Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Мырзаканов Мадвакас Сексембаевич

Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
<
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мырзаканов Мадвакас Сексембаевич. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2000 162 c. РГБ ОД, 61:01-13/629-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I.Теоретические основы развития творческой активности учащихся 5-7 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства 13

1.1. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника 13

1.2. Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства 22

1.3. Возрастные, анатомо-физиологические особенности развития личности 28

1.4. Педагогические возможности развития творческой активности школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством 31

1.5. Роль и место национальной культуры, традиций и искусства в образовательном процессе 39

Выводы 53

Глава 2. Методические основы организации занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства в школе 55

2.1. Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства 55

2.2. Дидактические принципы изучения основ народного декоративно-прикладного искусства 65

2.3. Поисковый эксперимент. Анализ состояния преподавания и изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Казахстана 77

2.4. Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства 84

Выводы 107

Заключение 109

Список литературы 115

Приложение 133

Введение к работе

Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Особенно важным сегодня является дальнейшее обеспечение совершенствования уровня преподавания изобразительного искусства в школах, исходя из народных традиций, национальных особенностей народных промыслов. Необходимо разработать учебные программы, учебники по изобразительному искусству, методические пособия для учителей, с учетом современных требований развития общества и духовного возрождения национальной культуры. Эти требования и определили актуальность и современность работы, ее практическую значимость.

Следует отметить, что в системе нравственного и эстетического воспитания, в процессе обучения в школе, важная роль отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучать и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Народное искусство - «живой голос предков, историческая память, через него осуществляется связь времен и поколений».

В последние годы многие школы работают по специальным учебно-воспитательным программам, направленным на приобщение учащихся к духовной и материальной культуре народа, на воспитание у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию. Наряду с разделами, предусматривающими знакомство детей с историей, традициями и обы чаями, отдельно включены разделы по декоративно - прикладному искусству.

Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции и обычаи казахского и других народов, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре. Понятия ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, национальной орнаментики, полученные на занятиях, по декоративно-прикладному искусству, применяются на уроках трудового обучения при выполнении аппликаций, в вязании, вышивке, художественной обработке различных изделий, при изготовлении игрушек и т. д. В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности национального искусства: национальные, народные и религиозные символы, графические, композиционные и живописные особенности и традиции казахского орнамента. Беседы об искусстве и красоте окружающей мира, систематически проводимые на занятиях, способствуют формированию интереса к народному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, расширяют представления школьников об окружающем мире. Изучение народного искусства в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимостью сегодняшнего дня. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, разви тия духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста

творческих способностей.

Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям действительности, необходимо использовать все резервы, использования занятий народным декоративно-прикладным искусством.

Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов и психологов. Основополагающее значение для данного исследования имели труды в области обучающей педагогики В.И. Андреева, СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанско-го, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернера, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина и др.

Мы опирались на исследования в области общей и возрастной психологии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Якобсона и др.

В области изучения методики преподавания использованы труды А.Д.

Алехина, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.Н. Растовцева, Н.Н. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Основателем теории народного искусства считают B.C. Воронова. Проанализировав основные виды художественных ремесел, он делает вывод, что народное искусство имеет все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова и др.

В своих трудах B.C. Воронов, А.Б. Бакушинский, В.М. Василенко неоднократно отмечают родственность мироощущения и отражения его в

творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образцов, особое чувство ритма в обобщенной пластике форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Справедливость высказываний ученых подтверждают материалы педагогических исследований, опыт практической работы, в которой активная роль отводится ознакомлению детей с народным искусством, обучению начальным приемам художественного ремесла. [108, 109, 168].

Безусловно, использование народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности. Анализ научной литературы показывает, что к проблеме использования народного искусства в педагогической практике обращаются многие авторы: Аристова У.В, Амиргазин К.Ж., Давидова Т.А., Даутов М.К., Корешков В.В., Канев В.Ф., Сарбагы-шев А.А., Соколова М.В., Хворостов АС, Шпикалова Т.Я. и др. Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающиеся одних регионов страны, нельзя механически переносить на школы других регионов.

Состояние практики обучения изобразительному искусству в школе (в нашем случае - в школах Казахстана) требует от теории педагогики методически верного обоснования системы формирования у учащихся общеобразовательных школ изобразительных навыков с привлечением произведений народного искусства.

В настоящем исследовании основное внимание уделяется рассмотре нию влияния традиции народного искусства на развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе художественного образования на опыте работы общеобразовательных школ Казахстана.

Основным направлением в исследовании проблем использования традиций народного творчества на уроках изобразительного искусства следует считать выявление взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием. Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить особенности урока развивающего обучения.

Таким образом, противоречие между потребностями общества в сохранении и развитии народного, а также декоративно-прикладного искусства и недостаточной практической разработкой активизирующих средств обучения школьников на основе национальных традиций определило тему исследования. Которая отражает изучение развития национального декоративно-прикладного искусства жителей Казахстана; поиск средств развития творческой активности школьников в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства и разработку методических рекомендаций, направленных на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности школьников (5-7 классов)

Цель исследования - поиск путей, методов и средств развития творческой активности учащихся, совершенствование художественного образования в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - учебно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства народа Республики Казахстан.

Предмет исследования - творческая активность учащихся и содержание занятий, направленных на освоение традиций народного искусства, формирование художественных навыков и совершенствования изобрази тельной деятельности.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что развитие творческой активности учащихся в процессе формирования художественных навыков может быть существенно повышено при условии,

что:

- процесс обучения будет обеспечен научно-обоснованными рекомен дациями по использованию в изобразительной деятельности традиций народного творчества, на основе национального, самобытного искусства Казахстана;

- в процессе обучения будут широко использованы художественные средства выразительности народного, декоративно-прикладного искусства Республики Казахстан;

- в процессе обучения будут использоваться различные методические приемы, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства;

- в изобразительной деятельности будет осуществляться тесная

взаимосвязь между различными видами народного декоративно прикладного искусства в процессе формирования художественных навы ков.

В процессе теоретических и экспериментальных исследований были

определены следующие Задачи исследования:

- выявить основные характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков у учащихся;

- выделить в народном искусстве такие его виды, элементы и приемы

работы, которые могут быть включены в систему изобразительных навы

ков с целью усиления эффективности идейно-эстетического воспитания и

художественного развития школьников;

- разработать методические рекомендации по активизации учебно познавательной и творческой деятельности у детей школьного возраста с

учетом традиций народного искусства.

Методологическую основу исследования составили работы по определяющей роли практической деятельности в развитии сознания и творческих способностей человека: программные документы по вопросам художественного и эстетического воспитания личности на современном этапе; достижения современной педагогической и психологической науки; творческое наследие казахского народа в области декоративно-прикладного искусства; концепция художественного образования, как фундамент системы развития творческой активности учащихся в школе, исследования в области методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств, научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой. В исследовании мы опираемся на концепцию, рассматривающую народное, декоративно-прикладное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества.

В исследовании использованы следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников, анализ программ

по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному

искусству;

- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;

- изучение и анализ готовых работ учащихся;

- педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

- обобщение передового опыта учителей школ Казахстана и КазНИИ педагогики имени И. Алтынсарина.

Исследование проводилось с 1985 по 1999 гг. в три взаимосвязанных

этапа:

Первый этап - 1985-1992 г.г. - поисково-теоретический, в течение которого происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ ее состояния, исследование и обобщение опыта других преподавателей, изучение специальной литературы.

Второй этап - 1992-1995 г.г. - опытно-экспериментальный, в процес-се практической работы в областной экспериментальной казахской школе № 5 города Семипалатинска. Проводилась и анализировалась работа по влиянию народного, декоративно-прикладного искусства в учебном процессе на развитие творческой активности школьников в процессе формирования художественных навыков.

Третий этап - 1996-1999 г.г. - заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов исследования, оформление полученной информации, уточнение методических рекомендаций по формированию творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе изобразительной деятельности средствами народного, декоративно-прикладного искусства.

Научная новизна исследования:

- охарактеризовано влияние освоения традиций народного творчества Казахстана на формирование познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у школьников;

- выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного, декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности школьников. Главные из них: интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного искусства как эффективного средства развития творческой активности;

- обусловлено изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с определяющей их природно-социальнои средой;

- разработаны методические основы преподавания народного, декоративно-прикладного искусства Казахстана, которое имеет свои художественные особенности и специфический язык средств выразительности;

- определены художественные средства решения образа в народном изобразительном искусстве, наиболее доступные в работе со школьниками и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.

Практическая значимость исследования.

Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по использованию традиций народного творчества в изобразительной деятельности школьников 5-7 классов в программах школ Казахстана с целью развития их творческой активности в процессе формирования художественных навыков. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы учителями школ, преподавателями изобразительного искусства, классными руководителями в процессе учебно-воспитательной работы, слушателями курсов повышения квалификации учителей.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается значительным объемом собранных практических материалов. Соискатель непосредственно участвовал во всех этапах многолетнего экспериментального исследования. Результаты каждого этапа исследования проверялись в различных условиях учебного процесса, что позволило получить объективные данные.

Апробация основных положений проводилась в ходе педагогической деятельности соискателя в школах города Семипалатинска, на педагогической практике студентов Государственного университета «Семей» в областной экспериментальной казахской школе № 5. Результаты исследо вания использовались в процессе проведения методических консультации для учителей школ, чтения лекций в Центральном институте усовершенствования учителей города Семипалатинска; в 1989-1990 годах по телевидению в цикле телевизионных передач «Использование эстетических возможностей предмета рисования и декоративно-прикладного искусства школ»; на Республиканской научно-практической конференции учителей по новому содержанию образования (г. Семипалатинск, 1989 год).

По теме научного исследования опубликовано в период с 1992 по 1998 г.г. 10 работ объемом около 6 п.л..

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы (203 наименования), приложение. 

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника

Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнанна. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые неразрывно связаны между собой в процессе формирования личности.

1. Познавательное значение произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое.

2. Эстетическое значение состоит в том, что изделия народного творчества являются замечательными образцами подлинного искусства, они отличаются большим мастерством изготовления, что сказывается в их образных формах, которые веками отшлифовывались народными умельцами; они развивают в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т.д. В силу этого народное, декоративно-прикладное искусство для тельности.

3. Идейно-воспитательное значение произведений народного творчества состоит в том, что они вдохновлены любовью к родине, стремлением к гуманизму, выражают жизненные устремления и социальные взгляды народов и заключают в себе огромный воспитательный заряд.

Основным объектом изобразительной деятельности учащихся было избрано декоративно-прикладное искусство казахского народа, поскольку именно в нем национальные традиции и художественное творчество находятся в наиболее тесном взаимодействии. При внесении элементов художественного народного творчества и народной традиции в систему современного школьного обучения и воспитания открываются большие возможности как в области совершенствования педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения и приумножения традиционного искусства и культуры.

Под народным декоративным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами хозяйственной промысловой деятельностью, постройкой жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось и передавалось из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастал в среде старых мастеров, дети уже в раннем возрасте мастерили разные орудия труда, стремясь вырезать и раскрасить их также красиво, как это делали их отцы и старшие братья. Преемственность трудовых навыков поддерживалась на протяжении жизни нескольких поколений мастеров.

Как известно, казахское народное, декоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю, богатые традиции и генетически связано с материальной культурой древнейших племен, обитавших на территории Казахстана еще в 1 тысячелетии до н.э.

«Народные ремесла являются выражением материальной и духовной культуры народа, - отмечает этнограф М.С. Муканов. В синкретичносте ремесла и искусства, т.е. в неразрывности материального производства и духовной культуры лежит ключ к пониманию истинного характера народного творчества. В отличие от детища цивилизации —профессионального искусства - ремесла и связанные с ними декоративно-прикладные искусства возникли на заре человечества» [133, С. 23].

Ученые отмечают, что поначалу изобразительное искусство степняков в универсальном смысле было орнаментально-прикладным, оно было призвано одухотворить окружающие кочевника вещи, придать им роль апо-тропея или благопожелания, указать на социальную роль их обладателя. Самые разнообразные предметы быта и обихода, вооружения, одежды, несущие на своих поверхностях резные и тисненые, тканые и отчеканенные узоры и изображения, не только украшали будни и праздники, но делали бытие людей как бы причастным к таинственным силам.

Со времен зарождения своеобразие декоративно-прикладного искусства Казахстана пережило длительную эволюцию, в ходе которой оно испытало плодотворное воздействие великих культур Востока. Однако наиболее яркий след в декоративном искусстве казахов оставило искусство ранних кочевников - от скифов и гуннов до древних тюрков.

Археологами установлено, что во второй половине 1 тысячелетия до н.э. в степях Казахстана возникла цивилизация древних скотоводов и земледельцев со своей материальной основой, духовными ценностями. Наивысшего расцвета она достигает в скифское и сакское время.

В скифскую эпоху были созданы подлинные шедевры степного искусства. Казахи унаследовали от своих предков - древних тюрков и кипчаков - производство войлока, тип юрты, ковроткачество, плетение циновок, умение инвестировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюрско - кипчакской одежды выявлены в казахском народном костюме.

Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством, утилитарностью вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.

Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства

Наше исследование, решая проблему развития творческой активности личности, разрабатывая методы и приемы, опирается на ведущие научно-теоретические положения, сформированные педагогической и психологической наук в области комплексного развития личности. В определении личности и развитии ее творческой активности мы используем характеристики данные Л.С. Выготским, B.C. Кузиным, Р.С. Немовым, В.А. Сласте-неным и др. [108, 109], которые считают, что все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Одновременно они включают в это понятие и индивидуальность, которая отличает её от других и выступает субъектом познания и преобразования мира.

Следовательно, понятие индивидуальность в психологии предполагает комплекс характеристик конкретной личности в системе межличностных и общественных отношений, где функции познания и преобразования требуют творческого подхода. Из многообразия изобразительной деятельности мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство, как одно из значительных, где развиваются все стороны личности, которые можно сформировать в нескольких направлениях.

Существует несколько групп характеристик личности:

К первой группе относятся особенности протекания различных психических процессов конкретной личности, а именно: чувства, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, память, воля.

Во второй группе характеристик отличаются биологически обусловленные особенности темперамента - холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Зависимость адекватности восприятия и характера воспроизведения в процессе художественно-творческой деятельности от характеристик данной группы очевидна.

Третью группу составляют социально обусловленные характеристики личности, та направленность, которая формируется в процессе воспитания - интересы, идеалы, стремления, убеждение, мировоззрение, социальное окружение, формирующее потребность - мотивационную сферу и влияющее на становление личности.

К четвертой группе характеристик относится уровень в процессе обучения накопленных знаний, умений, навыков , которые выражают степень развития личности, подготовленность, опыт.

Первая и вторая группы характеристик, объединяющие особенности протекания психических процессов и особенностей темперамента конкретной личности, базирующиеся на анатомических предпосылках структуры мозга и нервной системы, влияют на предрасположенность личности к тем или иным видам деятельности, то есть предпосылки способностей, с которыми рождается человек. Под способностями понимают те психические качества и индивидуальные свойства личности, которые служат необходимым условием для наилучшего выполнения конкретного вида деятельности.

Решающим условием для развития способностей является деятельность. Совокупность способностей, от которой (при прочих равных условиях) зависит плодотворность деятельности, легкость овладения ею, в психологических исследованиях рассматривается как способность к той или иной конкретной деятельности. Для выявления основных компонентов творческих способностей существуют определенные фазы, соответствующие основным фазам творческого процесса: подготовительная, поисковая, исполнительская.

Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства

Обучение художественно-образному, изобразительному языку (способам, средствам, приемам работы) один из важных факторов формирования и развития художественных способностей учащихся. В этом ряду обучение школьника навыкам изображения является основной базой, на которой строится все дальнейшее художественное воспитание.

Успешность изобразительной деятельности школьников в огромной степени зависит от качества сформированных художественных навыков.

В психологической науке под навыками подразумеваются сформированные в результате упражнений способы действий. В свою очередь, упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия [91, 95, 97].

К формированию художественных изобразительных навыков действующая программа предъявляет следующие основные требования:

- изобразительные навыки должны развиваться в тесном единстве и взаимосвязи с развитием художественного мышления школьника, т.е. формирование художественных навыков полностью подчинено процессу «посильного создания художественного образа»;

- навык не самоцель, а средство, позволяющее реализовать творческие способности школьника, формировать его эстетическое отношение к действительности, глубоко ее познавать и отражать в процессе занятия искусством.

Навык, с нашей точки зрения, формируется на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения природы и восприятия искусства. Уроки по изобразительному искусству надо строить таким образом, чтобы технические навыки были включены в процесс создания художественного образа. Педагоги единодушны во мнении о необходимости сознательного вмешательства в процесс изобразительной деятельности детей.

Наши наблюдения позволили сделать предположения, что казахское народное декоративно-прикладное искусство с его орнаментальным художественно-выразительным языком может стать переходным периодом от условно-схематического «детского» рисования к пониманию и усвоению реалистического характера изображения. Тем более, что в структуре художественного образа декоративно-прикладного искусства уже заложены те основные компоненты, которые могут способствовать формированию изобразительных навыков учащихся. Освоение элементов народного декоративно-прикладного искусства и выработка на этой основе навыков изображения не только не ограничивает художественное развитие детей, но и способствует более полному усвоению эстетической ценности народного искусства и раскрывает перед ребенком возможность самому создавать декоративно-художественные работы.

В связи с этим выработка у школьников навыков изображения на основе традиционного народного искусства соответствует возрасту детей, уровню развития и их художественного сознания.

Формированию навыков изобразительной деятельности способствуют также особенности детского восприятия, такие, как цельность (нерасчлененность) образа, элементы эмоционального сопереживания [15, 39, 158].

Таким образом, при формировании изобразительных навыков школьников необходимо учитывать специфические особенности психофизиологических закономерностей развития ребенка, обусловливающих изобразиразвивающихся деятельности - впечатлительность ребенка, способность активно эмоционально сопереживать товарищу по игре, учителю является возрастной закономерностью. В задачу учителя изобразительного искусства входит использовать эту закономерность при воспитании эмоционально - эстетической отзывчивости к явлениям действительности и искусства. И в это же время, на материале изобразительной деятельности, развивать эмоционально-эстетическое сопереживание учащегося, как качество формирования гуманистических отношений;

- школьник воспринимает образ цельно, у него не сформированы еще способности к расчленению и анализу явлений или объектов действительности. Возрастная особенность целостного восприятия должна быть использована для формирования художественной целостности непосредственно в работах;

- тяготение к изобразительной деятельности, к декоративности (проявлению ритма, симметрии, цветности и т.д.) так же закономерно для детей. Это качество необходимо использовать при формировании навыков учащихся во время выполнения конкретных упражнений.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства