Содержание к диссертации
Введение
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ
1.1. Из истории искусства театра кукол 10
1.2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра 56
1.3. Содержание обучения школьников изобразительному искусству с использованием средств кукольного театра в системе дополнительного образования 85
1.4. Критерии оценки творческих работ учащихся 97
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 108
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Особенности методики проведения педагогического эксперимента 112
2.2. Экспериментальное обучение школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра 131
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения 179
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ..186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 189
ПРИЛОЖЕНИЕ 203
- Из истории искусства театра кукол
- Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра
- Особенности методики проведения педагогического эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования_и_ее актуальность.
Проблемой данного диссертационного исследования является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления персонажей кукольного театра, декораций с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.
Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.
В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования. Кроме того, процесс овладения средствами кукольного театра легко и непосредственно интегрируется с игровой деятельностью детей, которая, по мнению психологов В.Г.Асеева (1), Л.С.Выготского (38, 39), Л.В.Занкова (61), А.НЛеонтьева (92, 93), Д.Б.Эльконина (184), и др., формирует мышление ребенка, отражает его миропонимание, воспитывает важные качества личности, развивает его потенциальные способности. Исследования ученых-педагогов показывают,
что игровая деятельность и игровые ситуации позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, особенно детей младшего школьного возраста, которые именно во время игры чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.
Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу школьного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац (144), Н.С.Шер (178), ЛГ.Шпет (179), В.С.Шербаков (180, 181) и др.).
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания. Наряду с этим, создание самих театральных кукол в контексте с художественной постановкой спектакля по настоящему увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, активная работа детей над художественным образом куклы, как действующего персонажа театральной постановки, развивает у них образное мышление, воображение, память, эстетическое чувство. Особенно это относится к изобразительной деятельности. Обучение театрально-декорационному и кукольному искусству открывает новые возможности обучения изобразительному искусству, где ребенку предоставляется право быть и художником, и артистом, и зрителем. Погружаясь в процесс создания спектакля, дети приобретают новые знания о художественной форме, выраженной через пространство театра и динамичность образов.
Попытки включить средства кукольного театра в обучение изобразительному искусству школьников уже имели место. Однако эти средства использовались эпизодически и односторонне.
Практика работы в школе показала, что в настоящее время средства кукольного театра на уроках изобразительного искусства используются лишь благодаря учителям-энтузиастам. Программой "Изобразительное искусство и художественный труд" предлагается ознакомление детей с кукольным театром за счет изготовления несложных кукол-петрушек, с которыми учащиеся могли разыгрывать представления. Много полезных советов для учителей начальных классов дает в своей книге "Школьный театр кукол: из опыта работы" Л.А.Сиверцева (148): как приобщить детей к кукольному театру; какие практические работы можно дать детям после просмотренных кукольных спектаклей.
Однако, несмотря на имеющиеся позитивные моменты использования кукольного искусства в школьной практике, кукольный театр во всем своем многообразии, как развивающее средство личностных качеств и способностей детей младшего школьного возраста, используется в обучении и воспитании неглубоко и непоследовательно.
Противоречия, установившиеся между главными целями обучения и воспитания, учащихся младшего школьного возраста во внеурочной изобразительной деятельности и уровнем развития их творческих способностей средствами кукольного театра определили проблему исследования. Личный опыт работы в школе убедил нас, что эта проблема требует к себе особого внимания со стороны ученых-педагогов и нуждается в дополнительном изучении и выявлении оптимальных средств для достижения определенных дидактических целей.
Все это послужило причиной выбора темы исследования "Развитие1 творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования".
Цель данного исследования - выявить совокупность педагогических условий развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности в системе дополнительного образования средствами кукольного театра.
Объект исследования - процесс обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно тогда, когда используются все возможности кукольного театра, среди которых мы в первую очередь рассматриваем изобразительную деятельность с такими ее важными атрибутами как:
умение анализировать характерные черты героев литературных произведений;
умение сочинять несложные сценарии для создания кукольного спектакля;
формирование способностей художественно-образного решения персонажей спектакля в эскизах и куклах;
игровая деятельность, характерная при создании кукольного спектакля, с яркой эмоциональной окраской, способствующая развитию творческой активности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать существующую теорию и практику развития творческих способностей школьников в процессе обучения изобразительному искусству на основе средств кукольного театра, а также труды ведущих специалистов: психологов, художников-педагогов, художников-кукольников, деятелей театральной культуры, учителей
изобразительного искусства.
Выявить наиболее эффективные педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на занятиях изобразительной деятельностью средствами кукольного театра.
Разработать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий обучения с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также экспериментальную программу, позволяющую использовать средства кукольного театра в системе дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии и педагогики о многофакторном развитии личности в процессе обучения; о специфике художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности, способов самореализации личности в обучении; специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественному образованию; исследования по вопросам истории театрального и кукольного искусства.
В ходе исследования мы опирались на научные труды специалистов в области развития творческих способностей детей изобразительному искусству. Это работы А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой (4, 24,79, 87, 90, 91, 138, 139, 177) и др. Эти работы дополнялись экспериментальными исследованиями учебной художественной деятельности обучающихся А.И. Васильева, Т.В. Гановой, П.Г. Демчева, СЕ. Игнатьева, М.М. Старикова, Г.В. Черемных (31,43,49, 65, 161, 176) и др.
Методы исследования: изучение и анализ научно-исследовательских работ по педагогике, психологии, теории и истории искусства театра кукол в контексте исследуемой проблемы; изучение опыта педагогов по организации работы младших школьников в кукольном театре в системе дополнительного
образования; наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в процессе подготовки кукольного спектакля; анализ творческих работ школьников; опрос, анкетирование и беседы с учителями изобразительного искусства; педагогический эксперимент-Этапы исследования (1996-2000 гг.) 1. Определение проблемы, объект, предмета исследования, задач, методологии и методов исследовательской работы, анализ литературы по проблеме исследования. 2. Экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение педагогического эксперимента. 3. Обобщение и систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
- в выявлении изобразительных средств и приемов, используемых в
искусстве театра кукол, содействующих развитию творческих способностей
детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
в разработке оценочных критериев проявления творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, связанной с кукольным искусством;
в определении педагогических условий развития творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра;
- теоретическом обосновании и практической разработке комплекса
упражнений и заданий, развивающих творческие способности детей
младшего школьного возраста средствами кукольного театра в процессе
обучения изобразительному искусству в системе дополнительного
образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения изобразительному искусству средствами кукольного театра в культурно-досуговой деятельности учащихся младших классов, в работе
кружка, студии и других внеклассных учебных занятий, объединенных в систему дополнительного образования. Разработанная учебная программа может использоваться учителями общеобразовательных школ и культурно-досуговых центров. Основные выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезными для формирования опыта творческой деятельности учащихся младших классов в процессе изучения других учебных дисциплин.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, экспериментальной проверкой в условиях средней школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных методических условий обучения учащихся младшего школьного возраста средствами кукольного театра.
Внедрение результатов исследования.
Основное содержание и результаты исследования развития творческих способностей учащихся младших классов средствами кукольного театра внедрены в практику работы МКДЦ и средней школы № 58, студии "Юный художник". Разработанная методика и дидактические материалы по проблеме исследования используются в работе кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета МПГУ (1997, 1998, 1999, 2000 гг.), а также на Совете ХГФ МПГУ (1998 г.) Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в 3-х публикациях.
Из истории искусства театра кукол
Исследуя проблему развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста средствами кукольного театра, мы считаем необходимым уточнить само понятие "кукольный театр", выявить его художественные средства, специфику его художественно-образного языка. Понять, увидеть, почувствовать искусство театра кукол наиболее объективно можно лишь при рассмотрении развития его форм на протяжении истории. Выявив этапы развития художественных форм кукольного театра, мы сможем говорить о том, каких средств выразительности кукол он достигал и для каких исторических задач они служили. Использование этих достижений средств выразительности кукол в обучении и развитии творческих способностей младших школьников и будет поставлено нами во главу угла в нашем исследовании.
Рассмотрим жизнь кукольного театра, выявляя его характеристики в ходе исторического развития, опираясь на мнения и высказывания театральных деятелей, исследователей, критиков, педагогов и художников.
Кукольный театр всегда был чуток ко всем проявлениям времени. Во все времена он мог в четких образах кукол, наивно-простых и отточенно-жестких пьесах сформулировать то, что было необходимо для определенного периода жизни общества. Современники всегда поражались его дару говорить образно и убедительно о самом существенном в жизни. Казалось бы, простой и наивный, театр кукол всегда умел познать истину, сформулировать ее до чрезвычайности кратко, емко и образно. Неудивительно, что к нему люди прислушивались, как к глашатаю истории.
В чем причина такого сильного влияния этого искусства на людей? Причиной, безусловно, является богатейший арсенал художественных средств театральных кукол, специфика художественно-образного языка театральных представлений, оттачивавшихся на протяжении столетий, В этом искусстве заложены большие потенциальные возможности.
В этом параграфе мы рассмотрим исторически сложившиеся формы представлений кукольного театра. Однако основное внимание уделим средствам выразительности кукол, которыми эти представления разыгрывались.
Прежде всего, обратимся к кукле, как к средству театрального представления, и попробуем разобраться в ее общих свойствах.
Театральная кукла - это не просто предмет, приводимый в движение актерами и вызывающий ассоциации с жизнью людей, это художественный инструмент, с помощью которого в театре кукол создается сценический образ, произведение искусства художника-кукольника.
Театральная кукла всегда сохраняла за собой некую самостоятельность. Например, Смирнова Н.И. рассуждая о двойственной природе куклы, замечает, что она или гармонично сливается с теми поступками, которыми ее наделяет лицедей, или же бесконечно сопротивляется ему, обнаруживая свою особую неживую природу. Это происходит потому, что прежде чем попасть в руки актера и вместе с ним сотворить какое-нибудь произведение сценического искусства, кукла уже была произведением изобразительного искусства, имеющим законченное художественное решение, гармонию формы, цвета, фактуры П57» С. 86).
Другая причина такой самостоятельности заключается в том, что кукла несет в себе систему управления, свой способ двигаться, костюм, накопленные годами и веками традицию. Именно в ней собраны идеи мастеров-скульпторов, артистов, режиссеров, художников.
Для того, чтобы яснее представлять себе разнообразные процессы творчества, происходящие в кукольном театре, необходимо полное знание специфических основ театра кукол. Прежде всего, необходимо уяснить само понятие - театр кукол. В книге ММ.Королева "Искусство театра кукол" мы находим такое определение этого искусства: "Театр кукол - это вид театрального искусства, в основе которого лежит особый способ создания сценического образа, заменяющий натуральные физические средства актера художественным инструментом, то есть, куклой". ($5, С. 30)
По способу создания сценического образа театр кукол стоит особняком среди других видов театрального искусства, поскольку только в театре кукол живая актерская природа соединена с мертвым материалом, как специфическим средством выразительности. Сценическое действие - есть основной признак театра вообще. Именно через действие создается сценический образ - результат сценического искусства.
Собственные пластические и мимические средства заменены у актера-кукольника произведением изобразительного искусства, созданным художником. Соединение живых человеческих средств с инородными и делает способ создания образа качественно особым.
Кукла - не только инструмент или техническое средство, но и самостоятельное произведение искусства и художественный образ. Поэтому изобразительное искусство в театре кукол не является искусством-помощником, как в драматическом театре. Театр кукол вообще невозможен без изобразительного искусства, поскольку актерам нечем будет играть, пока художник не принесет им свое произведение - куклу. Особое значение художника в театре кукол подтверждается тем, что зритель, встречаясь со сценическим образом, на ширме видит не актера, а произведение искусства -скульптуру.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра.
Поведение ребенка строится на основе собственной мотивации. В каждом возрасте ребенок имеет свои потребности, способности и возможности. Современное общество нуждается в педагогике, которая может создать условия обучения, соответствующие потребностям ребенка в текущий момент жизни. Именно этот фактор в огромной степени определяет высокую эффективность развития способностей ребенка. Когда педагогика руководствуется желаниями ребенка при разработке содержания обучения, учитывает его возрастные потребности, происходит соединение мотивации и содержания учебной деятельности, направленного на ее удовлетворение, что позволяет достичь поразительных результатов развития.
В младшем школьном возрасте дети испытывают острую потребность в игре, в новизне, в движении, в игрушках. В ролевой игре дошкольника и младшего школьника происходит наиболее полное перевоплощение во взрослых, действенное выделение общественных функций и смысла человеческой деятельности. В игре происходит непроизвольное воспроизведение чувств, впечатлений от действий, выражаемых посредством взятой на себя роли.
С.Л. Рубинштейн много говорил о роли игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит не только развитие способностей, но и самой деятельности ребенка (142), Учебная деятельность не возникает на пустом месте, а является продолжением и развитием игровой деятельности. Таким образом, учебная деятельность находится в одном генетическом ряду между игрой и трудовой деятельностью.
Пройдя все стадии развития ролевой игрой в дошкольном возрасте, младший школьник, тем не менее, незнаком со спецификой театральной деятельности. Если раньше ребенок использовал уже готовую игрушку в качестве средства исполнения роли, то теперь в театре кукол роль выполняется им с помощью специально для этого созданной театральной куклы. Игра с готовой игрушкой и специально изготовленной самим ребенком театральной куклой, имеющей специфическое строение, позволяющее ей свободно двигаться на ширме - не одно и то же. Театральная кукла - продукт творческой деятельности художника. В первом случае ребенок лишь употребляет уже готовый продукт, во втором случае ребенок сам создает, творит для себя игрушку, а затем наслаждается результатами своего творчества в игре. Игрушки должны соответствовать возможностям ребенка; чтобы играть, ребенок должен обладать теми знаниями и умениями, которые предполагает игрушка. Таким образом, здесь очевидна необходимость включения в учебную деятельность, для того, чтобы освоить все стороны мастерства создания и вождения театральной куклы.
Поэтому при обучении младших школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра психолого-педагогической задачей будет являться использование феномена ролевой игры в качестве мотива для создания не просто игрушки, а куклы-актера, в процессе которого возникает необходимость овладения ребенком определенными знаниями и творческими операциями, что преобразует чистую игру в учебную деятельность.
В психологии эффективным средством обучения считается использование "эффекта роли" в качестве мотива учебной деятельности. Эта позиция нашла отражение в работах А.Н. Леонтьева (92).
В связи с этим нам представляется необходимым разобраться в сущности понятия "ролевая игра", а также выявить связь области ролевой игры и искусства кукольного театра, как разновидности ролевой игры.
Анализируя ролевую игру, Д.Б.Эльконин (184) в книге "Психология игры" указывает, что содержанием ролевой игры является то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их труде, общественной и личной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение в деятельность взрослых, оно может выражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности или отношение человека к своей деятельности и к другим людям.
Особенности методики проведения педагогического эксперимента
Констатирующий этап эксперимента мы проводили в московской школе-интернате № 58. В нем участвовали около 250 учащихся младших классов. Проанализировано более 600 творческих работ. Для организации эксперимента мы воспользовались учебными часами по изобразительному искусству в начальных классах. Это дало нам возможность охватить достаточно широкий круг детей.
Предложенные темы и виды работ дали возможность своим содержанием наиболее полно выявить изобразительные качества, учитывать которые нам было необходимо для начального овладения детьми изобразительными средствами и приемами, представляемыми кукольным театром:
гротеском;
умение представлять обобщенную характеристику типических черт героя;
умение передавать характер изображаемого героя посредством цветовой характеристики, позы, ракурса, характерным жестом, а также с помощью изображений костюма и т.д.
Для анализа работ мы использовали разработанную нами систему критериев оценки детского творчества, показанной в схеме 1 и 2. Эти критерии стали едиными и для конечного этапа педагогического эксперимента.
Для того чтобы выявить исходные знания, умения и навыки, ребятам было предложены сказки "Репка" для детей 1-2 классов и "Снежная королева" для детей 3-4 классов, и определить их способности в изобразительной деятельности по уровням /низкий, средний, высокий/. Были созданы такие условия, при которых школьники должны были почувствовать себя художниками-постановщиками кукольного спектакля, работающими над созданием образов Дедки" или "Бабки" из русской народной сказки "Репка", а также образа "Снежной Королевы" из одноименной сказки Андерсена.
Итак, всем детям было дано по 3 задания:
1. Создание образа персонажа в эскизе с учетом конструктивных особенностей будущей куклы.
2. Лепка головы кукольного персонажа.
3. Создание куклы.
При лепке головы кукольного персонажа внимание детей было обращено на то, что черты, найденные в рисунке, нужно воплотить в объеме так, чтобы будущая кукла красиво смотрелась на ширме с большого расстояния, т.е. наиболее характерные черты надо было преувеличить.
Констатирующий этап эксперимент проводился следующим образом: 1. В начале занятия, проводившегося по первому заданию (выполнение эскиза куклы) учащихся познакомили с различным конструктивным устройством кукол. С этой целью демонстрировалось учебное пособие, где были схематично изображены 3 вида театральных кукол: перчаточной, тростевой и упрощенной марионетки. Детям предлагалось выбрать систему управления кукол для своего персонажа, чтобы в дальнейшем учитывать его в эскизе Нами преследовалась цель - выявить, какие сложности могут возникнуть у учащихся в понимании конструкции куклы, при ее прорисовывании и насколько полно учащиеся могут раскрыть образ персонажа в эскизе куклы.
2. Второе задание "Лепка головы кукольного персонажа" предлагалось младшим школьникам для того, чтобы они могли подробно проработать портретную характеристику персонажа.
3. В третьем задании (выполнение куклы в материале) мы смогли выявить, какими приемами, средствами и методами будут пользоваться учащиеся, незнакомые со способами создания театральной куклы.
Для этого ребятам были предложены все необходимые для работы инструменты и материалы:
1. Специально подобранная система из четырех тростей - для тростевой куклы.
2. Специальные ваги - для марионеток.
3. Различные по фактуре и структуре кусочки ткани.
4. Пластилин, клей ПВА, ножницы, нитки, иголки, скотч, бумага, краски и т.п.
Детям разъясняли, что они должны все делать самостоятельно и что они имеют полную свободу выбора способов действия.
После объявления задания - сделать театральную куклу самостоятельно - обычно в классе воцарялась тишина, так как для детей было непривычно, что им не дают готового правила. Когда младшие школьники осознавали, что объяснения не будет, их реакция была различной: от радости до шока, от осознания собственной беспомощности.
Обычно детям требовались подсказки, чтобы они могли включиться в направленный творческий поиск.
Нашей задачей было проанализировать, насколько учащиеся владеют приемами гротеска, преувеличения типичного в лепке, насколько образ соответствует герою литературного произведения и т.д.