Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблемы изучения народного искусства Дагестана и его значение в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения 20
1.1 Сущность и многообразие функций народного искусства: исторический экскурс 20
1.2. Народное искусство Дагестана- неотъемлемая часть национальной художественной культуры: краткий искусствоведческий анализ , 32
1.3. Место и роль народного искусства Дагестана в содержании современного образования 61
1.4. Основные положения концепции непрерывного художественного образования подрастающего поколения средствами народного искусства Дагестана 96
Выводы по главе 1 117
Глава II. Система художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Дагестана 119
2.1. Анализ состояния работы ДОУ в аспекте художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана 119
2.2. Разработка экспериментальной методики обучения дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Дагестана 127
2.3. Результаты экспериментальной проверки предлагаемой методики обучения дошкольников народному искусству Дагестана 162
Выводы по главе П 195
Глава III. Методика обучения и воспитания младших школьников основам народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана 197
3.1. Критерии отбора произведений народного искусства Дагестана и определение содержания по годам обучения младших школьников. 197
3.2. Разработка экспериментальной методики обучения младших школьников основам народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана 219
3.3. Результаты экспериментальной проверки предлагаемой методики обучения младших школьников народному искусству Дагестана... 291
Выводы по главе III 327
Заключение.. 328
Список использованной литературы 333
Приложение 363
- Сущность и многообразие функций народного искусства: исторический экскурс
- Анализ состояния работы ДОУ в аспекте художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана
- Критерии отбора произведений народного искусства Дагестана и определение содержания по годам обучения младших школьников.
Введение к работе
Проблема и актуальность ее исследования. В условиях реформирования системы образования на заре XXI века, обновления его содержания, появления новых вариативных учебных программ и пособий, крайне важно выработать научно обоснованную систему обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов народному и декоративно-прикладному искусству в образовательных учреждениях республики. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувство красоты и гармонии с природой, речь и образность мышления.
Народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления.
Народное искусство изучается в образовательных учреждениях республики с 60-х годов XX века. Однако, до сих пор в них, за редким исключением, отсутствуют учебно-методическая литература, наглядные пособия и альбомы по народному искусству Дагестана, которые помогли бы педагогу в системном обучении и воспитании детей. Слабая учебно-материальная база, отсутствие должного методического обеспечения, определенной системы в работе по ознакомлению детей с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана в настоящее время затрудняет работу педагогических коллективов по художественному образованию и эстетическому воспитанию детей. В результате этого за последние годы в системе образования по существу утрачена определяющая функция искусства и педагогической науки -воспитание гармонично развитой творческой личности, способной макси-
4 мально реализовать себя в значительных видах деятельности современного общества.
Решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества, где затронуты все структуры системы образования (дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования и т.д.). Отсюда следует, что необходимо предпринять комплекс мер по возрождению и созиданию духовно-нравственных, трудовых и художественно-эстетических традиций воспитания и развития личности - гражданина и патриота родного Дагестана и обновленной России.
Гуманизация общества требует от педагогической науки и школы создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения к искусству, как системного образования, в котором дошкольный период является начальным этапом развития личности средствами изобразительного искусства. Как известно, в дошкольном возрасте закладываются первоначальные основы формирования личности, ее отношение к прекрасному в действительности и искусстве, важнейшие элементы духовно-нравственной культуры, которые на основе преемственности будут продолжены в общеобразовательной школе. При этом начальная школа играет ключевую роль в непрерывной системе образования и призвана обеспечить основную базу для последующего художественно-эстетического развития личности школьника в подростковом возрасте.
Анализ работы дошкольных образовательных учреждений и школ республики за последнее десятилетие XX века показывает, что лишь в отдельных дошкольных образовательных учреждениях и школах отмечено наличие некоторого положительного опыта в ознакомлении дошкольников и обучении учащихся народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана. Но в основном эта работа ведется стихийно, без определенной системы и учета преемственности - важного принципа непрерывного художественно-
эстетического ооразования и развития личности дошкольников и младших школьников.
С учетом такого положения наши исследования были направлены на разработку целостной методической системы непрерывного художественно-эстетического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов средствами народного искусства Дагестана. При этом мы опирались на фундаментальные труды ученых, посвященные теории и методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учреждениях дошкольного и школьного образования.
