Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы развитие художественного творчество учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательных школах.
1.1. Использование педагогических технологий на занятиях по художественному творчеству 11
1.2. Моделирование занятий декоративно-прикладного искусства по развитию художественных способностей учащихся 36
1.3. Активизация творческо-познавательной деятельности школьников на занятиях изобразительным искусством 61
Выводы по I главе 95
Глава II. Экспериментальное исследование занятий изобразительного искусства по развитию художественного творчество учащихся.
2.1. Организация художественно-творческой деятельности учащихся 5-7 классах на уроках изобразительным искусством средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана 98
2.2. Выявление начального уровня развития художественного творчества учащихся на констатирующем этапе эксперимента 124
2.3. Система работы по развитию художественного творчества на формирующем этапе эксперимента 135
Выводы по II главе 159
Заключение 163
Библиография 165
Приложение 174
- Использование педагогических технологий на занятиях по художественному творчеству
- Активизация творческо-познавательной деятельности школьников на занятиях изобразительным искусством
- Организация художественно-творческой деятельности учащихся 5-7 классах на уроках изобразительным искусством средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Развитие художественного творчества учащейся молодёжи
рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике.
Повышение требований к научной и практической подготовке
современного человека влечёт за собой возрастание роли учителей и их
ответственности за молодое поколение. Деятельность в условиях
современном обществе требует от квалифицированного специалиста
применения самого широкого спектра человеческих способностей,
развития неповторимых индивидуальных физических и
интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать нарастание научно- технической информации (информационный взрыв) и создание новых художественных средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к развитию творческих способностей, что является усвоения новой научной и художественной деятельности, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей.
Анализ психолого-педагогических и философских
исследований художественного творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Понимание творчества исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе
объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.
В ходе нашего исследования мы рассматриваем развитие художественного творчество изобразительном искусстве как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса художественного творчество на занятиях изобразительным искусством. При этом особое значения приобретает целенаправленное развитие художественное творчество специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. Формируя и развивая у школьников художественной деятельности средствами изобразительного искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность творческой деятельности, художественно образное мышления, обогащение специальным опытом, необходимым для художественной деятельности..
Понятие «художественное творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «художественное решение».
Итак, художественное творчество - это вид творчества целью которого является создание художественных решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью, обладающее мировой новизной и общественной значимостью. Есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»).
Понятие «художественное творчество» являясь одним из видов творчества который находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества.
Наибольший интерес представляют труды и работы педагогов, посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников (Ростовцев Н.Н., Кузин B.C., Шорохов Е.В., Лебедко В.К., Козлов В.И., Ералин К.Е., Козыбаков М.Ж., Амиргазин К.А., Сманов И.С, Кемешев Д.А., Булатов С.С.) и др.
Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А.Ануфриева, Т.С.Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.
Научные основы учебно-воспитательного процесса содержаться в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С.Боголюбова, И.Я.Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др.
Рассматривая и анализируя труды ведущих ученных, педагогов, искусствоведения , изучая диссертационные исследования в области изобразительного искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами изобразительного искусства. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного уровня специальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества на занятиях изобразительным искусством, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявления данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения актуальности.
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью развития творческих знаний, умений, навыков школьников на занятиях изобразительным искусством, а так же художественно-творческих способностей: образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды.
Цель исследования: решение данной проблемы заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальном апробировании
методики развития знаний, умений и навыков на занятиях изобразительным искусством по художественному творчеству.
Объект исследования: учебный процесс формирования у учащихся знаний, умений, навыков и развития художественно-творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.
Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства развития специальных знаний, умений, навыков у школьников в области их художественного творчества на занятиях изобразительным искусством.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у школьников специальных знаний, умений, навыков в области художественного творчества средствами изобразительного искусства, с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если:
интерес к овладению художественным творчеством будут строиться на основании традиций мировой художественной культуры и изучение специфики народного искусства;
формирование специальных знаний, умений, навыков творческой деятельности с использованием изобразительного искусства будут опираться на психолого-педагогических особенности и индивидуально-творческих возможностях школьников;
организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса развития знаний, умений, навыков с использованием изобразительного искусства;
формирование знаний, умений, навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ;
в процессе занятий по художественному творчеству будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
изучить и проанализировать специальную литературу по истории искусства, определить роль и место художественного творчества в изобразительной деятельности;
рассмотреть и обобщить опыт применения художественного творчества в процессе обучения изобразительным искусствам;
разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у школьников специальных знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства;
разработать учебно-методический комплекс развития знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения изобразительному искусству, методические рекомендации, серию учебных наглядных пособий, способствующий творческой деятельности в различных техниках;
осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики развития у школьников специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Методологическую основу экспериментального исследования
составляют ведущие положения в области философии, психологии,
эстетики искусствознания; работы по общей педагогике,
художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике
преподавания изобразительного искусства, исследования известных
искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов
развития художественного творчества. Методы исследования:
изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области;
анализ учебных планов и программ художественному творчеству и изобразительному искусству;
наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основ изобразительного искусства на занятиях по художественному творчеству;
педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-
экспериментальной работы;
— анализ продуктов деятельности учащихся.
Этапы исследования
I этап (1999-2000 гг.) был связан с изучением философской,
психолого-педагогической литературы. Основные методы исследования в
этот период: анализ и обобщение источников по проблеме исследования,
наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
II этап (2001-2002 гг.) был связан с изучением реальной картины
приобщенности школьников к творческой деятельности и состоянием
воспитательной работы школы по формированию творческой деятельности
школьников. Обосновано содержание опытно-экспериментальной по
формированию творческой деятельности школьников в процессе
изобразительного искусства. Методы исследования на данном этапе
теоретический анализ научной литературы, учебных планов и программ
предметных дисциплин школы, изучение педагогического опыта,
наблюдение, конструирование, моделирование, мысленный эксперимент,
изучение продуктов деятельности школьников, по художественному
творчеству.
III этап (2002 гг.) - были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента с целью проверки спроектированных занятий изобразительными искусствами по развитию школьников по художественному творчеству в школах города и Южно-Казахстанской области. Осуществлен анализ полученных результатов, внесены коррективы, сформулированы выводы, выработаны рекомендации. Ведущие методы этапа: эксперимент, экскурсия, беседа, выставка, наблюдение, анализ и обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования:
теоретически обоснованы методические условия, при которых использование изобразительного искусства является важным фактором развития специальных знаний, умений и навыков по художественному творчеству.
обоснованы педагогические условия эффективности занятий изобразительным искусством в обучении школьников по художественному творчеству.
разработана модель методической системы преподавания изобразительного искусства по развитию художественного творчества школьников.
выявлены условия ее эффективной реализации и осуществления, обеспечивающие достижение высоких уровней приобщенности школьников к творческой деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования:
Решена значительная научно-педагогическая задача развития специальных знаний, умений, навыков по художественному творчеству на занятиях по изобразительному искусству. Теоретически обоснованны методические условия, при которых использование на занятиях изобразительному искусству является важным фактором формирования специальные знаний, умений, навыков у школьников; определено и разработано содержание художественного творчества школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и научно-методические рекомендации содействуют эффективному решению проблемы развития художественного творчества школьников на занятиях изобразительным искусством. Полученные в исследовании результаты и сформулированные, на их основе, рекомендации могут быть использованы при подготовке будущих учителей общеобразовательных школ, в вузах и на факультетах повышения квалификации, работников образования, а также при разработке методических рекомендаций для учителей, изобразительного искусства и художественного труда.
Достоверность и обоснованность исследования обусловлены теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов, адекватных научному аппарату и содержанию опытно- экспериментальной работы. Длительным характером и практической апробацией выводов и рекомендаций исследования в учебно-воспитательной работе школ, подтвердивших целесообразность и правомерность предлагаемых нами путей решения исследуемой проблемы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме научных докладов на международных и республиканских конференциях (Алматы, 1999), на научно-практических
конференциях им. М.О.Ауезова (Шымкент, 2002-2003), в республиканских журналах «Наука и образование Южного Казахстана» (Шымкент, 2001); научно-педагогических конференциях Шымкентского социально-педагогического университета «Новая педагогическая технология» Шымкент, 2004 г. На защиту выносятся следующие основные положения:
педагогические условия формирования творческой деятельности школьников в процессе изобразительного искусства;
педагогическая модель по развитию творческой деятельности школьников, в которой учтены выявленные педагогические условия в единстве эффективных форм и методов реализации этого процесса;
условия эффективной реализации и осуществления творческой деятельности школьников в процессе изобразительного искусства.
Использование педагогических технологий на занятиях по художественному творчеству
Современная педагогическая технология обучения рассматривает -создание систем обучения к творческой подготовки школьников. Остановимся на разработках, которые связаны с созданием инструментария работы педагога, преобразованием основного звена повседневной деятельности учебных заведений - процесса обучения.
Педагогический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по художественному конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом:
На этой схеме еще трудно усмотреть специфические черты технологии обучения; в самом деле, общие цели обучения и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе более конкретные учебные цели, результаты обучения всегда подвергаются оценке.
Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и, на этой основе, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.
Ключ к пониманию технологического построения учебного процесса - последовательная ориентация на четко определенные цели. Поэтому, прежде всего, остановимся на центральной педагогической проблеме постановки целей и целевой ориентации обучения.
Педагогическая технология характеризуется в отношении целеобразования принципом диагностичной целенаправленности, который означает не более того, как необходимость для существования реальной педагогической технологии такой постановки целей обучения, которая бы допускала объективный и однозначный контроль степени достижения цели.
Цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
На первых, т.е. удаленных от учебного процесса уровнях, цели носят характер общих установок. К ним относятся:
требования общества;
задачи образовательной системы;
задачи, провозглашаемые отдельной школой в качестве педагогического манифеста.
Эти общие цели поддаются конкретизации, но не всякая конкретизация технологична, - обычно цель остается не полностью описанной, для технологической полноты нужно представить ее через поддающийся точной фиксации результат.
Начальным шагом конкретизации образовательных целей в педагогической технологии является воздействие обучения на ученика; характеристика направленности и результатов этого воздействия составляет основной путь конкретизации.
Основные направления конкретизации целей. Характеристика образовательных условий: каким образом воздействовать и какие условия обеспечить для учащихся.
Характеристика внутренних, процессуальных параметров - способностей и возможностей учащихся: какие способности и возможности следует формировать.
Характеристика образовательных результатов, какие результаты достигаются учащимися в образовательном процессе.
Способы постановки целей.
1) Определение целей через изучаемое содержание. Что дает такой способ постановки целей? Пожалуй, только одно — указание на область содержания, затрагиваемую уроком. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, нет.
Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.
2) Определение целей через деятельность. Например: Ознакомить учащегося с народным промыслом или продемонстрировать приемы декоративного искусства. Такой способ постановки целей - от учителя - сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.
3) Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например:
«Развить умение художественного образа», «Формировать интерес народному творчеству».
В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне учебного заведения, предмета, но не на уровне урока. Сторонники педагогической технологии критикуют и этот способ постановки целей.
4) Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «Цель урока - декоративно-прикладного искусства Казахстана».
На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь выпадает важнейший момент — ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть ни что иное, как определенный сдвиг в уровне развития ученика, который находит отражение в процессе его деятельности.
Трудно не согласиться с тем, что определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения. Более того, как справедливо замечает дидакт П.У.Крейтсберг, при таких способах определения целей работа учителя может превратиться своего рода самоценный ритуал. Поэтому нельзя отрицать их неясности, неопределенности, неинструментальности.
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Правда, эта идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий?
Активизация творческо-познавательной деятельности школьников на занятиях изобразительным искусством
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.
В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким - нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. :i
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть -выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
В связи с этим интерес определяется как эмоционально -познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием Эмоционально -познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции - радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.
Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной степени актуальный для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательного интереса учащихся подойдем, прежде всего, с позиции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.
Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Организация художественно-творческой деятельности учащихся 5-7 классах на уроках изобразительным искусством средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана
Художественного творчества, позволяет формировать эстетическую культуру личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках изобразительного искусства. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-творческой деятельности. Но вместе с тем художественное конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в творческой деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.
В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.
Несколько слов о художественном конструировании.
Художественное конструирование в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами.
В литературе различают два вида конструирования: техническое и художественное.
Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.
Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.
Художественно-проектная деятельность направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов объединяет 2 аспекта
-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает технологическую целесообразность, экономическую эффективность.
-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.
На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе формирования у них элементов графической грамоты и художественных представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных конструкторских задач.
Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.
С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:
-единство цвета и формы;
-сочетание материала и формы;
-соответствие формы назначению;
-пропорциональность различных форм в композиции. Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое воспитание - формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно — творческой деятельности.
Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.
Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе творческой деятельности. Дети среднего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно - образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция , необычная цветовая отделка, подвижность предметов.
Художественная эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.
В связи с тем, что дети практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.
В процессе формирования происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:
1. Личная направленность.
2. Психологическая структура деятельности.
3. Уровень развития механизмов мышления.
Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.
Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада:
1. Творческое воображение.
2. Зрительное восприятие и зрительная память.
3. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.