Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно - теоретические основы формирования и развития художественных потребностей личности. стр. 14
1. Психологический аспект формирования художественных потребностей . стр. 14
2. Педагогический аспект формирования художественных потребностей. стр. 33
Выводы Главы I. стр. 47
Глава П. Художественная керамика - один из способов развития художественной потребности личности. стр. 50
1. Особенности формирования и развития художествен ной потребности личности средствами художественной керамики , стр. 50
2. Из истории развития керамики. стр. 80
Выводы Главы II стр. 96
Глава III. Экспериментальное исследование путей и методов развития художественных потребностей студентов на занятиях по художественной керамике. стр. 99
1. Организация и проведение констатирующего эксперимента , стр. 99
2. Формирование художественных потребностей студентов на занятиях художественной керамикой (формирующий эксперимент). стр. 120
3. Активизация процесса освоения декоративно- при кладного искусства на основе самостоятельных занятий. стр. 136
Выводы Главы III стр. 150
Заключение стр. 155
- Психологический аспект формирования художественных потребностей
- Особенности формирования и развития художествен ной потребности личности средствами художественной керамики
- Организация и проведение констатирующего эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность.
Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, как в экономической, так и в социальной сферах, в значительной мере затрагивают и его культурную жизнь, оказывают влияние на формирование мировоззрения молодежи и, следовательно, на систему образования. В этих условиях перед высшей школой остро встает проблема подготовки широко образованного, высоко творческого, нравственного человека, способного активно участвовать в преобразовании общества.
Профессиональная подготовка преподавателя изобразительного искусства складывается, с одной стороны из качеств личности педагога, с другой - профессионала художника. В связи с этим, на формирование профессиональных качеств художника -педагога большое влияние оказывает изучение предметов, входящих в состав специальной подготовки и, в частности, декоративно - прикладного искусства. Также успешность работы будущего преподавателя изобразительного искусства зависит от сформированности потребности в изобразительной и прикладной деятельности, общении с прекрасным. Большую роль в формировании этих потребностей играет целенаправленное педагогическое воздействие.
Проблема нашего исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по декоративному искусству, в частности художественной керамикой, способствующих формированию художественных по-
требностей. Художественная потребность рассматривается нами как стремление к художественно - эстетической деятельности, приносящее чувство удовлетворения как от самого процесса деятельности, так и от восприятия искусства.
Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность. Наиболее эффективно художественные потребности и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность, ценить прекрасное развиваются в области изобразительного и декоративного искусства. Декоративное искусство, как отражение исторического и культурного наследие народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, служит благодатной почвой для фантазии - источника творческих замыслов профессионального искусства.
Из века в век лучшие традиции народного и декоративно-прикладного искусства сохранялись и передавались в каждом промысле как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота окружающих человека предметов, которыми он пользовался в обыденной жизни, воспитывала его эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.
Дошедшее до нас культурное наследие красноречиво свидетельствует о том, что Русь издавна славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, художественного литья, чеканки и эмальерного искусства, вышивки, ткачами, гончарами и керамистами.
Керамическое производство было широко развито на Руси, об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней гончар-
ные промыслы. Керамические изделия широко использовались в повседневном обиходе, украшали быт и сопутствовали человеку на протяжении всей его жизни.
При современном бурном развитии урбанизации и приближении социально-бытовых условий сельского населения к городским в значительной степени изменился облик сел и быт его жителей, более тесно, чем горожане связанных с традиционным укладом жизни. Исчезли из повседневного обихода многие бытовые предметы из дерева, керамики, а с ними и целые отрасли художественного ремесла. Их заменили современные изделия из фарфора, пластмассы и т. д. В наши дни традиционная керамика, изготовленная ручным способом, продается в основном в художественных салонах в качестве сувениров.
Сегодня одна из острых проблем народного искусства - сохранение художественных промыслов. Поэтому в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников важное место должно занимать изучение народного декоративно-прикладного искусства России.
Изучая вопрос формирования художественных потребностей мы обратились к трудам А.С.Громова, А.Ф.Лосева, А.Г.Скрипкина, П.А.Флоренского и многих других, рассматривавших философский аспект природы творчества. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становлении человеческой личности.
Вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования молодежи нашли широкое отражение в трудах А.Д.Алехина, Н.С.Боголюбова, К.Е.Ералина, В.П.Зинченко, Э.И.Кубышкиной, В.С.Кузина, В.К.Лебедко,
И.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова, и многих других авторов. С точ
ки зрения использования в процессе формирования личности
студента декоративно-прикладного и народного искусств, для
нас интерес представляют диссертационные исследования
С.С.Булатова, Р.М.Варцава, Н.Е.Ералина, Н.Касымова,
В.В.Корешкова, А.Н.Насыровой, А.С.Хворостова,
Т.Я.Шпикаловой, и других.
Решению нашей проблемы способствовали труды ведущих
философов, искусствоведов, педагогов и психологов:
Б.Г.Ананьева, Н.И.Болдырева, А.И.Бурова, В.М.Василенко,
Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Н.А.Дмитриевой, А.Г.Егорова,
Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, Б.Т.Лихачева, Б.Ф.Ломова,
М.А.Некрасовой, М.Ф.Овсянникова, В.А.Разумного
В.К.Скатершикова, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского,
Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и других.
В настоящее время опубликовано большое количество работ, посвященных изучению народного и декоративно-прикладного искусства, где они рассматриваются как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания: Ю.К.Беджанов, М.Е.Даутов, М.А.Ершова, А.М.Кадыров, Р.Г.Ломоносов, С.И.Новиков, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова.
Значительное место уделено проблеме художественно-творческого развития в обучении рисунку, композиции в диссертационных работах В.Н.Есипова, В.П.Зинченко, С.Орлова, Е.А.Хижняк.
В этих работах авторами рассматриваются некоторые психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей и развития профессиональных навыков в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства по специ-
альным дисциплинам. Отмечается, что только творчески развитый педагог будет способен сформировать активное и творческое отношение своих учеников к художественной деятельности.
Вопросы обучения детей лепке в дошкольном возрасте затрагивались в работах Е.А.Косановской, Н.Р.Сакулиной, Е.А.Флериной, Н.Б.Халезовой. Обучение детей лепке в условиях кружковой работы и в учебном процессе школы представлено в работах Н.С.Боголюбова, Н.М.Конышевой, И.Н.Потехина. Проблема преподавания керамики школьникам освещается в диссертационных исследованиях Д.А.Кемешева и Т.В.Саляевой. Упражнения в изготовлении и декорировании художественной керамики для студентов художественно-графических факультетов разработаны в методическом пособии Р.М.Варцавы. Однако вопрос о художественной керамике, как средстве формирования художественных потребностей изучен еще не достаточно.
Проблемы развития интереса, формирования потребностей учащихся исследуют в своих работах известные русские и зарубежные психологи А.Маклоу, В.В.Небылицин, Р.С.Немова, К.Роджерс.
Важное значение имели для нас работы по психологии зрительного восприятия, так как лепка обуславливается не только законами осязания, но и визуального мышления. Эта сторона вопроса рассматривается в трудах Р.Арнхейма, Р.Л.Грегори, В.П.Зинченко, А.Л.Ярбуса.
При изучении эмоциональных состояний студентов определенную ценность представляли для нас результаты исследования эмоций, освещенные в работах А.Г.Коваева, А.Н.Лук, П.В.Симонова.
Проблеме развития художественно-творческих потребностей посвящены диссертационные исследования С.П.Ломова «Формирование художественных потребностей учащихся IV-VI классов средствами изобразительного искусства.», М.В.Соколова «Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла (факультатив по эмали)», Н.В.Пучковой «Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки)». В отличии от выше названных работ мы рассматривали проблему формирования художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов в процессе изучения художественной керамики.
Учитель изобразительного искусства призван развивать творческие способности учеников, формировать интерес к художественному наследию, учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него потребности в художественно-эстетической деятельности. В противном случае, преподавателю будет трудно творчески применить имеющиеся у него знания по теории и истории вопроса, а следовательно процесс обучения будет скучным, рутинным и пойдет по пути репродуктивного освоения материала. Тот факт, что формирование потребности художественно-эстетической деятельности в значительной степени влияет на уровень специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов и недостаточная степень разработки проблемы эффективного развития художественных потребностей на занятиях керамикой, обусловили актуальность нашего исследования.
Цель исследования - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка способов и методов эффективного формирования художественных потребностей студентов в процессе изучения художественной керамики.
Объект исследования - учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педвузов, обеспечивающая успешное развитие художественных потребностей на занятиях керамикой.
Предметом исследования является процесс формирования художественных потребностей студентов на занятиях художественной керамикой, поиск путей и средств решения данной проблемы.
Гипотеза исследования. Эффективному развитию художественных потребностей будут способствовать:
организация обучения по принципу соответствия фазам творческого процесса;
личностно ориентированная педагогическая установка на творческую и познавательную активность;
расширение мотивационной сферы студентов по удовлетворению художественной потребности;
сочетание применения современных технологий работы с керамикой с многовековым опытом народных мастеров;
Задачи исследования:
изучение специальной литературы по проблеме формирования художественных потребностей личности;
изучить современное состояние организации процесса обучения художественной керамике;
изучить историю развития и современное состояние художественной керамики;
проанализировать особенности развития художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях керамикой;
определить критерии сформированности художественных потребностей студентов при выполнении изделий из керамики;
разработать научно-методические рекомендации к проведению занятий по изучению керамики, направленные на формирование художественных потребностей;
экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов.
Теоретической основой исследования послужили труды современных ученых: психологов, педагогов, философов, искусствоведов, а также творческое наследие мастеров.
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам творчества;
наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной деятельностью студентов на занятиях по керамике;
анализ учебных и творческих робот студентов;
проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;
обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.
Исследование проводилось с 1998 по 2002гг. включительно. Этапы исследования:
1-ый этап 1998- 1999гг.
Изучение специальной литературы по психологии, педагогике, философии, по проблемам природы творчества, развития художественных и творческих потребностей человека, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, истории развития и технологии изготовления керамики. Проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, проблематике и истории преподавания.
2-ой этап 1999-2000гг.
Наблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов, контрольное исследование процесса формирования художественно-творческих потребностей, анализ учебно-творческих заданий. Разработка программы экспериментального исследования с целью формирования художественных потребностей студентов. Проведение обучающего эксперимента.
3-ий этап 2000-2002гг.
Проведение контрольного эксперимента. Систематизация и обобщение полученного материала. Проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Анализ и оформление полученных данных в виде диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Рассмотрены условия эффективного формирования художественных потребностей в процессе изучения керамики;
Разработана методическая система организации занятий художественной керамикой, направленных на формирование художественных потребностей студентов, включающая в себя:
Экспериментальную учебную программу по художественной керамике, конкретные упражнения, учебные и творческие задания для студентов художественно-графических факультетов педвузов, направленные на формирование художественных потребностей в процессе занятий декоративным искусством.
Применение самостоятельных поисково-творческих форм проведения занятий по керамике с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Критерии оценки учебно-творческих работ студентов с учетом сформированности их творческой самостоятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в научном обосновании эффективности керамики как объекта творчества, открывающие новые возможности для формирования художественных потребностей студентов.
в повышении эффективности обучения студентов благодаря формированию художественных потребностей.
результаты исследования могут быть использованы в последующих научных изысканиях по проблеме формирования художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть внедрены в практику преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педвузов, а также в систему художественного образования в лицеях, художественных школах, учреждениях допол-
нительного образования, а также при разработке новых учебных пособий по керамике.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по формированию художественных потребностей и творческому развитию личности; опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях высшего учебного заведения, выявление исходных и конечных результатов исследования.
Базой исследования были ХГФ МПГУ, СГИ и его филиалы. В эксперименте принимали участие студенты 2 — 3 курсов, всего более 250 человек.
На защиту выносятся:
Разработанная, научно методически обоснованная и экспериментально проверенная система оптимизации процесса освоения декоративно-прикладного искусства на примере керамики, способствующая эффективному формированию и развитию художественных потребностей, которая включает в себя:
цели, задачи и содержание обучения художественной керамике;
специально разработанную систему практических заданий и упражнений, направленных на формирование художественных потребностей.
Психологический аспект формирования художественных потребностей
Гуманизация образования в нашей стране требует уважительного, бережного отношения к личности и базируется на индивидуальном подходе к каждому обучаемому. Основой такого подхода является развитие и укрепление духовно-нравственных ценностей личности, ее творческой и социальной активности. Раскрытие потенциальных возможностей человека происходит только при условии поддержания определенного уровня потребностей, которые являются внутренним стимулом, побуждающим сознание к действию. Направление потребности на определенный вид деятельности посредством развития и поддержания интереса обучаемого развивает личность.
Если в психологии негуманистического направления основное влияние сосредотачивается на мотивации потребности (недостаточности), то психологи нового гуманистического направления главным считают мотивацию наличия (актуализацию). Гипотеза о стремлении индивида в процессе жизнедеятельности к самоактуализации (самореализации) подтверждается практическими исследованиями.
Широкое распространение в наше время приобрело понятие самоактуализации личности. Основатели этого направления А.Маслоу и К.Роджерс выдвигают самоактуализацию на роль главного мотивационного фактора развития личности и определяют ее как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личных возможностей. Самоактуализация не является достоянием узкого круга творческих личностей, более или менее часто это состояние испытывает каждый человек. Эти авторы основным направлением в развитии индивидуальности считают потребность в самореализации в различных видах деятельности на качественно новом уровне с целью получения все более полного удовлетворения.
Самоактуализация личности проявляется через практическую деятельность и познавательную активность. Только освоив приемы и способы, принятые в человеческом обществе для выражения и воплощения своих идей и замыслов, личность может ожидать понимания со стороны этого общества.
В деятельности проявляется специфическая форма отношения человека к окружающему миру, основой которого становится целесообразное изменение и преобразование его в интересах людей (183, с.382).
Таким образом, освоив приемы и способы выражения и воплощения своих идей через овладение содержанием учебных предметов, через приобретение необходимых умений и навыков, личность самоактуализируется в деятельности, призванной преобразовывать окружающий мир.
Деятельность личности предполагает ее активность по отношению к объекту, направленную на его познание и преобразование. Активность личности рассматривается в большинстве работ по психологии как состояние взаимодействия субъекта с объектом познания с целью получения адекватной информации о нем.
Условием психической активности личности является благоприятная окружающая среда ее жизнедеятельности и воспитания. В то время как источником психической активности выступают противоречия: это противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями, необходимыми для их удовлетворения. Важными для понимания условий средств самоактуализации личности становятся потребности.
С точки зрения современной психологии потребность -«это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающими источником его активности» (151, с.287).
В литературе по психологии потребности подразделяются на витальные и гедонические. В основе потребностей лежат витальные, от которых зависит деятельность самого организма, в то время как гедонические отвечают за духовно-эмоциональную сферу человека. Эстетические потребности являются частью гедонических потребностей. Это «заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходным моментом создания и освоения эстетического человеком, в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде» (218, с.266).
Нужно отметить, что уровень развития потребностей тесно связан с уровнем развития экономики и культуры, так как потребности являются следствием развития производства. Посредством производства человек способен изменять объект, приспосабливая его к своим потребностям. Постепенно развиваясь, по 17
требности все больше и больше продвигаются в социальную сферу, опосредованные предметной деятельностью. Одно из основных свойств потребностей - изменчивость: на базе удовлетворения одних потребностей возникают новые.
Потребности, являющиеся и предпосылкой и результатом не только трудовой деятельности, но и познавательных интересов, выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.
Каждый человек обладает индивидуальным сочетанием потребностей, как правило уникальным.
Главными характеристиками потребности являются: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения их. Немаловажно предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность удовлетворяется для данного индивида.
Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность является мотивом (151, с.219). При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Однако сама по себе потребность не может быть мотивом поведения, она способна породить только ненаправленную активность и поддержать ее на определенном уровне. Для направленности поведения нужен конкретный предмет данной потребности - мотив. Таким образом, для стимулирования и направления поведения необходимо наличие двух составляющих: потребности и мотива. Мотив в сознании человека выступает как цель, на которую направлено поведение, а степень удовлетворенности оценивается субъективно в эмоциях. Следующим важным элементом является цель: «...- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека»(151, с.441). С точки зрения психологии, цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания. Цель, являясь основным объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память; с ней связаны мыслительные процессы и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. Цель, в отличие от мотива и потребности, сохраняется в долговременной памяти до полного удовлетворения потребности.
Особенности формирования и развития художествен ной потребности личности средствами художественной керамики
Главной задачей в подготовке студентов художественно-графических факультетов по специальности «Художественная керамика» является приобщение их к миру прекрасного. Керамика многообразна. Изучение ее способствует формированию трудовой и профессиональной направленности будущих преподавателей художественной керамики и изобразительного искусства. Вырабатывает основные критерии оценки образцов мировой и отечественной керамики. Студенты приобретают навыки работы в материале, овладевают знаниями и практическими методами педагогической и творческой работы. Активизируется творческое мышление студентов, воспитывается у них интерес к художественно-творческой деятельности и в целом эффективно формируются у студентов художественные потребности.
Относительная простота основных приемов пластического формования керамических изделий делает керамику достаточно доступной для изучения, позволяет студентам быстро увидеть результаты своего труда. В тоже время разнообразие применяемых декоративных покрытий и техник декорирования создают определенный запас сложности, позволяют длительное время поддерживать у студентов интерес к предмету.
Качество керамических изделий зависит от физико-механических свойств, которые характеризуют состояние материала, структуру, состав горения. Структура черепка (размер и форма зерна, пористость, фазовое состояние) формируются в процессе производства.
Таким образом, в системе приемов и способов изготовления и декорирования керамики основой является теоретическое и практическое изучение технологических свойств производства керамики, что подразделяет ее на виды в зависимости от материалов, приемов и способов изготовления, а также назначения (бытовая, художественная, архитектурно-строительная и т.д.). Все виды керамики имеют свои характерные технологические особенности (цвет, структура черепка, температурный режим обжига), знание которых является залогом успешной творческой деятельности, способствует достижению высоких результатов. Эти знания также значительно облегчают работу над изделием, поскольку позволяют уже при разработке эскиза наметить конкретные пути воплощения замысла.
Художественная керамика приобрела значение собирательного термина, т.к. общность технологии изготовления художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалах позволяет объединить эти изделия в одну группу под общим названием «керамика». Все они изготовлены из глины, проходят процесс обжига, имеют схожие приемы нанесения декора. Но каждая из упомянутых разновидностей керамики имеет свои специфические особенности и качества, присущие лишь данному материалу, которые отличают его от других даже по внешнему виду. Классификация изделий художественной керамики приведена в таблице № 1.
По свойствам керамические изделия разделяют в зависимости от степени спекания и пористости. Пористость и степень спекания изделий зависят в основном от состава сырья и режима обжига, а также способа обработки.
Пористыми называют изделия, степень спекания которых характеризуется водопоглащением больше 5%. Это фаянс, терракота, гончарные изделия, майолика.
Фаянсовые изделия имеют мелкозернистую, пористую структуру, материал белого цвета. Фаянс не просвечивает, а в неглазурованном виде впитывает и пропускает воду. Температура обжига фаянса - 1250 С.
Терракота имеет пористую структуру и, как правило, не покрывается глазурью. Для нее характерна гамма оттенков от бледно-розового, желтовато-кремового и сероватого до кирпич-но-красного, даже вишневого. Окрашенность терракоты зависит от количества примесей железа.
Гончарные изделия - их изготавливают из цветных глин с добавлением песка. Температура обжига 1000-1100С.
Майолику также изготавливают из гончарных глин, покрывают эмалью (глухой цветной глазурью) или расписывают «по сырцу».
Фарфоровые изделия имеют плотную спекшуюся структуру (черепок) белого цвета. Черепок просвечивает на свету и не пропускает жидкость даже в неглазурованном состоянии (так называемый «бисквит»). Фарфор изготавливают из беложгучих глин. В зависимости от состава глины и температуры обжига фарфор может бать твердым (обжиг в пределах 1350-1450С) и мягким (обжиг в пределах 1250-1300С).
Полуфарфор занимает по своим свойствам промежуточное место между фаянсом и фарфором. Выбор материала диктуется конкретной художественно-творческой задачей и от правильности этого выбора во многом зависит успешность ее решения. Не менее важно практическое и теоретическое изучение специфических свойств выбранных материалов, приобретение навыков работы с ними.
Основным сырьем керамики является глина - это особая минеральная порода и один из распространенных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Ее высокая пластичность позволяет изготовлять из нее множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные художественные вещицы.
Глины представляют собой мелкообмолоченные горные породы различного химико-минералогического состава, образующие с водой тесто, способное сохранять под влиянием внешних воздействий приданную им форму, а при обжиге переходить в камнеобразное состояние. Своими основными качествами глина обязана наличию в ее составе глинистого вещества - каолина, а также примесей кварца, известняка, полевого шпата и т.д. Все глины содержат соли железа, кальция, магния, натрия и др. Большинство глин содержат различные количества органических веществ. Цвет сырых глин зависит от характера примесей и чрезвычайно разнообразен: он бывает белым, желтым, зеленым, красным, коричневым, синим, серым и самых различных промежуточных тонов. Цвет, сообщаемый глине примесями органического происхождения, не имеет существенного значения, так как такие примеси выгорают при обжиге. Цвет глины после обжига играет большую роль в производстве художественной керамики и также должен учитываться художником еще на стадии проектирования будущего изделия. Вся глина делится по цвету на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига становится белой.
Большое значение для художника — керамиста имеют пластические возможности глиняной массы, ее физические свойства, поскольку от этих свойств зависит возможность применения тех или иных технологий и приемов обработки. Для достижения высокого уровня мастерства художнику - керамисту необходимо не только знать выразительные возможности материала, чувствовать его характер, но и владеть приемами обработки, позволяющими наиболее полно раскрыть эти возможности. Это нужно для того, чтобы уже в эскизе заложить основные пути и средства воплощения замысла, не допустить его случайного искажения.
С технологической точки зрения глины разделяют на жирные и тощие. Жирные отличаются от тощих более высокой пластичностью. При сушке и обжиге они дают большую усадку. Жирные глины содержат меньше примесей; характеризуются высокой огнеупорностью. Эти глины нежные на ощупь, при обработке гладким предметом легко полируются и полученный при этом блеск сохраняют после отжига. Тощие глины обладают невысокой пластичностью, при сушке и обжиге дают небольшие усадки, содержат много примесей, отличаются невысокой огнеупорностью, на ощупь- шероховаты.
Пластичность - одна из важнейших особенностей глин. В производстве керамических изделий приходиться повышать или понижать пластичность глиняной массы. Осуществляется это путем добавления коалина или примесей (кварца, известняка, полевого шпата и др.).
Организация и проведение констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проходил на базе мастерской керамики факультета искусств СГИ, ХГФ МПГУ.
Занятия в учебной мастерской проводились со студентами 3-го курса. Констатирующий эксперимент проводился с 1998 по 1999 гг.
Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Исходным для анализа человеческих потребностей является общество как конкретно-историческая система, обусловливающая формирование и развитие разнообразных потребностей, содержание, способы и формы их удовлетворения. Психологической формой активности личности, выражающей потребности, является мотивация ее поведения.
Когда личность отдает предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, например, художественно-изобразительных, она осуществляет выбор. В таком случае здесь большую роль играет воля, выступающая не как чистое хотение, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих мотивов. Принимая определенное решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний (71,81,92,104,117).
Учитывая вышесказанное, мы наметили систему методов, с помощью которых осуществлялся эксперимент. Условно система состояла из следующих методов:
1.Методы исследования (наблюдение, изучение документов, интервьюирование; экспертная оценка художественной потребности; тестирование - тематический апперцептивный тест: характеристика потребности по Меррею), эксперементирование.
2.Методы управления (урок, индивидуальные занятия, создание творческих ситуаций и пр.).
В основу эксперимента вошли так же положения психологии и педагогики о наиболее результативном формировании художественно-творческих потребностей в процессе обучения, единства учебных и творческих задач, творческом характере восприятия, мышления, закономерностях развития личности в процессе специальной деятельности, зависимость процесса творческой деятельности от творческих потребностей, этапности формирования деятельности в зависимости от учебных и творческих задач.
Сложность исследуемой проблемы потребовала от нас в качестве критерия разработать ряд показателей:
- творческий интерес (уровень знаний и представлений о керамике как виде изобразительного искусства, стремления к восприятию керамики, к лепке, работе с керамикой);
- практические навыки работы с материалами;
- психические состояния в процессе восприятия керамики и в ходе практической работы.
В выборе показателей мы исходили из того, что интерес -это отношение личности к предмету или явлению, как к чему-либо для нее ценному, привлекательному. Воспитание устойчивого интереса к изобразительной деятельности и последующий качественный перенос его в любую область человеческой деятельности является важной социальной задачей художественной педагогики.
При проведении эксперимента были сформулированы следующие основные задачи:
-проверить положения, выдвинутые в результате теоретических исследований по формированию художественных потребностей;
-определить уровень довузовской подготовки студентов в области керамики;
-выявить уровень художественных потребностей;
-выявить готовность студентов к выполнению самостоятельных заданий частично поискового и творческого плана;
-выявить трудности в освоении технологии художественной керамики;
-выработать критерии оценки конечных продуктов творческой деятельности по данному предмету;
-наметить пути оптимизации процесса обучения художественной керамике в учебных мастерских.
Уровень творческого интереса, знаний и представлений студентов о керамике как виде изобразительного искусства выявлялся методом анкетирования, бесед.
Уровень восприятия художественных особенностей керамики, сопереживания, умение видеть и понимать взаимосвязь формы и декора, пластические пространственные отношения, определялся методом наблюдения за эмоциональными реакциями студентов в ходе восприятия произведений керамики, а также путей анализа ответов студентов на соответствующие вопросы экспериментатора.
Уровень психических состояний (эмоциональных, волевых и интеллектуальных) в ходе пассивного и активного освоения керамики выявлялся методом наблюдения, анализа анкетных данных.
Определение уровня подготовки студентов в области практического освоения приемов работы (самостоятельно или под руководством педагога) осуществлялось путем анализа ответов на вопросы, наблюдения за процессом работы, анализа работ студентов. Суммарно эти уровни дали нам возможность определить общий исходный уровень творческой активности студентов.