Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Зарали Наталья Васильевна

Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству
<
Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарали Наталья Васильевна. Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству : 13.00.02 Зарали, Наталья Васильевна Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (Роспись ткани) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 265 с. РГБ ОД, 61:06-13/2385

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 14

1.1. Художественное восприятие и его значение в художественно-творческой и педагогической деятельности 14

1.2. Психологические основы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов 26

1.3. Педагогические условия развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов 41

Выводы по первой главе 50

ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ НАЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (РОСПИСЬ ТКАНИ) 52

2.1. Особенности создания художественной формы в декоративно-прикладном искусстве (роспись ткани) 52

2.2. Методические основы развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани) 68

Выводы по второй главе 81

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (РОСПИСЬ ТКАНИ) 83

3.1. Анализ практики преподавания, организации учебного процесса и результатов занятий по декоративно-прикладному искусству (констатирующий эксперимент) 83

3.3. Разработка и обоснование методической системы развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани) 95

3.2. Формирующий эксперимент 104

3.4. Экспериментальная проверка методической системы, анализ и обобщение данных контрольно-сравнительного эксперимента 116

Выводы по третьей главе 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Современная педагогическая наука ведет активный поиск путей совершенствования подготовки профессиональных кадров для средних школ. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» на период до 2025 года декларирует обеспечение своевременного и разностороннего развития молодежи, ее творческих способностей, навыков самореализации. Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В условиях современного мира роль учителя, закладывающего фундаментальные основы интеллектуального, нравственного, духовного, художественно-творческого развития подрастающего поколения, все больше возрастает. А это, в свою очередь, требует от педагога наличия соответствующих качеств. Школьный учитель не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало учащихся, воспитывает сознание личности школьника, направляя его на осмысление и созидательное преобразование мира. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития и образования будущих педагогов-профессионалов.

Сегодня на художественно-графических факультетах педвузов остро назрела необходимость поиска новых путей решения проблемы подготовки учителей изобразительного искусства как высококвалифицированных специалистов. В «Концепции художественного образования Российской Федерации» подчеркивается важность вопросов повышения качества художественно-педагогического образования, а также подготовки учителей изобразительного искусства как творчески мыслящих педагогов и профессиональных художников.

Одним из актуальных направлений модернизации художественно-педагогического образования является разработка проблемы развития художественного восприятия, как понимания языка художественной формы. Внедрение инновационных методов развития художественного восприятия в процесс обучения будущих учителей изобразительного искусства поднимет их профессионализм

5 на качественно новый уровень, поскольку обеспечит глубокое понимание задач, художественно-образной специфики и выразительных возможностей данного вида искусства. Профессиональная компетентность педагогических кадров, в свою очередь, гарантирует полноценное творческое развитие и эстетическое воспитание школьников, осуществляемое через приобщение учащихся к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы отражены в научной литературе. Так, проблемой художественного восприятия личности занимались такие ученые, как А.Д. Алехин, Н.Н. Волков, Ю.Я. Герчук, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.В. Жердев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Б.В. Раушенбах, О.В. Чернышев. В своих работах авторы обосновывают необходимость понимания и владения спецификой художественного языка искусства, являющегося одним из средств постижения окружающей действительности.

Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, развития художественно-творческих способностей и воспитания полноценной личности художника-педагога, а также дидактические основы организации учебных занятий нашли свое отражение в трудах Н.С. Боголюбова, СЕ. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Б.М. Йеменского, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др. Данные работы обозначили высокую социальную значимость проблемы творческого развития личности в целом, и личности будущего педагога в частности.

Вопросы совершенствования художественно-творческих навыков студентов в ходе занятий специальными дисциплинами рассматривались в исследованиях Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, Р.А. Гильман, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, В.П. Строкова, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др.

В сфере теоретического обоснования путей развития художественного восприятия, определения основных принципов, форм и методов обучения мы опирались на труды В.П. Зинченко, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова,

М.Н. Скаткина и других. Данные работы достаточно полно раскрывают педагогическую ценность учебных занятий, содержащих различные виды творческой активности учащихся.

Исследования таких психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логви-ненко, Д.Б. Эльконин свидетельствуют о том, что восприятие человека развивается и изменяется под воздействием различных условий в течение всей жизни.

Актуальность проблемы развития художественного восприятия обусловлена необходимостью решения противоречия между реальным уровнем его развития у студентов художественно-графических факультетов и требованиями, предъявляемыми современной школой к учителю изобразительного искусства. В настоящее время программы для общеобразовательных школ ориентированы преимущественно на развитие аналитического и логического мышления, развитию же образности и целостности мышления и восприятия уделено в них значительно меньше внимания. Это выражается не только в минимальном количестве учебных часов, отведенных на предметы художественно-эстетического цикла, но и в соответствующей подготовке педагогических кадров, не обладающих достаточно высоким уровнем развития художественного восприятия, и вследствие этого не всегда способных эффективно развивать художественно-образное видение школьников в рамках соответствующих дисциплин. Недостаточное внимание к развитию художественного восприятия, наблюдаемое в сфере педагогического образования, несет в себе негативные последствия для нашего общества, отрицательно сказываясь на формировании художественно-эстетической культуры, духовности и ценностных ориентиров школьников, а также на качестве образования в целом.

Отсутствие научно обоснованной, отработанной методики развития художественного восприятия в рамках специальных дисциплин не позволяет с максимальной эффективностью подготавливать педагогические кадры требуемого уровня для школы.

Назревшая необходимость решения указанного противоречия определяет актуальность исследования, которая заключается в том, что вследствие нерешенности проблемы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Таким образом, постановка проблемы развития художественного восприятия, как понимания языка художественной формы, для студентов художественно-графических факультетов педвузов в данном случае является вполне обоснованной.

Процесс овладения языком художественной формы протекает непосредственно в ходе практических занятий конкретным видом искусства. На развитие художественного восприятия будущего учителя изобразительного искусства оказывает влияние как весь процесс обучения на художественно-графических факультетах, так и отдельные дисциплины, обеспечивающие студентам специальную профессиональную подготовку. Важное место среди них занимает практикум по декоративно-прикладному искусству.

Изучение теории и практики декоративно-прикладного искусства активно способствует развитию профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений. Способы организации художественной формы в декоративно-прикладном искусстве многообразны: от плоскостных до глубинно-пространственных, от условно-орнаментальных до сюжетно-содержательных. Образы декоративно-прикладного искусства создаются на основе трансформации и художественной переработки материала окружающего мира. Язык художественной формы декоративно-прикладного искусства отличается стилистической обобщенностью, выявлением в изображении характерных особенностей формы и эстетических качеств объекта, переданных посредством стилизации и привнесения дополнительно обогащающих изображение узорных элементов. Образы декоративно-прикладного искусства тесно связаны с практическим

8 назначением объектов, что позволяет придавать художественной форме объекта элементы метафоричности.

Среди различных видов декоративно-прикладной деятельности особое место занимает роспись ткани. Этот вид декоративно-прикладной деятельности обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в том, что многообразные оттенки содержания декоративного образа успешно выражаются не только с помощью различных технологий росписи, но и через формообразования текстильного материала. В решении образов художественной росписи ткани оптимально для развития художественного восприятия сочетаются обобщение и конкретика, отвлеченность и повествование, декоративность и изобразительность.

Анализ практики преподавания художественной обработки материалов на художественно-графических факультетах выявил, что в процессе обучения уделяется недостаточно внимания вопросам художественной выразительности материала, особенностям технологий, специфики композиции. Это приводит к целому ряду наблюдаемых в учебных работах недостатков, главными из которых являются отсутствие образной целостности, гармонии соединения назначения объекта и художественного решения, шаблонность композиций. Недостаточное понимание студентом специфики художественного языка конкретного вида декоративно-прикладного искусства ведет к профессиональной некомпетентности будущего учителя, а значит, непременно скажется и на развитии художественно-эстетической культуры школьников, их творческих возможностях и духовно-ценностных ориентирах. Однако в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педвузов проблеме развития художественного восприятия уделено недостаточно внимания и времени. Также следует особо отметить, что художественная обработка материалов до сих пор не рассматривалась как средство развития художественного восприятия учащихся.

Вопросы развития понимания языка художественной формы в декоративно-прикладном искусстве преимущественно затрагиваются в исследованиях, посвященных развитию эстетических качеств и художественно-творческих способностей личности (Т.В. Ганова, Р.А. Гильман, В.В. Корешков, Е.В. Плотникова, М.В. Соколов, М.С. Соколова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). Специальных исследований о путях и методах развития художественного восприятия на практикуме по декоративно-прикладному искусству нет.

Необходимость разработки обоснованной и четко продуманной методической системы развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству, формирующей личность высококвалифицированного учителя изобразительного искусства, который способен к эффективному художественному воспитанию школьников, определили проблему нашего исследования «Развитие художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов на практикуме по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани)».

Цель исследования заключается в научном обосновании, экспериментальной проверке и практической разработке методической системы развития художественного восприятия студентов в процессе обучения художественной росписи ткани.

Объектом исследования является процесс развития художественного восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования - средства развития художественного восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования: развитие художественного восприятия студентов педвузов в процессе обучения художественной росписи ткани будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих условий:

о использование проблемного и эвристического методов обучения, личностно ориентированного взаимодействия со студентом, вариативного содержания учебного материала, системного подхода;

о использование заданий, требующих активного привлечения имеющегося художественного опыта, специальной системы упражнений по росписи ткани на развитие художественного восприятия, интеграции различных видов искусства;

о активизация самостоятельной работы творческого, аналитического, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого студента;

о комплексный подход к обучению, сочетающий совершенствование специальной подготовки и повышения профессионального мастерства художника-педагога и приобретения активных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (роспись ткани).

В соответствии с указанной проблемой; объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

провести анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;

определить и обосновать роль художественного восприятия как качественной составляющей профессиональной подготовки студентов худгра-фов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

определить психологические и педагогические факторы, влияющие на развитие художественного восприятия;

определить содержание и порядок изложения учебного материала по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани), позволяющий наиболее эффективно способствовать развитию художественного восприятия студентов;

обосновать и разработать методическую систему развития художественного восприятия в ходе занятий декоративно-прикладным искусством (роспись ткани);

экспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях вуза.

Методы исследования:

теоретическое изучение, анализ и обобщение данных научных, методических и монографических работ по теме и близких к теме исследования;

изучение и анализ методических систем, учебных программ и пособий художественно-графических факультетов педвузов, а также художественных училищ и вузов;

изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования студентов, учителей школ, педагогов училищ и вузов, руководителей кружков и студий декоративного искусства;

наблюдение за студентами в процессе выполнения заданий по художественной росписи ткани;

анализ продуктов творческой деятельности студентов на занятиях по художественной росписи ткани (рисунки, эскизы, технологические образцы, а также программные, курсовые и дипломные работы);

проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.

Экспериментальная работа проводилась в Московском педагогическом государственном университете. В эксперименте участвовало 220 студентов.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) был осуществлен анализ имеющейся специальной психолого-педагогической, методической, философской и искусствоведче-

12 ской литературы, а также диссертационных работ, близких к теме исследования. Активно изучался опыт преподавания декоративно-прикладного искусства. А также был проведен констатирующий эксперимент с целью определения требований, позволяющих выработать структуру и систему использования инновационных методов развития художественного восприятия. Разрабатывалась методическая система развития художественного восприятия на практикуме по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани).

На втором этапе (2000-2002 гг.) продолжился систематический анализ литературы. Проводился формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания художественной росписи ткани, скорректировать методическую систему и сформировать наиболее оптимальную структуру содержания курса.

Третий этап (2002-2004 гг.) был посвящен экспериментальной проверке разработанной нами методической системы, выявлению ее эффективности, подведению итогов и анализу результатов эксперимента. С 2004 по 2006 гг. редактировался текст диссертации, составлялись приложения, оформлялись наглядные материалы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

определено содержание понятия «художественное восприятие» применительно к педагогическим задачам подготовки студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани);

научно обоснована методическая система развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

разработаны критерии оценки уровня развития художественного восприятия по результатам анализа учебных и творческих работ.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и обосновании роли развития художественного восприятия студентов художествен-

13 но-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани) в общей системе повышения эффективности и профессионализма подготовки педагогических кадров.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения уровня профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов художественно-графическим дисциплинам, при разработке учебных программ и наглядных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по вопросам восприятия изобразительного искусства; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях ведения экспериментального курса; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования; проверкой эффективности выявленных принципов организации занятий по росписи ткани.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (2000-2004 гг.). Экспериментальное исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета с 1999 по 2004 г. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в научных статьях, а результаты исследования внедрены в практику работы кафедры.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем диссертации 265 страниц, из них 142 страницы основного текста, 97 страниц приложения. Диссертация содержит 28 таблиц, 9 схем, 33 диаграммы, 24 графика, 24 рисунка.

Художественное восприятие и его значение в художественно-творческой и педагогической деятельности

На заре человечества результаты познавательной деятельности человека, обобщение наблюдений, знаний, а также выражение эмоционально-эстетического отношения к действительности проявлялись в создании предметного мира. Искусство создания предметов быта занимало важное место в духовной жизни человека. Первые предметы, созданные человеческими руками, представляли собой овеществленное представление об устройстве мира. В древних культурах вещь являлась художественным выражением космологических представлений и обладала метафоричностью. Метафора выступала как средство познания окружающего мира. Через деятельность по созданию предметов быта человек выражал свое видение и понимание действительности и одновременно постигал художественный язык обработки материала, раскрывая для себя в художественно-преобразовательной деятельности новые знания, новые грани красоты. Идея любого художественного объекта заключает в себе не просто отдельный аспект отношения художника к миру, а его целостное видение и понимание мира. Именно поэтому, по словам О. Шпенглера, «произведение искусства есть нечто бесконечное. Оно заключает в себе весь мир. Оно представляет собой микрокосм, неисчерпаемый в целом и понятный только в некоторых отдельных внешних подробностях, при условии, конечно, что оно вообще имеет значение, а не есть только нарочито задуманная и исполненная механическая работа». [244, 317]

Таким образом, художественность объекта возникает как образное отображение мировосприятия, выраженное через художественный язык в материале. Предмет, наделенный качеством художественности, обладает для восприни 15 мающего его познавательной ценностью: «Любой объект, на который падал луч художественного познания, выступал в его свете не как вещь в себе, а как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, то есть ценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познания». [84, 39]

К. Малевич писал о том, что отличительное качество восприятия художника связано с созданием новых форм действительности, а не с различием между произведениями искусства и физическими предметами. [140, 87] Это и есть художественное познание действительности: образование принципиально новых структур, происходящее на базе уже известных, в их семантическом контексте.

Подчеркивая особую роль художественного познания для человека, М. Бахтин пишет: «В каждом акте, внутреннем или внешнем, своей жизненной, предметной направленности я исхожу из себя, я не встречаю ценностно значимой, положительно завершающей меня границы, я иду вперед себя и перехожу свои границы, я могу изнутри воспринять их как препятствие, но вовсе не как завершение; эстетически пережитая граница другого завершает его положительно, стягивает его всего, всю активность, замыкает ее». [15, 86-87] В.В. Кандинский особо выделяет познавательный аспект в восприятии искусства: художественное познание приводит к изменению восприятия всей картины мира. Художник и педагог, В.В. Кандинский отмечал необходимость выхода восприятия художника даже за границы изобразительного искусства с целью познания тождественности приемов искусств: «Одно искусство должно учиться у другого, как пользоваться своими средствами». [100, 38] Художник должен постоянно преодолевать новые и новые границы восприятия - только так возможно творческое развитие и совершенствование личности. Выход человека за «данную ему природную ситуацию и качества, при которых человек устанавливает порядок, то есть овладевает чем-то в себе посредством принципов организации, лежащих в основах нашего сознания» - это то, без чего, по мнению М. Мамардашвили, нет человека: стремление к новым границам знания, не только интеллектуально-научного, но в большей степени духовного. [141, 53] Представление К.С. Станиславского о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил человека при порождении продукта творчества связано с над-разумным способом постижения мира и выходом за пределы обыденного восприятия. [71, 393] Задача художника состоит в том, чтобы «нащупывать... смысловые границы» образа. А. Матисс писал: «Я... иду, подталкиваемый мыслью, которая мною осознается в процессе моей работы». [143, 55]

Э. Нойманн утверждает, что бессознательному присуща функция спонтанного создания форм, производящих впечатление своей красотой. [249, 144] Г. Баум-гартнер, ссылаясь на выводы практики О. Хаксли, полагает, что «художник действительно лучше вычленяет нужную ему информацию определенных зрительных проекций мозга, чем делает обычный наблюдатель». [112, 201; 225, 23-24] К. Малевич писал, что при участии того или иного «мозгового центра» художник может выбрать собственную «концепцию вещей» вокруг себя. Причем, особое внимание к определенному типу образного представления мира, обусловленное эмоциональными, интеллектуальными или культурными факторами, в результате и создает «стиль» художника. [140, 201] Избранные аспекты видения, пропущенные через внутренний мир художника, глубоко им прочувствованные и пережитые, синтезируются в образ, создание которого для художника является основным средством и способом постижения мира и его выражением.

Особенности создания художественной формы в декоративно-прикладном искусстве (роспись ткани)

Декоративно-прикладное искусство - это «вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и, вместе с тем, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей». [8, 160] Издревле в создаваемых человеком предметах и изделиях присутствовала не только практическая полезность, но и метафоричность. Поэтому, в отличие от сугубо-бытовых предметов, объекты декоративно-прикладного искусства образны. Потребность видеть окружающие предметы красивыми - одна из ведущих потребностей человека с древнейших времен. Кроме того, человек в создаваемых им предметах выражал свои представления об устройстве окружающего мира. Древние вещи имели не просто бытовое назначение, но также являлись материализованным отражением человеческого понимания мироустройства. В традиционных орнаментальных композициях заключено художественное видение окружающего мира, поскольку они несут в себе художественно осмысленные образы действительности, запечатленные в сознании художника в виде обобщенных форм. Предметы быта, одежда, ткани изготавливались и орнаментировались с глубоким пониманием свойств материалов, назначения изделий, с удивительным ощущением гармонии и эстетики мира, осознанием сущности его явлений. Все это делало повседневные предметы объектами искусства и создавало его особый художественный язык.

В декоративно-прикладном искусстве декоративность служит главной формой выражения содержания, худоэ/сественной образности. Иными словами, декоративность выступает как одна из форм выражения красоты. В арсенале ком 53 позиционных, изобразительных и выразительных средств декоративно-прикладного искусства присутствуют характерные художественные средства, позволяющие подчеркнуть уникальность декоративного образа. Работа в области декоративно-прикладного искусства связана практически со всеми формальными аспектами композиции, формы и цвета. Кроме того, большую роль играют возможности художественной обработки материала. Главным признаком декоративности следует назвать стилизацию.

Стилизация - это характерное средство декоративно-прикладного искусства, представляющее собой «декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема». [8, 581]. Для декоративно-прикладного искусства характерно художественное обобщение в использовании формы и цвета, выявляющее эстетическую особенность класса объектов, а также мощная трансформация изображения, отражающая основной замысел с предельной выразительностью. Изменение исходной формы происходит путем упрощения конструкции формы, трансформации объема в плоскость, преобразования абриса формы и характера формы в целом в сторону большей декоративности. Если мы обратимся к истокам стилизации, то в ее основе обнаружим такое явление, как знаковость, то есть обозначение сути явлений, позволяющая в кодированном виде возбудить в человеке те стороны психики, которые уже на подсознательном уровне восприятия произведения искусства получают эмоциональную реакцию. Стилизуя изображение, художник, с одной стороны, выявляет сущностные аспекты объекта, отбрасывая многие его случайные черты, и, с другой стороны, расширяет наше представление о предмете путем введения органично вписанных «украшений», также сопряженных с общим содержанием. Стилизация зачастую отражает не столько конструктивную особенность предмета, сколько эстетику этой конструкции. Следует отметить,_что возможен и такой путь обобщения, который приводит к созданию неизобразительных форм; художник настолько преобразовывает формы и мотивы, что они теряют свой конкретный предметный смысл и превращаются в абстрактные формы, выражающие идею и смысл в общей форме, без конкретных подробностей.

Композиционная структура художественной формы в декоративно-прикладном искусстве определяется в значительной степени возможностями того или иного материала и назначением изделия. В целом изделия декоративно-прикладного искусства, в том числе и изделия росписи ткани, на современном этапе можно условно разделить на ряд направлений:

о станковые композиции (панно, не имеющие привязки к ансамблю);

о композиции, имеющие сугубо прикладной характер (аксессуары одежды, предметы быта);

о композиции как часть ансамбля (костюма, интерьера, архитектуры, ландшафта).

Художественно организованный декоративный образ может вызывать сложные ассоциации, связанные с предметами и явлениями мира, а также передавать эмоционально-смысловое и образно-символическое содержание через условный художественный язык декоративной формы.

Анализ практики преподавания, организации учебного процесса и результатов занятий по декоративно-прикладному искусству (констатирующий эксперимент)

Первый этап исследования педагогических условий развития художественного восприятия на практикуме по росписи ткани состоял из нескольких частей: изучение и анализ специальной литературы, анализ методических пособий и программ, а также анализ процесса и результатов художественно-творческой деятельности студентов на практикуме по декоративно-прикладному искусству.

В результате анализа научной литературы были выделены следующие аспекты развития художественного восприятия студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству, которыми мы руководствовались при проведении исследовательской и экспериментальной деятельности: о уровень художественно-эстетических и познавательных потребностей личности, стремления самовыражения в творческой деятельности; о уровень художественно-образной выразительности композиций учебно-творческих работ; о уровень гармоничного соединения художественного содержания, назначения, особенностей композиционной формы, стилизации, материала, художественной специфики технологий; о степень эмоционально-эстетического, чувственного восприятия элементов композиции; о глубина осознания результатов деятельности по решению художественных задач, способность к аргументированному обоснованию и анализу. На этапе констатирующем этапе педагогического эксперимента (1999-2000 гг.) определялся уровень художественной подготовки студентов по основам декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов; проводилось наблюдение за творческой деятельностью студентов; выявлялся уровень развития художественного восприятия методом анкетирования, анализа продуктов творческой деятельности; проводилось интервьюирование преподавателей вуза и учителей системы дополнительного образования.

Интервьюирование учителей изобразительного искусства системы дополнительного образования (детские художественные школы, кружки изобразительного искусства), наблюдение за занятиями и анализ учебных подростковых работ позволили прийти к выводу, что на сегодняшний день в процессе обучения декоративно-прикладному искусству наибольшее внимание уделяется технологиям обработки материалов. На занятиях также затрагиваются и художественно-эстетические аспекты изобразительной деятельности, однако их изучение не является ведущим и определяющим направлением процесса обучения. Практическим результатом таких занятий являются добротные, но по большей части стереотипные работы. Выполненные на хорошем техническом уровне, они недостаточно выразительны; организация композиции и цветовое решение зачастую не отличаются оригинальностью.

Используя методы наблюдения, анкетирования и опроса, мы провели исследования практических занятий по художественной обработке материалов в педвузах, а также проанализировали учебно-творческие работы студентов. Исследование практики преподавания художественной обработки материалов в аспекте развития художественного восприятия студентов на художественно-графических факультетах педвуза ставило следующие задачи:

о выявление особенностей методической организации работы;

о выявление содержания учебных заданий и характера их подачи;

о выявление степени заинтересованности студентов и объектов их заинтересованности в данном виде декоративно-прикладной работы; о выявление уровня владения студентами художественно-образным языком декоративно-прикладного искусства в практической учебно-творческой деятельности;

о выявление степени понимания и осознания специфики декоративно-прикладного искусства.

Было проведено интервьюирование преподавателей декоративно-прикладного искусства в педвузах. Заданы следующие вопросы:

1. Насколько качественно и профессионально студенты овладевают художественным языком декоративно-прикладной деятельности на практикуме?

2. Какие цели Вы ставите при обучении студентов художественной обработке материалов декоративно-прикладного искусства?

3. Насколько эффективно студентами используются полученные ранее знания, умения и навыки на практикуме по декоративно-прикладному искусству?

4. Какие недостатки в учебно-творческих работах студентов Вам чаще всего встречаются? В чем, по-Вашему, причина появления этих недостатков?

Исследование показало, что преподаватели художественной обработки материалов декоративно-прикладного искусства требуют от учебно-творческих работ как хорошего технического и технологического качества, так и эстетической, художественной завершенности. Однако на занятиях проявляется общая неподготовленность студентов, выражающаяся в неумении применить имеющиеся теоретические знания и практические навыки в работе с конкретным материалом. Причина, по мнению преподавателей, заключается преимущественно в том, что студенты сталкиваются с такими проблемами, как сопротивление материала, новые технологии художественной обработки, сложности представления окончательного варианта работы в деталях технологии исполнения, специфика стилизации, специфика композиции.

Похожие диссертации на Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству