Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность. Новая общественно-политическая ситуация, возникшая в последнее десятилетие в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Возросла роль личности, её социальное значение. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни. Поэтому для формирующейся творчески активной личности, особую важность приобретают; готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении поставленных задач; национальное самосознание. Именно эти и другие положительные качества личности необходимо формировать в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Проблема формирования и развития творческой активности личности - одна из актуальнейших социально - педагогических проблем современного общества.
Основными задачами педагогической науки на современном этапе стали положения, выдвинутые национальным проектом «Образование». Это:
поиск новых форм и методов обучения путем анализа и сравнения различных образовательных систем, их концепций;
демократизация системы образования, предполагающая социализацию личности;
личностно - ориентированная направленность обучения;
гуманизация образования;
развитие творческого мышления;
возрождение духовных ценностей.
Современная педагогика предполагает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализ её индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для нового общества необходима социально активная личность как основная движущая сила общественного прогресса.
Система образования, опирающаяся на научно - теоретическую базу формирования личности, широко использует различные средства и формы, среди которых художественное образование приобретает особое значение. Важной составляющей является народное декоративно-прикладное искусство, которое, воздействуя на личность, обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, помогает самовыражению личности.
Объективно обоснованный подход к этому вопросу предполагает изучение специачьной литературы, включающей научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, вопросы организации учебно-воспитательного процесса, проблемы психологии и др.
Проблема развития личности, развития её творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства рассматривалась многократно в исследованиях Ю.К. Беджанова, Н.С. Боголюбова, М.К. Даутова, В.Ф. Канева В.В. Корешкова, М.В. Соколова, В.П. Строкова, Р.Х. Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и многих художников-педагогов.
Важное значение по рассмотрению проблемы комплексного развития личности, ее творческой активности для данного исследования имели работы А.Д. Алехина, Г.В. Беда, Д.Б. Богоявленской, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.
Основополагающими в области теории учебно-воспитательного процесса для нас являются работы СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, A.M. Матюшкинз В..Л. Сластенина.
Вопросы психологии творческого развития личности освещены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.
В процессе изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков - кавказоведов А. Атманских, Е.И. Крупнова, Л.И. Лаврова, Б.Х. Мальбахова, О.В. Маркграфа, А.Я. Кузнецовой, Е.Н. Студенецкой, К.М. Текеева и др., в которых дан глубокий анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, искусствоведческой, социальной, педагогической направленности, и которые стали для нашего исследования основополагающими.
Изучение традиций, сформированных поколениями народных мастеров в области обработки шерсти (т. е. изготовлении одежды из войлока), является одной из задач нашего исследования, которая в современных условиях развития общества все еще актуальна.
Проведенный анализ научной, психолого-педагогической, историко-этнографической, учебно-методической и специальной литературы по проблемам развития и формирования личности средствами декоративного искусства на примере использования войлока в одежде показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Войлок, являясь одним из видов народного декоративно-прикладного искусства, рассматривается в данной работе как средство развития творческой активности в подростковом возрасте. Исследование опиралось на труды М.А. Ершовой, З.Х. Текеевой, И.М. Шаманова, Г.Х. Мамбетова и др., которые ставили целью формирование и развитие творческой активности личности в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре.
Таким образом, актуальность работы определяется недостаточной изученностью вопросов развития творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством на примере использования войлока в одежде.
В связи с этим возникла необходимость разработки обоснованной и четко продуманной методической системы развития творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере использования войлока в одежде). Это и определило проблему нашего исследования. Все вышеизложенное убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.
Проблемой исследования является развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере использования войлока в одежде).
Целью нашего исследования является разработка и методическое обоснование авторской системы направленной на развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным
_4CKVCCTSPM.
Объект исследования - творческая деятельность учащихся подросткового возраста на занятиях по декоративно-прикладному искусству (на примере работы с войлоком).
Предмет исследования - процесс развития творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства при создании одежды из войлока.
Гипотеза исследования состоит в том, что если в процессе обучения использовать научно - обоснованную целостную методическую систему, направленную на развитие творческой активности учащихся, включающую в себя:
цели, задачи, содержание дисциплин декоративно-прикладного
искусства;
принципы, методы, формы обучения, воспитания и развития;
средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (средства наглядности, ТСО);
то это позволит активизировать процесс развития и динамику роста творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, объекта, предмета исследования, были определены следующие задачи:
изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
изучить научно - теоретические основы развития творческой активности в процессе занятий войлоком;
рассмотреть исторически сложившуюся технику технологии и методы использования войлока в одежде;
разработать и экспериментально проверить эффективность целостной методической системы развития творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно - прикладным искусством;
разработать критерии оценки уровней развития творческой
активности учащихся;
Для решения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:
изучение, анализ и обобщение научно - методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования;
анализ существующих учебных программ по ДПИ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования;
наблюдение за познавательной и творческой деятельностью учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством;
проведение экспериментальной проверки эффективности разработанных педагогических условий;
изучение и анализ опыта работы учителей общеобразовательных школ;
анализ продуктов деятельности учащихся;
интервьюирование и анкетирование учащихся;
психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования:
выявлена и теоретически обоснована возможность использования традиций национальной художественной культуры в развитии творческой активности учащихся (на примере использования войлока в одежде);
определена образовательная, воспитательная и развивающая роль декоративной деятельности в развитии творческой активности учащихся;
разработана программа курса «Искусство войлока» для системы дополнительного образования, направленная на развитие творческой активности учащихся;
создана методика изготовления одежды из войлока карачаевцами и балкарцами, которая технологически адаптирована к современным условиям и может быть использована в практической работе на простейшем оборудовании.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
решена значительная научно-педагогическая задача развития творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на примере использования войлока в одежде карачаевцев и балкарцев;
разработаны критерии оценки работ учащихся на предмет проявления в них степени развитости творческой активности учащихся подросткового возраста посредством использования войлока в одежде;
определены формы и методы организации занятий по использованию войлока в одежде с учетом национальных художественных
традиций и общепедагогических требований изучения предметов эстетического цикла в школе.
Практическая значимость результатов исследования: работы определяется тем, что содержание и методические материалы факультативного курса «Искусство войлока», направленные на развитие творческой активности учащихся 5-7 классов, публикации автора по теме диссертации, могут быть использованы в процессе обучения учащихся общеобразовательных учреждении, декоративно-прикладному искусству (на факультативных занятиях) и технологии. Результаты исследования также могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий по названным дисциплинам.
Методологическую основу данного исследования составили труды известных ученых в области педагогики, психологии (Ю,К, Бабанского, Н. С, Боголюбова, Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Е. И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, В.С Кузина, А.Н. Леонтева, Р. С. Немова, В.Б. Огузова, А. В. Петровского, В.А. Сластенина, Д.Б. Эльконина и др.,), методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства (З.С. Батчаевой, М.К Даутова, М.А. Ершовой, А. М. Кадырова, В.В. Корешкова, Н.Н. Ростовцева, Р.Х. Тебуева Е.В. Шорохова, и др.), научные работы историков (А.Д. Бесленеева, К.Т. Лайпанова, К.М. Текеева, И.М. Шаманова, и др.), этнографов (А.Я. Кузнецовой, Г.Х. Мамбетова, О.В. Маргграфа, Е.И. Махова Е.Н. Студенецкой, и др.).
База исследования: Экспериментальная работа проводилась в средних школах г. Карачасвска СОШ №2, СОШ №3, СОШ №4, а. Сары-Тюз, а. Новый Карачай.
Организация и этапы исследования:
Первый этап (2004-2005 гг.)- поисково-аналитический. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, изучалась и анализировалась отечественная художественно-педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме, а также литература по истории развития народного искусства и народных ремесел Карачаево-Черкесии, анализировались учебные планы и программы образовательных учреждений, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формировались вопросы анкет, проводился анализ творческих работ учащихся общеобразовательных школ в системе дополнительного образования. Путем освоения практического материала была изучена степень уровня разработанности вышеуказанной проблемы, обосновано ее теоретическое и практическое значение в педагогике художественного образования, соответствующей специфике местных условий для подготовки учащихся к декоративной деятельности на примере использования войлока в одежде.
На втором этапе (2005-2007гг.) основное внимание уделялось опытно - экспериментальной работе. Данный период времени позволил объединить в единой методике результаты исследовательской и опытно-
экспериментальной работы по разработке локальных особенностей, базирующихся на основе сочетания интернациональных и конкретно национальных традиций, общих требований, предъявленных к преподаванию декоративно-прикладного искусства в образовательных учреждениях республики.
На третьем, заключительном этапе (2007-2009гг.) проводился анализ
опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты,вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме. Исследование проводилось в СОШ а.Сары-Тюз, а. Новый Карачай, в СОШ г. Карачаевска № 2, №3, №4.
В исследовании приняли участие 120 учащихся 5-7 классов.
Достоверность исследования обусловлена:
опорой на иозоБые научно — теоретические положення б оиласти психологии, педагогики, искусствознания, культурологии и по вопросам развития творческой активности учащихся;
использованием различных методов исследования адекватных целям, задачам и логике работы, опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности школьников подросткового возраста.
опытно - экспериментальной проверкой предложенной методики с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности школьников подросткового возраста в процессе работы с войлоком.
Положения выносимые на защиту:
разраиотаннап автором методическая система развития творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством, позволяющая создать одежду из войлока;
авторская программа факультативного курса «Искусство войлока», включающая в себя историю возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства и технологию обработки войлока карачаевцев и балкарцев.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в процессе педагогической деятельности автора на занятиях с учащимися. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания художественно-графических дисциплин, на заседаниях ученого совета художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета в период с 2004-2009 гг. Теоретические положения исследования докладывались на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ «Алиевские чтения» (Карачаевск 2003, 2004, 2005) и нашли отражение в изданиях рекомендованных ВАК МО и науки РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух глав, (I глава- 4 параграфа, II глава- 3 параграфа), заключения, библиографии, приложения.
Похожие диссертации на Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством : на примере использования войлока в одежде