Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования творческой активности студентов 16
1.1, Декоративно-прикладное искусство Казахстана как основа формирования профессиональной подготовки студента 16
1.2. Педагогические условия развития творческой активности студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству 40
Глава 2. Психолого-педагогические основы, способствующие формированию творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Казахстана 53
2-1. Психологические факторы, влияющие на формирование художественно-творческих способностей студентов в процессе занятия декоративно-прикладным искусством 53
2.2. Дидактические принципы формирования основы декоративно-прикладного искусства 73
2.3. Разработка методики проведения экспериментальной работы, направленной на формирование художественно-творческой активности студентов 82
Заключение 114
Список литературы 117
Приложение
- Декоративно-прикладное искусство Казахстана как основа формирования профессиональной подготовки студента
- Педагогические условия развития творческой активности студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
- Психологические факторы, влияющие на формирование художественно-творческих способностей студентов в процессе занятия декоративно-прикладным искусством
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Актуальность исследования определяется неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства в творческом развитии студентов, поскольку учебно-творческое занятие по художественной обработке материалов является продолжением учебного процесса по рисунку, цветоведению, проектированию, материаловедению и входит составной частью в систему специальной подготовки художника-прикладника. Цель учебно-творческих занятий - закрепление и расширение полученных студентами знаний и навыков на занятиях ДЛИ, формирование умений их творческого применения при создании изделий в условиях освоения конструкций и форм различных предметов декоративного искусства, что значимо в формировании художественных способностей будущих художников-прикладников в целом- Изучение свойств различных природных материалов, их художественной проработки, а также рост профессионального мастерства и творческого уровня в овладении техникой и технологией различных видов декоративного искусства должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей специалиста. Этим обусловлена актуальность данного исследования, т. к, творческий подход к созданию орнаментального образа, декоративных изображений основывается на знаниях, полученных при изучении предметов изобразительного искусства, а также на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с окружающей средой,
С начала обретения независимости суверенный Казахстан принимает беспрецедентные меры по сохранению и воссозданию богатого культурного наследия, преумножению современной национальной культуры, фольклора, традиций, обычаев, реконструкции значительных методико-культурных и архитектурных памятников и изделий декоративно-прикладного искусства. Во всем мире известны и признаны уникальные памятники архитектуры Отрар, Арыстан-Баб, Ходжи Ахмед Яссауи, Тамгалы, внесенные во Всемирный культурный список ЮНЕСКО.
Для осуществления ускоренной модернизации страны важнейшую роль играют вопросы реформирования образования, науки и культуры. Указом президента Казахстана Н.А. Назарбаева в 2004 г. утверждена государственная программа «Культурное наследие», где проблема воспитания выделена в качестве одного из государственных приоритетов.
В связи с этим в настоящее время создаются предпосылки к обновлению содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения. В соответствии с программой «Развитие образования на 2005-2010 гг.» главным ориентиром является реформа художественно-эстетического воспитания молодого поколения средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, В этом деле важнейшее значение имеет искусство и, прежде всего народное декоративно-прикладное искусство, охватывающие целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема формирования творческой активности и профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-графических факультетовх при обучении декоративно-прикладному искусству и изучении специфики казахских народных художественных ремесел в процессе художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.
Проблема формирования творческой активности студентов и художественного мастерства всегда находилась в центре теории изобразительного искусства. В исследованиях АД Алехина, М.В. Алпатова, ПВ. Беды, В,В. Ванилова, Н.Н. Волкова, Е.С. Громова, ИМ. Даниэля, Н.П. Крымова, К.Ф. Юона, В.М. Никифорова, B.C. Щербакова, Е.В. Шорохова, уделяется серьезное внимание раскрытию и поиску закономерностей формирования художественного мастерства в творческой деятельности художника-прикладника. Пути активизации творческой деятельно-
ста и реализации задач художественно-профессиональной подготовки раскрываются в научно-педагогических работах Ю. М. Алиева, К. Ж. Амиргазина, Ж. ILL Балкенова, Б. Г. Гагарина, А. В. Данилова, Ж, Н. Джусупова, Е. П. Зальцман, II В. Зинченко, У, Ш. Ибрагимова, В. В. Корешкова, Л. Г. Медведева, Н, Г. Назаровой, Л. А, Пановой, С. С. Терзяна, И. В. Солодухина, М. М. Старикова, Е. В. Шорохова, С. П. Ломова, В. В. Корешкова, А. И. Иконникова, Н. К. Шабанова.
В современной науке проблема формирования творческой активности студентов не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, психологии, педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии - Л. А. Зеленова, Л. И. Новико-вой, К. М. Кантора, В, П. Кузьмина, Э. Г, Юдина; в области этики и эстетики -В, Р. Аронова, О. И, Генисаретского, Г. Глызычева, Ю. Б. Соловьева, И, А. Спича-ка, С. О. Хан-Магомедова, Л. М. Холмянского, Е. Д. Щедрина и др.
Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования творческой активности студентов рассматривались АД. Алехиным, Н.Н, Анисимовым, Е. А. Василенко, Л. Е. Выготским, В.П. Зинченко,
B. С, Кузиным, Б, Т. Лихачевым, А. М Леонтьевым, И. Я, Лернером,
C, Л. Рубинштейном, В. А. Сластениным, Е. В, Шороховым, Л. А. Ивахновой, и их
основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.
Проблемы использования разных видов декоративно-прикладного народного искусства в подготовке будущих учителей анализировались Т. Е, Астровой, К. Ж. Амиргазиньш, А. А. Беловым, П. Г. Демчевым, В,И. Коваленко, А. И. Ковешниковым, В, В» Корешковым, Б. В. Нешумовым, А, С. Хворо-стовым, Л. М. Холмянским, Г. В. Черемных, Е. Д. Щедриным, Т. Я. Шпикаловой и
ДР-
Состояние теории и методики преподавания основ декоративно-прикладного искусства на сегодняшний день позволяет научно обосновать про-
цесс формирования основ творческой активности студентов в ходе обучения декоративно-прикладному искусству.
Рассмотрению научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвяшен ряд трудов и пособий методического характера. Проблема формирования личности, ее всестороннего и гармоничного развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривалась в работах
В. Г. Афанасьева, Е. А, Ануфриева, Г, М, Гака, М С- Качана, С. М- Ковалева, В. А. Разумного, А- К. Рычкова, А. Г. Харчева, И. Т. Фролова и др. Изучение этих исследований позволило сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании творческой активности студентов ХГФ, так как вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства во многих работах уделяется больше внимания, нежели их художественному мастерству при изучении декоративно-прикладного искусства. Устранения этого противоречия в процессе обучения видам декоративного искусства и развития творческой активности студента делает нашу работу еще более актуальной.
В специальной научной литературе по методике обучения декоративно-прикладному искусству, по психологии искусства, художественной педагогике указывается, что данная проблема тесно связана с развитием художественно-творческих способностей студентов, их эстетической самодостаточностью и поэтому требует обстоятельных исследовании.
В программах по видам декоративно-прикладного искусства (ткачество, войлок и т. д.) для художественно-графических факультетов, на наш взгляд, недостаточно конкретизированы цели и задачи учебных заданий по овладению закономерностями основ ДЛИ, не вполне обоснована взаимосвязь теоретического курса с практическими занятиями по видам ДЛИ, Содержание учебных программ по ДПИ предполагает лишь изучение отдельных закономерностей декоративного изображения и орнамента, при этом развитие творческого начала становится второстепенной задачей. При обучении видам ДПИ роль и значение художественно-
го мастерства будущего учителя должны рассматриваться целенаправленно, необходимо изучать историю развития искусства и образования в области художественного творчества, следует акцентировать внимание на декоративном искусстве. Учебные программы по ДПИ художественно-графических факультетов (ХГФ) практически не предусматривают изучение историко-теоретических вопросов, хотя в историко-теоретических трудах М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, Ю. И. Грен-берга, Н. R Волкова, А- С. Хворостова, В. В. Корешкова, Анри де Морана, Л, Е. Фрейнберга, Б. А. Успенского значение основ ДПИ в мировом искусстве, исследовано глубоко и полно.
Место и роль изобразительного и декоративного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей исследовал К, Ера-лин. В работе М С. Марзаханова и Е. С. Асалханова решаются вопросы дидактической подготовки будущих учителей декоративного искусства к развитию творчества учащихся. Проблемы художественно-творческого развития студентов в процессе практических занятий по видам ДПИ рассмотрены Ю, М Алиевым, Н. Г. Назаровой, Л. А. Пановой, А. А. Сихаевым.
В исследованиях преобладает анализ отдельных компонентов профессионального становления будущих художников-прикладников, отмечается необходимость поэтапного освоения художественных средств отдельных видов ДПИ. Од-нако вопросы освоения основ ДПИ как четко сформированной системы, образующей комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих заданий, не получили должного освещения. Нерешенность их в методике преподавания видов ДПИ, на наш взгляд, остается достаточно серьезной проблемой, что, с одной стороны, влияет на качество преподавания цикла дисциплин по ДПИ, с другой - на уровень профессиональной подготовки художника ДПИ и творческой активности студента.
Сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню мастерства будущих художников-педагогов и отсутствием научно-
обоснованной системы поэтапного освоения закономерностей основ ДПИ, позволяющей педагогам вуза успешно решать учебно-творческие задачи по видам ДПИ в процессе обучения студентов, обусловило выбор темы диссертационного исследования. Основополагающая проблема определяется поиском оптимально продуктивной методики поэтапного освоения основ ДПИ, обеспечивающей высокий уровень основ художественного мастерства и формирования творческой манеры художника ДПИ.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных методов преподавания н разработке методики обучения на примере казахского декоративно-прикладного искусства, способствующих формированию творческой активности студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные формы, методы работы и апробировать концепцию формирования творческой активности студентов.
Объектом исследования является процесс обучения декоративно-
прикладному искусству студентов художественно-графических факультетов в ус
ловиях прохождения специализации по ткачеству. *
Предмет исследования - процесс формирования творческой активности студентов, направленной на освоение традиций народного декоративно-прикладного искусства, способствующей развитию художественного мастерства.
Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет проводившаяся поисковая экспериментальная работа со студентами ХГФ позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству повышается, если:
- определить его основные виды, способствующие развитию творческих способностей студентов;
будут учтены традиции народного творчества и разработана методика использования изобразительной деятельности;
в процессе обучения будут широко использоваться различные материалы, современные технологии, а также различные методические приемы, художественные средства достижения выразительности народного декоративно-прикладного искусства.
Проблема» цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
Изучить научные труды по философии, художественной психологии и педагогике, художественно-творческой практике, искусствоведению, методике обучения декоративно-прикладному искусству. Провести анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования, чтобы выявить виды ДЛИ, наиболее способствующие развитию творческих способностей студентов и наиболее эффективные методы в процессе формирования художественно-творческих активности студентов.
Проанализировать характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков и творческих способностей у студентов.
Изучить современное состояние проблемы формирования творческой активности у студентов художественно-графических факультетов, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.
Определить педагогические условия и эффективные пути формирования творческой активности студентов.
Опираясь на систему освоения художественно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства, построить теоретическую модель формирования основ творческой активности будущего художника-прикладника.
6. Разработать и теоретически обосновать методику активизации учебно-
познавательной и творческой деятельности у студентов с учетом традиций народ
ного искусства.
7, Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой ме
тодики формирования творческой активности студентов в процессе обучения
декоративно-прикладному искусству.
Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:
1 .Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по народному и декоративно-прикладному искусству.
2.Анализ учебных программ и государственных образовательных стандартов по специальности ДЛИ, используемых на различных художественно-графических факультетах.
З.Наблюдение и анализ учебной и творческой деятельности студентов на занятиях, во время просмотров и во внеурочное время,
4.Анкетирование и тестирование студентов.
5,Опросы студентов на занятиях,
6.Беседы со студентами и преподавателями,
7.Научный эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий) как основа для нахождения эффективной методики формирования творческой активности студентов при изучении декоративно-прикладного искусства.
Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области философии, психологии, педагогики, декоративно-прикладного народного искусства, дизайна среды, теории и истории искусств, теории и методики обучения изобразительному и декоративно- прикладному искусству. Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2000-2003) изучалась лшература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, анализировались данные констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2003-2005) был проведен анализ действующих учебных программ и учебных пособий по ДЛИ, построена теоретическая модель формирования основ творческого мастерства, предложены критерии и показатели, характеризующие возможные уровни творческой активности, разработана методика изучения сформированное у студентов изучаемого качества. Полученные результаты позволили разработать методику формирования основ творческой активности и мастерства будущих художников-прикладников. Разработанная методика дала возможность провести поисковый эксперимент.
На третьем этапе (2005-2007) по результатам поискового эксперимента на художественно-графических факультетах Казахского национального педагогического университета им. Абая, Казахской Академии искусств, в Республиканском институте усовершенствования учителей проводился эксперимент по освоению основ декоративного искусства как условия формирования творческой активности студента; систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-педагогической работы, сформированы выводы и составлены методические рекомендации в качестве дополнения к содержанию программы «Ткачество» интегрированного курса «ДПИ» и «Технология материалов». Анализировались окончательные результаты проведенной научно-практической работы и на основе их анализа был написан основной текст диссертации.
Научная новизна исследования: - Проведен научный и историко-теоретический анализ основ декоративно-прикладного искусства Казахстана, способствующих формированию познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у студентов.
Выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности студентов. Главные из них - интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного декоративно-прикладного искусства как эффективного средства развития творческой активности.
Научно обоснована методика проведения занятий, оптимально соответствующая развитию творческой активности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Республики Казахстан в условиях изучения ДЛИ, заключающаяся в эффективном использовании новых информационно-технологических средств и методов индивидуального подхода в процессе овладения технологическими операциями декоративного искусства,
Определены художественно-выразительные средства решения образа в декоративно-прикладном искусстве, наиболее доступные в работе со студентами и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства на ХГФ педагогических вузов» Разработанная теория формирования художественно-творческой активности у студентов способствует становлению будущего учителя декоративно-прикладного искусства, который в школе и вузе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и в организации эстетико-художественной среды.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе полученных результатов разработаны методические рекомендации, дидактические материалы, которые направлены на формирование творческой активности студентов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства и могут быть внедрены в практику повседневных занятий по ДПИ.
Ряд положений из диссертационного исследования и выводы могут найти применение в системе художественно-профессионального образования.
Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; работой автора в качестве старшего преподавателя, заместителя декана ХГФ Казахского национального педагогического университета им. Абая в течение 10 лет, проведением занятий по декоративно-прикладным искусствам, работой со студентами в базовых школах университета и на народных промыслах. Основные положении, вносимые на защиту:
1 .Исходя из задач и требований Государственного высшего педагогического образования, овладение студентами художественно-графических факультетов основами декоративно-прикладного искусства является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста в областях народного декоративно-прикладного искусства в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культурного наследия Казахстана.
2.Формирование и развитие художественных умений, навыков, способностей и формирование эстетического отношения к казахскому декоративно-прикладному искусству положительно влияет на учебно-познавательную деятельность и поведение обучающегося, на формирование их творческого потенциала и активности.
З.При формировании творческой активности студентов и эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в вузе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений и навыков, способностей и ценностных ориентации, В результате происходят такие изменения в структуре личности студента, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.
4.Традиции декоративно-прикладного народного искусства исторически обусловлены материальной и духовной культурой народа, его национальными особенностями. Как педагогический феномен, они имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал, способствующий:
воспитанию, творческого отношения к труду,
уважения к творчеству народных мастеров,
формированию чувства красоты,
эстетического восприятия,
воображения,
вооружению студентов знаниями о специфике и традициях различных видов народного творчества (ткачество гобелена, ковра и войлочных изделий и др.).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства ХГФ Казахского национального педагогического университета им. Абая. По материалам исследования сделаны сообщения на научно-практической конференции преподавателей и студентов Казахской государственной Академии искусств.
Декоративно-прикладное искусство Казахстана как основа формирования профессиональной подготовки студента
Процесс художественного образования и эстетического воспитания студентов ХГФ не возможен без развития художественно-творческих способностей, в данном параграфе мы попытаемся проанализировать механизм влияния культурного наследия народного декоративно-прикладного искусства на формирование художественно-творческих способностей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. В результате обучения на художественно-графических факультетах педагогических вузов преследуется цель профессиональной подготовки высокообразованного художника-педагога, воспитание творческой личности. На базе изучения научно-теоретической основы декоративно-прикладного искусства культурного наследия Казахстана у студентов формируются навыки художественного творчества, наиболее полно отражаются личностные субъективные отношения к миру, законы нравственного поиска, самосовершенствования.
Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. В осуществлении этих задач особая роль отводится декоративно-прикладному искусству. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества и искусства» Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала эстетический вкус, активизирована оценку прекрасного.
Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач человечества. Декоративное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии — источника творческих замыслов профессионального искусства»
Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей современной культуры, т. к. участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с эстетическими идеалами современности и с достижениями прошлого. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса народа, именно в этом материальном виде искусства зародились основы композиции, которые являются пропедевтическими для многих современных направлений искусства.
Специфика произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что отражение действительности происходит не только через усиление интерпретационной формы живой природы, но и через организацию определенным образом фактурных, цветовых и пластических свойств, Таким образом, декоративно-прикладное искусство - как базис, основа художественной культуры и творчества благотворно влияет при формировании знаний, умений и навыков по подготовке художника-прикладника. Фундаментальная основа народного декоративно-прикладного искусства, его генезис относится к древним технологическим процессам, в конечном счете к материальным, функциональным, утилитарным и художественным (эстетическим) потребностям людей.
Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнанна. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые неразрывно связаны между собой в процессе формирования личности.
1. Познавательное значение произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое.
2. Эстетическое значение состоит в том, что изделия народного творчества являются замечательными образцами подлинного искусства, они отличаются большим мастерством изготовления, что сказывается в их образных формах, которые веками отшлифовались народными умельцам; они развивают в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т. д. В силу этого народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение для развития всех видов изобразительной деятельности.
3. Идейно-воспитательное значение произведений народного творчества со стоит в том, что они вдохновлены любовью к родине, стремлением к гуманизму, выражают жизненные устремления и социальные взгляды народов и заключают в себе огромный воспитательный заряд.
Под народно-декоративным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей ис торией данного народа, его обычаями, обрядами, традициями, празднествами, хозяйственной промысловой деятельностью, постройкой жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось и передавалось из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде старых мастеров, дети уже в раннем возрасте мастерили разные орудия труда, стремясь вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали их отцы и старшие братья, Преемственность трудовых навыков поддерживалась на протяжении жизни нескольких поколений мастеров.
Как известно, казахское народное декоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю, богатые традиции и генетически связано с материальной культурой древнейших племен, обитавших на территории Казахстана еще в 1 тысячелетии дон. э.[ 14, с.15].
Для нашего исследования наибольший интерес представляют утилитарные и художественные качества изделий народных промыслов. Исследованием художественных достоинств народных промыслов занимались М. С. Мукаиов [142], Ч. Валиханов [55], А. Маргулан [133], Т. К. Басенов [33] и др.
«Народные ремесла являются выражением материальной и духовной культуры парода, - отмечает этнограф М. С. Муканов. В синкретичиости ремесла и искусства, т. е. в неразрывности материального производства и духовной культуры, лежит ключ к пониманию истинного характера народного творчества. В отличие от детища цивилизации — профессионального искусства — ремесла и связанные с ними декоративно-прикладные искусства возникли на заре человечества» [142].
Педагогические условия развития творческой активности студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
В процессе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, изучения декоративно-прикладного искусства имеет особое значение развитие потребности в творческой деятельности. Формирование специальных художественно-творческих знаний и практических навыков, художественного мышления, обогащение специальным опытом происходит в процессе разработки проекта, эскиза и изготовления изделия на занятиях специализации (войлочные, керамика, дерево, кожа и металл) по видам ДЛИ,
Прохождение занятий по специализации на начальных курсах у студентов ХГФ вызывает огромный интерес и желание творить, т. к. для них впервые «открываются двери» художественной обработки материалов, технологические операции, происходит знакомство с видами ДЛИ, с инструментами и оборудованием и т. д.
Таким образом, выбор специализации и выполнение студентами практических работ на 1-3-х курсах ХГФ педвузов Казахстана, не вызывает сомнения в значимости изучения видов декоративно-прикладного искусства. На начальных курсах в рамках специализации или учебного предмета курса по выбору закладываются теоретические основы композиции, средств выразительности, свойств материалов, что является одним из главных педагогических условий развития творческой активности студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.
В психологии проблемой творчества занимались В, Г. Ананьев, В, М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И, Игнатьев, В, И, Кириенко, И. Я, Кап-лунович, В. С- Кузин, Б. Ф. Ломов, Я. А. Пономарев, В. М. Теплов, П, М. Якобсон,
Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Л. М. Баткина, Г. К. Вагнера, В. В. Ван-слова, В. М- Василенко, Д. С, Лихачева, М- А. Некрасовой, С. Г- Петрова и др.
Методологический подход к изучению проблем эстетического воспитания, формирования духовного мира молодежи определен в ряде философских исследований А. И, Бурова, М. С. Кагана, Л. И. Колесникова, О, В, Ларина, Б. Г. Лукьянова, М Ф. Овсянникова, В. А. Разумнова, В. К. Скатерщикова и др.
Проблемам использования изобразительного и декоративного искусства в общей системе учебно-воспитательного процесса посвящены исследования В, И. Козлова, Т. С, Комаровой, Л. В. Косогоровой, В- С. Кузина, С. П. Ломова, В. Р. Мосиной, Е, В. Шорохова, Т. Я, Шпикаловой, А. С. Хворостова, А, А, Ун-ковскогоидр.
Основные и необходимые педагогические условия, возможности освоения композиции и художественно-выразительных средств в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в основном опираются на готовность студента к решению учебно-творческих задач, на определенный запас знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства (композиция, рисунок, цветоведение, материаловедение), без которых просто невозможно приступить к решению вопроса о формировании творческой активности студента. Говоря о сущности творческой деятельности студента ХГФ, необходимо отметить, что для нее свойственны все основные закономерности, которые характерны для творческого труда художников-профессионалов.
В іворческом процессе в изготовлении художественных изделий важную роль играет познавательные процессы, потребности» чувства волевые действия. Развитие ощущений и восприятия дает возможность воспринимать окружающие предметы и явления во всей их полноте. Благодаря вниманию человек выделяет наиболее важный для решения возникшей задачи объект, а благодаря способности запоминания использует в процессе творчества накопленные знания и умения.
Всякая творческая деятельность предполагает решение определенных задач» и это достигается в большой мере не простым восприятием, а посредством мыслительной деятельности, в результате которой на базе имеющихся знаний и умений делаются новые выводы.
По своему содержанию формирование творческой активности и художественного мастерства складывается из определенных специальных знаний» а также умений и навыков, в которых реализуется совершенное владение основными художественно-техническими приемами изобразительной деятельности по декоративно-прикладному искусству. Эти знания, технологические операции и приемы складывались и усовершенствовались веками, передаются из поколения в поколение. Но для каждого профессионального художника, работающего в области народного промысла, они являются результатом его личного вклада, опыта, изобретения, т. к. приобретаются в процессе индивидуальной деятельности.
Многие студенты 3-го курса ХГФ педвузов Казахстана владеют техникой резьбы, росписи, ткачество, знают закономерности использования выразительных средств и используют приобретенные знания и навыки в рамках учебного процесса, но для формирования творческой активности по созданию творческого произведения, самостоятельной композиции им не хватает опыта и профессионализма. Только на базе профессионального образовательного учреждения, под руководством педагога-мастера проявляются уверенность, опыт, творческая активность студента 1-3-го курсов - возможность творить-открывать новые художественные приемы, создавать художественные произведения и тем самым вносить свой вклад в развитие декоративно-прикладные искусство.
Можно предположить, что творческое отношение к профессиональной деятельности является одним из основных педагогических условий, обеспечивающих включение личности в самостоятельный сбор научной, художественной, искусствоведческой, этнографической информаиии и формирование у студентов на этой основе прочных профессиональных знаний, умений и навыков.
Проблема формирования личности — одна из актуальнейших социально-педагогических проблем общественного прогресса. Новая социально-экономическая и политическая ситуация, возникшая в последние десятилетия в Казахстане, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Формирование творческой личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности в новых социальных условиях, - это проблема, решение которой потребовало поиска путей ее реализации.
Народное декоративно-прикладное искусство, воздействуя на личность, обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности. Проблема развития личности, формирования творческой активности студентов средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: значимы проблемы психологии, общепедагог ические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Психологические факторы, влияющие на формирование художественно-творческих способностей студентов в процессе занятия декоративно-прикладным искусством
Важное место в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема формирования способности к конкретным видам деятельносі и. В них показана возможность развития способностей через создание личной установки на овладение предметом деятельности, Способность к творческой деятельности приводит к успеху, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь новое, значительное, становится в известном смысле другим человеком», отмечал Л. С. Выгодский (с, 3). Занимаясь творческой деятельностью, человек изменяется, активизируется, совершенствуется. Люди от рождения наделены различными задатками, предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности. Врожденные задатки -только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических склонностей, во многом определяющихся окружающей средой, характером деятельности [61].
В нашей работе процесс формирования мастерства и творческой активности студента мы рассматриваем как процесс формирования личности будущего учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обеспечивающий соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса, а личность как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Категория «формирование личности» в нашем случае обозначает достижение высокого уровня художественно-педагогического мастерства, всестороннее и гармоническое развитие личности. Это проблема постоянно рассматривается учеными с разных точек зрения. Она неразрывно связана с категориями «свойства», «качества». Свойства личности - это признаки, присущие человеку; особенности естественной потребности и т, д- Качество личности - это система мировоззренческих, морально-политических, этических, эстетических и иных убеждений, чувств и привычек, определяющих установки и мотивы деятельности личности [64].
В определении личности и развитии ее творческой активности мы используем характеристики, данные Л, С, Выготским, В. С. Кузиным, Р. С. Немовым, В, А. Сластениным и другими учеными, которые считают, что все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими ЛЮДЬМИ Одновременно они включают в это понятие и индивидуальность, которая отличает личность от других и выступает субъектом познания и преобразования мира. Следовательно, понятие индивидуальность в психологии предполагает комплекс характеристик конкретной личности в системе межличностных и общественных отношений, где функции познания и преобразования требуют творческого подхода. Из многообразия изобразительной деятельности мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство, художественное ткачество как одно из значительных, где развиваются все стороны личности, которые можно сформировать в нескольких направлениях.
Успешность выполнения творческих видов деятельности на примере художественно-творческого труда (создание гобелена), являющихся «игрой физических и интеллектуальных сил», является, по сути, умением найти художественное освоение действительности, участвовать в ее преобразовании через воздействие на студента. Природа и механизм личностного развития обуславливают средства, факторы и комплекс психологических характеристик, обеспечивающие выполнения творческой деятельности. Средством в данном случае может выступать только сам студент как носитель сознания и воли, конкретным источником развития личностных функции могут выступать различные группы характеристик личности.
Существует несколько групп характеристик личности.
К первой группе относятся особенности протекания различных психических процессов конкретной личности, а именно: чувства, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, память, воля.
Во второй группе характеристик отмечаются биологически обусловленные особенности темперамента - холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Зависимость адекватности восприятия и характера воспроизведения в процессе художественно-творческой деятельности от характеристик данной группы очевидна. Третью группу составляют социально обусловленные характеристики личности, та направленность, которая формируется в процессе воспитания - интересы, идеалы, стремления, убеждение, мировоззрение, социальное окружение, формирующее потребность - мотивационную сферу и влияющее на становление личности,
К четвертой группе характеристик относится уровень накопленных в процессе учения знаний, умений, навыков, которые выражают степень развития личности, подготовленность, опыт.
Первая и вторая группы характеристик, объединяющие особенности протекания психических процессов и особенностей темперамента конкретной личности, базирующиеся на анатомических предпосылках структуры мозга и нервной системы, влияют на предрасположенность личности к тем или иным видам деятельности, т, е. предпосылки способностей, с которыми рождается человек. Под способностями понимают те психические качества и индивидуальные свойства личности, которые служат необходимым условием для наилучшего выполнения конкретного вида деятельности.
На основании вышеуказанных характеристик мы попытались определить условия, которые необходимы для успешного выполнения учебно-творческих заданий по ткачеству гобелена и изготовлению войлочных изделий. В основу исследования включали все три группы характеристик, которые более подробно рассматриваются в экспериментальной части диссертации во время выполнения заданий.
Формирование художественно-творческой активности студентов невозможно без творческого поиска, без выявления одаренности, без проявления природной способности студентов на начальных курсах обучения по видам декоративно-прикладного искусства- Помимо этого большое значение имеет студенческая творческая среда, в которой оказывается студент, степень его готовности и работоспособности, психологическая совместимость с коллективом, преподавателем, комплекс психофизических свойств личности, которые определяют способность человека.
Процесс формирования художественно-творческой активности сіудентов в процессе обучения видам декоративно-прикладного искусства является главной проблемой и задачей нашего исследования. Исследуя ее, нужно, прежде всего, определить, что такое способность в широком смысле и художественно-творческая способность в частности, а также, что такое «активность».
Центральным понятием концепции формирования художественно-творческой активности является понятие личности. Педагогическая теория естественно стремится рассмотреть личность как педагогический объект, т. е. как определенный вид индивида, который, как и всякий другой опыт, может осваиваться, формироваться, включаться в содержание образования, обретать деятельност-но-процессуальную форму. Логика дальнейших наших исследований была подсказана самой проблемой и задачей: если нас интересует пути и способы актуализации и формирование личностного опыта студента ХГФ, то необходимо выяснить особенность, роль, назначения, функции личностного опыта и личности в жизнедеятельности.
Особенностями творческой личности являются:
- нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);
- психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи сис темы с другими системами, социумом);
- принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).
Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер.
Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек - глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа, Развитие творческой личности возможно в случае создания определенных педагогических условий. По мнению Я, А, Пономарева, комплекс таких условий начинается с создания ситуации, благоприятствующей решению творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, созданием творческого кли-матаи т.д. [151].
В своей работе мы выделили ряд психолого-педагогических условий, создание которых, по нашему мнению, способствует профессионально-творческому развитию личности студента в процессе работы над художественной композицией гобелена.
Формирование личности и развитие творческих сил человека тесно связаны с идеями гуманизма.