Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности.
1. Современные научные представления о проблеме способностей. Музыкальные способности, их структура 11
2. Проблема творческой деятельности в музыкальной педагогике и психологии. Особенности музыкально-творческого развития детей старшего Дошкольного возраста 36
3. Фольклорная игра - путь активного развития музыкально-творческих способностей. 56
4. Проблема фольклора в историческом аспекте. Детский фольклор, его возможности в музыкальном обучении и воспитании дошкольников. 72
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ. 84
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей детей на материале, музыкального фольклора,
1. Констатация уровня развития музыкально-творческих способностей детей. 87
2. Развитие музыкальных способностей на традиционных музыкальных занятиях с использованием музыкального фольклора (содержание и методика). 106
3. Активизация музыкально-творческих способностей на фольклорных занятиях (содержание и методика). 120
4. Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы. 148
ВЫВОДЫ ПОП ГЛАВЕ 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 176
- Современные научные представления о проблеме способностей. Музыкальные способности, их структура
- Проблема творческой деятельности в музыкальной педагогике и психологии. Особенности музыкально-творческого развития детей старшего Дошкольного возраста
- Констатация уровня развития музыкально-творческих способностей детей.
Введение к работе
Актуальность исследования. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказьшаться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Так, Б.М.Асафьев подчеркивал, что для формирования духовно богатой личности, и привития ей социальных навыков "никакое другое искусство не в состоянии содействовать этому в такой сильной степени, как музыка..." (16 с. 57).
Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.
Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. По мнению автора данного исследования, одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать на самых ранних стадиях музыкальное воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.
Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.
Сегодня в педагогической практике музыкального обучения дошкольников идет активный поиск форм и методов использования музыкального фольклора. Многие педагоги, музыкальные руководители, используя фольклорный материал, создают оригинальные методики, знакомящие детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы и методы разучивания народных песен, танцев, игр. Заметим, однако, что данная работа основана, прежде всего, на ознакомлении детей с традициями народной жизни, обычаями, предметами быта, играми, устным народным творчеством. В ряде исследований можно обнаружить различные подходы к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на основе использования народного искусства (Т.С. Комарова, А.П.Усова, Т.Я. Шпикалова). Вместе с тем, вопросы комплексного развития музыкально-творческих способностей дошкольников на основе фольклорной деятельности, на наш взгляд, разработаны недостаточно полно. Можно сказать, что не до конца использованы возможности научного подхода к данной проблеме и не создана единая система включения фольклора в процесс воспитания дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании разработке методической системы формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей в процессе специальных занятий, методологической системой которых является фольклор.
Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание дошкольника средствами фольклора.
Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-творческих способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, метроритмические способности) средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, игрового фольклора).
Гипотеза исследования: эффективность развития музыкально творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:
• создание в дошкольном учреждении фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, народных костюмов в повседневной жизни детей);
• использование метода фольклорной игры, который предполагает:
- активное сотворчество педагога и ребенка;
- практическое освоение музыкального материала путем его проживания через определенный сюжет народной жизни;
- создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.
Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1) изучить и охарактеризовать проблему музыкальных способностей на современном этапе развития психолого-педагогической науки;
2) выявить психологические особенности музыкально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть проблему фольклора в историческом аспекте, раскрыть его возможности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников;
4) разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста основных музыкальных способностей средствами народного искусства с использованием взаимосвязи между видами фольклора и разными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Л.С.Выготский и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей (А.Л.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.С.Лейтес, К.Н.Платонов, Б.М.Теплов и др.); по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер, В.Н.Мясищев, Г.С.Тарасов, К.В.Тарасова, Н.А.Ветлугина и др.); по вопросам фольклористики, осмысления роли народного искусства в педагогике использовались научные работы Ю.Г.Круглова, В.Е.Гусева, Г.С.Виноградова, Б.В.Асафьева, М.Ю.Новицкой, Э.Е.Алексеева, Ф.А.Рубцова и др.; по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста средствами различных видов искусства ( Ю.Б.Алиева, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловаой, Н.И.Киятценко, Г.П.Новиковой и др.); по вопросам эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства основой послужили труды таких педагогов и ученых, как В.В.Матонис, Н.А.Ветлугина, И.А.Дзержинская, Л.Н.Комисарова, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, О.П.Радынова, Е.А.Дубровская.
При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:
- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научной литературы по вопросам исследования;
- изучение передового педагогического опыта работы с детьми по использованию в их эстетическом развитии фольклора;
- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и т.п.);
- обобщение собственного педагогического опыта;
- опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая разработку содержания и системы использования фольклорного материала, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе детских садов № 2186, № 94, № 97 г.Москвы. Формирующий и контрольный эксперименты проводились в детском саду № 97 г.Москвы.
Этапы исследования.
Первый этап (1998-2000) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики экспериментальной работы с детьми, отбор и систематизация фольклорного материала; проведение констатирующего эксперимента по выявлению наличия музыкально-творческих способностей у старших дошкольников с помощью специально разработанных диагностических заданий.
Второй этап (2000 — 2001) - был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении формирующего и контрольного этапов эксперимента, цель которых заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного использования музыкально-фольклорной деятельности.
Третий этап (2001 - 2002) - включал анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, выводы исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработана и научно обоснована методическая система формирования и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора в процессе музыкальных занятий, строящихся по принципу фольклорной игры;
- выявлена специфика образно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста народного искусства, как фактора повышающего эмоциональную отзывчивость дошкольников и активизирующего развитие у них музыкально-творческих способностей;
- определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие максимальную эффективность развития музыкально творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора (создание в дошкольном учреждении фольклорной среды, условий для самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников и др.). Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработано определение музыкально-творческих способностей применительно к детям дошкольного возраста;
- теоретически раскрыто понятие фольклорной игры как основного метода проведения музыкальных занятий с дошкольниками на материале музыкального фольклора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методическая система формирования и развития музьисально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе фольклорной деятельности в ходе музыкально-эстетического воспитания дошкольников, что дает возможность музыкальным руководителям детских садов значительно повысить уровень развития музыкально-творческих способностей детей. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных, так и нормативных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, а так же специалистов дополнительного образования.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, комплексным использованием методов научного исследования, широким охватом детей и педагогов экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексное использование фольклора (поэтического, музыкального,
танцевального, игрового) в процессе музыкальных занятий является одним
из эффективных средств формирования и развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. В процессе фольклорной деятельности, строящейся по принципу фольклорной игры, в ходе которой дети осваивают приемы песенной, танцевальной, ритмической импровизации совместно с педагогом происходит активное формирование музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство метроритма) и музыкально-творческих способностей, таких как творческая активность, эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива.
3. Музыкальное обучение детей, основанное на принципе фольклорной импровизации, активизирует процесс формирования музыкально-творческих способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы в детских садах г.Москвы (ДОУ № 2186, № 94, № 97). Методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОГТУ в октябре 1999 и 2000г, в сентябре 2001 г; на всероссийской научно-практической конференции «Фольклор и современность» в Москве 26-27 октября 2001г. Основное содержание исследования отражено в публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Современные научные представления о проблеме способностей. Музыкальные способности, их структура
Современная американская и западно-европейская психологическая наука также придерживается концепции о наследственном и неизменяемом характере способностей. Об этом пишут немецкие ученые К.Мюллер и А.Хут, английские Дж.Бередей и Дж.Лоурдайс и др. Другая, противоположная точка зрения, выдвигавшаяся зарубежными учеными, указывает на доминирование социальных факторов в процессе обнаружения и развития способностей. Так музыкальные теоретики XIX в. А.Б.Маркс и С. Надель в 20-х годах нашего столетия считали, что неспособность - явление исключительно редкое, все зависит от условий жизни личности, обучения и воспитания. Отметим, что каждая из этих вышеназванных концепций гиперболизирует значение какого-то одного фактора в развитии способностей.
Современная отечественная психолого-педагогическая наука исходит из представления о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях, подчеркивая при этом решающее значение активной деятельности личности, в ходе которой создаются условия для успешного развития способностей на основе природных и приобретенных факторах. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных ученых за период с 30-х годов XX столетия и до наших дней. К их числу следует отнести: труды Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, дающие объяснение проблемы способностей с позиций индивидуально-психологических свойств личности, нервной системы человека; исследовательские работы в области специальных способностей: (умственных — Н.С.Лейтес, математических - В.А.Крутецкий, летных - К.К.Платонов, музыкальных - Б.М.Теплое, педагогических - Н.В.Кузьмина).
Следует подчеркнуть, что на протяжении многих лет отечественные ученые, в отличие от зарубежных, придерживались единой концепции по этой проблеме, полемизируя лишь в деталях. Ими не был поддержан количественный подход к определению способностей человека, практикующийся зарубежными учеными, о чем говорилось ранее. Рассматривая проблему способностей, наши ученые исходят не из того, на сколько одарен или способен человек, а ставят вопрос иначе - каковы способности данного человека?
По мнению Б.М.Теплова, количественный подход возможен лишь по отношению к относительно простым, элементарным способностям, при условии, что он следует за качественным анализом и определяется им. Таким образом, под влиянием работ Б.М.Теплова в психологии утвердилось представление, что способности представляют собой индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного выполнения определенного вида деятельности. Способности формируются в процессе деятельности, в сложной системе взаимодействия индивида с другими людьми. В качестве природной основы способностей выступают задатки, под которыми понимались анатомо - физиологические особенности нервной системы и мозга. Им (задаткам) придавалось решающее значение в формировании способностей. До сих пор в большинстве научных работ ссылаются на задатки как на исходящий субстрат развития человеческих способностей и понимают их как анатомо-физиологические особенности нервной системы. (Э.А.Голубева, Н.С.Лейтес, В.С.Мерлин, В.Д.Небылицын, И.В.Равич-Щербо, В.М. Русалов, Б.М.Теплов).
В работах С.Л.Рубинштейна раскрывается вопрос о детерминации способностей. Ученый утверждает, что способности не могут быть просто «насажены извне». Отмечается, что, с одной стороны, в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста, с другой - способности не предопределены, не даны в готовом виде «до и вне всякого развития». По мнению С.Л.Рубинштейна, развитие способностей совершается по спирали: «реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открьшает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня». Таким образом, одаренность человека «определяется диапазоном новых возможностей, которые открьшает реализация наличных возможностей» (156 с. 8) С.Л.Рубинштейном дано определение состава, структуры способностей. Согласно его точки зрения, в состав каждой способности всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих, общественно выработанных операций.
В работах Б.Г.Ананьева способности и одаренность рассматриваются как существенная часть общей структуры личности, связанной с ее характером, темпераментом, жизненной направленностью и индивидуально-психическим развитием (7 с. 15). Специальные способности рассматриваются Б.Г.Ананьевым как синтез определенных свойств личности в какой-либо области общественной жизни. Между отдельными специальными способностями выявляются взаимосвязи и некоторые общие источники их возникновения - тот или иной уровень общего развития. Продуктом общего развития является одаренность или «общая способность» (по С.Л.Рубинштейну).
Проблема творческой деятельности в музыкальной педагогике и психологии. Особенности музыкально-творческого развития детей старшего Дошкольного возраста
В музыкальной педагогике творчество рассматривается как источник многообразных форм и методов обучения, воспитания и развития детей. Самые бесхитростные мысли детей, связанные с творческими находками и преобразованиями, составляют для них большую радость, стимулируют созидательные способности, формируют личность. «Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. Оно предполагает непременно условие -отказ от стереотипных представлений» (51, с.97)
Творческие проявления, свойственные детскому возрасту, отмечались многими исследователями. Например, Н.Я.Брюсова подметила такую важную черту детского творчества, как склонность к импровизации. Она утверждала, что детям импровизировать легче, «чем выучивать песни с голоса или по нотам» (34, с.272). Импровизация, по мнению Г.Ригинои, является одной из самых любимых младшими школьниками занятий пением. В процессе обучения очень важно не погасить в ребенке творческое начало, заложенное самой природой, -этот своеобразный эмоциональный резонанс человеческой души на жизненные явления. Для этого необходимо такое развитие духовных сил ребенка, составляющих основу его личности, которое обеспечит высокий уровень его нравственности. «Все что разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей жизни» (155, с.49).
Разработка теории творчества входит в сферу различных отраслей знаний - философии, кибернетики, педагогики, музыковедения и пр. Ее методологическую основу составляет психологическая теория деятельности, получившая освещение в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии. Принцип предметности, единство психики и деятельности, общность строения внешней и внутренней деятельности, ведущая роль практической внешней деятельности - эти сущностные, фундаментальные положения теории находят свое подтверждение в практике творчества, в том числе на фольклорной основе.
Творческая деятельность рассматривается учеными как сложный комплекс различных психологических процессов. Наряду с мышлением она объединяет широкий круг психических явлений - мотивы, эмоции, память, волю, способности и т.д./ П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Б.М.Кедров, В.А.Крутецкий, О.К.Тихомиров, П.М.Якобсон, М.Г.Ярошевский/.
Для понимания закономерностей творческой деятельности большое значение имеет ясное представление ее структуры. Значительное количество конкретных видов научного, технического и художественного творчества своей спецификой обуславливают их структурное различие, многообразие вариантов трактовки. Для нас представляется важным вычленение из всевозможных разновидностей творческой деятельности - нормативной, по своей сути управляемой, ибо она «должна стать объектом усвоения в процессе обучения» (85 с. 6) Исследуя нормативную творческую деятельность, И.П.Калошина противопоставляет ее той, которая осуществляется исключительно эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Заметим, что из всех видов нормативной творческой деятельности И.П.Калошина рассматривает лишь один, в котором известна характеристика начальной ситуации и цель, достигаемая обучаемым, при решении творческой задачи. Автор исходит из теории поэтапного формирования умственных действий /П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина/ и определяет, что оптимальный способ решения творческой задачи возникает при разработке субъектом новых знаний на осознаваемом и неосознаваемом уровне (85, с.5). При этом, обучаемый устанавливает новые взаимосвязи между известными и неизвестными данными.
При обучении музыкальному фольклору происходят сходные процессы. Их обусловленность диктуется теми же требованиями: конкретностью художественного материала, ясностью поставленной цели. Оперирование элементами музыкального языка, установление новых взаимосвязей между ними (направление, новые звуковые комбинации), в нашем случае есть не что иное, как варьирование на материале народной песни, то есть создание новых песенных вариантов при сохранении специфических признаков народно-песенной речи.
Констатация уровня развития музыкально-творческих способностей детей.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования состояла из следующих этапов:
1. Констатирующий эксперимент, направленный на исследование уровня развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
2. Формирующий эксперимент, в основу которого положены два направления работы: организация обучения на традиционных музыкальных занятиях с использованием музыкального фольклора; организация обучения на фольклорных занятиях, строящихся по принципу фольклорной игры.
3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы.
В данном параграфе нами описан ход и методика проведения констатирующего эксперимента, который осуществлялся в двух направлениях:
1. Опытно-экспериментальное изучение и анализ педагогического опыта по использованию различных видов фольклора в практике дошкольного обучения и воспитания.
2. Констатация уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
При реализации первого направления констатирующего эксперимента был использован социолого-педагогический метод анкетирования. Методика его проведения дала нам возможность выяснить, какие вопросы в практике детских садов уже решены на данном этапе, а также - очертить круг вопросов, требующих дальнейшего решения в нашем исследовании. Анкетирование проводилось среди воспитателей и музыкальных руководителей детских садов г.Москвы (10 детских садов) и Подмосковья (Подольск, пос. Герцено). В проведенном анкетном исследовании принимало участие 236 человек (150-воспитатели, 86 - музыкальные руководители).
Анализ анкетных данных показывает значительную заинтересованность педагогов в решении данной проблемы. Опрошенные ответили на поставленные в анкете вопросы, охватывающие все аспекты исследования на данном уровне. Нам удалось выяснить, что воспитатели и музыкальные руководители включают музыкальный и речевой фольклор в учебно-воспитательный процесс детского сада эпизодически, бессистемно, не выделяют специальные задачи его использования в художественно-творческом развитии детей, в воспитании и развитии творческой активности как качества личности. Они не всегда верно и четко могут определить воспитательную и развивающую ценность того или иного фольклорного материала, соотнести свои педагогические задачи с возможностью их реализации в художественно-творческой деятельности детей. Так, выбор произведений музыкального фольклора в большинстве своем носит случайный характер: не осознаются и не используются все возможности народных песен, танцев и других видов фольклора как средства воспитания в педагогическом процессе детского сада. Зачастую произведения русского народного фольклора воспринимаются опрошенными достаточно узко - как компонент досуга и развлечения.
В первом поставленном вопросе нас интересовало, какие виды русского народного фольклора воспитатели и музыкальные руководители используют чаще всего. Выяснилось, что в практике обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста воспитатели и музыкальные руководители используют, в основном, такие виды фольклора, как сказка, песня, считалка, хоровод, игры со словом, потешки, загадки. В меньшей степени или практически не используются - заклички, пляски, приговорки, частушки. Результаты ответов по этому вопросу приведены в таблице № 1.