Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Радостева Светлана Вячеславовна

Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования
<
Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Радостева Светлана Вячеславовна. Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:04-13/2854

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе работы над мультипликационными фильмами в системе дополнительного образования.

1.1 Творчество и критерии его развития 11-27

1.2 Создание мультипликационного фильма как средство развития творческих способностей подростков 28-42

1.3 Дополнительное образование как развивающая и воспитательная система и его роль в развитии творческих способностей детей 43-51

Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма.

2.1 Выявление уровня развития изобразительных и творческих способностей школьников 52-68

2.2 Развитие творческих способностей подростков в процессе создания мультипликационного фильма в рамках учреждения дополнительного образования. 69-88

2.3 Методика развития творческих способностей подростков, средствами изобразительного искусства в процессе работы над мультипликационным фильмом в системе дополнительного образования 89-109

4. Заключение 109-111

5. Программа. 112-135

6. Литература 136-148

7. Приложения 149-159

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.

Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Однако, новую личность невозможно развивать и воспитывать только старыми способами, а потому так важны сегодня поиски новых резервов, методов и способов развития личности и раскрытия ее творческого потенциала.

Вопросы творчества, проблемы развития творческих
способностей в процессе деятельности освещаются в
исследованияхЛ.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева,
Н.С.Лейтеса, С.Л.Рубинштейна, Б. М. Теплова,

Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.

Особое место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу всегда занимала художественная деятельность.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психолого-педагогических научных работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова, Н.С.Боголюбова и др.

Эти ученые отмечают, что изобразительная деятельность и
художественный труд являются благоприятными для
развития основных компонентов творческих способностей -
интеллектуальной инициативы, поисковой активности и
направленности на самосовершенствование и

совершенствование окружающего мира.

Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня' такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.-

Развитие творческих способностей требует
сочетания множества соответствующих условий и факторов,
главным из которых является присутствие творческой
доминантной цели, которая реализуется при наличии
необходимых качеств: познания, владения

интеллектуальными, творческими и физическими

двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.

Вопросами полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств занимались Б.П.Юсов, Ю.А.Тамм, Е.А.Ермолинская.

Под полихудожественным воспитанием школьников подразумевается такая форма приобщения к искусству, которая позволяет детям понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Имеются исследования, близкие по тематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования и развития творческих способностей, например, средствами декоративно-прикладного искусства (И.В.Марченко, Л.С.Мазикина, И.В.Козлов), средствами фотографии (А.В.Рузаев), на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В.Игнатьева), средствами телефильма (Л.Л.Сикорук). Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного подхода к формированию творческих способностей.

Рассмотрев объекты развития, мы выбрали ту
деятельность, которая наиболее соответствует

вышеперечисленным условиям, и способствует

эффективному развитию творческих способностей. К числу таких форм деятельности относится комплексное синтетическое искусство мультипликации, близкое и понятное и детям, и взрослым.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные ~с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей

объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Интеграция разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.

Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, достаточно четко представляя ДЛЯ ЧЕГО они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Важнейшие факты истории развития искусства мультипликации отмечены в трудах С.С.Асенина, Н.И.Венгер, А.А.Волкова, И.П.Иванова-Вано и др. В большинстве работ дается практическое руководство по технике съемки мультипликационных фильмов, но недостаточно внимания уделяется изучению возможности использования занятий по созданию мультипликационных фильмов как средства формирования и развития творческих способностей школьников.

Определившись с видом деятельности, мы рассмотрели
условия, в которых эта деятельность будет протекать
наиболее эффективно. Заложенный в детях

интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Возможности развития творческого потенциала ребенка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время наряду с общеобразовательной школой, активно включается в процесс воспитания и развития детей.

Дополнительное образование, предоставляя детям
возможность попробовать себя в различных видах
деятельности, ориентирует на выбор профессии и
способствует появлению индивидуальной,

профессиональной, целевой направленности.

Но в дополнительном образовании на занятиях с

подростками в учебно-воспитательном процессе,

интегрирующем множество навыков и творческих задач,

существует проблема развития творческих способностей

средствами изобразительного искусства.

Рассматривая данную проблему, следует отметить, что немаловажную роль в ее решении играет изобразительная деятельность, направленная на освоение специфики и особенностей искусства мультипликации, обоснованное и активное использование возможностей мультипликации, разнообразных технических средств обучения.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что освоение специфики мультипликации, изучение ее выразительных возможностей и художественных функций в процессе изобразительной деятельности тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием подростков в системе дополнительного образования. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса, приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки и умения, развить специальные и творческие способности.

Находясь в постоянном движении, мультипликация развивается и совершенствуется в работах современных мастеров этого вида творчества. Мы считаем, что изучение искусства мультипликации в условиях дополнительного образования, исторических фактов его „развития, „сюжетов / образных современных трактовок, поможет наиболее эффективному развитию творческих способностей детей подросткового возраста.

Занятие комплексным искусством мультипликации, находящемся на стыке обучения, воспитания и художественного развития ребенка -прекрасный вид деятельности для развития изобразительных навыков и художественно-творческих способностей. Развитые на этих занятиях воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение, помогут человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни. Вышесказанное определяет актуальность данной проблемы.

На основании этих теоретических положений была выдвинута гипотеза, которая стала основой наших экспериментальных исследований.

Мы исходили из предположения о том, что развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в

условиях дополнительного образования будет более эффективным,

если в процессе занятий применяется:

методическая система целенаправленного развития художественно-творческих способностей, позволяющая развивать специальные и творческие навыки подростков, и в которой ведущая роль отводится:

взаимодействию различных видов искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма;

включению, разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, роспись по ткани, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности;

использованию системы заданий и упражнений, раскрывающих
изобразительно-выразительные возможности искусства
мультипликации и направленных на освоение детьми различных
материалов и технических приемов художественной
выразительности;

теоретической подаче материала с обязательной демонстрацией
мультипликационных кино, - теле, - слайд - фильмов, а также
практической деятельности с использованием технических
средств.

Эта система основана на глубоком изучении законов творчества, фаз творческого процесса, условий развития креативности. Она учитывает индивидуально-психологические особенности подростков, ее введению предшествует диагностика изобразительных умений и творческих способностей подростков, в каждом задании ставятся учебные и творческие задачи. Подросткам даются знания основ изобразительной грамоты и мультипликации, осваиваются приемы и методы работы над мультипликационным фильмом.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективные методы развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства при работе над мультипликационным фильмом в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования.

Предмет исследования составляет процесс целенаправленного
развития творческих способностей подростков средствами
изобразительного искусства в процессе создания

мультипликационных фильмов на занятиях в учреждении дополнительного образования.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:

определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе создания мультипликационного фильма;

рассмотреть систему дополнительного образования как наиболее соответствующую для развития творческих способностей детей;

рассмотреть и обосновать связь мультипликации с изобразительным искусством и ее возможности в развитии творческих способностей детей;

разработать принципы и методы организации занятий по мультипликации в условиях дополнительного образования;

апробировать разработанные методы в учреждении дополнительного образования в процессе экспериментального обучения школьников основам мультипликации;

разработать и экспериментально проверить эффективную программу.

Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы:

теоретический анализ и изучение литературы по педагогике, методике, психологии, философии, эстетике, теории изобразительного искусства, истории мультипликации.

наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью подростков в процессе работы по созданию мультипликационного фильма;

анализ результатов детского творчества в общеобразовательной школе и учреждении дополнительного образования;

педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

обработка результатов, полученных в ходе экспериментов.

Методологическую основу исследования составляют:

методы педагогических исследований.

психолого-педагогические труды и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития творческих способностей.

основные положения дидактики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов в области педагогики, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и искусства мультипликации.

Этапы исследования :

На первом этапе (2000-2001г.г.) подбиралась,
изучалась и анализировалась психологическая,

философская, методическая и специальная литература по теме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2001-2003г.г.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий, формирующий и контролирующий эксперименты.

На третьем этапе (2003-2004г.г.) подводились итоги, делались выводы, осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформлялась диссертация. Научная новизна исследования:

разработана, обоснована и экспериментально проверена методика развития творческих способностей подростков в процессе занятий мультипликацией в условиях учреждения дополнительного образования, основанная на изучении " структуры творчества и учитывающая индивидуально-психологические особенности подростков. Ведущая роль в этой методике отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал подростка;

изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе занятий мультипликацией в системе дополнительного образования;

теоретически обоснованы методы организации и проведения занятий, направленных на развитие творческих способностей подростков.

