Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 14
1.1 Своеобразие жизни, быта и культуры хантыйского народа 14
1.2 Интерес как психолого-педагогическая проблема в аспекте изобразительной деятельности 30
1.3 Специфика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству 44
1.4 Критерии оценки рисунков младших школьников по определению сформированности интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах 61
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 75
2.1 Исследование проявлений знаний и интереса к национальной культуре хантов младших школьников на уроках изобразительного искусства (констатирующий этап эксперимента) 75
2.2 Формирующий этап эксперимента 125
2.3 Методика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству 208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 223
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 230
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Своеобразие жизни, быта и культуры хантыйского народа
- Интерес как психолого-педагогическая проблема в аспекте изобразительной деятельности
- Исследование проявлений знаний и интереса к национальной культуре хантов младших школьников на уроках изобразительного искусства (констатирующий этап эксперимента)
Введение к работе
Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.
Как известно, эстетическое воспитание и художественное образование ставит перед собой задачу всестороннего и гармонического развития личности. Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.
Необходимо отметить, что искусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.
В настоящее время искусствознание, эстетика, педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания.
Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства хантов в условиях Крайнего Севера в начальной школе являются актуальным и своевременным, В условиях . духовного возрождения общества создались определенные предпосылки качественного изменения содержания образования в районе Крайнего Севера, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа. В этой связи народное декоративно-прикладное искусство хантов, имеющее самобытные многовековые традиции, должно быть достойно отражено в содержании современной школы района Крайнего Севера.
Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.
Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство хантов в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником материала для формирования различных сторон личности школьников и руководства его изобразительной деятельностью.
Национальная культура хантов является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского народа. Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивает бюллетень "Сибирские вопросы", выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира в Париже: "Судьба Сибирских народов - это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь... Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба" (218).
Хант Еремей Айпин в книге "Обреченные на гибель" пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефте- и газодобывающих ведомств, - "Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли" ( 1,19).
Сокращается территория проживания хантов, манси, ненцев, которые вынуждены перебираться в поселки, где оторванные от родной среды обитания и привычной жизни, деградируют от неспособности найти свое место в чужом им мире, забывают свой язык, культуру.
Поэтому перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера, в частности хантов, может быть сохранена и жить в веках в том случае, если формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Формирование интереса к национальной культуре хантов позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но формирование интереса не должно быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.
Уникальные произведения народного искусства хантов хранятся в коллекциях музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге, Тобольского государственного музея-заповедника, Томского областного краеведческого музея и музея археологии и этно- графин Сибири при Томском государственном университете. "Одно из наиболее сильных впечатлений, которое выносили все, кто соприкоснулся с настоящей жизнью хантов, - это их декоративно-прикладное искусство" - отмечал В.М.Кулемзин (109,128).
Возрождение и сохранение культуры народов Севера является важнейшей проблемой современного общества и школы, в том числе.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.
Прежде всего, чтобы эффективность обучения декоративно-прикладному искусству хантов была высокой, необходимо сформировать интерес к национальной культуре хантов у учащихся.
Проблема формирования интереса к национальной культуре нашла широкое отражение в работах педагогов В.С.Кузина, А.С.Хворостова, Н,С.Боголюбова, Т.Я.Шпикаловой и др. и рассматривалась как эстетическое воспитание и художественное образование учащихся.
Большие возможности для осуществления формирования интереса к национальной культуре хантов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в начальных классах, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствова- ла развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.
Психологи - Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Е,И.Игнатьев, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др., разрешают проблемы формирования интереса как психологической категории, потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.
В исследованиях педагогов Г.И.Щукиной, А.К.Марковой, Н.Г.Морозовой и др. раскрываются теоретические основы формирования интереса и положительного отношения учащихся к учебной, творческой, общественнополезной видам деятельности.
Анализ педагогической, психологической, методической литера туры показывает, что проблема обучения национальному искусству раз- р личных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, одна- ко вопросы, затрагивающие проблему формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству в начальных классах до настоящего времени не были разработаны. В школах Северного региона, в частности, Ханты-Мансийского округа не проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которой проживают учащиеся, педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом хантыйского народа, его проблемами. Не разработаны по изобразительному искусству и общеобразовательным дисциплинам программы, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов, и не разработаны методические указания по проведению данных занятий. Не подготовлены педагоги в школах по осуществлению данной проблемы.
В практике работы учителями начальных классов и изобразитель- ного искусства не используются методы воздействия на учащихся средствами изобразительного искусства по формирование интереса к национальной культуре хантов.
Если в некоторых школах и дается хантыйская тематика на уроках изобразительного искусства, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или выставке рисунков о родном крае, с целью отчета. Как правило, детские рисунки без систематической и последовательной подготовки на хантыйскую тему, или тему родного края бедны и скучны по содержанию.
Систематической и последовательной работы в этом направлении не ведется. Все это приводит к тому, что уровень сформированности интереса к национальной культуре хантов у учащихся остается достаточно низким, а порой учащиеся ничего не знают и не имеют никакого представления о самобытной жизни и своеобразии быта хантыйского народа, его уникальной истории и культуры.
Следовательно, в работе по формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.
Проблема исследования - заключается в разработке теоретических и методических основ эффективного формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Цель исследования - является разработка путей и методов формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, приобщение детей к художественному творчеству, обучения изобразительной грамоте, развитие образного мышления в начальных классах.
Объект исследования ~ учебно-воспитательный процесс и художественно-творческая деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - пути и средства, методические приемы и условия процесса формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования, исследования по этнографии и краеведению.
Задачи исследования : Ї) изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству; раскрыть характеристику интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству; выявить учебно-методические возможности изобразительного искусства, определить содержание, формы и методы формирования интереса к национальной культуре хантов; разработать шкалы оценочных критериев рисунков младших школьников по определению сформированное интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах; теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий на занятиях изобразительного искусства по формированию интереса к национальной культуре хантов;
6) разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на формирование интереса младших школьников к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству.
В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания изобразительного искусства, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза: формирование интереса к национальной культуре хантов в начальных классах будет происходить наиболее эффективно, если учебно-воспитательный процесс по избразительному искусству организован как специальная деятельность, характеризующаяся формированием у младших школьников положительно-эмоционального отношения к хантыйскому народу; если у школьников будет выработана активная познавательная направленность на овладение знаниями о жизни и быте хантыйского народа (его обычаях, обрядах, традициях); если учащиеся поймут значение сохранения культуры хантов как уникальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера; если развитие изобразительных способностей учащихся, направлены на создание самостоятельных творческих произведений на хантыйскую национальную тематику. Это возможно на основе организации тесной связи межпредметного обучения, систематического и последовательного обучения в данной проблеме на уроках изобразительного искусства в, частности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
1) теоретическое изучение и анализ научных трудов по психоло- гни, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографии, анализ программ по изобразительному искусству; изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы; наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной деятельности, беседы с учащимися; критический анализ детских анкет и рисунков, направленных на выявление знаний о жизни и быте хантыйского народа и на выявление интереса к национальной культуре данного народа; разработка методических указаний в виде системы заданий и упражнений направленных на формирование интереса к национальной культуре; || 5)возможность практического приобщения младших школьников к предметам хантыйской культуры;
6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах №№ 2; 6; 7 города Нижневартовска. Эксперимент охватил 285 учащихся начальных классов. Исследование состояло из нескольких этапов: на первом этапе (1993 - 1995 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования. На втором этапе (1995 - 1997 гг,) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и ф формирующий этапы эксперимента. На третьем этапе (1997 - 1998 гг,) осуществлялась систематизация и обобщенне результатов исследования І и оформление диссертации.
Научно-теоретическая новизна исследования заключается: в раскрытии характеристики интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству; в разработке оценки критериев рисунков младших школьников по выявлению сформированности интереса к национальной культуре хантов; в выявлении педагогических путей, средств и условий, способствующих эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству;
4) в разработке и экспериментальной проверке научно- обоснованной методики формирования интереса к национальной куль туре хантов в процессе обучения младших школьников изобразитель-
0 ному искусству.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию интереса к национальной культуре хантов могут быть использованы в общеобразовательных школах региона; полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования этапа формирования интереса к национальной культуре других народов.
Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения. Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по художественному развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.
Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета, на заседаниях Совета художественно-графического факультета МПГУ, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ХГФ Нижневартовского педагогического института.
Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях.
Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ № 2; 6; 7 г. Нижневартовска.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает ксерокопии наглядных рисунков, выполненных детьми в ходе педагогического исследования.
Своеобразие жизни, быта и культуры хантыйского народа
Самая ранняя, известная науке территория предков хантов находилась в лесостепи Западной Сибири. Это было в IV тыс. до н. э. Тогда предки всех ныне родственных хантам народов не были разобщены. Все племенные объединения занимались охотой, рыболовством и кроме собаки не знали никаких домашних животных. В середине I тыс. до н. э. угорская общность распалась. Предки венгров ушли на запад, а предки хантов и манси - в районы нижней Оби.
В настоящее время основная масса хантыйского населения проживает в Тюменской области. Если учитывать административное деление, то основные районы их расселения - Нижневартовский, Сургутский, Октябрьский, Ханты-Мансийский, Белоярский и Березовский в Ханты-Мансийском автономном округе и Шурышкарский, Приуральский в Ямало-Ненецком автономном округе. Общая численность хантов, по переписи 1989 г., - 22 283 чел. Их исконные поселения и угодья располагались в последние века по бассейнам Иртыша и Оби.
Исторически сложилось так, что хантыйское население не было од I нородным ни по языку, ни по культуре. Одни ученые разделяют хантый $ ский язык на две крупные группы - западную и восточную, а другие еще подразделяют западные диалекты на южные и северные. Различия между диалектами проявляются в фонетике, морфологии и лексике. Между уда ленными диалектами они настолько велики, что некоторые ученые считают возможным говорить о существовании не одного, а нескольких хантыйских языков.
Письменность была создана для хантов учеными в 1930-1950 гг. на шести диалектах и говорах: обдорском, казымском, среднеобском, шу рышкарском, ваховском, сургутском. Художественная литература в настоящее время выпускается в основном на трех диалектах - шурышкар-ском, сургутском и казымском.
В антропологическом отношении ханты являются наиболее характерными представителями уральского антропологического типа, к которому относятся также манси, селькупы и ненцы. Самые близкие родственни ки хантов по происхождению, языку и культуре - манси; особенно близки северные группы.
Вещный и духовный мир хантыйского этноса складывался веками, " если не тысячелетиями. За столь долгую историю было выработано два фонда культуры: один общехантыйский, а другой - групповой.
В 1715 г. Григорий Новицкий написал книгу "Краткое описание о народе остяцком" - первое крупное сочинение по народам Сибири (138). Почти полтора столетия после Г.Новицкого никто всерьез не занимался изучением хантов, хотя интересные сообщения о тех или иных традициях, обычаях время от времени появлялись в печати. В 1840-х гг. сразу двое молодых исследователей - финн А.М.К!астерн и венгр А.Регули - заинтере Ш совались своими далекими родственниками.
Следующий всплеск интереса к хантам приходится на конец XDC " начало XX в. В 1880-х гг. финн А.Алквнст опубликовал на немецком языке собранные им фольклорные тексты и исследования "О языке северных остяков", а затем - описание своего путешествия "Среди остяков и вогулов".
На рубеже веков в течении нескольких лет подолгу жили и работали среди хантов финские ученые УХСирелиус и К.Ф.Карьялайнен (157; 88). Первый дал подробное описание и анализ некоторых занятий и материальных объектов. Работы Сирелиуса о жилище, домашних ремеслах и средствах передвижения вошли в сборники, но имеются также две отдельные книга: "О запорном рыболовстве финно-угорских народов" и альбом "Орнаменты на бересте и мехе у остяков и вогулов". Они опубликованы в Финляндии на немецком языке.
В 1920-х годах начинает заниматься изучением хантыйского народа В.Н.Чернецов (185). Каждая его статья или книга становится настоящим открытием. Без его работ не понять древнюю историю хантов и их культуру. В.НЛернецов интересовался всем - и жилищем, и изобразительным искусством, и социальной организацией, и фольклором, и обрядами.
В 1930-х гг. участвует в создании письменности для хантов Н.Ф.Прыткова. Позднее его было опубликовано глубокое исследование по одежде хантов (146).
Интерес как психолого-педагогическая проблема в аспекте изобразительной деятельности
Прежде чем рассмотреть интерес как психолого-педагогическую проблему в аспекте изобразительной деятельности, остановимся на самом понятии "интерес".
В психологии понятие "интерес" очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок. Одни авторы толкуют его расширительно и отождествляют с направленностью личности в целом, с ее сосредоточенностью на определенном объекте, представляют интерес описательно как совокупность проявлений активности личности. Другие авторы понимают интерес не столь широко и, скорее, сближают его с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу: интерес - это актуальный мотив, это активное познавательное отношение или переживание, это эмоциональное выражение потребности.
Но все трактовки понятия "интереса" отображают множество значимых процессов - от единичных до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Различные точки зрения на интерес отражены в работах Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, А.В .Петровского, С.Л.Рубинштейна, Т.Рибо, Е.К.Стронга, Б,Г.Ананьева, НХ.Морозовой и др. Г.И.Щукина обобщила все трактовки определения интереса.
И так, "интерес" выступает перед нами:
— и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
— и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
— и, наконец, как особое избирательное (не безучастное, не индифферентное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам" (201,6).
Специальные исследования Морозовой Н.Г. , посвященные проблеме формирования интереса показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, не зависимо от других мотивов (побуждений).
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, удивлением, гневом.
К процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
На наш взгляд, изобразительное искусство, как ни один другой предмет, изучаемый в школе, способно сформировать интерес к какой-либо деятельности - учебной, трудовой, творческой. Трудно переоценить возможности изобразительного искусства в процессе формирования интереса ко всему прекрасному, искусству, культуре. В искусстве в художественной форме сконцентрировано и передано многообразное проявление окружающей действительности. Его необычайная сила воздействия на школьника заключается не только в том, что оно обогащает его знаниями о процессах и явлениях действительности, но и в том, что оно развивает и совершенствует эмоциональную сферу личности, формирует его отношение к окружающему миру. Интерес к искусству у детей свидетельствует о богатстве духовных запросов учащихся. У таких школьников гораздо легче формировать высокие эстетические идеалы (вкусы). Но чтобы ответить на вопрос, как сформировать у детей интерес к искусству, следует прежде всего научить их правильно воспринимать искусство.
В психологической литературе поднимается вопрос о сущности эстетического восприятия, и ряд авторов отмечают то существенное, что свойственно ему. А.СВыготский указывает, что восприятие искусства требует творчества. Автор придает большое значение эмоциям , особенно в начальный период восприятия (33).
Крупный психолог Б.М.Теплов также отмечал большую роль эмоций в эстетическом восприятии. Он писал, что если научное наблюдение иногда называют "думающим восприятием", то эстетическое восприятие можно назвать "чувственным восприятием, эмоциональным восприятием" (169,10-11).
Исследование проявлений знаний и интереса к национальной культуре хантов младших школьников на уроках изобразительного искусства (констатирующий этап эксперимента)
В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 285 учеников начальных классов школ № 2, 6, 7 города Нижневартовска. Анализиро валось 570 детских рисунка, 208 анкет.
Констатирующий этап эксперимента преследовал цель: определить уровень знаний учащихся о жизни и быте хантыйского народа, выявить ин-. терес к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразитель-ному искусству в начальных классах для дальнейшего исследования.
Констатирующий этап эксперимента состоял из анкетирования, выполнения специального задания и тематического рисования.
Анкетирование предлагало детям ответить на ряд вопросов, связан-ных с жизнедеятельностью и культурой хантыйского народа. Специальное задание, предлагаемое учащимся начальных классов, определяло уровень знаний детей об орнаментальном искусстве хантов. Задание состояло в следующем: на основе геометрических форм (одинаковых по форме треугольников, расположенных в полосе в ритмической последовательности) изобразить национальный хантыйский орнамент, дополнив эти формы необходимыми деталями.
Тематическое рисование представляло собой изображение на плоскости по представлению сюжетно-тематической композиции;, которая называлась "Один день из жизни хантов". Детям предлагалось изобразить любую бытовую сцену из жизни и быта хантыйского народа так, как они себе это представляют. Формат бумаги для экспериментальных рисунков был единым - стандартный альбомный белый лист, материал - акварель.
Для анализа продуктов изобразительной деятельности детей, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы избрали систему оценки критериев по выявлению сформированности интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников, разработанную нами ранее, что подробно описано в теоретической части диссертации -1.4. Используемая нами система оценки критериев стала единой для констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы.
Это позволило в ходе констатирующего этапа эксперимента определить не только умения и навыки в изобразительной деятельности учащихся начальных классов, но и выявить уровень знаний детей о культурной жизни хантыйского народа, а также интерес к национальной культуре хантов.
Таким образом, задачами констатирующего этапа эксперимента явились:
— раскрытие основных принципов формирования интереса у детей к национальной культуре и потребностей к самостоятельной творческой дея-1 тельности на занятиях изобразительным искусством;
— определение уровня знаний о жизни, быте и культуре хантыйского народа и проявление этих знаний в работе над сюжетно-тематической композицией национальной самобытности;
— определить характер эмоционально-оценочного отношения учащихся к проблемам малочисленных народов Севера, в частности, хантов;
— описание методики обработки результатов констатирующего этапа эксперимента.
Вопросы анкеты предполагали выявление минимального уровня знаний учащихся о культуре хантов и их эмоционально-оценочное отношение к проблемам хантыйского народа. Так как, у первоклассников быстрота письменного навыка еще не достаточно развита, поэтому анкетирование предлагалось учащимся 2-3 классов. Вопросы анкеты констатирующего этапа эксперимента были следующие:
1. Кто такие ханты
2. Где они живут
3. Как называется их жилище
4. Основная пища хантов
5. Основной вид деятельности (Чем занимаются)
6. Какие вы знаете национальные хантыйские праздники 7. Дополнительные сведения о хантах (Что вы еще знаете о хантах) Результаты полученных ответов представлены в таблице № 1
"Анкетирование учащихся 2-3 классов на констатирующем этапе эксперимента" в процентах (см. приложение).
Из показателей таблицы № 1, мы можем увидеть уровень знаний детей, сравнить эти знания по возрастам (между классами), проследить интерес детей к хантыйской культуре. Мы определили 4 уровня ответа учащихся:
— полный правильный ответ;
— частичный ответ;
— не правильный ответ;
— нет ответа.
Например, на вопрос "Кто такие ханты " учащиеся второго класса дали полный правильный ответ 39%, в третьем классе этот показатель составил 84%. Не правильный ответ составил во 2 и 3 классах по 1%. Это такие дети, которым не знакомо само слово "ханты", либо это дети недавно приехавшие в хантыйский край, и не знают значения этого слова (не слышали и т.д.). Детям, которые не знали ответ на вопрос, предлагалось на против номера вопроса ставить прочерк. Уровень "нет ответа" на вопрос "Кто такие ханты " составил во 2 классе 60%, в 3 классе -15%. Из показателей, рассматриваемой таблицы № \f мы видим, что наиболее высокий показатель, в целом, в обоих классах остается уровень "нет ответа", что указывает на низкий уровень знаний детей о жизни и быте хантыйского народа, и соответственно эти знания ограничивают интерес детей к хантыйской культуре.