно-графического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

На первом этапе (2000-2003 гг.) проводилось изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат исследования.

Второй этап (2003-2006). Для реализации поставленной в исследовании цели определялись психолого-педагогические условия и методы, способствующие развитию профессионального восприятия у студентов на занятиях по академическому рисунку. Уточнялось понятие «профессиональное восприятие», исследовалась его структура. Проводились констатирующий и поисковый эксперименты по выявлению уровня развития профессионального восприятия студентов 1-4 курсов. Проверялась гипотеза, были определены задачи исследования, велся поиск методов и приемов эффективного развития профессионального восприятия.

В ходе третьего этапа (2006-2009) теоретически обобщались полученные результаты, в соответствии с теорией разрабатывалась система учебных заданий и упражнений, способствующих эффективному развитию профессионального восприятия. Проводился формирующий эксперимент, формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены условия, и определены методы педагогических воздействий, которые позволяют более эффективно организовать процесс развития профессионального восприятия в неразрывной связи с другими задачами обучения и развития творческих способностей студентов на занятиях академическим рисунком;

определен комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой развития профессионального восприятия у студентов педагогических вузов;

разработана и апробирована в ходе экспериментального исследования методика развития основных способностей, составляющих структуру профессионального восприятия, на основе комплексного деятельностного подхода к формированию и развитию способностей в процессе овладения умениями и навыками профессионального изображения;

- даны научно обоснованные методические рекомендации о внесении изменений в учебную программу по академическому рисунку с целью повысить эффективность развития профессионального восприятия студентов на начальном этапе обучения рисунку.

Теоретическая ценность исследования:

раскрыто содержание термина «профессиональное восприятие» и выявлена взаимосвязь между профессиональным восприятием и специальными знаниями, умениями и навыками студентов;

определены методические аспекты психологических особенностей развития профессионального восприятия;

разработаны и научно обоснованы теоретическая и методическая модели профессионального восприятия и специальных знаний, умений и навыков рисования.

Практическая значимость исследования:

разработана методика развития профессионального восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения академическому рисунку;

разработаны и научно обоснованы основные методические положения и рекомендации, способствующие эффективному развитию профессионального восприятия у студентов в процессе обучения рисунку;

разработаны и внедрены в практику проведения занятий по академическому рисунку методические рекомендации по развитию профессионального восприятия студентов;

материалы исследования могут использоваться в составлении учебных программ, методических пособий и рекомендаций по учебному рисунку.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования и научных выводов обеспечены исходными методологическими позициями, положительными результатами показателей эффективности предлагаемых педагогических условий, приемов и методов развития профессионального восприятия на занятиях по рисунку, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.

На защиту выносятся следующие положения:

- научно-методическое обоснование психолого-педагогических основ раз
вития профессионального восприятия в процессе изобразительной деятельно
сти на занятиях по академическому рисунку;

научное обоснование принципов взаимодействия профессионального восприятия и развития умений и навыков рисования;

критерии оценки уровня развития профессионального восприятия на занятиях по академическому рисунку;

методика эффективного развития профессионального восприятия студентов на занятиях по академическому рисунку, направленная на активизацию творческой деятельности.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Психолого-физиологические аспекты профессионального художественного восприятия

Исследование проблемы формирования целостного восприятия невозможно без анализа практического опыта и изучения теоретических трудов художников и педагогов прошлых эпох. На протяжении веков вырабатывались приемы и методы изображения человека и природы, опыт работы обобщался в научно—теоретических трудах, которые постепенно дополнялись и совершенствовались.

Большой вклад в становление основ изобразительной грамоты и развитие профессионального мастерства внесли выдающиеся художники эпохи Возрождения. Многие из них занимались научными исследованиями и обобщением собственного опыта. Особую значимость представляют труды Л.Б. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрера. В своих исследованиях они опирались на труды античных мастеров - Эвклида, Птоломея, Поликлета, Апиллеса, дошедших в изложении Плиния.

Обращаясь к опыту художников античности и средневековья, используя данные своих наблюдений, мастера эпохи Возрождения обогатили теорию и практику искусства разработкой таких проблем художественного отражения действительности, как передача объема, глубины, освещенности.

На одном из первых мест всех теоретических разработок данной эпохи стоит проблема «гармонии», понимаемая художниками Возрождения в широком философском контексте как проблема целостности и взаимосвязи всех процессов и явлений в природе и в искусстве.

Одним из первых осознал необходимость научно-теоретического обоснования процесса художественного творчества Л. Альберти. В своих трудах «Три книги о живописи», «Десять книг о зодчестве», «Трактат о скульптуре» Альберти дал научное обоснование закономерностей работы человеческого глаза, заложив тем самым основы теории восприятия. Кроме того, одним из первых он сделал попытку обоснования структуры гармонии частей целого. Его определение гармоничного (цельного) построения произведения искусства стало классическим: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей объединяемых тем, чему они принадлежат, такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Великая это и божественная вещь, осуществление которой требует всех сил искусства и дарования и редко когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне законченное и во всех отношениях совершенное» [4, с. 97]. В этой формулировке красоты и гармонии заключена важная мысль о превосходстве красоты искусства над красотой природы.

Связь искусства и природы стала главной чертой культуры Возрождения. Среди плеяды художников-ученых крупнейшим является Леонардо да Винчи. В своих трактатах и дневниках он подчеркивал, что без глубокого изучения природы и ее законов невозможно достичь совершенства в изображении. Леонардо выделил проблему взаимодействия предмета и среды в ряд важнейших факторов, влияющих на формирование гармоничной, целостной структуры живописного произведения. Его теория «сфумато», через воплощение которой художник стремился создать тонально-колористическое единство живописного произведения, оказала огромное влияние на процесс развития живописи.

«Великая заслуга Леонардо да Винчи в искусстве /.../ заключается в том, что он первый, оставшись непревзойденным и впоследствии, установил тождество между природой и искусством, основанием для чего послужили изменения движения материи в природе и правильное их использование в форме отражения в искусстве. Установлением этого тождества Леонардо да Винчи положил конец механическому соединению в картине предметов друг с другом и с пространством. И говоря о картинах Леонардо да Винчи, правильнее будет характеризовать связь, существующую между частями, как «объединение» определенными условиями, чем соединение определенных частей», - и так определил основные достижения Леонардо да Винчи художник и талантливый педагог - Н.К. Истомин [68, с. 165].

Другим крупнейшим теоретиком эпохи Возрождения являлся Альбрехт Дюрер. К вопросам теории А. Дюрер подходил как профессиональный ученый, а в своих теоретических положениях опирался на законы математики. Его теория «золотого сечения» и сложные математически рассчитанные варианты пропорционального членения человеческой фигуры оказали большое влияние на становление науки о пропорциях.

Принцип обобщения форм, выдвинутый Дюрером, стал важным шагом на пути решения проблемы целостного изображения и имеет большую методическую значимость при выполнении академического рисунка.

Художественные произведения и теоретические трактаты Л. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрера, и других художников-теоретиков XV-XVI вв. свидетельствует о том, что их практика обучения начинала строиться на научно-теоретической основе.

В России в XIX веке наиболее цельная и стройная система обучения существовала у П.П. Чистякова. Не случайно его воспитанниками являлись крупнейшие художники и педагоги - И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Е Савинский, Д.Н. Кардовский. Его система была основана на «цельном и образном видении». В чистяковской системе рисунок подготавливал молодого художника формулировать свое восприятие формы на плоскости, тогда как живопись давала возможность ее выражать. П.П. Чистяков подвергал коренной переработке традиционные академические установки. В его истолковании цвет был не только свидетельством окраски предмета, его пространственного положения, световоздушной среды, но и носителем «выразительной функции», позволяя художнику подчеркивать и всячески активизировать содержание картины.

Специфика профессионального восприятия и изображения

Из этого следует, что при переходе от восприятия к представлению перспективный, проекционный образ, скрепляемый визуальной целостностью единичной конкретности, сменяется образом, скрепляемым целостностью смысловой. Что является предпосылками развития образа в ту или иную сторону.

Рассмотрим общие закономерности процесса профессионального восприятия в изобразительной деятельности, а именно: целостность, осмысленность, апперцепцию, избирательность и константность. В психологии эти особенности восприятия изучаются достаточно обстоятельно, что дает материал для практического осмысления.

Любой предмет, состоящий из целого ряда частей и отличающийся разными признаками, воспринимается целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что и обуславливает обобщенность, целостность восприятия. Художники уделяли первостепенное внимание проблеме целостного восприятия, например, выдающийся художник Б. Иогансон подчеркивал: «Увидеть явление в целом, схватить и держать это целое в орбите напряженного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого - композиционного и колористического - это и есть основа основ искусства» [82, с. 35]. Поэтому умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении - одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности. Какова эволюция, механизм и значение цельности в процессе зрительного восприятия и в становление процесса восприятия мира человеком в целом рассуждает И.Г. Сапего: «Зрительное восприятие - результат долгой биологической эволюции, связанной с совершенствованием аппарата восприятия, его приспособлением к усложняющейся человеческой потребности и с развитием мозга -соединяющего частную информацию в общую картину. Зрительное восприятие включает духовный опыт человека как на уровне «бессознательных умозаключений», по терминологии Г. Гельмгольца, то есть ощущений, так и на уровне осознания. И главный смысл этой работы глаза и мозга человека состоит в достижении целостной картины впечатления, сведении ее к цельному образу, вызванному чувственной достоверностью объекта» [177, с. 10].

В восприятии заложена принципиальная ориентация на образование целостных зрительных структур, которые, именно в силу своего визуального характера, обязательно сопряжены со зрительной перестройкой увиденных предметных свойств вещи. Уже на уровне прямого восприятия происходит интенсивная работа по «обобщению» в зрительном материале реальных предметных свойств.

Что имеется в виду под осмысленностью восприятия, и каково ее значение в изобразительной деятельности? «Восприятие человека предметно и осмысленно, - пишет С.Л. Рубинштейн. Оно не сводиться к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение» [174, с. 226]. Осмысленность является характерной чертой любого восприятия человека, он стремится, опираясь на свои знания и практический опыт, определить, что это такое или как это будет в данном предмете. Началом осмысления предметов и явлений служит узнавание их. «Физиологически узнавание объясняется актуализацией, т.е. оживлением образовавшихся ранее временных связей, которые начинают восстанавливаться при встрече человека с теми же объектами или сходными с ними. Причем, чем прочнее временные связи и тоньше их дифференциация, тем точнее и быстрее будет узнавание» [99, с. 154].

Изображенный на двухмерной плоскости трехмерный предмет - это осмысление данного предмета изобразительными средствами. При зрительном восприятии изображения, по признакам предмета зритель узнает данный предмет. Поэтому, в изобразительной деятельности при передаче пространственных, глубинных изображений необходимо добиваться узнаваемости, осмысленности всех деталей композиции, используя законы построения пространственного изображения. В этом процессе большое значение имеет апперцепция восприятия, которая в психологии определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения человека к действительности ставя ее в зависимость от указанных факторов. Она обусловливается различным жизненным опытом у каждого конкретного человека, а значит, разными условиями жизни, воспитания, обучения. Различают апперцепцию постоянную и непостоянную. Непостоянная, или временная апперцепция может образовываться в результате случайных, быстроизменяющихся условий. Постоянная (устойчивая) апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека. В изобразительной деятельности большое значение имеет профессиональная апперцепция, она проявляется в умении, как говорят художники, «видеть» натуру, в «постановке зрения». Умение «видеть» натуру цельно предполагает умение видеть в ней главное, существенное - в особенностях конструктивного строения предмета, пространственных связях, пропорциях, тональных контрастах, распределении светотени.

Явление апперцепции проявляется и в избирательности восприятия, то есть в предпочтении выбора одних объектов или их отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами. Физиологически она объясняется доминированием одного очага возбуждения в коре головного мозга при наличии одновременного торможения остальных участков коры. Избирательность восприятия особенно ярко проявляется у художников не только непосредственно в процессе изобразительной деятельности, но и в повседневной жизни. Их привлекают красота людей, природы, соразмерность линий, форм, цвета.

Научно-методическое обоснование развития профессионального восприятия студентов начальных курсов художественных факультетов (констатирующий эксперимент)

По нашему убеждению, одним из важных условий успешного обучения академическому рисунку является гармонизация процессов познания и творчества. Их взаимосвязь представляется нам достаточно очевидной, так как рисование высвобождает творческий потенциал, активизируя процесс целостного восприятия, поощряя к дальнейшему продолжению поиска. Стремление к новому, несомненно, является общей чертой обоих процессов. Более того, процесс рисования во многом является копией самого процесса творчества.

Во-первых, рисуя, человек долгое время погружен в созерцание и не замечает хода времени. Это свойство вневременности является весьма характерным для рисования и в некотором смысле подобным бессознательной стадии вынашивания образа, свойственной творчеству. Рисуя, человек знает, что познание имеет место, но в какой-то иной, удаленной части разума.

Во-вторых, рисовальщик ощущает, что объект воспринимается, как он есть, и одновременно очень похожим на нечто иное, - волосы кажутся похожими на морскую волну, рука в грациозной позе - на цветок на стебле и т.п. Это метаморфическое, аналоговое мышление является неотъемлемым атрибутом рисования и столь же глубоко вовлечено в творческий процесс.

В-третьих, характерная потребность творческих людей работать в одиночестве, аналогична потребности в изоляции при рисовании, особенно в свободе от вербального вмешательства.

И, наконец, главное: поскольку способность рисовать требует, прежде всего, навыков восприятия - способность видеть может каким-то образом быть тесно связана с визуальным восприятием не в обычном значении слова «видеть», но, скорее в том особом смысле, который вкладывают в это понятие художники. Этот особый способ видения включает в. себя способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть то, что находится непосредственно перед вами, не рассеивая внимания, и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать вещь как она есть и одновременно как ее возможные метаморфические аналогии.

Известно, что рисование - комплексный навык, требующий определенного набора базовых компонентов. Подобно другим комплексным навыкам (умение ходить, плавать, водить машину и т.п.) процесс рисования складывается из нескольких взаимодополняющих друг друга навыков, которые составляют единое целое.

Следует отметить ещё одну особенность, связанную с визуальным восприятием. Данные, собранные зрением извне, ещё не являются итогом процесса восприятия. Часть визуальной информации интерпретируется и концептуализируется в зависимости от уровня интеллекта, эрудиции образованности конкретного человека, его настроения и обыденного опыта. Мы склоны видеть то, что ожидаем увидеть, или то, что как сами для себя решаем, должны увидеть. Но это ожидание или произвольное решение - не сознательный процесс. Напротив мозг, часто включает этот режим ожидания без осознания этого с нашей стороны, а затем изменяет или перестраивает или попросту игнорирует предварительные данные наблюдения, попавшие на сетчатку.

Обучение восприятию через рисование изменяет этот процесс, наделяя нас другим более непосредственным зрением. Таким образом, удается обуздать «редактирование», осуществляемое мозгом, что дает возможность более полного, глубокого, целостного зрительного восприятия.

Принципиально важным для педагогов-художников является вывод о том, что входящая информация может обрабатываться двумя, существенно разными способами, и что эти способы могут сочетаться в различных комбинациях, оказывая влияние на восприятие.

Одним из основных вопросов, которые особенно интенсивно изучают ученые, остается вопрос о точной локализации в головном мозге двух і режимов мышления, и о том, как может меняться организация этих режимов у разных людей. И хотя, споры о конкретном местоположении мозговых функций продолжаются, принципиально, сам факт сосуществования в мозге двух существенно различных режимов познания сомнений не вызывает.

Исследователи единодушны в том, что у большинства людей обработка информации, прежде всего, линейных последовательных данных, происходит в левом полушарии, в то время как данные в виде целостных образов обрабатываются, главным образом, в правом полушарии.

В связи с этим большой интерес представляют для нас пособия по рисованию профессора Калифорнийского технологического института -Б. Эдварде [216, 217]. Опираясь на исследования и открытия в области психобиологии Р.У. Сперри, автор разработала набор базовых упражнений, призванных высвободить творческий потенциал и воспользоваться особыми способами визуального восприятия, которыми обладает правое полушарие мозга. В своей методике Б. Эдварде, исходит из положения о том, что способность рисовать напрямую зависит от умения видеть так, как видит художник - конкретно и целостно, и развить в себе эту способность может практически каждый, кто этого захочет.

Методика развития профессионального восприятия студентов в процессе обучения академическому рисунку

В профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства задача развития профессионального восприятия имеет не только большое значение. Эффективное решение этой задачи позволяет воспитывать активную, неординарную творческую личность. В этой связи, совершенствование методов развития профессионального восприятия на занятиях по академическому рисунку является одной из наиболее актуальных проблем.

Анализ теоретических источников освещающих с различных сторон данную проблему, показал, что от недостаточной разработанности проблемы развития профессионального восприятия страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства. Художественная педагогика прошлого была направлена преимущественно на воспитание профессиональных художников, этап перестройки обыденного восприятия на профессиональное в системе обучения изучен недостаточно. Опыт нашей педагогической работы показывает, что процесс развития профессионального восприятия, часто имеет интуитивно-эмпирический характер, нередко в нем преобладает воспитательный фактор.

Проведенный теоретический анализ по проблеме становления профессионального восприятия в изобразительной деятельности позволил нам определить, что восприятия художника в значительной мере отличается от обыденного восприятия и требует особой специфики видения объекта изображения. Сформированное профессиональное восприятие будет более глубоким, осознанным, точным, постоянным, целостным, чем у начинающего художника, оно будет больше связано с устойчивым вниманием и опираться на непосредственные наблюдения натуры. Обыденное восприятие оказывается серьезной помехой в перестройке его на профессиональное целостное восприятие. Развитие профессионального восприятия находится в прямой зависимости от особенностей зрения, таких как константность, апперцепция, аккомодация и конвергенция, подвижность глаза и избирательность зрения, наличие механизмов центрального и периферийного зрения, установка.

В ходе проведенного нами эксперимента было выявлено, что исходное состояние сформированности целостного восприятия у студентов первых курсов характеризуется в основном средним и низким уровнями. Для повышения этого уровня были обоснованы методико-теоретические принципы, включающие в себя информационно-рецептивные, репродуктивные и продуктивно-исследовательские методы, а также проблемный, структурный и системно-деятельностный подходы, с использованием принципа системной дифференциации, позволяющие в совокупности реализовывать образовательные, развивающие и воспитательные функции обучения.

Методико-теоретические принципы формирования целостного восприятия на занятиях по рисунку построены таким образом, что освоение научных знаний основ восприятия и изображения и овладение способами графической деятельности происходит в результате последовательного изучения системы теоретических положений, отработки специальных умений и навыков, решения комплекса простых и сложных задач, требующих творческого подхода.

Эффективным методом, направленным на расширение познавательной активности студентов на занятиях по рисунку выступает информационно-рецептивный метод, организующий восприятие студентов, обеспечивающий в процессе восприятия развитие чувств и мышления. Преподаватель целенаправленно формирует способы познавательной деятельности, анализа и синтеза чувственных впечатлений (сопоставить, сравнить, сгруппировать; выделить внешние и внутренние связи: образные, смысловые, масштабные, конструктивные, тональные, пластические, линейные, пространственные).

На основе целенаправленного восприятия у студентов формируются развитые представления, им открываются новые свойства предметов.

Словесный образный анализ натурной постановки расширяет круг ассоциативного анализа, способствует разнообразию сопоставляемых единиц, увеличивает продуктивность мыслительной деятельности студентов, дает импульс для формирования более полного целостного восприятия.

Репродуктивный метод направлен на овладение студентом системы специальных знаний, умений и навыков. Содержанием метода является графическая деятельность; выполнение конкретных упражнений, основанных на многократном повторении, способствующих последовательному освоению и закреплению студентами теоретических знаний и обобщенных способов графической деятельности.

Продуктивно-исследовательский метод направлен на проектирование учебного процесса развивающего типа, ставит акцент на развитие наблюдения, мотивацию обучающихся, овладение методологическими знаниями, позволяющими самостоятельно открывать неизвестное. Этот метод играет важную роль в формировании способности целостного восприятия, развитии графических представлений, творческих способностей и включает в себя комплекс теоретических знаний особенностей восприятия, объемно-пространственного изображения, соблюдения пропорциональных линейных и светлотных отношений (зарисовки и кратковременные рисунки: линейно-конструктивные, конструктивно-тональные), практических упражнений по овладению методом от общего к частному (тоновой целостности, плановости, художественной выразительности), системы домашних заданий (набросков и зарисовок предметов с натуры, по памяти и по представлению) закрепляющие способы изображения, изучение и анализ работ мастеров (способы композиционных построений, копирование).

Похожие диссертации на Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку : в системе художественных факультетов педагогических вузов