Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Зажицкая Светлана Юрьевна

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова"
<
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова"
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зажицкая Светлана Юрьевна. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:05-13/163

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Место и роль монографической темы в курсе литературы старших классов средней школы.

1.1. Отражение своеобразия изучения монографической темы в современной методической науке и практике 16

1.2. Специфика монографической темы в системе работы над изучением литературы русского зарубежья 27

1.3. Использование достижений современного литературоведения и методики при создании вариантов структуры изучения монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» 39

1.4. Выводы..52

Глава вторая. Пропедевтика изучения монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» (5-10 классы)

2.1. Этапы подготовки к изучению монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в 5-10 классах 55

2.2.Изучение рассказа «Гроза» (9 класс)- первый этап знакомства с творчеством В.Набокова в старших классах 66

2.2.1. Развитие навыков анализа художественного текста 69

2.2.2. Практика углубленного понимания жанровой специфики художественного текста 82

2.3 .Знакомство с творчеством В.Набокова в 10 классе 91

2.3.1. Раскрытие нравственного потенциала рассказа «Рождество» 91

2.3.2. Анализ рассказа «Сказка» как пример интегративного подхода к изучению литературного текста 103

2.4.Выводы 114

Глава третья. Практическое воплощение форм активизации познавательной деятельности при изучении монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в выпускном классе.

3.1. Особенности завершающего этапа знакомства с биографией и творчеством писателя 117

3.2.Разработка концепции анализа романа «Защита Лужина». Теория игры и

вариативность анализа игрового пространства текста 120

3.3. Шахматы и музыка в жизни и судьбе героев романа как воплощение од ной из теорий игры 132

3.4. Личность Лужина в «шахматной структуре» романа 141

3.5. Использование принципов барьерной педагогики во время урока на тему «Лужин - шахматная фигура» 150

3.6. Исследование роли актерской игры героев в процессе анализа романа 168

3.7.Выводы 177

Заключение 181

Библиография 183

Введение к работе

В Концепции модернизации российского образования до года в качестве основного результата образования декларируется достижение определенного уровня образованности школьников, под которым понимается способность к решению ими проблем различной степени сложности и значимости. Поэтому современный процесс обновления филологического образования нацелен прежде всего на «формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности».

Новое содержание школьного литературного образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к структуре уроков литературы. Ведущие российские методисты (Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Г.Маранцман, А.Г.Кутузов и другие) считают, что литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование личности, способной к самоопределению.

Наиболее эффективно, на наш взгляд, эта задача может быть решена при изучении монографической темы. Проанализировав монографии, школьные программы и методические рекомендации по изучению монографической темы в старших классах, мы пришли к выводу о том, что данная проблема актуальна, достаточно хорошо разработана теоретически и активно внедряется в практику современной школы. Традиционные и новаторские подходы к изучению монографической темы дают учителю широкие возможности для их внедрения в практику в процессе личностно-ориентированного обучения старшеклассников. Однако тема данной диссертации связана с изучением конкретной монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова», и это требует отдельного исследования. Особое внимания при этом должно уделяться знакомству не только с личностью и творчеством писателя, но и с контекстом времени, в котором создавались его произведения. А это значит, что мы должны в курсе класса открыть для учащихся практически неизвестную для них ранее страницу русской литературы — русское зарубежье, составляющее одну из ветвей истории русской литературы XX века. Актуальность темы данного исследования объясняется именно стремлением помочь учителю расширить и углубить знания учащихся о многомерном и противоречивом периоде развития отечественной словесности, с позиции XXI века дать возможность нашим ученикам увидеть уходящее столетие в исторической перспективе, открыть загадочные страницы русской культуры XX века.

Современные социологические и педагогические исследования, к сожалению, констатируют резкий спад интереса к классической литературе, к чтению вообще. Созвучно этому и высказывание старейшины русской литературы Вениамина Каверина: «Роль писателя резко изменилась. Может, это связано с тем, что роль книги стала другой. Говорят, время бумажной книги закончилось — есть интернет. Нет времени читать - слишком велика борьба за существование»/ /. Поэтому школе приходится учитывать и преодолевать и этот, создаваемый социальными условиями нашего общества, барьер, а методистам и учителям, естественно, продолжать искать и реализовывать новые формы пробуждения интереса к художественному слову в процессе получения школьного литературного образования. Именно актуальность этой проблемы послужила стимулом к поиску необычной писательской судьбы для монографического изучения в старших классах, открывающей более широкие возможности для эксперимента и реализации задач активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. Результатом поиска стало обращение к творчеству Владимира Набокова, писателя-эмигранта, неоднозначно воспринимаемого его современниками, в течение долгих лет официально не признаваемого в нашей стране и только в последние десятилетия вернувшегося в своих произведениях на родину. В отечественной методической науке накоплен огромный опыт изучения монографической темы (работы В.Я.Стоюнина, В.ИВодовозова, В.П.Острогорского, МА-Рыбниковой, В.В.Голубкова, Т.Ф.Курдюмовой, О.Ю.Богдановой, Г.И. Беленького, В.Я.Коровиной, П.Г.Воробьева, Е.С.Добычиной, И.Е.Каплана, Н.О.Корста, Е.Н.Колокольцева, К.П.Лахосского, З.Я.Рез, В.Г.Маранцмана, В.В.Агеносова, Т.Г.Браже и других). Однако поиск подходов к изучению темы «Жизнь и творчество В.Набокова» потребовал выработки новых форм, нестандартных подходов к анализу произведения, к разработке системы пропедевтической подготовки учащихся к изучению монографической темы в выпускном классе. Попытка заинтересовать, увлечь творчеством истинно талантливого, представляющего достойно русскую литературу писателя, прожившего большую часть жизни вдали от родины, сумевшего стать в результате классиком двух литератур - американской и русской, — требует от учителя широкой осведомленности в области изучения проблем русского зарубежья и творчества Набокова, а также стремления к созданию особой системы изучения монографической темы.

Анализ современного состояния теории и практики изучения монографической темы в процессе знакомства с «...великой, единой и неделимой русской литературой XX столетия, объединившей как произведения подцензурной метрополии, так и эмиграции», и, в частности, с произведениями В.Набокова, на уроках литературы в старших классах школы позволил выявить следующие противоречия;

- между возможностью введения в круг интересов подростков новых имён «возвращенной литературы» и общим снижением уровня читательского интереса учащихся;

- между насыщенностью программы информационно-аналитическим материалом и ограниченным числом часов литературы в старших классах; - между высоким уровнем разработки проблемы изучения творчества В.Набокова в литературоведении и недостаточным методическим оснащением учителей-практиков;

-между попыткой литературоведения создать целостную картину историко-литературного развития России XX века и отсутствием единого подхода к изучению литературы русского зарубежья в школьной методике;

-между стремлением понять как можно лучше особенности личности и творческого пути талантливого писателя и предлагаемой программами фрагментарностью его встреч со школьниками;

- между требованиями современной программы, готовностью учебников и методических пособий помочь учителю и консервативностью большинства учителей в отношении изучения в школе литературы русского зарубежья.

Поиск способов разрешения данных противоречий и определил направление дальнейшего исследования, его цели и задачи.

Цель исследования - разработать и внедрить в школьную практику новые методы и формы преподавания монографической темы в процессе изучения творчества В. Набокова.

Предмет исследования - система изучения монографической темы в старших классах общеобразовательной школы и гимназии.

Объект исследования - условия и формы активизации познавательной деятельности учащихся.

На основе анализа трудов современных ученых и наблюдений за процессом изучения монографических тем в старших классах школы и гимназии была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: изучение монографической темы в курсе литературы XX века выпускного класса требует системного подхода и обязательной пропедевтической работы в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способности. Особое внимание при этом следует уделять тому, что активизация познавательной деятельности должна осуществляться не только непосредственно в процессе изучения монографической темы, но и в процессе подготовки к ее изучению в предыдущих классах. В связи с этим был сформулирован основной принцип организации пропедевтической работы: она должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в выпускном классе явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся. Следовательно, сама пропедевтика способствует активизации, является стимулом пробуждения интереса к неизвестному и необычному в литературе.

Эти общие принципы пропедевтической подготовки к изучению монографической темы в классе были реализованы на материале произведений В. Набокова.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: эффективность процесса активизации познавательной деятельности старшеклассников в процессе изучения монографической темы возрастет, если:

1) в процессе обучения учащихся 9- классов будет организована пропедевтическая подготовка как освоения сложных художественных текстов, так и творчества В.Набокова в целом, что должно способствовать более эффективному восприятию учениками особенностей стиля, композиции и языка художественных произведений, изучаемых в выпускном классе;

2) при построении структуры изучения монографической темы будут учитываться возрастные особенности подростков и круг их интересов;

3) полноценное изучение монографической темы будет обеспечено такой структурой организации материала, в которой возможно использование наиболее эффективных форм и методов, активизирующих познавательную деятельность старшеклассников; 4) процесс освоения монографической темы будет представлять собой определенную систему, учитывающую полученные ранее знания и позволяющую учащимся проявить свои интеллектуальные и творческие способности.

В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать степень разработанности проблемы изучения монографической темы в методической литературе.

2) Теоретически обосновать и практически разработать систему пропедевтической подготовки в 9- классах к изучению монографической темы в выпускном классе.

3) Осуществить опытно-экспериментальную апробацию системы урочных и внеурочных занятий по произведениям В. Набокова с опорой на «игровую поэтику» художественного текста.

4) Создать благоприятные условия для повышения эффективности познавательного процесса путем раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы: метод взаимосвязи педагогического явления и сущности; метод актуализации, позволяющий акцентировать внимание на тех вопросах прошлого педагогического опыта, которые имеют особо важное значение для современности; общенаучные методы: анализа и синтеза, классификации, метод теоретических и эмпирических исследований (ретроспективный анализ, систематизация, моделирование, обобщение и сравнение), эмпирический_(изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдения, беседы, анкетирование); диагностический метод. 

Методологическую основу исследования составили научно-концептуальные положения, подходы и принципы философии, педагогики, психологии, принцип развития; идеи развития личности в деятельности; системный подход к изучению явлений и процессов; личностно-ориентированный и деятельный подходы к изучению и построению воспитательного процесса,

В работе проанализированы принципы и механизмы повышения качества и активизации познавательной деятельности учащихся, предложенные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Принципиальное значение для выполнения этой работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А.В. Запорожца, А.Р. Лурии, ПЯ. Гальперина, НФ. Талызиной, Ю.Б. Гиппенрейтер, ИВ. Вачкова, Дружинина, Ильина.

Изучены и проанализированы существующие на сегодняшний день школьные Программы по русской литературе. Исследовалась специфика изучения монографической темы в системе работы по изучению русской классики XIX века и литературы советского периода.

С целью выработки и определения своей позиции по отношению к изучению литературы русского зарубежья и непосредственно к творчеству и личности Владимира Набокова проанализированы работы русских и зарубежных литературоведов, посвященные анализу творчества писателя и особенностей эмигрантской литературы в целом (В.Е.Александров, Н.А.Анастасьев, Ж.Бло, Б.Бойд, НБукс, А.М.Зверев, А.М.Люксембург, Б.Носик, К.Проффер, Г.Ф.Рахимкулова, Э. Филд, З.А.Шаховская, С. Шифф).

В.Набоков — один из самых блестящих стилистов XX века, это художник слова, тонкий наблюдатель, не просто умеющий раскрыть характер стихии, а делающий это при помощи звукописи, цветописи и светописи. Внимательное изучение идеальных с точки зрения стилистики русского языка произведений, вероятно, будет способствовать пробуждению творческого начала у гимназистов, поможет развитию некоторых составляющих познавательного процесса, а именно: избирательного внимания, гибкого мышления и творческого воображения. Классик русской и американской литературы может выступать в роли своеобразного катализатора мыслительных процессов.

Активизация познавательной деятельность старшеклассников при изучении монографической темы на уроках литературы возможна при следующих условиях:

- информация учителя и тексты художественных произведений смогут заинтересовать учеников и стимулировать самостоятельную работу со справочным и критическим материалом;

- анализ художественных текстов вызовет у старшеклассников потребность в расширении круга чтения;

- личностно-ориентированное обучение будет реализовываться с учетом возрастных психологических особенностей и круга интересов подростков;

- использование принципов барьерной педагогики обеспечит развитие внешней и внутренней мотивации, при этом преодоление барьеров стимулирует развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также расширение их кругозора;

- различные типы и форматы уроков обеспечат преемственность в интеллектуальном развитии подростков;

- содержание литературного произведения будет восприниматься на уровне эмпатии (сопереживания) героям произведений, а знакомство с биографией писателя - на уровне восприятия особенностей Личности талантливого человека, а не простого набора фактов и дат.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены и детально разработаны на материале монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» основные принципы и условия построения системы уроков по изучению монографической темы в старших классах;

- разработана методическая структура пропедевтической подготовки к восприятию монографической темы в выпускном классе;

- предложены и практически апробированы форматы уроков и типы заданий, стимулирующие активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении монографической темы и при работе с материалами, которые учащиеся используют для более глубокого знакомства с творчеством писателя;

-разработана система изучения монографических тем, посвященных жизни и творчеству авторов русского зарубежья, на материале творчества Владимира Набокова;

- предложен вариант системы изучения творчества В.Набокова в структуре школьного литературного образования;

-научно обосновано и практически доказано влияние на активизацию познавательных процессов и творческих способностей учащихся изучение художественных текстов, интересных с точки зрения стилистики, написанных блистательным метафорическим языком.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что доказана необходимость и раскрыты педагогические возможности более глубокого изучения произведений русского зарубежья в классе; выдвинуто и реализовано теоретическое положение о необходимости пропедевтической подготовки к восприятию монографической темы в выпускном классе; теоретически разработаны форматы уроков, основанных на игровой концепции В.Набокова; теоретически обоснована возможность изучения монографической темы с максимальной опорой на автобиографическую прозу писателя и глубокое постижение стилистической манеры автора; положения диссертации послужат теоретической основой для дальнейших исследований в области методики преподавания литературы в старших классах учебных заведений разных типов. Практическая значимость исследования. Научно-методические материалы (сценарии уроков и внеурочных мероприятий, методические разработки для учителей, методика проведения семинаров и практических занятий) широко апробированы и могут быть использованы в процессе изучения любых монографических тем в системе школьного литературного образования; методические рекомендации и сценарии уроков различных форматов могут быть реализованы в урочной и внеурочной деятельности учащихся как общеобразовательных школ, так и специализированных гимназий и лицеев.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях Ученого совета и лаборатории русской словесности Института общего образования Минобразования и науки Российской Федерации. Содержащиеся в диссертации положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на первой и второй Международных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (секция методики преподавания литературы) МГОГТУ им. М.А. Шолохова (г. Москва) в и годах; на IV Международной конференции «Восток-Запад. Диалог языков и культур в контексте глобализации» (секция методики преподавания иностранных языков) Поморской педагогической академии (г. Слупск, Польша) в сентябре года; на межвузовской конференции «Кирилло-Мефодьевские чтения» (секция методики преподавания литературы) в Институте русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва) в мае года.

Теоретические разработки и практическая реализация их на уроках, во внеклассной и исследовательской работе учащихся, а также апробация положений рабочей гипотезы исследования систематически обсуждались на методических объединениях в гимназии №1 Великого Новгорода и в Новгородском Региональном центре развития образования. Давались открытые уроки с последующим их обсуждением в - гг., проводились семинары для учителей Великого Новгорода и Новгородской области. Материалы исследования были внедрены в сценарии проведения уроков и внеклассных мероприятий, проводимых учителями старших классов учебных заведений разных типов. Теоретические и методические разработки по теме исследования обсуждались в г. на кафедре славистики Поморской Педагогической Академии (г. Слупск, Польша).

В Педагогическом лицее г. Железноводска (Ставропольский край) в работе учителей литературы старших классов были частично реализованы предложения и методические разработки уроков по изучению монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова». По результатам анкетирования учителей, методистов и учащихся старших классов внесены коррективы в методические разработки, составлена программа дальнейшего перспективного сотрудничества с методистами и учителями-практиками.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап ( - гг.). Изучение литературоведческих, педагогических, психологических источников; формулирование научной гипотезы; разработка методики исследования; проведение сравнительного анализа школьных программ и учебников по литературе с точки зрения методики изучения монографической темы на материале литературы XX века.

Второй этап ( - гг.). Составление и апробация опытно-экспериментальной работы в условиях учебных заведений разных типов; разработка и внедрение системы пропедевтической подготовки в 9- классах и изучения монографической темы в выпускном классе; проведение анкетирования учителей, методистов и учащихся с целью корректировки предложенной методической системы.

Третий этап ( -2 гг.). Проведение анализа, систематизации и обобщения данных опытно-экспериментальной работы; корректировка программы; трансляция опыта; оформление диссертационной работы. Основные положения, выносимые на защиту: изучение монографической темы в курсе литературы XX века выпускного класса требует системного подхода и обязательной пропедевтической подготовки в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способности;

основной принцип организации пропедевтической работы при подготовке к изучению монографической темы в выпускном классе заключается в следующем: эта работа должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в классе явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся и опиралось на ранее полученные знания и умения;

- методика изучения монографической темы предполагает поэтапное формирование литературоведческих и методических знаний и умений. Обучение наиболее эффективно на основе реализации методической модели, включающей теоретическую подготовку и практические занятия. Наиболее оптимальной формой обучения является сочетание лекций и практической работы с текстом, включение в систему анализа внеклассных мероприятий и индивидуальной научно-исследовательской и поисковой работы;

методика пропедевтической подготовки к полноценному восприятию монографической темы и непосредственное изучение этой темы строится с учётом возрастных особенностей и круга интересов старшеклассников; опирается прежде всего на эвристический и исследовательский методы; предполагает совместную деятельность учителя и учащихся; использует приёмы обучения, обеспечивающие активизацию творческой и познавательной деятельности подростков, формирующие умения самостоятельной работы с текстом; - изучение монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в классе предполагает построение системы пропедевтической работы в 9- классах, основанной на знании возрастных психологических особенностей, интеллектуальных способностей и интересов учащихся, спроецированной на активизацию творческих потенциалов старшеклассников и вовлечение их в серьёзную литературоведческую и исследовательскую работу; 

- эффективность изучения монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в классе достигается за счет реализации системы уроков и внеурочных мероприятий, основанной на анализе игровой концепции построения Владимиром Набоковым романа «Защита Лужина» и постоянного пристального внимания к поэтике художественного слова и авторской стилистике.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. 

Отражение своеобразия изучения монографической темы в современной методической науке и практике

Проблема изучения монографической темы в современной школе относится к числу тех, по поводу которых до сих пор не выработано единое мнение учёных-методистов и продолжается научная полемика, начатая во второй половине 19 века В.Я.Стоюниным, В.И.Водовозовым, В.П.Острогорским, Ц.ГГБалталоном, А.Д.Алфёровым, А.С.Грузинским, В.Д.Даниловым. Большой вклад в разработку проблемы изучения монографической темы в 20 веке внесли М.А.Рыбникова и В.В.Голубков, идеи которых легли в основу теоретических исследований Г.И.Беленького, Т.Г.Браже, П.Г.Воробьёва, Е.С.Добычиной, И.Е.Каплана, Н.О.Корста, Т.Ф.Курдюмовой, Е.Н.Колокольцева, КМХЛахосского, З.Я.Рез, В.Г.Маранцмана, В.В.Агеносова и других.

Сочетание обзорных и монографических тем традиционно используется при реализации одной из задач школьного курса литературы - знакомства с историей русской литературы. При этом обзорные темы дают общую характеристику процесса, этапа, явления, а монографические темы достаточно подробно рассказывают о жизни и творчестве конкретного писателя и содержат анализ конкретных произведений.

Особенность монографической темы состоит в том, что, будучи посвящена одной основной проблеме, она в то же время заставляет и учеников, и учителей активно использовать информацию из совершенно разных областей человеческого знания: литературы, философии, истории, политики, социально-общественной жизни, архитектуры, живописи и т.д. Она даёт возможность в процессе знакомства с жизнью и творчеством конкретного человека показать учащимся реалии жизни той или иной эпохи, приобщить их к культурным ценностям разных народов.

Особое внимание при изучении монографической темы уделяется личности художника слова. Это оправдано, помимо прочего, особенностями психологии подростков, которые находятся в поиске идеала, примера для подражания и, как правило, легко поддаются внешнему влиянию. Поэтому от выбора персоналий и от мастерства учителя при изучении монографической темы зависит не только уровень литературного образования ученика, но и формирование его личности.

В современной методической литературе существуют различные подходы к изучению монографической темы.

О.Ю.Богданова считает, что «в центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка» /44/.

По мнению Т.Ф.Курдюмовой, в монографической теме обязательно должна присутствовать «логика постепенного овладения сведениями, которые, с одной стороны, знакомят с историей создания конкретных произведений, а с другой, постепенно накапливаясь, помогают представить всё более полную картину жизни и творчества конкретного человека. Биографические сведения способствуют заинтересованному диалогу между Автором и Читателем, обстоятельному и осознанному общению с творческой лабораторией Автора». Структура такой монографической темы может существовать в двух вариантах:

1. Рассказ о жизни + Анализ произведений + Общие выводы.

2. Рассказ о жизни + Анализ одного произведения + продолжение рассказа о жизни + Анализ еще одного произведения + продолжение Рассказа о жизни...+ Общие выводы.

Этапы подготовки к изучению монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в 5-10 классах

В первой главе диссертационного исследования мы подробно остановились на специфике изучения монографической темы в современной школе. Вторая глава посвящена систематизации материала и поискам возможных новых путей изучения монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова» в выпускном классе и пропедевтической подготовки к изучению этой темы в предыдущих классах (с 5 по 10).

Необычность, нестандартность биографии В.Набокова даёт нам возможность использовать своеобразие как монтажа материала, так и рассуждений и споров с учениками в классе в курсе монографической темы. Именно это мы и стремились осуществить в условиях экспериментальной гимназии на протяжении 2000-2004годов.

В лекциях, посвященных жизни и творчеству В.Набокова, мы использовали наиболее, на наш взгляд, интересные и яркие высказывания как самого писателя, так и литературных критиков и биографов, а также свидетельства о его жизни, щедро «рассеянные» по автобиографическим произведениям. Эти материалы мы частично приводим в диссертационном исследовании, сопровождая комментариями о ходе их использования в процессе подготовки к урокам и непосредственно на уроках.

«...Я не выношу копания в драгоценных биографиях великих писателей, не выношу, когда люди подсматривают в замочную скважину их жизни, не выношу вульгарности "интереса к человеку", не выношу шуршания юбок и хихиканья в коридорах времени, и ни один биограф даже краем глаза не посмеет заглянуть в мою личную жизнь»/153, 5/. Владимир Набоков заявил это задолго до того, как к нему пришла мировая слава. С одной стороны, он мечтал максимально оградить себя от вмешательства в личную жизнь, а с другой - уже тогда начал одну из своих любимых игр с читателями, пытаясь остаться единственным автором не только своих книг, но и своей биографии. «История моей жизни более напоминает библиографию, нежели биографию, - говорил писатель в телевизионном интервью ведущему передачи «Апостроф» в Париже в 1975 году, - 10 романов на русском между 25-м и 40-м годом и 8 английских романов — с 40-го по сей день»/150, 23/.

Необычность судьбы Набокова проявляется в нескольких основных моментах. Во-первых, одинаково совершенное владение двумя языками (русским и английским) позволило ему стать не просто русскоязычным и англоязычным писателем, а признанным классиком двух литератур; во-вторых, Набоков оказался человеком, которого не смогла не то что сломать, а даже согнуть жестокая по отношению ко всей его семье судьба; в-третьих, он оказался интереснейшей личностью, удивительным образом совмещавшей в себе тонкую романтическую натуру и холодный цинизм, удивительную наблюдательность, детализированность внимания и любовь к «Зазеркалью»; в-четвёртых, писатель смог таинственным образом «зашифровать» практически всю свою жизнь в рассказах, повестях, романах и стихотворениях, но вот ключ от шифра «забыл» нам оставить...

Если судить по воспоминаниям современников Набокова, то это был человек очень сдержанный, с аристократическими манерами, производящий на окружающих впечатление замкнутости и холодности. Со страниц же его книг с нами говорит человек целеустремлённый и проницательный, тонко чувствующий не только движения души человеческой, но и состояние Природы и Космоса, человек, обожающий загадывать себе и нам загадки и играть в разнообразные игры.

Исследователи не случайно называют судьбу Набокова трагедией в 4-х актах. И сам писатель предлагает нам различные варианты знакомства с его жизнью. Своё детство, юность и зрелые годы Набоков воскрешает на бумаге трижды. Для русскоязычного читателя они существуют на «Других берегах», а перед англоязычным читателем - опять выбор - чему больше верить: «Убедительному доказательству» или роману «Память, говори!» При этом обязательно следует сказать ученикам, что практически все произведения Набокова в той или иной степени автобиографичны.

Особенность автобиографического материала Набокова состоит прежде всего в том, что он не просто описывает былое (причём делает это с фотографической точностью, передавая не только звуки, но и запахи!), а словно оживляет его, воскрешает к новой жизни: писатель смог так нарисовать былое, что читатели видят одновременно два пласта времени и писателя, который повествует о прошлом из сегодняшней реальности. Следует обратить внимание учеников именно на способность В.Набокова, погружаясь в прошлое, вдруг вспоминать детали, о которых раньше ты вроде бы ничего не знал. Оказывается, можно многое вспомнить, рассказывая о прошлом, можно пожалеть о том, что на что-то важное не обратил должного внимания. Но В.Набоков никогда не впадает в мистику, не пытается выставить себя гениальным провидцем.

Особенности завершающего этапа знакомства с биографией и творчеством писателя

.Особенности завершающего этапа знакомства с биографией и творчеством писателя. Выпускной класс - последний этап знакомства с биографией писателя в рамках изучения монографической темы, поэтому первый урок посвящен систематизации и обобщению полученной в процессе пропедевтической подготовки в предыдущих классах информации о жизни и творчестве В.Набокова. Серьезной основой для беседы являются информационные листы, работа над которыми велась в 9-10 классах. К началу изучения монографической темы в 11 классе у наших учащихся уже оформлены опорные конспекты по изученным рассказам («Гроза», «Рождество» и «Сказка»), включающие в себя перечисление выделенных в процессе анализа основных особенностей стилистической манеры писателя и конкретные примеры из текстов рассказов. Также на информационных стендах нашим ученикам доступны для знакомства отрывки из мемуарной литературы, воспоминаний о В.Набокове, фрагменты критических статей и биобиблиографический листок. Все эти материалы помогают им не только в подготовке к урокам, посвященным анализу романа «Защита Лужина», но и при подборе произведений для самостоятельного чтения. Дополнительную информацию, помимо учителя, готовят те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской работой.

Лекция учителя включает короткую информацию о том периоде жизни и творчества, который пока был незнаком старшеклассникам. Своеобразным «мостиком» к нему может служить воспоминание о нашем самом первом знакомстве с писателем в 5 классе. Продолжение разговора о переводе «Алисы» Л.Кэрролла — дань столь излюбленному В.Набоковым композиционному приему — кольцевой композиции, ведь свою «Аню в стране чудес» создавал уже не Набоков-Сирин, а американский писатель Nabokov. Логически оправданным в такой ситуации оказывается и рассказ об американском периоде творчества, и информация о метаромане писателя и точках зрения на его творчество (зачастую полярных) литературоведов, и разговор о ностальгии русского писателя по России (в которую он так и не вернулся), и об уникальной писательской судьбе, позволившей двуязычному писателю не только найти свою нишу в жизни и творчестве, но и стать общепризнанным классиком двух литератур: русской и американской.

Важнейшей проблемой для учителя является подбор эпического произведения для текстуального изучения в выпускном классе. Современные школьные программы допускают вариативность такого выбора, во многом обусловленного как уровнем подготовки класса, так и методической оснащенностью учителя.

Одним из апробированных нами в процессе опытно-эксперименталной работы вариантов было знакомство в 11 классе с поэзией и драматургией В.Набокова. Практика показала, что такой вариант смог заинтересовать в дальнейшем знакомстве с творчеством В.Набокова лишь незначительное число учеников, что связано и с возрастными психологическими особенностями старшеклассников, и с недостаточно высоким читательским интересом к поэзии и драме. В связи с этим в дальнейшей работе мы использовали поэтические произведения не как основу, а как «вкрапления» в биографию писателя. Пьесы В.Набокова требуют определенного уровня не только читательской подготовки, но и навыков литературоведческого анализа, которыми обладают лишь некоторые ученики в специализированных гуманитарных классах. Для большинства наших учеников более интересными и доступными оказываются эпические произведения малой формы.

В поисках оптимальной структуры построения монографической темы нами была апробирована система уроков по романам «Другие берега» и «Дар» как в экспериментальной гимназии, так и в общеобразовательных школах. Поскольку в гимназии обучались учащиеся, поступавшие на конкурсной основе, они обладали большим багажом знаний и имели в среднем более высокий интеллектуальный уровень. Именно поэтому практика преподавания позволила сделать вывод о том, что в неспециализированных классах средних школ предпочтительней фрагментарное включение автобиографических страниц романов В.Набокова в систему обзорной и монографической темы. Гимназия же дала более широкий простор для изучения и анализа, для проявления творческих способностей как учеников, так и учителя. Помимо этого, как уже говорилось выше, структура экспериментальной гимназии включает в себя специализированные классы. В 2000-2004 годах опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 9-П-х психологического, искусствоведческого и финансово-экономического классов, что позволило создавать уроки разных форматов с учетом специальных знаний и интересов учащихся.

Результаты анкетирования учащихся старших классов, учителей и методистов показали, что вызывает наибольший интерес и предоставляет обширный материал для активизации познавательной деятельности подростков роман В.Набокова «Защита Лужина». Изучение этого романа в выпускном классе завершает наше знакомство с творчеством В.Набокова, дает возможность выйти на новый уровень восприятия поэтики набоковского текста и продолжить развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Похожие диссертации на Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова"