Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основтолерантности у детей дошкольного возраста 19
1.1. Искусство в нравственном, творческом и коммуникативном развитии личности 22
1.2. Потенциал искусства в формировании основ толерантности у детей дошкольного возраста 41
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста 58
Глава 2. Организационно-педагогические особенности формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства 82
2.1. Основные направления исследования по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста средствами искусства 87
2.2. Педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства 106
2.3. Ход экспериментальной работы. Критерии эффективности педагогической системы формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства 123
Заключение 138
Список использованной литературы
- Потенциал искусства в формировании основ толерантности у детей дошкольного возраста
- Психолого-педагогические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста
- Педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства
- Ход экспериментальной работы. Критерии эффективности педагогической системы формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства
Потенциал искусства в формировании основ толерантности у детей дошкольного возраста
Обострение различных противоречий, возрастание социальной и религиозной напряжённости в обществе - характерная черта всех стран. В этих условиях воспитание толерантности у молодёжи - одна из важнейших и актуальнейших задач современного образования, от решения которой зависит выживание всего человечества. Однако бесспорность этого факта не отменяет жарких споров, идущих вокруг способов воспитания (или формирования) толерантности на протяжении длительного времени.
Понятие терпимости появилось в эпоху Нового времени. Первоначально оно было связано с принципами политической и религиозной терпимости, в дальнейшем оно значительно расширилось, вобрав в себя множество других аспектов, постепенно приобретая то понимание толерантности, под которым оно известно в настоящее время. Точкой отсчёта в понимании и осмыслении толерантности с научной точки зрения стал XVII век. Именно в это столетие, с которого и начинается Новое время, сформировались основополагающие идеи, определившие европейское сознание последующих веков. За исторически короткий отрезок времени коренным образом были пересмотрены взгляды на человека, что в свою очередь стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Расширился круг обсуждаемых вопросов, предметом дискуссии стали многие вопросы, в том числе и прямо не связанные с предметом научных интересов той или иной области науки. Именно тогда вопросы нравственности стали обсуждаться учеными в тесной связи с проблемами межличностных отношений, терпимого отношения к представителям различных культур, религий и народов, то есть вопросы толерантных отношений. В этом смысле можно говорить о том, что развитие педагогики неразрывно связано с осмыслением проблем нравственности и толерантных отношений, начиная с самого раннего времени, и потому истоки кроются в научном наследии
великих педагогов Нового времени. Размышлениям о нравственности, включающим в себя терпимое и уважительное отношение к другим людям, уделялось много внимания в педагогическом наследии Я. А. Коменского. Великий дидакт, «отец» педагогики как науки, представитель XVII столетия, предлагал шестнадцать правил развития нравственности, называя их искусством нравственного воспитания. Я. А. Коменский отдавал приоритет формированию личности ребёнка, считал, что надо «как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом», а «школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».
Понимание Я. А. Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Вопросы воспитания и обучения педагог рассматривал в неразрывном единстве и призывал к широкому (универсальному) образованию.
Идеи Я. А. Коменского были подхвачены и продолжены мыслителями и практиками последующих веков, как на Западе, так и на Востоке, что подтверждает их неизменную актуальность и вневременную ценность. В русской педагогике неожиданно и весьма своеобразно идеи Коменского о нравственном воспитании были развиты Л. Н. Толстом [227, 228].
К моменту появления педагогической концепции Л. Н. Толстого творческая история идей Коменского в России насчитывала почти два столетия и включала в себя множество оригинальных интерпретаций идей великого чешского педагога. Однако именно Л. Н. Толстой со свойственной ему бескомпромиссностью сумел сосредоточить все усилия на нравственном воспитании ребёнка, используя для этого всё культурное и научное богатство человечества, в том числе и «Великую дидактику» Коменского.
Отсюда и сходство, прежде всего внутреннее, глубинное, на уровне идей и методологий их воплощения в действительность, между отдельными положениями концепций Толстого и Коменского. Таковыми стали идеи великого чешского гуманиста: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития. С полным правом, несмотря на множество концептуальных отличий, к этому же ряду можно отнести и призывы-«проповеди» Л. Н. Толстого о толерантности, непротивлении злу насилием и т.д. Цель воспитания, по Я. А. Коменскому, это подготовка человека к вечной жизни. Поэтому человек должен познавать внешний мир, уметь владеть вещами и самим собой, постоянно возводя себя к источнику всех вещей - Богу. Цель воспитания, по Л. Н. Толстому, - самопроизвольное раскрытие высоких нравственных качеств, присущих детям изначально, а также сам процесс обогащения их сознания.
В раздумьях Л. Н. Толстого о человеке и смысле жизни проблемы воспитания и образования занимают одно из центральных мест. В статьях и высказываниях великого писателя о школе и педагогической науке современные исследователи находят идеи и разработки, сохраняющие свою актуальность вплоть до настоящего времени - начало XXI века и содержащих оригинальный взгляд на вопросы воспитания.
В начале XXI столетия очевидно, что развитие человечества возможно только при освобождении от насилия, а это предполагает решение задач и воспитания подрастающих поколений. Успех в этом деле невозможен без активнейшего использования воспитательных возможностей искусства, с этим были согласны и Я. А. Коменский, и Л. Н. Толстой.
С этих позиций современная педагогика нуждается в единой концепции формирования основ толерантности средствами искусства. Поскольку сложившаяся в России в начале XXI столетия социальная ситуация характеризуется обострением межнациональных конфликтов, многонациональным составом групп уже в дошкольных учреждениях и классов в общеобразовательных школах, то формирование основ толерантности старших дошкольников выступает как одна из важнейших педагогических проблем.
Психолого-педагогические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста
Большое внимание А. В. Бакушинский уделял формированию зрительской культуры, а для этого ребёнку необходимо пройти через творческое переживание, воспринимая произведение искусства. Центральное место в этом процесс занимает так называемый повторный творческий акт, основывающийся на том, что человек проходит путь обратный тому, который проделывает художник, воплощающий творческое напряжение в определенную творческую форму. Зритель идет от формы, но итогом ее восприятия должно стать творческое (эстетическое, художественное) переживание, благодаря которому с той или иной степенью адекватности можно воспринять замысел творца. Несомненно, что познавательный момент присутствует в акте творческого восприятия, но играет подчиненную роль. Суть экскурсии, ее первая задача, согласно А. В. Бакушинскому, состоит в пробуждении творчества зрителя. Во время экскурсии тайна искусства должна быть «пережита с наибольшей душевной непосредственностью, силой и глубиной, создавая в психике зрителя ряд изменений, мощно возбуждая в нем творческую активность», что в свою очередь позитивно влияет на воспитание детей и молодёжи [см. параграфы 2.1 и 2.2].
Идеи А.В. Бакушинского получили дальнейшее развитие в работах целого ряда исследователей (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. Н. Фомина, Б. П. Юсов и др.).
Таким образом, в теории педагогики искусства (П. Ф. Каптерев, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. В. Бакушинский, Д. Б. Кабалевский, Н. П. Сакулина, Г. В Лабунская. Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др.) разработана методология и практика воспитания и развития детей средствами искусства. Так, в работах Н. П. Сакулиной доказывается, что умственное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста прямо связано с творческой художественной деятельностью детей. Особый интерес для данного исследования представляет современная концепция образовательной области «Искусство» Б. П. Юсова (2002 г.), в которой автор выдвигает идею «хоровода искусств» в дошкольном и начальном школьном возрасте. В решении вопросов, касающихся общеобразовательного значения искусства, ученый выделяет проблему формирования общей культуры детей, «опирающейся на образно-символическое мышление, которое выступает как высшее в иерархическом отношении к информационным, понятийным, словесно-знаковым и наглядно-действенным формам мышления. Образовательная область «Искусство» должна включать все виды художественной деятельности в той или иной форме, как они представлены в многогранной культурной жизни общества, к участию в которой готовят детей детский сад и общеобразовательная школа».
В рамках научной школы Б. П. Юсова разрабатываются проблемы взаимозависимости творческого и нравственного развития личности, изучается воспитательный потенциал искусства. Ребенок, по мнению Б. П. Юсова и его последователей, изначально полихудожественен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, что означает его открытость, способность и готовность к творческой реализации. Б. П. Юсов впервые научно обосновал педагогические основы взаимодействия искусств, внес в педагогику термин «полихудожественность», включающий в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности.
В основу художественно-творческого развития детей, по Б. П. Юсову, должны быть заложены следующие принципы: - Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития. - Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности. Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения.
Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности.
Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве).
Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у детей «навыков восприятия художественного образа» в самом произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения.
Концепция образовательной области «Искусство» Б. П. Юсова нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Под руководством Б. П. Юсова коллективом авторов (Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Е. П. Кабкова) была разработана программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов «Живой мир искусства», в которой впервые в педагогике Нового времени была выдвинута задача соединения семи разных видов художественной деятельности -музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения, театра. Авторы исходили из целостности процесса восприятия детьми произведений искусства. В программе сделана
попытка объединить разные художественные представления и познания детей. Вместе с тем авторы в собственной поисковой и научно-экспериментальной работе предполагали, что развивающие занятия подобного типа могут положить начало переосмыслению учителем начальных классов содержания и направленности принятого сейчас раздельного, предметного преподавания разных искусств, включая литературу.
Интегрированный подход к освоению искусств в отличие от традиционных для современной школы так называемых межпредметных связей предполагает организацию обучения детей на принципиально ином качественном уровне, как взаимосвязь различных художественных представлений ребенка. Так взаимодействие художественной работы связывать с общим развитием детей и с постижением детьми окружающего мира, в тесном взаимодействии с экологией и этнокультурой («экологией культуры» - Д. С. Лихачёв), учетом местных художественных традиций, национальных особенностей, истории края, памятников культуры, родного языка и природы. В то же время интегрированный подход предполагает и решение задачи освоения детьми общечеловеческих художественных ценностей, гуманистической культуры прошлого и настоящего, размышления о будущем.
Педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства
В ходе эксперимента было проведено несколько мюзиклов («Двенадцать месяцев», «Морозко», «Чиполлино», «Бременские музыканты», «Московский бит», «Теремок» и др.), наиболее успешной оказалась работа над мюзиклом «Бременские музыканты», по мотивам немецкой сказки, в музыкальной обработке Г. Гладкова. Выбор мюзикла неслучаен: он узнаваем детьми по мультфильму, предполагает зрелищность, этнически и культурно нейтрален. Кроме того, он узнаваем детьми по мультфильму, предполагает зрелищность, не имеет ярко выраженной этнокультурной принадлежности. Эмоциональный отклик на мюзикл способствовал развитию речевой коммуникации, помог выявить межличностные отношения в коллективе. В мюзикле преломились как немецкая, так и русская традиции, что также способствует творческой импровизации. Итогом мюзикла стало отмеченное участниками и гостями сплочение педагогического и детского коллективов, использование многообразия воспитательных программ в рамках мюзикла, воспитание доброжелательного отношения друг к другу детей разных национальностей. В сознании детей сказочные герои ассоциируются с дружной командой, и именно эти взаимоотношения они переносят на свои отношения с другими детьми, играющими в этом мюзикле. От понимания значимости каждого из героев, отождествления себя с ним ребёнок приходит к пониманию и осознанию своей личной ответственности за происходящее. И самое главное совместная работа над мюзиклом, построенная на основе игры, с привлечением родителей позволяет создавать принципиально новую для детей коммуникативную ситуацию, которая сближает детей и снимает возникающие межличностные противоречия. Важную роль сыграло многолетнее сотрудничество детского сада №2414 и школы №1064; это позволило задействовать в качестве «зрителей» педагогов школы и первоклассников (вчерашних старших дошкольников).
Одним из результатов работы над мюзиклом стало издание сборника детских рассказов «По следам бременских музыкантов» (См. приложение), также отразившего творческое взаимодействие детей разных национальностей в межкультурном диалоге. Хочется отметить важность эмоционального отклика, который вызвала у детей сказка о бременских музыкантах. Этот отклик удалось выявить при помощи беседы, во время которой детям было предложено ответить на такие вопросы: беседа помогла выявить межличностные отношения в коллективе, способствовала определению степени развития речевой коммуникации. Показательным является ответ одного из участников мюзикла: «Мне очень нравится наша постановка, мы много репетируем, это очень интересно. Мы уже совсем взрослые. У меня самый сильный герой ослик. Он возит своих друзей и ходит в кепке. Если бы не он, его друзья бы ходили пешком. Здорово, что у него есть лучшие друзья, которые всегда держатся вместе одной командой. Главный в их команде Трубадур, его выбрали главным его друзья. Я хотел бы сыграть Трубадура, он веселый, всех освобождает из беды...».
Показательно, что в сознании ребенка сказочные герои принимают человеческий облик, ассоциируются с дружной командой, и эти взаимоотношения он переносит на других детей, играющих в этом мюзикле. Ребенок понимает значимость каждого героя, его место в игровом коллективе, несмотря на то, что хотел бы сыграть другого персонажа. В этом проявляется его толерантность, уступчивость: кого бы он ни хотел сыграть, он хорошо понимает характер своего героя и его место в сюжете сказки. При этом происходит формирование ответственности за свою роль, за товарищей, за успех общего дела.
Формирование основ толерантности у старших дошкольников в ходе работы над мюзиклом оценивалось по нескольким параметрам: эмоциональный отклик участников, мнение родителей, точка зрения педагогов. Всё это с учетом трех уровней - высокого, среднего и низкого. Эти параметры, хотя и носят достаточно условный характер, но являются результатом системных и длительных наблюдений за детьми, родителями и педагогами профессионального психолога и автора исследования. Уровень развития толерантности определялся на основе анкетирования и собеседования с дошкольниками. Для большей точности тестовую работу с дошкольниками проводили специалисты и воспитатели, в течение 3-х месяцев работавшие над мюзиклом. Вне всякого сомнения, задаваемые вопросы опрошенным (их было 25 чел.) не были неожиданными. Дети с удовольствием отвечали на них. Так, некоторые опрошенные в начале репетиций (12% - это 3 чел.) уже были настроены на взаимоотношения в коллективе доброжелательно, а после выступления их дружеская расположенность к участникам мюзикла была выше, и количество таковых стало больше (36%; 9 чел.). Хотя большинство ребят относилась к участию в мюзикле насторожено, расположенность к участникам была средней (32%; 8 чел.), то после выступления многие поменяли свое мнение, и их стало больше (41,3%; 10 чел.). Большая часть детей (56%; 14 чел.) в начале работы над мюзиклом, была недоброжелательно настроена к участникам, после выступления количество таковых значительно уменьшилось (22,7 % - это 6 чел.).
Эффективность «Бременских музыкантов» в формировании основ толерантности у дошкольников была подтверждена откликом, который вызвала у детей сказка о бременских музыкантах, выявленный при помощи беседы. Эмоциональный отклик на мюзикл способствовал развитию речевой коммуникации, помог выявить межличностные отношения в коллективе. В сознании ребенка сказочные герои ассоциируются с дружной командой, и эти взаимоотношения он переносит на свои отношения с другими детьми, играющими в этом мюзикле. От понимания значимости каждого из героев, отождествления себя с ним ребёнок приходит к пониманию сложности и мюзикла, и современной действительности, к осознанию своей личной ответственности за происходящее. И самое главное совместная работа над мюзиклом, построенная на основе игры, с привлечением родителей создала принципиально новую для детей коммуникативную ситуацию, сближающая детей и снимающая возникающие этнокультурные противоречия.
При организации детского мюзикла учитывается психология ролевого поведения ребёнка и используются методы и формы работы, применяемые в процессе создания коллективного творческого продукта: определение темы мюзикла (совместно с детьми и их родителями), написание сценария (методист и воспитатели при участии детей и их родителей), поэтапное планирование, подготовка к проведению работы, непосредственное осуществление творческой деятельности, коллективный анализ проведенного мероприятия, создание видеоверсии мюзикла и сборника творческих работ детей, педагогов и родителей как эмоциональный отклик на проделанную работу.
Волшебная сила музыки, яркие краски декораций, феерия положительных эмоций - все это и многое другое дошкольники ощутили в ходе работы над мюзиклом. Отсюда и незабываемость впечатлений, что отражено по результатам проведенных опросов и бесед с детьми и их родителями. И если раньше жанр детского мюзикла не слишком приветствовался в детских садах, то в настоящее время он более чем популярен. Несомненно, что музыкальные руководители в детских дошкольных учреждениях уделяют много внимания взаимоотношениям детей в процессе создания художественного продукта и в процессе восприятия искусства. Однако недостаточная разработанность вопроса формирования толерантного отношения дошкольников к своим сверстникам в ходе музыкальных занятий в мюзикле, как теории, так и в методике, не позволяют эффективно решать эту проблему в процессе воспитания дошкольников.
Ход экспериментальной работы. Критерии эффективности педагогической системы формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства
Несмотря на то, что в педагогике на высоком научно-методическом уровне разработаны проблемы воспитания толерантности у учащихся средней и высшей школы, вплоть до настоящего времени недостаточно изученными остаются вопросы формирования и воспитания толерантности у детей дошкольного возраста, наиболее восприимчивого к формированию устойчивых алгоритмов толерантного поведения и позитивных ценностей.
Исследование проблем воспитания толерантности у дошкольников подтверждает, что развитие воспитательной ситуации через интересные для детей формы их проведения - способствует актуализации их интерес к процессу деятельности, а через увлекательную перспективу - и к результату - формированию толерантного отношения детей средствами искусства. Положительно эмоциональный образ представителя культуры формирует толерантное отношение к ней.
В процессе освоения разных видов деятельности в области «Искусство» для старших дошкольников уточнено понятие «основы толерантности», применимое для детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемое как совокупность устойчивых алгоритмов поведения детей на основе позитивных ценностей, предполагающее совместную деятельность родителей, воспитателей и специалистов детского сада. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе самой разнообразной, каждодневной деятельности в детском саду во время досуга, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсиях, в частности в процессе посещения библиотек, музеев (исторических, экологии, краеведения и др.). Все эти виды деятельности нацелены на совместный общественно значимый проект, создающий коммуникативную ситуацию и дополнительную мотивацию для занятий искусством.
Неразвитость у детей эстетического чувства, бедность эстетического видения, отсутствие навыков общения с произведениями искусства, инертность творческого воображения, невысокий интерес к художественным произведениям, ограниченность знаний об изобразительном искусстве создают предпосылки к агрессивному, нетолерантному поведению, ограниченности, которые, в свою очередь, способствуют возникновению зависти и других негативных проявлений личности. Когда дети скованы в решении творческих задач, испытывают трудности в образном выражении своих чувств, не задумываются о красоте окружающего, об отношении к людям, они легко могут стать жертвой тоталитарных сект, преступных группировок и т.п. Такие дети легко внушаемы, у них нет своей воли и личной позиции.
Анализ основных психолого-педагогических подходов к формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста позволил определить, что ведущим фактором успешной реализации задачи формирования основ толерантности являются опора на психолого-педагогические аспекты детей старшего дошкольного возраста и системно-деятельностный подход как ведущий при организации занятий для старших дошкольников. Занятия искусством в дошкольном возрасте способствуют, развитию эстетического вкуса и видения, пространственного мышления, интереса к произведениям народного и профессионального искусства, развитие фантазии и воображения, творческих навыков. Развитие творческих способностей и навыков должно начинаться с раннего возраста, практически с рождения. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетического отношения к миру и толерантного сознания. Эффективными педагогическими условиями приобщения детей к освоению основ толерантного поведения является внедрение таких направлений работы, как: освоение культур разных народов в процессе игровой деятельности; приобщение детей к мировой культуре через народное творчество; полихудожественное воспитание; изучение иностранных языков; развитие межкультурных коммуникаций.
Итогом совместной деятельности воспитателей, специалистов детского сада и родителей старших дошкольников по формированию основ толерантности у старших дошкольников должен быть общественно-значимый продукт - день толерантности, фестиваль национальных культур, этнопрезентации, праздники и др. Одним из наиболее оптимальных результатов подобной деятельности может быть детский мюзикл, являющийся и синтезом искусств и предполагающий интеграцию различных сфер искусства. Условием активизации совместной деятельности воспитателей, специалистов детского сада и родителей старших дошкольников по формированию основ толерантности у старших дошкольников должен быть общественно-значимый продукт, созданный в условиях групповой игровой деятельности, такой как: день толерантности, этнопрезентации, фестиваль национальных культур, детский мюзикл и др.
Именно пространство культуры позволяет найти наиболее оптимальные подходы для воспитания толерантности у детей и молодёжи. И чем раньше начинается процесс приобщения ребенка к культуре, тем он будет эффективнее и результативнее. Это побуждает обратить особое внимание на дошкольный возраст, когда закладываются основы будущего эстетического и культурного развития ребенка. Поэтому так важен учет преемственности в формировании толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства основана на создании в процессе совместной творческой деятельности коммуникативной ситуации, создающей условия для безбарьерного общения представителей различных этнокультур и обеспечивающей успешное формирование устойчивых алгоритмов толерантного поведения. Анализ проведенных исследований показал, что педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства должна быть основана на создании творческой коммуникативной ситуации, создающей условия для безбарьерного общения представителей различных этнокультур и обеспечивающей успешное формирование устойчивых алгоритмов толерантного поведения детей и опираться на такие позиции, как: уважение к людям других национальностей, адекватное восприятие различных культур, проявление терпимости к проявлениям человеческой индивидуальности; преемственность между всеми звеньями образовательной системы (детский сад - начальная школа - средняя и старшая школа), предполагающая введение дополнительного (специального) курса на I ступени образования «Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства» для старших дошкольников, интегрированного с основной программой. Изучение проблем поликультурного, мультикультурного образования применительно к воспитанию толерантности у детей подтвердило, что идеи научных школ педагогики искусства (А.В. Бакушинского, Б.П. Юсова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, А. И. Бурова и др.) имеют определяющее значение не только для творческого развития, но и для воспитания детей и молодёжи. Причём, особенно эффективны при условии их применения с дошкольного возраста.