Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Хрипунова Елена Анатольевна

Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству
<
Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хрипунова Елена Анатольевна. Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Хрипунова Елена Анатольевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2010.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1727

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к творческой направленности и профессиональному выбору учащихся в деятельности связанной с изобразительным искусством 14

1.1. Методологические подходы к творческой направленности и профессиональному выбору учащихся 14

1.2. Специфика художественно-творческой направленности и моделирование творческой деятельности учащихся в изобразительном искусстве 24

1.3. Значение среды для творческой деятельности учащихся в художественном образовании 44

Выводы по первой главе 58

ГЛАВА 2. Динамика развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся на занятиях изобразительным искусством 62

2.1. Критерии оценки творческой направленности учащихся в изобразительной деятельности 62

2.2. Диагностика уровня интереса к художественно-творческой деятельности школьников 72

2.3. Методика развития интереса художественно-творческой деятельности школьников 90

2.4. Результаты формирующего эксперимента 115

Выводы по второй главе 127

Заключение 131

Список литературы 135

Приложения 147

Введение к работе

Актуальность темы исследовании. Современное общество испытывает потребность в профессионально творческих специалистах, способных активно реализовать собственный творческий потенциал в самых различных профессиональных областях, а также развивать предметное поле своей деятельности. Однако содержание профессионального образования не исчерпывается задачами практического освоения той или иной профессии. Стать профессионалом можно в том случае, если профессиональное становление включает в себя не только специальные знания, умения и навыки, но и такие качества и установки, которые позволяют заниматься активной творческой деятельностью, что формируется со школы.

Эти проблемы в большей степени решает дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивироваппос образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Учащиеся удовлетворяют свои творческие потребности, развивают интересы, усваивают знания в том темпе и объеме, которые им позволяют индивидуальные способности. Ценность дополшггелыюго образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении.

Ребенок, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности. У него гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте значительных результатов, сделать безошибочный жизненный выбор. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что оно личностно-ориентировано, решает интересы детей.

Большая часть кружков и факультативов в дополнительном образовании ведут занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Формирование творческой направленности происходит на такого рода занятиях наиболее эффективно.

Творческому развитию учащихся уделяется достаточное внимание со
стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда
других наук и областей знаний. Психолого-педагогические и
социокультурные аспекты развития личности подростка рассматривались в
исследованиях А.А. Асмолова, А.Н.Леонтьева, В.П. Беспалько,
ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера,

Н.Ф. Талызиной и др.

Психологические аспекты восприятия искусства, активизация познавательных способностей личности, формирование творческих интересов отражены в работах психологов: Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова,

Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Е.Ф. Ломова,

С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Теплова, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона.

Вопросам школьной художественной педагогики, методики обучения изобразительной деятельности посвящены исследования А.Д. Алехина, Г.Б. Беды, СЕ. Игнатьева, B.C. Кузина, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, А.С Хворостова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, ТЛ. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др.

Изучением формирования творческой деятельности занимались ведущие специалисты в области педагогики - М.И. Лисицына, A.M. Матюшкин, А.А. Смирнов, И.С. Якиманская, и педагоги -Т.К. Александрова, В.П. Ушачев, Т.И. Шамова. Понятие художественно-творческой деятельности рассматривал в своих работах художник-педагог Н.Н. Ростовцев. Вместе с тем до настоящего времени некоторые проблемы формирования художественно-творческой направленности школьников в дополнительном образовании остаются мало изученными и недостаточно рассмотренными.

Анализ научных источников по теории профессионального
становления (Т.П. Демидова, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина,
К.М.Левитан, А.Н. Лейбович, А.К.Макарова, Т.Л.Миронова,

Н.Ф.Талызина, НВ. Тельтевская, Г.Томе, В.П.Фатеев, В. А. Федоров, Д.И. Фельдштейн, А.Р. Фонарев, В.А. Цвык, Е.В. Чарина и др.) показал, что профессиональное становление будущих специалистов представляет собой многоаспектное, многоплановое явление.

Многочисленные факторы взаимодействия человека и среды, эстетически целесообразные способы функционирования индивида в предметном окружении современного мира и некоторые другие вопросы отражены в работах Г.Б. Беды, А.А. Грашина, В.В. Корешкова, B.C. Кузина.

Ученые сходятся во мнении, что сегодняшний мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной деятельности. В то же время способность активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях, расширять предметное поле деятельности является одним из общественных требований к специалистам нового типа. Содержание профессионального образования не исчерпывается задачами практического освоения той или иной профессии, в нем должны присутствовать качества и установки, которые разрешают проблему перехода к активной, самостоятельной и творческой деятельности. Все эти качества можно формировать на основе художественно-творческой направленности в дополнительном образовании.

Изучение проблемы развития личности в пространстве культуры позволило выявить, что культурная среда задает высокий ценностный уровень отношений, определяющий индивидуально-личностное развитие человека и формирующий его как субъекта (П. Тейяр де Шарлей,

П.Л. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.А. Конев, Т.И. Ойзерман). Современная культура отличается обостренным вниманием к личности и се индивидуальности, что требует новых подходов к развитию продуктивного художественно-творческого мышления (В.П. Зипченко, Б.П. Юсов). Ученые и области эстетики и искусствоведеїшя (Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, Л.В. Гулыга, Л.Л. Зись, СМ. Даниэль, С.Х. Раппопорт) раскрыгают специфику индивидуальности художественно-творческого процесса и особенности воздействия сферы искусства на личностное развитие.

Исследование проблемы формирования художественно-творческой направленности позволило выявить ряд противоречий:

-между социальным заказом общества иа подготовку личности, действующей в режиме творческого профессионального саморазвития, и выраженной недостаточной организацией самостоятельной познавательной деятельности учащегося, его низкой мотивацией к самообучению и сам ообразованшо;

-между потребностью в организации обучения, обеспечивающего положителыгую динамику творческого развития учащихся, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс.

Указанные противоречия определили проблему и тему нашего исследования, где особое внимание мы уделили разработке последовательной системы заданий, направленных на развитие пространственного мышления, логики и творческой активности обучаемых.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику, обеспечивающую развитие творческой направленности школьников и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством.

Объект исследования: творческая деятельность школьников на занятиях по изобразительному искусству.

Предмет исследовании: процесс развития творческой направленности школьников, оказывающий влияние на выбор профессий, связанных с изобразительным искусством.

Гипотеза исследования: развитие творческой направленности учащихся в образовательных учреждениях дополнительного образования будет наиболее эффективно влиять на выбор профессий, связанных с изобразительным искусством, если:

целенаправленно формировать среду для художественно-творческого развития школьников;

разработать методическую систему творческих задании, способствующих развитию художественно-творческой направленности;

разработать модель развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством;

выделить педагогические условия, необходимые для функционирования данной модели.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить педагогические условия развития творческой направленности учащихся влияющие на выбор профессий, связанных с изобразительным искусством.

  2. Обосновать критерии оценки художественно-творческой направленности.

  3. Выявить влияние среды на художественно-творческую направленность учащихся в дополнительном образовании.

  4. Установить зависимость профессионального выбора от динамики развития направленности к художественно-творческой деятельности у учащихся.

  5. Разработать и экспериментально проверить методику, ориентированную на развитие творческой направленности и обеспечешіе профессиональной ориентации в области искусства.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды:

по теории развития личности (А.В. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.В.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); по развитию мышления (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, И.Я. Якиманская и др.); по исследовапшо проблем теории и методики обучения изобразительному искусству (Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, В.В. Корешков, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов и др.); по теории профессионального становления (Т.П. Демидова, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, К.М. Левитан, А.Н. Лейбович, Т.Л. Миронова, Д.И. Фельдштейн, А.Р. Фонарев, Е.В. Чарина и др.);

теория непрерывного образования (B.C. Безрукова, А.П. Беляева, B.C. Леднев.М.И. Махмутов);

-методологические и общетеоретические проблемы интегративного подхода (В.С.Безрукова, Г.М. Добров, Б.М. Кедров, В. А. Лекторский, А.Д. Урсул, Б.Г. Юдин, и др.);

теоретические вопросы интеграции дисциплин в отдельных областях науки и группах наук (Б.Г. Ананьев, Л.А. Беляева, Г.Д. Гачев, Б.М. Кедров, Б.Ф. Ломов, И.Т. Фролов, Ю.А. Шрейдер и др.);

современные концепции педагогики художественного образования (М.В. Алпатов, Г.В. Беда, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, В.В. Корешков, Н.Н." Ростовцев, В.П. Строков, Е.В. Шорохов и др.);

теория изучения профессиональных качеств художника (В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, М.В. Соколов, Н.Н. Шабанов и др.)

