Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Кемешев Диллабай Анварович

Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства)
<
Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кемешев Диллабай Анварович. Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 409 c. РГБ ОД, 71:01-13/134-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА . 17

1.1. Краткий курс истории памятников художественной культуры Казахстана 17

1.2. Особенности развития казахского декоративно-прикладного искусства 32

1.3. "Образовательные" и "воспитательные" возможности, заложенные в казахском изобразительном искусстве 49

Глава 2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВА 61

2.1. Возможные формы ознакомления студентов высших учебных заведений с художественной культурой Казахстана

2.2.. Декоративно-прикладное искусство Казахстана и его специфика 71

2.3. Анализ программы обучения национальному изобразительному искусству 89

2.4. Определение уровня специальной подготовки студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана 103

Глава 3. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 119

3.1. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей

3.2. Профессиограмма учителя изобразительного искусства

3.3. Моделирование педагогической ситуации учителя изобразительного искусства 153

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УМЕНИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 1о4

4.1. Психолого-педагогические основы трудовой деятельности (на примере изобразительного искусства) 164

4.2. Основные закономерности формирования умений и навыков учащихся по декоративно-прикладному искусству 174

4.3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в формировании навыков по декоративно-прикладному искусству 188

Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСШВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ДЕКОРАТИЗЖ-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ 196

5.1. "Воспитательные" возможности декоративно-прикладного искусства 198

5.2. Планирование и методика организации занятий по декоративно-прикладному искусству

5.3. Роль и значение декоративно-прикладного искусства в производственном обучении 232

Введение к работе

Актуальность исследования, В современных рыночных условиях перед высшей школой появились новые задачи в деле подготовки высоко квалифицированных специалистов. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников всегда являлась одним из приоритетных направлений кадровой политки любого государства» В свою очередь художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Что касается содержания подготовки художников-педагогов в условиях Казахстана, то оно во многом обусловлено степенью использования различного материала казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тщательный анализ состояния специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов республики показал, что степень готовности студентов к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников все еще отстает от требований сегодняшнего дня, не вполне соответствует задачам изучения казахского национального декоративно-прикладного искусства в школе.

Сложившаяся ситуация является результатом традиционной подготовки учителей изобразительного искусства, при которой обучение и воспитание часто находится вне связи с художественной культурой казахского народа, когда не используются достижения народной педагогики, опирающейся на достижения самобытного национального искусства Казахстана. Как показала практика художественного образования и эстетического воспитания школьников, сегодня при обучении не в должной мере используются материалы современного казахского декоративно-прикладного искусства, изделия народных художественных промыслов, творчество народных мастеров и памятники архитектуры Очень часто отсутствуют элементарные условия, необходимые для успешного овладения студентами ХГФ педагогическим, искусствоведческим, художественным и методическим мастерством, столь необходимым для грамотного художественного образования и эстетического воспитания школьников. Проблема встает острее, если отметить почти полное отсутствие научно-методических исследований, направленных на изучение закономерностей гармонии художественного образования и эстетического воспитания школьников, а также должную методическую подготовку будущих учителей Изучение профессионально-педагогической подготовки будущего учителя имеет богатую историю. Это, в значительной степени, обусловило наше обращение к исследованиям психологов и педагогов - классиков, заложивших плодотворную основу решения проблемы, - С. Рубинштейна, А. Н» Леонтьева, К К. Плато нов ой, Л#И Божевича, В«Н.Мясищевой, H.I.Левитовой, В.С.Мерли ной и др. Большой вклад в раскрытие сущности профессионально педагогической готовности учителя внесли исследования Н.ФвГоноболина, Н» В.Кузьминой, В.А.Сластеиина, А,И Щербакова, Л.Г.Арчажнико-вой, Н»Я Гришановича я др.

В последние годы вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в преподавании спецпредметов изобразительного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н»Ростовцева, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Т.С»Комаровой, Н.Н.Анисимова, Б.П.Титова, Т.Я. Іпикаловой, Е.В.Шорохова, А.С.Хворостова, Л.Г.Медведева, В.К. Лебедко, Н.К.Шабанова, В.П.Зияченко и др.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: А.Г.Егорова, М.Ф.Овсянникова, А.И.Бурова, В.К. Скатерщикова, В.В.Ванслова, А.А.Дмитриевой, Г.Б. Минерви на, Э.И.Моноазона, Н»И.Болдырева, Б.Т.Лихачева, Б.Г.Аканьева, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Волкова, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона, М.Н.Афасиджева, в области вузовской художественной педагогики и методики -Б.А.Басманова, Г.В.Беды, А.А.Васильева, В.Г.Волкова, Б.А.Гав-рилко, В. Н.0сипова, В.П.Зинченко, В.С.Кузина, Е.Ф.Кузнецова, А.А.Масленникова, Л.Г.Медведева, В.А.Никало, Н.Н.Лукина, В.К. Лебедко, А.С.Пучкова, Н.Н.Ростовцева, И.В.Солодухина, А.С. Терентьева, А.А.Унковского, Е.В.Шорохова, Н.К.Шабанова, А.П. Ящухина и других.

Следует отметить, что проблема теории и методики специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана на материале изобразительного и декоративного искусства является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области появились в последние десятилетия. В настоящее время имеется ряд научных разработок, посвященных отдельным проблемам теория и методики специальной подготовки художника-педагога на материалах отдельных видов национального изобразительного искусства (на материале школ (Российской Федерации) - В.Г.Смирнов, В.ГЦСюэова, Н»А.Боголюбов, П.В.Лосюк; (Азербайджан) - В.Д.Халилов , С.И»Алиев, Г.И.Алек- р баров; (Киргизстан) - Э.Х.Муратова, А«А.Сарбагишев; (Таджик стан) - Я.А.Савзонов; (Узбекистан) - У.Халмуратов, Р.Ашурова, А.Мумунов, Р.Хасанов, А.Инагамов, К.Касьшов, А.СеЙдуллаев, С.Булатов, Н.Талипов, О. гртаев. На материале школ Казахстана выполнен ряд исследований - Э.Абиловой, Э.Зальцман, А.О.Кама ковым, К.Амиргаэиным, К.Ёралиным, Е.Асылхановым, Л.В.Котенко, Ж.Балкеновым, Б.Ижановым, А.Ивах новым, Д»Кемешевым, К.Болат-баевнм)•

Таким образом, важность настоящего исследования обусловлена потребностью определения содержания, специфика национального декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательных целях, необходимостью разработки форм, методов, необходимостью осуществления художественно-профессионального подхода к процессу декоративно-прикладного искусства, искусствоведческой, художественной, эстетической и методической подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования "Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (на материале изучения национального изобразительного искусства) 1.

Проблема исследования - повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана.

Объект исследования - теория и практика, обеспечивающие развитие специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана средствами изобразительного и декоративного искусства.

Предмет исследования - теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана при изучении национального изобразительного искусства.

Цель исследования - повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана.

Гипотеза исследования заключается в следующем: качественное изменение специальной подготовки художников-педагогов в Казахстане средствами национального изобразительного искусства возможно при следующих условиях: I. Если рассматривать казахское национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 2. Если специальная подготовка студентов средствами казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства будет соответствовать разработанному в педагогической науке уровню профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности и будет носить системно-комплексный характер. 3. Если учебно-воспитательный процесс строить с учетом соблюдения специфических форм и методов художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с проблемой, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философских, психологических и педагогических источников, опытно-экспериментальной работы раскрыть теоретииеские и методические основы специальной подготовки художников-педагогов в вузах Казахстана средствами национального изобразительного искусства.

2. Выявить место и роль казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе специальной подготовки учителей к осуществлению художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе системно-комплексного подхода.

3. Осуществить анализ современного состояния педагогической науки в плане подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников,

4. Определить необходимые условия качественной специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства на материале казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

5. Разработать критерии художественно-профессиональной готовности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства к обучению и воспитанию школьников средствами казахского национального изобразительного и декрративно-прикладного искусства.

6. Разработать и экспериментально проверить методику изучения казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства на лекционно-практических занятиях по специальным дисциплинам художественно-графического факультета.

7. Определить формы, методы использования произведений казахского декоративно-прикладного искусства в процессе проведения педагогической и производственной практики студентов.

8. Экспериментально проверить содержание и методику организации разных вариантов спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов, кружков на материале национального казахского декоративно-прикладного искусства.

9. Разработать методические рекомендации, программы по подготовке учителей декоративно-прикладного искусства к организации занятий по декоративно-прикладному искусству и проведению художественно-воспитательной работы в школе средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана.

Научная новизна исследования состоит:

- в обосновании и экспериментальной проверке основных теоретических и методических положений специальной подготовки художника-педагога в вузах Казахстана;

- в определении места и роли казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства в специальной подготовке будущих художников-педагогов;

- в создании методических разработок для обучения и воспитания студентов по основным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана;

- в разработке критериев профессионально-художественной готовности студентов к проведению занятий по изобразительному искусству с активным включением материала по национальному казахскому искусству.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании содержания и методики преподавания основных -дисциплин, специальных курсов, методики организации педагогической, пленерной, производственной практики, при корректировке программы основного учебного курса. Материалы исследования могут найти применение в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников, в работе по повышению квалификации учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в университетах республики Казахстан.

Методологической основой настоящего исследования являются труды и высказывания классиков педагогики и народного образования о воспитании и обучении об изобразительном искусстве и эстетике; решения правительства республики Казахстан по проблемам нравственного воспитания и народного образования, культуры и искусства; указы Президента республики в области народного просвещения; достижения современной искусствоведческой, педагогической и психологической науки.

Опытно-экспериментальная база. Особенности данного исследования заключались в том, что главным источником его был методический анализ массового опыта художественно-графических факультетов педагогических университетов и школ Казахстана. На протяжении ряда лет проводилась опытная работа по определению взаимосвязи художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства и методической подготовкой будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Опытными базами служили районы и города Южно-Казахстанской области: Толебийский, Сузакский, Казгурт-ский, Сайрамский районы, города: Ленгер, Шымкент, Туркестан, Манкент педагогические университеты и общеобразовательные школы.

В соответствии с задачами и выдвинутыми гипотезами на художественно-графические факультеты направлялись методические рекомендации в виде брошюр, сборников, программы и др. С помощью анализа передового опыта подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, труда и метода наблюдения, мы получили возможность обобщить достижения в практике работы художественно-графических факультетов, оценить положительные и выявить негативные моменты.

В самом общем виде ход исследования можно представить следующим образом. Первый этап (1990-1994 гг.) - осознание важности проблемы изучения декоративно-прикладного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Второй этап (1994-1996 гг.) - изучение методических, педагогических концепций, оформление, уточнение и обоснование гипотезы; выявление важности системно-комплексного подхода в подготовке будущих учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства; разработка системы средств обучения и воспитания (программы, учебники для студентов, пособия для преподавателей, методические разработки). Третий этап (1996-1999 гг.) - опытно-экспериментальная проверка гипотезы и концептуальных положений работы, корректировка методики будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ и художественно-графических факультетов педагогических университетов республики Казахстан.

На защиту выносятся:

X Теоретическое обоснование и экспериментально-методическая проверка основных положений о том, что качественное изменение специальной подготовки студентов в высших учебных заведениях Казахстана к проведению изобразительного и декоративно-прикладного искусства возможно при условии активного использования в процессе обучения национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Содержание, формы и методы специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства определяются степенью взаимосвязи искусствоведческой, художественно-практической и методической подготовки средствами национального казахского декоративно-прикладного искусства.

3. Профессионально-педагогическая направленность процесса изучерия национального казахского декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики Казахстан обусловлена соответствием школьной практики художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального декоративно-прикладного искусства.

Результаты исследования внедрены в практику работы учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства и классных руководителей, а также в курс лекций и практических занятий по методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиций, истории искусства, скульптуры на художественно-графических факультетах в Международном казахско-турецком университете имени Х.А.Ясави Ш.О., Южно-Казахстанском государственном университете имени М.0#Ayeзова.

Апробация работы» Результаты исследования докладывались и получили одобрение на республиканских (Казахстан) педагогических чтениях г. Алматы, на Международном совещании учителей изобразительного искусства (г Ташкент), на областных научно-методических конференциях (г. Шымкент) по вопросам совершенствования художественного образования и эстетического воспитания школьников ИУУ (г. Шымкент), на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава в Южно-Казахстанском государственном университете имени М.0.Ауезова и Международном казахско-турецком университете имени Х#А.Ясави (г Туркестан), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и изобразительного искусства И00 Минобразования РФ (г. Москва).

Краткий курс истории памятников художественной культуры Казахстана

Во многом древние памятники казахского изобразительного искусства изучаются на материалах наскальных изображений, каменных и архитектурных памятников Наиболее полно древнее искусство, и особенно декоративно-прикладное, может быть представлено в результате художественного анализа предметов, созданных из железа, керамики, дерева (металлические котлы, светильники, блюда, сосуды, надмогильные памятники, а также орнаменты)»

Генетические связи казаха со своими предшественниками -древними саками, уйсунами, тюрками и кипчаками, пожалуй, ни в чем другом не находят более полного подтверждения, как в факте сохранения у казахов архиологически прослеживаемого антропологического типа, элементов материальной культуры, искусства, ремесел своих предков. На основе палеоаятропологических и краниологических исследований Агеевой Е.И., Акишева К»А., Андреева А.Л., Байнакова К.М. и др. установлена преемственность антропологического типа в Казахстане на протяжении трех тысячелетий.

Подобно тому, как стороны квадрата, части окружности в архитектуре, по утверждению Абу Наср аль-Фараби, аналогами стопам в материке, строфам в поэзии, силлогизмам в логике, сюжеты отдельных художественных произведений, выполненных в так -называемом сакском зверином стиле, с достоверной точностью описываются в казахских героических сказаниях, а их метивы отчетливо прослеживаются на наскальных рисунках, в орнаменте, ювелирных украшениях, изображение птицы, являвшейся по тюркским понятиям символом неба, рыба - воды, дерева - земли, органически вписалось, хотя и несколько стилизованно, в декоративно-прикладное искусство казахов, обогатив его выразительными средствами.

Казахи унаследовали от своих предков - древних тюрков и кипчаков - производство войлока, тип юрты, ковроткачество, особенно безворсовое, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежда выявлены в казахском народном костюме Говоря об этнической истории казахов, хочется обратить внимание еще на следующие обстоятельства Это - обособление их в степях, зажатых между Китаем и среднеазиатскими ханствами. Это - кочевой и полукочевой образ жизни у большинства степного населения. Это - наличие у казахов экзогамной системы брачных отношений. Эти обстоятельства создавали условия для укрепления традиционных связей, постоянных контактов, сношений между различными племенами.

Присоединение Казахстана к России имело особо важное значение в исторической судьбе казахского народа. Несмотря на двойной гнет царизма и местных баев-феодалов, стали проникать лучшие формы хозяйствования, черты передовой духовной культуры, прогрессивные идеи.

С.И.Руденко, изучавший в первой четверти XX века особенности народной архитектуры казахов в бассейнах рек Уила и -Сагыза, обратил внимание на непосредственную связь жилого дома с помещениями для скота, весьма совершенное устройство крыши, практичность конструкций печей, разделяющих жилье на две половины - жилую и хозяйственную, наличие в жилых комнатах невысоких нар. Это бесспорное свидетельство того, что наши отцы и деды более всего проявляли умеренность, практичность и простоту в стрительном деле» Принимая во внимание своеобразные конструктивные приемы жилых домов казахов, ученый пришел к выводу, что они вовсе не являются заимствованными, а были известны казахам и их предкам с глубокой древности.

Можно, конечно, предположить, что немалое воздействие на развитие степного зодчества оказали ремесленные и земледельческие поселения, возникшие в конце 1-го тысячелетия до нашей эры в оазисах вдоль Сырдарьи, у подножий Каратау, в бассейнах Таласа и Ну. к которым всегда тяготели кочевники-скотоводы. Нельзя исключать и то обстоятельство, что и степняки могли оказать определенное влияние на городскую архитектуру.

Как известно, в первые века нашего летосчитания эти поселения превратились в города - центры политической, экономической и культурной жизни на пересечениях древнего "Шелкового пути".

Установлено, что "Шелковый путь" на значительном своем протяжении пересекал Казахстан, в орбиту торговых и культурных связей были втянуты племена и народы, населявшие его территорию в древности и средневековые. Уже в эпоху саков существовал прототип "степного пути", который продолжал интенсивно функционировать и в средневековье, в ХШ-ХУ вв. Он шел из стран Средиземноморья через причерноморские степи, пересекая Волгу и Урал, приводил в земли савроматов в Южном Приуралье, к Иргизу, Ишиму и Иртышу на Алтай. По нему распространялись китайский шелк, иранские ковры, драгоценные меха.

Возможные формы ознакомления студентов высших учебных заведений с художественной культурой Казахстана

Формирование у подрастающего поколения идейно-эстетических взглядов, убеждений, мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества; становление культуры зрительного восприятия; развитие эмоционального и эстетического отношения к объектам и явлениям окружающего мира и к произведениям искусства; формирование знания основных этапов истории изобразительного искусства, выдающихся произведений зарубежного, русского и казахского искусства; формирование умения понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы в произведении.

В области методической подготовки студентов: овладение научно-обоснованной методикой рисования предметов с натуры, тематического и декоративного рисования; формирование умения в простой и доступной форме объяснить эти методики; овладение основами педагогического рисования; формирование знаний особенностей восприятия и изображения предметов с натуры; формирование знаний зарубежного, русского и казахского изобразительного искусства.

В художественном образовании и эстетическом воспитании школьников средствами художественного искусства в области искусствоведческих знаний об изобразительном искусстве Казахстана были древние иероглифы, каменные памятники, архитектура, народное прикладное искусство; традиционное народное искусство; первое изображение живого существа казахской степи; произведения казахского изобразительного искусства; способности выделения произведений по отдельным темам, видам, жанрам, знание о жизни и творчестве мастеров изобразительного искусства Казахстана; понятие о старшем, среднем и молодом поколении художников; понятие о современном народном декоративно-прикладном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве; наличие информации о художественных промыслах, народных мастерах декоративно-прикладного искусства, знания о музеях, выставках изобразительного искусства республики; знания о культурных народных традициях; фактическое теоретическое знание по искусствоведческому краеведению; умение самостоятельно проводить анализ образцов народного творчества.

В области художественного образования были - составление натюрморта из предметов казахского декоративно-прикладного искусства и из музыкальных инструментов; использование произведений изобразительного искусства Казахстана на уроках рисования с натуры, декоративного, тематического рисования и лепки; проведение бесед об искусстве; организация внеклассных кружковых работ; выбор произведений с учетом учебных проблем; демонстрация картин с целью развития изобразительной грамоты, правильной передачи композиции, пропорции, конструктивного строения, пространственного положения, перспективы, светотени, тоновых и цветовых отношений предметов; показ примеров вырази- тельного изображения предметов и явлений окружающей действительности различными изобразительными материалами; знания и умения анализа структуры, колорита, этнические, этимологические основы казахского орнамента.

Новые задачи художественно-пройессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства определяются современным требованием перестройки нашего общества. Новое содержание подготовки художников-педагогов в условиях Казахстана предусматривает значительное улучшение идейной психолого-педагогической и методической подготовки выпускников к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников, проводимые средствами казахского художественного искусства, народных культурных традиций, художественного промысла и творчества народных мастеров.

В связи с этим особенно важно обеспечить дальнейшее совершенствование уровня преподавания специальных предметов (рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств), специальных курсов, спецпрактикумов, спецсеминаров на художественно-графических факультетах. В этом большое внимание уделить организации и проведению сквозной педагогической практики, самостоятельных курсовых и дипломных работ.

Идейная, психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей изобразительного искусства в условиях педагогических университетов Казахстана органически связана с художественным образованием и эстетическим воспитанием школьников общеобразовательных школ республики. Это требует разработки новых альтернативных программ изобразительного искусства с внедрением в его содержание материалов древнего и современного искусства.

Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей

В настоящее время, когда во всей системе народного образования происходят глубокие качественные изменения, особенно актуальной стала проблема совершенствования специальной подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целенаправленной ориентацией ка практическую деятельность в общеобразовательной школе. В совершенствовании профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и художественного труда общеобразовательной школы особо важную сторону приобретает формирование профессионально-педагогической направленности студентов художественного факультета, в частности, в преподавании художественно-графических и декоративно-прикладных дисциплин. В ряде педагогических вузов сложилось противоречивое положение, когда для немалой части выпускников художестве нно-графических факультетов общая ориентация на профессию учителя представляется нежелательной. Они не идут работать в школу или, отработав три года, переходят в художественные школы, изо кружки, художниками-оформителями в организации, предприятия ит.д,

В профессиональной подготовке учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства весьма важную роль играют знания, умения и навыки, необходимые для осуществления художественного образования и эстетического воспитания школьников в учебной и внеклассной работе средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Некоторые аспекты профессионально-педагогической направленности изучения художественно-декоративных дисциплин в связи со структурой педагогической деятельности можно рассматривать на примере основных курсов теоретического цикла "История изобразительного искусства", "Композиция", "Декоративно-прикладное искусство", "Методика преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства", "Рисунок" и др.

В данное время многие крупные исследователи-педагоги работают над совершенствованием научно обоснованной системы подготовки специалистов как в университетах, так и на художественно-графических факультетах педвузов и художественных вузов страны (Г.Б.Беда, Л.Г.Медведев, А.СЦучков, Ъ&Ростов-цев, В.С.Кузин, А.А.УнковскиЙ, А. С. Хвор остов, Е, В, Шорохов, Т.Е. Шпика лова, А,П.Ящухин, В.К.Лебедко, Ы К. Шаба нов, В.П.Зин-ченко и др.). Последние годы появился ряд работ молодых исполнителей интересующихся вопросами эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе профессионального обучения на художественно-графических факультетах и факультетах педагогики и методики начального обучения в педагогических институтах.

Проблемы эстетического воспитания и художественного образования в условиях национальных республик затрагиваются во многих исследованиях: на материале F4 З.Г.Смирнова, В.П. Сгозова, & С.Боголюбова, П.В.Лосюк, НіФ.Соломяний, В,Д.Хали-лов, С.И.Алиев, Г.И.Алекбаров, З.Х.Муретова, А.А.Сарбагышев, -Я.А.Савзонов, У.Халмуратов, Р.Ащурова, А.Муминов, Р.Хасанов, А.Инагамов, К.Касимов, С Булатов, С»Ф.Абдуллаев, К.Амиргазин, Е.Асылханов, Е.Зальцман, А.О.Камаков, Ж.Балкенов, К.Ералин, 3.А.Абилова, Д.Садьшалиев.

Художник-педагог - особый отряд специалистов, несущих в себе черты учительства и художественно-педагогического работника. Специфика его деятельности предполагает подготовку педагогом нового типа, работников широкого профиля, способных выполнить функции учителя и воспитателя, руководителя внеклассных работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

В практике художественно-графических факультетов университетов до сих пор нет единого подхода к профессиональной и педагогической деятельности будущего учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в обучении студентов обнаруживается недостаточность в разработке методов, приемов и средств формирования педагогической направленности у студентов в процессе преподавания спецдисциплин, в организации педагогической практики, во в неаудитор ньтх воспитательных мероприятиях, при подготовке научно-исследовательских, курсовых и дипломных работ, а также не разработаны методические требования по формированию педагогической направленности у студентов в процессе изучения спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов на факультете.

Похожие диссертации на Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (На примере изучения национального изобразительного искусства)