Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты гармоничного восприятия
1.1. Особенности формирования способности цветовосприятия 11
1.2. Гармоничное восприятие и условия формирования эстетического начала 37
1.3. Критерии оценки гармоничного восприятия 55
Глава 2 Развитие гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению
2.1. Типичные ошибки в учебных работах студентов начальных курсов. Констатирующий этап эксперимента 63
2.2. Теоретическое обоснование методики формирования гармоничного восприятия 79
2.3. Методика формирования гармоничного восприятия у студентов начальных курсов на занятиях по цветоведению (формирующий этап эксперимента) 94
2.4. Результаты исследования и их обсуждение 112
Заключение
Литература
Приложение
- Особенности формирования способности цветовосприятия
- Критерии оценки гармоничного восприятия
- Типичные ошибки в учебных работах студентов начальных курсов. Констатирующий этап эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Перед современной высшей школой стоят первостепенные задачи подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески активных специалистов готовых к самостоятельной творческой работе. Формирование специалиста как творческой личности, возможно только посредством гармоничного развития его потенциальных способностей. Очевидно, что в целях совершенствования содержания высшего образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей архитектурно-дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Общие принципы процесса восприятия как сложного психофизиологического комплекса ощущений, впечатлений, образов остаются неизменными. И лишь одной из составляющей этого комплекса является восприятие цвета.
Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах. Это указывает на практическую значимость исследуемой проблематики, которая динамично возрастает с появлением новых средств его воспроизведения и новых способов использования.
Формирование гармоничной личности будущего специалиста в процессе обучения цветоведению имеет неограниченные возможности и требует специального исследования. Проблема эта обусловливается рядом специфических особенностей, исходящих из дисциплин, формирующих комплекс художественно-эстетических умений и навыков, а также определяется условиями профессиональной подготовки.
В настоящее время изучение цвета в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая
базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, физиологические процессы и психологические проблемы восприятия цвета и его воздействия на психику человека, и колористика, изучающая теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопросов формирования такого восприятия на занятиях по цветоведению у начинающих архитекторов и дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области.
Общетеоретические положения о проблемах эстетической ценности архитектурно-дизайнерского творчества разработаны в исследованиях М. Бархина, Р. Гропиуса, А. Гутнова, А. Иконникова, И. Иттена, К. Кантора, С. Хан-Магомедова и др. Кроме того, проблемы воздействия цвета и его зрительного восприятия рассматривались многими авторами, среди которых С.С. Алексеев, Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, И.-В. Гете, А. В. Ефимов, М. Дерибере, Р.Л. Грегори, А.С. Зайцев, В.В. Кандинский, М. Матюшин, Л.Н. Миронова, Е.Б. Рабкин, Б.М. Теплов, Г. Фрилинг, Г. Цойгнер и др.
Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследовались в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов Б,Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Н.Н. Волкова, Г. Гельмгольца, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.И. Киреенко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и др.
Методические вопросы цветовоспроизведения рассматривались выдающимися художниками-педагогами Л. да Винчи, А.С. Зайцевым, А.А. Ивановым, П.В. Иогансоном, К.А. Коровиным, Н.П. Крымовым, К. Малевичем, К. Моне, Б.М. Неменским, Д. Рейнольдсом, П. Сезанном, А.А. Унковским, У. Хогартом, П.П. Чистяковым и др.
Отдельные положения о колористической культуре необходимой для архитектурной и художественно-дизайнерской практики рассматривались в трудах И.А. Азизян, Я.П. Виноградова, В. Гропиуса, А.В.Ефимова, Й. Иттена,
JLH. Мироновой, E.G. Пономаревой, а также в некоторых диссертационных исследованиях: Ж.С Кенесарипой, А.В. Новиковой, О.Н. Семенюк и др.
В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности. Между тем вопросам формирования гармоничного восприятия цвета в архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовке не уделялось должного внимания. Отсюда вытекает необходимость процесса поиска новых путей обучения цвету с учетом современных достижений науки. Важность решения данных проблем обусловливается еще и тем, что многие вьшускники архитектурно-дизайнерских факультетов не достаточно владеют умениями и навыками использования цвета в своем творчестве.
Существующие недостатки в системе профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовки позволили нам выделить ряд следующих противоречий:
- между возрастающей потребностью общества в профессиональном
образовании и недостаточной теоретической и методологической
разработанностью системы художественной подготовки по цветоведению на
архитектурно-дизайнерских факультетах высших учебных заведений;
- между общностью процессов формирования способностей гармоничного
цветовосприятия и недостаточной разработанностью общих принципов и
моделей такого типа;
- между традиционным содержанием современного архитектурного
образования и требованиями, предъявляемыми к личности и
профессиональному уровню архитектора и дизайнера, включая недостаточность
владения студентами умениями и навыками использования цвета в проектах,
что нередко снижаег интерес к творческому самосовершенствованию.
Поэтому исследование возможностей формирования гармоничного восприятия на начальных этапах профессиональной подготовки студентов, систематизация учебного процесса но цветоведению с учетом специфики
ь подготовки дизайнеров позволит найти наиболее оптимальное решение задач,
поставленных настоящим исследованием.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий позволила сформулировать основную проблему, состоящую в разработке теории и методики формирования способностей гармоничного дветовосприятия на занятиях по цветоведению на архитекгурно-дизайнерских факультетах университетов и этим определить актуальность исследования.
Цель настоящего исследования заключается в разработке проблемы формирования гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерских факультетов, а также в раскрытии взаимосвязи цветовосприятия и процесса развития творчески активной личности в условиях учебной деятельности.
Объектом диссертационного исследования является процесс формирования у студентов гармоничного восприятия в сисгеме архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки на занятиях по цветоведению.
Предмет исследования; содержание, форма и методы обучения цветоведению, направленные на формирование у студентов гармоничного восприятия архитектурно-дизайнерского направления.
Гипотезой исследования являются предположения о том, что формирование гармоничного цветового восприятия студентов на занятиях по цветоведению будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
на занятиях но цветоведению целенаправленно и методически последовательно формировать восприятие студентов посредством выявления художественно-эстетических качеств цвета;
в процессе организации практической работы создавать условия овладения профессиональными навыками и специальными умениями;
в процессе колористической подготовки эффективно развивать образное мышление;
разработать дидактические установки подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, нацеленных на гармоничное воспитание личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования.
Дать определение понятию «гармоничное восприятие» в системе
колористической подготовки будущих архитекторов и дизайнеров.
2. Разработать и научно обосновать содержание и эффективные формы и
методы обучения цветоведению как важного средства формирования
гармоничного восприятия студентов.
3. Выявить и обосновать критерии оценки способности гармоничного цветового восприятия, разработать показатели, характеризующие уровень этих способностей у студентов начальных курсов,
4. Экспериментально апробировать эффективность разработанных упражнений и методов, служащих условиями формирования гармоничного восприятия в системе архитектурно-дизайнерской подготовки.
Общую методологию исследования составили основополагающие концепции в области:
- психологии о проблемах способностей личности, о взаимосвязи его
зрительных восприятий и индивидуально-психологических возможностей в
процессе обучения, а также о специфике цветовосприятия;
- педагогики по вопросам художественного и архитектурного образования
в области цветодидактики, раскрывающие специфические особенности
восприятия цвета и его воспроизведения.
- исследования психологии и педагогики по проблемам творческих
способностей, концептуальные положения о специфике цветовосприятия;
психологические исследования о взаимосвязи зрительных восприятий и индивидуально-психологических возможностей личности в процессе обучения;
положения цветодидактики, раскрывающие специфические особенности цветовосприятия.
Методы исследования: для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован комплекс следующих методов;
анализ психологической, педагогической, методической литературы но проблеме исследования;
анализ теории и методики обучения цветоведению в вузах архитектурно-дизайнерского отделения факультета в процессе профессиональной подготовки, методических разработок и пособий для преподавателей и студентов;
- психолого-педагогический эксперимент: наблюдение, анкетирование,
тестирование, беседы;
анализ практических работ;
обобщение передової о педагогического опыта. Положения, выносимые на защиту:
Обоснование методики освоения основ цветоведения, направленной на формирование гармоничного цветовое приятия на занятиях по цветоведению на начальных курсах высших учебных заведений архитектурно-дизайнерского профиля.
Теоретическое обоснование и разработка экспериментальной диагностики формирования гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению,
Организация учебной деятельности студентов в области изучения и применения цвета, способствующая формированию творческой, гармонично развитой личности, глубокому и всестороннему изучению художественной культуры, и создающая предпосылки для личностного самоопределения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- рассмотрена ircHxojют-педагогические аспекты проблемы формирования
и развития цветовосприятия в процессе колористической учебной деятельности
студентов;
- выявлена возможность использования занятий по цветоведению для
глубокого и всестороннего изучения искусства цвета как важной составляющей
части эстетической и художественной культуры;
- выявлены критерии сформированное гармоничного восприятия у студентов на занятиях по цветоведению на младших курсах архитектурно-дизайнерского факультета.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: Разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения диссертации создают реальную основу для развития самостоятельной творческой деятельности, направленно на повышение эстегического уровня н развития гармоничного цветовосприятия.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания форм, методов и средств обучения цветоведения в высшей архитектурно-художественной школе, в средне-профессиональных и специализированных средних учебных заведениях.
По материалам исследования разработаны и внедрены спецкурсы «Цветоведение», «Цвет и фактура», которые могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности; рабочие программы по данным курсам. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, а также при разработке программ развития живописно-колористических навыков у студентов-дизайнеров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена: широким кругом источников и обоснованностью исходных методологических позиций;
- применением комплексной совокупности методов, соответствующих цели и задачам исследования;
опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования в процессе непосредственного участия диссертанта во всех этапах экспериментального исследования;
- выявлением и соїгоставлением исходных и конечных результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов: осуществлялись в педагогической деятельности в Павлодарском государственном университете им, С. Торайгырова Республики Казахстан на специальности «Дизайн» и «Архитектура», в Омском государственном институте сервиса и в Омском художественно-промышленном колледже на специальностях «Дизайн».
Материалы и результаты проводимого исследования освещались на международном семинаре Центрально-Европейского университета CEU Фонда Сорос в (Будапешт - 2002 г.), а также на международных (Кокчетавский государственный университет, Павлодарский государственный университет, Казахский национальный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Тольяттинский Университет -2003, 2004, 2005, 2006 гг.), и республиканских научно-практических конференциях (Павлодар - 2002 гг.).
Материалы исследования изложены в тезисах и статьях. По теме научного исследования в период с 2002 по 2007 гг. опубликовано 6 работ.
Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложение включены работы студентов начальных курсов специальности «Дизайн» и «Архитектура», иллюстрирующие основные положения экспериментальной работы.
Основные положения проведенного исследования использованы в педагогической деятельности диссертанта в вузах города Павлодара: Инновационном евразийском университете и Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова Республики Казахстан на специальностях «Дизайн» и «Архитектура».
Особенности формирования способности цветовосприятия
Среди множества проблем педагогики и психологии проблема способностей является одной из самых фундаментальных, поскольку основной причиной такого интереса является ее большая практическая значимость и ценность в достижений высоких результатов в деятельности человечества, и особенно той ее части, которая вступает в жизнь. Кроме того, с появлением новых средств воспроизведения цвета и новых способов преобразования значительно возросла значимость цвета как научного изучения в междисциплинарных исследованиях, к числу которых относится проблема гармоничного цветовосприятия. Поэтому для того, чтобы разработать ряд дидактических позиций, направленных на формирование у сегодняшнего студента будущего дизайнера и архитектора, способности гармоничного цветовосприятия необходим анализ психологических аспектов проблем способностей, восприятия цвета, как по отдельности, так и в их совокупности.
Будучи по своей сущности сложным комплексом врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, определяющих психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности, способности базируются на закономерностях и механизмах - существенно важных компонентов деятельности - знаниях, умениях и навыках.
В современной психологической науке благодаря трудам отечественных исследователей Б.С. Ананьева [11], В.И, Киреенко [96], Н.С. Лейтеса [ПО], А.Н. Леонтьева [112], К.К. Платонова [139], С.Л. Рубинштейна [155], Б.М. Теплова [171] был сделан качественно важный шаг в научном понимании всех главных аспектов проблемы способностей. Этими учеными был определен контекст научного рассмотрения проблемы способностей в связи с деятельностью, поскольку именно в деятельности человек как ее субъект проявляет свойства психики, называемые способностями, если он с этой деятельностью успешно справляется, и поскольку именно в деятельности у него происходит развитие этих свойств.
Как показывают исследования, в состав способностей человека входят общественно выработанные, исторически складывающиеся операции: 1) свойства высшей нервной деятельности, характер отношений, 2) исторически вырабатываемые операции или способы деятельности, 3) основные для данной предметной области отношения.
В связи с этим, в психологических исследованиях проблематики способностей условно выделяются несколько основных направлений. Одним из основных направлений является рассмотрение способностей в общесоциологическом плане, где выявляются их общественно-историческая сущность и зависимость формирования от специфики социальных условий (Б.М. Тештов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), Второе направление исследует способности в более узком плане — в плане их развития в конкретных видах деятельности (К.К. Платонов, Н.С. Лейтес, П.М. Якобсон [190], М.Г. Давлетшин, Е.И. Игнатьев [82], В.И. Киреенко). К третьему направлению можно отнести исследования, связанные с изучением психологического механизма способностей (Б.Г. Ананьев. А.Ґ. Ковалев [101], В.Н. Мясищев, К.Ю Платонов).
Такая разноплановость исследований проблематики способностей свидетельствует об объективной сложности самой структуры способностей и соответственно, требует анализа их разных форм.
Например, известный психолог Б.К. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на следующие признаки, характеризующие понятие «способность». Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения той или иной деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Кроме того, раскрытие Б.М. Тепловым общих особенностей преобразующей психической деятельности дает возможность понять механизм универсализации способностей, их переноса с одной области деятельности на другую [170. Т. 1. С. 30-32].
Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, необходимо отметить, что она может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность, обусловленные природными компонентами и влиянием социальной среды, Способности новичка, только что включившегося в ранее незнакомую ему деятельность, и способности мастера, на оптимальном уровне решающего задачи этой деятельности — это качественно разные уровни проявления одних и тех же способностей, В связи с чем, па основе педагогической деятельности можно сделать выводы о величине, силе и слабости способностей, об уровне их сформированности, как необходимых условиях дальнейшего развития творческой личности студента в его профессиональной деятельности. При этом особенно важно знание качественной и количественной характеристик способностей студента. Качественная характеристика выражается в знании того, к чему обнаруживает способности обучающийся, какие индивидуально-психологические особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие успешности ее выполнения и к тому же позволяет определить сферу трудовой деятельности, где человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Количественная характеристика способностей обучающегося выражается в том, в какой мере он способен выполнять требования, предъявляемые деятельностью, а также насколько быстрее, легче и основательнее студент овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.
Природный компонент (врожденные задатки), включаясь в состав способностей подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий, С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» [155, С, 228,641].
Следовательно, учебный процесс, способствующий эффективному формированию способностей необходимо строить на основе устанавливающейся в психической деятельности связи личности студента с объектами деятельности, функционально важными для него и являющимися условиями его дальнейшей профессиональной деятельности.
В качестве исходного положения, имеющего особо важное значение для нашего исследования выступает мысль психолога о связи способности с развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т.д., поскольку психический процесс составляет сознании новую «природную способность» в виде стерсотипизированных рефлекторных связей и в виде продукта психического процесса - продукта способности.
В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев продолжая мысль о решающей роли социальных условий, воспитании и развитии способностей человека, отмечает, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений и социального влияния [112. С. 69].
В то же время, потенциалы человека как су&ьекта деятельности, рассматриваемые на уровне индивида и в обобщенном виде, представленные в общей одаренности человека, раскрытые Б.Г. Ананьевым [11], выражаются в анатомо-физиологических особенностях нервно-мозгового аппарата человека -его сенсорных, перцептивных, мнемических, логических, аттенционных, аффективных, моторных функциях, которые можно называть задатками, В его концепции, потенциалы человека как субъекта деятельности или его одаренность, рассматриваемые на личностном уровне его существования, выражаются и объективируются в его способностях и таланте.
Рассмотрение различных подходов к проблеме способностей в исследованиях отечественных психологов сложилось в результате изучения конкретных, специальных способностей и анализа способностей в теоретическом плане. Это обусловлено тем, что в психологической структуре способностей учитываются следующие компоненты: общие» включающие в себя качества, присущие всем людям; специальные, обусловленные в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями; индивидуальные, указывающие на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. К.К. Платонов выделяет свойства личности, которые проявляются в определенной деятельности. Эти свойства становятся актуальными способностями, когда данный человек начинает выполнять деятельность, в которой они и будут формироваться, В структуре способностей он выделяет элементарные общие способности: способность суждения, воображения, эмоциональной памяти, и сложные общие способности: способности к труду, к общению, к обучению. Кроме того, им выделены подструктуры, в которые входят: 1) направленность, отношения и моральные черты личности: 2) знания, навыки, умения и привычки; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов или формы отражения: эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память; 4) свойства темперамента, или типологические основы высшей нервной деятельности человека [139. С. 133,145]ю
Критерии оценки гармоничного восприятия
Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Чувство целостности, контраста, равновесия, ясности, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с гармоничным объектом. Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и цвета в природном окружении приводят к резкому искажению и, в конечном счете, к разрушению гармоничного эффекта. Вот почему так важно в студенческом возрасте поддерживать систему сенсорных чувств средствами цветоведения. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности, «Путь познания, - пишет Н. Д. Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины» [109. С, 104].
Зрительное восприятие является сложным процессом, заключающим в себе такие процессы, как выделение фигуры; оценку величины, яркости, удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей. Эти механизмы восприятия необходимо учитывать и добиваться не только грамотного изображения, но и эмоциональной выразительности.
Будучи функцией сознания, восприятие осуществляется посредством органов чувств, действующих по объективным законам. Поэтому в основе критериев его оценки заложены параметры, характеризующие две стороны этого процесса: объективные харакіеристики восприятия и субъективные моменты, связанные с уровнем развития личности студента, его восприятием, эмоциями, чувствами, знаниями, умениями и навыками.
Известно, что к объективным критериям восприятия относятся образование цвета и устройство человеческого глаза. Ведь человек с физической точки зрения, с точки зрения образования цвета, линии, формы и их неотъемлемых свойств воспринимает цвета, формы, линии совершенно одинаково. Субъективные критерии действуют по другим законам, и не могут влиять на объективные природой заложенные в человеке возможности и способности различать и воспринимать цвета, объёмы и линии. Например, в восприятии любого произведения участвует множество тончайших факторов, таких как воспитание, настроенность, опыт, грамотность, и многое другое. Поэтому в оценку уровня сформированное гармоничного восприятия в учебной деятельности проникает некоторый субъективизм, который обусловливается личностью педагога-художника.
Для осмысления механизмов психологии гармоничного восприятия имеет значение понятие гармоничной установки, которая определяется как система ожиданий, складывающаяся в преддверии восприятия эстетической действительности. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей самого реципиента, от интенциональности его сознания. Изначальная установка формируется окраской темперамента, особыми эмоциональными свойствами индивида. Акт гармоничного восприятия должен рассматриваться не как средство решения каких-либо прагматических задач, а как цель, имею, имеющую ценность саму по себе.
Важным шагом на пути формирования способности гармоничного восприятия является овладение теоретическими вопросами, куда входят научные знания о цветовой гармонии, систематизации и стандартизации цветовых множеств, смешении цветов и других составляющих психофизиологии восприятия. Поэтому, на начальном этапе обучения цветоведению мы определили следующие учебно-методические задачи:
- изучение теории основ классического цветоведения и применение этих знаний в практической работе;
- развитие умений и навыков гармоничной организации плоскости изображения; - изучение формообразующих свойств цвета и формирование умений и навыков работы с цветом в материале.
Таким образом, в основе учебных работ по цветовсдснию лежат практические навыки и теорегические знания. Очень важно добиваться решения учебных задач в каждом очередном задании. Студент, не освоивший основные закономерности построения объемной формы цветом, не развив способность видеть цвет в связи с окружающей средой, не сможет взяться за решение задачи колористического единства цветовой системы произведения, к пониманию которой надо подходить постепенно, посредством ряда упражнений.
Оценка результата учебно-творческой деятельности студентов является одним из факторов, воздействующих на формирование гармоничного восприятия. При исследовании учебных работ студентов по цветоведению важно констатировать наличие определенных признаков, проявляющихся в определенном отношении к цветовому тону, светлоте и насыщенности а также связь между различными формами организации этих компонентов и выражаемым ими содержанием.
Разрабатывая критерии оценки гармоничного цветовосприятия по работам студентов на занятиях по цветоведению мы опирались на методическую литературу Н.Н. Волкова [46], Г.В. Беды [27], АЛ. Унковского [], Ю,М, Кирцера [], А. Зайцева [78], B.C. Кузина [107], А.В. Ефимова [73], Н.Н. Степанова [163], J1.H. Мироновой [128], ЕЛ. Зальцман. Эти исследования помогать выявить наиболее важные психолого-педагогические аспекты в учебной деятельности.
Так, например, Н.Н. Волков среди важных критериев гармоничного цветового восприятия выделил понятие «синтез системы отношений», владение которым требует постоянной смены обобщенного восприятия цвета (охват целого) и анализа различий, а также сохранение первого общего впечатления и внимательного изучения переходов цвета. Немаловажным также являются:
- знание законов субъективного цветоощущения: законов оптического смешения,
- знание способности человека строить системы интервалов, рассчитанные на взаимное влияние и объединение цветов;
- знаний явлений одновременного и последовательного контрастов. «Контраст как противопоставление цветов в картине, - пишет он, - есть основной прием художественного мышления вообще».
В психологическом механизме восприятия Н.Н. Волков обращает внимание на последовательность восприятия, которое является «подвижным, неустойчивым, субъективным», на способность оценивать величину и согласованность отношений, на целостность восприятия, изобразительность и выразительность цвета, которую составляет внутреннюю основу зрительного образа.
Типичные ошибки в учебных работах студентов начальных курсов. Констатирующий этап эксперимента
Поисковый и констатирующий этап эксперимента настоящего исследования проводился на 2 и 3 курсах архитектурно-строительного факультета Павлодарского государственного университета. В нем участвовало 43 студента второго курса специальностей «Дизайн» и «Архитектура»,
Эксперимент преследовал следующие цели: определение уровня сформированное гармоничного восприятия, выявление интереса к повышению колористической грамотности и выявление наиболее типичных ошибок в учебных работах по цветоведению. При работе над данными целями мы руководствовались:
- знанием научных основ в области цветоведепия;
- техникой цветовоспроизведения.
- активным стремлением в познании закономерностей гармонизации окружающей действительности;
- знанием закономерностей формообразующих свойств цвета;
Задачами констатирующего эксперимента стали:
а) отбор форм, методов формирования гармоничного восприятия у студентов в системе архитектурно-дизайнерской подготовки;
б) выявление типичных ошибок в учебных работах по цветоведению;
в) принципы построения материала учебно-эксперименгальной проіраммьі
по цветоведению, использования основных заданий, упражнений по цветоведению, обеспечивающие решение учебно-творческих задач;
г) определение экспериментальных и контрольных групп;
Содержание констатирующего эксперимента представляло собой комплекс исследовательских работ, направленных на выявление уровней сформированное гармоничного восприятия по специально выделенным параметрам, таким как овладение теоретическими знаниями, навыки цветопередачи, ее художественно-эстегичееких качеств, способность функционально-логической обоснованности выразительных сре7іств в цветовой композиции.
Опираясь на исследования Л.Н. Мироновой, Н.Н. Степанова, А.В. Ефимова и в соответствии с ранее разработанными методиками архитектурно-художественной колористической подготовки дисциплина «Цветоведение» была включена нами в учебный план вузовского компонента. Ее курс рассчитан на один семестр. Отнесенность ее к вузовскому компоненту позволила допускать изменения и дополнения в зависимости от условий и возможностей, а также индивидуальных особенностей студентов. Обучение последующего семестра построено было так, чтобы студенты хорошо усвоили основные приемы цвстосочетании и были подготовлены к более сложным колористическим задачам.
Поскольку цель исследования заключается в определении влияния цветоведения на развитие гармоничного восприятия действительности, формирующего художественно-колористические способности студента в целом, то в ходе экспериментального исследования выявилась необходимость решения следующих задач:
- теоретическое освоение и творческое применение выразительных возможностей цвета;
- умение обосновать и применять конструктивные свойства цвета.
Цель и задача обучения цветоведснию в основном заключается в определении влияния полученных знаний и умений на развитие гармоничного восприятия действительности и на процесс сформированное художественно-эстетических способностей студентов.
Подтверждение гипотезы в ходе экспериментального исследования требовало решения следующих задач:
- выявить через эксперимент возможности освоения и творческого применения цвета и художественно-выразительных средств колористики, В определении уровней развития гармоничного цветовосприятия в умении выражать эстетические свойства цвета, включающие эмоциональные, психологические и конструктивные особенности;
- сформировать внутренний творческий потенциал студентов при визуальном восприятии продуктов художественно-колористической деятельности, основные черты которого должны эффективно развивать образное мышление;
- создать условия для овладения студентами профессиональных навыков и специальными умениями, и предоставлять им свободу при выборе колористических средств гармоничного восприятия действительности;
- развить умение свободного владения цветовыразительным материалом при решении различных художественно-проектных задач;
- разработать дидактические установки подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, нацеленных на гармоничное воспитание личности,
развить чувства цветоформы, композиционного равновесия, соразмерности, ритма, симметрии.
На пути исследования данной диссертационной работы наиболее достоверным способом измерения гармоничного восприятия у студентов, бесспорно, явилась качественная оценка способности к цветовосприятию. основу которой составили субъективная оценка преподавателя, конструируемая в результате психолого-педагогического наблюдения за деятельностью студентов при выполнении ими различных, в том числе колористических заданий.
В соответствии со спецификой области исследования измерения показателей производились диссертантом во всех случаях учебного взаимодействия со студентами при помощи следующих форм:
- наблюдений за студентами на каждом занятии и за определенный отрезок времени в течение образовательного процесса;
- оценки результатов выполнения учебных заданий и упражнений;
- фронтального опроса студентов при выполнении ими практических работ; - оценки результатов ответов, высказываний, выступлений, участия в коллективной дискуссии;
- выявлении конструктивности общения и обсуждения во время консультаций и самостоятельной работы;
- анкетирования и тестирования;
- оценки результатов выполнения курсовых работ;
Собрав достаточно большой объем информации, позволяющий конструировать интсгративную оценку, как по каждому измерителю, так и по показателю в целом, нами также была задействованы методы практической психологии, располагающая значительным банком тестов для цветовосприятия. Часть этих исследований была посвящена выявлению цветовых предпочтений различными профессиональными группами (Приложение - таблица 1),
Автор считает, что такие достаточно субъективные факторы, как предпочтения того или иного цвета также чрезвычайно важны в творчестве. Они, как известно, меняются в зависимости от пола, возраста, социальной среды и пр. Однако мы руководствовались тем, что к тенденциям предпочтительности цветов необходимо относиться критически, имея в виду их влияние на просгранственно-средовую полихромию. Отмечено, чго проектируемое пространство может стать слишком активным, если использовать только предпочтительные цвета. В данном случае нам помогли тестовые и анкетные определения тенденции вкуса к сочетаниям цветов.