Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Виноградова Наталья Владимировна

Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи
<
Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виноградова Наталья Владимировна. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи : на примере выполнения натюрморта : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Курск, 2009. - 222 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-13/1186

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА 12

1.1 . Сущность, структура и механизмы процесса восприятия цвета 12

1.2. Развитие художественного восприятия цвета в изобразительной деятельности детей 35

1.3. Модель методической системы развития художественного восприятия цвета учащихся ДШИ 59

1.4. Критерии и уровни развития художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств 75

Выводы 82

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У УЧАЩИХСЯ ДШИ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА) 86

2.1. Состояние проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (констатирующий эксперимент) 86

2.2. Поиск путей, методов и средств развития художественного восприятия цвета учащимися ДШИ 101

2.3. Экспериментальная проверка методической системы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (формирующий эксперимент) 125

2.4. Проведение и результаты контрольного эксперимента 159

Выводы 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

СПИСОК ИСПРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 173

ПРИЛОЖЕНИЕЯ 187

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития.

Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.

Однако на сегодняшний день в детских школах искусств развитию художественного восприятия цвета у школьников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ учащихся ДШИ и ДХШ показал: начиная с возраста 10-13 лет, у школьников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении натюрморта.

По мнению Е.А. Флериной, И.С. Якиманской, именно этот возраст способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности.

Акценты в процессе обучения в основном смещены на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира. В частности, в живописи при работе над натюрмортом не рассматривается сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоцио-

нальная выразительность цветового решения. Недостаточное внимание уделяется и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач.

Это лишает ребенка представлений о сложной специфике изображения натюрморта, живого эмоционально-эстетического чувства на художественную природу цвета, раскрывающего образную сущность постановки и возможности ее цветовой интерпретации.

На основании этого возникают противоречия: собран огромный теоретический материал, проведены исследования в разных областях науки, подтверждающие важность развития цветовой культуры у ребенка, однако эти исследования не используются в методическом арсенале учителя, что ведет к ограничению возможностей педагогического воздействия на формирование этих качеств у учащихся ДШИ. Преодоление этого есть главная цель данной научной работы.

Анализ практики обучения учащихся в школах дополнительного образования, авторских (экспериментальных) и типовых программ по живописи, показал отсутствие научно обоснованной методики, направленной на формирование цветовой культуры у ребенка и норм регулирующие деятельность педагога. Остаются неясными образовательные цели и воспитательные задачи, определяющие приоритеты обучении ребенка в ДШИ. Это способствует тому, что учителя ведут занятие в зависимости от своего уровня профессиональной компетенции и представлений о механизмах развития творческих способностей учащихся. Недостаточное развитие художественного восприятия цвета, непоследовательные учебные задачи натурного рисования (постановки), отсутствие системы упражнений превращают урок в различные виды консультации, стихийные формы работы учителя, не позволяющие эффективно осуществлять эстетическое воспитание и художественное образование учащихся в ДШИ.

Сказанное определяет актуальность исследования: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяю-

щей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (на примере выполнения натюрморта)

Данная методическая система должна обеспечить процесс творческой самореализации ребенка посредством формирования цветовой культуры, освоения изобразительного языка живописи в классических традициях художественного образования России и приоритетах его развития.

В определении пути, решения проблемы развития художественного восприятия цвета представляют интерес исследования касающиеся вопросов художественного восприятия цвета в произведении искусства в трудах Л.Б. Альберти, А. Дюрера, Леонардо да Винчи, Б.Р. Виппера, Н.В. Волкова, А. Дмитриевой, Д.В. Сарабьянова.

Несомненную ценность данного исследования представляют философские идеи И. Канта, Платона, Ф. Ницше, Ф. Гегеля, Ю. Лотмана, А. Шопенгауэра, где восприятие рассматривается как процесс отражения чувственного и рационального в познании окружающей действительности.

Структура восприятия, его механизмы и воздействие на человека зако
номерности художественного восприятия цвета с психофизиологической
стороны, отражены в трудах ученых: В.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, В. Вундта,
Л.С. Выготского, Л.М. Веккера, Г. Гельмгольца, Г.Г. Гадамера,

А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна,

Б.М. Теплова, И.П. Павлова, А. Пейпера, У. Уффельмана, Л.П. Урванцева и многие др. ученые.

Педагогическую ценность представляют труды отечественных педагогов: П.П. Чистякова Д.Н. Кардовского, Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беды, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, СЕ. Игнатьева, А.А. Унковского, Н.Н. Волкова, Л.Г. Медведева, СП. Ломова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, раскрывающие механизмы развития худо-

жественного восприятия, построенные на принципах целенаправленного и систематичного подхода в обучении.

Механизмы восприятия в структуре образного понимания цвета рассмотрены в диссертационных исследованиях Ч.А. Измайлова, Ю.В. Коробко, П.П. Ревякина, А.С. Рындина, В.М. Соколинского, А.В. Сизовой, И.В. Солодухина, Ю.П. Шашкова.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования цветовой культуры, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ решен не полностью.

Объект исследования: является учебно-творческая деятельность учащихся ДШИ на занятиях по живописи, направленная на развитие художественного восприятия цвета.

Предмет исследования: система методических средств и педагогических условий, обеспечивающих развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (на примере выполнения натюрморта)

Цель исследования: решение проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств (на примере живописи натюрморта), способствующей воспитанию цветовой культуры у ребенка.

Гипотеза: успешное развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ возможно, если будет:

разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая определению организационных и психологических условий, дидактических принципов обучения (целенаправленность, доступность, поэтапность);

модель управления образовательным процессом корректировки и направления деятельности, учащихся по освоению различных качеств, свойств и возможностей цвета в образном решении натурной постановки;

методическая система, осуществляющая выбор образовательных и воспитательных целей, задач и педагогических технологий обучения ребенка живописи;

разработана система заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета;

разработаны критериальные характеристики и уровни сформированности художественного восприятия цвета у учащихся;

модель, осуществляющая формирование интереса и положительной мотивации ребенка к изобразительной деятельностью на занятиях по живописи посредством раскрытия роли цвета в создании эмоционально-выразительного образа.

Задачи исследования:

  1. Изучить, проанализировать литературу по проблеме исследования художественного восприятия цвета детьми;

  2. Определить основные направления деятельности педагога в развитии у учащихся ДШИ художественного восприятия цвета;

  3. Систематизировать имеющиеся методы, обеспечивающие развитие художественного восприятия цвета в творческой деятельности ребенка;

  4. Разработать модель методической системы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

  5. Раскрыть содержание методической системы ее основные компоненты, способствующие организации учебного процесса направленного на развитие художественного восприятия цвета у школьников;

  6. Разработать уровни и критерии оценки работ учащихся ДШИ на предмет сформированности художественного восприятия цвета;

  1. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы в образовательном пространстве ДШИ.

Методологической основой исследования являются основные положения философии, касающиеся специфики процессов восприятия, вопросов возникновения художественного образа, цветового вкуса, эстетического от-

ношения к действительности (Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, А.Я. Зись, И. Кант,
Ю.М.Лотман); ключевые положения психологии и физиологии зрительного
восприятия (Р. Арнхейм, В. Вундт, Л.С. Выготский, Р. Грегори,
А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Ч. Пэдхем, И.П. Павлов,
3. Фрейд, Б.Н. Теплов и др.); исследования вопросов в области художествен
но-педагогического обучения (Г.В.Беда, Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев,
В.В.Корешков, Л.Г.Медведев, Н.Н.Ростовцев, А.А. Унковского,

Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов, А.П. Яшухин и др.); роли деятельностного подхода в познании действительности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), развивающее обучение (А.В.Бакушинский, В.В.Давыдов, Д.Б.Элькони и др.).

Методы педагогического исследования:

1. Изучение и теоретический анализ философской, психолого-
педагогической и методической литературы зарубежных и отечественных ав
торов по теме научного исследования;

  1. Методы эмпирического наблюдения, беседы, тестирование; изучение практической деятельности учащихся; проверочные этапы, констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный эксперимент; качественный анализ его результатов по разработанным оценочным критериям; разработка заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета.

  2. Апробация эффективности созданной модели методической системы в практике ДШИ, анализ творческих работ учащихся.

Научная новизна исследования:

выявлены наиболее эффективные возможности, формы и приемы деятельности педагога, способствующие овладению специальными ЗУНами в области цветоведения, активизирующие процесс развития художественного восприятия цвета у школьников на занятиях по живописи;

сконструирована модель методической системы, содержание которой определяет структурные, методические и практические компоненты, обеспечи-

вающие пути педагогического воздействия на развитие художественного восприятия цвета у учащихся в учебно-творческом процессе ДШИ;

- разработаны уровни и критериальные характеристики развития художе
ственного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

теоретически обоснована проблема развития художественного восприятия цвета в творческой деятельности учащихся детских школ искусств;

разработана, научно обоснована и раскрыта методическая система, как организационная, направляющая и корректирующая модель управления процессом обучения ребенка в ДШИ, способствующая развитию художественного восприятия цвета у школьников;

определены эффективные методы, построена система заданий по теме «Натюрморт» активизирующая творческую деятельность учащихся, способствующая формированию культуры цвета, повышению качества ЗУН в области изобразительной грамоты, развитию художественного восприятия цвета.

Практическая значимость исследования:

материалы теоретического исследования: разработанные задания и упражнения, критериальные характеристики и уровни оценивания могут быть использованы в создании авторских программ, в построении методики обучения живописи, как в рамках системы дополнительного художественного образования, так и в общеобразовательной школе.

предложенная структура методической системы и данные педагогического исследования позволяют совершенствовать процесс формирования цветовой культуры, обеспечивая развитие художественного восприятия цвета учащихся.

Достоверность результатов исследования: подтверждают методологический базис исследования с опорой на научные исследования в области психологии, философии, современными достижениями в области художест-

венной педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках. Результаты исследования по теме диссертации обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции: «Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений». (Москва-Тольятти 2005); На областной научно-практической конференции в рамках «Жигулевская палитра», (Самара, 2005, 2006). Ежегодных межрегиональных научно-методических конференциях, выставках детского творчества в образовательных учреждениях искусств и культуры Самарской области. Апробация результатов проходила в МОУ ДОД им. Г.В.Свиридова г. Тольятти, и ДШИ №1 г. Курска. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ДШИ им. Г.В.Свиридова, «программная подготовка абитуриентов» ТГУ Этапы.исследования:

Первый этап теоретико-поисковый (2002-2004 год.) На первом этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; проведен констатирующий эксперимент с целью выявления исходного состояния по теме исследования. Была обоснована целесообразность создания модели методической системы, которая позволит учителю определить ключевые позиции в развитии художественного восприятия цвета у ребенка на занятиях по живописи. Определены критериальные характеристики и уровни развития ребенка в области художественного восприятия цвета.

Второй этап опытно-экспериментальный (2004-2007год). На втором этапе экспериментального исследования были проведены поисковый, формирующий и контрольный эксперименты, в ходе которых апробировались методика обучения, система заданий способствующих эффективному разви-

тию художественного восприятия цвета у учащихся на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта).

Третий этап аналитический (2007-2008 год). Осуществлялись анализ и систематизация полученных результатов исследования, формулировались выводы, подтверждающие гипотезу исследования, разрабатывались методические рекомендации позволяющие использовать полученные данные в системе художественного образования ребенка в ДШИ, ДХШ, общеобразовательной школе.

Основные положения, выносимые на защиту:

обоснование методической модели, как фактора активизации образова- . тельного процесса направленного на формирование эстетической культуры и развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ.

совокупность структурного, методического и практического компонентов модели методической системы: цели, задачи; ЗУН; упражнения и задания, уровни и критериальные характеристики;

система заданий и упражнений, нацеленных на освоение выразительных качеств, свойств и возможностей цвета, влияющих на формирование цветовой культуры и развитие художественного восприятия цвета

предлагаемая методическая система расширяет возможности педагогического воздействия на раскрытие индивидуально-творческих способностей ребенка.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, таблиц и приложения. В приложении представлены таблицы, графики, анкеты и рисунки учащихся, выполненные в ходе эксперимента

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цель и задачи, объект и предмет исследования; сформированы гипотеза; методы и этапы; раскрыта научная новизна; показаны практическая и теоретическая значимость работы.

В первой главе «Творческие основы развития художественного восприятия цвета»- рассматриваются различные теории восприятия, вопросы, касающиеся сущности, структуры и механизмов процесса восприятия. Доказывается важность развития художественного восприятия цвета в формировании творческих способностей, цветовой культуры и изобразительной грамоты ребенка.

Во второй главе «Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств, на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта)» представлена опытно-экспериментальная работа с учащимися ДШИ по развитию художественного восприятия цвета на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта). Во второй главе показаны результаты констатирующего, поискового, формирующего и контрольного эксперимента. Показана методика развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ на занятиях по живописи.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Сущность, структура и механизмы процесса восприятия цвета

В настоящее время многие ученые, педагоги и художники придают большое значение формированию цветовой культуры у ребенка, развитию художественного восприятия, которые служат своего рода показателем уровня развития его способностей, вкуса, эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Для полного понимания специфики процесса художественного восприятия цвета, необходимо проанализировать сущность таких понятий как «цвет», «восприятие», «цветовое восприятие», «художественный образ», «художественное восприятие», которые играют огромную роль в решении учебно-творческих задач, оказывающих влияние на становление цветовой культуры ребенка, развитие эмоционально-эстетической сферы. В психологическом словаре восприятие трактуется как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств [96, с. 127].

Основные теории восприятия были созданы во 2-ой половине XIX века. Представителями, которых были ученые В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, И. Моллер, Э. Мол, Г.Э. Мюллер, американский психолог Э.Б. Титченер, помогающие понять процесс и этапы восприятия.

1. «Теория конструктивного восприятия» (Э.Б.Титченер), основана на том, что процесс восприятия происходит в результате анализа о воспринимаемых объектах на основе ощущений связанных с воспоминаниями, или тем, что мы уже знаем. Ребенок видит, что этот предмет кувшин, потому что узнает его по внешнему виду, «из-за подсознательного умозаключения», процесса, посредством которого складывается информация об этом предмете [98].

2. «Теория прямого восприятия» (Дж. Гибсон и Дж. Каттинг), восприятие заключается в прямом получении информации из окружающей среды. Мы понимаем смысл художественного произведения, так как располагаем информацией о художнике, мы понимаем содержание, потому что «владеем, семантическим знанием и значением о предметах» [3]. ,

В процесс исследования немецкие психологи: М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Крффка пришли к заключению, что «восприятие» не есть только ощущения, восприятие, есть поле всех действующих на организм раздражителей, воспринимаемой как ситуация, структура целого [3, с.26-36]. .

Данное направление стало называться гещтальтпсихрлогией. Сущность этой концепции раскрыта в трудах американского психолога Рудольфа Арнхейма. В основе его теории восприятие,строится на основе создания целостных структур — гештальтов. Восприятие представляет собой познавательный, динамический, творчески-активный процесс, обусловливаемый формами и типом зрительного восприятия. С помощью чувств ребенок учится воспринимать, а вот создавать образ, ему помогают художественные средства выразительности. Важнейшим механизмом художественного восприятия считает Р.Арнхейм именно выбор из многочисленного многообразия впечатлений и средств наиболее характерные черты, раскрывающие образ. То есть ребенок стремиться создать целостно-эмоциональный, выразительный образ, тяготеющий к «художественному» [5]. "

Согласно теории восприятия канадского психофизиолога Д.О.Хэбба, восприятие есть процесс синтеза отдельных деталей, и представляет собой «прижизненно формулируемый навык», которому надо обучаться [3]. Дети один и тот же предмет изображаїрт по-своему, значит, восприятие есть индивидуальная деятельность сознания.. .

Среди теоретиков, чьи идеи интересны, Алоис Ригли, раскрывает два разных способа восприятия — оптическое и гаптическое. Его теорию комментирует Клод Гандельман в своей книге «Читая картинки, просматривая тексты». 1. «Оптический способ» основывается на творческом «сканировании формы и восприятия очертаний предметов». Оптический взгляд лишь бегло касается поверхности предметов.

2. «Гаптический способ» (от греч., «охватывать») - «фокусирует внимание на поверхности предмета, на внешних качествах объекта». Гаптический способ способствует изучению поверхности предмета, уделяя внимание его текстуре, цвету, форме (Гандельман, 1991; р. 5).

Среди зарубежных ученых интересны теории швейцарского психолога Ж.Пиаже,- утверждавшего, что у детей первых месяцев жизни нет «настоящего восприятия» предметов, цвета и пространства, ребенок не различает объекты. По мнению Ж.Пиаже, восприятие зависит от развития интеллекта [2]. Восприятие как психофизиологический процесс, начинается с рецепторов находящиеся на сетчатке глаза, которые преобразовывают световую энергию в нервную информацию, стимул. Сенсорная обработка информации связана с идентификацией информации, когда идет «распознавание объекта, по прототипу», «паттерну» (Pritchard, 1961).

То есть, чтобы нарисовать предмет ребенку необходимо, проанализировать его со стороны внешнего и внутреннего что выражается в форме, цвете, пространстве, настроении.

Критерии и уровни развития художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств

В диссертационном исследовании разработка критерий и уровней оценивания детских работ связана, прежде всего, с отображением впечатлений учащихся в изобразительной деятельности. В 1911 году Коррадо Риччи в своей книге «Дети-художники» дал достаточно серьезный анализ продуктов изобразительной деятельности ребенка, обратив на художественное своеобразие детского взгляда на окружающую действительность. В 1914 году в исследованиях Г.Кершенштейнера были выделены общие этапы развития детского рисунка, закономерности изображения от ступени схемы до пластического изображения. А.В.Бакушинский в своих исследованиях (1925) выделил характерные признаки, проявляющиеся в процессе изображения формы и цвета, композиции, что связано с особенностями зрительного восприятия ребенка.

Так Н.Рыбников среди методов изучения детского рисунка ставит биографический метод (анализ рисунков одного ребенка на протяжении нескольких лет). В тоже время устанавливаются методы исследования детского рисунка - формальный (ступени развития детского рисунка, от схематического рисунка до объемно-пространственного) и содержательный (ступени развития ребенка демонстрируют его интерес к теме и объекту изображения).

Известный ученый Т.С.Комарова, разработала систему критериев, которые позволяют педагогу правильно ориентироваться в работе с детьми. Среди критериев можно выделить: содержательность рисунка (в соответствии с замыслом, что изображено в рисунке); передача формы (форма простая, сложная, симметричность); строение предметов, их местоположение на плоскости, пропорции; композиция (формат, открытая, закрытая); цвет (реальность и декоративность) и т.д.

Всего критериев 13. Эти критерии можно использовать, но корректируя в зависимости от возраста детей и спецификой диссертационного исследования. Критерии оценки детских работ необходимы для разработки более эффективных методов преподавания.

В данном исследовании изобразительную деятельность предполагается рассматривать в следующем направлении: «Цвет в рисунках детей».

Критерии позволяют выявить основные проблемы и трудности у детей в работе над созданием образа постановки. Что позволит определить те методы, которые способствуют формированию эстетического отношения и художественного восприятия мира. В диссертационном исследовании художественное восприятие цвета в изобразительной деятельности учащихся является наиболее значимым средством раскрытия замысла и творческих способностей учащихся. Развитие художественного восприятия цвета связано с установлением ассоциаций между цветом и обозначением его словом.

Понятие о цвете говорит З.И.Истомина,- складывается с цветовой характеристикой предметов окружающего мира.

В ходе педагогического эксперимента будут проанализированы работы учащихся с позиции следующих их показателей:

1. Содержательность цвета — (символика, семиотика и семантика) каждый цвет можно трактовать как знак, в котором заложен некий художест венный смысл, идея. В содержательности рисунка, цвет является взаимодей ствием формы и пространства, ее пространственно-смысловой и эмоцио нально-чувственной значимостью. Сюда относится отбор красок по количе ству и качеству (систематика); цветовая доминанта ассоциативность цвета; придуманная цветовая (фантазийная) гамма; эмоциональность цвета, яркость и насыщенность. Сюда относятся умение давать сложное определение цвето вым оттенкам поверхности предметов. С детьми важно обсудить, какими от тенками отличается цвет одного предмета от другого. Как цвет предмета ха рактеризуется в соответствии с тремя его характеристиками: цветовой тон, светлота, насыщенность. Содержательность цвета выражается в поиске цве та, в умении передавать различными цветовыми оттенками разных состояний природы.

2. Колорит и цветовая гармония - художественное решение натюрмор та отражается в системе различных типов колорита в цветовом образе. На создание образа постановки влияют различные художественные факторы (цвет, композиция, сюжет). Выбор цветовых сочетаний и их гармония спо собствует решению художественной задачи, общей стилевой направленно сти образа. Колористический образ складывается из: единства объективного и субъективного; рационального и эмоционального. В образе важно передать правдивость и выразительность колорита, раскрыть обитую стилевую направленность; художественное своеобразие колористического образа. Роль колорита в объемно-пластическом и эмоционально-образном решении. Попытка создание цветовой гаммы, цельной и гармоничной. Попытка передачи объема цветом (теплое и холодное) и цветовым тоном (светлое и темное). Анализ по этому показателю демонстрирует реалистическая трактовка изображения постановки или ее декоративное решение. Ахроматическое решение постановки; хроматическое построение постановки; цветовой ритм. Динамичность и статичность цвета.

Состояние проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (констатирующий эксперимент)

Рассматривая в диссертационном исследовании проблему развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ, показало, что знания, которые получает школьник, практические задания, предлагаемые учителем по живописи, не способствуют формированию образного понимания действительности, в котором художественное видение служит целенаправленному воспитанию цветовой культуры и раскрытию творческих способностей.

На основании этого мы разработали блок заданий и упражнений для учащихся ДШИ, которые путем решения различных учебно-творческих задач, помогут сформировать художественно-образное, эстетическое отношение к предметному миру и развить творческие способности.

Исследования состояло из трех этапов. Первый этап — теоретико-поисковый — проводился с 2002 — 2004 год. Данный этап характеризуется изучением литературы по теме исследования. В результате, которого определялось состояние проблемы художественного восприятия цвета у детей, цели и задачи эксперимента. Констатирующий эксперимент, включая анкетирование учащихся и педагогов по рисунку, живописи и композиции, практические упражнения и задания. Второй этап — опытно-экспериментальный — проводился на период 2004 -2007 год. Данный этап заключался в проведении поискового и формирующего эксперимента в ДШИ и апробации полученных результатов учебно-творческих заданий по живописи.

Третий этап — аналитический — проводился в течение 2007 — 2008 учебного года. Включая проведение контрольного эксперимента, проверке эффективности методической системы, обобщении результатов исследования и формулирование выводов по теме исследования.

Педагогический эксперимент проводился с одним и тем же контингентом учащихся на протяжении трех лет обучения с 2004-2007 год. Цель эксперимента:

- определить уровень изобразительной грамотности и степень развития художественного восприятия цвета в процессе изображения натюрморта;

- выявить недостатки, откорректировать дальнейшую работу с детьми, направленную на развитие художественного восприятия цвета;

- разработать методику развития художественно восприятия цвета у учащихся ДШИ на предмете живопись натюрморта.

Задачи констатирующего эксперимента:

- определить уровень сформированное художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

- выявить проблемы, которые препятствуют развитию художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ при изображении натюрморта;

- наметить пути решения проблемы развития художественного (образного) восприятия цвета;

- определить методы, способствующие развитию художественного восприятия цвета и решению поставленной учебно-творческой задачи.

Для решения задач эксперимента была определена база и разработана программа исследования, в основе которой тесты для учителей и учащихся, беседа и наблюдение, анализ детских работ выполненных на живописи, проверочные задания. Опытно-экспериментальной базой выступали МОУ ДОД им. Г.В.Свиридова (ДШИ №2), г. Тольятти, ДХШ № 1, г. Курска, «Школа юного художника» при факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ.

В констатирующем эксперименте в 2004 году приняло участие 91 школьник. Из них экспериментальная группа №1 11 человек - 4 класс ДШИ, экспериментальная группа №2 13 учащихся - 5 класс и контрольная группа 4 класс -12 человек, 5 класс - 12 человека. Результаты констатирующего эксперимента и анализ детских работ сравнивались между собой в соответствии с возрастом учащихся.

Метод анкетирования, предложенный в начале эксперимента, выявил существующие трудности в восприятии и понимании роли цвета учащимися, его значение в процессе изображения натюрморта. Учащимся 4 и 5 классов было предложено ответить на вопросы анкеты (См. Приложение 1). Большинство ответов 4 класса были однозначными - «да», «нет», не включающие объяснение, носили интуитивно-подсознательный характер. Например, на вопрос «важно ли уметь передавать в живописи художественный образ?» Просто отвечали, что - «важно». На вопрос «играет ли какую-либо роль цвет в создании художественного образа?». Большинство учащиеся просто отвечали — «играет». Объяснить свой ответ затруднялись. На вопрос «что такое колорит?» отвечали — «красивое сочетание цветов». Эти примеры доказывают, что учащиеся не имеют теоретической базы, понимания того, что цвет это средство, способствующее организации живописной композиции в единое колористическое целое.

Похожие диссертации на Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи