Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Беляков, Алексей Александрович

Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников
<
Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляков, Алексей Александрович. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Беляков Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/118

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование применения средств наглядности в обучении оригами младших школьников 21

1.1. История применения наглядности в обучении младших школьников 21

1.2. Теоретические основы использования наглядности в обучении на занятиях оригами 30

1.3. Эргономические, психолого-физиологические требования к наглядным пособиям по оригами 38

Выводы по первой главе 43

Глава II. Разработка средств наглядности для занятий оригами, способствующих активизации детского творчества 46

2.1. Классификация и методические возможности средств наглядного обучения оригами 46

2.2. Научно-педагогические вопросы создания наглядных пособий, активизирующих детское творчество 57

2.3. Применение компьютера, как составной части комплекса средств наглядного обучения 65

2.4. Занятия по оригами как средство развития ребенка 71

Выводы по второй главе 76

Глава III. Экспериментальное обоснование применения наглядности как средства активизации детского творчества на занятиях оригами 79

3.1. Разработка наглядных пособий для занятий в кружке «Оригами» 79

3.2. Разработка методических рекомендаций по использованию комплекса пособий на занятиях кружка «Оригами» и критериев оценки детских работ 83

3.3. Разработка и проведение педагогического констатирующего, формирующего экспериментов 123

Выводы по третьей главе 138

Заключение 142

Список используемой литературы 145

Приложение 169

Теоретические основы использования наглядности в обучении на занятиях оригами

В настоящее время наглядность как один из принципов обучения в педагогическом процессе используется достаточно продуктивно и на должном уровне, но имеются серьезные недостатки в методике использования наглядных средств в обучении оригами. При объяснении учителем складывания фигурок прослеживается однообразие методических приемов, сводящихся преимущественно к методу «демонстрации поэтапного складывания фигурки учителем», «работе по образцу», механическому просмотру информации, таблиц с поэтапным выполнением изделия и фактически не используются в педагогическом процессе новые технологии, в том числе информационные. Если говорить о функциях наглядности в процессе обучения оригами, то необходимо принять во внимание цели, которые ставятся перед ней.

Первая основная функция наглядности - информационная, которая осуществляется через различные средства наглядного обучения с помощью воздействия на познавательный процесс, что в свою очередь проявляется во влиянии на усвоение знаний: - ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное ознакомление с материалом; - осмысление, понимание материала путем активизации мышления; -запоминание, т. е. запечатление и сохранение поступающей информации. Различные виды наглядного обучения позволяют увеличить количество источников информации двумя способами: - наглядные средства обучения как основной источник информации; - наглядные средства обучения как наглядно-иллюстративный материал. Вторая основная функция наглядности - обучающая (познавательная дея тельность обучающихся). Отбор наглядного материала, последовательность, логика его подачи влияет на восприятие, осмысление и запоминание. Воздействие на процесс познания обучающегося может быть осуществлено через пособие с помощью слова учителя, позволяющего сформулировать учебную проблему и включить ученика в активный познавательный процесс. Обращается внимание на определенную сторону или деталь изучаемого предмета или явления, воспроизводятся запечатленные ранее образы, т.е. создается опора на представления, которые необходимы в определенный момент обучения и воспитания. Третья основная функция наглядности в обучении - воспитательная. Наглядные пособия могут оказывать на обучающихся сильное эмоциональное воздействие. Краткое рассмотрение основных функций наглядного обучения дает основание полагать, что широкое его применение позволяет более полно реализовать основные педагогические и методические возможности учителя. Для того чтобы комплекс наглядных средств обучения давал качественный педагогический эффект, необходимы два условия: - учитель должен хорошо знать наглядные пособия; - учитель должен уметь методически грамотно применять их в образовательном и воспитательном процессе. Рассмотрим основные правила реализации принципа наглядного обучения на занятиях оригами: - запоминание предметов и явлений в представленных наглядных образах (на картинке или в с помощью моделей) происходит легче, лучше и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, письменной или устной форме; - воспринимать слышимое - слухом, видимое - зрением, доступное осязанию - путем осязания, запахи - обонянием; - наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления и мотивации учащихся; - понятия и абстрактные положения воспринимаются учащимися легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, образами и примерами; - наблюдения учащихся должны быть систематизированы и раскрыты; - применяемые наглядные средства обучения должны рассматривться с учащимися последовательно и в комплексе в рамках поставленных задач; - не следует увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий, это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное; - обоснованное применение современных средств наглядности (учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию). Владение в совершенстве техническими средствами обучения, компьютерными технологиями, методикой их использования; - применение наглядных средств обучения воспитывает у учащихся внимание, образное мышление, наблюдательность, интерес к учению, мотивацию к творчеству. Выбор вида наглядности зависит от ее функции и поставленных на данном занятии цели и задач. Специфика оригамной деятельности заключается в работе по различным схемам-чертежам. Каждая фигурка, даже самая простая, имеет четкую методическую последовательность складывания в виде чертежного рисунка с различными условными обозначениями. Основная задача учителя на первых этапах обучения познакомить ребенка с понятием схема-чертеж, с условными обозначениями, научить его правильно читать и понимать чертежи. Но не все дети младшего школьного возраста, в силу своих психологических и физиологических особенностей, могут правильно и быстро научиться работать по чертежу-схеме. Схемы оригамных изделий в большинстве случаев выполнены в черно-белом варианте, в жесткой чертежной манере. А цветные схемы-чертежи, демонстрирующие более наглядно процесс складывания с помощью трехмерного изображения встречаются редко и в основном в книгах зарубежных авторов, которые не всегда доступны в силу своей высокой стоимости. Как показывает практика, решение этой проблемы невозможно без совершенствования существующего комплекса наглядно-методического материала по оригами.

Классификация и методические возможности средств наглядного обучения оригами

Неотъемлемой частью профессионализма учителя являются знания в области наглядных средств обучения. Учителю необходимо хорошо разбираться в каждом виде наглядного пособия, знать его специфические и отличительные особенности, преимущества и ограничения, все педагогические и методические возможности, а также эргономические и психолого-педагогические требования которым должны удовлетворять наглядные пособия как средства обучения.

В рамках общей педагогической науки методологию наглядного обучения и научную классификацию средств наглядности разработал Н.П. Конобеевский. Широкий круг вопросов о наглядных средствах обучения освещен в трудах B.C. Кузина, Г.А. Назаревской, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева.

Само по себе многочисленное количество разнообразных наглядных средств обучения не гарантирует качество образовательного процесса. Здесь важно целесообразное практическое применение пособий в обучении младших школьников. Для того чтобы помочь учителю правильно отбирать и применять наглядные средства обучения в своей работе в педагогике разработана четкая классификация.

А.И. Васильев в своей диссертационной работе, посвященной применению наглядности в обучении тематическому рисованию первоклассников [ 45], а также Н.П. Конобеевский в своей диссертационной работе, посвященной учебно-наглядным пособиям для начальной школы дают подробную классификацию наглядных средств обучения творческим дисциплинам, которая подходит для занятий оригами [112]. В таблице 1 приведена классификация учебных наглядных пособий по оригами: Наглядные пособия делятся на две основные группы: изобразительные и натуральные. Рассмотрим их более подробно.

Натуральными наглядными пособиями являются все предметы окружающего нас мира, т. е. изделия находящиеся в пользовании человека. Также следует различать натуральный фонд и натурный фонд. К натуральному фонду относятся объекты живой природы, животные, звери, живые растения, птицы и т. п. К натурному фонду относятся наглядные средства обучения в виде муляжей, чучел птиц и животных, гербарии растений, предметы быта, различные инструменты и т. д.

Ряд изобразительных наглядных пособий представляет собой иллюстрацию предметов и явлений, созданную средствами искусства. В свою очередь изобразительные средства наглядности подразделяются на сюжетные, образные, т.е. показывающие предметы и явления в их реальном образном виде - это картины; портреты; рисунки; фотографии; условно-схематические, которые показывают в изучаемом предмете или явлении самое важное для изучения. К ним относятся таблицы, чертежи, схемы, которые могут быть графическими, текстовыми, иллюстрированными и смешанными.

Использование обучающих и развивающих таблиц на занятиях оригами можно разделить на две категории: таблицы постоянного наблюдения (Рис.1) и переносные таблицы эпизодического использования (Рис.2).

Также настенные обучающие и развивающие таблицы могут находиться в кабинете оригами постоянно (демонстрация условных обозначений и приемов складывания, таблицы, показывающие процесс работы на разных стадиях складывания фигурки, различные композиционные варианты панно и другие виды оригамных изделий).

Таблицы эпизодического использования оправдывают свое назначение если их демонстрация связана с объяснением нового учебного материала на занятии. Данные таблицы используются как помощь учителю, чтобы более наглядно пояснить тему занятия, поставить цель и задачи перед обучающимися и проиллюстрировать слово учителя. Учителю важно знать, что частая неоправданная смена таблиц на занятии и использование большего числа наглядных средств обучения затрудняет работу учителя и правильное восприятие детьми материала. - инструктивные таблицы: таблицы, предназначенные для инструктажа при выполнении практической работы или усвоение новых знаний, умений и навыков практического характера. Они содержат в себе четкие краткие указания, инструктивные рисунки, чертежи или другую важную информацию обучающимся; - познавательные таблицы : используются учителем на занятиях оригами для более наглядной иллюстрации нового материала. Благодаря применению данного вида таблиц обучающиеся получают новые знания, расширяют уже имеющиеся представления и понятия, обобщают и повторяют полученную информацию. - тренировочные таблицы: помогают обучающимся приобретать и закреплять уже имеющиеся знания, умения и навыки. Могут применяться для практической работы в рамках упражнения. Например, когда изучается сложный прием складывания бумаги, что требует соответствующих упражнений и тренировки (приемы «выгнуть наружу» или «двойная молния»), а также тренировка умения выполнять складывание не пропуская этапы; - справочные таблицы: служат для справки обучающимся, которая необходима для подсказки и напоминания содержания уже изученных занятий, чтобы дать минимум информации для стимулирования памяти, что позволяет вспомнить и лучше усвоить материал. Данные таблицы могут нести в себе информацию об условных обозначениях, приемах складывания, знаках и символах, принятых в оригами, терминах и законах; - иллюстративные таблицы: состоят из визуального ряда картинок, фотографий, рисунков и других изображений в рамках определенной темы занятия, цели и поставленных задач. Для каждого занятия используются свои иллюстративные таблицы.

Применение компьютера, как составной части комплекса средств наглядного обучения

Наглядные средства обучения, разработанные с помощью информационных технологий, могут сделать процесс обучения более наглядным, а, следовательно, более качественным для усвоения обучающимися новых знаний. Наглядные пособия, разработанные с применением информационных технологий, могут объединять в себе изобразительные, звуковые, условно-графические, видео и анимационные материалы. Подбирая для занятия пособия, выполненные с помощью компьютерных технологий, учитель должен руководствоваться четкими педагогическими и методическими требованиями к ним. В своем диссертационном исследовании мы рассматриваем этот вопрос в аспекте принципа наглядности в образовательном процессе.

Учителю необходимо знать, что любой комплекс наглядного обучения должен отвечать определенным требованиям (эргономическим, обще дидактическим, и методическим). Наглядные средства обучения: - направлены на мотивацию обучения. Наглядные средства должны вызывать интерес, быть увлекательными и познавательными для обучающихся. Учитывая, что главным стимулом мотивации обучения является проблемность, которая помогает активизировать мыслительную или творческую деятельность обучающегося, формулировка темы занятия (названия слайда, презентации) играет важную роль в правильном восприятии учебного материала. Также на мотивацию положительно могут повлиять яркие символы, метафоры, графические, иллюстративные или анимационные заставки и пр.; - должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, т. е. быть доступными. Обучающие должны получить такой объем знаний и уровень сложности в рамках одного занятия, чтобы они могли качественно усвоить новый материал, иначе он будет заучен, но не осмыслен; - материал наглядных средств обучения должен быть содержательным, отвечать позициям современной науки, более полно передавать новый теоретический материал. Грамотное и актуальное содержание наглядного пособия позволяет соблюдать последовательность, системность и прочность усвоения новых знаний; - должны быть интерактивными, т. е. способными организовывать коммуникативные ситуации на занятии. В наглядных средствах обучения, особенно выполненных с помощью компьютерных технологий, изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи). Это можно увидеть на самых простых вариантах наглядного пособия, когда обучающимся предлагается ответить на вопрос, а ответ состоит из двух вариантов - «да» или «нет». Но цифровые технологии позволяют создавать в образовательном процессе более интересные обучающие и познавательные ситуации с помощью проблемных вопросов, визуальных тестов, игровых и коммуникативных ситуаций; - наглядные пособия должны быть иллюстративными. Качественные рисунки и иллюстрации могут более наглядно пояснить обучающимся сложный для усвоения материал, где слов учителя и текста не достаточно. Графика и иллюстрации должны быть качественными и четко отвечать цели и задачам конкретного занятия, они должны быть использованы в меру и выполнять роль пояснения слов учителя. Иначе чрезмерно яркие, некачественные, многочисленные наглядные материалы могут увести внимание и мыслительную деятельность обучающихся от основной цели занятия, от должного восприятия и усвоения новых знаний; - наглядные пособия должны быть дозированными. В основном в педагогическом процессе используются готовые средства обучения. Зачастую пособия, разработанные промышленным способом, а не подготовленные самим учителем для конкретного занятия, имеют переизбыток наглядного материала. При этом учитель вынужден на занятии показывать большее число пособий, чем это необходимо. Здесь главное удержать внимание обучающихся, чтобы они не отвлекались на посторонние детали; - наглядные пособия должны быть эргономичными, целесообразными, легкими для восприятия, осмысления и запоминания с точки зрения особенностей физиологии и психологии детей младшего школьного возраста. Для медиаобразовательных средств наглядного обучения характерны следующие требования: - адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося; - визуальные, т.е. реализующие весь спектр возможностей компьютерной визуализации учебного материала. - диагностические, которые помогают использовать в педагогическом процессе разнообразные формы тренинговых заданий, а также создание портфолио обучающегося в виде индивидуальной базы данных, в которой собраны все показатели процесса усвоения материала, положительные и проблемные аспекты обучения, что облегчает работу по самообучению и саморазвитию обучающегося; - структурные, имеющие четкую систему функциональных взаимосвязей представления учебного материала с опорой на образные, понятийные и действенные компоненты; - технико-технологические, т. е. требования к режиму работы с медиаобразовательными средствами обучения и использованию изображений в данном пособии. Необходимо учитывать, что у каждого изображения есть авторские права. Источником изображения могут служить: собственные фотографии, рисунки, графические шаблоны, клипарты и изображения из библиотек цифровых образовательных ресурсов, web-сайтов или фотобанков (как правило, использование таких изображений платное на определенных условиях).

В разработке наглядных средств обучения также важен дизайн. Необходимо делать набросок будущего наглядного пособия, что позволит еще на начальной стадии разработки продумать содержание, удобство в работе, лаконичность в графическом решении и мн. др., что добавит точности в последующем изготовлении, поможет избежать нагромождения, сделать наглядное пособие качественным и легко запоминающимся. При создании образно-изобразительных наглядных учебных пособий по оригами главная задача состоит помимо верной передачи схемы-чертежа модели в том, чтобы показать наиболее характерные, типичные черты, свойства и признаки складываемой фигурки, ее особенности.

При разработке наглядных средств обучения необходимо руководствоваться методами: качества, сравнения, конкретизации, частного положения, обобщения и совмещения. При разработке наглядных средств обучения в зависимости от предполагаемой цели и функциональных возможностей применяют один из данных методов, но также не исключается возможность совмещения нескольких методов для достижения необходимого педагогического эффекта. Также невозможно разработать качественное наглядное пособие без знаний теоретического материала каждой темы занятия.

Разработка методических рекомендаций по использованию комплекса пособий на занятиях кружка «Оригами» и критериев оценки детских работ

В разработанных методических рекомендациях соблюдена четкая последовательность применения различных видов средств обучения искусству оригами. Образовательный процесс построен с постоянной сменой наглядных пособий. Применение определенного вида наглядного пособия зависит от возрастных особенностей обучающихся, сложности изучаемой фигурки и темы в целом. Там, где необходим более высокий уровень наглядности, а также в начале обучения искусству оригами, особенно при знакомстве с понятием «схема-чертеж», применяются пособия выполненные с применением компьютерных технологий. Весь курс построен по принципу: от простого к сложному. По мере изучения схем, приемов складывания, видов оригамных изделий, упор делается на большую самостоятельность обучающихся на занятии.

Разработанная образовательная программа построена таким образом, что к концу года обучения репродуктивная деятельность обучающихся снижалась до минимума. С каждым занятием все больше делался упор на самостоятельную деятельность обучающихся (самостоятельный выбор темы, видов фигурок, цветовой гаммы, поиск размеров, форм и характера фигурок и т. д.). В начале занятия, при вводной беседе, с обучающимися обсуждались различные варианты решения проблемной ситуации в форме диалога. В начале курса обучения многие воспитанники пользовались подсказкой учителя, однако, по мере усложнения требований и поставленных задач, опираясь на полученный опыт, многие воспитанники проявляли большую самостоятельность в решении проблемы.

Известно, что образовательный процесс включает в себя единство обучения и воспитания детей. Следовательно, весь комплекс экспериментальных заданий был разработан с учетом обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Также задания на занятиях оригами целесообразно чередовать по длительности выполнения, так как чрезмерно сложные и продолжительные задания могут вызывать переутомление младших школьников, а, следовательно, снижение мотивации к деятельности.

В начале года (первый уровень обучения) занятия по оригами были направлены на создание у воспитанников потребности к творческой деятельности, активности, мотивации, творческого восприятия, а также на развитие чувства вкуса, понимания и художественного восприятия изделий оригами, выявления выразительных особенностей бумаги. Обучающиеся изучали условные обозначения, приемы складывания, особенности работы с бумагой. Учились читать и понимать схемы изделий, соблюдать поэтапность в работе. Изучали историю развития искусства оригами, его связь с социальной средой. Работа велась по специально разработанным наглядным пособиям с помощью компьютерных технологий.

Схемы складывания для каждой фигурки по темам первого уровня обучения были разработаны как объемные, цветные 3-D изображения с применением компьютерных технологий (Рис. 9). В работе над методическими карточками применялись: цифровой фотоаппарат, графически программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, программы для обработки цифровых фотографий Adobe Lightroom, пакет программ Microsoft Office (Рис. 10). В объяснении нового материала также применялись презентации и специально разработанные видеоролики поэтапного складывания фигурок (высокий уровень сложности моделей в рамках первого уровня обучения).

В конце года (третий уровень) занятия были направлены на совершенствование умения складывать фигурки оригами, на умение работать со схемой-чертежом любой сложности и любого вида, в частности с часто встречающимися в книгах по оригами черно-белыми, изображениями чертежей, совершенствование активизации детского творчества и развитие потребности создания, конструирования и декорирования изделия оригами (Рис. 13). Педагогический процесс строился с использованием разработанного комплекса наглядных средств обучения оригами в рамках составленной программы, однако схемы изделий давались преимущественно в чертежах плоскостного решения, а объемные изображения схем (Рис. 14), «полуобъемные», презентации и видеоролики поэтапного складывания фигурок применялись по строгой необходимости (дополнительное пояснение складывания, модели высокой сложности).

Похожие диссертации на Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения искусству оригами младших школьников