Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Киселева Вера Алексеевна

Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства
<
Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Киселева Вера Алексеевна. Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 Тамбов, 2002 255 с. РГБ ОД, 61:03-13/1047-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА

1.1 Социальный заказ на подготовку современного архитектора 12

1.2 Анализ современных тенденций развития архитектурно-строительного образования в России 30

1 .ЗТеория и практика совершенствования профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства 47

ВЫВОДЫ 63

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2.1 Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста 65

2.2 Современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды, как основы активизации учебно-творческой деятельности архитектора в

условиях профессиональной подготовки 92

2.3 Методические средства отбора и конструи рования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи 108

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ "РИСУНОК", "ЖИВОПИСЬ и КОЛОРИСТИКА"

3.1 Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи 145

3.2 Практика использования интегрированных заданий по курсам "Рисунок", "Живопись и колористика" в организации творческо-поисковой деятельности 159

3.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики 200

ВЫВОДЫ 216

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития общества ставит перед системой образования задачи повышения качества профессиональной подготовки специалиста. Главной ценностью высшего профессионального образования является его социально-воспитывающая функция, ориентированная на подготовку не равнодушного ремесленника, а высококомпетентного специалиста, одухотворенного идеей созидания, понимающего перспективы развития общества. Это требует решения задач гуманизации образования, как процесса создания условий для творческой самореализации личности и ее самоопределения.

С этих позиций особую актуальность приобретает разработка методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства. Вопросам изучения профессиональной подготовки архитектора посвящены исследования Б.Г. Бархина, А. Гутнова, Н.Ф. Метленкова, А.В. Степанова и др. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в современной образовательной среде рассмотрены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Л. Денисовой, Л.В. Занкова, И.А. Зимней, И.Я. Лер-нер, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина и др. Теоретическую основу организации профессиональной подготовки специалиста средствами изобразительного искусства составили труды Г.Б. Беды, В.К. Лебедко, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.

Современнее образование стремится воспитать такую личность, которая смогла бы реализовать себя в самостоятельной профессиональной деятельности, занималась бы вопросами дальнейшего саморазвития, способную решать актуальные социально-культурные задачи, обладающую целостным видением научной картины мира, понимающую перспективы развития общества. Такая тенденция образования и на сегодняшний день является актуальной для всех сфер образования, особенно для тех, где понятие "творчество" составляет неотъемлемую часть самого учебного процесса, как, например, в исследуемом нами архитектурно-строительном образовании. Модель обучения в высшей школе должна быть построена таким образом, чтобы она в первую очередь воспитывала потребность в интеллектуальном труде. Это особенно касается художественной сферы образования, поскольку, довузовская система образования внушала ученикам, что изобразительный труд - это только эмоции, чувства и шла на поводу эмпирического, субъективного восприятия детьми окружающего мира. Потребность в интеллектуальной деятельности, в свою очередь должна перерасти в состояние души молодого человека. Осознание того, что вдохновение - это результат длительного упорного интеллектуально-духовного труда и борьбы с такими душевными пороками, как, например, лень, дает правильное понимание творческого процесса: открывать для себя что-то новое в этом мире. Но одно дело - открывать что-либо для себя, другое - открывать и создавать для людей. Именно в этом случае человек испытывает не только духовную потребность, но и духовную радость от осознания своей роли в обществе, что придает ему профессиональную уверенность, формирует его внутреннюю культуру, его мировоззрение, а также, социальную ответственность перед людьми. "Искусство способно одухотворить весь научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма" [39]. В этом смысле, оно способно одухотворить и само архитектурно-строительное образование, сделать его более глубоким по содержанию.

На сегодняшний день приходится констатировать, что проблемы определения методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства требуют дополнительного изучения.

Исследование и опыт практической работы позволили сформулировать противоречия между:

гуманизацией архитектурно-строительного образования как стратегической линией модернизации системы профессиональной подготовки и сложившимися традициями профессиональной подготовки архитектора; стереотипами архитектурных решений, сложившимися в годы командно-административного регулирования экономики России и современными требованиями организации материально-пространственной среды;

потребностью междисциплинарной интеграции блоков дисциплин изобразительного и архитектурного циклов и уровнем разработки теоретических и методических основ их обеспечения. Разрешение сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы методические основы организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства?

Разрешение данной проблемы явилось целью настоящего исследования. Объект исследования: профессиональная подготовка архитектора в условиях высшей школы.

Предмет исследования: методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования заключается в том, что качество организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства будет эффективней, если:

- организация подготовки строится на основе учета требований общества к качеству архитектурных решений в современной материально-пространственной среде;

- созданы дидактические условия, обеспечивающие формирование понимания у студентов глубины, сущности и проблемности современных архитектурных решений;

- определены и учитываются основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры, используемые на занятиях по рисунку и живописи;

- разработана и внедрена в практику профессиональной подготовки архитектора методика изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика", отбор и конструирование содержания которых осуществляется специальным набором средств.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки архитектора.

2. Определить основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста.

3. Сформулировать требования к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

4. Определить методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи.

5. Разработать методику организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основу исследования были положены теоретические выводы и практические рекомендации работ ведущих ученых по теории развития творческой личности и формирования творческой деятельности, проблемам познания и саморазвития личности. В качестве теоретической основы исследования выступает идеи о:

• саморазвитии личности в процессе деятельности, в частности теории профессиональной педагогики (О.А. Артемьева, Б.Д. Богоявленская, Л.С. Выгодский, А.А. Вербицкий, А.Л. Денисова, В.А. Сластенин и др.);

• активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и развитии их мыслительных процессов (А. Арнхейм, Ю.К. Ба-банский, В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже);

• формировании и развитии личности средствами изобразительного искусства в общей и профессиональной подготовке (Г.В. Беда, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Михаленко, Е.В. Шорохов и др.)

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы:

• теоретико-методологический анализ работ;

• моделирование систем и процессов;

• изучение передового педагогического опыта;

• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, собеседование);

• праксиометрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся);

• педагогический эксперимент;

• статистические методы обработки данных. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на кафедре "Архитектура и строительство зданий" Тамбовского государственного технического университета. На различных этапах опытно- экспериментальной работы исследование охватило 230 человек.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике профессиональной подготовки архитектора, анализировался учебно-творческий характер процесса архитектурно-строительного образования, изучались психолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки специалиста в условиях нарастания процессов информатизации.

Были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования, разработана этапность проведения опытно-экспериментальной работы, определялись его методы и сроки, проведен констатирующий эксперимент. Сформулирована программа обучающего эксперимента.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) разрабатывались педагогические условия организации профессиональной подготовки архитектора в процессе обучения изобразительному искусству на основе интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры; изучались современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды; отрабатывались приемы активизации учебно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки, методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи; определялась система требований к организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по рисунку и живописи; разработаны методические рекомендации по использованию интегрированных заданий по рисунку и живописи, разработана и внедрена методика в образовательный процесс изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".

На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) подведены итоги обучающего эксперимента, определены основные качественные и количественные результаты, проведено теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе заключительного этапа опытного обучения. Осуществлялась систематизация, обобщение, статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении основных направлений интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в процессе подготовки специалиста;

• определении системы требований к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации профессиональной деятельности обучающихся;

• определении методических средств отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи, обеспечивающих учет динамики потребительских предпочтений на организацию материально-пространственной среды, современные тенденции архитектурных решений;

• разработке технологии формирования системы интегрированных заданий по курсам "Рисунок", "Живопись и колористика" для организации творческо-поисковой деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика организации профессиональной подготовки в процессе обучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" внедрена в практику образовательного процесса Тамбовского государственного технического университета и обеспечивает: направленность подготовки на формирование творческой личности; концептуальное видение архитектурных решений; активную позицию студентов в процессе освоения реальной действительности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора в условиях высшей школы.

2. Система требований к разработке и использованию интегрированных заданий с целью организации творческо-поисковой деятельности студентов в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".

3. Методика организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика". Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация резуль татов исследования осуществлялась на базе архитектурно-строительного факультета Тамбовского государственного технического университета. Теоретические разработки и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Архитектура и строительство зданий», на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета, на Всероссийской научно-методической конференции «Опыт разработки и внедрения в учебный процесс вуза новых образовательных технологий» в Липецком государственном техническом университете (1-3 февраля 2000 г.). На научной конференции в Тамбовском государственном техническом университете в 2000 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

Социальный заказ на подготовку современного архитектора

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [108].

Вуз призван готовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. Чем богаче будет его натура, тем ярче он проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.Д.Федотов, "... есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России..."

Российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

- единство федерального образовательного пространства; - открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта [155].

Развитие образования должно соответствовать современным тенденциям развития самого общества, задачам социального развития, уровню экономики и культуры общества. Потенциальные возможности развития образования направлены на повышение уровня материально-технического и культурного развития общества. Необходимо на современном этапе изучение и определение социального заказа общества на повышение качества профессиональной подготовки специалиста.

Образование как социальное явление - это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. А ... педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений. (В.А.Сластенин и др.) [с.82].

Динамика научно-технического прогресса в настоящее время обусловила необходимость в фундаментализации образовательного процесса, которая выражается в слиянии научной и практической сфер деятельности общества, в развитии культурных и естественнонаучных связей. Эта тенденция непосредственно отражается в проектировании модели специалиста, в социальном заказе на совершенствование профессиональной подготовки. "... Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого ... мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики " [156]. Творческое мышление и профессионализм, основанный на фундаментальных знаниях науки и культуры, обеспечивает специалисту конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно для специалистов творческой профессии, в частности, для современного архитектора.

Возрастание роли архитектурной профессии в современных условиях определяет социальный заказ на подготовку нового типа архитектора, способного работать в архитектуре как свободной профессии. Подготовка специалиста в высшей архитектурной школе должна соответствовать мировым стандартам, подтверждаться конвертируемостью диплома и лицензированием -аттестацией на право самостоятельной архитектурно-творческой деятельности.

Современные требования организации материально-пространственной среды диктуют отказ от стереотипов архитектурных решений, сложившихся в годы командно-административного регулирования экономики России.

В связи с расширением сферы проектирования, переходом от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности в основу архитектурного образования положена модель архитектора широкого профиля, сочетающая в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, освоившего организационные навыки менеджера проекта [25].

Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста

В полноценном решении данной проблемы, необходимо рассматривать изобразительные дисциплины не как самостоятельный вид деятельности, а как методическое средство, имеющее профессионально-ориентированную значимость для архитектурно-строительного образования. В этом значении изобразительные дисциплины являются базовой основой, адаптирующий студентов к многогранной учебно-творческой деятельности в ситуации архитектурного проектирования. В этом аспекте интегрирующее значение изобразительного искусства проявляется гораздо шире.

Во-первых данная интеграция рассматривается нами как общая динамика перехода учебно-творческой деятельности студентов от базового уровня художественного образования к профессионально-направленной специфике образования - архитектурному проектированию. Она выражается в органичном единстве педагогических методов, приемов, принципов, средств , осуществляющих ее и опосредованно влияющих на профессионально-творческое развитие личности. Взаимопроникновение базового уровня и профессиональной специфики осуществляется в единстве всего образовательного процесса.

Во-вторых, беря во внимание специфику архитектурной деятельности, - взаимосвязь искусства, науки, техники, можно отметить, что изобразительное искусство выражается в аспекте всестороннего познания окружающего мира - через научные, объективные знания закономерности природы, как интеграция художественного и научного познания мира в профессиональной подготовке архитекторов.

В организации профессиональной подготовки архитекторов наиболее важное значение имеет содержательный аспект интеграции, представляющий собой органичное слияние профессионально значимых компонентов архитектурного творчества.

В контексте процесса архитектурно-строительного образования единый художественный язык изобразительного искусства и архитектуры можно было бы назвать профессиональным, поскольку он определяет профессиональную основу архитектурной деятельности в ее художественно-пластичном выражении. На основании этого профессиональный компонент мышления архитекторов заключается в понимании элементов этого "языка" на уровне интуиции, чутья.

К элементам единого художественного языка изобразительного искусства и архитектуры относится:

объемно-пространственная структура и конструкция форм,

целостность форм и соподчиненность элементов,

композиционное равновесие и тяжесть,

симметрия, асимметрия, динамичность и статичность,

пропорционирование и модулирование,

ритм, метр,

изобразительность и выразительность,

цветная гармоничность и колористическая культура.

Все эти элементы в изобразительном и архитектурном творчестве относятся к определенному виду и содержанию учебно-творческой деятельности:

а) изучение натуры (организация внутреннего пространства формы и ее внешних закономерностей);

б) композиционные средства организации плоскости.

В архитектурном творчестве неразделимы знание и понимание строения формы, внутреннего механизма и зависимости ее внешний характеристики от внутренней структуры; а также понимание композиционных средств выразительности и организации этих форм в иллюзорном пространстве (на двухмерной плоскости - рисунок, живопись) и в реальном пространстве (скульптура, макетирование, объемно-пространственная композиция).

Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи

В работе сформулирована система профессиональных требований к организации подготовки архитектора, в частности:

1) Наряду с научно-техническими требованиями к организации жизненной среды и выдвижением методов технического руководства разработкам освоения навыков менеджера проекта, требование наличия научно-концептуального мышления во взаимосвязи с художественно-образным мышлением, есть главное и характерное, что призвано обеспечить качество архитектурного решения. В современных условиях развития архитектурной профессии акцент в обучении делается на средовом пространственном проектировании, умении организовать не только внутреннюю среду, но и пространственную взаимосвязь гармонично-сочетающихся архитектурных объектов с природной средой.

2) Системность знаний, предъявляемая в требовании к организации подготовки архитектора основана на интеграционных процессах, которые в настоящее время в области архитектурно-строительного образования не реализуются на столько, чтобы выпускники обладали системой знаний, пониманием их связей и отношений в контексте творческо-созидательного значения предмета своей профессии.

3) С целью реализации данных задач образовательный стандарт предъявляет основные требования к разработке программ, соответствующих образовательному процессу высших архитектурных школ. На основе этих программ отдельные предметы могут объединяться в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума их содержания. В методических ре 146 комендациях настоящего исследования по дисциплине "Рисунок" интеграционный подход осуществляется на основе академического рисунка с добавлением к нему заданий по усвоению научных, фундаментальных основ рисунка и разработкой творческих композиций в качестве самостоятельных курсовых работ. По живописи методика разрабатывается на материале высших архитектурных и дизайнерских "школ", осуществляется отбор необходимого материала для разработки спецкурса и программы, которые имеют методическую последовательность тем и последовательность проведения упражнений и заданий, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

4) Основным требованием к организации профессиональной подготовки архитектора в соответствии с образовательным стандартом является определение глубины и качества изложения отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических курсов, которые по мнению автора не достаточно обоснованы и реализованы в преподавании рисунка и живописи. Требования к определению глубины изучения дисциплин "Рисунок", "Живопись и колористика" выражаются в соблюдении последовательности и логическом переходе профессиональной подготовки архитектора от познавательно-творческой к преобразовательно-творческой деятельности, гармоничном соотнесении фундаментальных сторон рисунка и живописи и их прикладного значения для подготовки архитектора.

В соответствии с выдвигаемыми требованиями, поставленные задачи организации профессиональной подготовки студентов на занятиях по рисунку и живописи сводятся к следующему:

1. Установить и раскрыть закономерные взаимосвязи профессионального художественного языка изобразительного искусства и архитектуры, научных и художественных знаний в единстве учебно-творческого процесса с учётом выявленной нами динамики развития профессионально-творческого мыш 147 ления студентов: познание, осмысление, преобразование, найти их общие "точки соприкосновения" в контексте интегрированного подхода к обучению, через конкретные учебные задания.

2. Собрать в качестве необходимого используемого материала практические разработки данных заданий по рисунку, живописи, объёмно-пространственной композиции, по изучению художественных закономерностей изобразительного искусства и архитектуры, их общего профессионального языка из опыта работы архитектурных и художественных "школ", провести анализ апробированных учебных пособий по рисунку и живописи, опыт преподавания этих дисциплин.

Похожие диссертации на Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства