Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Чумакова Светлана Владимировна

Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством
<
Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чумакова Светлана Владимировна. Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством : 13.00.02 Чумакова, Светлана Владимировна Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством (На примере использования декоративного орнамента) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 221 с. РГБ ОД, 61:06-13/1392

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І НАУЧНО-ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

1.1. История возникновения и развития декоративно-орнаментального искусства в специальной подготовке студентов ХГФ 13

1.2. Система художественной подготовки специалистов средствами декоративно-орнаментального искусства 40

1.3. Психолого-педагогические основы формирования знаний, умений и навыков в системе

специальной подготовки студентов ХГФ 64

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 88

ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

2.1. Структура и содержание методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в процессе использования теоретических и практических заданий по декоративно-орнаментальному искусству 91

2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования знаний, умений и навыков по декоративно-орнаментальному искусству на занятиях художественным оформлением 144

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

Введение к работе

Изменения, происходящие в последние годы в экономической, политической и социальной сферах развития общества, неизменно затрагивают культурную жизнь и вносят соответствующие коррективы в процесс образования. В настоящее время существенно возросли требования, предъявляемые к уровню подготовки специалиста. В качестве одной из главных задач образования выдвигается необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, способного творчески подходить к решению социально-значимых проблем. В этой связи становятся актуальными процессы модернизации и совершенствования системы педагогической подготовки специалистов художественного профиля. Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественных дисциплин, отвечающих современным требованиям подготовки художника-педагога интегративного типа. Такой педагог должен быть способен к творчеству, как в области создания художественных произведений, включая особенности их оформления, так и в педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса, направленного на приобщение школьников к изобразительному и декоративно-оформительскому искусству.

Значительное место в процессе художественного образования играет декоративно-оформительское искусство, которое имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Произведения декоративно-оформительского искусства могут открыть особый мир символических образов, что позволяет использовать орнамент как важную художественную основу при создании этого образа.

Общество на каждом этапе своего развития вырабатывает новые орнаментальные формы, отражающие новые технологии, идейно-стилистические ценности, национальные черты. В мировой педагогической практике все больше возрастает интерес к изучению орнаментального искусства. Поэтому остро становится вопрос об эффективном использовании творческого опыта и уже накопленных художественных ценностей в области орнаментального искусства в процессе обучения студентов художественному оформлению.

Проблема исследования и ее актуальность.

Участвуя в оформлении различных объектов орнамент способен соединить в себе старое и новое. Это обстоятельство обеспечивает связь эстетических идеалов современности с художественными достижениями прошлого, что неизменно должно быть использовано в обучении студентов. К сожалению, в студенческих работах не всегда данная связь представляет собой органическое соединение. Зачастую орнамент является лишь подражанием, а не собственным оригинальным художественным произведением, способным украсить готовое изделие. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки студента художественно-графического факультета на занятиях декоративно-оформительским искусством. При этом особое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Формируя и развивая у студентов специальные знания, умения и навыки средствами декоративно-орнаментального искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность в творческой деятельности (творческая активность), художественно-образное мышление, обогащение специальным опытом, необходимым для декоративно-оформительской деятельности. Декоративный орнамент, используемый в оформительской деятельности,

выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса. Кроме того, занятия художественно-оформительским искусством, построенные на основе использования декоративного орнамента, представляют огромный интерес для людей различных социальных и возрастных групп.

Рассматривая возможности формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ на занятиях по декоративному оформлению, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшина, В.М. Теплова, П.М. Якобсона).

Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А. Ануфриева, Т.С. Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

По вопросам возрастной и педагогической психологии мы опирались на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Кона, А.Н. Леонтьева и др.

Научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др.

Для раскрытия теоретических основ обучения декоративно-орнаментальному искусству нам важно было рассмотреть сущность декоративно-оформительского творчества и его значение в системе высшего образования. Этому способствовало изучение работ ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А.Б Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М.

Василенко, B.C. Воронова, Ю.Я. Герчука, М.А. Некрасовой, Н.Н. Соболева, Т.М. Соколовой и др.).

В разработке методики преподавания декоративно-орнаментального искусства мы опирались на работы Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой. Кроме этого, разрабатывая собственную методику, мы учитывали опыт практического обучения декоративно-прикладному искусству, полученный в ходе изучения кандидатских исследований (Е.В. Алексеенко, Б.Б. Байметова, СИ. Ботовой, М.В. Дарагана, Т.В. Кочевой, В.П. Крылова, Э.В. Рамазановой, O.K. Рашидова, И.М. Рязанцевой, Д.М. Холматова).

Рассматривая и анализируя труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, изучая диссертационные исследования в области орнаментального искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами декоративного орнамента. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного учебного процесса становится невозможным достижение достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства на занятиях художественным оформлением, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявление данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения актуальности.

Актуальность настоящего исследования определяется

необходимостью формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению, что в значительной мере повысит уровень профессионализма (мастерства) выполнения заданий, а также будет

способствовать развитию художественно-творческих способностей, в том числе художественно-образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды. Это требует внедрения специальной научно-методической системы.

Цель исследования: заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальном апробировании методики формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению.

Объект исследования: процесс формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков, необходимых в художественно-оформительской деятельности, средствами декоративно-орнаментального искусства.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области художественного оформления с использованием декоративно-орнаментального искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области художественного оформления средствами декоративно-орнаментального искусства с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если:

- интерес к овладению художественно-оформительским искусством будет строиться на освоении традиций мировой художественной культуры и изучении специфики народного орнамента;

- формирование специальных знаний и навыков декоративно- оформительской деятельности с использованием орнамента будет опираться на психолого-педагогические особенности и индивидуальные творческие возможности студентов;

- организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса формирования знаний, умений и навыков с использованием декоративно-орнаментального искусства;

- формирование знаний, умений и навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ;

- в процессе занятий по художественному оформлению будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

- изучить и проанализировать специальную литературу по истории развития декоративно-оформительского искусства, определить роль и место декоративного орнамента в оформительской деятельности;

- рассмотреть и обобщить опыт применения декоративного орнамента в процессе обучения художественно-оформительскому искусству;

- разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у студентов специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению;

- разработать учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий, способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях;

осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования у студентов ХГФ специальных

знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствознания; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного и оформительского искусства, исследования известных искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов развития орнаментального искусства.

Методы исследования:

- изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области;

- анализ учебных планов и программ по художественному оформлению и декоративно-прикладному искусству;

- наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основами орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению; - беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно- экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов. Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративно-орнаментального искусства является важным фактором формирования специальных знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

- обосновано и разработано новое содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", раскрывающее основы

использования декоративно-орнаментального искусства в учебном процессе и позволяющее сформировать специальные умения и навыки, необходимые в творческой деятельности;

- рассмотрена и определена система формирования знаний, умений и навыков по использованию орнаментального искусства в процессе ведения специальных занятий по художественному оформлению;

- в соответствии с новой редакцией разработанной программы подготовлены методические рекомендации для занятий со студентами по отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовать их профессиональную подготовку в процессе выполнения творческих работ.

Теоретическая значимость результатов исследования: Решена значительная научно-педагогическая задача формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению. Теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративного орнамента на занятиях по художественному оформлению является важным фактором формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ; определено и разработано содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; обоснованы и экспериментально доказаны необходимость и целесообразность использования декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством в ходе специальной подготовки студентов ХГФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена эффективность методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в специальной подготовке на основе применения декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством, полученные

результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки имеющихся учебных планов и программ по художественному оформлению. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия, техники и технологии исполнения заданий, позволяющий использовать полученные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному оформлению, но и на других предметах художественного цикла.

Основные выводы, полученные в ходе проведения экспериментального исследования, могут быть использованы педагогами и методистами в процессе проведения занятий по другим предметам.

Материалы диссертационного исследования найдут свое применение в разработке новых учебных программ, учебно-методических пособий, спецкурсов в высших учебных заведениях и педагогических училищах и колледжах.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно-сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета; на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), Курском государственном педагогическом университете (КГПУ), Елецком государственном университете (ЕГУ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические основы организации системы формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ.

2. Разработанная автором методика формирования знаний, умений и навыков направлена на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством.

3. Специально разработанный учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: профамму обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатная продукция), техники и технологии исполнения заданий.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиофафии и приложения (пояснительная записка, тематический план, профамма, таблицы, диафаммы, иллюстративный материал).

История возникновения и развития декоративно-орнаментального искусства в специальной подготовке студентов ХГФ

Декоративно:оформительское искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов и объектов, создаваемых человеком. Люди всегда стремились украсить свой быт, эстетически организовать среду, в которой они живут. Теперь уже невозможно представить нашу жизнь без этой сферы деятельности.

Объекты декоративно-оформительского искусства, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни и воспринимает их практически спонтанно, являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, а возможно, и эмоциональных открытий.

Чтобы сделать объект эстетически привлекательным часто бывает не достаточно тщательной и разносторонней дизайнерской проработки общих форм и деталей, тогда прибегают к украшению изделия живописным, графическим или скульптурным орнаментом. Что же такое орнамент? Исходя из определения, данного в популярной художественной энциклопедии орнамент (лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов (геометрических или изобразительных); предназначенный для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов, - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка) (176; 14 243). Орнамент может использоваться и в живописи, и в графике, и в скульптуре, но по способу и форме бытования он принадлежит к миру декоративно-прикладных искусств, поскольку полноценно выявляется только в определенном материале, в вещи, на предметной плоскости. Потому как искусство орнамента формировалось в предметном мире, его характер зависит от материала, формы, назначения украшаемой (орнаментируемой) вещи, а также от техники его выполнения.

Весьма противоречивы определения орнамента как вида искусства. Здесь не существует единого мнения. Одни считают, что орнамент сохраняет образный смысл даже тогда, когда он отделен от декорируемой поверхности предмета (объекта), к примеру, представлен во фрагментах или перерисовке. Следовательно, обладая автономией в художественно-образном отношении, он может причисляться к особому виду искусства, поэтому его уже нельзя считать средством художественной выразительности, т.к. он сам представляет собой достаточно сложную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства.

Другие исследователи орнамента, в частности М.С. Каган, утверждают обратное (98). Они полагают, что орнамент сам по себе в качестве самостоятельного художественного произведения не существует и существовать не может. Он неотрывен от поверхности предмета. В одних случаях он полностью подчиняется структуре предмета, подчеркивая его членения, выявляет симметрию и пропорции. В других - особенно не считаясь с формой, непринужденно оплетает вещь сеткой узора.

Так или иначе, но существовать в полном отрыве от предметной плоскости орнамент не может. Взаимодействуя с формой предмета, он становится неотъемлемой частью самой вещи. По поводу единства и взаимного влияния орнамента с предметной плоскостью можно привести слова Ю.Я. Герчука: "Орнамент организует вещь, но и она художественно осмысляет его, задавая ему определенный пространственный мир, становясь для него "средой", которую он, в отличие от других видов изобразительного искусства, не изображает, но организует и осваивает, делает целостным миром" (62; 34). Здесь имеется в виду то, что орнамент не просто становится образом, обобщающим представления о реальном мире, но и является художественным осмыслением предметной плоскости, на которой он расположен. Орнамент независим как образная система, и в то же время, внутри него заложена принципиальная "обращенность" к объекту, потребность в нем. А в силу присущей орнаменту архитектоничности он является существенным элементом композиции. Поэтому, решая проблему оформления изделия, художник должен рассматривать орнамент как целесообразный компонент структуры целого.

Структура и содержание методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в процессе использования теоретических и практических заданий по декоративно-орнаментальному искусству

Прежде, чем приступать к созданию собственной методической системы мы изучили специальную литературу, касающуюся методики преподавания орнаментального искусства. С недавнего времени возрос интерес к отечественному образованию в сфере национально-регионального компонента, поэтому как школы, так и высшие учебные заведения стремятся расширить и обогатить содержание обучению декоративно-прикладному и оформительскому искусству за счет этого компонента. Отсюда неудивительно, что многие исследования, проведенные в сфере художественного оформления, опираются на народное искусство конкретного региона. Кроме того, некоторые авторы предлагают начинать изучение декоративного искусства с его азов - народной орнаментики. В своей программе Д.М. Холматов предлагает методику проведения уроков ДПИ на основе использования орнамента Северного Таджикистана. Разработанные им теоретические и практические занятия направлены на повышение уровня профессиональной подготовки студентов ХГФ педвузов. О положительном влиянии орнаментального искусства на развитие личности студента отмечено в работе СИ. Ботовой "Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности". Изучение искусства орнамента осуществляется в рамках учебного курса "Методические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства России", проводимого на факультете педагогики и методики начального обучения. СИ. Ботовой разработана сама программа, даны методические рекомендации к ней и создана серия художественно-дидактических таблиц. В ее программу впервые включены материалы об орнаментальном искусстве и из истории народной культуры Белгородской области.

Орнамент - самое распространенное средство декоративной композиции. Его изучение способствует развитию пространственного мышления, творческого воображения, фантазии и интуиции. В связи с этим, нам представляется интересным рассмотрение диссертационного исследования Крылова В.П. "Методика обучения орнаментальных композиций на факультетах изобразительного искусства и народных ремесел пед. университета". Разработанная им модель обучения охватывает цикл практических и теоретических занятий с первого по пятый курсы. В процессе выполнения заданий студенты знакомятся с элементами формообразования художественного символа в изобразительном искусстве, причем сначала предлагается методика "механических" способов создания орнаментальной композиции, а по мере привыкания к специфике художественной деятельности перед студентами ставятся все более сложные и творческие задачи. Кроме того, этим же автором совместно с СП. Ломовым написано методическое пособие для учителей по орнаментально-декоративной композиции, предназначенное для практических и теоретических занятий со школьниками 1-11 классов.

Орнаментальная композиция используется и в техническом дизайне, поэтому принципы построения художественного орнамента схожи с принципами автоматизированного построения орнамента с помощью ЭВМ. В своей работе "Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле" Т.В. Кочева говорит о возможности замены некоторых процессов в создании орнаментированных изделий на автоматические. Все перечисленные нами исследования говорят о том, орнаментальным искусством интересуются, и будут интересоваться. Однако обучение орнаментам осуществляется в большей степени в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Мы в свою очередь, предлагаем расширить возможности студентов в изучении орнаментального искусства путем введения истории, практики построения орнаментальных композиций в учебную дисциплину "Художественное оформление в школе". С этой целью мы разработали новое содержание учебной программы по ХОШ.

Реализация целей, задач, содержания любой программы на практике требует соответствующей специальной подготовки учителя. Поэтому следует обращать особое внимание на качественно-содержательную сторону обучения. В первую очередь это касается предметов специального художественного ,цикла. Важно строить систему занятий по спец. дисциплинам таким образом, чтобы студент приобретал необходимые профессионально-художественные умения и навыки по своей специальности, а также, чтобы эти занятия ориентировали на будущую педагогическую деятельность. Кроме того, сохранение и передача новыми поколениями традиций отечественного образования в области искусства в значительной мере зависит от уровня преподавания декоративно-оформительского искусства.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования знаний, умений и навыков по декоративно-орнаментальному искусству на занятиях художественным оформлением

Для того чтобы выяснить эффективность разработанной нами методики формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовке студентов ХГФ на основе использования декоративно-орнаментального искусства, нами было разработано и проведено экспериментальное исследование.

В современных педагогических исследованиях эксперимент является средством активного влияния на учебный процесс, инструментом поиска и совершенствования новых, более рациональных путей решения учебных задач.

Педагогический эксперимент, проводимый в рамках нашего исследования, призван был:

- диагностировать уровни сформированности знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментального искусства;

- выявить наиболее сложные моменты в овладении умениями и навыками в процессе освоения основ орнаментального искусства и создания орнаментальных композиций;

- создать оптимальные условия для разрешения этих трудностей с помощью внедрения в учебный процесс научно-методических разработок нашего исследования;

- проверить эффективность работы предлагаемой методики на практике.

Эксперимент проходил на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета. В эксперименте участвовали две академические группы 3 курса. Группы были сформированы деканатом задолго до проведения нашего экспериментального исследования.

Количество человек в первой группе - 12, из них четверо юношей, остальные девушки. Больше половины студентов группы имели специальную подготовку (5 человек окончили художественную школу, 2 -художественное училище), двое студентов - сельские жители, получившие подготовку на школьных занятиях по ИЗО, остальные студенты систематической подготовки не имели, но занимались ранее на кружках, в изо- студиях, в домах творчества. Во второй группе также было 12 человек, трое юношей и девять девушек. Подготовку в художественном училище прошли трое человек, пятеро учились в художественной школе, остальные студенты приобрели художественный опыт на занятиях в изо- студиях, на кружках.

Эксперимент продолжался 4 года. Он состоял из четырех этапов: констатирующего (I этап), поискового (II этап), формирующего (III этап) и контрольного (IV этап).

Проведение констатирующего эксперимента.

Для изучения исходного состояния подготовки художника-педагога в области декоративно-орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению был проведен констатирующий эксперимент. Длительность проведения констатирующего эксперимента составляла четыре месяца (с декабря 2001 по март 2002 года). Основной его целью было подтверждение проблемы исследования и ее актуальности.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

- определение степени сформированности специальных знаний, умений и навыков в области орнаментальной искусства и выявление уровня подготовленности к декоративно-орнаментальной деятельности;

- выбор контрольной и экспериментальной групп;

- выявление причин затруднений при исполнении работ по декоративно-орнаментальным композициям;

- установление условий, влияющих на качество исполнения проектов.

Поставленные задачи обусловили использование комплексного подхода, включающего следующие методы: наблюдение за оформительской деятельностью; беседы со студентами и преподавателями; анкетирование и тестирование; изучение различной учебной и методической документации и др.

Похожие диссертации на Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством