Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития способности цветовосприятия учащегося 6-7 классов. 13
1.1- Педагогические особенности формирования способности цветовосприятия на занятиях декоративно- прикладного искусства. 13
1.2.Психологические особенности развития способностей учащихся 6-7 классов. 31
1.3 Научно-теоретические основы цветовосприятия 39
1.4. Психофизиологические свойства цвета и цветовосприятия 51
Выводы I- главы 68
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития способностей цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях ДЛИ (в процессе бисероплетения) 72
2.1 Констатирующий эксперимент . 72
2.2 Формирующий эксперимент. 85
2.3 Контрольный эксперимент. 99
Выводы II - главы 103
Заключение 105
Список литературы 107
Приложение 122
- Педагогические особенности формирования способности цветовосприятия на занятиях декоративно- прикладного искусства.
- Психофизиологические свойства цвета и цветовосприятия
- Констатирующий эксперимент
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Совершенствование системы образования, повышение эффективности художественного и эстетического воспитания и развития учащихся в условиях современного личностно-ориентированного обучения на занятиях декоративно-прикладным искусством весьма актуально. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка ученика обладающего опытом творческой деятельности, а также умением продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике.
Современные исследования в области цвета показывают, что уровень цветовой культуры человека может оказывать влияние на развитие культуры общества в целом. Можно сказать, что цветовая палитра служит своего рода критерием оценки состояния общества, уровня его духовного, нравственного и технологического развития. Поэтому, развитие способностей учащихся воспринимать и эстетически оценивать цвет представляется не менее важной задачей, чем развитие у них математических, технических, музыкальных и других способностей.
Восприятие цвета очень индивидуально и зависит от художественного опыта и целенаправленного обучения. Художникам, например, свойственно целостное восприятие формы и цвета, тоновых отношений, характер цвето-сочетаний и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у учащихся цветовую культуру, научить их видеть мир во всем многообразии цвета, используя для этого большие возможности декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство дает широкие возможности для творческой самореализации личности. Потребность к самореализации в подростковом возрасте имеет огромное значение для развития личности, обога-
щения внутреннего мира ребенка духовными ценностями.
В этой связи сохранение и приумножение традиций народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство как отражение исторического культурного наследия народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии.
Веками лучшие традиции и образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.
В декоративно-прикладном творчестве бисер является одним из самых красивых выразительных материалов. Ни роспись красками, ни вышивание нитками не могут сравниться с очаровывающим радужным блеском изделий из бисера.
Одновременно мы считаем, что особое внимание при изучении декоративно-прикладного искусства (в нашем случае работе с бисером) и его образного языка следует уделять цвету, так как он является объединяющим стержнем восприятия разных видов искусств, одним из важных факторов формирования и развития способности цветовосприятия.
Практика работы показывает, что у учащихся подросткового возраста происходят изменения в направлениях развития художественных интересов. Ослабевает тяга к привычным занятиям по рисунку, живописи, композиции и появляется интерес к работе с различными материалами и техниками. Следовательно, работу с объектами декоративно-прикладного искусства, в частности, с бисером, можно рассматривать не только как творческий процесс, но и как процесс самореализации, саморазвития личности и, в том числе, развития способности цветовосприятия.
Анализ практики преподавания на занятиях декоративно-прикладному искусству, а именно работа с бисером, выявил, что в процессе обучения уде-
ляется недостаточно внимания вопросам художественной выразительности материала - цвету. Это приводит к целому ряду наблюдаемых в учебных работах недостатков, главными из которых являются: отсутствие образной целостности, гармоничных цветосочетаний, шаблонность выполнения. Однако в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства в средних общеобразовательных школах проблеме развития способности цветовосприятия уделяется недостаточное внимание.
Также следует особо отметить, что работа с бисером как вид декоративно-прикладного искусства до сих пор не рассматривалась специально как средство развития способности цветовосприятия учащихся 6-7 классов.
В связи с этим возникла необходимость разработки обоснованной и четко продуманной методической системы развития цветовосприятия на занятиях декоративно-прикладному искусству (работа с бисером). Это и определило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: развитие цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях ДЛИ (на примере бисероплетения).
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы по ДЛИ, направленная на развитие цветовосприятия.
Предмет исследования: процесс, пути, методы и средства развития способности цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях ДЛИ; научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка разработанной методической системы развития способности цветовосприятия учащихся в процессе бисероплетения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если разработать специальную методическую систему, которая будет включать в себя:
а) цели, задачи и содержания предмета ДПИ (бисероплетение);
б) опираться на дидактические принципы;
будут использоваться педагогические формы проведения занятий, методы, методические приемы;
в) средства обеспечения учебно-воспитательного и развивающих про
цессов (ТСО, наглядные пособия, таблицы и т.д.), то развитие цветовосприя
тия учащихся будет более эффективным, потому что методическая система
обладает следующими ценными качествами и новизной:
вооружает учащихся системой научных знаний по цветоведению;
способствует успешному применению теоретических знаний по цветоведению в процессе бисероплетения;
способствует развитию цветовосприятия учащихся, как неотъемлемой части эстетической культуры личности;
позволяет реализовать творческий потенциал личности школьника.
Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:
изучить труды психологов, дидактиков, художников педагогов, материалы диссертационных исследований, связанные с проблемой развития цветовосприятия;
изучить теоретические основы цветоведения;
изучить и проанализировать основные этапы развития работы с бисером и сферу их использования в различных видах художественно - творческой деятельности человека;
рассмотреть психофизиологические особенности развития цветовосприятия учащихся 6-7 классов в процессе занятия бисероплетением;
проанализировать содержание и технологию обучения работы с бисером в различных учебных заведениях;
разработать и экспериментально проверить методику обучения учащихся 6-7 классов на занятиях ДНИ (бисероплетением), с целью развития цветовосприятия;
выяснить доступность и эффективность предлагаемых видов и форм развития цветовосприятия в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (работа с бисером) и влияние их на формирование личности;
разработать методические рекомендации по развитию способности цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях бисероплетением.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ истории развития теории цветовосприятия и значения цвета в деятельности человека;
изучение трудов философов, психологов, педагогов, социологов, искусствоведов по проблеме исследования;
анализ научно-теоретической и методической литературы по работе с бисером;
изучение и анализ опыта работы учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования;
наблюдения и беседы для изучения личности обучаемого;
наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся;
анализ продуктов деятельности учащихся;
интервьюирование и анкетирование учащихся;
психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования стали: научные труды в области философии: А. И. Бурова, М. С. Кагана, Л. И. Когана, Л. И. Колесника, О. В. Ларина Б. Г. Лукьянова, М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова и др.;
В области психологии - Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, В. С. Кузина, Б. Ф. Ломова, А. Д. Малахова, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др.
В области теории образования, профессионально педагогической деятельности - Ю. К. Бабанского, А. И. Иванова, Б. Т. Лихачева, Л. Г. Медведе-
ва, В. Е. Радионова, Н. Н. Ростовцев, В. А. Сластенина, В. А. Ситарова, Ф. Ш. Терегулова, Е. В. Шорохова, М. М. Левина, и др.
В области взаимосвязи эстетической среды и личности (система «человек-среда»), их взаимообогащения - Г. Г. Воробьева, В. А. Глинкина, Т. М. Иванова, В. В. Корешкова, Н. Б. Крыловой, Ю. В. Назарова, Е. П. Титова и др.
Вопросам теории, методики и практики преподавания художественных дисциплин, эстетического воспитания и развития средствами искусства посвящены труды Г. В.Беды, Н. Н Ростовцева, Г. Б. Смирнова, B.C. Кузина, В. В, Корешкова, В.К. Лебедко, СП. Ломова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Н. М. Сокольниковой, А. А. Унковского, А. С. Хворо-стова и других известных ученых.
Методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению рассматривались в работах В. Г. Беды, Н. Н. Волкова, Е. Н. Конухова, Э. И. Кубышкиной. В. С. Кузина, С. П. Ломова, А. А. Унковского, Г. В. Черемных и др.
Значению народного и декоративно-прикладного искусства в развитии личности учащегося посвящены работы ученых: К. Ж. Амиргазина,
B. В. Корешкова, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, Т. Я. Шпикаловой,
А. С. Хворостова и др.
В области цветоведения, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей цветовосприятия: С. С. Алексеева, К. Ауэра, К. В. Бардина, Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, Л. Герена, В. П. Ершакова, А. С. Зайцева, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, С Е. Игнатьева, И. Иттена,
C. В. Кравкова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, В. Оствальда, С. Л. Рубинштей
на, Б. М. Теплова, П. А. Шеварева, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др.
Этапы исследования.
1-й этап (2001-2002 гг.) был посвящен теоретическому изучению и анализу психолого-педагогической, методической и специальной литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Проводилось
изучение состояния ее в школах, наблюдение за процессом обучения работе с бисером и влиянием его на развитие способностей цветовосприятия учащихся. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, решались вопросы взаимосвязи развития способности цветовосприятия учащихся в процессе бисероплетения. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения работы с бисером в процессе развития способности цветовосприятия учащихся.
2-й этап (2002-2003 гг.) разрабатывалась концепция курса «Цвет и бисер» для учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы, с целью развития цветовосприятия.
Проводилась коррекция содержания учебной дисциплины, определялась технология и методика обучения развития способности цветовосприятия на занятиях ДНИ (работа с бисером), проводилась экспериментальная работа по ее апробации. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения при организации занятий по работе с бисером. Эксперимент проводился на базе СОШ № 1, СОШ № 3, СОШ № 6 г. Карачаевска. Были разработаны критерии оценок развития цветовосприятия учащихся в процессе занятий ДЛИ (работа с бисером).
3-й этап (2003-2006 гг.) проводился контрольный эксперимент на базе СОШ № 1, СОШ № 3 , СОШ №6 г. Карачаевска и на базе Республиканского Центра технического творчества Карачаево-Черкесии с целью проверки и подтверждения эффективности и доступности разработанной методики развития цветовосприятия учащихся 6-7 классов в процессе бисероплетения. Для диагностики изменений развития цветовосприятия учащихся и определения результатов формирующего эксперимента в качестве основных методов были использованы: метод наблюдения за учебной и творческой деятельностью и метод анализа творческих работ. В качестве основных параметров оценки способностей цветовосприятия учащихся, по которым определялись уровни их развития, выступали следующие:
знание основ цветоведения и умение их использовать в практической деятельности (работа с бисером);
овладение способами композиционно-цветового решения изделий из бисера;
овладение практическими навыками работы с материалом (бисером), техникой бисероплетения;
овладение способами подчинения технических приемов работы с бисером эмоционально-содержательным аспектам работы.
На основе этих параметров были выделены четыре уровня возможного развития цветовосприятия:
уровень элементарной цветовой композиции изделий из бисера с использованием цветовой шкалы; .
уровень комбинаторики;
уровень ассоциативной трансформации и широкого использования цветовых возможностей бисера;
композиционно-цветовой уровень и динамика развития способности цветовосприятия каждого учащегося в процессе выполнения экспериментальных занятий.
Сравнительный анализ результатов дан во второй главе данного исследования. Систематизировались и обобщались результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, проводился их количественный и качественный анализ. Полученные результаты оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна результатов исследования'.
- заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и
воспитания; решена проблема развития цветовосприятия учащихся 6-7
классов на занятиях ДНИ; разработана методическая система развития
цветовосприятия учащихся в процессе бисероплетения;
определены принципы (культурособразности и природособразности) личностно-ориентированной методики, способствующих развитию способностей цветовосприятия и формированию в целом эстетической культуры личности;
научно-теоретически обоснован курс «Цвет и бисер» для учащихся 6-7 классов.
Теоретическая значимость результатов исследования: заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания решена проблема развития цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях ДЛИ; разработана методическая система развития цветовосприятия учащихся в процессе бисероплетения
Практическая значимость результатов исследования: работы определяется тем, что разработанные содержание курса «Цвет и бисер» и методика обучения, направленные на развитие способностей цветовосприятия учащихся 6-7 классов. Разработанные и опубликованные материалы научного исследования могут быть использованы как в процессе обучения учащихся на факультативных занятиях по декоративно прикладному искусству, так и в образовательной отрасли «технология», а также могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий.
На защиту выносится:
методическая система развития цветовосприятия учащихся 6-7 классов на занятиях ДПИ (на примере бисероплетения);
модель процесса развития цветовосприятия учащихся подросткового возраста;
система практических заданий по бисероплетению с использованием основ цветоведения.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства по проблеме исследования; теоре-
тические и экспериментальные результаты данного исследования, позволяющие осуществить методологический подход к решению поставленной проблемы, а также использованием различных методов исследования, адекватных целям, задачам и логике работы, опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования. Они обеспечены воспроизводимостью результатов и использованием знаний, умений, навыков по цветоведе-нию в изделиях из бисера, анализом количественного и качественного результатов исследования, представленных в основном тексте работы.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в процессе педагогической деятельности автора на занятиях с учащимися. Основные положения работы обсуждались на заседании ученого совета художественно-графического факультета и на заседании кафедры методики преподавания художественно-графических дисциплин в Карачаево-Черкесском государственном университете им. У. Д. Алиева. Теоретические положения исследования докладывались на научно-практической конференции «Алиевские чтения» (г. Карачаевск 2002 г.), на республиканской конференции педагогов дополнительного образования «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» (г. Черкесск 2003 г.). Внедрение результатов осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве преподавателя технологии в средней общеобразовательной школе № 6 г. Карачаевка (2001- 2005 уч. гг.) и педагогом дополнительного образования в школе юных техников в г. Кара-чаевске (2001- 2006 гг.)
Данная работа является научно-теоретическим и методическим обоснованием развития цветовосприятия на занятий ДПИ (на примере бисеро-плетения). По теме диссертационного исследования было опубликовано? работ, в том числе авторская программа «Цвет и бисер».
Педагогические особенности формирования способности цветовосприятия на занятиях декоративно- прикладного искусства
Выполняя социальный заказ по формированию творческой личности для новой общественной ситуации, педагогическая наука, учитывая психологические и возрастные возможности человека, разрабатывает направления развития и воспитания его. В процессе поиска наиболее эффективных средств развития ребенка педагогическая наука опирается на всестороннее исследование личности.
Формирование и развитие личности возможно лишь при условии активной деятельности учащихся, которая осуществляется не только в процессе обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды. Следовательно, необходимо максимально учитывать и использовать социальные факторы и условия, так как их влияние становится определяющим. Наряду с всесторонними теоретическими знаниями учение должно включать базу для творческого восприятия окружающего мира, развития личности учащегося и осознания активной сущности своего бытия.
Ведущие педагоги Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Д. М. Гришина, В. С. Кузин, Т. Н. Мальковская, А. Полякова, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокина, Е. В. Шорохов и др. определяли деятельность как важнейший источник обогащения личности опытом общественных отношений и поведения. «Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освещение действительности, возбуждает интерес чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности»[45].
По определению В. А. Сластенина все стороны и качества личности обнаруживаются «только в деятельности и в отношениях с другими людьми» [177].
Решающим условием развития способностей цветовосприятия является деятельность. Способность цветовосприятия формируется постепенно в длительном образовательном процессе, который основан на постоянной изобразительной практике. При этом процесс организации ориентированной деятельности учащегося не может быть смоделирован без выявления его личностных факторов, охватывающих его профессиональные навыки, которые определяются при выполнении изделий из бисера. Структурно она вбирает в себя профессиональную подготовленность, а также сугубо личностные характеристики.
Говоря о критериальных свойствах личности, мы выделяем как наиболее важный фактор - ее направленность. Содержательно направленность распадается на три вида: познавательная, социально-нравственная, профессиональная. В конечном итоге, направленность учащегося выражается через опыт его мотивационно-ценностного отношения, т. е. мотивацион-ную готовность.
Таким образом, мы считаем целесообразным развивать один из перспективных подходов, признающих направленность личности учащегося ее ведущим интегративным свойством, обеспечивающим и вместе с тем связь с окружающим миром. Направленность учащегося органически связана с проблемой деятельности и придает ей статус решающего фактора становлении личности.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в которой биологическое неотделимо от социального. При рассмотрении сущности развития личности отечественные педагоги исходили из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Что приводит к возникновению противоречий между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
- противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
- противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися, формами взаимоотношений и видами деятельности;
- противоречия между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречия снимаются. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого уровня.
Бисероплетение служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей. Причем, можно рассматривать как эстетическое воздействие непосредственно самой деятельности, так и ее продуктов, изделий из бисера. Красота декоративно-прикладного искусства, в частности, изделий из бисера, обладая большой выразительностью, способствует развитию вкуса, формирования творческой активности. В процессе декоративной деятельности складывается особое отношение к труду, как творческому созидательному процессу, источнику радости и духовного наслаждения. Труд становится потребностью и необходимостью для производительной и духовной деятельности.
Психофизиологические свойства цвета и цветовосприятия
Рассмотрим психологические характеристики цвета. В характеристиках цветов данных разными авторами (И. Гете, М. Люшер, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Миронова, О. И. Нестеренко и др.) отмечается психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека. Все цвета, существующие в природе, можно разделить на две группы: хроматические, т. е. цветные, имеющие цветовой оттенок, и ахроматические - бесцветные.
К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый. Среди них выделяют три основных: красный, желтый и синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешении других цветов, а смешивая два основных цвета друг с другом, получают так называемые составные цвета: оранжевый (желтый с красным), фиолетовый (красный с синим) и зеленый (желтый с синим).
Все хроматические цвета можно расположить по кругу. Такой круг называют цветовым. Самый простой цветовой круг состоит из шести цветов: три основных и три составных (рис.2, а). Более распространенным является цветовой круг, состоящий из 12 цветов (рис.2ДІ. Цвета, находящиеся на противоположных сторонах круга, называют взаимодополняющими. Они наиболее гармоничны. Если цвета, составляющие такую взаимодополняющую пару, смешать, то получится серый цвет, т. е. эти цвета уничтожат цветовые оттенки друг друга.
Хроматические цвета делятся на теплые и холодные, легкие и тяжелые. К теплым относятся все цвета, напоминающие огонь, солнце, - это желтый, красный, оранжевый и их оттенки. К холодным относятся цвета сине-зелено-фиолетовой части цветового круга. Самый теплый цвет - красный, самый холодный - синий. Красно-фиолетовые и желто-зеленые тона как пограничные между теплой и холодной частями цветового круга могут относиться как к тем, так и к другим, в зависимости от оттенка.
К легким цветам относятся цвета, создающие ощущение легкости. Это желто-зеленая часть цветового круга. Тяжелые цвета создают ощущение тяжести - это красно-синяя часть цветового круга.
Ахроматические цвета - черный, серый и белый. Их называют нейтральными, они не имеют ярко выраженных признаков.
Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Светлота - стремление цвета к белому или черному. Это светлые и темные тона. Один и тот же цвет может быть и светлым, и темным, например, основной цвет синий при стремлении к белому становится голубым, а при стремлении к черному - темно-синим. Среди цветов цветового круга самый светлый -желтый, самый темный - могут относиться как к тем, так и к другим, в зависимости от оттенка-фиолетовый.
Цветовой тон - название цвета, который характеризуется длиной волны. Это отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом тоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски (или по цветовому кругу).
Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического цвета, степень яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в цвете серого цвета. Чем больше хроматический цвет отличается от серого, тем он насыщенней. Наиболее чистыми и насыщенными являются цвета спектра. Ахроматические цвета характеризуются только светлотой.
Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные рядом со светлыми. Если надо заставить «заиграть» тот или иной цвет, его берут в окружении менее ярких. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и с другими цветами. Сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенности (одноцветная гармония), два-три близких по тональности цвета (розовый - красный - малиновый), цвета, расположенные рядом в цветовом круге (желтый и желто-зеленый, синий и сине-зеленый - аналогичная гармония), дополнительные цвета (контрастные).
Часто в одном изделии используют несколько цветов. Правильно подобрать их сочетания поможет таблица сочетаемости цветов (табл. 1), составленная на основе цветового круга, включающего 12 цветов.
Очень важна последовательность подбора цвета бисера для изделия. Это связано с тем, что ощущение цвета во многом субъективно и зависит от ранее увиденных цветов. Какой цвет вы увидите, если переведете взгляд с одного цвета на другой, видно из таблицы 2.
Каждому человеку нравятся определенные цвета и сочетания. Склонность к тому или иному цвету зависит от времени суток, погоды, настроения человека и других факторов. Швейцарский психолог Люшер после многочисленных исследований пришел к выводу, что, по тому, как человек реагирует на цветовую гамму (какие цвета нравятся, какие нет), можно определить его характер. Установлено, что с помощью цвета или комбинаций цветов можно даже лечить человека. Такое влияние цвета назвали цветотерапией. Разные цвета могут создавать разное настроение.
Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальное исследование строилось по следующим направлениям:
- определение путей формирования и развития способности цвето-восприятия и интеллектуальной активности учащихся;
- проверка эффективности проблемного обучения и введением пер форм;
- организация личностно-ориентированной технологии обучения работа с бисером.
В процессе опытно-экспериментального исследования на констатирующем этапе была поставлена следующая задача проанализировать:
1. исторический аспект использования бисера в ДПИ;
2. состояние преподавания художественной обработки материалов, а именно бисероплетению на факультативных занятиях и кружках ДПИ учителями общеобразовательных школ и центров детского творчества Карачаево-Черкесии;
3. публикации, методическую литературу, программы обучения бисероплетению;
4. провести анкетирование, тестирование учащихся подросткового возраста с целью определения исходного уровня цветовосприятия
5. беседы с целью выявления интереса учащихся к бисерному материалу.
В нашем исследовании мы рассматриваем деятельность, как специфически регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Мы приходим к выводу, что деятельность, порож-даясь потребностью, как источником активности, направляется сознаваемой целью, и в свою очередь, порождает потребность к творческому труду, которая удовлетворяется через приемы работы с бисером, развивая при этом способность цветовосприятия и духовно-эстетическое обогащение личности учащегося. Таким образом, деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности и ее творческого потенциала.
Далеко не последнюю роль в процессе развития цветовосприятия играет художественная работа бисером. В последние годы в нашей стране наблюдается процесс возрождения и развития прикладного художественного творчества. И это не случайно: именно в наше стремительное время информатизации и технологизации у людей проявляется интерес к традиционным видам труда: бисероплетению вязанию, шитью, лоскутной технике, лозоплетению и т. д. Возрождаются различные школьные кружки, художественные студии, центры ремесел и др., в которых школьники обучаются различным видам декоративно-прикладного искусства. Каковы же исторические и современные предпосылки использования бисероплетения на занятиях ДПИ?
История бисера уходит в далекое прошлое. Бисер это материал древний и вечно юный. Занятие бисерным рукоделием привлекает, прежде всего, яркостью и красотой материала. В нем сплелись мастерство стеклодела, создающего миниатюрные разноцветные бусинки, умение рукодельницы и фантазия художника. Одним из важнейших художественных компонентов бисера является цвет, чистота и звучность которого не теряется с течением времени.
Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнееги петских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения об использовании бисера в декорировании одежды относятся к IX-XII векам. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.
К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано, стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними, включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.