К первой группе относятся исследования ученых-методистов, которые в разные годы внесли значительный вклад в становление и развитие проблемы обучения дошкольников изобразительной деятельности. Таковы фундаментальные труды А.И.Арониной, З.А.Богатеевой, Е.И.Васильевой, II.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой, М.А. Гусаковой, Т.Н. Дороновой, Т.Г, Казаковой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, Н.П. Костерина, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Э.Г. Пилюгиной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой и др. В их трудах разработаны теоретические основы эстетического воспитания дошкольников, согласно которой художественная деятельность считается определяющей в формировании личности, развитии ее задатков и качеств. Не менее важными являются исследования ученых по проблеме сенсорного воспитания, роли перцептивных действий, обследования сенсорной культуры при обучении детей лепке (Н.П. Сакулина, Е.И. Корзакова). Особого внимания заслуживают исследования З.А. Богатеевой, которая рассматривает аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства и показывает влияние народного искусства на детское декоративное творчество. В свою очередь Г.Н.Пантелеев, Л.В.Пантелеева, Р.Н.Смирнова рассматривают аппликацию как аспект декоративно-оформительской деятельности.
Важным аспектом в эстетическом воспитании и подготовке детей к обучению в школе являются вопросы преемственности, которые нашли отражение в исследованиях ученых А.И. Арониной, О.Ю. Заряновой, Т.С. Комаровой.
Следует отметить, что в работах, посвященных изучению проблем эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, все содержание образования построено на материале изобразительного, русского народного и декоративно-прикладного искусства.
Проблема художественного развития и эстетического воспитания школьников средствами изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства наиболее фундаментально и разносторонне разработана видными учеными-методистами, как А.Д.Алехин, Г.В.Беда, Т.Ф.Беляев, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.С.Хворостов, Е.В.Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.
Особое значение имеют труды ученых В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева в разработке теоретических и методических основ преподавания изобразительного искусства в школе, где раскрываются специфика и закономерности, объединенные в единую систему методики обучения школьников. Концепцией этой системы определены основные четыре вида работы по изобразительному искусству, построенные на отображении реалистических позиций: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и беседы об искусстве.
Развитие проблемы художественного образования и эстетического воспитания школьников с новых позиций рассматривали группы исследователей в 70-80-х годах XX века. Основная идея разработанных ими систем заключается в целостном подходе к обучению и воспитанию учащихся путем создания художественного образа (по Б.П.Юсову) и в приобщении к мировой художественной культуре как части художественной культуры (по Б.М. Неменско-
7 му). В каждой из этих систем обучения выделены различные виды художественной деятельности учащихся: изобразительная, конструктивная и декоративная.
В отличие от этих систем в 80-90-е годы XX века под руководством Т.Я.Шпикаловой разработана концепция художественного образования и воспитания учащихся для школ с углубленным обучением по художественно-эстетическому направлению. Основная идея данной системы состоит во включении народного искусства в содержание образования как одного из ведущих и равноправных компонентов учебного предмета.
Из изложенного выше следует, что исследования проблемы художественного образования и воспитания дошкольников и школьников строятся на фундаментальной основе изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства России с выходом на мировую художественную культуру. При этом предполагается включение в эту систему в регионах национального компонента содержания художественного образования, что, естественно, усиливает основную идею нашего исследования.
В ходе работы, рассматривая вопросы формирования и развития личности ребенка, ее отношение к прекрасному в действительности и в искусстве, где берут свое начало важнейшие элементы духовно-нравственной культуры, нами изучены психолого-педагогические труды Ю.К. Бабанского, П.П.Блонского, В.В.Бондаревской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Б.М.Теплова и др. Учитывались проблемы изучения народных художественных промыслов, выдвинутые в работах известных ученых-искусствоведов А.В.Баку-шинского, И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Ю.В.Максимова, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыкова и др.
Особую значимость для нас в аспекте изучения, возрождения и дальнейшего развития народного искусства Дагестана представляют теоретические исследования русских, советских и дагестанских этнографов и искусствове-
8 дов С.С. Агашириновой, Н.Б. Бакланова, С.Ш. Гаджиевой, Б.А. Дрон, П.М. Дебирова, И.С. Ивановой, Г.Г. Газимагомедова, М.Г. Газимагомедова, Э.В. Кильчевской, Н.Я. Марра, М.М. Маммаева, Э.Н. Ташлицкой, С.О.Хан-Магомедова, Е.М.Шиллинга и др.
Решению проблемы изучения народного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в педагогических вузах посвящены исследования ученых России, Закавказья, Средней Азии и т.д. Это диссертации С.Ф. Абдуллаева, К.Ж. Амиргазина, Е.С. Аслыханова, Э. Атдаева, Ю.К.Беджанова, А.Я.Горошко, Н.С.Ивановой, А.Н.Насыровой, З.И.Паздни-ковой, Г.А.Поровской, А.А.Сорбагышева и др.
В исследованиях дагестанских ученых, посвященных проблемам образования и воспитания на основе национальной культуры народов Дагестана, раскрываются вопросы художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников, школьников и студентов (М.М.Байрамбеков, С.М.Гаджимурадов, Р.Х.Гасанова, Л.А.Изиева, В.В.Кондратова, П.Н.Маго-медова, A.M. Магомедов, Ш.А.Мирзоев, И.М.Раджабов, Н.П.Рашидов, Т.Г.Саидов, Х.А.Тагирова, З.Я.Якубов и др.).
Однако, до сих пор нет исследований по проблеме непрерывного художественно-эстетического образования детей, включающих дошкольный и школьный периоды развития личности. В условиях их отсутствия в практике образовательных учреждений отмечается тенденция стихийного, бессистемного подхода к художественно-эстетическому образованию и воспитанию детей в процессе приобщения их к художественным традициям народного искусства Дагестана - неотъемлемой части национальной культуры.
Академик Д.С.Лихачев неоднократно подчеркивал, что народ живет, пока живет его культура... Отсюда следует вывод: чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Дагестан, как и другие народы России и мира, имеет свою самобытную, многовековую и многоэтническую культуру, через которую как бы происходит незримая связь - своеобразное «общение
9 поколений». Мы убеждены, что только путем осмысления духовно-нравственных, художественно-эстетических и трудовых традиций национальной культуры можно воспитать духовно богатую личность, способную сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве. Эта мысль находит подтверждение в словах великого педагога-просветителя К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и освоенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божье создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника». [ ЗІ 1,6].
Проблема диссертационного исследования заключается в необходимости разработки методики системно-комплексного изучения народного искусства Дагестана с целью создания непрерывной методической системы обучения дошкольников и младших школьников на материале искусства народов Дагестана.
В результате анализа и обобщения научных исследований по художественному образованию и эстетическому воспитанию дошкольников и школьников в образовательных учреждениях Российской Федерации выявилась и определилась проблема системно-комплексного изучения искусства народов Дагестана, которая остро нуждается в исследовании.
Актуальность данной проблемы заключается, во-первых, во все более возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современника, в необходимости развития у учащихся способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство Дагестана, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего. Во-вторых, от нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество формирования у дошкольников и школьников эстетиче-
10 ского отношения к прекрасному в действительности и искусстве, важнейших элементов духовно-нравственной культуры.
Исследование данной проблемы и составляет цель нашей диссертации -создание научно обоснованной методической системы художественного развития дошкольников и младишх школьников на основе изучения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана и с учетом преемственности в обучении.
Объектом исследования является методика обучения и воспитания дошкольников и учащихся начальной школы народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.
Предметом исследования являются содержание, пути, методы, приемы и педагогические условия решения проблемы непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников и младших школьников в процессе освоения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.
В основу исследования положена гипотеза: непрерывное художественно-эстетическое образование и воспитание детей дошкольного и школьного возрастов в условиях Дагестана могут эффективно осуществиться при наличии экспериментально проверенной системы обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного предмета; принципы, формы, методы и приемы обучения, воспитания и развития художественно-творческих способностей детей в процессе изучения и освоения основ народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана; средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.); методику обучения народному и декоративно-прикладному искусству детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Эффективность предлагаемой нами системы работы обосновывается тем, что она построена на принципиально новом содержании образования с оригинальным использованием целого ряда известных в педагогике и современных принципов, форм, методов и приемов обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана в едином комплексе с учебно-методическими таблицами по дагестанскому орнаменту. Основным принципом нашей методики является принцип конкретного рассмотрения и осмысления каждого звена как составной части единого целого в непрерывной системе художественно-эстетического образования и воспитания детей на разных этапах своего развития.
Концептуальной основой исследования является понимание народного искусства как части национальной художественной культуры, способной влиять на формирование у детей национального самосознания, уважения к историческому наследию своего народа, народов России и всего мира.
Задачи исследования:
Изучить и обобщить труды по теории и методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, этнопедагогике, психологии, этнографии и искусствоведению.
Изучить и проанализировать состояние, опыт работы воспитателей, учителей в организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству в дошкольных образовательных учреждениях и школах Республики Дагестан.
Определить наиболее эффективные пути формирования художественно-эстетической направленности развития личности дошкольника и младшего школьника в процессе изучения народного искусства Дагестана.
Разработать, экспериментально проверить и внедрить в учебный процесс дошкольных учреждений и начальных школ модель системного обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.
Разработать экспериментальные проіраммьі по системному освоению народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, учебно-методические комплекты для дошкольников и младших школьников.
Определить стратегические пути реализации идеи непрерывности в системе обучения детей народному искусству Дагестана, охватывающий детей среднего и старшего школьного возрастов.
Методологической основой исследования являются: - положения философии, эстетики и искусствознания о социальной сущности личности, о роли культуры как своеобразной связи поколений в социальном наследовании, о принципе понимания искусства как средства национального самосознания в контексте общечеловеческих ценностей;
психолого-педагогические исследования о творческой сущности личности, ее художественно-эстетического формирования и развития, о самоценности дошкольного, младшего и подросткового школьного возрастов, о закономерностях духовно-нравственного развития;
исследования по теории и методике художественного образования и эстетического воспитания детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, о способности личности в освоении форм и методов эстетического и художественного познания мира средствами искусства и его отображения, о познании народных традиций и т.д.
Для достижения поставленных цели и задач, проверки научной гипотезы использовались следующие методы исследования:
-системно-комплексный метод разработки модели методической системы обучения детей дошкольного и школьного возрастов искусству народов Дагестана;
- теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, этно
графии, искусствоведению, методике преподавания изобразительного и на
родного искусства;
- практический анализ учебных планов и программ, учебно-
методической документации дошкольных учреждений и школы;
изучение опыта преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в дошкольных образовательных учреждениях и в школах;
анализ произведений народного искусства с позиций исторического, функционального и искусствоведческого характера, анализ результатов детской творческой деятельности (рисунки, поделки, композиции, наброски и т.д.);
опытно-исследовательский и экспериментальный (опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование, апробация методических рекомендаций, изучение и анализ передового педагогического опыта и т.д.);
статистический метод (обработка данных эксперимента и т.д.);
самоанализ результатов собственной педагогической, научно-методической и художественно-творческой деятельности.
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ 5-ти городов (Махачкала, Дербент, Из-бербаш, Каспийск, Буйнакск) и 20-ти районов (Ахтынский, Ботлихский, Да-хадаевский, Сулейман-Стальский, Сергокалинский, Бабаюртовекий, Ногайский, Каякентский и др.) Республики Дагестан. Экспериментом охвачено около 30-ти образовательных учреждений и более 1500 детей.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (1985-1990 гг.) - поисково-творческий. Ознакомление с проблемой и осмысление ее в контексте системы образования в эпоху перестройки. Изучался уровень разработанности данной проблемы в теории и практике художественного образования Дагестана, России.
Второй этап (1990-1993 гг.). Подготовка теоретической и практической основы для постановки и проведения опытно-экспериментальной работы.
14 Завершение кандидатской диссертации на тему «Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе».
Третий этап (1993-1999 гг.) - концептуально-поисковый. Изучение и анализ опыта работы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ Республики Дагестан по исследуемой проблеме, формирование научной гипотезы. Проведение основных естественных педагогических экспериментов по проверке методической системы обучения народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана детей дошкольного и младшего школьного возрастов и апробация результатов экспериментов.
Четвертый этап (1999-2001 гг.) - заключительно-обобщающий. Подведение итогов и обобщение результатов эксперимента. Подготовка монографии по теме исследования и оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования.
В диссертации впервые поставлена, исследована и решена регионально востребованная актуальная научная проблема, имеющая большое социально-культурное значение, система непрерывного художественного образования и эстетического воспитания дошкольников и школьников средствами народного искусства Дагестана, в том числе:
рассмотрены, обобщены и систематизированы оригинальные материалы о народном и декоративно-прикладном искусстве Дагестана;
дано научно-теоретическое обоснование необходимости включения в содержание дошкольного и школьного образования материалов по народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана;
разработана экспериментально проверенная, научно обоснованная и апробированная в ДОУ, школе целостная методическая система обучения и воспитания детей на художественных традициях народного искусства Дагестана.
