Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Грошев Иван Петрович

Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа
<
Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грошев Иван Петрович. Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Грошев Иван Петрович; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2010.- 236 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа 14

1.1 Теоретические основы понятия колорит. Роль колорита при создании художественного образа 14

1.1.1. Классификация колорита 18

1.1.2. Факторы, влияющие на формирование колорита при изображении реалистического пейзажа 29

1.1.3. Методы организации цветовой системы картины 47

1.2 Психологические основы восприятия цвета и его роль в творческих процессах 50

1.2.1. Цветовые ощущения. Собственные качества цвета 51

1.2.2. Цветовой символизм и причины его возникновения 63

1.2.3. Несобственные качества цвета 68

1.2.4. Физиология и природа восприятия цвета 73

1.3 Восприятие цвета в процессе изобразительной деятельности 76

1.3.1. Константность восприятия цвета 77

1.3.2. Локальный и обусловленный цвет 79

1.3.3. Профессиональное восприятие цвета художником 83

Выводы по первой главе 89

Глава II. Обоснование и разработка методов решения проблемы исследования 92

2.1 Педагогическая и методическая база развития чувства колорита у студентов в процессе освоения ими живописи пейзажа в условиях пленэра 92

2.2 Разработка модели методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа 109

Выводы по второй главе 152

Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа 154

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента 154

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента 174

3.3 Формирующий (обучающий) и сравнительный этапы педагогического эксперимента 192

Выводы по третьей главе 234

Заключение 236

Библиография 243

Приложение 257

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Изобразительное искусство является эффективным средством эстетического, культурно-просветительного и нравственного воспитания. Чтобы овладеть основами этой издревле неотъемлемой сферы человеческой жизнедеятельности, развить задатки к ней, заложенные в человеке от природы, учителю изобразительного искусства необходимо получить серьезную профессиональную подготовку. Не нова мысль, что творчество, в какой бы области социальной жизни оно ни реализовывалось, обусловлено не столько объемом знаний (многознание, как известно, уму не научает), сколько способностью оперировать ими и принимать нестандартные решения. Следовательно, если в процессе специальной подготовки будущий педагог освоит систему научных достижений и профессиональных умений на достаточно высоком уровне, это обеспечит ему свободное, уверенное, результативное преподавание своего предмета.

Применительно к поставленной диссертантом теме, овладение в полной мере живописным мастерством (как видом изобразительного искусства) невозможно без постижения такого выразительно-эмоционального средства, каким является колорит. Поскольку явления жизни не одноцветны, многокрасочны, богаты, живопись (будучи художественным отражением объективного мира) несет в себе то сложное сочетание колористических оттенков, которые являются атрибутом различных предметов в отдельности и в их совокупности.

Способность художника верно передавать колорит в картине, в частности при изображении пейзажа, предстает результатом интенсивной, упорной, целенаправленной подготовки, которая подразумевает качественное усвоение базисных положений не только в области живописи, но и в области близких к ней дисциплин. То есть студент должен получить достаточно широкий спектр определенных знаний и умений и, овладев ими, преподнести их школьникам и будущим студентам в процессе обучения. Даже небольшой пробел в подготовке педагога может отрицательно сказаться на его творческом развитии.

В контексте исследуемой темы, связанной с развитием чувства колорита, студенту прежде всего необходимо усвоить такие понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, т. е. основные свойства цвета; научиться грамотно использовать живописные средства, освоить умение организовывать учебный процесс вообще и в условиях пленэра в частности. Последнее подразумевает основательное изучение натуры в плане пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют цветовую гармонию. Высшим проявлением последней является, конечно, колорит. Колорит проявляется там, где соотношения цветов расположены в определенном ритме, передают определенный замысел, идею, формируют художественный образ как отражение красочного многообразия мира.

Развитие чувства колорита у студентов, умение решать художественные задачи в живописных работах посредством цвета должны проводиться на природе, в мастерских, на образцах выдающихся мастеров кисти — отечественных и зарубежных. А это означает, что для достижения цели, поставленной в диссертационном исследовании, нужен глубокий, аналитический, многоплановый подход.

Анализ существующей на сегодняшний день практики обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) показывает, что вопрос развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа разработан недостаточно; что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, способствующих более конкретным установкам обучения и воспитания, понимания колорита как сложного взаимодействия красок по законам гармонии, дополнений и контраста.

Результаты предварительного исследования показывают, что выпускник художественно-графического факультета, у которого недостаточно развито чувство колорита, не способен активизировать в полной мере это качество у

других, что, в свою очередь, негативно сказывается на подготовке школьников и будущих учителей изобразительного искусства.

Одним из наиболее эффективных методов, в контексте сказанного, является пленэрная практика, в ходе которой основное внимание концентрируется на передаче состояния освещенности и сочетании цветовых пятен, не акцентируя внимание студентов на мелких деталях и сложностях рисунка (к примеру в портрете или натюрморте). Занятия живописью пейзажа на пленэре имеют одну важную особенность — они помогают решению целого комплекса научно-педагогических задач, а именно: практическое овладение основами теоретической подготовки, строгая последовательность в реализации методов и приемов живописи, непосредственно анализ опыта отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, эстетики, истории искусств, цветоведения.

Теоретические основы рассматриваемой диссертантом темы получили свое обоснование в творческой и педагогической деятельности таких выдающихся художников и художников-педагогов, как: Леонардо да Винчи, П.Чистяков, Д.Кардовский, К.Коровин, Г.Савицкий.

Вопросы теории и методики изобразительного искусства разрабатывались в работах ряда авторов и более позднего времени: Н.Крымова, Г.Шегаля, Н.Волкова, Н.Ростовцева, Г.Беды, А.Унковского, Н.Маслова, Е.Шорохова, С.Ломова.

В данном исследовании нашли свое отражение фундаментальные труды в области психологии Л.Выготского, С.Рубинштейна, Б.Теплова, В.Кузина, Е.Игнатьева.

Вопрос цветовой гармонии достаточно подробно проанализирован в работах А.Зайцева, С.Кравкова, Л.Мироновой.

Проблема развития чувства колорита непосредственно на занятиях живописью пейзажа разрабатывалась в диссертационных работах В.Басманова, А.Рындина, А.Васильева, Н.Грибакина, Е.Ворониной, С.Никитина.

К настоящему моменту в кругу вопросов, связанных с понятием колорита в пейзаже, накоплен значительный материал, как в практическом, так и теоретическом плане.

Важным средством в решении проблемы данного исследования является разработка методической системы, направленной на эффективное развитие чувства колорита, с учетом взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого. Первый - заключается в изучении цветовых закономерностей, зрительного восприятия цвета и света; второй - предполагает творческое направление обучения.

Развитие чувства колорита подразумевает постепенное формирование у студентов прочных умений и навыков, достижение чего возможно лишь в результате многократного выполнения однотипных упражнений. Однако выполнение таких упражнений в процессе плановых занятий с педагогом затруднительно, поскольку сводит результаты ограниченной по времени пленэрной практики к решению узкого круга задач и снижает интерес студентов к занятиям живописью, диктуя тем самым необходимость создания методической системы развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, гармонично сочетающей в себе четкую последовательность плановых и самостоятельных занятий по живописи.

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая наука, как и прочие отрасли знаний, не стоит на месте, следовательно, должна постоянно совершенствоваться как в целом, так и применительно к конкретно-поставленной цели диссертации.

Цель исследования: дальнейшее решение проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Объект исследования: система специальной подготовки художника-педагога; процесс обучения рисунку, живописи и композиции.

Предмет исследования: научно-теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию чувства колорита, формированию знаний, умений и навыков.

Гипотеза исследования. Если разработать и применить в учебном процессе по дисциплине «Живопись» специальную методическую систему, направленную на развитие чувства колорита у студентов ХГФ, включающую:

а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Живопись»;

б) дидактические принципы, методы, методические приемы, формы
организации учебно-воспитательных и развивающих процессов;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов
(ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом
занятий живописью в условиях пленэра,

то все это в значительной степени оптимизирует ход обучения студентов. Данная методическая система, по мнению диссертанта, должна обладать следующими ценностными атрибутами:

научными данными передового художественно-педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков живописного изображения пейзажа, использованием живописных средств;

системой специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей студентов к решению различных колористических задач при изображении пейзажа;

- курсом занятий по пленэру, в которых осуществляется взаимосвязь
плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и
упражнений, способствующих укреплению наиболее важных умений и навыков;

- рациональным использованием основных дидактических принципов,
педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки
художников-педагогов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в данной диссертации решались следующие задачи:

  1. Уточнить и более подробно проанализировать понятие колорит на основе специализированной и научной литературы.

  2. Изучить традиции и методы выдающихся мастеров кисти и теоретиков живописи с целью выявления наиболее эффективных принципов построения колорита в их работах.

3. Провести сравнительный анализ существующих методик обучения
живописи отечественной художественной школы.

  1. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита.

  2. Определить уровень развития колористических способностей у студентов и выработать обоснованную теоретически концепцию обучения.

6. Создать модель методической системы развития чувства колорита,
практически и экспериментально ее проверить.

  1. Провести педагогический эксперимент.

  2. Апробировать методику обучения. Методологической основой исследования служат:

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области
развития чувства колорита;

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников;
-закономерности психологии восприятия цвета, мышления, памяти и

цветоведения.

Методами научно-педагогического исследования являются:

- изучение и анализ литературы по методике, цветоведению, психологии,
педагогике, эстетике;

анализ действующей системы обучения;

анкетирование, беседы;

проведение естественного педагогического эксперимента;

анализ произведений пейзажной живописи мастеров и практических работ студентов;

- критический анализ выводов собственной педагогической и творческой
деятельности диссертанта.

Базой для исследования явились художественно-графические факультеты Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Орловского государственного университета (ОГУ), а также факультет изящных и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова.

Организация и этапы исследования. На первом этапе исследования (2006 — 2007 гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, аналитически обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ студентов; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2007 - 2008 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов с целью развития у них чувства колорита; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы {поисковый эксперимент).

На третьем этапе исследования (2008 - 2009 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты; шла доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- изучен и проанализирован опыт выдающихся художников педагогов;
произведен сравнительный анализ ряда методик обучения живописи, в результате

чего выявлены эффективные методы и средства воздействия, способствующие эффективному развитию чувства колорита у студентов художественно-графического факультета на занятиях живописью пейзажа;

- произведена классификация видов колорита; исходя из этого, раскрыты
факторы, влияющие на формирование колорита при реалистическом изображении
пейзажа;

разработаны критерии оценки уровня развития чувства колорита у студентов;

произведен сравнительный анализ экспериментальной методической системы и действующих на художественно-графических факультетах МПГУ, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова методических систем, используемых при проведении пленэрных практик;

разработана и экспериментально проверенна методическая система, направленная на развитие чувства колорита у студентов педагогических вузов художественно - графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором его внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства; сделан шаг в решении значительной научно-педагогической задачи развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа; систематизирован материал по данной тематике. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам подготовки художников-педагогов и развития творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в непосредственной работе педагогов при проведении пленэрных занятий, в процессе совершенствования учебных программ, создания учебных пособий. Разработан курс по проведению пленэрной

практики у студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов, специально нацеленный на развитие чувства колорита.

Достоверность научных результатов обеспечена многократной экспериментальной и практической проверкой методической системы ее основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2006 -2009 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графических факультетах МШУ, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МЕТУ им. М.А. Шолохова.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры живописи TOY ВПО «Московский педагогический государственный университет». Непосредственно материалы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, включающая:

цели, задачи и содержание процесса развития чувства колорита у студентов (авторская экспериментальная учебная программа по живописи пейзажа);

группу дидактических принципов, форм, методов и методических приемов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- критерии оценки развития чувства колорита на занятиях живописью
пейзажа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Помимо этого в нее вошли

схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, живописные работы самого диссертанта.

Теоретические основы понятия колорит. Роль колорита при создании художественного образа

Мировое искусство оставило нам огромное богатство художественных произведений. Изучая их, мы можем понять, чем жил человек 100-200 лет назад, как понимал красоту природы, какие потрясения переживал. Великие произведения живописи переполняют нас эмоциями, заставляя ощущать себя непосредственными участниками событий картины. Холод бежит по спине при виде картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Все ощущаем мы: и прохладу утра, и воздух, пропитанный ожиданием чего-то ужасного. Мы там, среди казаков, которых ведет Ермак, в картине «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, а в наших душах кипит патриотизм и готовность защищать Родину. Сердце наполняется любовью и нежностью к родной природе, когда мы смотрим на пейзажи И.И.Левитана, которые заставляют нас ощущать все запахи полей, лесов, тепло осеннего солнца.

Что это? Только лишь плод гениев, которых коснулась десница господня? Внимательный научный анализ произведений живописи и изучение творчества художников, позволяют утверждать, что все великие картины имеют четкие закономерности в построении как графической, так и цветовой композиции (колорит). Именно эти два направления напрямую влияют на создание художественного образа в картине. Как утверждает Е.В.Шорохов «Не все, что пишется и рисуется - есть искусство. Искусством являются те произведения, которые содержат художественный образ» (записано на заседании кафедры живописи ХГФ МПГУ).

Художникам, а особенно художникам-педагогам, необходимо теоретическое обоснование творческой деятельности. Это позволяет не только более качественно развиваться как художникам, но и передавать накопленный опыт другим (студентам), создавая научно-обоснованные и полноценные методические системы.

Одним из важнейших средств художественной выразительности является колорит. Колорит активно участвует в создании художественного образа. Поэтому, для теории живописи это одно из важнейших направлений требующих изучения.

Для того чтобы разобраться в теории колорита, а в особенности в том, как он влияет на создание художественного образа, необходимо определить ряд вопросов, которые включает в себя это понятие. С этой целью требуется изучить и проанализировать теоретический материал, накопленный учеными и художниками в этой области, а так же путь развития этого понятия в истории искусств на примере конкретных произведений.

Обучение живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов придерживается реалистического направления. Основной целью при этом является правдивая передача действительности. Мощнейшим средством реалистической живописи является колорит. Колорит это результат качественной и полноценной подготовки в области основных положений теории и практики живописи. Постоянная практика в аудиториях и в условиях пленэра должна совмещаться с изучением закономерностей восприятия и изображения натуры. Для достижения высоких результатов художник (студент) должен тренировать свой глаз, наблюдая и изучая законы цветовых отношений, расположения предметов в пространстве, передачи богатства цветовых сочетаний в условиях общей освещенности. Только многолетний опыт подобной практики, а так же анализ и изучение произведений и творчества художников откроют путь к пониманию цветовой гармонии, высшим проявлением которой является колорит.

Колорит является средством выразительного изображения действительности. Он основывается на системе цветовых отношений в картине. Колорит может быть определен как цветовой строй картины. Одной из основных задач колорита является единство цветовых отношений на картинной плоскости. Колорит связан с образным началом. Это обуславливается изучением и наблюдением натуры, а так же ее изображением в особом цветовом строе, связанным с индивидуальными способностями и опытом художника. Так же с помощью колорита художник выражает собственное отношение к натуре. В реалистической живописи колорит связан с точной передачей цвета изображаемых объектов, его изменения в соответствии с цветом освещения и положением в пространстве, светотенью, общей светлоты (тональности) всего изображения, контрастом, выделением главного и построением композиции.

Огромное значение в построении колорита играют контрасты, как хроматические, так и ахроматические. В частности соотношения теплых и холодных цветов. В картине эти отношения сильно влияют на эмоциональное содержание. Яркие, контрастные сочетания, например, красного с зеленым, синего с оранжевым ведут к сильной выразительности и противопоставлению отдельных элементов картины. И наоборот, нежные сближенные сочетания создают ощущение единства и тончайшей цветовой игры. Большое значение, так же, имеют характер мазка и используемые материалы в живописи. Динамика мазка создает движение, передает пластику изображаемых объектов и усиливает тем самым выразительность живописи. Поэтому поводу художник-педагог А.А.Унковский говорил: «Выразительность и эмоциональное воздействие колорита картины определяются единством примененных художником изобразительных средств и выразительностью в передаче качественных характеристик изображаемых предметов» (149 стр. 29).

Педагогическая и методическая база развития чувства колорита у студентов в процессе освоения ими живописи пейзажа в условиях пленэра

Мировая и отечественная художественная школа оставила нам богатейшую базу теоретических знаний и практических разработок, способствующих успешному преподаванию изобразительного искусства. Однако, нашей задачей является не только буквальное соблюдение выработанных до нас традиций и методов обучения, но и их совершенствование, а так же поиски новых путей в образовании. Общество в своем развитии всегда опиралось на традиции и достижения прошлого. Как писал выдающийся русский мыслитель И.А.Ильин: «... каждый жизненный опыт есть целое гнездо суждений и познаний, и каждая традиция есть драгоценное наследие, оставшееся от прежних исследований» (62 стр. 429). Однако, новое время ставит новые задачи, обусловленные, как условиями, так и вкусами современности. Поэтому, художественная школа является живым механизмом, естественным образом, адаптирующаяся к условиям времени. Гармоничное сочетание традиций и новшеств, способствует развитию художественной школы и формирует новые методы и приемы работы.

Русская художественная школа, на пути своего развития, претерпела массу реформ. Эти реформы, как привило, предшествовали резкому скачку в развитии, как искусства, так и самой художественной школы. Ярким примером такого скачка является объединение художников передвижников. Академия искусств того времени твердо следовала традициям и жестко противостояла любым новшествам. Однако, это привело к определенному стопору в развитии изобразительного искусства и в середине 19 века, традиции русской художественной школы перестали соответствовать требованиям нового времени.

Изменение взглядов на изобразительное искусство находит свое отражение в изменениях методов преподавания. Происходит это потому, что кроме изменения сюжетов картин, меняется и способ изображения. Такие изменения касаются задач рисунка, композиции, цвета. Вопросы колорита наиболее активно стали вставать перед русской художественной школой после появления художников-передвижников. Своей задачей они видели не создание романтических образов, а отображение реальной жизни со всеми ее свойствами. К этим свойствам относилось и изменение цвета предметов в соответствии с условиями освещения, настроения, перспективы. Цвет, здесь, перестает быть дополнением к рисунку. Он открывает новые перспективы в создании убедительных художественных образов. В сравнении с этим, два века назад, в Российской Академии художеств, цвету уделялось роль оживления рисунка. Колорит, ограничивался лишь обусловленностью локальных цветов, светотенью без изменения их цветового тона. По этой причине, проблемам колорита в художественной школе, того времени, уделялось далеко не главное значение.

Значение колорита значительно возрастает после открытий художников второй половины 19 века. Достижения художников-импрессионистов, неоимпрессионистов и других новых стилей, становясь достижением мировой культуры, влияют на взгляды и вкусы художников того времени. Особенно важны для реалистической живописи открытия импрессионистов. Своей задачей они видели передачу не локального цвета предмета, а улавливание постоянно меняющегося, в соответствии с внешними условиями оттенка. Передача световой среды, за счет цвета, стала основной задачей импрессионистов. Эти открытия дали возможность художникам передавать реальное, постоянно меняющееся состояние природы, и подчинение всех элементов изображения, единой цветовой системе. Такая цель, соответственно, стала требовать соблюдения цветовых отношений натуры. Однако, слишком резкий отказ от традиций, повел последователей импрессионистов далеко в сторону от реалистического искусства. Несмотря на это, достижения художников-импрессионистов, огромны. Они повлияли на развитие всей современной реалистической живописи. Такие художники, как В.И.Серов, К.А.Коровин, А.Е.Архипов, Ф.А.Малявин, И.Е.Репин, открыли миру свой талант, благодаря вдохновению, полученному при изучении творчества импрессионистов. Без изучения опыта и достижений импрессионистов, невозможно воспитание современного художника-реалиста, так как передача, обусловленного цвета, есть основа создания реалистического изображения, в частности, формирование колорита картины.

Достижение и опыт мирового искусства, по-разному усваивался и использовался, различными, художественными школами. Они перерабатывали этот опыт, в соответствии с национальными особенностями и взглядами на искусство. Различное понимание целей и задач живописи художниками-педагогами влияет и на характер обучения. Такие изменения проявляются даже в одной среде, в частности, в отечественной, художественной школе.

Констатирующий этап педагогического эксперимента

Констатирующий эксперимент проходил перед проведением и в начале пленэрных практик на базе художественно-графических факультетов Московского педагогического государственного университета в 2007, 2008 и 2009 учебных годах, Орловского государственного университета в 2009 учебном году, факультета изящных и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова в 2009 учебном году. В эксперименте участвовали студенты 2-4 курсов. Систематически практические занятия проводились нами на 3 - 4 курсах. Констатирующий эксперимент преследовал следующие цели:

1. Установить реальный уровень теоретических знаний и практических умений в области живописи пейзажа.

2. Определить степень развитости чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа до проведения пленэрной практики на 3-4 курсах.

3. Определить контрольные и экспериментальные группы.

Исследование осуществлялось по следующим направлениям:

- анализ практических работ студентов;

- анкетирование;

- беседы со студентами и преподавателями ХГФ;

-проведение практических занятий по живописи в условиях пленэрной практики.

Констатирующий эксперимент решал следующие задачи:

а) На основе анкетирования установить уровень предварительной подготовки студентов в области живописи, интенсивность их занятий живописью пейзажа.

б) На основе письменных и устных опросов установить пробелы в области теоретических знаний дисциплины живопись, касающихся исследуемой проблемы.

в) Путем анализа студенческих работ по разработанным критериям области практики живописи, влияющие на развитие чувства колорита

г) С помощью полученных данных выявить наиболее важные направления педагогического процесса необходимые для развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа и на основе этого внести необходимые изменения в гипотетическую экспериментальную программу.

Важно отметить, данная методическая система относится непосредственно к занятиям живописью в условиях пленера. Поэтому при организации занятий следует учитывать, как достаточно ограниченные сроки пленэрной практики, так и специфические условия в которых приходиться работать, касается это и констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент включал в себя два этапа.

Первый этап включал в себя:

а) предварительный просмотр пейзажных работ студентов;

б) анкетирование;

в) письменный и устный опрос.

Первый этап констатирующего эксперимента возможно и необходимо проводить до начала пленэрной практики с целью экономии времени и получения необходимых для организации педагогического эксперимента данных.

Предварительный просмотр., включал в себя рассмотрение и анализ пейзажных работ студентов, выполненных ими до начала пленэрной практики. Такой просмотр помогает дать объективную оценку уровня подготовленности студентов, в том числе степень развитости у них чувства колорита, так как проходит по целому ряду живописных работ выполненных ими в непринужденной обстановке. Это так же помогает выявить сюжетные предпочтения в выборе мотива пейзажа каждым студентом, что обязательно учитывалось при создании экспериментальной программы. С каждого из трех факультетов нами были проанализированы по 100 разнообразных пейзажных работ студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов МИГУ, МГГУ, ОГУ по разработанным и представленным ниже критериям. Каждый студенческий этюд был оценен отдельно по каждому критерию. После этого у каждого студента были выявлены наиболее характерные для него достоинства и недостатки в живописи. Итогом просмотра стала оценка практических умений в области живописи пейзажа каждого студента по пяти уровням. Данные, полученные по итогам просмотра отображены в диаграммах №1 и №2.

После проведения предварительного просмотра студенческих работ, необходимо было установить уровень довузовской подготовки студентов, характер интенсивности их занятий на пленэре, а так же главные цели, которые студенты перед собой ставят, изображая пейзаж с натуры. Для этого нами было проведено письменное анкетирование студентов 3-4 курсов ХГФ МПГУ, ОГУ, МГГУ им Шолохова. В анкетирование приняло участие по 20 человек с каждого из трех указанных факультетов.

Похожие диссертации на Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа