Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы детского творчества в процессе факультативных занятий по изобразительному искусству
1. Графические упражнения как эффективный вид художественно-творческой деятельности детей 14
2. Теоретические основы экспериментального исследования и его организация. 36
Выводы по материалам I главы 49
ГЛАВА II. Система графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству общеобразовательной школы.
1. Общие положения системы графических упражнений и общее тематическое планирование факультативных занятий по декоративной графике.. 50
2. Роль и содержание вспомогательных графических упражнений в общей системе
творческого развития учащихся 63
3. Роль и содержание обучающих графических упражнений в общей системе творческого развития учащихся 106
4. Роль и содержание блока развивающих графических упражнений в системе факультативных занятий по изобразительному искусству 146
5. Методика экспериментального исследования, тестирование и критерии оценки 169
Выводы по материалам II главы 186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187
БИБЛИОГРАФИЯ 190
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тестирование творческих способностей учащихся 205
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Программа факультативных занятий по декоративной графике для учащихся седьмых классов общеобразовательной школы 218
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Учебные и творческие рисунки учащихся, выполненные в ходе проведения экспериментальных исследований 226
- Графические упражнения как эффективный вид художественно-творческой деятельности детей
- Теоретические основы экспериментального исследования и его организация.
- Общие положения системы графических упражнений и общее тематическое планирование факультативных занятий по декоративной графике..
Введение к работе
Решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества выдвигает новые требования в использовании такого эффективного средства творческого развития учащихся, каким являются занятия изобразительным искусством.
В настоящее время общеобразовательная школа переживает время значительных преобразований, так как перестройка политической и экономической жизни страны коснулась всех сфер государственного устройства, в том числе и образовательной системы. Прежде всего, изменился "государственный заказ" для общеобразовательных школ: стране стали нужны не "винтики" и "колесики" для огромной государственной машины, приученные работать только по инструкции, спущенной "сверху", а люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения, готовые выжить в современных условиях рыночной экономики. И если раньше достаточно было сформировать "всесторонне развитую личность", то теперь это должна быть "всесторонне развитая личность, склонная к инициативному творческому самопроявлению". Дополнение весьма существенное, так как предполагает формирование творческой личности. Поэтому современная массовая школа пошла по пути внедрения развивающих программ, основной целью которых стало развитие различных способностей у детей, в том числе и творческих. В свете этой проблемы становится ясно, какое важное значение приобретает предмет изобразительного искусства в общеобразовательной школе, так как именно эти уроки должны стать реальной возможностью приобщения детей к миру художественного творчества и способствовать развитию их творческого мышления.
Гуманизация образования, повышение требований к предметам эсте тического цикла, интерес со стороны родителей, ответственность за подрастающее поколение - все это заставляет учителей изобразительного искусства искать новые средства и формы активизации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в условиях общеобразовательной школы прийти к решению сложнейших учебно-воспитательных задач можно лишь через сознательную творческую деятельность учащихся.
В развитии творческих способностей каждого ребенка заключён творческий потенциал всего нашего общества. В настоящее время творчество не является уделом только лишь ученых и людей искусства. Творческим мышлением должен обладать любой человек, независимо от его профессии. Творчество, в какой бы отрасли оно не применялось дает человеку радость открытия, интерес к окружающему миру, делает его жизнь многогранной и увлекательной.
Человек, обладающий творческим мышлением, всегда найдет применение своим способностям и сделает радостнее не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей. Творческие люди постоянно находятся в состоянии поиска, постоянно не удовлетворены результатами своего труда, постоянно имеют потребность в самосовершенствовании и самообразовании. Современное общество испытывает потребность именно в таких людях. Поэтому развитие творческих способностей у учащихся общеобразовательных школ можно назвать задачей государственного значения, так как данная школа, являясь обязательной (всеобщее обязательное среднее образование), охватывает практически все население страны в возрасте от 7 до 15-17 лет, то есть в тот самый период жизни человека, когда формируются основные качества будущей личности и, естественно, оказывает большое влияние на этот процесс. Поэтому, на наш взгляд, проблема творческого развития учащихся в настоящее время очень актуальна.
Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям нашей действительности необходимо использовать все резервы, заключенные в потенциале занятий изобразительным искусством. Поскольку один час в неделю ныне действующего учебного плана по изобразительному искусству слишком малая возможность для воздействия на личность школьника, надо со всем вниманием отнестись к различным формам внеурочных занятий, в том числе и к факультативным.
Факультативные занятия позволяют не только удовлетворить индивидуальные склонности учащихся, проявляющих особый интерес к изобразительной деятельности, но, главное, они при соответствующем содержании могут способствовать творческому развитию всех учащихся, даже тех, кто равнодушен к рисунку и живописи.
Вопросам эффективности учебно-воспитательной работы с детьми на факультативных занятиях по изобразительному искусству уделяется определенное внимание. Ведется поиск наиболее действенных методов проведения занятий, совершенствуется содержание, разрабатываются конкретные программы. Но все же научным исследованиям, связанным с факультативными занятиями в области изобразительного искусства уделяется более скромное внимание, чем содержанию и методике учебно-воспитательной работы с детьми в условиях классно-урочной системы. На наш взгляд, резерв факультативных занятий еще далеко не исчерпан.
Чтобы использовать этот потенциал, в своем исследовании мы разрабатывали такие графические упражнения, которые могут стать специфическими именно для факультативов по изобразительному искусству и повысят их учебно-воспитательные возможности.
Мы полагаем, что применительно к факультативам возможно использование определенной системы графических упражнений (мы выделили их в своеобразное направление в детском художественном творчестве и назвали "Декоративная графика"), соответствующих возрастным особенностям и потребностям детей. Наибольший эффект в творческом развитии учащихся на факультативных занятиях, мы полагаем, может дать использование упражнений, где содержится своеобразная связь игры и художественного творчества. Ведь известно, что игровые приемы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности.
Поскольку в программах факультативных курсов по изобразительному искусству, как правило, указывается только общий объем знаний и навыков, а конкретную тематику и последовательность прохождения учебных заданий во многом определяет сам учитель, здесь есть широкое поле деятельности для научных разработок, поисков в области содержания применительно к определенным региональным условиям и к возрастным группам учащихся.
Основополагающее значение для нашего исследования имели труды в области обучающей педагогики таких ученых как В.И.Андреев, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.К.Дьяченко, Л.Ф.Колесников, И.Я.Лернер, Э.М.Моносзон, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин, В.А.Сластёнин, А.А.Смирнов и другие.
Мы опирались на исследования в области обучающей и возрастной психологии Б.Г.Ананиева, Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, В.С.Кузина, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Д.В.Эльконина, П.Я.Якобсона и других.
В области изучения методики, преподавания и содержания изобразительного искусства как в условиях классно-урочной системы, так и на факультативных занятиях мы обращались к трудам А.Д.Алехина, Г.В .Беды, Н.С.Боголюбова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова и других.
Развитию творческих способностей учащихся и активизации самого творческого процесса посвящены диссертационные исследования Боголюбова Н.С., Васильева А.И., Васильевой Т.А., Гановой Т.В., Дудиной Н.А., Игнатьевой А.В., Ладыгиной Е.В., Малкова В.И., Кликуновой Е.В., Харламовой Л.А. и других, которые рассматривали проблему использования художественных материалов в работе с учащимися различных возрастных групп на уроках изобразительного искусства и в системе дополнительного образования.
В исследованиях изобразительного творчества младших школьников (А.А. Кирилло, К. Дитмар, И.П. Глинская, И.Л. Голованова и другие) изобразительные материалы и техники рассматриваются с точки зрения разнообразия способов их использования в процессе изобразительной деятельности.
Исследование вопросов работы с различными графическими материалами в контексте повышения качественного уровня детских работ встречается крайне редко, на что указывали Н.П. Сакулина, Э.Э. Пурик, С.А. Пацуков.
Трудно переоценить влияние графической; изобразительной деятельности на развитие творческой активности учащихся, а также на формирование таких необходимых и важных личностных черт, как трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Проблема творческого развития и активизации изобразительной деятельности младших школьников в процессе работы с различными графическими материалами, наиболее полно раскрыта в диссертационном исследовании С.А. Евтых. Однако, результаты исследований по использованию выразительных возможностей нетрадиционных, недорогих и недефицитных материалов таких как шариковая и капиллярная ручки в условиях средней школы со старшими школьниками, еще не нашли должного отражения в литературе по методике преподавания изобразительного искусства.
Во всех ныне существующих программах по изобразительному искусству (B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой) включены упражнения с использованием различных графических материалов. Следует отметить высокий интерес к таким заданиям и учащихся, и преподавателей. Постоянно растет число преподавателей средних школ, активно использующих в своей практической работе с детьми не только различные графические материалы и техники, но и различные направления графического искусства. Наиболее популярным в настоящее время становится декоративное направление. Это связано с недавно начавшимся бурным развитием дизайнерского искусства и связанных с ним отраслей (интерьер, мода, реклама и других).
Большая работа в этом направлении проделана педагогами-архитекторами И. Абаевой и О. Бармаш, которые создали в Москве студию детского архитектурно-художественного творчества (АХТ) при Центральной Доме архитектора. В основе разработанного ими интегративного курса АХТ с различными предметами общеобразовательной школы лежит декоративный подход с применением черно-белой и цветной графики.
Большой интерес представляет для данного исследования представляет работа А.И. Васильева как педагога-практика с учащимися 201 московской школы по возрождению народных традиций лубковой графики, которую с полным основанием можно считать первоисточником декоративного направления графического искусства в нашей стране.
Изучение научно-методических материалов в области творческого развития учащихся средствами изобразительного искусства показало, что в данном направлении накоплен значительный опыт, в том числе и с использованием факультативных занятий.
Проблема исследования: каковы педагогические условия и методические пути творческого развития учащихся на факультативных занятиях по изобразительному искусству?
Мы остановили свой выбор на факультативных занятиях по изобразительному искусству с учащимися 7-х классов. Этому выбору способствовал ряд причин, о которых будет сказано далее.
Целью исследования был поиск путей и средств повышения эффективности творческого развития учащихся с использованием системы « графических упражнений на занятиях по изобразительному искусству.
Объектом исследования является та область педагогической деятельности, которая обращена к творчеству учащихся на занятиях по изобразительному искусству.
Предметом исследования является содержание факультативных занятий по изобразительному искусству, наиболее эффективно влияющее на творческое развитие учащихся.
Гипотеза исследования заключает в себе предположение, что творческое развитие учащихся в общеобразовательных учреждениях может быть существенно повышено, если:
- продуктивнее использовать учебно-воспитательные возможности факультативных занятий по изобразительному искусству;
- разработать для таких занятий специальную систему графических упражнений с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
- активно использовать в работе с детьми своеобразное направление в их художественно-творческой деятельности, названное нами "Декоративная графика".
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
1. Обобщить и проанализировать педагогический опыт проведения факультативных занятий по изобразительному искусству; изучить материалы, связанные с разработками содержания таких занятии в общеобразовательных школах;
2. Определить место и роль графических упражнений по декоративной графике в системе творческого развития учащихся на факультативных занятиях;
3. Разработать специфическое содержание и конкретную тематику графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству; 4. Опираясь на результаты исследований, предложить научно-обоснованную систему графических упражнений, активно способствующих творческому развитию учащихся в условиях школьного факультатива;
5. Апробировать в экспериментальных условиях эффективность разработанной системы графических упражнений.
В ходе исследования были применены следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- анализ учебных программ факультативных занятий по изобразительному искусству;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- беседы, анкетирование учащихся и учителей общеобразовательных учреждений;
- педагогические наблюдения;
- проведение педагогического эксперимента ;
- анализ и обработка результатов творческой деятельности детей и материалов эксперимента.
В рамках проводимого исследования изучались различные возрастные группы детей. При этом мы опирались на достижения детской, педагогической и общей психологии. Это дало нам возможность предложить систему графических упражнений как средства творческого развития учащихся седьмых классов на факультативных занятиях по изобразительному искусству.
Этапы исследования:
Данной проблемой автор занимался на протяжении девяти лет с 1991 по 1999 годы.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа. I этап (1991-1993гг.) шло изучение состояния использования факультативных занятий по изобразительному искусству в учебно-воспитательной работе с детьми.
На II этапе (1993-1995гг.) проводились экспериментальные занятия, и осуществлялась поисковая работа по различным аспектам исследуемой проблемы для выявления потенциальных возможностей разрабатываемых содержания и тематики графических упражнений в творческом развитии учащихся на факультативных занятиях.
На III этапе (1995-1999гг.) шло уточнение и экспериментальная апробация содержания предложенной системы графических упражнений для использования на факультативных занятиях по изобразительному искусству с целью повышения эффективности творческого развития учащихся.
Эксперимент проводился на базе общеобразовательных учреждений г. Орла.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что:
- предложены принципиально новые подходы к разработке содержания факультативных занятий по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей, возможностей и потребностей школьников;
- разработана и предложена система графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству, активно влияющая на творческое развитие учащихся;
- выявлены потенциальные возможности факультативных занятий по изобразительному искусству в деле повышения эффективности процесса творческого развития учащихся;
- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость использования определенной системы графических упражнений в целях повышения уровня творческого развития учащихся на факультативных занятиях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной системы графических упражнений, направленных на повышение эффективности творческого развития учащихся и применении ее в условиях факультативных занятий общеобразовательных школ; в создании программы факультативных занятий по изобразительному искусству для учащихся седьмых классов общеобразовательных школ.
Разработанные и опубликованные автором материалы научных исследований могут быть использованы на факультативных занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях.
Достоверность и обоснованность полученных диссертантом результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием достижений педагогической науки, методики преподавания изобразительного искусства, непосредственным участием автора в эксперименте на всех этапах его проведения.
Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете в период 1995-1999г.г. при проведении курсов и семинаров с учителями изобразительного искусства в Орловском областном институте усовершенствования учителей (1994-1999г.г.), результаты научно-исследовательской работы внедрены в практику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах г. Орла.
Ежегодные выставки творческих работ учащихся в области декоративной графики экспериментальных школ превращались в своеобразные семинары повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ г. Орла.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфические подходы к содержанию факультативных занятий по изобразительному искусству, направленные на повышение уровня творческого развития учащихся в ходе выполнения специально разработанной серии учебных упражнений.
2. Своеобразное направление в детском художественном творчестве, названное нами "Декоративная графика" (способы изображения, графические средства, графические приемы). Это направление использует природную особенность детского восприятия в качестве подготовительного периода обучения реалистическому изображению действительности.
3. Теоретическое и экспериментальное обоснование системы графических упражнений, позволяющих детям постигать сложные законы изобразительной грамоты более доступным путем, способствующих активному творческому развитию учащихся в условиях факультативных занятий в средней школе.
Графические упражнения как эффективный вид художественно-творческой деятельности детей
Существует мнение, что творчество на занятиях изобразительным искусством само собой разумеется, и никакой проблемы здесь быть не может. Однако, при более тщательном рассмотрении этого вопроса выяс няется, что это далеко не так. Для процесса художественного творчества необходимы два основных условия: время _ на размышление и на воплощение замысла, как правило, достаточно длительное; и уединение _ уход в себя, отключение от посторонних проблем. Эти условия можно назвать объективными.
К субъективным факторам надо отнести эмоционально-логическую основу изобразительного творчества, или другими словами фантазирование являющееся по сути сплавом индивидуального внутреннего духовного мира с различными видами художественного мышления, дающий в результате индивидуальную образную систему, присущую каждому творцу. Однако реальных условий реализации этих факторов в общеобразовательной школе нет. Напрашивается вывод: полноценный творческий процесс, то есть творчество в чистом виде, в условиях урочной системы массовой школы не возможен.
Примером доказательства этого вывода могут служить слабые ре зультаты при рисовании детей на так называемые "свободные темы", когда учитель предлагает учащимся рисовать все, что они захотят. С одной стороны, детской фантазии в большинстве случаев хватает только на то, чтобы прибегнуть к беспроигрышным на их взгляд темам, таким как: цветы в вазе восход солнца или лебеди на озере (у девочек) вампиры, монстры и скелеты (у мальчиков) домик с рядом растущим деревом, лес с грибами или космос (у младших школьников). С другой стороны, для того, чтобы изобразить что-нибудь серьезное, недостаточно времени. Кроме того, многие дети стесняются передавать свой внутренний мир, опасаясь, что их не поймут одноклассники, будут смеяться над тем, что им дорого.
Есть еще одна причина, по которой творческий процесс в школе осложнен. Одним из условий общеобразовательной школы является работа учащихся на результат (на оценку). Учитель ставит оценку не за то, как вдохновенно ребенок работал на уроке, а за то, что у него получилось. Как правило, эта оценка не объективна, потому что отражает вкусы и пристрастия одного человека - учителя. Результат творческого труда объективно оценить очень сложно, хотя бы по той причине, что любое произведение искусства является средством общения автора со зрителем посредством своей работы. Любое произведение кроме внешних эстетических моментов (формы, техники исполнения и так далее), имеет внутренний смысл. Иногда он прост и ясен, иногда глубоко скрыт. Зритель, рассматривая произведение, понимает или не понимает автора, в зависимости от того, насколько близка ему данная тема, насколько она волнует зрителя, насколько понятно для него выражена автором.
Детская работа только тогда становится настоящим произведением, когда она наиболее ярко отражает внутренний мир автора, облечена в его собственную образную систему, а не систему обычных детских стереотипных схем и символов, и достаточно интересна технически.
Теоретические основы экспериментального исследования и его организация.
Проблемой творческого развития учащихся с использованием графических упражнений автор занимался на протяжении 9 лет, с 1991 по 1999 годы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа (периода).
В I период (1991-1993г.г.) шло изучение содержания занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе и их возможностей в творческом развитии учащихся.
Проводилось изучение методической литературы, ознакомление с нормативными документами, беседы с учителями, руководителями факультативных занятий, кружков, студий, обобщался опыт учителей и руководителей детских творческих коллективов. Проводилось наблюдение за творческой деятельностью учащихся на занятиях, анализировались результаты их изобразительной деятельности, проводилось анкетирование и тестирование учащихся. Осуществлялись попытки внедрения одиночных графических упражнений. Изучалась реакция учащихся на их проведение.
В то же время разрабатывался понятийно-категориальный аппарат, шло определение понятий, применяемых в диссертации: "творчество", "творческие способности", "творческая активность", основных условий для развития творческих способностей учащихся в средней школе, которые выступили в качестве показателей эффективности проводимого исследования.
Цели и задачи поисково-констатирующего эксперимента состояли в следующем:
- определение оптимального возраста учащихся, позволяющего
получить максимальный развивающий эффект от внедрения системы графи
ческих упражнений;
- поиск формы проведения занятий, позволяющих получить максималь
ный положительный эффект при внедрении системы графических
упражнений;
- обоснование и выбор основных диагностических методов изучения возрастных особенностей учащихся и этапов творческого развития личности;
- разработка системы графических упражнений (поиск содержания, определение развивающих возможностей каждого упражнения, систематизация графических упражнений, определение развивающего эффекта системы в целом на учащихся разных возрастов).
Поиски наиболее действенных графических упражнений осуществлялись в течение всего первого этапа эксперимента. К 1993-94 учебному году начало намечаться примерное планирование содержания будущей системы, в которой определись свои цели, задачи, структура и методы преподавания. В ходе эксперимента стало ясно, что использовать всю систему графических упражнений в полном объеме возможно только за пределами урока, то есть во внеклассной работе.
Во II период (1993-1997 г.г.) проводились экспериментальные занятия и поиски их наиболее действенной организационной формы. Началась экспериментальная работа в средней школе № 23 под руководством диссертанта. Вначале была использована такая форма внеклассной работы, как кружковая. В кружке "Юного графика" занимались учащиеся разных возрастов и уровня подготовки, то есть все желающие с 3-го по 7-ой классы. Работа в кружке продолжалась в течение одного учебного года (1993-1994 г.г.) и закончилась большой школьной выставкой, на которой было представлено более 120 работ учащихся-кружковцев. Однако, при столь хороших результатах кружковая форма работы обнаружила некоторые недостатки:
- разновозрастный состав учащихся;
- свободное посещение занятий;
- характер занятий скорее развлекательный, чем обучающий. Следующей формой работы с учащимися по апробированию полной системы графических упражнений были дополнительные занятия в отдельно взятом классе. Для эксперимента был взят один из третьих классов. Работа также велась в течение одного учебного года (1994-1995г.г.). Эксперимент проводился с личного согласия основного учителя, работающего в этом классе, и администрации школы.
Эксперимент показал, что такая форма работы является наиболее благоприятной для апробации системы графических упражнений. Однако, занятия не всегда удавалось проводить регулярно один раз в неделю, потому что их основной целью является дополнительная внеурочная работа с учащимися по математике и русскому языку. Поэтому часть занятий необходимо было отдавать для использования их по прямому назначению (для подготовки учащихся к контрольной по математике или диктанту по русскому языку). Несмотря на это, была решена основная задача: доказан большой развивающий эффект этих упражнений. Дети перестали срисовывать рисунки друг у друга, пользоваться стереотипными изображениями, стали творчески мыслить, принимать нестандартные решения (даже на других уроках), улучшились моторные качества руки (окрепла пишущая рука, улучшился почерк). Дети стали усидчивее и аккуратнее. Повысился интерес учащихся и их родителей к предмету изобразительного искусства. Была сделана выставка из восьмидесяти работ для начальных классов.
Общие положения системы графических упражнений и общее тематическое планирование факультативных занятий по декоративной графике..
В ходе эксперимента производилась разработка и накопление графических упражнений. Было собрано более пятидесяти упражнений. Одни из них пользовались большим успехом у детей, другие казались им неинтересными. Одни не вызывали трудностей другие оказывались очень сложными. Одни носили чисто вспомогательный характер и обучали какому-либо новому приему закрашивания плоскости, другие учили каким-либо закономерностям, а третьи заставляли фантазировать. Исходя из этого, все упражнения были условно разделены на три группы: вспомогательные, обучающие, и развивающие. Такое деление обусловлено теми задачами, которые призвана решать каждая группа в общей системе.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ упражнения направлены на изучение техники приемов работы в декоративной графике, а также приобретение практических навыков работы графическими материалами. Декоративная графика, являясь уникальным графическим направлением, имеет свой своеобразный язык изображения. Эти упражнения призваны не просто научить детей работать - точками, линиями или пятком, но и научить чувствовать их красоту, умело использовать их в дальнейших работах. Точка, линия и пятно относятся к средствам изображения в декоративной графике. Эти средства являются основой приемов изображения, с помощью которых заполняется плоскость рисунка. Таким образом, вспомогательные упражнения служат для изучения и освоения средств и приемов изображения.
ОБУЧАЮЩИЕ упражнения помогают учащимся теоретически понять и практически освоить такие, общие для многих видов искусств, понятия как: ритм, пластика, стиль, гармония и другие, которые являются своеобразным выразительным языком в искусстве, помогающем художнику ярче выразить свою мысль, свою идею в произведении. Изучая выразительный язык искусства, дети впоследствии смогут более глубоко понимать любые произведения, например, более эмоционально откликаться на ритм в поэзии, пластику в танце, стиль в искусстве костюма или архитектуры и так далее. Если ребенок, став взрослым, не будет художником, теоретические знания и воспоминание о практическом опыте в этой области помогут ему стать просто культурным, разбирающимся в искусстве и глубоко его чувствующим, человеком. Выразительный язык в искусстве это и есть язык чувств, с помощью него художник добивается большей эмоциональности. Зрители, знающие этот язык, естественно более эмоционально откликаются на это произведение.
Таким образом, можно заключить, что обучающие упражнения направлены на изучение средств выражения в декоративной графике.
РАЗВИВАЮЩИЕ упражнения служат для развития у детей определенных видов творческого мышления, без которых невозможен процесс фантазирования в целом. Существует много видов мыслительной деятельности: рациональное, логическое, пространственное и другие. Все они в той или иной степени участвуют в процессе изобразительной, но и во всех других сферах человеческой деятельности. Развитию рационально-логического мышления у учащихся посвящено достаточно много предметов: математика, геометрия, физика, химия и другие, и достаточно много времени (ежедневно с 1-го по 11-й класс).
Задача учителя изобразительного искусства в школе - уделять как можно больше внимания развитию творческого мышления, которое позволяет создавать художественные образы. Образное мышление является основой художественного творчества.