Данная система нашла свое воплощение в учебно-методических комплектах в помощь детям, воспитателям, учителям:
- разработан и издан учебно-методический комплект для дошкольных учреждений по народному искусству Дагестана (программа, методическое пособие и учебные таблицы);
-разработан и издан учебно-методический комплект для начальной школы (программы, методическое пособие «Уроки народного искусства в начальной школе», учебное пособие «Дагестанский народный орнамент» с методическими таблицами).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты вносят значительный вклад в развитие и совершенствование художественного образования и эстетического воспитания средствами изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства. Материалы исследования могут быть использованы при проведении научно-педагогических исследований по смежным проблемам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами система работы по обучению детей дошкольного и младшего школьного возрастов народному искусству может быть использована в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах не только Республики Дагестан, но и других регионов Российской Федерации.
Результаты исследования вполне могут стать основой для подготовки различных методических, дидактических и наглядных пособий для воспитателей и учителей, а также для родителей и детей. Идеи и материалы исследования могут быть использованы в подготовке научных сообщений и докладов в школах, лицеях, в практике подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических колледжах и университетах.
Результаты исследования получили практическое применение в работе курсов повышения квалификации учителей ИЗО, на методических семинарах для воспитателей и учителей, проводимых Дагестанским ИПКПК.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечивается:
опорой на методологию, достижения педагогической и психологической науки;
основными положениями искусствоведческой теории по народному искусству;
соответствием методов исследования его задачам и логике;
опытно-экспериментальной работой, положения и выводы которой стали основой создания целостной методической системы художественного образования и эстетического воспитания детей в процессе изучения народного искусства Дагестана в дошкольных учреждениях и в школе.
На защиту выносятся следующие положения:
- концепция непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана;
- анализ историко-культурологи чес кого аспекта развития народных ху
дожественных промыслов, многовековых традиций, являющихся неотъем
лемой частью национальной культуры в контексте определения его базовым
компонентом содержания системы образования в национальной школе;
критерии отбора произведений народного искусства в определении содержания обучения детей с учетом художественно-эстетических особенностей различных видов народного искусства, выработанных в ходе опытно-экспериментальной работы;
разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная целостная методическая система обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов на основе художественных традиций и этнопедагогики Дагестана, способная через многообразие дидактических средств успешно решать задачи художественно-творческого развития личности;
- программы и учебно-методические комплексы для дошкольных учре
ждений и школ, создающих объективную базу для формирования художест
венно-эстетических, духовно-нравственных факторов личности на различ
ных этапах её развития;
- программы и факультативные курсы на основе преемственности в
обучении учащихся средних и старших классов по художественно-
эстетическому образованию и воспитанию средствами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Апробация и внедрение. Основные научные положения и выводы отражены:
в публикациях автора по теме диссертации в виде монографий, учебных пособий, тезисов, научных статей в количестве 30 работ, общим объемом более 52 печатных листов;
в учебном и методическом обеспечении дошкольных учреждений и школ республики, в монографиях - «Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана» (1996), «Дагестанский народный орнамент: Методика обучения учащихся начальной школы» (2001), в учебных программах по ИЗО для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;
в выступлениях на заседаниях Ученого совета Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, августовских совещаниях, курсах повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей ИЗО общеобразовательных школ;
в сообщениях и докладах на республиканских. Всероссийских и Международных научно-практических конференциях (г. Махачкала- 1985, 1987, 1991, 1992, 1995, 1997, 1999, 2000гг., г. Москва - 1985, 1987, 1991 гг., г. Нальчик - 1988г., г. Херсон - 1991г., г. Ижевск - 1999г.5 г. Архангельск -2000г., г. Ростов-на-Дону-2001г.).
18 Структура диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается и обосновывается проблема исследования и ее актуальность, рассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, определены теоретические и методологические основы, научная, теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Проблемы изучения народного искусства Дагестана и его значение в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения» раскрывается сущность и многообразие функций народного искусства Дагестана; анализируется исторически накопленный опыт народных художественных традиций; рассматриваются проблемы изучения народного искусства Дагестана в определении содержания образования; раскрываются концептуальные подходы и намечаются основные пути в решении вопроса непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Во второй главе «Система художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Дагестана» рассматриваются теоретические и психолого-педагогические основы организации изобразительной деятельности дошкольников; анализируется состояние проблемы и положительный опыт по ознакомлению дошкольников с народным искусством Дагестана. Представлена методика обучения детей разных возрастных групп декоративному рисования, лепке и аппликации на основе включения в содержание образования дошкольников
19 материала по народному искусству Дагестана. Приводятся результаты апробирования методики художественно-эстетического развития дошкольников. В третьей главе «Методика обучения и воспитания младших школьников основам народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана» рассматривается состояние проблемы в общеобразовательных школах республики. Определены критерии отбора произведений народного искусства Дагестана и разработано содержание художественно-эстетического образования и воспитания младших школьникбв, которое включает в себя основные виды декоративно-прикладного искусства Дагестана: ковроткачество; художественная обработка метала; художественная керамика; художественная обработка дерева. Представлена методика обучения учащихся, построенная на основе многообразия дидактических средств, используемых на уроках изобразительного искусства, в комплексе с учебно-методическими таблицами по дагестанскому орнаменту, которая направлена на художественное развитие учащегося. Приводятся результаты апробирования методики обучения младших школьников средствами народного искусства Дагестана.
В заключении приводятся основные результаты, полученные на основе экспериментального подтверждения - вывод о том, что созданная методическая система обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана построена на принципиально новом содержании образования, с учетом преемственности и многообразия традиционных и современных форм, методов и приемов обучения - есть условия для эффективного воздействия на формирование художественно-эстетических и духовно-нравственных качеств развития личности детей. На основе этих положений и результатов эксперимента и была разработана целостная методическая система непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Сущность и многообразие функций народного искусства: исторический экскурс
Художественные традиции народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, их разнообразие и богатство обусловлено особенностями исторического и социально-экономического развития.
История Дагестана является сложной, ее становление и развитие имеет свои национальные и религиозные особенности. Дело в том, что Прикаспийская низменность Дагестана связывала Восточную Европу с Передней Азией. Именно через эту территорию в течение многих столетий пролегали миграционные маршруты многих народов и государств Европы и Азии. Территория Дагестана была важной стратегической зоной как для северных, так и для южных соседей. Иран при Ахеминидах и Сасанидах, арабы, сельджуки, татаро-монголы, Тимур вели многолетние войны для овладения прикаспийским проходом. Народы Дагестана упорно сопротивлялись и неоднократно наносили поражения во много раз превосходящим силам завоевателей.
Несмотря на все катаклизмы и потрясения они сумели сохранить свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру. Известно так же, что с древних времен народы Дагестана находились в зонах влияния общемировых культурных процессов, активно были вовлечены в крупнейшие исторические события Евразии. Но вместе с тем, как справедливо отмечают исследователи, Дагестан сегодня является одним из немногих в современном мире уголков, где традиционное народное искусство органично входит в современную социальную жизнь и живет в традиционной этнокультурной среде.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана, сформировавшееся как многовековое творчество коренных народностей и под воздействием искусства ряда древних цивилизаций Европы и Азии, и на современном этапе продолжает развиваться в таких видах народного творчества, как художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное производство, резьба по камню, дереву, кости, насечка дерева металлом и др.
По определению известного ученого-исследователя культуры М. А. Некрасовой, на современном этапе существует четыре формы бытования народного искусства [213, 75-98]. Придерживаясь данной точки зрения мы рассмотрим проблемы бытования и развития декоративно-прикладного искусства Дагестана на современном этапе.
Первая форма охватывает народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования, связанное с породившим его национальным и социальным укладом жизни.
Во второй половине XIX и начале XX вв. на территории Дагестана действовало много крупных центров кустарно-художественных промыслов, порою включающих в себя целый ряд населенных пунктов с определенной специализацией производственных процессов. Например, в с. Амузги изготовляли клинки кинжалов и шашек, а в Кубачах выполняли их декоративную отделку. Только в Кази-Кумухском округе ювелирным делом занимались 55 из 100 аулов. Во всех селениях Южного Дагестана было развито ковроткачество. Из современных художественных промыслов к этой форме следует отнести следующие традиционные центры: ковроткачества (Ми-крах, Орта-Сталь, Кабир, Хив, Кандык, Чиликар, Куг, Хучни, Аркит и др.); художественной обработки металла (Кубани, Гоцатль); гончарное производство (Балхар); насечки дерева металлом (Унцукуль).
Вторая форма развития народного искусства - коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося стихийно на почве местной культурной традиции. Жизнь такого промысла определяется не столько внутренним потреблением, как в первой форме, сколько на основе сбыта вовне. К этой форме можно отнести отхожий промысел. Особенно это было развито у лакских и кубачинских мастеров, когда ювелиры, оружейники, медники Кази-Кумухского округа постоянно работали, образуя свои обособленные цеха в Москве, Петербурге, крупных городах Грузии, Средней Азии, на Северном Кавказе и даже в Стамбуле и Аддис-Абебе [224, 43]. Дагестанские гончары-отходники снабжали дешевой гончарной продукцией населенные пункты Азербайджана, Кабардино-Балкарии. С конца XIX в. и до 1917 г. только в различных городах Кавказа зафиксирована деятельность более 1200 дагестанцев - мастеров золотых и серебряных дел, оружейников [224]. Такие явления, но в меньшей степени встречаются и на современном этапе развития народного искусства.
К третьей форме бытования и развития народного искусства на современном этапе относится творчество единичных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию. В прошлом ее. Чох, Со-гратль, Ругуджа, Кумух, Унчукатль, Сутбук и др. считались промысловыми центрами резьбы по камню, а к 1940 г. в этих населенных пунктах остались единичные мастера. Например, в эти годы в с. Сутбук работал всего один мастер - М. Ахмедов, выполнявший в основном заказы кубачинцев [224]. Во многих селениях и городах также есть мастера, которые занимаются архитектурной резьбой по камню и дереву, изготавливают мебель, работают по жести, металлу и т.д. Например, в с. Сутбук работает сын потомственного мастера Магомедов Г., который выполняет резные каминные тимпаны, каменные стелы с традиционным орнаментом на высоком художественном и профессиональном уровне (он имеет профессиональное образование и работает учителем в школе).
Четвертая форма развития и бытования народного искусства - организованные мастерские. Здесь уже есть специальное производственное помещение и необходимое оборудование, профессионально-технические школы.
Анализ состояния работы ДОУ в аспекте художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана
Народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана - неотъемлемая часть национальной культуры. Его содержание способно активно воздействовать на духовное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка. Знакомство с изделиями народных мастеров, их эмоциональное восприятие, красота и изящество форм, россыпи орнаментальных мотивов - все это радует, удивляет и благотворно влияет на приобщение дошкольников к народному искусству. Поэтому в последние десятилетия в некоторых дошкольных учреждениях нашей республики педагогические коллективы в процессе занятий по декоративному рисованию, лепке и аппликации, в художественном оформлении помещений стали использовать материал по народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.
В ряде дошкольных учреждений республики за это время уже накоплен интересный опыт работы, среди которых можно назвать ДОУ №№ 2, 10, 32 г. Дербента, №№ 3, 71, 52, 44, 68, 22, 25 г. Махачкалы, № 2 с. Касумкент Су-лейман-Стальского района, с. Согратль Гунибского района, с. Ботлих Бот-лихского района, с. Дружба Каякентского района и др.
Приобщение детей к народному искусству начинается посредством оформления интерьера помещений детского сада. Включение в экспозицию предметов народного и декоративно-прикладного искусства (ковры, кувшины, декоративные тарелки), выполнение настенной росписи по национальным мотивам, народным сказкам - все это создает благоприятную среду приобщения детей к национальной культуре.
Интересным в этом отношении является оформление интерьера дошкольных учреждений: №№ 22, 52, 46 г. Махачкалы, № 32 г. Дербента и др. В оформление интерьера, наряду с цветовым решением, декоративными растениями, органично вплетаются и различные предметы декоративно-прикладного искусства Дагестана. Индивидуальное решение отдельных помещений придает неповторимый облик всему интерьеру, а произведения декоративно-прикладного искусства создают уют, оказывают эмоциональное воздействие на ребенка своей красотой и формой. Ведь все, что окружает ребенка, так или иначе воздействует на его эмоциональное восприятие, влияет на формирование чувства красоты, гармонии с окружающим миром. При этом важно подчеркнуть, что в этих дошкольных учреждениях оформление интерьера разных помещений было решено с учетом их функциональных особенностей, т. е. временного или постоянного характера пребывания. Например, в комнатах для групп экспозиция меняется в течение года несколько раз в связи с календарными и тематическими изменениями.
В отличие от комнат, коридоры, лестничные клетки, вестибюль -помещения кратковременного пребывания - оформлены как с использованием готовых изделий народного искусства, так и с применением современных декоративных работ (витраж, резьба по дереву, чеканка, роспись, мозаика и кладка из камня). В некоторых случаях в общую экспозицию оформления включаются оригинальные композиции, выполненные из природного материала (сухие ветки, колючки, стволы деревьев, мох, кора, шишки и т. д.). Все эти работы обычно выполняют сами воспитатели на хорошем профессиональном уровне. Использование таких композиций в оформлении помещений создает определенный уют, усиливает в художественном отношении и подчеркивает непрерывную связь декоративно-прикладного искусства с природой. Основные мотивы композиций - природа горного края (растения, цветы, лесные обитатели), а также различные бытовые и сказочные сюжеты и персонажи.
Следует отметить, что большой положительный опыт работы детского сада № 22 г. Махачкалы по использованию природного материала в работе с детьми был опубликован еще в 1990 году [115]. В этой работе можно найти много ценных советов по использованию природного материала в создании композиций, а также включению их в оформление различных помещений детского сада.
Отрадно отметить, что во многих дошкольных учреждениях республики очень серьезно и грамотно решались вопросы художественного оформления в целом и создания предметной среды с включением атрибутов и изделий народного и декоративно-прикладного искусства, в частности. При этом каждый детский сад старался сохранить свое лицо, подчеркнуть индивидуальность в решении экспозиции. Порой это достигалось с помощью предметов декоративно-прикладного искусства, иногда с использованием выставок детского творчества (рисунки, поделки, композиции), выполненных в национальных традициях. Но при любом варианте оформления помещений все выполнялось аккуратно, с большой любовью и желанием украсить, создать уют для детей.
Другим не менее важным направлением ознакомления дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана является широкое использование образцов изделий народных мастеров на занятиях, в игровой и самостоятельной художественной деятельности детей. Рассмотрим, как строилась данная работа в дошкольных учреждениях республики.
Критерии отбора произведений народного искусства Дагестана и определение содержания по годам обучения младших школьников
Народное искусство Дагестана занимает особое место в национальной культуре республики. На основе сложившихся веками традиций художественной обработки различных природных материалов искусство народных умельцев стало неиссякаемым источником творческой деятельности многих поколений. Художественные достоинства произведений народных мастеров (ковры, ювелирные изделия и украшения, керамика, национальная одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) отличались многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства народов Дагестана. Все это, несомненно, свидетельствует о наличии огромного потенциала народного искусства в применении на практике для эстетического и нравственного воспитания личности младших школьников.
Исходными принципами разработки содержания методической системы с целью освоения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана младшими школьниками могут быть следующие критерии;
1. Комплексный подход к отбору произведений народных мастеров с учетом разнообразия традиционных видов народного творчества, художественно-эстетических особенностей образцов искусства, способствующих эмоциональному восприятию детей и вызывающих интерес к творческой деятельности.
2. Учет дидактических принципов преподавания искусства в школе, что позволяет выстроить систему диалектично в каждом классе отдельно, а также в комплексе всей начальной школы.
3. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей развития младших школьников на основе преемственности с дошкольниками, что способствует не только художественно-эстетическому развитию, но и духовно-нравственному воспитанию личности, закладываются элементы национальной культуры.
4. Корректировка методических подходов с учетом накопленного положительного опыта работы с учащимися начальных классов по художественной обработке металла и дерева в Кубачинской и Унцукульской школах.
5. Учет взаимосвязи искусства народов Дагестана, России с искусством народов мира (общечеловеческие ценности добра, отношения к природе, труду, быту, историческая память, традиции и т.д.).
Таким образом, основные критерии отбора произведений национального искусства позволяют определить содержание материала по освоению народного искусства Дагестана в I-IV классах. Важность правильного выбора материала именно для изучения на уроках подтверждается и данными исследователей, которые отмечают: "...что учащиеся начальных классов проявляют к искусству самый высокий интерес на уроке, но самый низкий, во внеурочное время, значит, в системе художественного воспитания этих классов следует делать акцент на учебных формах воспитательной работы" [337, 62].
Итак, с учетом основополагающих требований и критериев к художественным изделиям народных мастеров в содержание образования начальной школы необходимо включить следующие виды декоративно-прикладного искусства Дагестана:
- ковроткачество (паласы, войлочные, безворсовые и ворсовые ковры);
- художественная обработка металла (медночеканные изделия, филигрань, эмальерное и ювелирное искусство);
- художественная керамика (балхарская, сулевкентская, джулинская, ис пикская, калинская керамика, лепные игрушки и скульптура малой пластики);
- художественная обработка дерева (унцукульская насечка дерева метал лом).