Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Пространственное моделирование в процессе профессиональной подготовки студентов художественно- графических факультетов 17
1.1. Научно-теоретические основы понятия «пространственное моделирование» 17
1.2. Из истории развития пространственного моделирования (модельно-макетного дела) 28
1.3. Пространственное моделирование и дизайн 51
Выводы 60
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы деятельности студентов художественно- графических факультетов в системе профессиональной подготовки 63
2.1. Формирование профессионального мастерства - основа подготовки будущего специалиста 63
2.2. Психолого-педагогические условия формирования профессионального мастерства 70
2.3. Психофизиологические особенности деятельности студентов в процессе пространственного моделирования 86
Выводы 97
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование путей и методов формирования профессионального мастерства студентов художественно- графических факультетов в процессе пространственного моделирования 99
3.1. Пространственное моделирование как средство учебного проектирования 99
3.2. Материалы и технологии, используемые в пространственном моделировании 107
3.3. Основные цели и задачи экспериментального исследования 122
3.4. Методика организации и анализ сравнительного и контрольного эксперимента 131
Выводы 138
Заключение 140
Список литературы 144
Приложение 161
- Научно-теоретические основы понятия «пространственное моделирование»
- Формирование профессионального мастерства - основа подготовки будущего специалиста
- Пространственное моделирование как средство учебного проектирования
Введение к работе
Формирование профессионального мастерства студентов одна из наиболее сложных, трудных, и, несомненно, очень важных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями. Основное направление обновления и совершенствования современной системы высшего образования - постоянное ее развитие; превращение обучения в механизм формирования личности и в действенный фактор развития общества. Современное образование особенно остро нуждается в профессионально подготовленных, высококвалифицированных кадрах.
На нынешнем этапе социально-экономического развития общества и высшей школы происходит переосмысление достижений и недостатков пройденного пути в их исторической ретроспективе, пересмотр и замена старых непродуктивных методов, поиск новых решений. Общественный прогресс начинает выступать как процесс усвоения и приумножения человечеством культурных ценностей. Вместе с этим значительно возрастает степень гуманизации общества: образования, науки, культуры. Растет интерес к образованию и повышению его качества. Большее внимание уделяется формированию творческих, индивидуальных способностей и культурному развитию подрастающего поколения, а овладение профессией подразумевает всестороннее развитие профессиональных качеств обучаемых. Отсюда вытекает необходимость в квалифицированно подготовленных кадрах для школы, так как, наряду с семьей, в первую очередь, от педагога зависит: каков будет круг интересов школьника, насколько глубоки знания истории развития своего народа и мирового наследия; как творчески одаренный человек проявит себя, сможет ли он, и как именно, воплотит в жизнь свои способности.
Главная цель обучения в вузе - профессиональная подготовка выпускников к различным видам научно-практической и творческой деятельности. Степень подготовленности выпускников к продуктивному решению профессиональных задач является конечным результатом обучения. Способствовать формированию профессионального мастерства студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) представляется возможным как в ходе всего обучения в вузе, так и в процессе изучения отдельных разделов декоративного искусства. Необходимо создать такие условия обучения, чтобы каждый студент, изучая отдельные дисциплины, мыслил себя не живописцем, рисовальщиком или прикладником, а, прежде всего, будущим учителем, которому эти знания необходимы в дальнейшей педагогической деятельности. Некоторая оторванность специальных дисциплин от предмета «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», не дает возможности студентам полностью реализовать себя в педагогической деятельности. Важно, чтобы в процессе изучения специальных дисциплин, студенты получали информацию о целесообразности, и различных вариантах применения, полученных сведений в дальнейшей педагогической практике. Большая осведомленность способствует адекватному отбору информации, предмета изучения, а так же позволяет студенту правильно рассчитать свои силы и не разочароваться в своей специальности. Таким образом, через интерес к предмету можно формировать интерес к специальности.
Профессиональное мастерство студентов художественно-графических факультетов заключается в овладении ими не только предметов психолого-педагогического цикла, но и в знаниях, умениях и навыках художественно-графического и проектного характера. Педагогическое мастерство - мы рассматриваем как качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления и проявляется в виде педагогической деятельности. В педагогической работе студенты художественно-графических факультетов синтезируют художественно-практические и психолого-педагогические знания и навыки.
Выпускники художественно-графических факультетов активно заняты во внешкольной работе, в сфере дополнительного образования, где встречаются с большим количеством кружков и факультативов, которые способствуют развитию кругозора, творческого начала, знакомству школьников со своей историей, народными традициями, культурой. В этом ряду пространственное моделирование (модельно-макетное дело) обладает неограниченными возможностями, так как в процессе занятий им активно задействованы практически все виды художественно-творческой деятельности. Следовательно, в вузе необходимо подготовить такого специалиста, который смог бы в своей работе совместить увлекательность занятий, их доступность и научность, с декоративным творчеством, то есть высококвалифицированного профессионала художника-педагога. Подготовка специалистов, имеющих знания и навыки в области рисования и прочих сферах как изобразительного, так и декоративного искусства, имеющих знания по основам макетирования и моделирования могла бы существенно облегчить решение этой проблемы.
Изучение пространственного моделирования (модельно-макетного дела) студентами художественно-графических факультетов позволяет расширить их кругозор, приобрести знания исторического и культурологического характера. Одновременно, изучение пространственного моделирования, позволяет студентам развить в себе такие качества личности как: дисциплинированность, собранность, усидчивость, а так же повысить свой художественно-профессиональный уровень, что не может не влиять на качество обучения в вузе в целом. Об этом можно судить по научным исследованиям, которые показали, что снижение профессиональной направленности в ходе обучения является одной из причин академической неуспеваемости, отсева студентов до завершения обучения и профессиональной миграции после окончания вуза. Вышеизложенные положения убедили нас в том, что рассматриваемое направление подготовки студентов вполне логично, своевременно и актуально.
Актуальность исследования заключается в том, что: данный аспект мало изучен, отсутствуют методики раскрывающие специфику пространственного моделирования (модельно- макетного дела) в процессе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов; отсутствуют программы и методическое обеспечение для проведения занятий по данному предмету.
Введение данной дисциплины в систему профессиональной подготовки студентов ХГФ требует более точного определения термина «пространственное моделирование» как наиболее верного и всеобъемлющего понятия художественно-творческой деятельности студентов в процессе создания модели или макета.
Этот термин достаточно широко применяется в архитектурном проектировании. В нашем исследовании мы опирались на то, что основным содержанием архитектурного моделирования являются пространственные свойства и отношения, следовательно, архитектурное моделирование можно определить, как пространственное моделирование. Модель, с помощью которой архитектор воссоздает отношения в трехмерном пространстве архитектурных объектов, является пространственной моделью. В широком смысле слова в архитектурном моделировании понятие «пространственная модель» объединяет в единую систему такие архитектурные средства как рисунок, чертеж, схему, макет, расчет, матрицы ЭВМ и т.д. представляющие некоторые стороны пространственного решения.
В узком смысле слова пространственная модель представляет собой некую физическую конструкцию (предмет) сходную с архитектурным объектом по строению, функционированию и т.п., выполненную в определенном масштабе.
Таким образом, пространственное моделирование моделирование пространственных форм, свойств отношений на предметах и вещественных моделях.
В профессиональном архитектурном проектировании термины "макетирование" и "макет" прочно связаны с частной формой моделирования - иллюстрирование принятого решения, а иллюстрирование является лишь небольшим фрагментом содержания "моделирование" и "модель", и поэтому не может объективно отражать в целом деятельность моделирования.
В своем исследовании мы опирались на данную трактовку вопроса, поэтому студентам в качестве объекта изучения предложен не отдельный вид моделирования - макетирование, а оба вида пространственного моделирования: и моделирование, и макетирование, которые заключаются в моделировании пространственных свойств объектов. Таким образом, «пространственное моделирование» - средство учебного проектирования, подразумевающего творческую деятельность студентов по созданию различных объектов (моделей и макетов), как отражающих реальную действительность, так и являющихся плодом фантазии или прогнозирования свойств будущего объекта.
Одновременно, студенты используют в процессе своей педагогической деятельности умения и навыки по так называемому техническому и проекционному моделированию, где на основе схем, чертежей, эскизов создаются объемные модели и макеты различных объектов: предметов быта, средств транспорта и многое другое. В целом, все виды подобной деятельности будущих педагогов рассматриваются нами как «пространственное моделирование».
Формирование профессионального мастерства складывается из множества аспектов. В процессе изучения данного вопроса мы опирались на исследования педагогов, психологов, философов, искусствоведов.
Основополагающими в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития студентов и школьников для нашего исследования являются работы Алехина А.Д., Боголюбова Н.С., Кузина B.C., Лебедко В.К., Ростовцева Н.Н., Шабанова Н.К., Шорохова Е.В. и мн. др.
Особое значение при рассмотрении и анализе психологических особенностей процесса творчества и профессионального становления имели работы Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Гальперина П.Я., Григорьева Э.П., Якунина В.А. и др.
При определении значения декоративного искусства, декоративной деятельности в художественно-творческом развитии мы опирались на труды Барадулина В.А., Даутова М.К., Корешкова В.В., Сидоренко В.В., Соколова М.В., Строкова В.П., Хворостова А.С., Шпикаловой Т.Я. и др.
Основные закономерности и особенности пространственного моделирования (модельно-макетного дела) сформулированы в трудах Метленкова Н.Ф., Лежавы И.Г., Нечаева Н.Н., Бархина Б.Г. и др.
Проблема исследования заключается в поиске соответствующих современным требованиям, предъявляемым к профессиональному обучению в вузе, психолого-педагогических условий, методов, способов и средств формирования профессионального мастерства студентов ХГФ в процессе занятий пространственным моделированием.
Цель исследования заключается в разработке научно-методических условий повышения эффективности формирования профессионального мастерства студентов художественно-графических факультетов педвузов; выявлении и обосновании условий формирования профессионального мастерства студентов ХГФ в процессе изучения пространственного моделирования и на его основе составление программы, и отработке методики обучения, способствующей качественному улучшению профессиональной подготовки студентов ХГФ педвузов.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов ХГФ педвузов в процессе специальной подготовки при изучении пространственного моделирования.
Предмет исследования - содержание, методы и дидактические средства преподавания теории и практики пространственного моделирования в системе профессиональной подготовки студентов ХГФ педвузов.
Гипотеза: качество профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях пространственным моделированием будет повышено если: в процессе занятий, наряду с профессиональной подготовкой будут решаться задачи связанные и с повышением уровня специальной подготовки студентов; теоретические и практические занятия будут проводиться в соответствии с выявленными в процессе исследования, в качестве наиболее эффективных, формами и методами обучения; научно-теоретические основы обучения пространственному моделированию будут неразрывно связаны с практической деятельностью студентов; теоретические и практические занятия по истории и технологии изготовления макетов и моделей будут включать рассмотрение современного состояния пространственного моделирования; указывать возможные пути применения знаний, навыков и умений, полученных в процессе изучения основ пространственного моделирования, в школе, сфере дополнительного образования, а так же в самостоятельной художественно-творческой работе; изучение основ пространственного моделирования будет опираться на глубокие межпредметные связи; такие как историю, историю искусства, математику, черчение, изобразительное искусство и другие.
Задачи исследования изучить и проанализировать методическую и специальную литературу; изучить и проанализировать сущность пространственного моделирования и его место в системе профессиональной подготовки студентов; определить возможности применения пространственного моделирования в качестве средства формирования профессионального мастерства студентов художественно- графических факультетов; определить значение художественно-образных и выразительных средств материалов в процессе изучения раздела "Основы пространственного моделирования"; разработать научно-обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающих наиболее эффективное формирование профессионального мастерства в процессе изучения основ пространственного моделирования; экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики.
Методы исследования изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение за практической деятельностью студентов (приобретение ими профессиональных умений и навыков) в процессе занятий пространственным моделированием; изучение технологии выполнения модельно-макетных работ, с целью выбора наиболее эффективных для занятий студентов; изучение пространственного моделирования как объекта творчества, способствующего формированию профессионального мастерства студентов ХГФ педвузов; проведение и анализ экспериментальных занятий с целью проверки и коррекции разработанной методики обучения пространственному моделированию.
Научная новизна исследования: определяется тем, что в нем дается обоснованное определение понятия «пространственное моделирование», раскрывающего суть процесса модельно-макетной деятельности студентов ХГФ педвузов; выявлены психолого-педагогические условия повышения эффективности формировании профессионального мастерства студентов ХГФ в процессе изучения основ пространственного моделирования; определено содержание обучения студентов в процессе изучения раздела «Основы пространственного моделирования».
Теоретическая значимость: определены научно-теоретические основы предлагаемого курса. определена образовательная, воспитательная и развивающая роль занятий пространственным моделированием;
Практическая значимость исследования заключается: в разработке методики и программы обучения студентов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к образованию будущих учителей; в использовании опубликованных статей по отдельным положениям исследования для организации и проведения занятий по пространственному моделированию; в создании, опираясь на программу и данные исследования, обоснованных рекомендаций для более высокой профессиональной подготовки студентов ХГФ педвузов; в возможности использования резултатов исследования при составлении программ и учебно-методических пособий по предмету пространственное моделирование.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения педагогической и психологической наук, искусствознания, материальной культуры, а так же личную опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность. Результаты и выводы опытно-экспериментальной работы подтверждены проверкой уровня профессиональной подготовки студентов ХГФ в процессе их педагогической деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ (Московский Педагогический Государственный университет), на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ. Экспериментальная работа проводилась на базе МПГУ, МДАНХТ (Московская Детская Академия Народного Художественного Творчества) «Россия» и в школе № 682 г. Москвы. Работа велась в три этапа; с 1994 по 2000 г.
Первый этап - с 1994-1996 гг. изучалась научно-теоретическая и методическая литература, собирался фактологический материал, проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап -1996-1998 гг. - проводилась экспериментальная работа, в которой были задействованы студенты ХГФ МПГУ (в общей сложности более 200 человек).
Третий этап - 1998-2000 анализ полученных результатов и их обработка, проведение контрольного эксперимента со студентами, написание основного текста диссертационного исследования.
Границы исследования:
Охватывают методику преподавания и суть деятельности студентов ХГФ в процессе изучения основ пространственного моделирования, направленные на качественное повышение уровня формирования профессионального мастерства.
Основные положения, выносимые на защиту:
Научно-теоретические основы исследования проблемы повышения эффективности формирования профессионального мастерства в процессе изучения основ пространственного моделирования;
Структура содержания и методика организации занятий по изучению основ пространственного моделирования;
Программа и ее методическое обеспечение, направленные на формирование профессионального мастерства студентов ХГФ педагогических вузов в процессе занятий пространственным моделированием.
По теме исследования были подготовлены следующие публикации:
Особенности городецкой и северодвинской росписи по дереву. // Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1990 год, тезисы докладов часть 2. - М.: Прометей, 1991.-С.108
К вопросу об истории росписи по дереву русского Севера. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. - М.: Прометей ,1995. - С. 50
Макетирование и моделирование в системе развития творческих способностей студентов ХГФ. // - М.: Прометей, 1997. - С. 274.
Условия формирования профессиональных качеств студентов ХГФ на занятиях модельно-макетным делом. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1999. -С. 463.
Некоторые аспекты формирования профессионального мастерства студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством. //Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - М.: Прометей, 2000.- С. 460.
Научно-теоретические основы понятия «пространственное моделирование»
Ученые относят происхождение термина «моделирование» к латинскому слову «modus» - образец. Этимологическим источником слова «модель» является прямое заимствование из французского языка - «modele», от итальянского «modello», которое в свою очередь происходит от латинского «modulus» -мера. Первые упоминания о моделях встречаются в петровских указах и архивных записях. В них модель рассматривается в значении «прилаживать, подводить под образец». ««Изволь ...послать гонца, чтобъ онъ той машины мадель канечьно вывез, хотя бы и не за малая деньги» (Петр I. 1703г.) На стеклянных заводах строить посуду по показанным от посланного из академии... маделямъ, и отпускать тому посланному за деньги. (1725 г.) Так же модель рассматривалась в значении воспроизведения или схемы чего-либо в уменьшенном виде. Н.П., «роспись что издержано про обиход великаго государя ... за мадель и чертежъ лучшего судна - 9 руб.». (Арх. бум. Петра I, 1700 г.) «...И о строении города Торопца по тому пляну что ты, великий государь укажешь? И ожидаю я того горадового строения моделю и профилю отъ твоего... царского величества» (1708 г.)». (116,-С. 144)
В качестве определения области применения человеческих знаний и труда термин «моделирование» возник гораздо позже появления моделирования как такового. Иначе говоря, моделирование, в современном его понимании, намного опережает возникновение термина, дающего ему название. Моделирование в науке рассматривается как специфическая деятельность человека, которая возникает и развивается по мере становления человека как социального существа. Сегодня оно является синтезированной деятельностью по познанию, исследованию, прогнозированию проектируемых качеств объектов.
Исторически обусловлено, что люди с момента своего рождения, не зависимо от уровня развития общества, вынуждены приспосабливаться к условиям окружающего их мира. Вследствие чего, в человеческом социуме исключительную роль играет накопленный многовековой опыт, его знание - важнейший механизм жизнедеятельности индивидуума и коллектива в целом. Высшая форма психики - сознание, позволяет ориентироваться в самых различных ситуациях. Важная составная часть любой человеческой деятельности - умение планировать результат своих действий. Проводя ряд мыслительных действий, он должен предварительно представить - смоделировать нужную ситуацию, иными словами, построить модель ситуации, и свои действия в ней, то есть исследовать эту модель. Подытоживая, мы можем сказать, что человек моделирует на протяжении всей своей сознательной жизни. Моделирование, таким образом, следует рассматривать как специфические действия человека по созданию самой модели и ее характеристик.
Формирование профессионального мастерства - основа подготовки будущего специалиста
Труд человечества представлен несколькими тысячами профессий. В научной литературе профессию обычно характеризуют как деятельность, требующую определенной суммы знаний и навыков, необходимых для выполнения каких-либо работ, но подобное определение нельзя считать исчерпывающим. Вершиловский С.Г. и Лесохина Л.Н. приходят к выводу, что, так как труд является социальной категорией, то правильнее считать, что профессия - это типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, умений и навыков, способностей, особенностей личности, норм поведения (121). Гуревич К.М. отмечает, что "профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей. Совокупность профессий одного общества обеспечивает его потребности, выполняет необходимые для жизни общества функции" (43. - С. 17).
Сходное определение дает нам Российская педагогическая энциклопедия: «Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, от profiteor - объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик работника (130 - т. 2, С.216)».
"Профессионал - человек, занимающийся чем-нибудь как профессией (в отличие от любителя)" - такое определение дает СИ. Ожегов в словаре русского языка, раскрывая это понятие, ставшее для нас обыденным и неотъемлемым, если речь идет о человеке, хорошо знающем свое дело (107).
Профессиональная грамотность и тем более культура (профессионализм) не сводятся к знаниям в своей области.
Составляющая профессионализма - это не только осведомленность, но и правильно сформированные его убеждения, и устойчивость эмоциональных отношений к различным сторонам действительности. Сами по себе знания имеют небольшую ценность, важно уметь их применить на практике, уметь вовремя и правильно ими воспользоваться. Недаром П.Н.Лебедев говорил: "Мой книжный шкаф набит знаниями гораздо больше меня, однако, не он физик, а я" (50. - С. 160). Таким образом, можно утверждать, что профессионал -сложная система, имеющая не только внешние функции, но и многообразие внутренних, в частности психических свойств. Он не только знает специфику своего дела, но еще и может, умеет, способен воплотить в жизнь свои замыслы.
Пространственное моделирование как средство учебного проектирования
Главный критерий любого средства обучения студентов художественно-графических факультетов - эффективность формирования у студентов основ будущей профессии. Поэтому моделирование и макетирование необходимо рассматривать с точки зрения возможности формировать у учащихся основы профессиональной деятельности.
Для наиболее эффективного усвоения учебного материала студенты должны четко представлять основные параметры и характеристики присущие моделированию и макетированию, в чем их сходство и различие, в каких случаях применяется макет, а в каких выгоднее представить модель.
Модель - натуралистическое законченное пространственное изображение объекта, выполненное в уменьшенном размере, со всеми деталями, с имитацией цвета, материала (иногда выполненное в материале проектируемого сооружения). Модель является приложением к готовому проекту.
Макет - обобщенное представление в крупных массах и относительно отвлеченных формах, предполагающее обобщенное функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу. Макет выполняется в однородном материале и бывает двух видов: рабочий и выставочный. Основное внимание зрителя фиксируется только на композиции сооружения.
Процесс макетирования, условность некоторых его приемов, влияют на пластические параметры формы, геометризуют ее, сообщают ей особую скульптурную выразительность. Макетирование так же, как и графика, дисциплинирует мышление, придает своеобразный характер образам памяти. Для макетирования специфичен свой особый образный язык изобразительных приемов. Чтобы овладеть гаммой средств макетирования, необходима не только длительная практика, но и развитое умение точного выбора наиболее эффективных приемов рациональных и выразительных методов изготовления макета.
В настоящее время возможности пространственного моделирования не достаточно изучены. Специальных исследований по этому вопросу немного. В практике обучения нет четкости в трактовке понятия «пространственное» и «проектное моделирование». Значение проектного моделирования видится лишь в формировании отдельных, часто совершенно разрозненных навыков архитектора. Пространственное моделирование в школе сводится к изготовлению моделей и макетов техники (машины, корабли и т.д.), применяется в основном на уроках. В качестве предмета изучения в педагогическом вузе тема рассматривается крайне редко.