разработана экспериментальная учебная программа для учреждений дополнительного образования по мультипликации на основе взаимодействия искусств.

Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, решена важная научно-педагогическая задача развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания

мультипликационного фильма в условиях дополнительного

образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что
разработанные автором программа и методические
рекомендации по проведению занятий, направленные на
развитие творческих способностей подростков, позволяют с
большей эффективностью организовать учебно-

воспитательный процесс на занятиях по изобразительному искусству и мультипликации в системе дополнительного образования.

Полученные результаты исследования и выводы могут
быть использованы педагогами дополнительного

образования для организации занятий по изобразительной деятельности, учителями общеобразовательных школ для организации занятий с детьми во внеурочное время: в кружках, группах продленного дня, лагерной работе, а также при разработке учебных программ и пособий, могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Экспериментальное исследование проводилось в средних школах № 19, 33 и 34, Центре дополнительного образования №1 и Центре развития творчества детей и юношества города Астрахани.

Творчество и критерии его развития

В различных теориях творчества, как правило, исследуется творчество индивидуальное, но вместе с тем, существуют такие виды деятельности, творчество в которых осуществляется коллективно и направлено на создание общего творческого продукта: постановка спектакля, съемка фильма, разработка коллективной модели и т.д. Но даже тогда каждый член творческой группы, трудясь на общий конечный результат, осваивает один вид деятельности, одну операцию и выполняет свою часть работы.

В детском коллективе, объединенном общими целями и задачами, в процессе совместной деятельности, направленной на ясный единый результат, включая ребенка в разнообразные виды деятельности на всех этапах работы, можно достичь высокого уровня развития творческих способностей каждого ребенка.

Наша задача теоретически рассмотреть и обосновать проблему развития творческих способностей, которые всегда индивидуальны, в условиях коллективного творчества.

Такое исследование развития творческих способностей требует рассмотрения сквозь призму общих законов творчества.

Творчество человека можно определить как создание необходимого, но еще не существующего в реальности, т.е. нового и более совершенного.

Творчество в психологии рассматривается как деятельность, процесс и продукт.

Деятельность (работа по созданию мультипликационного фильма), которую мы выбрали, считая ее наиболее оптимальной для развития творческих способностей, включает в себя три типа творчества (техническое, оперативное и художественное) и основана на интеграции искусств. А для эффективного развития и тренировки творческих способностей необходимо расширение сферы деятельности, овладение новыми приемами и видами предметно-практической деятельности. Каждый вид творчества предъявляет свои специфические требования к процессу и продукту, но способности к каждому виду творчества имеют общие компоненты.

Продукт творчества - это некоторая материализованная идея: открытие, изобретение, создание новой формы материи.

Создавая мультипликационный фильм, конечный продукт своей деятельности, дети изобретают нестандартные способы создания образов и техник их воплощения: в мультфильме может «ожить» любая вещь, любой предмет, а персонаж быть сделан из самого неожиданного материала -гвоздей, веревок, мармелада и т.д.

Процесс творчества представляет собой последовательный поиск нового: сначала - поиск проблемы и темы, затем - способа их решения, и, наконец, формы воплощения.

Процесс творчества всегда индивидуален и протекает в нескольких фазах. Один из первых исследователей творчества как психологического процесса Герман Гельмгольц в конце Х1Х века описал его последовательные шаги: насыщение, вынашивание, озарение.

В 1910 году П.Энгельмер разделил процесс творчества на три другие части: акт выдвижения гипотезы, акт творчества, акт логической проработки идеи.

Многочисленные последующие исследования процесса творчества, сохраняя основу теории, были направлены на детализацию отдельных фаз, при этом, естественно, происходило их дробление. Французский математик Анри Пуанкаре в 1908 году добавил к концепции Гельмгольца четвертую стадию - верификацию, а в 60-х годах XX столетия американский психолог Джейкоб Гетцельс выделил пятую фазу в процессе творчества - первый инсайт.

Таким образом, приблизительная структура процесса творчества такова:

1. Первый инсайт. (Творчество - это не только решение проблем, которые уже существуют. Творческие личности зачастую активно ищут и открывают подлежащие решению проблемы, которые до них никто не замечал.)

2. Насыщение. (Стадия научного исследования.)

3. Вынашивание. (Стадия раздумий.)

4. Озарение. (Стадия внезапного решения.)

Создание мультипликационного фильма как средство развития творческих способностей подростков

Развивать творческие способности можно самыми разнообразными средствами и в самых различных видах учебной и внеурочной деятельности. Доминирование в нашей жизни технократического подхода является серьезным препятствием при решении проблемы развития творческих способностей, и в настоящий момент назрела острая потребность внедрения и развития гуманистически ориентированного подхода. И потому на особое место выходят предметы эстетического цикла. Одним из своеобразных источников опыта и особым средством социального воспитания человека служит искусство.

Гибкость форм и способов выражения зрительных образов делает изобразительное искусство незаменимым в развитии творческих и общих способностей (А.В. Бакушинский, Л.С.Выготский, А.Л.Шацкий).

Идеи высокой эффективности развития детей средствами изобразительного искусства положены в основу исследований В.А.Фаворского, Е.И.Игнатьева, Н.Н.Ростовцева, Н.С.Боголюбова, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество передается духовный опыт человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями, именно через искусство возможно развивать эстетическое сознание, художественный вкус, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве.

Изобразительное искусство предоставляет ребенку возможность лучше осознать себя, свои мысли, чувства, сделать так, чтобы осознание себя стало средством познания других, средством сближения с другими. Процесс овладения навыками изобразительной деятельности, включающий в себя тренировку элементов, необходимых в любом .виде творческой деятельности, способствует расширению умственного кругозора ребенка, усилению продуктивности его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность и волю к действию (А.В.Бакушинский).

Художественное образование - это процесс творческого развития личности средствами искусства, формирование ее духовной культуры через восприятие искусства и собственную творческую деятельность.

Цель художественного образования трактуется как формирование целостной, разносторонне развитой личности. Разностороннее развитие личности ребенка - это максимальное развитие всех его психических сил и личностных качеств: способностей, интересов, склонностей, потребностей, познавательных процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти), волевых качеств, через художественно-творческую деятельность.

Искусство представляет собой нерасторжимый сплав познавательных, воспитательных, развлекательных и иных функций, пропущенных через эстетический «фильтр».

Каждый вид искусства незаменим и самоценен, каждый по-своему входит в жизнь, участвует в процессе воспитания личности. При этом всякий вид искусства имеет то или иное преимущество в познании определенных сторон действительности, в реализации тех или иных аспектов художественной деятельности.

Современное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

Стремительно меняющаяся, динамичная жизнь поставила перед художниками, педагогами, учеными, т.е. людьми, работающими в сфере совершенствования человека, задачу интеграции научно-технического прогресса и искусства, интеграции «мыслимого» и «чувственного». На этой основе возникает система новых «технических» искусств, и осуществляется интеграция в единую систему современной художественной культуры «старых» (классических) и новых («технических») искусств. И одним из таких интегрированных видов современного искусства является искусство кино: художественного, документального, мультипликационного.

«Киноискусство, совмещая в себе интеллектуализм литературы и пластичность живописи, зрелищность театра и эмоциональность музыки, таит в себе способность гармонического проявления чувств и рассудка, образности и понятийности, визуальности и вербальности. ...Сочетание словесных понятий с пластическими образами обусловливает особенности экранизации мысли, ее синтетический характер, емкость» [225, с.6].

Экранные искусства оказывают мощное влияние на формы мышления, воспитания, развития и творчества современного ребенка, на расширение его сознания. Язык экрана становится для современного ребенка естественным и привычным, на Западе даже появляется термин «скринэйджеры» (от английского слова "skreen" - экран), которым по аналогии с "тинейджерами" называют современных подростков. Мы живем в век экранной культуры, а потому нельзя не учитывать этого в воспитании и развитии наших детей;

Экран является искусством прямого и сильного воздействия, и, следовательно, обладает большими возможностями художественно-творческого развития и может успешно служить средством яркого интеллектуального и творческого познания и духовного совершенствования личности.

Наиболее успешно это может делать мультипликация, которую ребенок воспринимает легко и привычно, несмотря на ее условность.

На наш взгляд, педагогика, к сожалению, недооценивает огромные развивающие возможности мультипликации, тогда как она, по выражению С.М.Эйзенштейна, является школой метафорического мышления, а Ч.Чаплин считал ее единственным подлинным искусством « потому что в ней, и только в ней, художник абсолютно свободен в своей фантазии и может делать все, что угодно».

Ребенок, более чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, сверкает, пахнет, разливается потоками краски, скользит и липнет. И поэтому необходимо использовать эту возрастную, скоропроходящую отзывчивость для воспитания личности с нестандартным мышлением, творческим складом характера.

Выявление уровня развития изобразительных и творческих способностей школьников

Содержание констатирующего этапа эксперимента представляло собой комплекс работ, направленных на:

1. Определение критериев оценки художественно-творческих работ учащихся.

2. Выявление специальных изобразительных умений и навыков школьников.

3. Выявление уровня развитости творческих способностей детей

Для проведения нашего исследования было необходимо получить объективные данные относительно базовых знаний и практических умений детей в области изобразительного искусства, приобретенных ими в предшествующие годы обучения в общеобразовательной школе. Основным критерием в определении сформированности изобразительных навыков и творческих способностей является качественный результат художественно-творческой работы, проявляющийся в условиях обучения в современной общеобразовательной школе и степень соответствия этого результата максимальным возможностям каждого школьника в данный период его развития. Под качественным результатом понимается результат творческой деятельности ребенка рассмотренный с позиций реалистического искусства. Его изучение предполагает выделение целого ряда критериев, определяющих художественно-творческие возможности детей данной возрастной группы.

Основная цель выявления критериев состоит в определении условий оптимального соответствия специальной работы педагога уровню развития школьника на данном возрастном этапе, для того, чтобы, учитывая результаты, выбрать наиболее эффективные методы работы.

Поскольку исследование проводилось в начале учебного года в 5-х классах, мы ориентировались на комплекс знаний и умений по изобразительному искусству, которыми должны владеть дети по окончании четырехлетнего обучения в общеобразовательной школе (Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство 1-9 классы» Авт. Кузин B.C., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В. с.71-72.). Согласно программе, дети должны знать:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит)

основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты, цветовые отношения, выделение главного

простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т.д.

начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, тень падающая, блик, рефлекс)

зависимость освещения предмета от силы и удаленности источника освещения

изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета)

Должны уметь:

использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков

использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в изображении

Учитывая вышеперечисленное, определялись критерии оценки детских работ. При определении критериев оценки были использованы разработки параметров анализа детских работ по изобразительному искусству, представленные в исследованиях в области методики преподавания изобразительного искусства. С позиций этих критериев проводилась оценка художественной деятельности по интересующей нас проблеме. Нами были выделены критерии, которые мы объединили в три блока:

Художественно-образное решение композиции.

Объемно-пространственное решение композиции.

Творческое владение техническими навыками работы красками.

Рассмотрим выделенные критерии более подробно.

Первый блок «Художественно-образное решение композиции» включает в себя ряд критериев, которые выявляют различные аспекты композиции, и отражают те моменты, которые влияют на ее выразительность.

В гармоническом образе главное четко отделено от второстепенного, в связи, с чем внимание зрителя сразу сосредотачивается на главном, что позволяет быстро достичь переживания. В выразительных рисунках детей главный элемент всегда выделяется за счет использования различных приемов, при помощи которых дети показывают свое эмоциональное отношение к изображаемому. Характерными приемами являются: выделение главного цветом, тоном, размером, центральным положением в рисунке. По этому критерию выделены следующие уровни позиций:

Размером

Цветом

Тоном

Не выделено

Композиция определяется как способ соединения отдельных элементов в единое целое. Как отмечает ряд исследователей, выразительность в детских рисунках проявляется в результате творческого оперирования внешними признаками изображаемых объектов, что, прежде всего, осуществляется за счет передачи движения. Для того, чтобы правильно изобразить движение ребенку необходимо понимать, как могут изменяться формы объекта в динамике. Умение передать в работе характерное движение свидетельствует о развитии наблюдательности. Передача в рисунке движения выделена в отдельный критерий и имеет две позиции: есть, нет

Цвет в детских рисунках является одним из самых ярких выразительных средств. Выразительность цвета является средством отражения определенного образного содержания, помогает передать эмоциональное отношение к изображаемому. В связи с этим мы выделили такой критерий как -использование колорита как средства выразительности.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования