Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ 14
1.1. Интерпретация понятия «экологический подход» в аспекте музыкально-певческого искусства 14
1.2. Эволюция обучения детей певческому искусству 37
1.3. Конструирование педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода 63
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКОМУ
ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 78
2.1. Диагностика исходного уровня обученности младших школьников певческому искусству 78
2.2. Педагогическая технология обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода 95
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Интерпретация понятия «экологический подход» в аспекте музыкально-певческого искусства
- Конструирование педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода
- Диагностика исходного уровня обученности младших школьников певческому искусству
Введение к работе
Актуальность исследования. Овладеть искусством пения в академической манере удается далеко не каждому музыканту. Голос академического певца нуждается в ювелирной обработке, умелой настройке-постановке и особой его охране. Классическое, профессиональное пение всегда было искусством высоким, обращенным к аудитории, знающей его историю и понимающей его выдающиеся образцы.
Певческое искусство, как один из древних видов музыкального исполнительства проявляется в мастерстве владения исполнителем своим певческим голосом. Его жанры (оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, церковное пение) и стили (кантиленный, колоратурный, декламационный) являются весьма разнообразными и выступают составляющими музыкальной культуры.
Эволюция певческого искусства со времен его зарождения до появления «микрофонного» пения заключалась в изменении требований и к исполнителю, и к слушателю. Воспроизведение вокальной классики с помощью звукозаписи отчасти нарушило природную основу пения и акустическое восприятие слушателем голоса певца. В связи с этим для современного этапа развития певческого искусства возникает проблема экологии слуха и голоса исполнителя, а также экологии слуха, воспринимающего образцы певческого искусства слушателя.
Экология слуха и голоса становится актуальной и в процессе обучения певческому искусству детей. В современной литературе указывается, что обучение академическому пению должно начинаться в младшем школьном возрасте (Д.Е. Огороднов, B.C. Попов, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова и др.). Это обучение идет успешно в процессе участия детей в коллективных формах творчества (театральные постановки детских опер, мюзиклов, музыкальных сказок), в которых активно используются различные технические средства.
4 Одной из причин обращения к экологическим основам музыкального
обучения детей явилось стремительное развитие техники, которая наложила
отпечаток на процесс создания вокальных произведений. Развитие множества
техник композиции, с одной стороны, успехи в области инструментального,
аппаратурного, электроакустического обеспечения музыкантов и слушателей, с
другой, явились причиной появления опасности превращения музыки в
бытовой шум.
Экологические основы образования в России вытекают из приоритетных направлений совершенствования природоохранной государственной политики, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
В различных научных источниках методологическими основами экологического образования детей и юношества являются идеи, концепции и положения, раскрывающие систему отношения человека к его связям с внешним миром, возможности и последствия изменения этой связи в интересах человечества, приоритет сохранения природной среды в решении задач социального порядка (А.А. Алдашева, Э.В. Гирусов, В.И. Медведев и др.).
В педагогической науке (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цели и задачи экологического образования в общеобразовательной школе, которые призваны формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру подрастающего поколения.
К концу XX века в психолого-педагогической науке начались дискуссии о дальнейших стратегиях развития экологического образования школьников. Поэтому в середине 90-х годов прошлого столетия, на стыке трех научных дисциплин, — экологии, экологической психологии и педагогики, - возникло новое направление - экологическая психопедагогика (С.Д. Дерябо, В.А. Левин и др.), предметом которой явилось изучение становления и развития
5 психических состояний, обеспечивающих формирование экологического
сознания личности и ощущение себя частью природы.
Решение задач экологической психопедагогики в общеобразовательной школе требовало разработки экологического подхода во всей системе образования школьников, в том числе и в системе дополнительного образования, в структуру которого на сегодняшний день входит и музыкальное образование. Таким образом, обучение школьников искусству пения на сегодняшний день нуждается в разработке и реализации этого подхода.
Все это потребовало обращения к работам экологов, философов, культурологов, психологов, педагогов и музыкантов, в которых раскрывается семантика понятий «экология» (Э. Геккель, Н.Ф. Реймерс и др.); «экологическое сознание» (А.А. Алдашева, С.Д. Дерябо, В.И. Вернадский, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, В.А. Левин и др.); «экология культуры» (Н.Н. Вересов, Э.В. Гирусов, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.); «экология музыкальной культуры» (Н.Г. Куприна, Л. Мельникас, Е.В. Назайкинский, А.Г. Юсфин). Для разработки экологического подхода необходимо было изучить и такие категории, как «художественное сознание» (Л.А. Закс, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн) и «музыкальное сознание» (Л.М. Кадцын, Г.М. Цыпин и др.), разработанные в работах ряда авторов.
Общие черты, обнаруженные при рассмотрении экологического, художественного, эстетического сознания, в процессе анализа этих работ явились фундаментом для разработки теоретических оснований экологического подхода к обучению школьников певческому искусству. Он понимается нами как концептуальная идея взаимосвязи эстетического, технического и психофизиологического (здоровьесберегающего), которая сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения школьников певческому искусству. Обучение школьников певческому искусству на основе экологического подхода рассматривается нами как
реализация этой концептуальной идеи через комплекс принципов, направленных на обеспечение безопасности работы исполнительского аппарата ребенка.
Для настоящего исследования были важны те направления вокальной педагогики и вокального исполнительства, в которых имплицитно проявлялись элементы экологического подхода (Д-Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, О.А. Далецкий, Л.Б. Дмитриев В.В. Емельянов, A.M. Малинина, В.П. Морозов, А.А. Сергеев, Г.П. Стулова, Р. Юссон и др.).
Тем не менее, анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время экология музыкального образования детей, как определенное направление в науке, еще только складывается, что является причиной неразработанности теоретического обоснования экологического подхода и его практической реализации в современных методиках и технологиях вокального образования школьников.
Все выше сказанное позволило выделить ряд противоречий:
- между социальной значимостью экологического образования
школьников и малой его эффективностью в сфере дополнительного
музыкального образования;
- между обоснованностью экологического подхода к образованию
школьников в педагогике и психологии и малой разработанностью в
педагогике музыкального образования;
- между необходимостью экологического подхода к обучению
школьников певческому искусству и отсутствием конкретных методик и
технологий его реализации.
Приведенные противоречия выявляют проблему исследования, которая заключается в поиске и определении путей обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования.
7 Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать
тему исследования: «Обучение младших школьников певческому
искусству на основе экологического подхода в учреждениях
дополнительного музыкального образования».
Цель исследования — теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогическую технологию обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников певческому искусству в системе дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования - педагогическая технология обучения младших школьников певческому искусству, основанная на экологическом подходе.
Гипотеза исследования. Успешное обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода предполагает:
- воспитание певческого голоса школьников еще в детском возрасте
(в домутационный период) в академической манере пения как
экологически выверенной и целесообразной с позиции эстетики и
психофизиологии;
- стимулирование учащихся на осознание художественно-
эстетической ценности академической манеры пения в связи с ее
экологической целесообразностью;
- организацию певческой деятельности учащихся, основанную на
принципах целостности, адаптивности, эволюционности, природосообразности
и направленную на обеспечение безопасности работы исполнительского
аппарата;
- разработку педагогической технологии, нацеленной на единство
восприятия и исполнения младшими школьниками лучших вокальных
образцов мировой, национальной и региональной музыкальной культуры.
8 В соответствии с целью и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия «экологический подход» при обучении
детей певческому искусству.
Выделить содержание экологического подхода в процессе обучения младших школьников вокально-исполнительской деятельности.
Обосновать педагогическую технологию обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность
педагогической технологии обучения младших школьников певческому
искусству на основе экологического подхода.
Методологической и теоретической основой исследования
явились: концепция экологического взаимодействия человека и природы
(Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Э. Геккель, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс,
B.C. Соловьев); идеи, раскрывающие сущность экологического подхода в
образовании (А.А. Алдашева, С.Д. Дерябо, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев,
В.И.Медведев, Л.В.Моисеева, Г.П. Сикорская, В.А. Ясвин); исследования
в области построения педагогических технологий (B.C. Безрукова,
В.И. Загвязинский, Е.В. Коротаева, В.В. Краевский, Г.К. Селевко,
В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова); теоретические положения о сущности
экологической культуры (Ф.И. Гиренок, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев,
А.Д. Урсул); основные положения теории экологии музыкальной культуры
(Н.Г. Куприна, Л. Мельникас, Е.В. Назайкинский, А.Г. Юсфин); принципы
экологической психопедагогики (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин);
теоретические основы вокальной педагогики (Д-Л. Аспелунд,
В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Ф.Ф. Заседателев,
В.П. Морозов, Д.В. Люш, И.К. Назаренко, Р. Юссон, В.И. Юшманов и др.); различные теории развития детского голоса (В.А. Багадуров, А.Д. Воинова, Е.Я. Гембицкая, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, А.Г. Менабени,
9 Д.Л. Локшин, Д.Е. Огороднов, Н.Д. Орлова, А.А. Сергеев, Г.П. Стулова);
концепции здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству
(A.M. Егоров, B.C. Кантарович, И.И. Левидов, С.Н. Трофимова,
Э.М. Чарели).
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической, вокально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; сравнение, конструирование, моделирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, дискуссия, викторина, вокальный показ педагога; методы педагогической диагностики: анкетирование, тестирование, опытно-поисковая работа).
База проведения опытно-поисковой работы — Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее МОУ ДОД) «Детская школа искусств № 4» и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 7» г. Омска. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 50 человек музыкально-театральных отделений детских школ искусств в возрасте 9-11 лет. Исследование проводилось в течение 2004-2008 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2004-2005) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области вокальной педагогики с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе (2005-2007) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание опытно-поисковой работы, ее структура и основные организационные формы; проводился формирующий
10 этап опытно-поисковой работы, осуществлялось накопление и обработка
полученной информации.
На третьем этапе (2007-2008) анализировались и обобщались материалы исследования, проводился контрольный срез опытно-поисковой работы, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определено, что обучение младших школьников певческому
искусству на основе экологического подхода в условиях дополнительного
музыкального образования практически реализуется в следующих основных
направлениях: а) сохранение и развитие голоса младших школьников, обучение
их бережному отношению к собственному здоровью; б) воспитание у них
слуховых представлений о полезном и вредном в звучании собственного
голоса, а также в звучании голосов исполнителей, поющих в разных певческих
манерах (академической, народной, эстрадной); в) исполнение младшими
школьниками мировых, национальных и региональных образцов певческого
искусства.
2. Технология обучения школьников певческому искусству на основе
экологического подхода базируется на принципах целостности, адаптивности,
эволюционности, природосообразности и состоит из нескольких этапов: 1)
обучение декламационному стилю, с использованием мелодий,
приближающихся к интонациям речи; 2) обучение кантиленному стилю пения с
использованием певучих мелодий с инструментальным сопровождением и «а
капелла»; 3) обучение колоратурному стилю пения с использованием
вокальных произведений в быстрых темпах и с украшениями; 4) обучение
умениям сочетать декламационный, кантиленный и колоратурный стиль, с
использованием вокальных произведений из детских опер, мюзиклов; 5)
обучение эстрадному стилю, приближающемуся к академическому пению.
Теоретическая значимость исследования:
1. Разработано содержание экологического подхода к обучению
школьников певческому искусству, основанное на общих закономерностях
экологического и художественно-эстетического воспитания: это
гармонизация отношения личности с окружающим миром, с самим собой и
опора на собственную созидательную и жизнеутверждающую творческую
деятельность.
2. Определено, что «экологический подход к обучению певческому
искусству» является концептуальной идеей взаимосвязи эстетического,
технического и психофизиологического (здоровьесберегающего), которая
сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе
обучения певческому искусству.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методов обучения, соответствующих направлениям и содержанию рабочей учебной программы индивидуальных занятий по предмету «Вокал» для младших школьников в учреждениях дополнительного музыкального образования и учебно-методического обеспечения образовательного процесса: нотной хрестоматии, фонохрестоматии с записями вокальных произведений, индивидуальных творческих заданий для детей, учебных материалов по здоровьесберегающим технологиям.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экологический подход к обучению певческому искусству является
концептуальной идей взаимосвязи эстетического, технического и
психофизиологического (здоровьесберегающего), которая сокращает
дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения
школьников певческому искусству.
2. Обучение младших школьников певческому искусству на основе
экологического подхода реализуется в направлениях: а) сохранение и развитие
голоса младших школьников, обучение их бережному отношению к
12 собственному здоровью; б) воспитание у них слуховых представлений о
полезном и вредном в звучании собственного голоса, а также в звучании
голосов исполнителей, поющих в разных певческих манерах (академической,
народной, эстрадной); в) исполнение мировых, национальных и
региональных образцов певческого искусства.
3. Технология обучения школьников певческому искусству на основе экологического подхода включает несколько этапов, базирующихся на принципах целостности, адаптивности, эволюционности, природосообразности: 1) обучение декламационному стилю, с использованием мелодий, приближающихся к интонациям речи; 2) обучение кантиленному стилю пения с использованием певучих мелодий с инструментальным сопровождением и «а капелла»; 3) обучение колоратурному стилю пения с использованием вокальных произведений в быстрых темпах и с украшениями; 4) обучение умениям сочетать декламационный, кантиленный и колоратурный стиль, с использованием вокальных произведений из детских опер, мюзиклов; 5) обучение эстрадному стилю, приближающемуся к академическому пению.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных по содержанию задачам исследования.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора работы на музыкально-театральном отделении МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 7» г. Омска. Основные положения исследования обсуждались на международных (Прага-Москва, 2008; Каракол, 2007; Краснодар, 2007; Таганрог, 2007; Челябинск, 2006), всероссийских (Екатеринбург, 2005; Тюмень, 2005;), областной (Омск,
13 2007) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в
публикациях сборников научных статей и тезисов докладов (Прага-Москва, Каракол, Краснодар, Екатеринбург, Омск), на заседании кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Интерпретация понятия «экологический подход» в аспекте музыкально-певческого искусства
Во второй половине XX века преобразовательная деятельность человека привела к резкому обострению противоречий между человеком и природной средой. Человечество в своей истории впервые подошло к настоящему мировому кризису, который охватывает всю живую систему. В настоящее время очевидна необходимость коренных изменений в экологическом сознании человечества, в системе отношений человека к природе.
Деятельность людей по размаху и интенсивности приравнивается к действию природных сил, что влечет за собой изменение практического и теоретического отношения человека к природе. В практическом отношении природа выступает как источник природных ресурсов, в теоретическом - как объект познания. Воспринимая природу как ценность, Ф.И.Гиренок в своей книге «Теология. Цивилизация. Ноосфера» указывает на то, что ускользание из сферы человеческого существования ценностного отношения к природе сопровождается наращиванием интеллектуальных средств научного и инженерного творчества, для которого природа является материалом для воплощения научно-технических идей [42, с.43].
В различных исторических и социальных условиях бытовали разные типы отношения человека к природе. Но ценностное отношение к ней обнаружило себя в наше время наиболее остро. Человек является не только биологическим организмом на Земле, но и предстает носителем духовного начала и новых отношений к себе и к природе. Поэтому он должен не только преобразовывать и потреблять, но и сохранять и восполнять. Решение экологической проблемы, гармонизация взаимоотношений человека и природы возможна только при условии экологического преобразования мировоззрения общественности. В связи с этим актуальным становится вопрос о всеобщем экологическом образовании, являющимся одним из приоритетных направлений совершенствования природоохранной государственной политики, сформулированных в нормативных документах (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», Указ Президента «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Проект стандарта экологического образования), цель которого - формирование экологического сознания населения.
Общественное сознание современности отстает от природопреобразующей деятельности человека, которая развивается стихийно и несет губительный характер. А.Д.Урсул считает, что человеческое сознание должно опережать бытие и направлять его по пути выживания. А для этого необходимо изменить духовную сферу человека через трансформацию его интеллекта. [174, с.8]. В такой модификации сфера искусства, в том числе и музыкального, становится немаловажной.
Проблема отношения искусства к действительности была поставлена Платоном как проблема подражания предметам. Оно пытается в звуке, форме, краске удвоить, повторить реальный мир, характер, событие, заражает эмоциями. В этой способности искусства Платон видит опасность, ибо оно позволяет манипулировать сознанием людей.
Искусство по Аристотелю понимается как творчество, а природа - как формирующий творческий принцип. Природа - есть известное начало и причина движения и покоя. Искусство, подражая природе, воспроизводит способ ее деятельности, творит и порождает организм, выполняющий различные функции. К подражательным искусствам Аристотель относит поэзию, музыку, танец и живопись. Музыкальное искусство для Аристотеля не только наиболее сильное средство воздействия на этический строй души, но и точное подобие самой души. А душа — начало живого, его природа и принцип движения [66].
«Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, в музыке через звукоинтонацию» [22, с.475].
Певческое (вокальное) искусство - один из древнейших видов музыкального исполнительства, элемент музыкальной культуры человека, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Это творческая художественная деятельность, один из способов эстетического освоения мира, способ творить по законам красоты. Вокальное искусство служит для передачи средствами певческого голоса идейно-образного содержания музыкального произведения [129, с.227].
Вокальное искусство бывает сольное, ансамблевое и хоровое, с инструментальным сопровождением и без него (а капелла); со словами и без слов (вокализация). Различается по жанрам: оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, церковное; и по стилям: кантиленный (певучий), колоратурный (умение петь в быстром темпе и выполнять украшения), декламационный (приближающийся к интонациям речи) [79, с.49-50].
Певучий или кантиленный стиль подразумевает широкое, плавное, связное, льющееся пение; декламационный стиль приближается к строению и интонациям речи (речитатив); колоратурный стиль отличается в известной мере уклонением от слова и наличием большого количества украшений, пассажей, исполняемых в быстром движении на отдельные гласные или слоги. В легкой музыке представлены жанры оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения: в народной манере, напевание в микрофон и т.п. [129, с.227].
В настоящем исследовании певческое искусство понимается нами как эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческогоголоса, на основе декламационного, кантиленного, колоратурного и эстрадного стилей.
Многовековая история певческого искусства донесла до наших дней огромное художественное достояние, которое, оказывая большое воздействие на человека, всегда являло собой фактор обогащения образа его мыслей и чувств, облагораживания окружающего его музыкально-культурного ландшафта. В этом — отражение общей идеи музыкального искусства, основная функция которого - защищать механизмы духовной жизни человека. Сосредотачивая в себе творческий потенциал человека, всемерно активизируя процессы его реализации, искусство слагает некую "оболочку" жизнедеятельности, в пределах которой формируются благоприятные условия для проявления гуманистической сущности человеческого бытия.
Какова же проблема экологии музыкального искусства? Своей целью она преследует сохранение и очищение музыкальной культуры во всем многообразии составляющих ее художественных явлений и процессов. Представляется исключительно важной как в теоретической, так и в практической плоскостях.
В своей основе проблемы экологии музыкального искусства и экологии окружающей природной среды имеют много общего. В настоящее время отмечается, что человек, внося в природу дисгармонию, загрязняя ее, бездумно истощая имеющиеся ресурсы, неумолимо подходит к черте, преступив которую он может утратить возможность контролировать ситуацию, предотвращать ее необратимые преобразования. Нечто подобное происходит и в сфере музыки. Никогда ранее человек не располагал таким арсеналом мощных средств коммуникации, не обладал возможностями для столь широкого распространения и утверждения в общественном мнении тех или иных взглядов, стереотипов мышления. Использование могучих рычагов формирования общественного сознания для утверждения потребительских ценностей, прагматического взгляда на мир может повлечь не только необратимые кризисные ситуации в сфере художественного творчества, но и иметь негативные духовно-нравственные последствия, отрицательно сказывающиеся на глобальной экологии человечества. Нарастание подобных тенденций служит стимулом для постановки экологических проблем в области музыкального искусства и является предпосылкой для формирования у людей экологического сознания.
Что же подразумевается под словосочетанием «экологическое сознание»? И как оно соотносится с музыкальным искусством?
Философский словарь дает следующее определение: «Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей» [177, с.43 6]. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком.
Конструирование педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода
На протяжении XX века в мировой педагогике делалось немало попыток технологизировать учебный процесс. До середины 50-х годов эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения. От появления электричества прошлого века до всеобщей компьютеризации наших дней в педагогике присутствует течение, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств обучения.
И сегодня значительное место в мировой педагогике продолжает отводиться развитию ТСО и максимальному использованию их образовательных возможностей: охвату аудиторий учащихся, увеличению информационной емкости и пропускной способности технических средств, индивидуализации каналов подачи учебной информации.
Сторонники технического обеспечения учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании этих средств. Соответствующие разработки направлены на создание своего рода технической среды в обучении. Вместе с тем использование технических средств в обучении постепенно привело к возникновению педагогической технологии.
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 60-х годов. С конца 60-х годов в Англии раз в два года проходят педагогические конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technology». В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. Например, в Нью-Йоркском ежегоднике по технологии образования и обучения за 1978 год, можно обнаружить ее толкование: «педагогическая технология - это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа фактов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [72, с. 10].
Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного подхода, который охватывает основные стороны разработки способов организации обучения - от постановки целей и конструирования учебного процесса до проверки эффективности работы новых учебных систем, их апробирования и распространения.
В этом и состоит главная предпосылка научного обоснования и введения в систему образования инноваций как целенаправленных изменений. Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, основываясь на заданных исходных установках - социальном заказе, образовательных стандартах, целях и задачах образования.
Конструирование педагогической технологии, по представлению В.И.Загвязинского, - это «проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты» [57, с.97].
Успех решения педагогической задачи, по мнению Н.В. Кузьминой, во многом зависит от того, в какой степени педагог обладает конструктивными умениями. Его конструктивная деятельность включает в себя проектирование: содержание будущей деятельности; системы и последовательности собственных действий; системы и последовательности действий учащихся [85, с. 120]. Проектирование обучешія, — считает М.М.Левина, - выполняет методологическую функцию, выступает как средство стимулирования психического развития обучающихся, способ формирования учебной деятельности и способ педагогического управления [91, с. 16].
Технологический подход открывает новые возможности для дальнейшего освоения различных областей и аспектов социальной, образовательной и педагогической деятельности, что, по мнению Г.К. Селевко позволяет:
- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем [157, с.7].
Педагогическая технология - новая научная дисциплина — не насчитывает и двадцати лет. Но нельзя игнорировать колоссальный опыт, который накопило практическое воспитание за весь исторический период своего развития. Уже начиная с Сократа (IV век до н. э.), выявились наиболее продуктивные способы организации взаимодействия с учеником, чтобы он мог достигнуть наилучших успехов в своем развитии.
Просматривая педагогическую деятельность выдающихся ученых, мы нашли интереснейшие решения по непосредственному воздействию личности педагога на личность ребенка. Особую богатейшую палитру тончайших психологических способов воздействия предоставляет наследие А.С.Макаренко, так широко используемое в странах разной культуры благодаря богатству именно технологических решений, найденных этим педагогом.
Общие основы технологии в системе педагогического образования раскрыты современными педагогами (В.И.Загвязинский, А.К.Колеченко, Е.В.Коротаева, М.М.Левина, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, Н.Е.Щуркова и др.). Например, В.А.Сластенин дает определение педагогической технологии как последовательной взаимосвязанной системы действий педагога, направленной на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [163, с.407]. А.К. Колеченко под педагогической технологией понимает «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями» [76, с.150]. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология является прикладной педагогической дисциплиной, обеспечивающей реальное взаимодействие педагога с детьми посредством чуткого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог [187, с.11].
class2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКОМУ
ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА class2
Диагностика исходного уровня обученности младших школьников певческому искусству
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей (далее МОУ ДОД) «Детская Школа Искусств № 4» и МОУ ДОД «Детская Школа Искусств № 7» г. Омска. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 50 человек музыкально-театральных отделений детских школ искусств в возрасте 9-11 лет.
На первом этапе (2004-2005) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области вокальной педагогики с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе (2005-2007) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание опытно-поисковой работы, ее структура и основные организационные формы; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2007-2008) анализировались и обобщались материалы исследования, проводился контрольный срез опытно-поисковой работы, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы. Наличие содержания экологического подхода определило возможность её измерения, что в свою очередь связано с выявлением критериев, показателей и уровней обученности младших школьников певческому искусству.
Компоненты, составляющие содержание экологического подхода, обусловили выбор основных критериев и показателей для определения уровня обученности младших школьников певческому искусству. В соответствии с мотивационным, когнитивным и творческим компонентами в качестве критериев в настоящем исследовании нами выделены: предрасположенность к вокальной деятельности, готовность к учебно-познавательной деятельности и готовность к художественно-исполнительской деятельности.
Критерию «предрасположенность к вокальной деятельности» соответствуют следующие показатели:
1) интерес школьников к певческой деятельности,
2) потребность школьников к вокальному обучению,
3) стремление школьников к личностному развитию в процессе обучения пению.
Критерий «готовность к учебно-познавательной деятельности» проявляется через совокупность трех показателей:
1) вокально-слуховые представления об эталонных образцах певческого искусства,
2) знания о типах голосов, певческих манерах, строении, режиме и гигиене голосового аппарата,
3) суждения об эталонных образцах певческого искусства.
Критерий «готовность к художественно-исполнительской деятельности» основывается на следующих показателях:
1) сформированность у ребенка навыков академической манеры пения, как экологически выверенных и являющихся залогом певческого долголетия,
2) способность к интерпретированию художественного образа исполняемого произведения, 3) проявление творческой инициативы.
Сформированность критериев фиксировалось нами с помощью педагогического наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, викторин, анализа детских высказываний. Степень овладения вокальными навыками и качество их перенесения определялось на контрольных уроках, академических концертах, экзаменах и концертных выступлениях с помощью аудиторского анализа певческого звука, а также записи сольного исполнения и прослушивания данных результатов.
Сформированность составляющих, характеризующих обученность младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода по каждому показателю оценивалась с помощью трех уровней: высокого, среднего и низкого.
К группе с высоким уровнем обученности певческому искусству относятся младшие школьники с повышенным для их возраста интересом к академическому певческому искусству, к разным вокальным жанрам, певческим манерам. Они часто с удовольствием слушают классическую вокальную и хоровую музыку, стремятся познакомиться с классическими произведениями отечественных и зарубежных композиторов, с духовными хоровыми произведениями. У них проявляется потребность к посещению вокально-хоровых концертов, оперных спектаклей. Дома они имеют фонотеки и видео записи вокальной и хоровой музыки, они читают книги о певцах, обсуждают их, спорят, свободно ведут диалог по поводу услышанного и прочитанного, стремятся к пополнению знаний, и проявляют способность их систематизировать. Эти учащиеся предпочитают обучаться академической манере пения. Они стремятся овладеть необходимыми качествами звучания голоса (критерий «предрасположенность к вокальной деятельности»).
Учащиеся этого уровня обладают развитыми вокально-слуховыми представлениями, способны разбираться в звучании разных типов голосов, контролировать и анализировать звучание голоса. Умеют читать нотный текст, пользуясь ладовыми и ритмическими слуховыми представлениями. Они владеют краткими необходимыми сведениями о функционировании органов голосообразования, соблюдают режим певческой деятельности, выполняют гигиенические требования (критерий «готовность к учебно-познавательной деятельности»).
В певческом голосе этих учащихся имеются необходимые качества для академической манеры пения. А именно: отмечается звуковысотная точность интонации без поддержки инструментальным сопровождением, диапазон приближается к двум октавам, в тембре слышны высокая и низкая певческие форманты, появляется вибрато в голосе, владение динамическими оттенками, умение филировать звук на выдержанных нотах. Дети владеют регистровой перестройкой, голос звучит ровно на большом участке диапазона, высокие спектральные составляющие придают голосу слышимость на большом расстоянии. Отмечается четкость дикции, гибкий переход с речевых интонаций на певческие. Учащиеся проявляют творческую инициативу при исполнении вокальных произведений и постановке музыкальных спектаклей. Они способны интерпретировать музыкальные произведения, используя тембродинамическое разнообразие певческого голоса. У них проявляется солидарность в коллективной исполнительской певческой деятельности (критерий «готовность к художественно-исполнительской деятельности»).