положения, раскрывающие вопросы современной педагогической методологии и методики педагогических исследований (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров и др.);

-б-

психолого-педагогическая теорій деятельности (В .Г. Ананьев, В.И. Андреев, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

концепции творчества и одаренности (В.И. Андреев, Д.Б.Богоявленская, В.П. Зинченко, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, ІІ.А. Пономарев, Р. Торренс и др.);

концептуальные подходы к проблеме развития творческих интересов и способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными психологами-теоретиками (Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, А.Я. Пономарев, С. Спирмен, С. Тейлор, Б.М. Теплов);

исследования роли звристическігх приемов решения творческих задач в образовательном процессе школы и вуза (В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллср, П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, психологической, социологической и педагогической, учебно-методической и искусствоведческой литературы (их сравнение, анализ предмета исследования; моделирование учебного процесса; обобщение результатов исследования);

методы научного исследоваши (синтез, анализ, сопоставление, сравнение различных исследовательских данных);

прогностические методы (обобщение независимых характеристик, моделирование педагогического процесса в учебных учреждениях);

обсервациошше методы (прямое и косвенное, длительное педагогическое наблюдение);

праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности: эскизов, зарисовок, макетов...);

экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты);

- социологические методы (анкетирование, тестирование, беседы).
Опытно-экспериментальной баюн исследовании служили

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г. Магнитогорска и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» г. Магнитогорска, а также МОУ ДОД «ДХШ им. Ф.А. Бронникова» г. Шадринска, Щадринский государственный педагогический институт, Курский государственный университет, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева.

Этапы исследования.

Исследование включало следующие этапы:

Первый этап (2000 г.) - поисковый. Изучалась и аналшировалась научно-теоретическая, методическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования; проводился анализ и обобщение опыта работы в

общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образоваїшя, определялись недостатки проведения занятий по изобразительному искусству.

Второй этап (2001-2005 гг.) - констатирующий. Выявлялись
оргшшзациошю-педагогические условия развития творческой

направленности, проводились наблюдешія за деятельностью учащихся, ретроспективный и текущий анализ занятий художественно-эстетического цикла; определялись исходные положения исследованіи, его цель, задачи и методы исследования.

Третий этап (2006-2009 гг.) - формирующий. Включал проверку гипотезы посредством проведения формирующего эксперимента. Была определена модель развития творческой направленности и специфика ее применения на занятиях по изобразительному искусству. Систематизация полученных материалов, проверка отдельных положений, выводов и рекомендаций, разработанных в ходе исследованіи; апробация и внедрение результатов исследования в работу совместно с педагогами.

Четвертый этап (2009-2010 гг.) - контрольный. Проводились сравнешіе, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытпо-эксперименталыюй работы; подготовка методических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная почтил исследования состоит в том, что:

  1. выявлены педагогические условия развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством;

  2. определены критерии оценки художественно-творческой направленности;

  3. установлена зависимость профессионального выбора от динамики развития интереса к художественно-творческой деятельности у учащихся;

  4. разработана и экспериментально проверена методика организации процесса обучения, способствующего развитию художественно-творческой направленности и обеспечивающего профессиональную ориентацию в изобразительном искусстве.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством. Выявлены педагогические условия: уровень эстетического восприятия действительности, художественно-образное мышление учащихся, среда для творческой деятельности учащихся, способность к выстраиванию профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях.

Практическая значимость исследования:

-разработана методика организации процесса обучения, обеспечивающая развитие творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством;

результаты исследования внедрены в практику ведения занятий по изобразительному искусству;

материалы исследования могут быть применены в составлении учебных программ, методических пособий и рекомендаций по развитию творческой направленности;

в процессе эксперимента разработана теоретическая модель развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством, реализация которой способствует приданию процессу обучения вариативности и личностно-смысловой значимости;

выявлено современное, новое содержание предмета изобразительного искусства, важным составляющим которого является создание среды для творческой деятельности учащихся.

Качественная особенность представленных в диссертации методических рекомендаций, способствующих развитию художественно-творческой направленности, состоит в их ориентированности на обучение решению проблемных вопросов путем повышения интереса к творческой деятельности в области искусства.

Обоснованность и достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов исследования и научных выводов обеспечены: методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач; использованием совокупности методов исследования; репрезентативностью опытных данных, их непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой, их содержательным анализом; использованием апробированных методов обработки данных; апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику; апробацией полученных выводов на конференциях различного уровня.

Апробации и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись нами в «Средней общеобразовательной школе № 14 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г. Магнитогорска и в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» г. Магнитогорска, а также в МОУ ДОД «ДХШ им. Ф.А. Бронникова» г. Шадринска, Шадринском государственном педагогическом институте, Курском государственном университете, Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева.

Материалы исследования обсуждались: на всероссийских научно-практических конференциях в г. Челябинске 2005 г., г. Москве -г. Чебоксарах 2005 г.; международной практической конференции в г. Липецке 2008 г.

Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в региональных и межвузовских сборниках научных трудов (из них 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ).

На защиту выносятся следующие положения:

педагогические условия развития художественно-творческой направленности, непосредственно влияющие на профессиональную ориентацию школьника в дополнительном образовании;

методическая система творческих заданий, способствующих развитию художественно-творческой направленности;

критерии оценки художественно-творческой направленности;

непрерывность процесса обучения в дополнительном образовании состоит в преемственности заданий, в ориентировании на художественно-творческую направленность как основу профессиональной ориентации.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложеїшя.

Специфика художественно-творческой направленности и моделирование творческой деятельности учащихся в изобразительном искусстве

Целью этого параграфа является выделение специфики художественно-творческой направленности и моделирование творческой деятельности учащихся в изобразительном искусстве. А также выявление педагогических условий для развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся и эффективной реализации их в процессе художественно- -творческой деятельности.

За последние годы неоднократно изменялись Государственные образовательные стандарты, при этом каждый раз в них отражались изменившиеся требования к выпускнику. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся все еще не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Художественно-творческая деятельность учащихся на занятиях по изобразительному искусству будет эффективно влиять на их профессиональное самоопределение и в итоге на выбор, если будут разработаны-педагогические условия. Через педагогические условия можно оказывать воздействие на творчество учащихся, если учесть,не только воздействие среды, но и способствовать развитию эстетического восприятия, художественно-образного мышления и способности к переносу творческих навыков на другие виды деятельности (выстраивание деятельности в постоянно меняющихся условиях).

Выделенные нами педагогические условия комплексно воздействуют на личность учащегося, занимающегося изобразительной деятельностью. Доминирование остается за средой, поскольку только в ее рамках возможно наиболее эффективное применение трех других педагогических условий.

В нашем исследовании мы обратились к модели. Для этого нам необходимо рассмотреть следующие положения: а) изложение основных теоретических позиций по построению модели и моделированию; б) рассмотрение теоретических подходов моделированию процесса формирования, профессионального выбора в художественно-творческой. дея тельности учащихся на уроках и во внеурочных занятиях по изобразительно му искусству; «Модель (в широком понимании) — образ (в т.ч. условный или мыслительный - изображение, схема, чертеж, график и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта исследования или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый в качестве их «заменителя» или «представителя» [19]. Там же «моделирование» рассматривается как «исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых объектов, инженерных конструкций, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструирование объектов (для определения-и уточнения их характеристик, рационализации способов построения и т.п.) [19].

Моделирование - процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментом для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа [56, с. 158].

Оба понятия трактуются достаточно широко. В психологии под моделированием понимается «получение психологической модели путем сознательного и целенаправленного упрощения естественной психологической структуры личности или деятельности вычленением изучаемых явлений, их усиления и возможно более полного устранения всех остальных» [97, с. 71], «исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала. Наличие отношения частного подобия позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенты теоретических представлений в разных отраслях знания» [96, с 207].

Термин «моделирование» близок к определению его как метода научного познания, в ходе которого происходит отражение объективной реальности. В моделировании исследуется не только интересующий нас объект, а вспомогательная промежуточная система (искусственная или естественная), находящаяся в соответствии с познаваемым объектом, способная в ходе познания на определенных этапах как бы замещать изучаемый объект и способная давать в процессе её исследования информацию об интересующем объекте. Эти признаки говорят о соотношении объекта и модели, и чем большим сходством обладают модель и объект, тем точнее результат и информация, получаемые в ходе исследования. Модель должна обладать существенными признаками: воспроизведением существенных свойств оригинала, гомоморфизмом, простотой и наглядностью, соотнесением информации о модели с реальной информацией об объекте моделирования и возможностью опытной проверки этой информации.

Эти признаки характерны для педагогического моделирования, но они конкретизируются спецификой педагогических процессов. Педагогическое моделирование - научно обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намеченной к построению в близком или отдаленном будущем модели исследуемого педагогического процесса. Моделирование деятельности учителя носит объяснительную, описательную и предсказательную направленность и предполагает достаточное разнообразие в исходных параметрах и конечных показателях. На этот факт указывают П.А. Просец-кий и В.А. Семиченко [106]. Это связано с тем, что педагогическая наука исследует явления, которые не поддаются строгой формализации, и следовательно, создаваемая модель не может быть полностью преобразована в действующую.

Значение среды для творческой деятельности учащихся в художественном образовании

Одно» из педагогических условий, при котором происходит профессиональное самоопределение учащегося, - это творческая среда. Среда — это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [96, с. 556].

В нашем понимании среда - это процесс обучения — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств детей.

Организация среды — это объединение трех составляющих: помещение (интерьер), непосредственно урок и общение. Рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.

Мы комплексно подошли к рассмотрению вопроса исследований влияния среды на личность человека: в области философии — труды Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля; в области педагогики - Я.А. Коменско-го, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.П. Чистякова, в области психологии и физиологии - И.П. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, СВ. Кравкова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева. В этих работах не раз отмечали высказывания о создании творческой среды, которая оказывает безусловное влияние на растущую молодую личность. Проблемы художественной образовательной среды нашли свое отражение в работах В.П. Зинченко, В.В. Корешкова, СП. Ломова, М.В. Соколова, Н.К. Шабанова.

Среда обитания человека во всех культурах и исторических эпохах призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. Среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом. Формирование предметно-пространственной среды, в процессе которого достигается единство функциональных и этико-эстетических аспектов, имеет решающее значение в становлении гуманистического- сознания учащихся.

Первая составляющая — школьное помещение — это материальная! среда", с помощью которой должны быть обеспечены! наиболее благоприятные условия для воспитания и обучения школьников: Назначение помещения и характер деятельности человека в- нем являются решающим фактором в дизайне интерьера. Правильная, организация внутреннего пространства определяет качество обучения, производительность труда, эффективность отдыха, состояние здоровья школьников и педагогов. Как отмечает ученый-педагог В.В. Корешков: «Формирование личности более эффективно происходит там, где предметно-пространственная среда не подавляет, а удовлетворяет духовные и эстетические потребности личности» [59, с. 12]. Помещение или кабинет изобразительного искусства несет различную эстетическую и смысловую нагрузку, он должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория. Оформление кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже потом финансовым возможностям учебного заведения.

Современные исследования предопределяют интерьер класса как одно из средств эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися. Часто предметно-бытовая обстановка помещения школы ограничивается решением утилитарной, технической задачи без попытки создать полноценную, эстетически организованную и облагороженную среду для занятий с полифункциональными возможностями воздействия предметно-пространственной среды на сознание личности, на эффективность обучения и воспитания.

Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная, и внеклассная работа с учащимися и методическая- работа по предмету. Кабинет создаётся.постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Преподавание предмета изобразительного- искусства должно отвечать эстетическим, техническим-и учебно-методическим требованиям.

B.C. Кузин поддерживал широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства; использование различных приемов работы карандашом и кистью обязывают педагога заранее организовать оборудование учебного процесса. «В настоящее время широкое применение получили технические средства обучения (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекции), способствующие совершенствованию учебного процесса. В практике преподавания изобразительного искусства применяются и эписко-пические проекции. Этот вид проекций представляет собой проецирование на экран непрозрачных изображений, выполненных на бумаге, — рисунков, фотографий, иллюстраций в книгах, художественных открыток и т.п.

К техническим средствам, используемым на уроках изобразительного искусства, относятся и звукозаписи. Репертуар пластинок с записью художественного чтения и музыки довольно разнообразен и широк, и преподавателю нетрудно подобрать нужный материал для урока или беседы. В оборудование урока изобразительного искусства входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Педагогический опыт показывает, что наибольший эффект дает сочетание демонстрации различных технических средств обучения и других наглядных пособий» [63].

Диагностика уровня интереса к художественно-творческой деятельности школьников

В данном параграфе мы определили задачи, методы и критерии экспериментальной работы по формированию интереса к художественно-творческой деятельности школьников, определяющей профессиональную ориентацию. Основной целью проведения эксперимента является проверка функционирования модели развития творческой направленности формирования устойчивого и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством путем реализации комплекса педагогиче-ских условий. В эксперименте участвовало около 340 школьников. Задачи экспериментального исследования: 1) проведение диагностики по определению соотношения уровней качеств, предъявляемых профессией, и художественно-творческих; 2) проведение диагностики по определению уровня интереса к художественно-творческой деятельности школьников на разных этапах обучения; 3) определение эффективности развития творческой направленности и профессионального выбора учащихся через реализацию педагогических условий; 4) разработка упражнений, заданий w методических рекомендаций направленных на развитие устойчивой профессиональной ориентации на про-фессии интереса к творческой деятельности и художественно-творческого1 характера; 5) подведение итогов экспериментального исследования И составление методических рекомендаций по эффективному формированию устойчивой профессиональной ориентации на профессии художественно-творческого характера школьников (см. приложение). Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно: Поисковый эксперимент. На данном этапе происходило выявление на-личия интереса к художественно-творческой деятельности, знаний методики художественно-творческой деятельности, теоретических умений школьников в работе над творческими, иjучебными работами. Проведение поисковой диагностики осуществлялось по следующим направлениям: - определение понимания школьниками возможности совершенствования в творческих работах; - определение теоретических знаний школьников об основных видах изобразительного искусства; - определение уровня художественно-творческой деятельности школьников; - определение оценочных критериев художественно-творческих работ учащихся.

Эффективность формирования устойчивой ориентации к профессиям художественно-творческого характера школьников проявляется в интересе к процессу изображения, конструирования, декорирования, желании общаться на темы искусства и стремлении собрать материал об интересующей профессии. Художественно-творческая деятельность школьников зависит от теоретических знаний и практических навыков в рисунке, живописи, композиции, графике и декоративно-прикладном искусстве, где на определенном уровне развиваются пространственные представления, воображение; повышается уровень художественно-творческого мышления,- овладения: приемами? стилизации;. условностями; языка определенной? техники; на. уровне соответствующего возраста;

На этом-;этапе изучалась философская;,психолого-педагогическая»и ме-тодическаяшитература; была-изученашроблема формирования-интереса кху-дожественно-творческош деятельности и вопросы профессиональной ориентации. На поисковом этапе проведен анализ художественно-творческой- деятельности школьников,, рассмотрено содержание, учебного материала по предмету «изобразительное искусство» и программы художественных школ и студий изобразительного искусства, выделены основные элементы и этапы экспериментальной работы, сформулирована рабочая гипотеза.

Целью поискового эксперимента: было выявление обоснование критериев, разработка диагностической методики и определение исходного уровня- сформированное у школьников интереса к художественно-творческой деятельности, и профессиональной ориентации на профессии художественно-творческого характера посредством диагностики. На этом этапе было определено: 1. Место профессиональной-ориентации в образовании. 2. Анкета констатирующего эксперимента, направленная на выявление интереса к художественно-творческой-деятельности и знаний о профессиях художественно-творческой направленности» (прил. 1). 3. Критерии оценочной деятельности художественно-творческих работ учащихся. , 4. содержание проверочных творческих заданий. Учащимся со 2-го по Г 1-й класс была предложена анкета, направленная на выявление интереса к художественно-творческой деятельности и знаний о профессиях, связанных с художественно-творческой деятельностью, где было необходимо ответить на десять вопросов. В полном объеме на все вопросы ответили 95 % опрошенных, 63 % показали средний уровень и остальные 32 % проявили слабый интерес и отсутсвия знаний в этой области. Результат поискового эксперимента свидетельствует о недостаточных знаниях школьников в области профессий, связанных с художественно-творческой деятель-ностью. По этим вопросам мы определили, что в начальной школе интерес к изобразительной деятельности выше, чем у старших учащихся, но знаний в профессиональной области меньше.

В результате бесед с учащимися стало очевидно, что «художниками» желают стать многие ученики начальной школы, в среднем звене — немногие, а также появились сомневающиеся ученики, которые были не уверены в выборе профессий либо в своих возможностях. Ученики старших классов свой выбор делают обоснованным.

В процессе наблюдения за художественно-творческой деятельностью школьников во время выполнения творческих работ выявилось слабое владение методикой художественно-творческой работы, однообразность композиции, многие творческие задачи не имели для школьников решения. Это заставило нас определиться с содержанием бесед по композиции и ввести задания творческого характера, направленные на развитие мышления, логики, творческих способностей и профессиональной направленности.

На этом этапе эксперимента участвовали школьники двух групп. Однако анкетирование показало, что ученики обеих групп имеют примерно одинаковый уровень интереса к художественно-творческой деятельности и знаний в области профессиональной ориентации, что показано в табл. 4. Начальное звено - 1-4-й класс, среднее звено - с 5-го по 8-й класс, девятый класс отнесли к старшему звену, так как в этом возрасте происходит профессиональное самоопределение.

Методика развития интереса художественно-творческой деятельности школьников

Важное значение в обучении школьников художественно-творческой работе играет наглядный материал: таблицы, репродукции и образцы студенческих работ, работ художников и творческих работ учащихся. На занятиях изобразительным искусством нужно использовать принцип наглядности как принцип чувственного обеспечения умственного развития человека, но не просто созерцать, а постоянно задавать вопросы: «Что хотел рассказать художник», «Почему художник нарисовал так?», «Какие выразительные средства использовал автор» и т.д. Тогда мышление ученика направлено на поиски ответов Has вопросы. Удачная работа в контексте сотрудничества учени-ка и учителя при положительном эмоциональном настрое формирует интерес к изобразительной деятельности.

Для» организаций занятий и уроков изобразительного искусства наиболее актуальны технологии, направленные на творческое развитие личности. Целесообразное единство традиционных и новаторских подходов к образовательному процессу является предпосылкой для повышения качества образования учащихся. В эксперименте мы использовали методику проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический метод, частично-поисковый, исследовательский. Последний метод предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.

Самореализация учащихся в изобразительном творчестве обеспечивается с помощью заданий проблемного характера, решению которых способствовали методы мозговой атаки, применение наглядности и методического рисунка, вариативности выполнений заданий, использование разнообразных изобразительных материалов и техник, сотрудничество с учителем на всех этапах урока.

Метод проектного обучения - система, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий. Отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичное предъявление. Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Развитие творческой личности и контроль ее развития осуществляется только в процессе творческой деятельности, что особенно актуально для предмета «Изобразительное искусство». Так же актуально использование игровых технологий, так как искусство является продолжением игры.

Педагог выполняет обучающую, организаторскую и коммуникативную функции. В дифференцированном обучении добавляются еще психодиагностическая и просветительская функции, что предполагает повышение уровня профессиональной компетентности учителя. Для этого педагогу важно научиться выявлять динамические характеристики, составляющие индивидуальность школьников, обусловленную психологическими особенностями.

Опыт педагогической деятельности убеждает в том, что всего можно добиться в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка, беспредельной веры в его творческие возможности. На уроке должен царить дух сотворчества, тогда вопросы, связанные с творческой самореализацией ученика будут решаться положительно. Первые шаги в мире искусства — это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям, это первый опыт овладения духовным наследием человечества.

Источники стимулирования познавательного интереса: отношения учителя с учениками - проявление педагогического оптимизма, обеспечение обратной связи «ученик - учитель», организация соревновательного процесса на лучшие творческие работы, обеспечение и поддержание доброжелательных отношений, выстраивание субъект-субъектных отношений.

Личность учителя - решающий фактор формирования у учащихся определенного отношения к учебному предмету, познавательной деятельности. Особенность учителя в том, что он должен передавать положительный социальный опыт, прививать высшие образцы духовной культуры: знания, идеалы, ценности, способы деятельности и формы поведения, выработанные человечеством.

Мышление и фантазия являются теми механизмами творческого процесса, которые обеспечивают переработку материала действительности в произведение искусства: Из разнообразных впечатлений художник создает произведение, превращая жизненный материал в образы искусства; Роль мышления возрастает в процессе разработки замысла и становится фешаю-щей-по мере окончательного становления1 компонентов произведения: его содержания, образов, структуры, стиля.

Для реализации одного из педагогических условий, выдвинутых в нашем исследовании, на этом этапе эксперимента следует учитывать следующие положения: - учебно-творческая деятельность включает в себя отражение образов действительности на уровне изобразительных представлений; - при выполнении учебно-творческих задач происходит формирование определенного круга художественных представлений; - анализ и обобщение - специфическая особенность мышления; - художественное восприятие, зрительная память, образность представлений, умения и навыки использования средств композиции, способность выполнять композиционную работу по памяти и представлению создают основные предпосылки активного развития художественно-образного мышления; - художественный образ как результат мышления концентрирует пластические ощущения, интуицию, фантазию, эмоции учащегося. Знания школьниками композиционных законов и грамотное применение их в работе есть первая успешная ступень в их художественно-творческом процессе.

Похожие диссертации на Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству