Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 12
1.1. Основы психологии творчества 12
1.2. Педагогические основы формирования творческой личности учащихся 5-7 классов 29
1.3. Психологические и социально-этнические особенности личности учащихся 5-7 классов 46
Выводы ПЕРВОЙ ГЛАВЫ: 59
ГЛАВА II. ЛЕКСТИЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ИСТОРИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КЧР 61
2.1. Характерные особенности и технические приемы создания текстильных структур народов КЧР 61
2.2. Народные традиции обучения в карачаево-черкесии текстильным художественным промыслам 79
Выводы по ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 86
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЯ 87
3.1. Анализ существующих программ 87
3.2. Программа формирующего эксперимента 100
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 128
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
ЛИТЕРАТУРА 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 163
- Основы психологии творчества
- Характерные особенности и технические приемы создания текстильных структур народов КЧР
- Анализ существующих программ
Введение к работе
Проблема формирования личности - одна из актуальнейших социально-педагогических проблем общественного прогресса. Новая социально-экономическая и политическая ситуация, возникшая в последние десятилетия в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Формирование творческой личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности в новых социальных условиях — это проблема, решение которой потребовало поиска путей ее реализации.
Основными принципами для педагогической науки на современном этапе стали:
-демократизация системы образования, предполагающая социализацию личности, активизацию ее политической активности;
-поиск новых методов и форм обучения, путем анализа и сравнения различных общеобразовательных систем, их концепций;
-гуманизация образования;
-личностно ориентированная направленность обучения;
-развитие творческого мышления;
-непрерывность образования;
-возрождение духовных ценностей.
Современная педагогика предполагает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализа ее индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для нового общества необходима социально активная личность как основная движущая сила общественного прогресса.
Система образования, опирающаяся на научно-теоретическую базу формирования личности, широко использует различные средства и формы, среди которых художественное образование приобретает особое значение.
Народное декоративно - прикладное искусство, воздействуя на личность, обогащает не только эмоционально - чувственную сферу, но и способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.
Проблема развития личности, формирования творческой активности учащихся средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: проблемы психологии, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в том числе народными текстильными материалами.
Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих способностей имеют работы А.Д.Алехина, А.Г.Алейниковой, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Державина, Е.И.Игнатьева, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, З.И.Калмыковой, А.Маслоу, К.Роджерса, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Изучение научно-теоретических работ позволяет опираться в нашем исследовании на труды многих известных ученых. Основополагающими в области теории основ учебно-воспитательного процесса являются работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, A.M. Матюшкина, М.И. Мамутова М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина.
Особенности психологии изобразительной деятельности детей были рассмотрены в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, И.С.Кона, В.С.Мухиной, Р.С.Немова, А.В.Петровского, В.А.Петровского, В.П.Слободчикова, Б.Д.Эльконина и других авторов.
В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов
С.М.Броневского, Е.И.Козубского, Е.И.Крупнова, О.В.Маркграфа, В.И.Марковина, Б.Б.Пистровского, Б.Е. Хижнякова и др.; искусствоведов Ю.К.Беджанова, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М.Магомедова, И.М.Раджабова, Е. Н. Студенецкой и др., где дан глубокий анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, искусствоведческой, социальной, педагогической направленности, которые стали для нашего исследования основополагающими.
Изучение традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области художественной обработки текстильных материалов, одна из важных задач исследования.
Текстиль, являясь одним из видов народного декоративно-прикладного искусства, рассматривается в данной работе как средство формирования творческой активности в подростковом возрасте. Исследование опиралось на труды русских авторов, таких как Н.Ю.Бирюкова,Т.Т.Коршунова, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, В.Д.Уваров, а также зарубежных - Бэтти Филлипс, Уильяма Морриса, М.Н.Вэллса.
Проведенный анализ научно - методической литературы по проблемам развития и формирования личности средствами декоративного искусства на примере текстильных структур, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появилось несколько исследований, анализирующих влияние национального ручного ткачества на развитие личности. Декоративно-прикладная деятельность, связанная с художественной обработкой волокнистых материалов рассмотрена в работах Р.А.Гильман, Н.В.Ефремичевой, Л.В. Желондиевской, Д.А.Хворостова, М.А.Ершовой, Н.Н.Пучковой и др., где даны методические основы обучения школьников текстильным художественным ремеслам таким, как вышивка, ручное ткачество, аппликация, макраме. Авторы ставили целью формирование творческой активности личности в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре.
Рассмотренные выше научные труды решают проблему развития творческих способностей средствами текстильной пластики, однако они недостаточно используют весь потенциал развивающих средств текстильных структур. При этом в процессе исследования традиционных видов структур народов Востока, авторы особо подчеркивают развитие национального самосознания в процессе обучения художественным текстильным ремеслам". Текстильные структуры народов Карачаево-Черкесии в этом направлении недостаточно изучены, нет современных методик преподавания, они не входят даже составной частью в специальную литературу по этому профилю.
Нет исследований конкретной направленности в области текстильных промыслов для учащихся подросткового возраста. Использование народного декоративно-прикладного искусства, в частности текстильных промыслов, в процессе формирования творческой активности школьников, способствует воспитанию у них чувства патриотизма, любви к Родине, развитию художественной культуры.
Все вышеизложенное убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.
Проблема данного исследования заключается в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по текстилю и формирования творческой активности учащихся.
Решение этой проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - творческая деятельность учащихся подросткового возраста на занятиях по текстилю.
Предмет исследования - формирование творческой активности учащихся, средствами декоративно-прикладного искусства в процессе изучения текстильных материалов.
Гипотеза исследования - формирование творческой активности учащихся, средствами декоративно-прикладного искусства в процессе изучения текстильных материалов будет наиболее успешным, если:
- структура содержания существует как динамичная система,
адекватная конкретным условиям педагогического процесса;
- система заданий адаптирована для разного уровня сложности и
степени подготовленности учащихся (индивидуальный подход);
-теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью учащихся;
обучение ориентировано на национальные традиции;
предлагаемый объем знаний, формы и методы ведения занятий, опирающиеся на современную научно - теоретическую базу, будут внедрены в систему занятий учащихся 5-7 классов.
Задачи исследования: -изучить научно-теоретические основы формирования творческой активности в процессе занятий художественными текстильными промыслами;
-проанализировать психофизиологические, педагогические и дидактические основы развития творческой активности учащихся;
-рассмотреть исторически сложившиеся технику, технологии и методы обучения текстилю;
-изучить современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области художественных ремесел, в процессе приобщения текстилю;
-разработать структуру и содержание занятий по художественной обработке текстильных материалов для учащихся 5-7 классов;
-выявить возможности диагностики и критерии оценки уровней творческой активности личности учащихся;
-экспериментально апробировать разработанную систему обучения с комплексом учебных заданий различной сложности;
Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:
-изучение, анализ и обобщение научно-методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме исследования; -анализ существующих учебных программ по художественным промыслам и текстилю для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования;
- наблюдение за познавательной и творческой деятельностью учащихся на
занятиях народным декоративно-прикладным искусством;
- проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам,
методам и приемам обучения с целью проверки эффективности
разработанных педагогических условий;
- статистический анализ и проверка полученных результатов .
Научная новизна исследования:
- решена актуальная проблема и разработана методическая система развития
и формирования творческой активности средствами декоративно-
прикладного искусства на примере текстильных структур Карачаево-
Черкесии;
- определена образовательная, воспитательная и развивающая роль
декоративной деятельности учащихся на примере художественной обработки
текстильных материалов, ее влияние на формирование их личностных
качеств;
- выявлена возможность использования занятий текстильными промыслами
для изучения национальной художественной культуры .
Теоретическая значимость определяется тем, что:
- уточнены основные компоненты творческой активности учащихся
подросткового возраста;
- определены критерии эффективности формирования творческой
активности учащихся подросткового возраста посредство»!
использования текстильных материалов Карачаево-Черкесии;
-разработана структура, содержание, формы и методы организации занятий
по текстилю с учетом национальных художественных традиций и
общепедагогических требований изучения предметов эстетического цикла в
школе;
Практическая значимость определяется тем, что:
разработана универсальная программа по курсу «Этнотекстиль» для системы художественного образования, направленная на развитие творческой активности учащихся;
текстильные структуры народов Карачаево-Черкесии адаптированы технически и могут быть использованы в практической работе на простейшем оборудовании.
Достоверность исследования обусловлена
-опорой на базовые научно-теоретические положения в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии и по вопросам развития творческой активности личности учащихся;
-опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности школьников подросткового возраста. Исследование проводилось в три этапа в период с 2000 по 2005 гг.
Первый этап (2000- 2002гг.) - поисково - творческий. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная художественно-педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме, а также литература по истории развития народного искусства и народных ремесел, анализировались учебные планы и программы образовательных учреждений, разрабатывалась методика
опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формировались вопросы анкет, проводился анализ творческих работ учащихся общеобразовательных школ.
На втором этапе(2002- 2004 гг.) основное внимание уделялось опытно экспериментальной работе. Охваченный период времени позволил объединить в единой методике результаты достаточно длительной исследовательской и опытно- экспериментальной работы по разработке локальных особенностей, базирующихся на основе сочетания интернациональных и конкретно национальных традиций, общих требований, предъявленных к преподаванию декоративно- прикладного искусства в образовательных учреждениях республики.
На третьем, заключительном этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ
опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты,
вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Исследование проводилось в средних школах №1, №4, №5, №6 г.Карачаевска, в школах Карачаевского района, г. Усть-Джегуты, Усть-Джегутинского района, г. Черкесска.
В исследовании приняли участие 230 учащихся 6-7 классов.
По итогам исследования опубликованы следующие работы:
Роль искусства в формировании эстетического отношения к
действительности/Алиевские чтения//Материалы научной сессии
преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2001.-367с.
В поддержку традиций народного искусства//Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. Науч.-практ. конф. Ростов-н/Д: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та,2001.382с.
Место и значение уроков изобразительного искусства среди предметов художественно-эстетического цикла в современной образовательной школе/Алиевские чтения//Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2002. - 367с.(в соавторстве с Батчаевой З.Ю.)
Народно-декоративное прикладное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания и общего развития учащихся/Алиевские чтения//Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2003. - 386с. Структура и объем работы. Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, терминологического словаря и приложений.
Основы психологии творчества
Проблема творчества, способности к творчеству занимала умы мыслителей всех эпох развития мировой культуры и была предметом изучения самых различных отраслей наук: философии, психологии, педагогики, физиологии, культурологии. В связи с этим определение понятия «творчество» широко и неоднородно. Одни ученые считают, что творчество характеризует лишь социально-значимые открытия. Другие видят творчество в открытиях, которые делает человек для себя.
Предметом дискуссий сегодня выступает комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятий творчества, культуры, деятельности, активности, а также с пониманием взаимосвязи между ними. Они не просто пересекаются по всему содержанию, но часто определяются одно через другое. Не меньшие споры вызывает вопрос о критериях творчества, о тех понятиях, которые являются приоритетными в рамках теории творчества, о специфике того или иного вида творческой деятельности.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам творчества, позволил нам выделить несколько направлений в понимании, а, следовательно, и в исследовании креативности.
Представители первого направления изучают творчество по его продуктам, т.е. рассматриваются основные характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость (Ф.Джаксон, С.Мессик, К.Тейлор, Д.Тейлор и др).
Ф.Джаксон и С.Мессик [206] выдвигают развернутую, концептуальную схему, отражающую, с одной стороны, критерии для оценки творческого продукта, а с другой, - личностные характеристики, увеличивающие вероятность создания продукта, который их удовлетворяет. Они выделяют 4 существенные характеристики творческого продукта: необычность, полезность или соответствие, трансформацию и конденсацию. Создание продуктов с такими характеристиками предполагает, что личность обладает релевантным когнитивным стилем. Среди релевантных стилей, способствующих продуцированию необычных ответов, они особо выделяют толерантность к непоследовательностям и толерантность к данным, противоречащим прошлому опыту индивида.
Вторая характеристика - полезность. Она постигается легче теми людьми, которые более чувствительны к требованиям своего окружения. Эта чувствительность может быть связана с сознательным анализом взаимосвязей между отдельными сторонами предмета, но существует и чувствительность, основанная на его интуитивном восприятии.
Интуитивный тип восприятия и мышления встречается чаще у интровертированного типа личности. Творческий продукт, таким образом, больше зависит от новых взглядов, чем от новых знаний.
Третий фактор - трансформационные возможности самого творческого продукта - способность видеть вещи такими, какие они есть, независимо от их символьной репрезентации, стереотипного функционирования или непосредственных потребностей индивида.
Четвертый критерий - конденсация, т.е. творческие достижения, проявляют поразительную устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые стороны [158, С. 20].
Характерные особенности и технические приемы создания текстильных структур народов КЧР
Неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности является традиционное народное искусство. Коллективный характер, являясь определяющей чертой народного искусства, проявляется в преемственности многовековых традиций. Из поколения в поколение сохранялись традиции народного художественного творчества. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя за рамки традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в творчестве мастера- одна из характерных черт народного искусства. В вариантности произведений народного творчества органически сочетаются и многовековая традиция художественной деятельности многих поколений людей и неповторимость личности мастера.
Таким образом, в народном творчестве народное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя, и обогащая друг друга.
В народном искусстве преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Ручной характер труда дает возможность мастеру импровизировать, вносить в традиционные формы свои творческие варианты, иметь «свой почерк», отличный от «почерка» других мастеров.
На протяжении многих веков разными поколениями отрабатываются и шлифуются творческие приемы народного искусства. Благодаря этому многие произведения народных мастеров достигают вершин художественного совершенства, в них неразрывно сочетаются назначение предметов и его выразительность и декоративность. В художественной образности произведения народного искусства - всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Стремление народа к гармонии, красоте, праздничности выражает оптимизм народного мировоззрения, веру народа в лучшее будущее. Произведения народного искусства всегда поражают глубокой логичностью и совершенством форм, удивительной завершенностью художественного решения. Художественное совершенство предметов народного искусства отражает реалистичность мышления народа, связь с жизнью, его понимание нерасторжимой связи формы и содержания в искусстве.
Изменения, происходящие в обществе, не могут не отразиться на развитии народного творчества. Постоянно развиваясь и изменяясь, народное творчество никогда не теряет связи с настоящим: народные мастера всегда находят для своих произведений современные мотивы.
Национальные особенности искусства разных народностей, передаваясь из поколения в поколение, сохранились, и по сей день. Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных столетиями, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Народное искусство, возникая на ранних стадиях человеческого развития, сопровождает его на всех этапах его жизни и составляет основу всякой национальной культуры.
В этнической культуре каждого народа сосредоточено его национальное богатство, которое обладает общими для всех культур нравственными принципами и представлениями о добре и зле, справедливости и честности, долге и чести. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических условиях, вырабатывает только ей присущие быт, мироощущение, миропонимание. Н.А.Бердяев, отмечая значение и тесную связь национального и общечеловеческого в национальной культуре, пишет, что национальное и общечеловеческое в культуре не может быть противопоставляемо, общечеловеческое значение имеют вершины национального творчества [17,С. 19]. В то же время любая этническая культура имеет свою индивидуальность, и эта специфика обуславливается теми объективными условиями, в которых исторически складывается судьба того или иного народа. В связи с этим актуализируется идея развития этнопедагогики, которая исследовала бы педагогический опыт народа, выявляла возможности и эффективные пути использования вековых традиций воспитания, заложенных нашими предками, в современной образовательной практике. Творческое использование элементов традиционного народного искусства раскрывают перед преподавателями дополнительные возможности в плане воспитательного воздействия.
Анализ существующих программ
Разработка теоретических основ, представленных в 1-ой главе диссертационного исследования и конкретизация этих положений позволили сформулировать и разработать совокупность педагогических условий для введения национально- регионального компонента в процесс формирования творческой личности учащихся посредством народного декоративно-прикладного искусства. Задачей данного параграфа является выявление специфических особенностей организации системы художественно-эстетического воспитания в Карачаево- Черкесии.
Анализ данных констатирующего этапа исследования определил поиск путей и средств компонентов процесса творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно- прикладным искусством.
При проведении формирующего эксперимента преследовалось цель доказать эффективность процесса формирования творческой активности учащихся во время занятий народным декоративно- прикладным искусством (на примере текстильных структур Карачаево- Черкесии).
Для достижения поставленной цели в ходе формирующего эксперимента ставились следующие задачи:
- проверить результативность выдвинутых педагогических условий реализации национально- регионального компонента в процессе формирования творческой активности учащихся посредством народного декоративно- прикладного искусства.
- проанализировать ход и результаты опытно- экспериментальной работы ;
- экспериментально проверить содержание, формы, методы и средства использования народного декоративно- прикладного искусства в педагогическом процессе образовательных учреждений Карачаево-Черкесии. Известно, что возможности учебных предметов в системе образования по дополнительному введению материалов народного декоративно-прикладного искусства ограничены. Потому мы решили разработать и внедрить специальный курс «Этнотекстиль». Наиболее приемлемой формой организации обучения по апробации курса « Этнотекстиль» мы сочли кружковые занятия.
В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, исторически сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры . Особо значим этот постулат в тех регионах Российской Федерации, где народные художественные промыслы имеют многовековые традиции и сохраняют творческий потенциал.
Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству базируется также на том, что он складывается столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а, это, в конечном тоге, позволило создать, отобрать наиболее удачные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и художественные эталоны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребенок должен впитать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры - забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта российского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед учащимися живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.