Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Саяпина Елена Ивановна

Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью
<
Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саяпина Елена Ивановна. Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 2002 181 c. РГБ ОД, 61:03-13/505-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Иэ истории изучения методов создания художественного образа в живописном портрете .12

1.1. Обзор основных методических источников по проблеме исследования 12

1.2. Современное состояние обучения живописи портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузов 22

Глава II Психолого-педагогические основы процесса формирования образного мышления на занятиях портрет ной живописью 2 9

2.1. Роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) в процессе изображения человека ..29

2.2. Система практических заданий в освоении специфики создания художественного образа в живописном портрете 4 9

Глава III Экспериментальное исследование методики форми рования образного мышления студентов ХГФ на занятиях портретной живописью 7 4

3.1. Методика эксперимента 7 4

3.2. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента. 7 7

3.3. Структура и содержание формирующего эксперимента. 94

3.4. Результаты формирующего эксперимента 127

Заключение 134

Литература 139

Введение к работе

Проблема исследования состоит в .изучении дидактических и методических условий эффективного развития образного мышления студентов в процессе учебной, творческой работы по живописи портрета.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но, прежде всего в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом является надежным залогом успеха в педагогической деятельности. Творческий характер восприятия натуры, активность ее видения - важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением художника, его отношением к окружающей действительности и искусству. Способностью образного видения действительности определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.

Портретные задачи в живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств. Л. С. Зингер отмечал, что творческое начало в работе портретиста "весьма специфично" (80.С.28). Это обусловлено, прежде всего, тем, что, изображая того или иного человека, художник всегда должен стремиться к максимальной верности натуре, не допуская неточности в передаче сход ства. "Не вымышляя своего героя, настоящий портретист всегда, однако, сочиняет художественный образ... Как всякий подлинный художник, портретист одухотворяет создаваемый образ своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, своим особым отношением к оригиналу, в конечном счете, отражающего его, портретиста, взгляд на мир и человека вообще" (80.С.28) .

Образное мышление, видение человека подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.

Смысл процесса развития образного мышления при работе над живописным изображением человека - научить видеть и воспринимать модель с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа.

Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов ХГФ мы обратились к трудам известных ученых, таких как Г. В. Беда, Н.Н. Волков, В. П. Зинченко, B.C. Кузин, Л. Г. Медведев, А. С. Пучков, Н.Н. Ростовцев А.Е. Терентьев , А.А. Унковский, Е.В. Шорохов , А.П. Яшухин и др. Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам творчества и психологии восприятия, таких как - Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Я. Пономарев, Д.Н. Узнадзе, Е.И. Игнатьев, П.М. Якобсон, О.И. Никифорова и др.

Одним из актуальных направлений в плане разви тия образного видения является совершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л. И. Рындиной, В. П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевои и др.

Обращение к разработке комплекса заданий, направленных на формирование у студентов старших курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов компонентов образного мышления, а также специальное обучение навыкам организации картинного поля и создания живописной среды (в частности на основе работы по памяти и представлению), главным образом Ш связано с вопросом подготовки студентов к выполне нию дипломной работы по живописи в жанре портрета, однофигурных и двухфигурных композиций. Решение композиционно-живописных задач в таких работах требует хорошо развитой зрительной памяти, творческого воображения, умений и навыков в целенаправленной обработке натурного материала и полученных впечатлений. В рамках разработанной нами методики, работа над изо бражением человека по памяти представляет собой вос произведение ранее наблюдаемого или изображаемого с натуры человека, так как решение задач, связанных с выражением изменчивости характера и чувств портретируемого связано с умением художника, представить и изобразить то, что в данный момент им не воспринимается . При этом основная цель заданий состоит в том, чтобы наиболее верно передать ранее увиденное, и попытаться выразить в этюде определенное настроение модели.

Цель исследования. Разработка, теоретическое обоснова ние и экспериментальная проверка путей и методов развития образного мышления студентов как условие активизации творческих способностей будущих художников-педагогов.

Объект исследования. Объектом исследования является художественно-творческая деятельность студентов старших курсов ХГФ на занятиях по живописи портрета (учебные, самостоятельные, курсовые, дипломные работы).

Предмет исследования. Теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию образного мышления студентов на занятиях портретной живописью.

Гипотеза исследования. Если в процессе обучения студентов живописи использовать разработанную нами целостную методическую систему, которая включает в себя:

а) цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специ ально разработанный комплекс практических упражне ний, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленных на формирование компонентов образного мышления, главное из которых -умение выразить в живописном портрете содержание, внутренний мир модели, создать целостный художе ственный образ;

б) формы и методы обучения, методические приемы;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия), то это позволит активизировать формирование и развитие образного мышления студентов, потому что отобранные формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют успешно развивать творческие способности студентов, а разработанный комплекс практических упражнений и методика его использования обладает большими возможностями формирования образного мышления.

Задачи исследования.

1. Изучение трудов психологов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, диссертационных исследований, учебных программ.

2. Анализ и обобщение накопленного опыта работы преподавателей педагогических вузов в обучении портретной живописи.

3. Изучение основных теоретических проблем портретной живописи.

4. Разработка критериев оценки уровня развития образного мышления студентов.

5. Поиск методов развития образного мышления в неразрывном единстве с формированием у студентов практических и теоретических знаний, умений и навыков .

6. Определение основных принципов создания экспериментального комплекса упражнений, нацеленного на развитие образного мышления, выделение основных критериев художественной образности в портретном произведении .

7. Апробирование и экспериментальная проверка, доказа тельство эффективного воздействия предложенного комплекса упражнений на активизацию образного мышления студентов.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретическое изучение психолого-педагогической, ме тодической и специальной литературы по проблеме исследования;

- анкетирование и обработка полученных данных;

- наблюдение за деятельностью студентов и педагогов;

- беседа с преподавателями и со студентами;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных;

- анализ работ студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработана эффективная методическая система формирования образного мышления студентов при работе над живописным изображением человека, которая включа г ет в себя: цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических заданий, направленный на поэтапное формирование компонентов образного мышления; формы и методы обучения, методические приемы;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия).

2. Выявлены психолого-педагогические основы развития образного мышления, разработаны критерии оценки уров

ня образности в живописном портрете.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

научно-теоретическое значение исследования заключается в том, что разработанная методическая система развития образного мышления студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем. Практическое значение работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения живописи, при корректировке учебно-творческих и учебных программ по живописи и дисциплинам специального цикла.

Этапы исследования:

1 этап (1998-1999гг.) заключался в изучении психолого-педагогической литературы по теме исследования, в разработке программы экспериментального исследования, в проведении поискового и констатирующих этапов педагогического эксперимента;

2 этап (1999-2001гг.) - продолжение изучения психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, теоретическое обобщение собранного материала, разработка и проведение формирующего эксперимента;

3 этап (2001-2002гг.) - завершение апробации экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материалов .

На защиту выносятся;

разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная методическая система формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях портретной живописью, которая включает в себя:

- цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических упражнений, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленный на формирование компонентов образного мышления, главное из которых - умение выразить в живописном портрете содержание, внутренний мир модели, создать художественный образ;

- формы и методы обучения, методические приемы;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия).

Достоверность исследования. Полученные результаты обусловлены теоретической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися более высоким уровнем профессиональной подготовки студентов ХГФ.

Апробация исследования и внедрение его результатов.

Предложенные нами формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на развитие образного мышления у студентов при работе над живописным портретом прошли экспериментальную апробацию на художественно-графическом факультете КубГУ. Результаты диссертацион ного исследования были опубликованы в статьях, сообщены в докладах на научно-практических конференциях (Краснодар, 1999 г., Ростов-на-Дону, 2001 г., Волгоград, 2002 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения .

Обзор основных методических источников по проблеме исследования

При изучении вопросов теории и практики создания художественного образа в живописном портрете, методики освоения специфических закономерностей данного жанра, мы опирались на конкретные литературные источники, определяющие педагогический подход к проблеме.

Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах. Это литература по общей теории искусства портрета, посвященная изучению специфики портрета как жанра изобразительного искусства, истории его становления и развития. Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Множество интереснейших высказываний о портретном искусстве можно найти в работах Лессин-га, Шеллинга, Гете, Гегеля, Чернышевского и т.д.

Одним из первых всеобъемляющих руководств по данному предмету является вышедшая в 1908 году книга В.Ветцольда "Искусство портрета". Ярко выделяется своей содержательностью статья Я.А. Тугенхольда "О портрете" (1912 г.), написанная с привлечением широкого материала из истории портретной живописи. Сохраняет свое значение статья Б. Р. Виппера "Проблема сходства в портрете" (1917 г.) . Е. Евреинов в книге "Оригинал о портретистах" (1922 г.) рассмотрел проявление индивидуальной субъективной манеры исполнения разных художников в портретах, выполненных с одной модели. Следует отметить сборник статей "Искусство портрета" под редакцией А.Г. Габричевского (1928 г.), включающий статьи Н.И. Жинкина "Портретные формы", А. Г. Габричевского "Портрет как проблема изображения", Б. В. Шапошникова "Портрет и его оригинал", А. Г. Циреса "Язык портретного изображения", Н.М. Тарабукина "Портрет как проблема стиля" В этом сборнике вопрос о художественной природе портрета подвергнут разностороннему теоретическому обсуждению.

В книге М.В. Алпатова "Очерки по истории портрета" определяется специфика портретного жанра в его историческом развитии, на примерах из истории живописи разных эпох автор показывает композиционные приемы организации портретного произведения, которыми пользовались известные мастера.

Л.С. Зингер в своей книге "О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета" (1969 г.), обобщая и переосмысливая высказывания ученых, искусствоведов и художников, рассматривает историю портретного искусства, а также вопросы, касающиеся художественной формы портрета и творческого метода портретиста.

В работе В.Н. Стасевича "Искусство портрета" рассматриваются проблемы портретного жанра, в частности проблема образности в портрете. Рассуждением о портретном сходстве завершается рассмотрение эволюции портрета в книге М. Андронниковой "Об искусстве портрета". Творческие проблемы современной советской живописи представили в своих работах А.И. Морозов -"Художник и мир личности", и А. Т. Ягодовская "От реальности к образу".

В русле нашего исследования необходимо отметить книгу Г. В. Ельшевской "Модель и образ", посвященную вопросу создания художественного образа в живописном портрете. Отдельные особенности портретного жанра рассмотрены в статьях Д-В. Сарабьянова и Л.А. Тома.

В указанных работах проблема создания художественного образа в портретном жанре, также как и вопрос о внешнем и внутреннем сходстве опирается не только на предметное воспроизведение и отражение внешних сторон изображаемого. Отмечается, что художественный образ в портрете нельзя понимать как простое изображение человека или выражение человеческих чувств, а также как изображение социальных или профессиональных сторон человеческой индивидуальности. "Портрет и образ человека в искусстве - далеко не одно и то же. Понятие "образ человека" - шире, чем портрет" (171. С.14) .

Художественный образ в портрете - это, как отмечает в своем исследовании В.П. Климович (101С.84), общее эмоциональное состояние всего полотна, выраженное через организацию всех элементов портрета в определенной системе в процессе творческой работы общими и специфическими внутрижанровыми средствами композиции и другими изобразительно-выразительными средствами.

Следующую группу теоретических исследований составляют труды по теории и методике преподавания рисунка, живописи и композиции.

Роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) в процессе изображения человека

Создание художественного образа в портретном произведении является одной из главных проблем изобразительного искусства. Современные концепции в художественном творчестве, так или иначе, связаны с тем, что человек всегда был и остается самым интересным и содержательным объектом изображения.

Всесторонним изучением процесса создания портрета, связанного с преобразованием модели в художественный образ, занимаются философы, психологи, искусствоведы, художники. Дело в том, что портрет издавна считался особым, а в некотором смысле даже высшим родом искусства. Г. Гегель писал: "Прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета". (53.Т.3.С.255).

В портретном жанре художественный образ - это целостный облик конкретного человека, обладающий как характерными, индивидуальными, так и типическими, общими чертами, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления. Художник воплощает в портрете свое представление об изображаемом человеке, и представление это обогащается по мере взаимного общения портретиста и портретируемого в ходе творческого процесса.

В становлении и существовании портретного образа как объективной реальности можно проследить следующие этапы:

1) формирование замысла, предполагающее два различных подхода художника к модели;

- от оригинала,

- от заранее выстроенного в сознании умозрительного образа;

2) реализация замысла, исходя из выразительных изобразительных возможностей выбранной техники до окончательного завершения произведения;

3) существование законченного произведения как самостоятельной целостной структуры; на этом этапе образ, созданный художником, существует в качестве потенциального толчка для процесса восприятия;

4) художественное восприятие зрителем, в котором осуществляется индивидуальное переосмысление объективной целостности художественного образа.

Изучение путей создания художественного образа ставит перед исследователями сложные проблемы. Многие из них направлены на познание природы художественного мышления - этой интеллектуальной силы художника, которая способна синтезировать его творческие способности: память, непосредственное восприятие, воображение, ценностные ориентации, созидательную способность. "Качественным внутренним своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением как особым чувственно - эмоциональным, ассоциативным, что позволяет рассматривать его через конкретные психологические характеристики" (130.С.7). Учитывая специфику выполнения портрета, можно определить этапы данного вида творческой деятельности :

- впечатление от восприятия конкретного человека;

- переработка материалов впечатлений посредством зрительной памяти, мышления и воображения в художественный образ, происходящее одновременно в процессе общения и изображения модели;

- непосредственное изображение человека.

Важнейшей способностью мозга является способность восприятия образов и манипулирования ими. Пространственное и временное суммирование импульсов, возбуждение и торможение в коре головного мозга - это физиологическая основа человеческого мышления. В основе образов лежит формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная постоянная.

Психологами доказано, что зрительная система работает на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятия), апперцептивном (представления). (Б.Г. Ананьев).

Методика формирования художественного образа исходит из особенностей трех уровней познания: восприятия, представления, технического воплощения на изобразительной плоскости. Как писал Н.Н. Волков, "проблема восприятия оказывается центральной проблемой всякого процесса рисования, как рисования с натуры, так и рисования "по представлению" (воображению) ". Полнота и ясность восприятия модели составляют основу работы с натуры и по представлению.

Методика эксперимента

1. Новизна образного, композиционного и технического решения

Художественные открытия в искусстве основываются на поиске нового в действительности и в средствах ее выражения. В портретной работе новизна, как всеобщий закон искусства, в первую очередь связана с неповторимостью внешнего облика и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению именно этой модели.

Новизна имеет отношение и к композиционным решениям и к выбору технических средств изображения. В композиционном построении портрета студенты сталкиваются с ситуацией незначительной предметной наполненности постановки, предполагающей композиционное решение за счет использования скупых, лаконичных, но строго выверенных средств. Следует также помнить и о живописных приемах изображения, наиболее полно раскрывающих образ портретируемого. Живописные приемы, техника живописи должны быть различны, в зависимости от выбранной модели. Верно найденный пластический язык изображения будет способствовать раскрытию характера модели.

2. Портретное сходство

Передача сходства является необходимым условием существования портретного образа, поскольку без передачи характерных особенностей портретируемого человека не будет и убедительного образа. Специфическое содержание портретного произведения требует при определении его достоинств соотнесения созданного образа с оригиналом. Содержание модели в той или иной степени выражается во внешнем облике, и поиск главной образной идеи, являющееся целью портрета в реалистическом искусстве, основывается на стремлении следовать натуре. Сходство возникает в результате обобщения внешних черт и существенных свойств характера человека. Приведем в качестве примера интересное высказывание Дж. Рейнольдса: "...достижение сходства в портрете состоит больше в умении схватить общее выражение чем в самой тщательной отделке каждой черты лица или других составных частей" (127.Т.3.С.435). Проблема портретного сходства включает в себя философские, психологические и художественные аспекты, такие как знание пластической анатомии, верность в передаче пропорций, умение изображать цветом форму.

3. Жизненность, естественность в передаче психологического состояния модели

Е.А. Кибрик относил к законам композиционного творчества, определяющим процесс воплощения идеи в художественной форме, жизненность, выразительность и цельность (96) . Применимо к портрету, можно сказать, что первый из них - закон жизненности - имеет наибольшее значении в построении сюжета (насколько он возможен в данном жанре) . Это относится и к поиску такого положения, которое наилучшим образом характеризовало изображаемого человека. Естественные, непринужденные движение головы, поворот или наклон, мимика лица, поза всей фигуры способствуют выявлению характера портретируемого. Поза и жест имеют существенное значение в передаче психологического состояния модели. Но они должны быть согласованы с выражением лица. Немаловажное значение имеет выбор костюма портретируемого, это расширяет представление о профессиональной и социальной принадлежности человека.

4. Цельность видения и целостность цвето-тонального решения

В любом изображении должна быть ясно выражена общая мысль- Это прежде всего связано с умением цельно воспринимать натуру. К цельности изображения в живописи можно прийти различными путями, но во всех случаях важно не выпускать из поля зрения взаимосвязь деталей, их соподчиненность. Цельность видения дает возможность добиться единого цветового построения в живописном произведении и сохранить стилевое единство приемов (способов наложения краски, фактуры и т.д.).

Выполнение набросков, этюдов способствует развитию образного мышления, цельного пластического видения, выработке точного взгляда в решении соподчиненности всех элементов натуры. Этюд помогает увидеть в жизни и передать на изобразительной плоскости основные тональные и цветовые отношения, а это очень важно сохранить в работе над длительной постановкой, потому что на холсте большого размера гораздо труднее сразу организовать живописную среду, отличающую каждое задание.

Похожие диссертации на Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью