Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Ибрагимова Равзалия Талховна

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете
<
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимова Равзалия Талховна. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 177 c. РГБ ОД, 61:98-13/813-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование творческой активности учителя изобразительного искусства в условиях художественно-графического факультета педагогического университета как педагогическая проблема.. 11

1.1. Сущность формирования творческой активности учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства 11.

1.2. Системный подход к формированию творческой активности в процессе подготовки учителя изобразительного искусства в условиях художественно-графического факультета. : 39.

1.3. Состояние теории и практики формирования творческой активности студентов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов 63.

Глава II. Педагогические условия формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства 83.

2.1. Педагогическая практика как фактор формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства. 83.

2.2. Индивидуально-дифференцированный подход при организации занятий по декоративно-прикладному искусству 106.

2.3. Управление процессом формирования творческой активности при подготовке учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства. 140.

Заключение 150.

Библиография.

Приложение. 178.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема формирования творческой активности личности... учителя имеет ярко выраженную социальную направленность и является частью общей проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов. В отечественной педагогике исследуются проблемы подготовки специалистов в условиях высшего учебного заведения в трудах Н. И. Болдырева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова и др. Опираясь на методологию системного анализа, ученые рассматривают профессиональную подготовку и формирование творческой активности личности учителя в системе целостного педагогического процесса.

Формирование творческой активности личности, как важнейшая теоретическая проблема, находит известное освещение в современной философской, социологической, психолого педагогической и специальной литературе.

Историко-теоретический анализ литературы дает основание выделить основные направления исследований процесса формирования творческой активности личности: общетеоретический и специальный аспект проблемы ( Е. А. Ануфриев, Г. М. Арефьев, Л. П. Буева, А. С. Капто, Е. Я. Якобе и др.); методологии и методики формирования социальной активности студенческой молодежи, содержания структуры, субъективных факторов активности, критериев и показателей формирования социально активной личности (В. Г. Асеев, Н. А. Воробьева, Н. Ф. Добрынин, А. А. Журавлев, Т. Н. Мальковская, К. К. Платонов, В. А. Сластенин и др.); разработка Ц содержания, форм и методов развития социальной активности будущих учителей (О. А. Абдулина, С. И. Сокольников и др.); студенческого коллектива группы, общественного мнения на формирование активности, коллективизма и других социально ценных качеств личности (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, М. Н., Давлетшин Л. И. Новикова, Е. В, Шорохова, И. Д. Троценко и др.); как побудитель деятельности, характерологическое свойство творчески активной личности (Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, Е. И. Игнатьев, И. Я. Лернер, Б. Ф. Ломов, В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн, М, Н, Скаткин, Н. М. Сокольникова, В. А. Сластенин, Ю. В. Шаронин и др.); психолого-педагогический аспект искусства (Л. С. Выготский, В. С, Кузин, А. Н, Лук, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон и др.); теории и методики формирования творческой активности различных возрастных групп учащейся -молодежи (Е. В. Алексеенко, С. И. Ботова, И. И. Зарецкая, Б. Т. Лихачев, Сокольникова Н. М., Ю. П. Юсов и др.); влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие творческой активности личности ( Т. Я. Шпикалова, В. В, Корешков, А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов, Е. Л. Зеленина, Д. И. Кемешев, П. Н. Магометова, Л. В. Орлова, А. В. Рябчиков, В. А, Строков, О. К. Рашидов и др.).

Данные исследований по проблеме формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства, а также опыт ее практического решения в педагогических вузах, позволяют говорить о том, что проблема развития творческой активности студенческой молодежи является весьма актуальной и социально значимой в условиях повышения требований к уровню профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Несмотря на увеличивающееся количество исследований различных сторон профессиональной подготовки студентов, изучение влияния декоративно-прикладного искусства на развитие творческой активности будущих учителей изобразительного искусства является недостаточно исследованной областью педагогической науки.

С учетом существующего противоречия была сформулирована проблема исследования, каковы педагогические условия наиболее эффективного влияния декоративно-прикладного искусства на формирование творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в образовательном процессе педагогического университета.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в условиях педагогического университета.

Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения декоративно-прикладному искусству, направленные на формирование творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете.

Проблема, объект и цель определили следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать современную философскую, психолого-педагогическую и социальную литературу по избранной теме исследования.

2. Раскрыть сущность и содержание процесса формирования творческой активности будущих учителей изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства.

І 3. Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного влияния декоративно-прикладного искусства на формирование творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусства. 4. Разработать научно-практические рекомендации и программы спецкурсов по преподаванию декоративно-прикладного искусства в условиях художественно-графического факультета педагогического университета.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой декоративно-прикладное искусство станет эффективным средством формирования творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусство, если: оно представляет собой целостный педагогический объект, организационные элементы которого образуют внутреннее единство и упорядочены в определенную систему: осуществляется тесная взаимосвязь между различными видами декоративно-прикладного искусства и педагогической практикой; реализуется индивидуально-дифференцированный и практико ориентированный подход к студентам в процессе профессиональной подготовки средствами декоративно-прикладного искусства; соблюдается преемственность видов педагогической практики, ее форм, усложняющихся от курса к курсу; - осуществляется развитие в единстве трех сторон мировоззрения, личности студента (интеллектуальная, эмоционально-чувственная, действительно практическая); - достигнута интеграция педагогических воздействий преподавателей, студенческого коллектива, администрации факультета, где каждый участник образовательного процесса строго выполняет свою функцию, дополняя друг друга. і Методологическую основу диссертационной работы составляют важнейшие положения философии о всеобщности и целостности связей и явлений окружающей действительности, об активном характере человеческой психики, о ведущей роли деятельности в формировании социальной сущности личности и основных закономерностях ее развития.

В исследовании мы опираемся на искусствоведческую концепцию, рассматривающую народное и декоративно-прикладное искусство как часть культуры и как тип художественного творчества.

Исходя из сложности изучаемого явления, содержания его задач, использован комплекс методов исследования: - теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение опыта совместной работы преподавателей, администрации факультета; - прогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, Ш моделирование); - обсервационные методы (прямое и косвенное, наблюдение, самонаблюдение); - диагностические методы (анкетирование, интерьюирование, беседы, социометрический опрос на поведенческом и вербально-прожективном уровнях); праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности); монографические (биографические) методы; - педагогический эксперимент. Исследование выполнялось в.три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1993-1994 гг.) - поисково-теоретический предполагает теоретическое осмысление проблемы, анализ современного ее состояния, определение методологии и методики исследования, понятийный аппарат. С этой целью изучалась психолого-педагогическая, философская, искусствоведческая # литература. Изучение и обобщение опыта других педагогических вузов, совместной работы преподавателей, администрации вуза по Ц исследуемой проблеме. Сформулирована гипотеза и намечены пути ее реализации.

Второй этап (1994-1996 гг.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и проводилась экспериментальная работа, в ходе которой осуществлялась апробация и внедрение экспериментальной программы спецкурсов, подвергалась эмпирической проверке общая гипотеза, моделировались и уточнялись педагогические условия наиболее эффективного влияния народного и декоративно-прикладного искусства на формирование творческой активности будущих учителей изобразительного искусства.

Третий этап (1996-1998 гг.) - заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов исследования, оформление полученной информации, уточнение методических рекомендаций и серии художественно-дидактических таблиц к ним с целью формирования творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусства.

Научная новизна выполненного исследования заключалась в том, что в ней, с позиций системного подхода, исследовано преподавание декоративно-прикладного искусства на художественно-графическом факультете педагогического университета, раскрыта взаимосвязь его структурных компонентов и различных видов педагогической практики. На основе личностно-деятельностного й подхода определены содержание, специфика формирования творческой активности студентов в системе преподавания декоративно-прикладного искусства.

Разработаны критерии проявления творческой активности установлены уровни ее сформированное™ у студентов художественно-графического факультета. Выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности студентов, будущих учителей изобразительного искусства. Главные из них: интегративные практико-ориентированные формы -занятий на материале различных видов народного искусства как эффективного средства формирования творческой активности студентов. Практическая значимость исследования состоит: - в разработке методики преподавания народного и декоративно-прикладного искусства, с целью формирования творческой активности личности будущего учителя изобразительного искусства в процессе профессионально-педагогической подготовки на художественно-графическом факультете педагогического университета; - в апробации представленных экспериментальных программ спецкурсов; "Методика подготовки студентов к освоению традиционных способов художественной обработки материалов на основе изучения народных традиций»; - «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства России на примере лаковой миниатюрной живописи»; - в разработке методических рекомендаций и художественно-дидактических таблиц по различным видам народного и декоративно-прикладного искусства. 

Материалы исследования используются при разработке и составлении программ, методических пособий по освоению различных видов народного и декоративно-прикладного искусства в школе №46, гимназии №44 и других регионах, имеющих свои художественные традиции, в средних, высших учебных заведениях.

Достоверность полученных результатов базируется на философской методологии исследования, обеспечена использованием комплексной методики, соответствующей задачам, Ш логике исследования, репрезентативностью объема выборок, сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования: выводы и результаты исследования обсуждались, подвергались проверке и корректировке при проведении опытно-экспериментальной работы. Они были доложены и получили одобрение на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской федерации, докладывались на Международной научно-практической конференции "«Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог» в 1996 году г. Курск, на научно-практической конференции «Традиционная русская народная художественная культура и современность» г. Орел, 1998 г., совете факультета, на конференции профессорско-преподавательского состава по итогам научно-исследовательской деятельности в КГПУ (1997-1997 гг.), на заседании кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета. Разработанные спецкурсы внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета КГПУ. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. 

Сущность формирования творческой активности учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства

Для выявления путей и средства формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета педагогического университета возникла необходимость психолого-педагогического анализа различных подходов к определению понятия «творческая активность», анализа ее сущности, структурных компонентов, определения уровней проявления творческой активности (в рамках данного исследования), и выяснения психолого-педагогических особенностей личности студента, как субъекта творческой деятельности. Прежде, чем рассмотреть творческую активность и формы ее проявления, мы считаем необходимым особо обратить внимание на понятие «личность» и ее сущностные характеристики. Б. Г. Ананьев, анализируя личность с позиций психологии, писал: «Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Формирование и развитие личности определено в данную историческую эпоху». (10, с. 276)

Сущность человека проявляется в совокупности общественных отношений, поэтому ее преобразование и развитие неотделимо от развития всей предметной и социальной среды, созданной человеком в процессе участия в различных видах деятельности, в которых объектированны человеческие силы и способности. (77, с. 26) Этот принцип является наиболее общим, в равной степени разделяемый нашими философами, психологами, социологами.

Философ М. В. Демин замечает, что личность - это человек с наличием определенных, присущих ему свойств, позволяющих жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов. В личности общие социальные свойства находят индивидуально неповторимое выражение. Личность- это всегда индивидуальность, где общее и индивидуальное находятся в диалектическом единстве (46, с. 53).

Таким образом, личность становится социально зрелой по мере включения ее в деятельность. В процессе активной деятельности, личность создает необходимые условия для своего существования, усваивает материальную и духовную культуру всего человечества, т. е. творит самого себя. Из сказанного следует, что человек - не пассивное созерцающее существо, а в высшей степени активное и деятельное.

Проблема деятельности неоднократно обсуждалась в философской, социологической, психолого-педагогической литературе (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Э. С. Маркарян). Но, несмотря на многочисленные исследования ученых, как отмечают философы, (64, с. 74), деятельность все еще не приобрела статус философической категории и поэтому ее аспекты достаточно не изучены.

Ученые, стремясь выяснить содержание и специфические особенности деятельности, связывают это понятие с активностью, которая также, как и категория деятельности, охарактеризована недостаточно. На основании анализа литературы, изученной по данной проблеме, возможно условно выделить три группы мнений ученых.

Первая группа мнений: понятие «активность» тождественно понятию «деятельность».

Так, Э. С. Маркарян рассматривает деятельность как активность всех живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (102, с. 14, 23). А. Г. Ковалев понимает активность как максимальную деятельность (68, с. 27, 53). Сопоставление высказываний указанных авторов позволяет сделать вывод, что активность ими рассматривается как определенная характеристика деятельности. Эта точка зрения не получила широкого распространения, поскольку понятие «активность» отражает свою специфическую область действительности. Следует заметить, что ученые, придерживающиеся второй и третьей группы мнений, считают, что деятельность и активность два разных понятия, их активность заключается лишь в том, как ученые соотносят эти понятия применительно к органическому и неорганическому миру.

Проанализируем мнения учёных, относимых нами ко второй группе мнений (А. Н. Леонтьев, Э. С. Маркарян, Л. П. Станкевич, П. Е. Кряжев и др). Указанные нами исследователи занимают такую позицию, при которой понятие «деятельность» распространим и на социальную сферу, и на область органического мира, вследствие чего высшим этапом деятельности выступает активность. Так, A. Н. Леонтьев, не отрицая специфики деятельности на уровне социального развития, подчеркивает, что деятельность присуща всему органическому миру (92). Данную точку зрения разделяют B. X. Беленький (22), Е. А. Ануфриев (12), А. П. Станкевич (154), Э. С. Маркарян определяет деятельность как активность всех живых систем (102).

Системный подход к формированию творческой активности в процессе подготовки учителя изобразительного искусства в условиях художественно-графического факультета

В современных условиях закономерно возрастают требования к личности учителя, уровню его профессионального мастерства, что особенно важно в настоящее время, в связи с возрастающими требованиями к уровню подготовки современного педагога.

В решении задач формирования социально-активной личности учителя - решающая роль принадлежит педагогическому вузу, который должен осуществлять меры по повышению качества профессиональной подготовки специалистов.

Научно-технический, социальный прогресс общества повышает требования к специалисту любого профиля, но особенно к подготовке учителя, уровню его профессиональных знаний, умений и навыков, его личным качествам.

Вопросу формирования творческой активности личности будущего учителя в системе высшего образования всегда уделялось особое внимание, учеными, наряду с другими научно-педагогическими проблемами, и сделано в этом направлении немало. Разработка данной проблемы стала, предметом исследования многих научных работников и целых коллективов педагогических вузов (что было нами подробно рассмотрено в 1, гл. 1).

В данном параграфе мы рассматриваем проблему формирования творческой активности будущего учителя изобразительного искусства в условиях художественно-графического факультета на основе системного подхода к анализу педагогических объектов.

Социально-педагогические аспекты указанной проблемы получили освещение в публикациях Ю. С. Бабанского, Ф. Ф. Королева, Э. И. Монозона, Л. И. Новиковой, П. П. Платонова, Ю. Г. Сокольникова и др.

Вопросы методологии и теории системного подхода обсуждались на X сессии Всесоюзного семинара по методологическим и теоретическим проблемам педагогики, проходившей в Москве в 1982 году.

В настоящее время и системный и комплексный подходы рассматриваются как важнейшие методологические принципы воспитания молодежи, подготовке ее к жизни, будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на значительное количество исследований различных аспектов системного и комплексного подходов в философии, социологии, психологии и педагогики, до настоящего времени учеными не выработана единая точка зрения на сущность, содержание, а также соотношение понятий «система» и «комплекс», «системный» и «комплексный» подходы.

Анализ литературы по указанной проблеме свидетельствует о наличии двух полярных мнений: о неправомерности их качественного различия, а также стремление каким-либо образом обосновать их автономность.

Принципы системности и последовательности, по нашему мнению, обусловлены единством эстетического познания и художественно-творческой практики студентов, связанных с различными выразительными средствами, материалами, разными приемами, эстетическим осмыслением действительности. В зависимости от учебно-воспитательных задач выстраивалась логика освоения определенных видов народного творчества. А в связи со сменой видов, форм эстетического познания происходила смена видов художественно-творческой практики. При системном подходе к анализу исследуемого нами феномена - «творческая активность», мы рассматриваем «творческую активность» и процесс ее реализации в различных системах: педагогическая система художественно-графического факультета - система более высокого порядка и система декоративно-прикладного искусства, способствующая формированию творческой активности студентов - система более низкого порядка.

При анализе системного и комплексного подхода к исследованию педагогических объектов и производных их понятий «система» и «комплекс» - учеными высказываются различные мнения по данному вопросу.

Педагогическая практика как фактор формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике, которая предусматривает включение студентов в систематическую педагогическую деятельность и позволяет последовательно соединить теорию с практической деятельностью студентов в образовательных учреждениях.

Как форма самостоятельной профессионально-педагогической деятельности педагогическая практика в школе - заключительный этап обучения студентов в вузе, выявляющий полноту, глубину и осознанность их теоретических знаний, обогащающий эту деятельность опытом, практикой школьной жизни.

Анализ опыта организации учебно-воспитательного процесса художественно-графических факультетов различных вузов (Московского, Курского, Хабаровского, Дагестанского и др.) и результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой нами на базе художественно-графического факультета КГПУ, свидетельствуют о том, что студенты, 1-3 курсов, оторваны от реальной практической работы учителя ИЗО в школе. В незначительной степени эта

деятельность в условиях школы продолжается лишь в должности помощника классного руководителя, что снижает эффективность профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Но вместе с тем, как показывает анализ опыта, наибольшая эффективность достигается там, где последовательно реализуется важнейший принцип - связь обучения с жизнью. Только при условии такого единства возможно подготовить специалиста высшей квалификации, которого характеризует: гуманистическое мировоззрение, творческая активность, высокий уровень профессиональной подготовки. Одним из наиболее эффективных путей, способствующих превращению специальных теоретических знаний (по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству), в глубокие убеждения, дающих возможность закрепить их в практической деятельности, является педагогическая практика в школе, ставшая неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса художественно-графического факультета.

Мы рассматриваем педагогическую практику (как было отмечено как структурный компонент педагогической системы и системы блока специальных учебных дисциплин, преподаваемых на ХГФ в соответствии с государственным стандартом. Поэтому мы рассматриваем педагогическую практику в качестве централизованной системы, от которой зависит функционирование системы в целом.

Под педагогической практикой мы понимаем: систему видов и форм учебной и внеурочной деятельности, направленную на приобретение каждым студентом теоретических знаний, умений и навыков, полученных на факультете (по живописи, рисунку, черчению, педагогике, психологии, методикам изобразительного искусства и

черчения, ДПИ) необходимых для практического осуществления в реальных условиях общеобразовательной школы, функций учителя изобразительного искусства и черчения, классного руководителя.

Основная цель педагогической практики - подготовка студента к выполнению им функций учителя изобразительного искусства, черчения и классного руководителя.

Задачами педагогической практики являются: формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и развитие педагогического мышления; развитие и совершенствование психолого-педагогических и профессионально-художественных знаний, навыков и умений в конкретной педагогической деятельности с учащимися; развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений; выработка умений наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность; подготовка студентов к проведению различных типов уроков с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную и творческую деятельность; выработка умений наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность; подготовка к выполнению функции классного руководителя, к проведению индивидуальной работы с детьми; выработка умений изучения и обобщения работы ведущих учителей изобразительного искусства, черчения, классных руководителей школ; формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога и его активной педагогической

позиции; оказание студентами помощи учебно-воспитательным учреждениям в решении задач воспитания учащихся.

Похожие диссертации на Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете