Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Сухарев Андрей Иванович

Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета)
<
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухарев Андрей Иванович. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 1999 187 c. РГБ ОД, 61:00-13/432-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.1. Некоторые психологические закономерности визуального восприятия предметного мира 19

1.2. Особенности визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности 38

Глава II. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ 54

2.1. Основные критерии оценки учебных работ студентов начальных курсов, выявляющие уровень развития композиционно-пространственного восприятия 57

2.2. Характерные особенности рисунков студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент) 65

2.3. Педагогические особенности формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов 89

Глава III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ

3.1. Теория изобразительной грамоты как установка для формирования композиционно-пространственного восприятия студентов первых курсов 96

3.2. Учебные постановки как условие формирования композиционно-пространственного восприятия студентов 99

3.3. Динамика формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов начальных курсов 108

Заключение 134

Список литературы 140

Приложение 157

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Учитель изобразительного искусства в школе должен обладать высокой профессиональной подготовкой, позволяющей развивать у детей эстетический вкус, образное восприятие, воображение, активизировать творческую деятельность и вместе с тем формировать практические умения рисования, достаточные для воплощения замысла. Основа подготовки такого специалиста закладывается на первых курсах, поэтому необходим дальнейший поиск но-вьгх форм и методов организации учебного процесса в создании такой системы обучения, которая давала бы эффективные результаты в теоретической, методической и практической подготовке художников-педагогов. Академические занятия по рисунку являются важным звеном в подготовке высококвалифицированного учителя изобразительного искусства. Постоянное совершенствование системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах является актуальной педагогической задачей.

Ведущее место в процессе обучения академическому рисунку на практических занятиях отводится рисованию с натуры. ЕВ. Шорохов отмечает: «В работе с натуры, очевидно, больше будет непосредственного наблюдения, изучения натуры в процессе ее восприятия и изображения. Здесь художник имеет возможность глубже изучать свойства и сущность наблюдаемых изображаемых предметов и явлений».1 Основой рисования с натуры является визуальное восприятие, которое формируется и развивается в этом процессе и приобретает черты, характерные для данного вида деятельности человека. В изобразительной деятельности формирование композиционно-пространственного восприятия является 1 Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студенов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Просвещение, 1986. - С. 66. одной из основных задач учебного рисунка на начальном этапе обучения.

Чтобы овладеть основами построения композиционно-пространственного рисунка, студенту необходимо усвоить систему специальных знаний по композиции, перспективе, теории теней, знать психофизиологические особенности зрительного восприятия. Все эти аспек-ты требуют углубленного и систематического изучения на практических занятиях по рисунку.

Фундамент подготовки квалифицированного специалиста закладывается на первых курсах. Необходимость поиска новых форм, методов, технологий подготовки учителя изобразительного искусства, оптимизации учебного процесса именно на начальной стадии обучения обусловливает наиболее эффективные результаты в области теоретической, методической и практической подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Цели, задачи, методы, приемы обучения рисунку имеют богатую историю. Начиная с Возрождения, рисунок стал рассматриваться как серьезная научная дисциплина. Впервые художники изучали законы природы, перспективы, оптики, анатомическое строение тела человека. Например, Ч. Ченнини в «Трактате о живописи» пишет: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке».1 Для рисования с натуры необходимо научиться видеть и анализировать ее с позиций изобразительной деятельности. 1 Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож,-граф. фак, пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев идр.-М.: Просвещение, 1989. - С. 6. - б -

Рисование рассматривается как серьезная научная дисциплина, обладающая точными и доступными для изучения законами и правилами. Вместе с тем система обучения рисунку требовала дальнейшего развития и научного обоснования.

Научно обоснованная система преподавания академического рисунка стала формироваться в практике работы школ Просперо Фонтаны, Кальварта, в Академии рисунка во Флоренции, Академии св. Луки в Риме, в Академии братьев Карраччи (XVI - XVTI вв.). Большой вклад в раз-витие методики преподавания академическому рисунку внесла Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.).1

Академическая система преподавания рисунка прошла долгий путь развития. В XIX веке рисунок в академической системе художественного образования рассматривается как самостоятельный учебный предмет, имеющий свою теорию, методику обучения. Основой обучения рисунку становится рисование с натуры как основной метод обучения. Главными задачами были: изучение законов академического рисунка, композиции, пластической анатомии человека, перспективы, теории теней, развитие практических умений рисования.

Русские художники-педагоги: А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, АХ. Венецианов, К.ГТ. Брюллов, ВТ. Перов, А.К. Саврасов, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.Е. Савицкий, Д.Н. Кардовский и др. считали рисование с натуры главной учебной дисциплиной и разработали академические методы обучения.2 Отечественная академическая система преподавания рисунка с натуры значительно обогатила методические 1 Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентовхудож.-граф. фак. пед. ин-тов.-2-е изд., доп. иперераб. — М.: Просвещение, 1980.-239 с. 2 Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. - 2-е изд.. доп. -М.: Просвещение, 1991.-416 с. достижения европейской художественной педагогически. Еще в XIX веке ведущие российские художники-педагоги отмечали большое значение качеств визуального восприятия в изобразительной деятельности. Развитие визуального восприятия и навыков передачи объемной формы на плоскости Д.Н. Кардовский считает главной задачей преподавания рисунка. Он утверждает: «В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при изучении рисунка. Все другие задачи построения рисунка, как, например, пропорции, характер и т.п., должны быть изучаемы, но эти задачи в начале обучения имеют второстепенное значение».1 Большое значение в академической системе преподавания рисунка отводилось изучению теоретических вопросов изобразительного искусства, и, главное, умению применять эти знания на практике. Например, П.П. Чистяков отмечает: «Знать анатомию и перспективу еще не очень много значит. Надо знать их и, умея смотреть на натуру, ловко и вовремя применять на практике, к делу - знать и уметь! Этому можно научиться...»2

Проблемы формирования визуального восприятия и изображения трехмерного пространства на плоскости, изучение законов изобразительной грамоты и практического их применения рассматривались и в XX веке. Пути их решения искали А.А. Дейнека, Н.Э. Грабарь, Б.В. Ио-гансон, Е.А. Кибрик, К.С. Петрова-Водкин, В.А. Фаворский и др. Например, В А. Фаворский проблему изображения трехмерного пространства на плоскости видит как первоочередную: «Что такое уметь передавать пространство в искусстве? Пространство, несомненно, является 1 Кардовский Д.Н. Об искусстве. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, I960, -с. 257, 2 Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. -С.24. главным объектом живописи, и острое чувство его как будто необходимо, острое чувство, обнимающее всю его трехмерность, как можно сильней воспринимающее его расстояния, объемы - словом, круглоту».1

Психологические исследования изобразительной деятельности Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, К.И. Вересовской, Н.Н. Волкова, Л.С.Выготский, Э.Н. Гребникова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, E.R Игнатьева, В.И. Киреенко, B.C. Кузина и др. являются продолжением решения проблемы формирования композиционно-пространственного восприятия. Так, Н.Н. Волков визуальное восприятие при рисовании ставит на первое место: «Осмысленность рисования идет не от представления, а от восприятия».2

Для исследования большое значение имеет и то, что восприятие пространства - это развивающийся процесс. B.C. Кузин отмечает: «Восприятие пространства не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни».3 Следовательно, на занятиях по рисунку возможно целенаправленно формировать у студентов композиционно-пространственное восприятие объекта рисования.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в научных работах Г.В. Беды, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахновой, А.И. Иконникова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и др., рассматривающих некоторые вопросы теории изобразительной грамоты и визуального восприятия в изобразительной деятельности студентов художественно-графических факультетов. Данные исследования дают достаточно четкие ориентиры для постановки этой проблемы в ряд первоочеред-

ФаворскийВ.А„ Литературно-теоретическое наследие. -М.: Советский художник, 1988. -С. 57. 2 Волков КН. Восприятие предмета ирисунка. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - С. 18. 3 Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - С. 142. ных. Например, В.К. Лебедка, исследуя развитие пространственных представлений студентов, отмечает: «Восприятие, как целенаправленный и особым образом организованный процесс, способствует успешному овладению различными видами рисунка, а для рисования с натуры, особенно начинающему, важно обладать «анализирующим» восприятием. Ведь в искусстве одного «надо знать» - недостаточно. Надо уметь «художественно видеть».1

В настоящее время практически нет научных трудов по теории и методике преподавания изобразительного искусства, где бы ни отмечалась необходимость основательных разработок проблемы формирования и развития визуального восприятия. Отдельные вопросы по данной проблеме затрагивались в диссертационных исследованиях В.В. Боос, Е.П. Зальцман, Н.С. Ищук, В.П. Климовича, НА. Короткова, A.M. Кру-пенникова, Е.Ф. Кузнецова, Н.П. Меньшикова, Н.Г. Назаровой, Л.А. Па-новой, Д.П. Псурцева и др. Вместе с тем, специальных исследований по проблеме формирования композиционно-пространственного восприятия в процессе обучения рисунку на первом - втором курсах художественно-графического факультета не проводилось.

Исследования в области физиологии зрения (И.П. Сеченов, Г. Хар-тридж, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус), психологии зрительного восприятия и изобразительных способностей (Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г. Грегори, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе и др.) дают общетеоретическую базу в'разработке данной проблемы.

В системе отечественной художественной педагогики академический рисунок с натуры рассматривают как процесс познания, активного

Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Дис. ... доктора пед. наук. - М.: 1994. - С. 23. изучения окружающего мира и как процесс создания художественного графического произведения. Например, Н.Н. Ростовцев, анализируя рисование как динамичный процесс, отмечает: «Во время рисования человек воспринимает, познает, изучает реальную действительность и в то же время дает художественный образ этой действительности в виде рисунка».1 В этом контексте особенно отчетливо просматривается проблема композиционно-пространственной организации плоскости листа, что и предполагает изобразительную и выразительную трактовку пространственной среды, объемных форм, учета пропорции и конструкции каждого предмета. Решение этой проблемы зависит в первую очередь от уровня сформированности и развития композиционно-пространственного восприятия рисовальщика.

Изучение специальной психологической, педагогической и методической литературы показывает, что отдельные вопросы, связанные с решением проблемы формирования и развития визуального восприятия в изобразительной деятельности, давно привлекают внимание художников-практиков, ученых, методистов (Н.Н. Волков, Е,И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Кардовский, B.C. Кузин, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, Е.В. Шорохов и др.)- В этих исследованиях подчеркивается важность решения проблемы формирования композиционно-пространственного восприятия у обучаемых в процессе рисования, но конкретные пути ее решения не предлагаются.

Система методов формирования композиционно- пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку позволит обеспечить дальнейшее повышение профессиональной подго-

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е шд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984. - С. 19. - 11 -товки учителя изобразительного искусства, поэтому заслуживает самостоятельного исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка научно-обоснованных методов, способствующих эффективному решению проблемы формирования у студентов композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку.

Объект исследования - процесс обучения студентов академическому рисунку в системе художественно-педагогического образования (первый - второй курсы).

Предметом исследования являются методы совершенствования система обучения рисунку, способствующие формированию у студентов (первый - второй курсы) композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку.

Анализ научной литературы по философии, психологии, физиологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, истории искусств, а также осмысление опыта преподавания рисунка на художественно-графических факультетах позволили сформулировать гипотезу исследования. Если на академических занятиях по рисунку целенаправленно и последовательно формировать у студентов первых курсов композиционно-пространственное восприятие на основе научно разработанной методической системы, то уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства повышается в значительной степени, так как: - формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов приведет к более глубокому анализу объективного мира как источника информации и эстетических впечатлений; - формирование композиционно-пространственного восприятия помогает в освоении и применении на практике теории изобразительной грамоты, которая является установкой для формирования этого восприятия; - формирование композиционно-пространственного восприятия у сту дентов способствует развитию практических умений и навыков рисова ния с натуры.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования: выявление особенностей визуального восприятия объемных предметов и пространства с целью их изображения графическими средствами; определение психолого-педагогических основ формирования композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку; определение понятия «композиционно-пространственное восприятие»; обоснование значения теории изобразительной грамоты как установки для формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов; определение критериев оценки учебных рисунков, выявляющих уровень развития композиционно-пространственного восприятия студентов; разработка системы обучения и методических рекомендаций, направляющих и интенсифшщрующих формирование композиционно-пространственного восприятия модели и изображения на плоскости листа в процессе обучения рисунку.

Методологической основой исследования являются основополагающие законы и принципы философии (закон единства и борьбы противоположностей), психологии (теория развивающего обучения; концепция поэтапного формирования умственных действий), физиологии, - ІЗ - педагогики (субъект - объектности и объект - субъектности педагогических отношений; концепция единой, многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации учебно-воспитательного процесса). Методы исследования: анализ результатов и данных исследований по философии, эстетике, психологии, педагогике, а также теории и методике обучения изобразительному искусству; анализ программ по рисунку, композиции, перспективы на художественно-графических факультетах; анализ и обобщение практического опыта обучения рисунку; анкетирование, опрос, беседы со студентами, педагогические наблюдения за их деятельностью на практических занятиях по рисунку; педагогический эксперимент; анализ учебно-творческих работ студентов; количественный и качественный анализ полученного экспериментального материала.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе (1991-1996 гг.) решались следующие задачи: теоретическое изучение проблемы исследования; определение целей и задач опытно-экспериментальной работы. определение исходных позиций исследования, его предмета, задач, рабочей гипотезы и методов экспериментальной работы; определение основных закономерностей процесса формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов; разработка системы обучения академическому рисунку, определение основных положений для проведения формирующего этапа эксперимента; проверка гипотезы исследования на занятиях по рисунку со студентами 1-2 курсов факультета изобразительного искусства Омского государственного педагогического университета; разработка экспериментальной программы и методических рекомендаций по организации и проведению академических занятий по рисунку.

На втором этапе (1996-1999 гг.) решались задачи: - проведение формирующего эксперимента со студентами 1-2 курсов фа- культета изобразительного искусства Омского государственного педаго гического университета; - систематизация полученных результатов, а также проверка отдельных положений и выводов, методических рекомендаций, разработанных в процессе исследования; -уточнение теоретических основ формирования композиционно-пространственного восприятия студентов на академических занятиях по рисунку; - внедрение материалов диссертационного исследования в практику рабо ты кафедры рисунка Омского государственного педагогического универ ситета.

На защиту выносятся следующие положения:

Научно-теоретическое обоснование специфики визуального восприятия в изобразительной деятельности.

Результаты исследования условий формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов.

Качественный анализ результатов изобразительной деятельности студентов на академических занятиях по рисунку и выявление зависимости этого процесса от степени развития композиционно-пространственного восприятия.

4. Научно обоснованная методика проведения академических занятий по рисунку, ориентированная на формирование композиционно-пространственного восприятия, охватывающая первый - второй курсы и включающая, наряду с изучением теории изобразительной грамоты, работу с различными изобразительными материалами.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проведен научный анализ психологических исследований по проблеме с позиций формирования композиционно-пространственного восприятия и на его основе сформулированы специфические особенности вое-приятия в изобразительной деятельности, дано определение композиционно-пространственного восприятия и разработаны критерии оценки учебных рисунков студентов, определяющие уровень развития композиционно-пространственного восприятия; разработана методическая система преподавания рисунка, направленная на формирование композиционно-пространственного восприятия у обучаемых; теория изобразительной грамоты рассмотрена как установка для формирования композиционно-пространственного восприятия предметов, предложены методы и приемы ее последовательного изучения на практических занятиях по рисунку; содержание учебного рисунка с натуры в вузе проанализировано с точки зрения композиционно-пространственного изображения, учитывающего содержательную направленность его выразительных и изобразительных средств; разработаны основные критерии оценки уровня сформированности композиционно-пространственного восприятия студентов первых курсов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: теоретически обоснована и практически подтверждена система формирования у студентов начальных курсов композиционно-пространственного восприятия, позволяющая повысить уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства; разработанная методика проведения академических занятий и самостоятельной работы по рисунку и система краткосрочных упражнений направлены на эффективное формирование композиционно-пространственного восприятия, что позволяет значительно активизировать учебно-творческую деятельность студентов младших курсов; материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по рисунку в педагогических учебных заведениях.

Достоверность исследования обеспечивается научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства; научно обоснованными критериями оценки учебных рисунков студентов; опытно-экспериментальной проверкой основных положении диссертационного исследования в практической работе со студентами начальных курсов художественно-графического факультета.

Апробация исследования и внедрение результатов. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой на заседаниях кафедр живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на первой областной научно-практической конференции "Научно-методические вопросы использования технических средств обучения в различных типах об- разовательных учреждений" (ноябрь 1994, г. Омск), на областной научно-практической конференции "Инновационные процессы в образовательных учреждениях" (декабрь 1994, г. Омск), научно-практической конференции "Проблемы художественного образования и просвещения" (март 1996, г. Омск), Всероссийской научно-практической конференции художественно-графических факультетов (ноябрь 1996, г. Магнитогорск).

Апробация результатов проходила в Омском государственном педагогическом университете в работе со студентами 1-2 курсов факультета изобразительного искусства, а также на кафедре художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования в процессе чтения лекций и проведения практических занятий по рисунку для учителей изобразительного искусства сред- них общеобразовательных школ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение составляют: экспериментальная программа по рисунку (1-2 курсы), включающая академические задания и систему краткосрочных упражнений, копии рисунков студентов, выполненных различными графическими материалами.

В первой главе «Психолого-физиологические механизмы визуального восприятия» рассматриваются различные направления исследования восприятия человека, закономерности и особенности визуального восприятия в изобразительной деятельности. Показана необходимость формирования и развития визуального восприятия в процессе обучения рисунку на первых курсах художественно-графического факультета.

Во второй главе «Научно-педагогические основы формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов начальных курсов на академических занятиях по рисунку» на основе констатирую- щего этапа исследования разрабатываются основные критерии оценки учебных работ студентов начальных курсов; определяются характерные особенности рисунков студентов начальных курсов; предлагаются методы обучения, направленные на формирование композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку.

Третья глава «Научно-методические основы организации учебного процесса на академических занятиях по рисунку» посвящена разработке методической системы организации академических и самостоятельных занятий по рисунку, направленной на формирование и развитие композиционно-пространственного восприятия студентов; рассматривается динамика формирования композиционно-пространственного восприятия на начальных курсах обучения рисунку.

В заключении работы формулируются выводы, в которых подчеркивается значение формирования и развития композиционно-пространственного восприятия в процессе обучения академическому рисунку с натуры на первых курсах для подготовки высокопрофессиональ-ных учителей изобразительного искусства.

Список литературы включает в себя 195 источника.

Приложение включает 64 копий учебных рисунков, зарисовок и набросков студентов первого и второго курсов.

Некоторые психологические закономерности визуального восприятия предметного мира

В основе изобразительной деятельности лежит визуальное восприятие предметов для изображения. Важное место в процессе рисования с натуры отводится композиционно-пространственному восприятию объектов изображения и умению изображать объемные трехмерные предметы на двухмерной плоскости листа. B.C. Кузин подчеркивает, что «...успех познания действительности в процессе изобразительной деятельности обусловливается сознательной деятельностью художника, целенаправленной на раскрытие окружающего мира и отражения его в художественных произведениях, что, в свою очередь, требует знания общих закономерностей процесса восприятия и использование их в изобразительной деятельности».1

Изучение различных аспектов процесса восприятия является важной проблемой психологической науки. Для современной психологии очевидно, что высшие формы психических процессов, в том числе и восприятие для изображения, выводится из одного корня - предметного практического действия.

В настоящее время разработано достаточно много кощегщий, подходов, взглядов на восприятие, базирующихся на различных парадигмах. Даны десятки определений понятия «восприятие». Оно рассматривается как образование геиггалъта1 и как функция анализатора2, как процесс и результат построения образа, как основная способность3 и как разновидность деятельности4, как непосредственное впечатление5 и как переработка информации6 и т.д. Такое разнообразие определений восприятия говорит, по крайней мере, о двух обстоятельствах: первое - о многоплановости данного психического явления, второе - о многообразии концептуальных подходов к изучению данного процесса. Несмотря на это, специалисты сходятся в главном - в указании области основных фактических данных и в содержании центральных проблем психологии восприятия. К таким областям относятся: перцептивная константность, пространственно-временные иллюзии, наглядно чувственная данность пространства, времени, движения, цвета окружающей объективной действительности. Поэтому очевидно, что психология восприятия направлена на изучение принципов, закономерностей и свойств чувственного отражения материальной действительности человеком в процессе его непосредственного взаимодействия с окружающим объективным миром.

Определение восприятия, данное рядом психологов, достаточно полно отражает его содержание. «Восприятие представляет собой непосредственно-чувственное отражение действительности. Это активный рефлекторный процесс, определяющийся задачами и целями деятельности субъекта».

По данным психологии, восприятие является наглядно-образным отражением действующих в данный промежуток времени предметов и явлений в совокупности их различных свойств. Восприятие дает не отдельные свойства объектов внешней среды, а более или менее сложный образ предмета в целом. Другими словами, восприятие представляет собой отражение предметов и явлений объективного мира в комплексе их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств.

В восприятии, как и в любой другой деятельности человека, в большей или меньшей степени проявляется его внутреннее состояние, прошлый опыт, направленность, потребности и интересы, стремления. Значение этого положения велико в изобразительной деятельности. B.C. Кузин, исследуя психологические особенности изобразительной деятельности, выделяет значение этих факторов в работе художника: «В изобразительной деятельности особое значение приобретает апперцепция восприятия, которая определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения человека к действительности на восприятие, ставя ее в зависимости от указанных факторов».1 Данный вывод убедительно подтверждает наблюдения за студентами первого курса на практических занятиях по рисунку, В ходе выполнения первого задания наглядно прослеживается уровень довузовской подготовки студентов, на-правленность и особенность этой подготовки.

Основные критерии оценки учебных работ студентов начальных курсов, выявляющие уровень развития композиционно-пространственного восприятия

В целостной педагогической системе, также и в процессе обучения рисунку можно выделить основные компоненты:

- цель и задачи обучения;

- выполнение определенных учебно-методических действий, направленных на достижение этой цели;

- анализ, оценка результата работы;

- планирование;

- корректирование дальнейших действий.1

В реалистическом рисовании с натуры точному определению и измерению, как правило, поддаются видимые категории учебного рисунка

- пропорциональные и тоновые отношения, взаиморасположение пред метов в пространстве и т.п. В этом случае рисунок представляет собой сочетание конкретных изобразительных действий. Например, определе ние пропорций предметов, тона и конструкции модели, взаимоотноше ния и взаиморасположение предметов в учебном натюрморте, светотене вая моделировка объема и т.д. Это необходимые и важные элементы ри сунка, но не рисунок как искусство, в котором убедительных ответов на один вопрос может оказаться несколько. Эти ответы в большей или в меньшей степени могут отличаться друг от друга в зависимости от инди видуальных задач, замысла и установки.

Если формально подойти к анализу и оценке учебных рисунков, то техническая часть создания изображения на плоскости листа поддается оцениванию достаточно объективно. Например, в начале работы над заданием задаются четкие критерии, которым должен отвечать законченный учебный рисунок. Критерии эти могут быть нормативными: задаются определенный тип композиции, размер листа, тоновое решение и т.д. И именно с этих позиций анализируются и оцениваются законченные студенческие работы. Но простое объяснение приемов работы, перечисление определенных критериев, как это часто бывает на практике, недостаточно эффективно развивает творческие способности студентов. Более того, в самой природе творчества заложен принцип расширения границ заданных критериев.

Критерии, определяющие эстетическую сторону учебньгх рисунков, определенным образом включают в себя некоторые категории искусства. Однако их применение в оценке качества учебного рисунка ставит вопрос о том, в какой мере и в каком объеме они могут присутствовать в подобных суждениях и можно ли руководствоваться только ими, определяя ценность учебного рисунка.

Существуют апробированные приемы и способы, определенные правила изображения в рамках изобразительных систем, признанных академическим искусством. Уровень владения ими можно оценить, но уже в эту оценку проникает приблизительность и субъективизм, который обусловливается личностью педагога-художника.

Цель и задачи процесса обучения рисунку определяют направленность в деятельности студентов, а также критерии оценки. На начальном этапе обучения рисунку мы определили следующие учебно-методические и развивающие задачи:

формирование и развитие композиционно-пространственного восприятия у студентов; изучение теории изобразительной грамоты и применение этих знаний в практической работе;

развитие умений и навыков композиционно-пространственной организации плоскости изображения;

изучение свойств различных графических материалов и формирование профессиональных умений работы с ними.

Приоритет учебных задач над творческими на академических занятиях первого и второго курсов не означает их отрицание. Творчество на занятиях по рисунку на первых курсах мы понимаем в более узком смысле слова: как самостоятельное решение конкретной учебной задачи, посильной для данного студента. В этом случае сам процесс изображения в плане творчества будет ценным.

Критерии, если они поняты и приняты студентами, позволяют им достаточно объективно оценивать ход выполнения своей работы, способствуют успешному формированию необходимых умений и навыков в изобразительной деятельности (принцип осознанности). Е.С. Заир-Бек отмечает: «Способность к анализу и оценке одна из основных характеристик мышления человека. Разрабатывая проблему личностного развития в деятельности, отечественные и зарубежные исследователи рассматривали способность к анализу как необходимое условие успешности в различных видах деятельности и одну из характеристик интеллектуального развития».

Теория изобразительной грамоты как установка для формирования композиционно-пространственного восприятия студентов первых курсов

Характерные ошибки в рисунках студентов в первую очередь зависят от ошибок восприятия1, а также от степени осознанности теоретических знаний и неумении применять эти знания в практической работе, а затем - от уровня развития практических умений и навьжов рисования. В констатирующем этапе эксперимента мы выделили следующие недостатки в практической работе студентов на занятиях по рисунку: неумение сопоставлять восприятие трехмерного пространства и восприятие изображения на плоскости листа, недостаточное развитие способности к абстрагированию от предметности восприятия и быстрому психическому переключению (предмет - рисунок); невысокий уровень развития практических умений и навьжов в изобразительной деятельности; неумение видеть логику в процессе построения изображения на плоскости; плохое знание особенностей графических материалов.

У большей части студентов отсутствует осознанное представление о композиционно-пространственной организации рисунка, хотя можно говорить об интуитивно-образном представлении. Качество вьшолнения своих работ студентами первого курса определяется по принципу: "нравится - не нравится". Только около 30% студентов отметили необходимость знания теории изобразительного искусства в практической работе при рисовании с натуры. Поэтому особое внимание в нашем исследовании было уделено методам теоретической подготовки студентов. Знание теории изобразительной грамоты является установкой для формирования композиционно-пространственного восприятия и изучения натуры для последующего изображения.

Основу научно-теоретических знаний изобразительной грамоты по рисунку составляют: теория композиции, перспективы, светотени, пластической анатомии, технология графических материалов и другие (М.В. Алпатов, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Б.В. Раушенбах, Н.Н. Ростовцев, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов и др.)1.

Теоретические знания студента в области изобразительного искусства являются установкой, направленной на формирование и развитие композиционно-пространственного восприятия, которое формируется и развивается в процессе изобразительной деятельности. Теоретический материал, который дается в лекционном курсе, будет эффективным, если он закрепляется в практической работе. Задача преподавателя - установить время и место сообщения теоретического материала, а также его объем. Педагогическая практика показывает, что наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения рисунку, дает поэтапное изучение теоретических законов изобразительной грамоты на практических занятиях, которые предопределяют строгую закономерность в процессе формирования композиционно-пространственного восприятия и изобра-жения модели (теория формирования поэтапных действий).

Поэтапное изучение теории изобразительной грамоты является установкой на соответствующее восприятие объективного пространства постановки и активизирует изобразительную деятельность студентов, направленную на композиционно-пространственную организацию плоскости листа, поддерживает высокую активность визуального восприятия на протяжении всего процесса рисования. Поэтому на каждом практическом занятии целесообразно разбирать теоретические вопросы, подкреплять их соответствующими краткосрочными упражнениями. Например, в течение первого академического задания «Объемно-пространственный натюрморт из геометрических тел» (См. приложение) поочередно рассматриваются следующие теоретические вопросы изобразительной грамоты: формат и его значение для композиционно-пространственной организации плоскости изображения; линейное построение формы предметов с учетом законов перспективы; изобразительные средства рисунка (линия, пятно, штрих), передача материальности предметов; композиционно-пространственный и конструктивный анализ структуры натюрморта и закономерностей освещения.

Эти теоретические вопросы являются установкой для восприятия определенных свойств натуры и самого изображения на соответствующем этапе рисования. Краткосрочные упражнения в ходе академического занятия показывают значение теории изобразительной грамоты в практической работе, позволяют осмыслить полученные теоретические знания и целенаправленно их использовать, дают дополнительные возможности в развитии композиционно-пространственного восприятия изображения и предметов учебного натюрморта студентами.

Основными задачами педагога на практических занятиях по рисунку, особенно на первых курсах, являются; показать важность теоретических знаний для формирования композиционно-пространственного восприятия натуры в практической работе по рисунку; научить студентов самостоятельно, сознательно, активно осваивать эти знания и применять их в практической работе по рисунку.

Похожие диссертации на Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета)