Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Творческое воображение - как одна из ведущих способностей к изобразительной деятельности
1.1 Краткий обзор истории развития исследований способностей и воображения 16
1.2 Творческое воображение - как одна из ведущих способностей к изобразительной деятельности 29
1.3. Живопись натюрморта декоративной направленности 45
1.4 Психолого-педагогические основы развития воображения у студентов ХГФ на занятиях живописью декоративного натюрморта в ходе учебно-творческого процесса 58
Выводы к первой главе 73
Глава 2: Экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие творческого воображения студентов на занятиях живописью в ходе учебно-творческого процесса
2.1 Методическая система, направленная на развитие творческого воображения студентов на занятиях живописью в ходе учебно -творческого процесса 75
2.1.1 Цели, задачи, содержание и формы организации учебного процесса 75
2.1.2 Методы, приемы и дидактические принципы 89
2.1.3 Средства обеспечения развивающих, обучающих, воспитательных процессов 107
2.2 Разработка критериев уровня развития творческого воображения в работах студентов по живописи 110
2.3 Констатирующий эксперимент 120
2.4 Обучающий эксперимент 144
2.5 Контрольно-сравнительный эксперимент 197
Выводы ко второй главе 215
Заключение 217
Литература 227
Приложения 238
- Краткий обзор истории развития исследований способностей и воображения
- Методическая система, направленная на развитие творческого воображения студентов на занятиях живописью в ходе учебно -творческого процесса
- Разработка критериев уровня развития творческого воображения в работах студентов по живописи
Введение к работе
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ
Современный этап развития общества, обусловленный научно-
техническими достижениями, актуализировал важнейшие проблемы, среди
которых - новые требования к качеству образования. «Меры, принятые в
2001-2005 гг. создали базу для решения отечественной системой
образования задач, направленных на усиление ее роли в социально-
экономическом развитии страны», они отражены в Федеральной целевой
программе развития образования на 2006 - 2010 годы. Планомерное
совершенствование образовательного процесса, корректировка его
направленности, структуры и содержания - конкретная необходимость для успешного и устойчивого развития общества. «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года». Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.
В отечественной науке изучением проблемы воображения,
способностей в целом, и способностей учителя в частности, занимались выдающиеся исследователи Л.С. Выготский (1931), С.Л. Рубинштейн (1957), Б.М. Теплов (1947), А.Н.Леонтьев (1960,1977), В.Н.Мясищев (1960,1962), Б.Г. Ананьев (1960), П.Я.Гальперин (1960), Н.Д. Левитов (1960), Ф.Н. Гоноболин (1962,1975), B.C. Кузин (1971), В.А. Крутецкий (1982,1991), С.Л. Кондратьева (1984), Н.В. Кузьмина (1961, 1993).
Психологическая структура педагогической деятельности, вопросы педагогического мастерства, процесс формирования личности учителя и его
профессионального становления, раскрываются в работах Ф.Ы. Гоноболина,( 1965); И.В. Страхова, (1960); Н.В. Кузьмина,(1967,1985); И.Е. Синица, (1983); А.В. Мудрик, (1986); Е.Ф. Гармаш, (1990); Л.М. Митина,( 1994); Э.Ф. Зеер,(1998); Н.С. Глуханюк, (2000); Ю.П. Поваренкова, (2002). Вопросы профессиональной компетентности, успешности рассматриваются такими авторами как Е.А. Климов (1983,1995, 1996), А.К. Маркова, (1993), С.Л. Белых, (1995); Л.М. Митина, (1996). Проблемами характеристик одаренности учителя, исходных компонентов педагогических способностей, моделированием системы учительского труда занимались Н.А. Аминов, (1997,1998); М.К. Кабардов,(1999); А.К. Маркова,(1994,1996). Кроме вышеназванных авторов, исследования способностей осуществляются согласно теории системогенеза - В.Д. Шадриковым, (1983,1991); комплексного и индивидуально-типологического подходов -Э.А. Голубевой, (1993), М.К. Кабардовым,(2001);с позиции системно-целевой концепции- Б.Б. Коссовым,(1998), с точки зрения теории интегральной индивидуальности -B.C. Мерлиным, (1986); Б.А.Вяткиным, (2000).
Большой интерес представляют научные поиски в области обучения, воспитания и развития творческой личности таких художников-педагогов как: Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, С.П.Ломов, А.Е.Терентьев, В.К. Лебедко, Н.Н. Анисимов, М.Н. Афасижев, В.П.Зинчепко, З.И.Калмыкова, В.Г.Максимов, О.Г.Максимова, Л.Г.Медведев, В.А. Моляко, П.И. Пидкасистый, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, В.Д. Шадриков, и другие. Проблемы изучения процесса подготовки студентов по изобразительному искусству в высших учебных заведениях, разрабатывались в рамках психологии и педагогике творчества следующими авторами: Б.Г.Ананьев, В.И. Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.П.Калошина, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Я.В.Пономарев и другие. Вопросы моделирования учебного предмета освещались в трудах : Ю.К.Бабанского, Л.Я. Зорина, В.В.Краевского, ИЯ.Лернер, М.Н.Скаткина и
других. Созданием новых технологий в обучении занимались Г.П.Артамонов, П.И.Третьяков, И.Э.Унт и др. Собственно «природу» творчества рассматривали в своих работах А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин. Разработку принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей осуществляли: Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский. Различнымиаспектами рассматриваемой проблемы в области изобразительного искусства интересовались- А.В. Бакушинский, Ю.Я.Герчук, М.С.Каган, Л.В.Мочалов, А.А.Михайлова, Г.Н.Недошивин, С.Х.Раппопорт и др. В начале 21 века, конкретную проблему художественных способностей будущих преподавателей изо рассматривают многие исследователи, например, Т.М. Хрусталева, Т.М.Харламова, Е.И. Корзинова. Ученые-педагоги: Г.Б.Батоев (1976), А.А.Дмитриева (1985), А.В.Привалов (1994), Н.С.Боголюбов (1995), Р.В.Акатова (2000), Т.Н.Галич (2000), А.П.Сухарева (2000), Р.Е.Зохина (2000), Е.В.Квятковский (2002) поднимают вопрос о недостаточном уровне развития творческого воображения, проистекающем из школьного образования.
В рамках обучения студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов остро встает вопрос об исследовании творческого воображения, как ведущей способности, изначально необходимой для качественной подготовки будущих профессионалов -преподавателей изобразительной деятельности.
Это связано, в первую очередь, с современными условиями обучения на многоуровневой основе, - специалист, бакалавр, магистр, т.к. предполагается изменение акцентов в образовании. «Центр тяжести» образования активизируется на самостоятельной работе студентов, для этого существуют предпосылки интегрированного обучения, определенный
уровень развития современных технологий, однако существует и опасность получения формальных знаний и умений.
В новых условиях образовательного процесса, творческие способности становятся все более востребованными, т.к. предполагают в личности большую гибкость и автономность^ Личностная осознанность, психологическая зрелость студентов должны быть сформированы на адекватном уровне.
Методикой развития творческого воображения занимались: К.С.Станиславский, Д.Родари, М.Карне, Л.Ю.Субботинна, С.К.Кожохина, Л.Г.Медведев, В.Н.Полунина.
Методика развития творческого воображения студентов была предложена следующими авторами: В.К. Лебедко, С.П.Ломовым, И.М. Рязанцевой, М.М. Стариковым, Т.М.Харламовой, но они не ставили своей целью активизацию воображения на занятиях живописью натюрморта декоративной направленности.
Соответственно, не достаточный уровень развития творческого воображения у студентов творческих специальностей приводит к нарастающим трудностям в обучении в целом, и особенно - специальным дисциплинам. В связи с этим, возникают психологические проблемы и комплексы личностного характера. Подобные состояния препятствуют развитию творческого воображения, блокируют инициативу и спонтанность. В итоге, снижается уровень профессиональный подготовки выпускников ХГФ. Важно разблокировать данную ситуацию, переключить студентов на учебно —творческий процесс, активизировать развитие творческого воображения.
Решением для данной ситуации может служить - методика, направленная на развитие творческого воображения на занятиях живописью. Конкретно-практическое решение заключается в построение методической системы развития творческого воображения студентов ХГФ на занятиях живописью натюрморта декоративной направленности в учебно -
творческом процессе. Методическая система призвана помочь в нормализации психологического состояния личности студента, создание атмосферы эмоционально-психологического комфорта, творческой среды, адекватной занятиям изобразительной деятельностью.
На наш взгляд, очевидно, что изобразительная деятельность — самая благодатная почва для развития творческого воображения. Она доступна с раннего детского возраста, и имеет огромный эмоциональный потенциал. В этом смысле, конкретно живопись предоставляет еще больше возможностей, т.к. взаимодействие с цветом усиливает эмоциональный настрой, а цветовые решения образов многовариантны. Для начальных курсов ХГФ - живопись натюрмортов является систематически решаемой, адекватной задачей, что позволяет опираться на ее базу в разработке методической системы развития творческого воображения студентов. Натюрморт декоративной направленности предоставляет многообразные возможности для получения различного опыта изменения, преобразования, стилизации, условности формы, цвета, пространства и тем самым развития творческого воображения.
Следует обратить внимание на региональный компонент, присутствующий в многонациональной культуре Ростовской области. Студенты из региона Северного Кавказа испытывают затруднения в освоении академических рисунка и живописи, но традиционно успешнее справляются с дисциплинами цикла ДПИ, в силу этнических особенностей культурной среды. Таким образом, живопись натюрморта декоративной направленности помогает им изучить общие живописные законы и, затем применить их на занятиях академической живописи.
Согласно психологии онтогенеза процесс воображения развивается в дошкольном возрасте, и достигает пика около 5 лет. Следующий период подъема - в подростковом возрасте, но уже на другом уровне. В этот период начинает свое развитие логическое мышление и оттесняет процесс воображения на второй план. Воображение в период обучения в старших
классах не столь актуально, т.к. репродуктивные знания транслируются через другие психические процессы. Согласно, возрастной психологии, с возрастом в процессе воображения начинают преобладать реальные мыслительные процессы и сокращаются эмоциональные.
Современные общественные взаимоотношения и взаимодействия основаны на словесно-логическом типе мышления, что соответствует доминированию левого полушария. Воображение и другие творческие способности относятся к зоне влияния правого полушария и, таким образом, становятся менее востребованными. Естественно, студентам, выбравшим творческие специальности, развитие творческого воображения становится необходимым. Воображение - это предпосылка эффективного усвоения новых знаний, и одновременно, основа творческого преобразования уже имеющихся знаний, что способствует саморазвитию личности. Богатый художественно-эстетический опыт является необходимым условием высокого уровня развития воображения, естественно он нарабатывается с возрастом. Удовлетворение потребности в развитии творческого воображения студентов творческих специальностей подтверждает необходимость данного исследования.
Разного рода затруднения (практического характера) в ходе учебно-
творческого процесса студентов, пробелы в работе над композицией,
живописью, цветовом решении, проектировании, нехватка творческой
инициативы, не достаточная самореализация в целом, происходит от
диссонанса психологических процессов в личности индивидуума. У
преподавателей недостаточно имеющихся возможностей активизировать
творческое воображение студента, т.к. они не вооружены методической
системой, адекватной современным процессам в обществе и образовании.
Прежние методы, применяемые в ходе учебно-творческого процесса для
развития творческого воображения студентов, не соответствуют
наблюдаемым фактам и процессам данного периода. Исходя из
вышеизложенного, можно сформулировать ситуацию в этой области,
следующим образом - как проявление противоречий между
существующими средствами, методами развития творческого воображения студентов и новыми фактами, результатами наблюдений^
Разрешение выявленных противоречий определяет проблему: «Развитие творческого воображения студентов начальных курсов ХГФ на занятиях живописью натюрморта » (декоративной направленности). Нормализация психологического состояния личности студента становится одной из важнейших задач на всех этапах профессиональной подготовки, связанной с изобразительной деятельностью. Опыт показывает, что наиболее значимым, в этом смысле, являются начальные курсы обучения. Кроме этого, необходимо отметить дифференциацию целей обучения на различных отделениях ХГФ, что тоже вносит свои корректировки. Например, профессиональный художник, преподаватель рисования, дизайнер костюма, дизайнер интерьера ориентированы на различные цели и задачи обучения, соответственно, к ним необходим дифференцированный подход и с психологической точки зрения^
Преподаватель изобразительного искусства должен обладать развитым уровнем творческого воображения, т.к. частью его профессиональной деятельности является развитие творческого воображения учащихся школ средствами изобразительной деятельности. Таким образом, необходимость более глубокого изучения и развития творческого воображения студентов ХГФ, с учетом личностно-психологического контекста доказывает актуальность данной проблемы. Потребность общества в автономной, профессионально грамотной личности, квалифицированном специалисте, реализующей своей творческий потенциал в деятельности общества, свидетельствует о своевременности и целесообразности данного исследования. Опираясь на выявленную проблему, поставлена цель данного исследования — разрешение проблемы исследования. Объект исследования: учебно - творческий процесс на занятиях живописью студентов ХГФ
Предмет исследования : методика развития творческого воображения студентов ХГФ в учебно - творческом процессе
Гипотеза исследования : если будет разработана методическая система, то развитие творческого воображения студентов ХГФ в учебно - творческом процессе будет успешно активизировано, потому что данная система обладает ценными методическими качествами, включающими в себя:
- уточненные цели, расширенные задачи и углубленное содержание
обучения по курсу «Живопись натюрморта декоративной направленности»,
способствующего развитию творческого воображения
систему взаимодействующих в определенном порядке методов, приемов и дидактических средств, стимулирующих и направляющих учебно - творческий процесс
специально разработанные методические пособия, средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.
В соответствии с целью и гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать историю вопроса
рассмотреть и проанализировать процесс воображения как одну из ведущих способностей студентов ХГФ
выявить психолого-педагогические основы развития творческого воображения студентов ХГФ
изучить психолого-педагогические и методические аспекты учебно -творческого процесса, способствующие развитию творческого воображения студентов ХГФ
выявить основные знания, умения и навыки, стимулирующие развитие творческого воображения студентов ХГФ в учебно- творческом процессе
реализовать педагогические методы развития творческого воображения студентов ХГФ
разработать систему учебных заданий, направленную на теоретическое осознание и практическое применение знаний и умений, активизирующих творческое воображение студентов ХГФ на занятиях живописью
осуществить диагностику уровня развития творческого воображения в учебно -творческом процессе на начальном и заключительном этапах проведения системы учебных заданий по живописи ; оценить эффективность разработанной модели методической системы, сделать выводы
- разработать специальный учебный курс по данной проблеме Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ведущих ученых, педагогов, психологов, достижения современной педагогической науки и научные публикации по проблеме исследования, нормативные документы (государственный образовательный стандарт). Методы, применяемые в ходе исследования:
анализ научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, психофизиологии, по теории и методики преподавании живописи, изобразительному искусству, дизайну; анализ учебных программ, учебно-методических пособий, монографий, диссертаций близких к теме исследования.
наблюдение за ходом учебно- творческого процесса и познавательной деятельностью студентов ХГФ
анализ студенческих работ по живописи: текущих, учебных, курсовых и дипломных
диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы)
педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, обучающий, сравнительный и обработка полученных результатов)
изучение практического опыта коллег
- статистические методы обработки полученных данных.
Методы, применяемые в ходе эксперимента:
анализ научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, психофизиологии, по теории и методики преподавании живописи, изобразительному искусству, дизайну; анализ учебных программ, учебно-методических пособий, монографий, диссертаций близких к теме исследования.
наблюдение за ходом учебно- творческого процесса и познавательной деятельностью студентов ХГФ
разработка теоретических положений развития творческого воображения студентов в ходе учебно - творческого процесса
- анализ студенческих работ по живописи, выполненных в процессе
обучающего эксперимента;
- подбор и составление учебных заданий по живописи, направленных на
развитие творческого воображения студентов;
- экспериментальное обучение, диагностика, обработка полученных
результатов;
Организация исследования. Экспериментальную базу исследования составил художественно-графический факультет г. Ростова-на-Дону. Экспериментальная работа проводилась в 2006-2009 гг., в эксперименте участвовали студенты начальных курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе (2006-2007гг.) проводились анализ научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, психофизиологии, социологии, по теории и методики преподавании живописи, изобразительному искусству, дизайну; анализ учебных программ, учебно-методических пособий, монографий, диссертаций близких к теме исследования, а именно - развития творческого воображения студентов ХГФ. Проводилось определение целей, задач, содержания, структуры, методов подготовки студентов педагогических вузов, а также - накопление
эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения студентов ХГФ, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения развития творческого воображения студентов ХГФ, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения: - Научно-теоретическое обоснование выразительных свойств натюрморта декоративной направленности, обладающего универсальной возможностью, активизировать развитие творческого воображения, в условиях различных способностей, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей студентов;
Методическая система развития творческого воображения у студентов младших курсов ХГФ на занятиях живописью, включающая в себя:
уточненные цели, расширенные задачи и углубленное содержание обучения по курсу «Живопись натюрморта декоративной направленности», способствующего развитию творческого воображения
систему взаимодействующих в определенном порядке методов, приемов и дидактических средств, стимулирующих и направляющих учебно - творческий процесс
- специально разработанные методические пособия, средства
обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.
Критерии оценки уровня развития творческого воображения на занятиях живописью.
Система практических заданий по живописи натюрморта декоративной направленности.
- Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о
том, что развитие творческого воображения студентов младших курсов ХГФ
средствами живописи декоративной направленности предоставляет
разнообразный потенциал самореализации, творческой педагогической
деятельности и организует предпосылки для благоприятного
профессионального становления.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Дано научно-методическое обоснование возможности развития творческого воображения студентов младших курсов ХГФ средствами живописи декоративной направленности.
Разработано содержание учебного курса «Живопись натюрморта декоративной направленности», с использованием межпредметных связей, направленное на развитие творческого воображения студентов младших курсов с расширением и уточнением целей и задач дисциплины.
Разработана и экспериментально проверена методическая система развития творческого воображения студентов младших курсов ХГФ на занятиях живописью натюрморта декоративной направленности, включающая в себя:
- уточненные цели, расширенные задачи и углубленное содержание
обучения по курсу «Живопись натюрморта декоративной направленности», способствующего развитию творческого воображения
систему взаимодействующих в определенном порядке методов, приемов и дидактических средств, стимулирующих и направляющих учебно - творческий процесс
специально разработанные методические пособия, средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.
4. Исследована и экспериментально подтверждена достоверность разработанных критериев оценки (низкий, средний, высокий) развития творческого воображения студентов ХГФ средствами живописи натюрморта декоративной направленности.
5. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что овладение живописью натюрморта декоративной направленности в процессе выполнения учебных заданий, обеспечивает повышение уровня развития творческого воображения у студентов младших курсов ХГФ и организует предпосылки для благоприятного профессионального становления.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания:
- решена проблема развития творческого воображения у студентов
младших курсов ХГФ на занятиях живописью натюрморта декоративной
направленности;
— выявлены психолого-педагогические основы развития творческого
воображения у студентов младших курсов в процессе обучения живописи
натюрморта декоративной направленности;
- уточнено содержание учебного курса «Живопись натюрморта
декоративной направленности», способствующего наиболее эффективному
развитию творческого воображения студентов младших курсов как будущих
учителей изобразительного искусства;
— разработаны методические рекомендации освоения живописи
натюрморта декоративной направленности, способствующие эффективному
развитию творческого воображения студентов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства ».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они успешно внедрены в практику преподавания ХГФ педагогических вузов, а также могут использоваться при разработке методических рекомендаций, подборке тематики и содержании занятий, направленных на развитие творческого воображения у студентов творческих специальностей, и в первую очередь - учителя изобразительного искусства.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Диссертационная работа изложена на 248 страницах, в т.ч. 226 страниц основного текста, библиографический список насчитывает 165 наименований.
Краткий обзор истории развития исследований способностей и воображения
Вопрос диагностики и развития способностей к разного рода деятельности, очевидно, будет все более актуальным в 21 веке, в связи нарастающим объемом информации, а также сложностью ее переработки и усвоения. Исследования в этой области проводятся с рубежа 19 -20 веков, с использованием разных научных подходов, методических приемов и обучающих систем. Общепризнан тот факт, что развитию способностей предшествует наличие задатков. Отечественный методологический подход, традиционно базируется на понятии деятельности: способности создаются в соответствующей деятельности, отвечают ее требованиям, проявляются в успешности ее выполнения. Эту точку зрения, логично и последовательно, выражает мнение Кузина B.C., разрабатывавшего проблемы психологии живописи, общих способностей, воображения. Согласно ему, человек рождается с природными предпосылками развития способностей, которые представляют собой анатомические и психофизиологические особенности организма. Под способностями понимаются те психические качества и свойства личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Способности подразделяются на: общие, те, что проявляются в большинстве видов деятельности и специальные, те, что характерны только для отдельных видов человеческой деятельности, например, художественные.
Природа способностей вызывает дискуссии с давних времен. Древнегреческие философы, начиная с Платона, Демокрита, Пифагора и Аристотеля высказывали свои суждения по этому поводу. Аристотель впервые стал считать фантазию, воображение - психологическим феноменом. Стоики - Псевдо-Лонгин, Квинтилиан и Филострат Старший, ввели это понятие в теорию литературы и искусства. Житейские представления и научные исследования в этой области единогласно подтверждают различие возможностей и способностей у различных индивидуумов.
В трудах врача Хуана Уарте, который в Испании, в эпоху Возрождения занимался изучением индивидуальных различий в способностях для последующего профессионального отбора, можно найти выделение природных способностей. В качестве основных способностей, зависимых от природы, он назвал воображение, память, интеллект, и предложил их диагностировать по определенным внешним признакам. Кроме этого он отмечал важность воспитания, образования, труда, и обращал внимание на индивидуальные и возрастные различия учащихся.
Большинством научных проблем того периода, в том числе вопросами изучения способностей, занималась философия в общеметодологическом аспекте и, такие ее представители как Г.Лейбниц, И.Кант, Р.Декарт, Д.Локк, Ф.Бэкон, Д.Дидро, К.Гельвеций. Принципы действия воображения впервые в истории философии наиболее глубоко и подробно были исследованы философами Кантом и Гегелем. Наиболее близко подошел к пониманию многих существенных особенностей воображения, Гегель. Он писал: «воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, "началом начал" (однако это еще не знание), может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза». И далее: «задача фантазии заключена в том, чтобы внешний мир и внутренняя жизнь человека была осознана и выражена не в форме общих положений и представлений, а в конкретном и индивидуальном облике». Главной отличительной особенностью воображения, согласно концепции Канта и Гегеля, является проявление творческой активности познающего субъекта, его способность к созданию нечто нового. В эпоху Просвещения, английский философ и педагог Джон Локк выдвинул свою теорию «чистой доски», согласно которой не существует врожденных идей, процесс познания базируется на опыте, разум человека -это чистая доска, в нем нет ничего, чего не было ранее в чувствах. Огромные надежды он возлагал на процесс воспитания, и особенно художественно-эстетического, т.к. полагал, что оно способствует сглаживанию врожденных неблагоприятных_черт личности.
А. Баумгартен, один из основоположников немецкой классической философии, написал исследовательскую работу в доэкспериментальном ключе «О составных элементах художественно мыслящего ума». Она содержала 5 пунктов: прирожденная эстетика, упражнения в художественном творчестве, эстетическая теория, эстетическое вдохновение, художественная отделка. Началом эмпирических изысканий в этом направлении, считается по праву знаменитая книга выдающегося английского ученого Ф.Гальтона «Наследственность таланта; ее законы и последствия». Он проводит статистический анализ биографий английской элиты, доказывая регламентирующие законы наследования интеллекта и способностей, и нивелируя роль среды. Психология, психодиагностика, психометрия обогатились ценнейшим материалом и методологическими средствами, хотя его теория подтвердилась далеко не полностью. Французский психолог А. Бине разрабатывал методики, стремясь выявить общие способности к познавательной деятельности. Он подчеркивал более высокую значимость факторов среды, по сравнению с наследственностью.
Т. Рибо - был одним из первых психологов, изучавших процессы воображения, он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - это подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате предварительной обработки опыта, его элементы способны входить в новые сочетания. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — это операция создание целостного образа из элементов, которые вычленены как единицы образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Т.Рибо писал: «воображение предполагает две основные операции: одну отрицательную и подготовительную — диссоциацию, и другую положительную и учредительную - ассоциацию. Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах». (119,с. 132-140)
В 20 веке исследования по проблеме способностей продолжались и усложнялись. Немецкий специалист В. Штерн, описывает общие способности как уровень и одновременно тип реагирования индивида на новые требования жизни, решения новых задач. Решающую роль он отводит интеллектуальной одаренности. Э. Клаппаред рассматривал общие способности в целом, как «общий уровень всех умственных свойств», а в частном - как «способность интеллекта разрешать новые проблемы». В начале 50 —х годов другие ученые, среди них - Л. Термен, пришли к пониманию новой способности — генерировать оригинальные идеи, находить нетрадиционные стратегии, разрабатывать новые пути решения проблем, таким образом, появилось современное понятие - «креативность», тесно связанное с творческим воображением..
Методическая система, направленная на развитие творческого воображения студентов на занятиях живописью в ходе учебно -творческого процесса
Цели учебного предмета «Живопись натюрморта декоративной направленности »:
- развить творческое воображение у студентов ХГФ как будущих преподавателей изобразительного искусства;
— научить декоративному подходу к живописи натюрморта,
- развить художественно- эстетический вкус,
- воспитать личность с активной социальной позицией, способную к самореализации и самосовершенствованию;
Задачи:
- сформировать знания, умения и навыки в живописи натюрморта декоративной направленности;
- ознакомить с возможностями применения натюрморта декоративной направленности в декоративно-прикладном и изобразительном искусствах.
- повысить уровень развития творческого воображения,
- повысить общий художественный уровень образования .
Исходя из целей и задач, основное содержание курса «Живопись натюрморта декоративной направленности» состоит из теоретического раздела и раздела практических задач. Учебный курс рассчитан на 80 часов из них 4 часа лекций.
Согласно концепции И.Я. Лернера, элементами содержания образования являются :
- знания;
- установление и выведение опытным путем способов деятельности;
- опыт творчества;
- эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности.
Процесс обучения — есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, в данном случае студентов, необходимый для воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. В целом, можно сказать, обучение - это переход человека от незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.
Содержание образования - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми обучаемые, в данном случае студенты, должны овладеть в учебно-творческом процессе, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития личности и передается ей в виде информации.
Составные части содержания образования:
Знание - это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные теоретические научные факты;
Умения - владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования;
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Теоретический раздел.
Основы теории живописи натюрморта и декоративной направленности:
1. Понятие о натюрморте, об академической живописи и живописи декоративной направленности, история развития живописи натюрморта, ее роль, место, межпредметное взаимодействие в учебно-творческом процессе, значение для будущей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства
2. Список материалов для организации занятий по живописи декоративной направленности, организация рабочего места, порядок работы, техника безопасности.
3. Техника и технология работы гуашевыми красками.
4. Этапы работы над натюрмортом в декоративной направленности.
В теоретическом разделе_студенты знакомятся с натюрмортом, с точки зрения академической живописи и живописи декоративной направленности узнают о разнообразии подходов и техник исполнения. Материал предоставляется развернуто, сопровождается показом значительного количества иллюстраций. Подробно раскрывается периодизация, история развития живописи натюрморта, основные исторические этапы, национальные школы, и авторы, оказавшие влияние на формирование и видоизменение этого живописного жанра изобразительного искусства. Выявляются современные тенденции развития этой темы. Важным аспектом для дальнейшего успешного формирования знаний, умений и навыков в живописи натюрморта декоративной направленности, развития творческого воображения у студентов, являются мотивационные установки. Они создаются в процессе осознания студентами, при помощи объяснений преподавателя, значения живописи натюрморта декоративной направленности и приобретенных знаний, умений и навыков в этом направлении для будущей профессиональной деятельности. Межпредметные связи играют важную роль в современном учебно-творческом процессе, они реализуются в применении знаний, умений и навыков в различных видах изобразительной деятельности: живописи, графике, декоративно прикладном искусстве. Возникает возможность заимствования теоретических положений как основных принципов для выполнения учебно-творческих заданий по другим дисциплинам. Следующей необходимой информацией для эффективного овладения живописью натюрморта декоративной направленности является список материалов для организации занятий по живописи декоративной направленности, организация рабочего места, порядок работы, техника безопасности.
Необходимо опираться на последовательные этапы работы над натюрмортом в декоративной направленности. Перед тем как приступить к конкретному процессу учебно-творческой деятельности студенты должны приобрести знания о практической технологии живописи выбранными средствами (желательно гуашевыми красками).
Раздел практических задач.
Содержание практической части обучения по курсу «Живопись натюрморта декоративной направленности» состоит из учебных заданий па разработку и живописную реализацию натюрмортов декоративной направленности. Начинается практическое обучение с освоение техники и технологии работы гуашевыми красками. Гуашь -самая удобная краска для обучения студентов, она быстро высыхает, позволяет относительно легко освоить живописные приемы и основы цветоведения, готовые работы занимают мало места. Гуашь - водорастворима, непрозрачна, не имеет запаха, создана на клеевой основе. При высыхании демонстрирует свои специфические характеристики: становится матовой, бархатистой, по-прежнему растворяется водой и, готова к необходимым исправлениям. Художественная гуашь имеет большую укрывистость, светостойкость, цветовую палитру, она создана на основе специальных светостойких пигментов и, соответственно предполагает долгую сохранность.
Разработка критериев уровня развития творческого воображения в работах студентов по живописи
Цель эксперимента: показать влияние изучения учебного курса «Живопись натюрморта декоративной направленности» на развитие творческого воображения студентов ХГФ.
Задачи данного эксперимента: выявить первоначальный уровень развитости творческого воображения студентов до проведения обучающего эксперимента, проследить и сравнить ход развития творческого воображения в учебно-творческом процессе в обычных условиях в контрольной группе и, в экспериментальной группе в процессе освоения учебного курса «Живопись натюрморта декоративной направленности».
В связи с недостаточной проработанностью проблемы творчества в целом, возникают трудности в разработке критериев, в выборе параметров оценки творческой деятельности и уровня развития творческих процессов, в том числе воображения. Я.А. Пономарев, например, отрицает существование надежных параметров оценки творческой деятельности. Р. Халманн считает, что имеются различные стороны понимания природы творческих процессов, они и являются базой для критериев оценки. Для этого автора творчество является способностью находить новые связи, склонностью к совершению и созиданию нового.
В целом, все подходы к разработке критериев оценки творчества, согласно Ю. Дери, И.М. Розетт, можно разделить на две группы. По мнению представителей первой группы, Е. Торренс, С. Тейлор и др., способность к творчеству, т.е. креативность - это творческий продукт, качество которого оценивается. Согласно представителям второй группы, Р. Арнхейм и др., креативность - это творческий процесс, свойства которого оцениваются. Для оценки уровня развития творческого воображения некоторые авторы применяют комплексные показатели развития творческих процессов. Например, Д. Шмуклер для детского творчества вводит факторную модель, с основными показателями «выразительное но воображение» и «социальная компетенция», на наш взгляд не достаточно четко сформулированными, субъективными. А.Я. Дудецкий предлагает оценивать особенности воображения по результатам решения задач. Он выделяет такие качества воображения, как сила (яркость образов), широта (их количество) и критичность (приближенность к действительности), которые также являются трудно оцениваемыми. Е.А. Лустина оценивает результаты творческих заданий по параметрам продуктивности и оригиналыюсти.Результаты их соотношения она разделила на три вида фантазирования: -равнозначное - оба показателя одинаковы; -содержательное- показатели оригинальности выше; -формальное — выше показатели продуктивности.
О.М. Дьяченко делит попытки исследователей оценить творческий продукт на три группы:
- продукт считается творческим, если он имеет социальную значимость и представляет особую ценность для общества;
- продукт оценивается по степени его новизны для самого субъекта;
- продукт оценивается независимо от его социальной или индивидуальной новизны по параметрам, позволяющим сравнивать его с продуктами индивидов одной группы.
О.М. Дьяченко, используя в своих исследованиях последнюю оценку,
указывает на три классических параметра, которые она считает наиболее адекватными для оценки творческих продуктов.
1. Флуеиция - количество правильных ответов, определяет продуктивность, направленность воображения.
2. Флексибилыюсть -количество различных категорий ответов, показывает вариативность ответов.
3. Оригинальность - оценка частоты встречаемого ответа, отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий.
О.М. Дьяченко в своих исследованиях применяла эти параметры для
оценки уровня развития творческих компонентов выполнения специальных заданий. В заданиях предполагались самые разнообразные варианты решения, что позволяло строить целостные образы воображения, исходя из отдельных свойств объекта. В этом случае, по ее мнению, представляется возможным определить уровень развития творческого воображения и оценить степень сформированное его основных механизмов. Для оценки уровня развития продуктивного воображения дошкольников в качестве основного показателя ею был взят коэффициент оригинальности (Кор.) со следующими параметрами: флуенция (количество соответствующих задаче ответов), флексибилыюсть (вариативность ответов у одного ребенка) и оригинальность (частота встречаемого ответа в группе детей).
В психологических концепциях, З.Фрейд, Э.Крис и К.Кюби, К.Хорни, К. Роджерс и др., развитие творческих процессов конкретно связывалось с особенностями развития личности. В целом, рассмотрение явления творчества в научных источниках, позволяет установить его всеобъемлющий характер, охватывающий все сферы развития личности,_взаимосвязи между личностными особенностями и творческими способностями субъекта. Исследователи занимались, во- первых, выявлением индивидуальных особенностей творческих личностей, установлением зависимостей между уровнем развития творческих процессов и личностными характеристиками ; во-вторых, выявлением качественных особенностей собственно творческих процессов в зависимости от свойств личности.
В исследованиях по психологии творчества известные концепции -Е.Торренса и Д. Гилфорда, рассматривают основные направления изучения творческих способностей, в частности, креативность, как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. Следует отметить, что как нет эквивалента понятию творческое воображение в английском языке, так нет и эквивалента понятию креативности в русском языке, это затрудняет процессы адекватного анализа и сравнения т.к. многие авторы исследователи используют именно английский. Е.Торренс считал креативность процессом проявления восприимчивости к проблемам, недостатку или противоречивости информации, концентрации на данных проблемах, поиску их решений путем выдвижения разнообразных гипотез и их перепроверки. Согласно его подходу, креативность - это естественный процесс, возникающий в результате потребности личности в освобождении от напряжения, появляющегося в ситуации неопределенности или незавершенности, т.е. проблемносте. Творческие способности Е..Торренс выделяет как реальные отличия между субъектами, креативная личность в проблемной ситуации может представить новое решение или выбрать оптимальное из предложенных. Е.Торренс исследовал взаимосвязь развития интеллектуальных и творческих способностей, креативности, сформулировал «теорию интеллектуального порога», согласно которой нет креативных личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Е.Торренс выделяет такие параметры креативности:
-беглость (многообразные идеи);
-оригинальность (необычные или редкие ответы);
- гибкость (количество переключений с одного класса объектов на другой);
- точность (тщательность разработки деталей );
Беглость - главный параметр творческого процесса, связанный с творческим воображением и дивергентным мышлением, т.к. охватывает многообразие идей вширь, при этом важна также легкость и быстрота процесса создания образов.