Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Александрова Юлия Николаевна

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования)
<
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Александрова Юлия Николаевна. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 190 c. РГБ ОД, 61:04-13/997

Содержание к диссертации

Введение

1 ГЛАВА. Научно-теоретические основы исследования развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки 15

1.1. Вышивка как элемент художественной культуры и использование ее на занятиях с детьми в школе и в системе дополнительного образования 15

1.2. Психологические основы развития творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой 37

1.3. Критерии оценки работ младших школьников по определению сформированности способностей к традиционной вышивке в процессе изобразительной и прикладной деятельности 53

Выводы 63

2 ГЛАВА. Экспериментальное исследование творческих способностей младших школьников 66

2.1. Анализ проявления творческих способностей младших школьников в области декоративного рисования и вышивки 67

2.2. Система развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами вышивки в системе дополнительного образования 95

2.3. Обоснование методов развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки в системе дополнительного образования 120

Выводы 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 155

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 166

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 179

Введение к работе

В Подпрограмме «Дети и традиционная народная культура», разработанной Министерством образования совместно с Министерством культуры, говорится, что проблема приобщения детей к народному искусству занимает значительное место в развитии современного образования. В условиях многонационального российского государства каждая национальная культура является одновременно и компонентом целого, и фактором, воздействующим на ее формирование. Эта тенденция должна найти отражение в программах, методиках, формах образования и воспитания средствами народного искусства.

Крестьянское искусство неразрывно от материальной практики. Народное творчество распространялось на различные формы жизни и быта людей. Художественный опыт, проверенный столетиями, передававшийся поколениями, дошел до нас в изделиях народных мастеров. Связь с жизнью здесь во всем - как в утилитарной, так и в художественной стороне. Всеобщность, коллективность, национальность - это те родовые признаки коллективного, которыми крестьянское искусство утверждает себя в наши дни, и оказывается нужным сегодня.

Изучая народное искусство, учащиеся приобретают навыки ручной I работы, развивают моторику руки, а также волевые качества и аккуратность.

Необходимой, на наш взгляд, является работа с детьми по изучению

художественных особенностей русской вышивки как одного из видов

народного искусства. Вышивка, рассматриваемая как вид народного

[творчества, является деятельностью, способствующей знакомству детей с

традициями, а также развивающей их творческие способности.

Эти процессы должны касаться в первую очередь начального этапа обучения детей в школе, и служить базисом для их дальнейшего развития. Формирование творческого отношения к миру - сложный, длительный

процесс. Важно начинать знакомство с особенностями народного искусства уже в начальной школе, где лишь закладываются основы эстетических знаний через изобразительную деятельность.

Необходимым является определение педагогических условий, при которых изучение традиционных художественных особенностей русской вышивки развивает творческие способности младших школьников. Анализ научной литературы, а также программ по нашей теме показывает довольно устойчивое, а в последнее время даже нарастающее внимание к вышивке, как учебно-творческой деятельности. Однако многие вопросы обучения и воспитания именно младших школьников средствами вышивки в условиях системы дополнительного образования все еще раскрыты недостаточно.

Творческое освоение культуры подрастающим поколением, требует, на наш взгляд, создания эффективных методик, программ на основе изучения национально-художественных традиций и требований образовательного процесса.

Проблема исследования и ее актуальность.

В условиях развития современной системы образования, предметы эстетического цикла все больше выступают как средство развития творческих способностей детей, способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. Широкое развитие в этом направлении получают виды декоративно-прикладного и народного искусства.

Материальная культура наших дней тесно связана с духовным и художественным наследием народного творчества. Народное искусство представляет особый тип художественного творчества, главный аспект которого целостность.

Повышенное внимание к народному искусству в последнее время вполне оправдано происходящим в современном обществе духовным кризисом. Особенно важным здесь становится знакомство детей с традициями, с народным творчеством. Заложенное в нем историческое и

культурное наследие, кроме всего прочего, играет важную воспитательную роль.

Народное творчество близко и понятно ребенку. Это утверждают и современные исследователи детского творчества, и педагоги, занимающиеся с детьми. Декоративность народного искусства - это не что-то привнесенное и добавленное, не украшательство. Это, прежде всего, внутреннее качество художественного образа. Это качество присуще и творчеству детей.

Необходимо, чтобы вся жизнь детей в семье и школе велась в направлении воспитания в них чувства понимания и восприятия самобытности и оригинальности народного искусства, освоения родного опыта. Тем богаче станет натура человека, тем шире он раскроется в своем творчестве. Здесь происходит не только формирование личностных творческих качеств, но и становление психических функций, таких, как восприятие, представление, воображение, мышление.

Огромную содержательную, эстетическую и духовную нагрузку несет в себе художественный образ народного искусства. Его содержание определяют традиция, тема, материал, техника исполнения. И здесь осуществляется неразрывная связь художественной, эстетической стороны, со стороной прикладной. Вышивка, как никакой другой вид народного искусства донесла до нас наиболее древние и глубокие художественные образы (знаки и символы) и мотивы русского искусства. Изучение художественных особенностей русской вышивки детьми способствует развитию их интереса к образной форме освоения мира, формированию национального типа восприятия.

В своей работе мы делаем упор на четыре, на наш взгляд самых распространенных в вышивке образа - растение (в т.ч. цветок), птица, конь, человек (женский образ). При всей многозначности их семантических трактовок в зависимости от формы, расположения элементов образа, знаков вокруг него, а также в зависимости от расположения самого образа в целой

композиции, мы остановились на самых обобщенных и общепринятых. В процессе обучения дети учатся анализировать стилизацию этих образов через изобразительную деятельность.

Работа над художественным образом включается в работу над произведением в целом, которая решает ряд воспитательных задач. Так, изучение вышивки, как вида народного искусства, способствует эстетическому развитию учащихся, расширяет их представление о мире. Поэтому, в методике большое внимание должно уделяться осознанию учащимися целей их работы над композицией вышивки. Дети создают не просто узор, они создают эскиз орнамента для будущего изделия, который впоследствии выполняют в материале.

При создании теоретической базы нашего исследования мы опирались на искусствоведческие труды посвященные нравственным, эстетическим, социальным аспектам народного искусства, и, в частности, вышивки, анализирующие вопросы традиций, преемственности, современности народного искусства, семантики его образов. В этой области нам помогли работы В.И.Белова, В.М.Василенко, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова, и др.

В области психологии художественного творчества при анализе

психофизиологических особенностей учащихся младшего школьного

. возраста мы опирались на труды таких авторов, как Л.С.Выготский,

" П.Я.Гальперин, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн,

В.Д.Шадриков, и др.

Для определения состояния эстетического воспитания и художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного и народного искусства, а также по вопросу творческих способностей учащихся как составной части структуры личности, и развития этих способностей в процессе изучения декоративно-прикладного искусства, мы обратились к научным трудам ученых Н.С.Боголюбова, Т.С.Комаровой,

В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова,

Т.Я.Шпикаловой, и др.

Большую помощь оказали нам диссертационные работы по изучению развития творческих способностей учащихся: Т.А.Васильевой, Н.С.Боголюбова, ИЛ.Головановой, С.Е.Игнатьева, Е.А.Никольской, а также исследования по народному искусству Т.Я.Шпикаловой, Н.Н.Пучковой.

Ценной практической помощью в определении содержания занятий вышивкой с детьми, а также в их планировании послужили для нас публикации Н.С.Сафоновой и О.С.Молотобаровой, В.А.Барадулина, И.С.Федюшкиной, Н.Г.Коваленко и С.Ж.Аршакян.

Усиление потенциала предметов художественно-эстетического цикла, расширение объема и освоения детьми народного искусства происходит и в системе дополнительного образования. Создаются творческие коллективы, школы ремесел, мастерские. Однако зачастую, изучение народного искусства сводится к обучению технологическим приемам росписи, вышивки, плетения, чеканки и др.

Практические занятия по вышивке сегодня представляют собой, как правило, выполнение элементарных упражнений и заданий в той или иной вышивальной технике (тем или иным швом). При таком подходе страдает эстетическая и художественная сторона обучения. Перед детьми не ставятся вопросы формы, цвета, композиции. Задания сводятся к технологической стороне обучения. Зачастую, недооценивая возможности младших школьников, вышивку - как вид учебно-творческой деятельности вводят в процесс обучения лишь в среднем звене. В результате этого остаются невостребованными большие потенциалы, заложенные в рассматриваемом виде деятельности для развития творческих способностей младших школьников.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить пробел в теории и практике

художественно-эстетического воспитания и развития младших

школьников.

Проблема заключается в недостаточном использовании русской народной вышивки в период обучения детей в начальной школе в системе дополнительного образования, что требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на совершенствование нравственно-эстетического и духовного воспитания младших школьников.

Изучение и анализ проблемы развития творческих способностей младших школьников посредством народного искусства (вышивки) позволили определить цель, объект и предмет, сформулировать гипотезу, обозначить задачи и методы исследования.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность младших школьников на занятиях вышивкой в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой, поиск методических приемов и средств эффективного протекания данного процесса в условиях системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования - если процесс овладения основами русской вышивки младшими школьниками выстраивать на основе методической системы, включающей в себя:

задания, учитывающие взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности, специфику русской вышивки, постепенное нарастание трудностей;

упражнения (на: 1. формирование приемов создания художественного образа в декоративной композиции, и 2. формирование навыков вышивки) и творческие работы, посредством которых осуществляется научение новым теоретическим знаниям и практическим умениям;

освоение на высоком уровне одного шва (тамбурного) как оптимально соответствующего младшему школьному возрасту;

методы наглядности, рассказа, беседы, выставок, экскурсий для активизации обучения;

индивидуальный подход и учет особенностей каждого ребенка через разделение заданий на 2 уровня сложности - высокий и низкий,

то значительно активизируется развитие таких качеств творческой личности, как восприятие, воображение, образное мышление, психомоторные способности (саморегуляция).

Цель исследования - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка методов формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения вышивки.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

  1. изучить научно-теоретическую литературу по психологии, педагогике, методике, с позиций обозначенной проблематики, с целью определения сущности творчества, творческих способностей и их места в структуре личности человека;

  2. изучить различные подходы к изучению вышивки (их развитие и современное состояние);

  3. проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой (в условиях общеобразовательной школы);

  4. разработать и обосновать систему упражнений и заданий учитывающую взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности на занятиях вышивкой в системе дополнительного образования, направленную на развитие творческих способностей;

  5. практически апробировать экспериментальную программу в системе дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

  1. теоретическое изучение и анализ научных трудов по психологии, педагогике, искусствоведению, этнографии; анализ программ по изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству; изучение состояния преподавания вышивки в системе дополнительного образования;

  2. критический анализ детских рисунков и практических работ, направленный на выявление уровня развития творческих способностей;

  3. проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации занятий;

  4. обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Исследование проводилось с 2000 по 2003 г. г. Эксперимент охватил 272 учащихся начальных классов. Исследование состояло из нескольких этапов:

На первом этапе (2000-2001 г. г.) осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования. Рассматривались вопросы психологии, философии, педагогики, природы творчества, развития творческих способностей учащихся, методике преподавания декоративно-прикладного и народного искусства, а также композиции, цветоведения. Особое внимание уделялось истории развития вышивки, ее нравственным, эстетическим и социальным аспектам.

На втором этапе (2001-2002 г. г.) проводился констатирующий этап эксперимента с целью определения исходных позиций исследования и его проблематики: анализировалось состояние развития творческих способностей младших школьников к вышивке. Составлены учебно-творческие задания для эффективного развития творческих способностей учащихся младших классов в процессе обучения вышивки. Осуществлялось

наблюдение за творческой деятельностью учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Проведен анализ результатов выполнения учебно-творческих заданий по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников в области русской вышивки через изобразительную и прикладную деятельность.

На третьем этапе (2002-2003 г. г.) составлена программа и проведено опытно-экспериментальное исследование с целью развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения вышивки. Эксперимент проводился в кружке на базе общеобразовательной школы №176 г. Москвы. Проведено контрольное исследование процесса развития . творческих способностей. Систематизированы и обобщены результаты диссертационного исследования, осуществлена проверка выводов, оформлена диссертация.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии и педагогики о взаимодействии обучения, воспитания и развития личности, учение по проблеме способностей и их развития в деятельности, искусствоведческие и этнографические труды по народному и декоративно-прикладному искусству.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ проявления творческих способностей младших школьников
к вышивке в процессе выполнения изобразительной и прикладной
деятельности.

2. Методические приемы, система упражнений и заданий,
развивающих творческие способности младших школьников.

3. Структура содержания методики организации занятий вышивкой
младшими школьниками.

4. Программа занятий кружка вышивки для младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке научно-обоснованной методики развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки, включающей:

соотношение содержания теоретических основ и практических занятий;

взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности;

систему обучающих заданий, учитывающих специфику традиций русской вышивки;

динамику выполнения каждой творческой работы - от создания эскиза до выполнения в материале;

творческое осмысление и использование в самостоятельных работах традиционных мотивов и композиций русской вышивки.

Теоретическая значимость заключается:

в научном обосновании эффективности вышивки как творческой деятельности, способствующей развитию творческих способностей у учащихся младших классов;

внесен вклад в развитие методики преподавания декоративно-прикладного и народного искусства;

полученные результаты могут быть использованы для исследования развития творческих способностей в процессе обучения вышивке учащихся среднего звена (10 - 14 лет);

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания вышивки в системе дополнительного образования; некоторые положения разработанной экспериментальной программы по вышивке могут быть использованы и в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой

литературы по художественному развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования -эффективности предложенных путей и средств обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях кружка «Вышивка» существующего на базе общеобразовательной школы №176 г. Москвы. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета. Разработанная в ходе исследования методика внедрена в практику работы кружка «Вышивка» в системе дополнительного образования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложениях даны работы учащихся, выполненные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов.

Основное содержание исследования отражено в публикациях автора:

  1. Александрова Ю.Н. Воспитание средствами народного искусства (вышивки) // Внешкольник, Ярославль, 2001. - №1. С. 31-35.

  2. Александрова Ю.Н. Об обучении вышивке младших школьников в системе дополнительного образования / Научные труды Mill У. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей - М.: Прометей, 2002. С. 434-435.

  3. Александрова Ю.Н. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изучения русской вышивки / Проблемы современного образования и воспитания (Сборник научных статей). -Выпуск I. - М.: Прометей, 2002. С. 133-138.

  4. Александрова Ю.Н. Роль традиций в формировании творческих способностей младших школьников средствами народного искусства (вышивки) / Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник

научных трудов кафедры философии Mill У. Выпуск XVIII. - М: Прометей, 2003. С. 3-7. 5) Александрова Ю.Н. Творческое воображение как главная составляющая творческих способностей младших школьников в процессе обучения вышивки / Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии Mill У. Выпуск XX. - М: Прометей, 2003. С. 3-6.

I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВАМИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ.

Основная цель данной главы - рассмотреть психолого-педагогические аспекты проблемы, психофизиологические особенности младших школьников в рамках задач развития их творческих способностей в процессе обучения вышивки.

В задачи этой главы входит:

выяснить состояние разработки проблемы в теории и практике школы и системы дополнительного образования. Для этого необходимо проанализировать научно-методические источники;

рассматривать вышивку как вид народного искусства, и в этой связи проанализировать вышивку как творческую деятельность, и рассмотреть различные направления ее использования в практике обучения и воспитания младших школьников.

Вышивка как элемент художественной культуры и использование ее на занятиях с детьми в школе и в системе дополнительного образования

Русская вышивка - сложное и многогранное искусство ручного труда. Это один из наиболее распространенных способов орнаментирования ткани. Обширная область народной вышивки с особенной ясностью показывает все богатство художественной культуры старого крестьянского быта.

В конце XIX - начале XX века начинается научное изучение произведений народного искусства, их художественно-эстетической и духовной ценности, художественно-выразительных средств. Начало научному подходу к проблемам народного искусства положили труды искусствоведов А.В.Бакушинского, В.С.Воронова, а в дальнейшем А.Б.Салтыкова, В.М.Василенко.

Проблемами народного искусства вообще, и вышивки - как одному из его видов, занимались такие искусствоведы и этнографы, как И.Я.Богуславская, Т.М.Разина, М.А.Некрасова, И.П.Работнова, Б.А.Рыбаков, и другие. В системе человек - природа - культура, народное искусство, бесспорно, рассматривается как часть культуры, носитель исторической памяти.

Народное искусство дает нам образцы глубоких по творческому замыслу и исключительных по красоте художественных ценностей, вынесенных в повседневную жизнь. В.С.Воронов, говоря о крестьянском искусстве, подчеркивает богатство смелой, творческой фантазии, остроумие, наблюдательность, декоративное чутье, конструктивную смелость, техническую сноровку - всю полноту художественной одаренности, содержащуюся в бытовых памятниках народного искусства. Он призывает рассматривать это искусство не как «занимательное для просвещенного городского человека варварство», а сосредоточиться на его «пристальном, строгом и серьезном изучении». (34)

Мысли Воронова развивает в своих трудах М.А.Некрасова. В своей книге «Народное искусство как часть культуры» Некрасова определяет основы народного искусства, раскрывает его особенности, говорит об особом типе художественного творчества, освещает способы его бытования и распространения. «Народное искусство - как живое творчество протягивает и устанавливает свои тончайшие, порой невидимые связи от природы к человеку, от истории к современности. Образы народного искусства концентрируют ту гармонию мира, без которой невозможна жизнь человека, сохранение культуры...Исторически оно - основа всей художественной культуры.» (126, с. 15). Испокон веков русского человека волновали фундаментальные проблемы бытия, вопросы происхождения вселенной. Однако задаются эти вопросы в поэтически-образной форме. В первобытном сознании явления окружающего мира осмысливались в мифологическом ключе. «Мифология есть не наука, а жизненное отношение к окружающему».(95, с.42). Миф - это реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений. (95). Тем не менее, любые образы и сюжеты народной мифологии имели под собой реальную, зачастую -обыденную основу. Жизнь русского человека от рождения до смерти народ связывал со звездным миром - Вселенной. Ядро народного мировоззрения составляли представления о взаимопроникновении космических сил в человеческую жизнь, об их влиянии на человека. Эти представления передавались от поколения к поколению вместе с языком и традициями.(146)

«Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ».(95, с.51). В символе содержится полное равновесие между «внутренним» и «внешним», идеей и образом, «идеальным» и «реальным». Единственная форма мифической отрешенности - это отрешенность от смысла вещей. Такая отрешенность объединяет вещи в каком-то новом плане, лишая их присущей им естественной , раздельности.(95). Это в полной мере отразилось и в народном искусстве. Здесь постоянно звучит тема космологических сил, вечной остается тема отношения человека с природой.

Все многообразие и богатство художественно-творческих сил сосредоточила в себе народная вышивка. Она - как никакой другой вид народного искусства донесла до нас наиболее древние и глубокие художественные образы и мотивы русского искусства.

Большой этнографический труд по изучению русской народной вышивки принадлежит Г.С.Масловой. В своей монограмме Маслова рассматривает искусство русской народной вышивки в историческом, этнографическом и искусствоведческом плане, раскрывает разнообразие этого искусства, его социальную значимость и место в художественном наследии русского народа.

Вышивка - один из самых древних видов орнаментации тканей у славян. На текстильных фрагментах X - XIII вв. встречаются узоры: тканые, набивные и вышитые. (102)

Искусство русской народной вышивки XVIII - начала XIX в. свидетельствует о многовековом пути его развития.

Вышивка - область женского труда и творчества. Лишь в некоторых случаях ее выполняли мужчины. В Московской губернии в начале прошлого века тамбурным вышиванием занимались и мужчины, уходившие в отхожий промысел на фабрики, главным образом в Москву. В некоторых губерниях к выполнению вышивок в крестьянских семьях привлекали детей, включая и мальчиков.

Крестьянская вышивка в сфере домашнего производства - для собственных нужд - наиболее устойчиво сохраняла традиционные приемы в технике, орнаментации, особенно в районах отдаленных, слабо затронутых влиянием города. С детства (с 8-9 лет) крестьянские девочки учились вышиванию, воспринимая то, что было накоплено предыдущими поколениями. В то же время каждая вышивальщица вносила в произведение что-то свое, . соответственно своему вкусу и способностям. Рукоделия особо одаренных из них славились чистотой работы, творческой разработкой узоров.

Были сельские вышивальные ремесла, обслуживающие более широкую территорию, чем волость, продукция некоторых из них поступала на ярмарки. Ремесленная вышивка, рассчитанная на сравнительно узкий круг потребителей, своими корнями глубоко уходила в местное искусство, в ее исполнение вкладывалось много творческой инициативы. Но чем шире был рынок сбыта вышивки, тем более ее орнамент становился однотипным, упрощенным.

В городском ремесле были свои традиции, создавался свой тип вышивки: сюжетика ее отличалась от крестьянской, круг источников, откуда черпались орнаментальные сюжеты, был иным, более широким, чем в крестьянской среде. (102)

Украшению текстильных бытовых предметов уделялось большое внимание, как в крестьянской, так и в городской среде. В зависимости от назначения, размеров, формы, материала, покроя менялись характер вышивки, ее композиция, техника.

Вышитые, чаще самодельные ткани использовались для домашнего обихода и убранства крестьянского жилища, а в какой-то мере и горожан до второй половины XIX в., а в отдельных местах и позже. К ним относятся полотенца, имевшие самое разнообразное применение в быту.

В некоторых русских областях сельские жительницы различали утирку, или рушник - чисто утилитарного назначения, для повседневного вытирания рук, которые мало или совсем не украшали, и полотенца, предназначенные для убранства избы в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего холста. Длина полотенец была от 2 до 4 м. Ширина - это обычная ширина русского крестьянского холста - 36-38 см. Холст тщательно отбеливали.

Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце. Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста посватана, и жених кидал полотенце своей родне.

Анализ проявления творческих способностей младших школьников в области декоративного рисования и вышивки

При составлении узоров в области декоративно-прикладного и народного искусства учащиеся должны понимать, как можно использовать формы природы: растения, животных, птиц, фигуры человека, и как перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях. В процессе выполнения задания происходит ознакомление с символикой русской вышивки.

В 1 классе задание выполняли 84 учащихся. Работы высокого и низкого уровней по этому критерию разделились примерно поровну - 52% высокого и 48% низкого уровня. Дети этого возраста с радостью изображают сказочных птиц, коней, растения, довольно легко воспринимают показанное и пытаются использовать новые для них образы в своих работах.

Рисунок Лены М. (рис. 1) представляет высокий уровень данного критерия. Здесь мы видим изображение растительной формы - «древо жизни». В работе нет реалистичных листиков или кроны. На дереве располагаются цветы, что является традиционным для русской вышивки. Изображение представляет собой симметричный образ, элементы узора выполнены плавными линиями, без острых углов. В противоположность ему следует привести работу Стаса Л. (рис. 2) (низкий уровень). Учащийся тоже изобразил дерево, но дерево это декоративно не обобщено - толстый ствол с птицей в дупле, расположение и структура веток, трава и облака с солнцем - все эти элементы не являются декоративными. Во 2 классе происходит усложнение образов, причем это касается работ не только высокого, но и низкого уровня.

Показатель высокого уровня символичности образа составил 67%. Примером может служить работа Вики С. (рис. 3). Девочка не только довольно точно рисует контур симметричной женской фигуры, но и усложняет его дополнительными элементами (птицами). Внутри контура использован традиционный орнамент, состоящий из сочетания различных линий, применяемых в вышивке.

В работе Даниила А. (рис. 4) изображен другой образ - конь. И хотя мальчик попытался изобразить сказочного, солнечного коня, выполненного теплыми красками, хвост и грива которого - это огненные лучи солнца, но образ получился нетрадиционным для народного искусства, что позволило отнести данную работу лишь к низкому уровню данного критерия (33%).

В 3 классе задание выполнило 74 человека. 69% составила 51 работа третьеклассников, отнесенная нами к высокому уровню. Образы этой возрастной категории учащихся еще более усложняются, и не только за счет формы и орнамента. В некоторых работах появляется уже элементы импровизации, как, например, в рисунке Паши К. (рис. 5) (высокий уровень). Древо жизни он изображает плавными завивающимися линиями, использует традиционные петельки и цветочные формы для растительных элементов.

К низкому уровню мы причислили 31% работ в 3 классе. Это дети, которым в работах трудно оторваться от реальных изображений. Пример тому рисунок Евгения А. (рис 6). Здесь изображена женская фигура с чертами лица, прической, в привычной для женских изображений одежде.

Наибольший процент работ высокого уровня символичности образа получился в 4 классе (73%). Образ на рисунке Димы 3. (рис 7) - древо жизни. Несмотря на некоторые погрешности (несимметричное расположение элементов на ветках), это работа высокого уровня.

К низкому уровню (27%) мы причислили работу Вики У. (рис. 8). Здесь изображен сказочный конь, и главный элемент сказочности - это его крылья. Но это нетрадиционный для народного искусства, и в частности для вышивки образ. Результаты критерия наглядно видны на диаграмме. символичность образа

Таким образом, по результатам видно, что детей младшего школьного возраста привлекает изображение сказочных образов, образов-символов, наделенных иносказательным значением. Уже в 1 классе показатель таких работ довольно высок - 52%. Он растет из года в год, и в последнем классе начальной школы составляет 73%. Это говорит о необходимости включения подобного рода заданий в методику обучения декоративно-прикладному и народному искусству младших школьников. Они вызывают у детей интерес и желание работать.

2 критерий «Композиционное построение образа»

Этот критерий показал, что большинство детей не владеет знаниями о линейном орнаменте или не умеет применять его при построении образа. Тамбурный шов, представляющий собой плавную линию, образующую узор, требует соответственно и линейного рисунка. Большинство детей не сумело реализовать это в своих работах. Основными ошибками были: закрашивание контура цветом и использование в работе острой линии, образующей углы. Необходимо отметить, что задание было усложнено: линия должна состоять из петелек (стилизация фактуры тамбурного шва). Что будет рассмотрено в 3 критерии.

Из 84 работ учащихся 1 класса только 26 работ достигли высокого уровня, что составило 31%. Примером может служить рисунок Саши Б. (рис. 9). Здесь, как и в других работах данного уровня, образ состоит из плавных линий.

Низкий же уровень составил 69% работ. Например, рисунок Саши С. (рис. 10). Кроме применения острых углов на головном уборе и на подоле женской фигуры, Саша еще и закрасил контур цветом.

Во 2 классе процент работ высокого уровня увеличивается до 37. Здесь мы отметим рисунки Насти Л. (рис. И), Вики С. (рис. 3). Сложные по построению контура образы заполнены разнообразным линейным орнаментом.

В работах низкого уровня (63%) встречаются те же ошибки, что и в 1 классе: закрашивание контура (Данил А. (рис. 4)), острые углы в контуре.

В 3 классе процент высокого уровня составляет уже 42. Кроме рассмотренной выше работы Паши К. (рис. 5), сюда можно отнести и рисунок Даши А. (рис. 12). Девочка выбрала образ птицы. Несмотря на то, что работа выполнена красками, линии проведены тонко и аккуратно. Правда орнамент внутри контура не отличается разнообразием линий, зато для хвоста применены сложные, спиралеобразные линии.

А рисунок Маши 3. (рис. 13) мы отнесли лишь к низкому уровню(58%), так как девочка применила в своей работе нетрадиционный орнамент - точки. Также волнистая линия внутри контура прерывается.

Самого высокого процента (48) достигли работы высокого уровня в 4 классе. Например, рисунок Ивана Г. (рис. 14). Его образ (древо жизни) состоит из небольшого количества элементов, причем они несколько упрощены. Однако, это плавные линии, работа выполнена правильно. Сюда же можно отнести, с небольшими оговорками, работу Димы 3. (рис. 7).

52% работ в 4 классе остается низкого уровня. Это рисунки Юли П. (рис. 15), Вики У. (рис.8).

Данные критерия наглядно показывает диаграмма.

Таким образом, мы видим, что высокий уровень данного критерия растет от 31 % в 1 классе до 48% в 4 классе. Соответственно уменьшается процент низкого уровня. Однако в целом высокого уровня удалось достигнуть менее половины четвероклассников. Несмотря на увлеченное рисование сказочных образов, учащиеся младших классов не смогли передать линейность образа, традиционного для тамбурной вышивки. Поэтому, в процессе обучения младших школьников особое внимание следует уделить линии - как одному из важнейших средств выразительности изобразительного искусства.

3 критерий. «Передача фактуры тамбурного шва».

При создании художественного образа детям предлагалось сымитировать петельки тамбурного шва. Это могли быть кружочки, овалы, точки, любая другая фактура линии, передающая фактуру шва.

Необходимо отметить, что большинство детей с заданием не справилось. Учащимся младших классов, которые никогда не вышивали, трудно представить себе созданный ими образ воплощенным в материале. Не познакомившись на практике с тамбурным швом, они не представляют, как он выглядит. Даже имея перед глазами образец тамбурной вышивки, многие учащиеся затрудняются в передаче фактуры этого шва. Особенно это дети, выбравшие в качестве изобразительного материала гуашь или акварель. Учащимся 1-4 классов было трудно передавать фактуру линии кистью, да и проводить ровную линию тоже. Такие работы отличаются небрежностью выполнения.

Система развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами вышивки в системе дополнительного образования

При планировании занятий по изучению русской вышивки детьми младшего школьного возраста мы ориентировались на развитие таких качеств творческой личности, как восприятие, воображение и фантазия, образное мышление, а также психомоторные способности, волевые качества и усидчивость.

При этом особое внимание уделялось восполнению недостатков, выявленных констатирующим экспериментом. На занятиях учащиеся должны получить определенные знания и навыки, формируемые и закрепляемые в упражнениях и творческих заданиях, которые послужат основой для дальнейшего развития творческих способностей в процессе изучения вышивки. Это, прежде всего, знания о традиционных образах и мотивах русской вышивки, законах построения трехчастной композиции, а также формирование двигательного навыка вышивки. Это осуществляется через изобразительную и прикладную деятельность.

При планировании изобразительной деятельности учащихся, мы обращали особое внимание на использование в упражнениях и заданиях ритма, симметрии, линии - как одного из главных выразительных средств в вышивке, цветовых сочетаний, а также на стилизацию образов и построение композиций, характерных для русской вышивки.

Практические задания мы посвятили овладению детьми технологией выполнения тамбурного шва. Мы ограничились обучением младших школьников одному виду шва, для овладения им на высоком уровне, а также для более глубокого освоения детьми многообразия изобразительной стороны тамбурной вышивки.

Теоретические и практические знания, получаемые учащимися в процессе изобразительной и прикладной деятельности, мы направили на создание творческой работы, представляющей итог обучения.

Для формирующего эксперимента на базе школы № 176 города Москвы был организован кружок вышивки для детей начальной школы (1-4 классы). Предложенная нами система заданий состояла из следующих тем.

Тема: «Учимся вышивать».

Красота вышивки зависит, прежде всего, от аккуратности ее выполнения. Поэтому, одной из главных способностей, формируемых в процессе выполнения вышивки становится ручная умелость, развитие мелкой моторики руки, правильных и точных движений.

1 задание. Вышиваем салфетку.

Констатирующий эксперимент показал довольно низкий уровень владения практическими приемами и навыками простого шитья. Приходя в школу, больше половины первоклассников вообще не имеют таких навыков. К четвертому же классу самостоятельно и правильно делать стежки иголкой и ниткой на ткани научаются меньше половины учащихся. Развитие ручного навыка становится главной задачей на начальных этапах занятий вышивкой.

Целью этого задания было формирование у учащихся вышивального навыка.

На начальной стадии обучения детей вышивке первой необходимостью является познакомить детей с техникой безопасности при работе с инструментами вышивки, а также со способами работы этими инструментами (иголкой, ниткой, ножницами). На первом занятии дети учатся технологии выполнения шва «вперед иголка».

Для проверки уровня развития ручного навыка в вышивке мы предложили учащимся выполнить салфетку, украшенную элементарным швом «вперед иголка». Это задание позволяет разделить пришедших в кружок детей на 2 группы: старшую и младшую, соответственно уровню сформированное их способностей к вышивке. В дальнейшем все задания предусматривали 2 уровня сложности соответствующие этим двум группам детей. Общим для всех детей заданием было научение таким операциям, как вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце работы. Некоторые учащиеся могут выполнять их самостоятельно, другие же (большинство) сталкиваются с таким заданием впервые. Пялец для выполнения салфетки не требуется.

Задание низкого УРОВНЯ - на однотонной (желательно светлой) ткани с хорошо просматриваемой структурой (типа льна) продернуть по периметру, отступая примерно ширину Зех пальцев (2-3 см) по 1 нитке ткани с каждой стороны. По получившейся «дорожке» прошить шов «вперед иголку» со всех 4ех сторон. Для того чтобы стежки получились ровными, они должны шиться по счету нитей ткани, то есть 4 нитки подхватываем на иголку для стежка, следующие 4 нитки пропускаем, и т.д. Величина стежков при таком способе выполнения будет равняться величине расстояния между ними.

Для учащихся высокого уровня задание усложняется тем, что им необходимо сделать не по одной линии стежков, как учащимся младшей группы, а по 2 - 3 линии, в зависимости от скорости выполнения ими задания.

Края салфетки все учащиеся обрабатывают бахромой, получающейся при выдергивании нескольких ниток ткани с каждой стороны салфетки.

2 задание. Выполняем линейный орнамент в полосе.

В процессе выполнения этого задания дети переходят к непосредственному знакомству с традиционным линейным орнаментом, применяемым в тамбурной вышивке. Главным здесь становится знакомство учащихся с особенностями ритмического построения орнамента, а также с особенностями линейного способа изображения.

Констатирующий эксперимент показал, что большинство детей начальной школы испытывают определенные трудности при построении линейного орнамента. На занятии дети знакомятся с видами линий, применяемых в тамбурной вышивке, с их сочетаниями и применением линейного орнамента в изделиях народного искусства: костюме и предметах быта. Дети узнают место линейного орнамента в композиции орнамента вышивки. На занятии осуществляется знакомство с ритмом - учащиеся узнают о закономерностях ритмического изображения в полосе.

От учащихся требовалось повторить 4 вида линейных орнамента в полосе. Для удобства выполнения и исправления линий в качестве изобразительного материала был выбран простой карандаш.

Учащиеся выполняли задание на тетрадном листе в клетку. Во-первых, горизонтальные линии определяли границы орнамента. Во-вторых, клетки помогали учащимся соблюдать одинаковый интервал между элементами орнамента.

Учащимся высокого уровня необходимо было срисовать орнаменты с образца на доске или в таблице. Они должны были сами понять расположение линий, образующих орнамент. Необходимо отметить, что это оказалось трудным для младших школьников заданием, и справились с ним единицы.

Детям низкого уровня показывалось начало выполнения орнамента, разъяснялось взаимное расположение его элементов, причем сложные орнаменты для удобства восприятия младших школьников разбивались на отдельные этапы. Так, если первый орнамент (волнистая линия) изображался в один прием, то уже второй (петельки) требовал двух этапов.

Здесь необходимо отметить, что орнаменты, которые повторяли учащиеся, были выбраны не случайно. Это традиционные для русской вышивки элементы, взятые со старинных изделий. Для решения воспитательной задачи необходимо показать детям красоту линейного орнамента даже в таком, упрощенном виде, пластичность линий, красоту их сочетания между собой, общую декоративность орнамента.

3 задание. Создаем эскиз для закладки.

При выполнении этого задания учащиеся применяют в творческо работе знания, полученные в процессе выполнения предыдущего упражнения - они самостоятельно составляют линейный орнамент в полосе, используя при этом простой и сложный ритм.

Задание требовало от учащихся составить линейный орнамент для последующего выполнения его в материале (закладка) с помощью комбинаций линий первого задания. Эта работа также выполнялась на листе в клетку. Основное условие - пластичность линии. Сложность орнамента определялась уровнем способностей ребенка. Учащимся низкого уровня разрешалось использовать только линии первого задания. От учащихся высокого уровня требовалось не просто применить знакомые линии, но преобразовать или усложнить их. Мы постоянно стимулировали детей для создания нескольких вариантов эскизов, для того, чтобы ребенок мог выбрать для дальнейшей работы лучший, более удачный вариант.

В первую очередь ребята проводили на бумаге две прямые линии, которые служили ограничением орнамента вдоль полосы, а также определяли его ширину. Прямые линии выполняют не только композиционную функцию, они необходимы для дальнейшей работы: любой шов лучше начинать пробовать с прямой, а не сразу с фигурной, сложно изогнутой линии. Это будет слишком трудной задачей для детей рассматриваемого возраста.

4 задание. Осваиваем технологию выполнения тамбурного шва.

В этом задании, целью которого стало знакомство с приемами выполнения вышивки тамбуром, происходит расширение знаний учащихся о способах работы иголкой и ниткой, формирование их психомоторных способностей.

На этом занятии учащиеся переходят непосредственно к вышивке. Здесь они решают целый комплекс практических задач: от перевода рисунка на ткань, до способов работы инструментами и материалами в процессе выполнения вышивки. Главное на данном этапе не быстрота, а правильность и аккуратность выполнения работы.

Тамбур не является счетной техникой, поэтому школьникам необходимо перевести свой эскиз на ткань. Это делается с помощью копировальной бумаги, расположенной между тканью и эскизом. При этом нужно приколоть копировку и эскиз к ткани не меньше, чем в двух местах, чтобы эскиз не сместился. Эта операция требует развитых двигательных навыков, и часто не удается учащимся 1-2 классов. Поэтому здесь важна помощь руководителя. На данном этапе важно понимание ребенком способа перевода рисунка на ткань. Это же задание и развивает мелкую моторику руки. Учащемуся нужно обвести свой эскиз как можно точнее, применяя при этом определенную силу нажима. Для этой работы мы использовали шариковую ручку. Во-первых, она дает тонкую линию, не тупится от нажима, во- вторых ребенок абсолютно точно видит, что он уже обвел, а что еще нет. Как правило, учащиеся начальных классов еще не сталкивались с такой работой - она их очень увлекает, и радует след, оставленный копировкой на ткани.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования)