Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 15
1.1. Психолого-педагогические аспекты мастерства 15
1.2. Психофизиологические основы деятельности в процессе формирования художественно-педагогического мастерства 19
1.3. Социальные и экономические основы формирования художественно-педагогического мастерства 32
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ В ШКОЛЕ 49
2.1. Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя 49
2.2. Дидактические принципы обучения декоративному искусству и художественному оформлению школы 63
2.3. Специфика занятий декоративным искусством и художественным оформлением школы 69
Выводы 71
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ 73
3.1. Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства 73
3.2. Источники становления художественно-педагогического мастерства 77
3.3. Методы изложения теоретических основ и создание УМК учебно-методического комплекса) 80
3.4. Материально-технические обеспечение и методы работы с различными конструктивными материалами 87
Выводы 92
Заключение 97
- Психолого-педагогические аспекты мастерства
- Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя
- Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. В современных, быстро развивающихся социально-экономических, информационных, коммуникационных и технологических преобразованиях общества возникает необходимость модернизации образования, его коррекции. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодежи, формирование ее ценностных ориентации, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опытом творческой деятельности и профессионального мастерства.
В решении постановленных задач немаловажную роль играет школьная, вузовская среда, в которой формируются эти качества личности, где эстетическую составляющую во многом определяют художники-педагоги.
Специфика деятельности студентов художественно-графических факультетов заключается в том, что в ней концентрируются два начала: художественно-эстетическое и педагогическое. Желание творить «по законам красоты» формирует возвышенное мировосприятие, при котором все ведет к эстетическому развитию и воспитанию. Наряду с традиционной деятельностью современного педагога, характеризующейся компетентностью, творчеством, высоким профессионализмом, художник-педагог должен быть сориентирован на необходимость приобщения учащихся к культуре, в том числе и культуре создания и восприятия окружающей среды. Следовательно, содержание и процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должен учитывать ориентацию на глубокое усвоение культуры, что соответствует идеологии современного высшего педагогического образования, направленного на подготовку «человека культурного» взамен «человека образованного». «Культурологический подход, - говорит академик РАО В.А. Сластенин, - предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной и специальной подготовки учителя изобразительного искусства, являющегося в школе носителем духовной культуры, проводником идеи приведения школьной предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к личности. Гуманизация образования - эффективное средство воспитания личности, ее духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Она предполагает ориентацию культуры на человека, обеспечивая самосознание, самопознание, самоусовершенствование его. Это, прежде всего, воспитание человека свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства. Решение этих проблем невозможно без совершенствования и развития связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Значительная роль в создании среды, повышении уровня культуры, формировании нравственных принципов, эстетических вкусов принадлежит декоративному искусству, которое определяется как «...вид изобразительного искусства, обслуживающий нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь» (Эстетика: Учеб. пособие / Л.Т. Левчук и др. М.: Высш. шк., 1991, с. 72). Следовательно, преподавание декоративно-оформительского искусства на художественно графических факультетах в рамках курсов художественного оформления школы и декоративно-прикладного искусства приобретает еще большую значимость, а модернизация его содержания в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями развития общества весьма актуальна.
В современной науке проблема формирования профессионально-педагогического мастерства не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, эстетики, психологии педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии - Л.А. Зеленова, Л.И. Новиковой, К.М. Кантора, В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина; в области этики и эстетики - В.Р. Аронова, О.И. Генисаретско-го, В.Г. Глазычева, Ю.Б. Соловьева, И. А. Спичака, СО. Хан-Магомедова, Л.М. Холмянского, Е.Д. Щедрина и др.
Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования художественно-педагогического мастерства рассматривались А.Д. Алехиным, Н.Н. Анисимовым, Е.А. Василенко, Л.Е. Выготским, В.П. Зинченко, B.C. Кузиным, Б.Т. Лихачевым, A.M. Леонтьевым, И.Л. Лернером С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Е.В. Шороховым, и их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.
Проблемы использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства в подготовке будущих учителей анализировались в работах Т.Е. Астровой, А.А. Белова, П.Г. Демчева, В.И. Коваленко, А.И. Ко-вешникова, В.В. Корешкова, Б.В. Нешумова, А.С. Хворостова, Л.М. Холмянского, Г.В. Черемных, Е.Д. Щедрина, Т.Я. Шпикаловой и др.
Аспект формирования личности, его всестороннего и гармоничного развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривался в работах В.Г. Афанасьева, Е.А. Ануфриева, Г.М. Гака, М.С. Качана, СМ. Ковалева, В.А. Разумного, А.К. Рычкова, А.Г. Харчева, И.Т. Фролова и др. Анализ и изучение научных исследований позволили сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании художест венно-педагогического мастерства студентов ХГФ. Рассмотрение большинства работ дает нам основание считать, что вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства уделяется больше внимания, нежели их педагогическому мастерству. Устранение этого противоречия в процессе занятий художественно-оформительским искусством делает нашу работу актуальной.
Одновременно анализ деятельности студентов показал нам необходимость активизации формирования их профессионального мастерства, то есть у большинства из них был отмечен низкий уровень сформированности таких профессионально важных качеств личности, как чувство долга и ответственности, самосознание, логическое, образно-пространственное мышление, способность профессионального творческого саморазвития, информационная и коммуникативная культура. Вместе с тем в современных условиях отмечается высокий уровень требований к развитию этих качеств для успешной учебно-воспитательной, учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.
Решение проблемы связанной с формированием художественно-педагогического мастерства, в процессе вышеуказанных занятий, необходимо для организации и осуществления работы с детьми в школе, особенно по оформлению среды.
Обоснование необходимости теоретической разработки методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ при освоении курса художественного оформления в школе и на занятиях декоративно-прикладным искусством, апробирование и анализ ее определили цель нашего исследования.
Ею является разработка методики формирования художественно-педагогического мастерства на занятиях художественно-оформительским и декоративно-прикладным искусством, базирующаяся на постоянном решении студентами проблемных ситуаций, средством организации которых яв ляется одновременная работа по реализации как художественных, так и педагогических задач.
Объектом исследования является художественно-педагогическая подготовка студента на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.
Предмет исследования - содержание, формы и методы, направленные на эффективное формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе художественно-оформительской деятельности на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.
Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет поисковая практическая работа со студентами позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования:_уровень сформированное™ художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ повышается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, если:
- личностно ориентированное обучение будет направлено на выявление индивидуальных способностей студентов;
- оно будет строиться на широком использовании знаний полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением, декоративно-прикладным искусством и по другим предметам;
- в процессе работы будут использоваться различные материалы, современные технологии;
- обучение будет направлено на решение социально значимых задач;
- будет использоваться богатый опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы отечественных мастеров.
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать научные труды в области художественно-оформительского искусства и организации среды, педагогики и психологии в области профессиональной подготовки учителя, дидактики и методики преподавания декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства, учебные программы, методические пособия, диссертационные исследования, касающиеся нашей тематики.
2. Рассмотреть и проанализировать методы обучения декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству в современной высшей школе.
3. Изучить современное состояние проблемы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.
4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения художественно-оформительского искусства.
5. Разработать критерии оценки художественно-педагогического мастерства студентов.
6. Теоретически обосновать и разработать методику формирования художественно-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства.
7. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:
1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по проблеме исследования.
2. Анализ существующих программ, учебных планов и методических пособий, используемых на различных художественно-графических факультетах.
3. Наблюдение и анализ процесса учебной и творческой деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время.
4. Анкетирование и тестирование студентов и педагогов.
5. Педагогический эксперимент. Он проводился на базе художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института в течение 15 лет.
6. Методы социологического исследования, беседы с преподавателями.
7. Проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, контрольного) как основы для нахождения эффективной методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе.
Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области художественного оформления школы, дизайна среды, философии, психологии, педагогики, теории и истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе, обеспечивающего активное включение их в общественную жизнь школы и процесс художественно-эстетического воспитания школьников, что способствует осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности;
- выявлены психолого-педагогические основы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ в процессе освоения декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе;
- разработана и теоретически обоснована эффективная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов. Полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвуза художественных задач в единстве с задачами педагогическими придает системе обучения активный, профессионально направленный характер.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе на ХГФ педвузов. Разработанная методика формирования художественно-педагогического мастерства у студентов способствует становлению будущего учителя изобразительного искусства, который в школе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и специальной - по организации среды. Результаты данного исследования могут широко использоваться в дальнейших разработках при подготовке специалистов различных педагогических профессий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика и дидактические материалы, направленные на совершенствование художественно-педагогического мастерства, могут быть внедрены в практику повседневных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе.
Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться в разработке новых учебных планов, программ.
Этапы исследования
Исследование проводилось в течение длительного времени (более 15 лет), в несколько этапов. В работе были задействованы студенты художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института. Ранее студенты художественно-графического факультета Казанского государственного педагогического института им. Абая (1970-1979 гг.), студенты ХГФ Аркалыкского государственного педагогического института (1979-1990 гг.).
На первом этапе (1991-1996 гг.) изучалась литература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, велся анализ данных констатирующего эксперимента.
На втором этапе (1997-2001 гг.) осуществлялся поисковый эксперимент, в процессе которого отрабатывались методы эффективного формирования художественно-педагогического мастерства у студентов на занятиях ДЛИ и художественным оформлением школы.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился формирующий и контрольные эксперименты, в процессе которых велась проверка эффективности методики формирования художественно-педагогического мастерства. Проводился анализ и обобщение полученных результатов, а также их статистическая обработка.
На четвертом завершающем этапе (2003-2005 гг.) подводились окончательные результаты проведенной научно-практической работы и на основе их анализа, был написан основной текст диссертации.
Достоверность исследования обеспечивается: исходными методологическим позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; работой автора в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой ДНИ и декана Нижневартовского художественно-графического факультета в течение 15 лет, проведением занятий по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления в школе, работой со студентами в базовых школах факультета.
Апробация результатов исследования, разработанных учебных_мате-риалов и методик осуществлялась на занятиях со студентами факультета; во время проведения оформительской практики, в базовых школах факультета № 2, 33, 31 и специальных художественных школах №1,2 Нижневартовска.
Материалы исследования неоднократно сообщались на различных межвузовских и внутривузовских конференциях. Ход исследования и его основные положения постоянно обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института, заседаниях кафедры ДЛИ в течение всего периода работы над диссертацией. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей, научных и научно-методических тезисов, докладов в межвузовских сборниках научных трудов:
- Материалы регистрационной научно-практической конференции. Нижневартовск, 1994.
- Сборник материалов и тезисов Всероссийской конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности». Сургут, 1998.
- Тезисы Первой Всероссийской научно-практической конференции МУВМЦ «Образование - основной фактор развития культуры и духовности человека». Волгодонск, 1999.
- Материалы Международной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи». М., 1999.
- Материалы региональной научно-практической конференции. Третьи Соколовские чтения. Нижневартовск, 2000.
- Сборник научных статей: Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2001.
- Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура. Региональный компонент». Нижневартовск, 2002.
- Материалы международной научно-методической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы». Алматы (Казахстан), 2004.
- Материалы I-II региональных научно-практических конференций 2003-2004 гг. Тобольск, 2004.
- Материалы региональной научно-практической конференции. «Производственная практика: проблемы и перспективы». Нижневартовск 2005.
На защиту выносятся:
1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.
2. Объем художественно-педагогических умений, навыков, формируемых по предложенной методике:
- педагогических: коммуникативных, организаторских, аналитических.
- художественных: умение выполнять композиции, умение пользоваться различными материалами, используемыми в художественно-оформительских работах, умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять художественно-оформительские работы.
3. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки.
4. Вопрос о процессе формирования художественно-педагогического мастерства будущего учителя изобразительного искусства, имеющем управляемый характер при постоянном педагогическом контроле, через критерии, параметры и уровни его развития.
Внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью публикаций разработанных автором учебных программ для студентов художественно-графических факультетов по предметам декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления школы с целью формирования художественно-педагогического мастерства студентов.
Психолого-педагогические аспекты мастерства
В нашей работе процесс формирования мастерства мы рассматриваем как процесс формирования личности будущего учителя, обеспечивающий соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса, а личность как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения (174, с. 165).
Категория «формирования личности» в нашем случае обозначает -достижение высокого уровня художественно-педагогического мастерства, всестороннего и гармонического развития личности. Эта проблема постоянно рассматривается учеными с разных точек зрения. Она неразрывно связана с категориями «свойства» и «качества» личности. Свойство личности - это признаки, присущие человеку: особенности его нервной системы, психических функций и процессов, задатки способностей, особенности естественных потребностей и т. д. Качество личности - это система мировоззренческих, морально-политических, социальных, этических, эстетических и иных убеждений, чувств и привычек, определяющих установки и мотивы деятельности личности (64, 81, 82, 126, 127, 160).
В процессе развития происходит становление, совершенствование и изменение свойств личности. Формирование личности - процесс становления человека, как конкретного объекта - художника, так и субъекта общественных отношений - учителя, что является сутью нашей проблемы.
Мы полностью согласны со словами нашего общего учителя, замечательного художника-педагога Николая Николаевича Ростовцева: «Говоря о педагогической профессии, надо отметить, что педагог - это социально сформированная личность. Он является выразителем потребностей и интересов общества, хранителем его духовных ценностей; отсюда - изучение опыта прошлых эпох, сохранение и развитие прогрессивных традиций, научно-теоретическое обоснование педагогической практики» (134, с. 67). И одновременно он утверждает, что «Преподавание, точнее, методика преподавания - это искусство, а не наука. Она требует творческого подхода к делу, интуиции, вдохновения, а иногда и действий, противоречащих здравому смыслу, чего наука не допускает.
Искусство преподавания требует очень многого: знания самого предмета, знания основных положений педагогики, психологии, физиологии и закономерностей методики учебно-воспитательного процесса, а также навыка творческого использования всех этих знаний в практике преподавания» (Там же, с. 19).
Следовательно, вывод таков - художественно-профессиональное мастерство - это достояние личности, а личность характеризуется совокупностью высших чувств, в которые входят: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Это процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных обстоятельств.
Проблема личности рассматривалась в различных ракурсах, в том числе и при формировании профессионального мастерства, в трудах многих ученых, среди них В.Г. Афанасьев, Е.А. Ануфриев, Г.М. Гак, М.С. Каган, В.М. Клочков, СМ. Ковалев, Р.И. Косолапов, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, А.К. Рычков, И.Т. Фролов и др., на чьи работы мы в нашем исследовании и опираемся. В них проанализирована динамика взаимовлияния и самовоспитания личности и системы образования, образования и самообразования, воспитания и самосовершенствования, развития и самопознания.
Категория «формирования личности» непрерывно обогащается и развивается, отражая объективный процесс изменения представлений о качествах личности, оптимально соответствующих конкретному этапу развития общества, политических, моральных, социально-экономических и других взаимоотношений.
В новых условиях в связи с возможностью и потребностью повышения уровня гуманизации образования должно усиливаться в учебно-воспитательном процессе внимание к миру человека, то есть необходимо развитие «школы формирования личности» вместо «школы формирования знаний».
Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя
Художественное оформление в школе в объеме изучаемых дисциплин и наряду с основными, такими как рисунок, живопись, композиция, есть основа физического и духовного совершенства выпускника художественно-графического факультета.
Художественное оформление, как составная часть декоративно-прикладного искусства, включает в себя основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для успешного решения задач творческого, производственно-методического, исследовательского, организационно-пространственного характера:
- дисциплин историко-культурного цикла и специальных, в том числе: историю искусств и материальной культуры, материаловедение, рисунок, живопись, композицию и др.;
- вопросы цветоведения: пластические, колористические, графические средства воспроизводства художественного замысла в материале, включая процессы проектирования, выполнение эскизов, создание макетов, пробных образцов и готовых произведений как уникальных предметов декоративно-прикладного искусства.
Выпускник художественно-графического факультета должен уметь:
- выполнять макеты и эскизы комплексного решения художественной среды, законченные произведения оформительского искусства в материале, проектировать произведения декоративно-прикладного искусства, и ориентироваться в них;
- формировать выставочный фонд, организовывать экспозиции и выставки;
- владеть изобразительными средствами, создавая оригинальные композиции, техникой живописного и графического письма, навыками работы художника станкового и декоративно-прикладного искусства.
- суметь давать грамотную оценку произведениям оформительского характера;
- знать весь технический процесс с учетом экономических, социальных факторов создания неповторимого художественно-оформительского решения, учитывать особенности и технологические свойства применяемых материалов. Находить наиболее грамотные решения художественных и конструкторских замыслов. Воздействовать на формирование художественного вкуса и эстетической культуры учащихся.
Выпускники художественно-графических факультетов педагогических институтов призваны решать задачи эстетического воспитания через декоративно-прикладное искусство в средней школе. Одной из таких задач в подготовке является формирование образного мышления средствами оформительского искусства. Вопрос касается формирования умений и навыков создания высокохудожественных произведений оформительского искусства на основе выработки у студентов качеств, способствующих этому.
Художественное оформление - это область человеческой деятельности, основу которой составляют такие виды изобразительного искусства, как рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, раз 51 личные виды и приемы художественной обработки материалов. Обособлять оформительское искусство или утверждать о достаточности этих знаний и умений в формировании профессиональных качеств в оформительском и в целом в декоративно-прикладном искусстве нельзя. Здесь необходима специальная система образного мышления, выработанная на основе всех видов изобразительного искусства, направленная на постоянное совершенствование пространственных представлений.
Художественно-оформительское искусство в своем развитии представляет сложный процесс, определяющийся рядом факторов: развитием науки и техники, поступательным совершенствованием изобразительного искусства, его научно-теоретической базой, структурным изменением у человека чувственного восприятия художественного мира. В общем понятии декоративно-прикладное искусство родилось на заре человечества как следствие стремления его к духовному обогащению. Создавая материальную сферу, человек шел не только от конкретной пользы, но и от стремления к красивому, необходимость которого он чувствовал в полезности окружающей среды, в ее материальной целесообразности, в духовных и эстетических свойствах. Лучшие произведения оформительского искусства отражают дух своего времени, этап развития культуры. «Декор» - латинское слово со значением «украшать», но смысл его сегодня перерос свои границы и включает в себя более глубокое содержание - организацию художественной среды и воздействие через нее на эстетический вкус человека.
Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства
Основная цель экспериментально-исследовательской работы - выявление научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к деятельности по организации художественно эстетической школьной среды с высоким уровнем формирования личности, развития ее творческих способностей и профессионального мастерства.
В Нижневартовском государственном гуманитарном университете на художественно-графическом факультете уже несколько лет ведутся исследования образовательно-воспитательных средств формирования художественно-педагогического мастерства, культивирование его в студенческой массе. Основная цель данного эксперимента - добиться единства высокого качества специальной подготовки, направленной на использование ее в педагогической деятельности. Одновременно это формирование потребности у студентов к самосовершенствованию в профессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделялось выявлению и обоснованию как объективных, так и субъективных условий, влияющих на процесс формирования художественно-профессионального мастерства студентов на занятиях декоративным искусством и художественным оформлением в школе.
Под объективными условиями применительно к работе факультета понимаются создаваемые преподавателями, постоянно действующие обстоятельства, стимулирующие потребность к творчеству, способствующие проявлению у молодежи устойчивого внутреннего тяготения целеустремленно и настойчиво повышать уровень своего художественно-педагогического мастерства.
Заботясь о формировании собственного художественного образа у студентов, преподаватели демонстрируют лучшие образы восприятия мира явлений и процессов, раскрытие подлинной сути которых позволит будущему специалисту приобщиться к тайнам мироздания. Показываемые и анализируемые работы позволяют полнее и глубже понимать природу, окружающую среду, организуемые интересы и многое другое.
В качестве примера толкования природных процессов мы предлагаем студентам одно из рассуждений известного педагога В.А. Сухомлинского, который призывал детей к усвоению элементов народной культуры, овладению родным языком, указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей, подчеркивая, что система воспитания и обучения детей связана с условиями исторического развития народа, с его духовными запросами и потребностями.
Образовательно-воспитательная практика аргументировано убеждает нас в том, что, лишенные индивидуальных пространственных представлений в отношении к изображаемым объектам, будущие учителя специалисты по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам - вполне естественно вынуждены преодолевать планку оформительского мастерства на заниженном уровне и тем самым недополучать изрядную долю художественно-педагогической самостоятельности.
В процессе проведения эксперимента мы выявили целый ряд объективных, не зависящих от самих обучаемых условий обеспечения успешности их совершенствования в художественно-педагогическом мастерстве:
1. Действенное проявление пристального внимания и заинтересованного отношения к профессионально-педагогическому становлению потенциальных учителей по дисциплинам художественно-эстетического цикла со стороны руководства общегосударственных, региональных, местных органов власти и структур образования, администрации вузов и факультетов.
2. Финансово-экономическое подкрепление ориентации образовательно-воспитательного процесса в масштабе факультета и соответствующих отделений на пробуждение и стимулирование роста потребностей студенчества в самосовершенствовании индивидуального художественно-оформительского искусства.
3. Материально-техническое оснащение базы для проведения программных и дополнительных занятий со студентами по развитию у них художественно-оформительского мастерства и потребности его совершенствования.
4. Самодостаточное научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательной деятельности педагогического состава факультета на обозначенном направлении.
5. Организационное подкрепление преподавательско-наставнических усилий вузовских педагогов по устремлению студентов художественно-графического факультета к доступным высотам художественно-оформительского искусства.
6. Соотношение работы по формированию у юношей и девушек потребности в совершенствовании собственного художественно-оформительского мастерства со всей образовательно-воспитательной деятельностью по худо 76 жественно-педагогическои подготовке учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, учителей изобразительного искусства для общеобразовательной школы.