Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методологические основы проблемы формирования образного мышления у студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией по живописи пейзажа
1.1 Теоретические основы композиции пейзажа 13
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы преподавания композиции в живописи пейзажа 36
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента 66
2.2 Предлагаемая модель методической системы формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа 92
2.3 Формирующий этап педагогического эксперимента 111
Заключение 165
Литература 166
Приложение 183
- Теоретические основы композиции пейзажа
- Психолого-педагогические основы проблемы преподавания композиции в живописи пейзажа
- Констатирующий этап педагогического эксперимента
Введение к работе
Организация обучения композиции в живописи пейзажа, в соответствии с концепцией развивающего обучения, должна обеспечивать не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности студентов, в частности, развитие их познавательных способностей, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению, т.е. целью художественного образования является приобретение студентами профессиональных форм мышления, повышение уровня профессиональной подготовки и развитие творческих способностей, образного мышления.
Термин «образное мышление» отражает процесс художественного познания во взаимосвязи эмоционально-чувственного, логического и интуитивного его компонентов. (Н.Н. Волков, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростов цев и др.). Продуктом художественно-образного мышления является изображение, выполненное в художественном материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях окружающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, сочинять художественно значимый образ и переводить идеально сложившиеся образы на язык живописи, графики.
Практика показывает, что в методиках обучения пленерной живописи недостаточное внимание уделяется вопросам развития наблюдательности, видения образа композиционного характера, конкретно - выбора точки зрения, изображения, проблемы целостности. В практике преподавания сделан акцент на «грамматическую» сторону изобразительного языка при его изучении, т.е. обучение, безусловно, направлено на изучение закономерностей композиции, внутренней структуры композиции, однако безотносительно к функциям изобразительного искусства (познавательно-оценочная, коммуни кативная, всЧшитательная, эвристическая). Не учитъгеается, на наш взгляд, взаимосвязь наиболее существенных сторон композиции в живописи пейзажа - идейного замысла, обусловленного мировоззренческой позицией художника, структурно-пространственной характеристикой образа и убедительной репрезентацией на картинной плоскости предметного, протяженного трехмерного пространства, подверженного влиянию световоздупшой среды.
Предполагаем, что по этой причине в учебном процессе доминирует репродуктивный уровень деятельности. В меньшей степени раскрывается смысловая природа языка искусства, не формируются навыки и умения творческого применения изученных закономерностей композиции. Раскрытие этой стороны языка искусства в обучении мы связываем с формированием положительных мотивов учения, поддающихся педагогическому руководству. Практика обучения слабо ориентирована на диалектические принципы единства формы и содержания, языка и мышления.
Думается, не вызывает сомнений, что успешное обучение композиции в живописи пейзажа возможно лишь при условии использования различного наглядного материала, наряду с работой с натуры, с оценкой и корректировкой изобразительного материала, как методического характера, так и с анализом произведений мастеров, собственных работ студентов. Основным методом изучения и корректировки изобразительного материала является проблемно-поисковый. Поэтому проблемное изложение в словесной форме требует коммуникации на языке изобразительном, перекодирования его на естественный язык слов и предложений, теоретической интерпретации произведений искусства, что, в свою очередь, требует привлечения арсенала логических средств обучения. Практика обучения показывает, что корректуры в вышеизложенном их понимании по существу выпадают из учебного процес-са. Очевидно, по этой причине имеет место недооценка роли дисциплин спе- ч прального цикла в подготовке художников-педагогов.
Мы рассматриваем язык (естественный и изобразительный) как фактор системообразующий зорном виде раскрывающим структуру теоретических знаний, понятий, определений. Здесь особо важно, на наш взгляд, заострить внимание на компо « зиционной специфике пейзажного жанра, имея ввиду его особые структур- ные свойства, с точки зрения проблем, возникающих при работе на пленере, І в процессе развития навыков художественного образного мышления и рас I сматривать композиционную деятельность как фактор наиболее мощный и эффективный в плане развития творческих способностей в целом и, прежде ф ; всего, художественно-образного мышления. На это указывает обширное эпи v столярное наследие педагогов и художников Фаворского В.А., Чистякова Ш П.П., Кардовского Д.Н, Крымова Н.П, Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В. и др. Другой фактор, объективно не способствующий успешному решению задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов по изобразительному искусству, связан с не до конца разработанной теорией .« : живописной композиции, как в отечественной, так и зарубежной литературе.
: В связи с этим отсутствуют единые взгляды на вопросы методики преподавания композиции, имея ввиду разницу понимания целей, задач, форм, мето- дов обучения. f Отсутствие единых взглядов по вопросам, касающихся методики пре подавания композиции, теории и методики отдельных жанров отрицательно сказывается на процессе дальнейшего совершенствования системы обучения и развития творческих способностей и, прежде всего, образного мышления студентов.
В настоящее время в философской, научно-теоретической, искусствоведческой и, в том числе, в методической литературе находят отражение раз- ,, личные трактовки понятия «художественный образ», имея в виду его содер- Н М .жательную сторону. Фактор этот немаловажный, прежде всего потому, что
і различные трактовки понятия «художественный образ» ведут к различному І пониманию форм и методов художественного воспитания.
Тенденция реалистического тхонимания понятия худоя№ственный образ» является для нас основополагающей, строится она на переосмыслении лучших традиций отечественной педагогики. Приведем определение понятия «художественный образ», которое дает, например, Еремеев А.Ф.
«Художественный образ - диалектическое единство мира и человека, духовного и материального, рационального и эмоционального, типичного и индивидуального, объективного и субъективного. В этом его специфика и даже можно сказать уникальность.» /60, с. 204/
# Реалистическая трактовка художественного образа предполагает видение образа как высшего проявления духовности и практической деятельности художника. Воплощенный в материале замысел средствами изобразительного искусства и свойственной ему образностью соединяет в себе воедино понятие общего, особенного и единичного.
і Таким образом, структура художественно-образного мышления пред « j J ставляется нам в динамике развития, и достижение образа связано со значи тельным уровнем развития изобразительных способностей, с повышением уровня знании, умений и навыков в области изобразительной техники.
Заостряя внимание на композиционной специфике пейзажного жанра, - имея ввиду его особые структурные свойства с точки зрения проблем, возникающих при работе на пленере, в плане развития навыков художественно- « - образного мышления, речь пойдет о системе упражнений и заданий в созда нии эскизов композиций, что позволяет рссматривать в дальнейшем композиционную специфику эскиза как метод и средство, формирующие и развивающие навыки художественно-образного мышления. Д.Н. Кардовский пишет: «Вот эти три области - упражнения в создании эскизов и их обсуждение, г.,: ,посещение выставок, музеев и занятия по истории искусств - помогают уяс I нению, а иногда и зарождению у художника образа, который может явиться . ,;] зарождением будущей работы художника на всю жизнь. ц
Упражнения в эскизах я считаю важным еще и потому, что это раз вивает способность работать «от себя», но только, - еще раз повторяю, -на основании упражнений с натуры по законам реализма» /86,с. 254/.
Некоторые правила композиции едины и обязательны для всех видов изобразительного искусства. Понятия эскиз и композиция - два понятия нерасторжимых. В тоже время в композиционной специфике эскиза, имея ввиду пейзажный жанр, наряду с общими композиционными закономерностями имеются и свои, только ему присущие признаки, которые выражаются в выборе точки зрения, в том или ином размещении изображаемых предметов, в принципе отбора деталей, коснуться здесь необходимо и проблемы целостности изображения в процессе подачи образа. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать произведение искусства. Через композицию художник выражает то, что заинтересовало, привлекло его вни-мание в пейзаже, то из-за чего он стал его изображать. И закон искусства со-:. стоит в том, чтобы сказать мало, а выразить много.
• ill В настоящее время сложилась теоретическая база по вопросам фи зиологии зрения, психологии зрительного восприятия, психологии творчества, психологии изобразительных способностей. В области вузовской художественной педагогики и методики сделан значительный вклад в отечест- венную науку трудами таких исследователей, как Г.В. Беда, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслов, Л.Г. Медведев, А.С. # _ / Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, М.М. Стариков, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин.
Практическую и теоретическую ценность для нашего исследования представляют работы ученых в области психологии - Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе. В вопросах психофизиологии зрения ; П.К. Анохина, П.П. Лазарева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова. j I Способности к изобразительной деятельности исследовались НЛ. Вол- 11 ковым, Е.И. Игнатьевым, B.C. Кузиным, В.И. Кириенко.
Реализация принципов современного обучения связана с совершен, ствованием и изменением методических подходов к изучению предмета КОМПОЗИЦИИ, формированию и развитию навыков композиционной работы. Методика этого процесса должна строится на основе материалистического миропонимания и особенностей отражения окружающей действительности в языке искусства с ее функционально-целевым назначением в этом процессе. Язык изобразительного искусства, композиционная деятельность должны быть рассмотрены и использованы в обучении как средство и метод познания, как оператор действия с понятиями и как основа творчества обучающихся. Они должны стать фактором повышения образования, развития и воспитания студентов в процессе предметного обучения. Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что реализация принципа развивающего обучения в плане вузовской подготовки №М художников-педагогов имеет не только научное значение (связанное с рас • ж укрытием методологии, концептуальных положений, целей, содержания и v операционально-процессуального обеспечения), но и социальное (связанное с подготовкой профессионально-компетентной личности, готовой к даль ! I нейшему самосовершенствованию, самореализации, самообразованию в ху I дожественном и педагогическом творчестве). .ж
От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает ка Лі чество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности модели методической системы формирования образного мышления у студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией в живописи пейзажа.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях ?;; композицией в живописи пейзажа, в ходе которого у студентов формируется I й художественно-образное мышление.
Предмет исследования: методическая система формирования образ ного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа и условия ее реализации.
Изучение литературы, затрагивающей проблему исследования, само-стоятельная творческая и педагогическая деятельность, экспериментальная работа по данной проблеме позволили вьщвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов ХГФ на занятиях по композиции в живописи пейзажа, которая включает в себя:
1) цели, задачи, содержание;
2) принципы, методы, формы обучения;
средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, то это позволит активизировать процесс формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях по композиции /живопись пейза • жа/ на 2 курсе, а также в процессе проведения пленерных практик на 2 и 4 курсе и в процессе выполнения дипломных работ потому, что предлагаемая методическая система будет обладать такими ценными качествами, как:
- поэтапное усложнение учебно-творческих задач;
- оригинальное взаимодействие известных в педагогике методов и методических приемов с диалоговыми формами организации обучения;
- интеграция обучения композиции в живописи пейзажа с другими дисциплинами (рисунок, живопись, история и теория искусства, эстетика, психология зрительного восприятия);
- тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических умений в работе с различными художественными материалами, организации изобразительного материала на картинной плоскости.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1) На основе анализа философской, научно-теоретической и учебно методической литературы определить методологические основы и методические подходы проводимого нами исследования, выявить на основе анализа состояния преподавания композиции (по разделу живопись пейзажа) на ХГФ педвузов противоречия в существующей системе вузовского художественного образования.
2) Разработать и научно обосновать методологические основы модели методической системы формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией (по разделу живопись пейзажа).
Разработать методическую систему, направленную на формирование об разного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией пейзажа, , исходя из особенностей отражения окружающей действительности в языке искусства, с учетом его функционально-целевого назначения в этом процессе.
• 4) Экспериментально подтвердить эффективность предложенной методиче ской системы для образовательного и воспитательного процессов на занятиях по композиции в живописи пейзажа и выявить ее развивающее влияние на личность студента. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
. - изучение и анализ философской, научно-теоретической, психолого педагогической, учебно-методической литературы, освещающей состояние изученности проблемы исследования;
- изучение и анализ учебных программ, пособий и рекомендаций по изобразительному искусству;
- наблюдение;
изучение и анализ опыта работы художников, преподавателей;
-собеседование;
- моделирование методической системы обучения с использованием соче тания элементов совместной творческой деятельности педагога и студентов;
- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирую-щий);
- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента и их методический анализ.
Исследование проводилось с 1995 по 1999 г.г. и включало три этапа:
На первом этапе (1995 - 1996 г.г.) были проведены изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования и констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) были определены методологические основы исследования и проведен поисковый эксперимент.
На третьем этапе (1997 - 1999 г.г.) были проведены формирующий ,, эксперимент, методический анализ результатов эксперимента, который по- tjjj зволил уточнить методику творческого овладения языком искусства на заня тиях по живописи пейзажа, сформулировать окончательные выводы и разработать методические рекомендации для студентов и преподавателей спец-дисциплин.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- создана эффективная методическая система формирования образного щ мышления студентов ХГФ на занятиях по композиции в живописи пейзажа, которая включает в себя цели, задачи, содержание, принципы, методы, формы обучения композиции и формирования образного мышления;
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях композицией (ГСО, наглядные пособия и т.д.);
i« - выявлены возможности использования сочетания элементов совместной творческой деятельности педагога и студентов для организации лично-стно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования:
Созданная научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией (раздел пейзаж) дает ценный научно-педагогический I материал для проведения исследований и разработки смежных проблем и дальнейшего совершенствования процесса подготовки научно-педагогических кадров.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практике преподавания дисциплин изобразительного цикла, а также при разработке учебных программ и различных видов учебной литературы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены теоретической базой, а также данными, полученными в ходе проведения педагогического эксперимента, выразившимися более вы- :соким уровнем специальной подготовки студентов ХГФ и умением само стоятельно создавать выразительные живописные эскизы композиции пейзажа.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на на-учных и практических конференциях ЛГПИ (1995-1999 гг.).
Основные результаты исследования внедрены в практику обучения . композиции на ХГФ ЛГПИ, отражены в статьях.
На защиту выносятся следующие положения:
- теоретико-методические основы формирования образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа;
- модель и методическая система творческого овладения языком живописи в ходе изучения теоретического материала композиции пейзажа, условия к их реализации;
- позитивные результаты педагогического эксперимента и выводы исследования.
Теоретические основы композиции пейзажа
Вдлруктуре общего развития человека особое место занимает образное # мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамичных представлений об окружающем мире, его социальных ценностях, эмоцио- нально-потребностного отношения к явлениям окружающей действительно сти, их этической и эстетической оценки. Поэтому исследование психологи ческой природы образного мышления, особенностей его становления и про явления в познавательной, художественной деятельности студентов имеет fi } 1 большое теоретическое и практическое значение.
Решение студентами разнообразных задач (теоретических и практических), в процессе работы над композициями связано с необходимостью пред-видеть, планировать, прогнозировать, корректировать свои действия, строить "Ц процесс решения в образах, а затем воплощать его в материале искусства.
Мышление в образах есть сложный психический процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия ок- ружающей природы и изображения, их понятийной обработки и мысленного преобразованияртих результатов в зависимости от требований задачи, установок педагога, особенностей прошлого опыта, профессиональных устремлений и намерений студентов. Поэтому преобразование чувственных впечат-v лений в образах может различаться по уровню сложности, что создает основу fl для изучения возрастных и индивидуальных особенностей образного мыш-.] ления студентов. Преобразование образов имеет место на всех стадиях онтогенеза, однако механизм этих преобразований существенно различен. С возрастом изменяются условия создания образов и оперирования ими. Становится произвольной соответствующая деятельность, изменяются и усложня- ются ее способы, обнаруживаются устойчивые индивидуальные различия в использовании разнообразного материала, его восприятии, преобразовании в процессе усвоения знаний, умений, решения задач.
Становление образного мышления наиболее интенсивно происходит в обучении под влиянием конкретного предметного содержания знаний, мек дами овладения ими.
В обучении композиции изобразительный язык имеет первостепенное значение, поскольку он орудие интеллектуальной деятельности человека, средство формирования творческих способностей, образного мышления.
«Изобразительное искусство, являясь своеобразным средством обучения между людьми, имеет и свой особый язык, с помощью которого худож-і 11 ник сообщает то, что он считает нужным. Составными элементами этого Ні языка служит рисунок, цвет, линейная и воздушная перспектива, ракурсы, колорит, освещение, композиция, которые объединяясь в нормализованную систему средств выражения, создают художественный образ, являющийся непосредственно орудием общения.
Язык, с помощью которого художник общается со зрителями, называется изобразительным языком.
Различная композиция элементов изобразительного языка - рисунка, цвета, композиции и т.д. - может лучше или хуже выразить мысль художника, его идеи, стремления, чувства. В этом случае говорят о выразительности изобразительного языка» /102, с. 171/.
В настоящее время понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, т.к. оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа и систему идейно-тематических и фор- , т мально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности построения художественного произведения, процесса его создания и восприятия/145, с. 42/.
Увеличение объема и емкости теоретических знаний, усложнение их структуры, прежде всего, коснулись в курсе композиции уточнения и углуб-ления знаний о композиционных закономерностях, если угодно принципах организации изображения на изобразительной поверхности. Изменения в содержании курса композиции обусловили усиление роли языково-логических средств ее изучения, расширение арсенала вьфазительных средств.
Это несомненно повлечет за собой усиление теоретического уровня обучения, мыслительных операций, на основе которых осуществляются действия, связанные с выбором и осмыслением вьфазительных возможностей различных художественных материалов, своеобразия различных форм выражения, безусловно, связанных с принципами композиции.
Важным условием достижения этой цели является выявление совре-. менных взглядов на функции изобразительного искусства и оптимальные условия их реализации в обучении.
Психолого-педагогические основы проблемы преподавания композиции в живописи пейзажа
В обучении изобразительному искусству научный язык (слово и язык изобразительный) имеет первостепенное значение, ибо он средство и метод обучения и общения, орудие интеллектуальной деятельности.
«Создаваемый в произведении искусства образ выражается художником в материалах искусства - в словах, звуках, мазках краски и пр. - и расшифровывается зрителем в процессе восприятия. Иначе говоря, образ осуще-ствялется в определенной системе «языка» искусства. В этом аспекте мы выделяем в искусстве деятельность знаковую семиотическую» /47/.
Поэтому не простое рещэудуктикное воспроизведение освоенных, пусть даже очень сложных нормативных образцов, но умение перестраивать деятельность в соответствии со спецификой социальной ситуации, вводить ее за пределы существующих норм, соотнося с основными профессиональными, общекультурными, общечеловеческими ценностями - вот, на наш взгляд, что лежит в основе высоких уровней подготовки специалистов, способных к саморазвитию своей деятельности.
Важно отметить сильное развивающее воздействие языка и мышления на умственные способности обучающихся. Сознательное и активное применение языка в обучении значительно развивает образное мышление студентов и, наоборот, плохо усвоенный язык тормозит их обучение и развитие /Ш,с.П4/.
Поэтому нами были учтены исследования педагогической науки, такие положения развивающего обучения, как: формирование у студентов приемов самостоятельного добывания знаний, творческого подхода к делу, воспитание активной жизненной позиции /16,52,116 и др./.
Педагогу важно учитывать определенную логику формирования художественного образа, закономерности умственного развития обучающихся в обучении, в разработке, например, содержания и последовательности применения заданий и упражнений. Считаем важным заострить особое внимание на вопросах, связанных с организацией управления самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов. Подчеркиваем непреходящую роль педагога, как организатора, носителя определенной системы ценностей, способов общественного поведения в процессе руководства самостоятельным учебным процессом в вузе.
Прежде всего, обозначим ориентиры в подходах к решению вопроса об определении места, функций, форм самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов, выделим необходимые условия организации этой деятельности.
Констатирующий этап педагогического эксперимента
Мы рассматриваем композиционную деятельность, язык изобразительного искусства, формируемый в процессе этой деятельности как метод и средство развития образного мышления студентов.
В процессе анализа учебно-воспитательного процесса по композиции (по разделу пейзаж) необходимо было выяснить степень сформированности языковых знаний, образного мышления, насколько действующие программы содействуют их творческому развитию.
Необходимо было определить уровень знаний, навыков и умений в работе над композицией, выявить типичные композиционные недостатки в эскизах, определить причины, т.е. установить уровень художественной подготовки студентов.
Методика констатирующего исследования предусматривала анализ эскизов пейзажных композиций, этюдов, набросков, зарисовок, творческих самостоятельных композиций студентов, выполненных на занятиях по композиции (в рамках жанра), в процессе проведения пленерных практик, выполнения дипломных работ, на занятиях по живописи.
Методика констатирующего эксперимента включала собеседования с художниками-педагогами, студентами, анкетирование, контрольные задания, наблюдение.
В процессе проведения эксперимента важно было выяснить сущность методических подходов педагогов в развитии образного мышления студентов, Методика эксперимента включала ознакомление с условиями организации самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов, учебного процесса на занятиях по композиции. Анализировались итоги заключительных и промежуточных просмотров на занятиях по композиции, живописи, защит дипломных работ.
Методика эксперимента включала анализ учебных программ, методических рекомендаций. В процессе проведения эксперимента обучение велось по действующей программе в соответствии с общепризнанной методикой обучения.
Нами был проведен анализ учебно-творческих работ студентов на разных ступенях обучения, с целью выяснить наиболее характерные ошибки.
Всего было проанализировано 2062 работы (1005 выполненных в рамках пленерной практики, 750 по живописи, 295 по композиции пейзажа) 12 дипломных разработок. Мы рассматривали пейзажную композицию как умение студента гармонично установить связь изображения с форматом картинной плоскости, с учетом ее величины, закономерностей восприятия окружающего предметного пространства и изображения на изобразительной поверхности. Кошлатируюпщй эксперимент проводился на базе ХГФ Липецкого государственного педагогического института в 1995-1996 г.г.
При определении исходного уровня художественной подготовки в области композиции пейзажа определился ряд недостатков, композиционного характера. Необходимо отметить недостатки и в плане орішшзации учебного процесса, методики преподавания.
Анализ собеседований с художниками-педагогами, студентами, контрольных заданий, наблюдений за деятельностью педагогов и студентов показывают, что очень слабо организована работа по обобщению положительного опыта педагогов по обучению композиции пейзажа.