Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Дьякова Наталья Ивановна

Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства
<
Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дьякова Наталья Ивановна. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 2001 182 c. РГБ ОД, 61:02-13/707-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Методологический и культурологический подходы в решении проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников 17

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной культуры младших школьников 36

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУСТВА

2.1. Региональный аспект проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников 70

2.2.Компоненты и структура концепции формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки 99

2.3. Экспериментальная методика формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях регионального образовательного учреждения 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Содержание музыкального
образования в последние годы существенно совершенствовалось: вводятся
в уроки музыки новые пласты музыкальной культуры - фольклор,
духовная (церковная) музыка, популярная музыка, новые произведения
различных форм и жанров. Этот поиск нового содержания объективен,
поскольку способствует созданию у детей представлений о

многогранности музыкального искусства.

При разработке концепции формирования музыкальной культуры
младших школьников с учетом регионального искусства младший
школьный возраст наиболее ответственный, основной этап

онтогенетического развития человека. Особое значение придается проблеме формирования личности благодаря освоению индивидом общечеловеческих ценностей. В конечном счете, судьба общества зависит от того, какой культурный опыт унаследован в детстве, какие аспекты становятся приоритетными. Есть основания утверждать, что музыкальная культура играет существенную роль в преемственности поколений.

Предпринятый анализ педагогических исследований в области формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста свидетельствует о сложности и неоднозначности, динамичности этого процесса на современном уровне образования. Как показывает изучение методического опыта - совершенствование содержания образования остается не адаптированным к практической деятельности, поскольку превалируют информативно-теоретические методы обучения.

Ученые и практики еще до конца не определились в существе вопроса музыкальной педагогики - что является приоритетным: принципы художественной дидактики, принципы педагогического искусства или принципы художественной педагогики. При определении

образовательной концепции представляется важным не терминологическое оформление художественно-педагогического процесса по формированию музыкальной культуры школьников. Основополагающим является квинтэссенция художественной дидактики, основанной на принципах целиком и полностью вытекающих из природы музыкального искусства как концентрированного выражения методологической и методической мысли.

Особая роль в этом процессе принадлежит учителю музыки, который должен быть интересен не только сам себе, своим коллегам, но, прежде всего, детям. Как правило, ребенок младшего школьного возраста, получая необходимые знания, не понимает смысла своей деятельности. Следовательно, без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на развитие ребенка - усилия большинства учителей остаются не востребованными. Особенно сложной представляется эта проблема в рамках отдельного региона, обладающего своей самобытной и неповторимой культурой и требующей адекватной проблеме педагогической технологии. Опыт постижения мира передается не только способом научного знания, а всей системой универсалий культуры. Определенной тенденцией познавательного процесса современная философия образования считает интеграцию всех способов познания действительности. Именно поэтому формирование музыкальной культуры школьников играет существенную роль в процессе обучения и воспитания детей.

Традиционное музыкальное искусство Кубани и современное композиторское творчество, сложившиеся под влиянием исторических процессов, обладают большим образовательным и воспитательным эффектом. Недооценка значимости региональной музыкальной культуры как проблемы образования и воспитания дорого обходится народам, ибо

разрушение традиции приводит к нарушению социально-регулятивной функции культуры и утрате преемственности - главного условия ее существования и ведущего фактора формирования человека-гражданина своего отечества.

В настоящий момент отмечаются противоречия между имеющимися
исследованиями в области музыкальной культуры региона и отсутствием
оптимально адаптированных методик, нацеленных на разные уровни
обучения и воспитания детей и подростков. На Кубани накоплен богатый
духовный потенциал. В настоящий момент в крае действуют тысячи
библиотек, активно функционируют многочисленные учреждения
искусства и культуры, интенсивно развиваются национально-
региональные творческие коллективы, выстроена целостная
многоуровневая система образовательных учреждений. Их деятельность
направлена на интенсивное исследование и внедрение традиционных и
современных видов искусства.

Использование в массовом музыкальном образовании новых педагогических технологий, проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром по своему значению является на современном этапе одной из ключевых.

Учитывая, что музыкальная культура это часть всей духовной культуры, отметим следующее важнейшее положение: становление ребенка, школьника как творца и художника невозможно без развития способностей, таких как умение адекватно воспринимать, эмоционально реагировать и чувствовать, понимать и давать верную оценку музыкальным явлениям современности.

Структура понятия "музыкальная культура" достаточно разнообразна, в ней можно отметить множество компонентов, которые имеют по значимости содержательное наполнение. Компонентами

музыкальной культуры детей являются обобщенные, выражающие наиболее существенные содержательные аспекты в музыке. Педагогическая деятельность по формированию музыкальной культуры младшего школьника становится целенаправленной деятельностью музыкально-эстетического, художественного образования на основе освоения предшествующего интонационно-слухового опыта. Кроме того, компоненты данной системы не являются абстрактными и независимыми элементами: они составляют общее основание и единый генезис музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса его формирования.

Отмеченные нами противоречия, где с одной стороны в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт музыкального обучения и воспитания, внедрены новые оптимальные технологии, а с другой - отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национально-региональных традиций, и послужили основанием для разработки и внедрения методики формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства.

Детальный анализ соответствующей психолого-педагогической литературы, опыт формирования музыкальной культуры школьников в других регионах, позволили сделать вывод, что несмотря на многочисленные разработки различных аспектов формирования музыкальной культуры школьников пока еще:

отсутствует достаточно эффективная система формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства;

не разработаны интегрированные компоненты музыкальной культуры, которые могут быть сформированы у школьников в процессе музыкального образования;

- технология формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства требует осмысления и конкретизации, что должно стать основанием для внедрения эффективной методики обучения детей.

Степень научной разработанности проблемы. Представляют

несомненную ценность для теории и методики формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, И.Гилфорда, В.Н. Дружинина, В.А.Кан-Калика, М.С.Красильниковой, Е.Д.Критской, В.А.Крутецкого, А.Маслоу, Я.А.Пономарева, К.Роджерса, Б.М.Теплова, Ф.Торранса Л.В.Школяр, Д.Б.Элькони, и др. Развитию музыкальной эмоциональности посвящен ряд диссертаций (Г.Б.Бакланова, М.М.Берлянчик, С.Х.Шоломович, Е.Ю.Аронова и др.), авторы которых разрабатывали отдельные аспекты эмоциональной отзывчивости, рассматривали теоретические проблемы музыкальных эмоций.

Проблемы воспитания детей и подростков, особенно эстетического, средствами искусства исследуются в работах Д.Б.Богоявленской, А.В.Усовой, Н.И.Киященко, М. С.Кагана, Б.П.Юсова, М.А.Вейт, К. В. Гаврил овец и др.

Одним из современных методов научного исследования педагогических процессов является системный подход к анализу педагогических явлений, который был использован в данном исследовании. Его разработкой занимались Ф.Ф.Королев, Т.А.Ильина, С.И.Архангельский, Н.Ф.Талызина, Н.В.Кузьмина, В.П.Беспалько и др.

Ценными для нас были научные концепции: интонационная теория Б.В.Асафьева, теория двойственности музыкальной формы

В.В.Медушевского, труды по философии и психологии искусства Л.С.Выготского, М.С.Кагана, В. И.Петру шина, С.Х.Раппопорта, А.Н.Сохора, и др.; творческо-психологическое наследие выдающихся педагогов-музыкантов К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга и др., системы Д.Б. Кабалевского, Б.М.Неменского, Б.П.Юсова. Учтен богатейший опыт учителей-практиков, развивающих прогрессивные идеи в преподавании музыки в школе.

В последние годы появляется ряд диссертационных исследований, которые определяют основные тенденции развития современной педагогики: О.В.Ощепкова, Т.И.Петракова, С.М.Редлих, В.П.Русанова, Г.П. Скамницкой, Л.Б.Соколова, и др.

В настоящий момент возрастает актуальность проблемы изучения народной музыки в образовательных учреждениях. На это указывают многочисленные педагогические исследования, публикации, где эти вопросы рассматриваются авторами в различных аспектах: с точки зрения энопедагогики - Д.И.Иванов, выстраивания региональной системы образования - на примере Западной Сибири - П.В.Ленин, Кубани -Н.Р.Туравец, Республики Саха (Якутия) И.С.Портягин, введения регионального компонента в стандарты общего среднего образования — В.В.Судаков, в систему подготовки профессионально-педагогических работников - Ф.Т.Хаматнуров и др. Изучались предложенные авторами оригинальные методики исследования музыкального сочинения в системе образования и особенно на стадии формирования музыкальной культуры у школьников.

Отмечена актуальность разработки данной проблемы в различных регионах России и республиках СНГ, что нашло отражение в диссертационных исследованиях, посвященных проблеме музыкального

образования средствами народного искусства (П.Халилов, Ю.Юзбашян, Х.Нурманов и др.).

Существенное влияние на предлагаемую методику обучения младших школьников оказало изучение традиционного искусства Кубани дореволюционными исследователями-краеведами, учителями станичных школ, музыкантами Е.Передельским, П.Кирилловым, П.Короленко, В.Васильчиковым, М.Бибиком, А.Бигдайем, А.Кошиц, Г.Концевичем. Данный подход позволил исследовать взаимосвязь и преемственность в музыкальном образовании младших школьников Кубани.

Мы учитывали данные активно развивающейся музыкальной науки Кубани. Существенное влияние на разработку концепции формирования музыкальной культуры младших школьников оказали исследования в области фольклора Кубани (В.Г.Захарченко, Н.И.Бондарь, А.М.Айзенштадт, Н.К.Пархоменко, С.А.Жиганова), проблемы современного творчества и образования (Н.Р.Туравец, В.Д.Пономарев, А.Н.Соколова), многолетние изыскания в области музыкального краеведения (труды А.А.Слепова, И.А.Петрусенко).

В исследовании учитывалось, что в работах Н.А.Римского-Корсакова, Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского, З.Кодаи, К.Орфа, Б.М.Теплова, Л.А.Баренбойма и др. заложены представления о целостности музыкально-педагогического процесса, о значении личности в воспитании и обучении. Изучались предложенные авторами оригинальные методики исследования музыкальных сочинений в системе образования.

Вместе с тем, следует отметить тот факт, что в рассматриваемых трудах авторы, раскрывая потенциал музыкального искусства как части общей культуры школьников, не достаточно уделяют внимания национально-региональным особенностям данного процесса. Проблема формирования музыкальной культуры младших школьников на материале

регионального искусства ранее не ставилась, хотя достаточный опыт отечественной и зарубежной дидактики, методики позволяют решить данную задачу.

Объект исследования - педагогический процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства.

Предмет исследования — педагогические условия успешного формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования - определение теоретических основ и разработка методики формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать современное состояние музыкальной культуры школьников, знания в области отечественного, зарубежного и регионального искусства.

  2. Вскрыть причины, тормозящие внедрение музыкального материала регионального искусства в программы, методическую деятельность школ на Кубани.

  3. Выявить социально-педагогические условия, определяющие формирование музыкальной культуры младших школьников (на примере Кубани).

  4. Сформулировать принципиальные подходы в обосновании концепции формирования музыкальной культуры у школьников с учетом регионального искусства.

  5. Раскрыть структуру и сущность основных компонентов содержания музыкального образования по формированию

музыкальной культуры младших школьников с учетом

регионального искусства. 6. Внедрить методику по формированию музыкальной культуры

младших школьников на материале регионального искусства; Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на основе регионального искусства, станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять:

преемственности систем музыкального образования и воспитания, сложившиеся в нашей стране и регионе;

ориентации на личностно-ориентированное обучение детей с максимальной реализацией их саморазвития и творческого потенциала и на образовательную модель на основе интонационно-стилевого принципа,

разработки концепции, в основе которой целостный подход формирования музыкальной культуры младших школьников. Методологической основой данного исследования стали труды

отечественных и зарубежных ученых о диалектической взаимосвязи процессов, сущности и явлений, о ведущей роли творческой деятельности в формировании музыкальной культуры как основы духовного развития личности (труды Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, С.И.Гессена). Философским вопросам музыки в контексте заявленной проблемы посвящены работы по музыкальной эстетике М.С.Когана, В.В.Стасова, Г.Орлова. Учитывались основные положения по музыкальной психологии В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Я.Н.Пономарева, Л.П.Новицкой, В.Д.Остроменского, В.И.Петрушина; для исследования влияние и воздействия на человека музыки использовались

труды Аристотеля, Сократа, Гиппократа, Паре, Пифагора, А.Веркмейстера, А.В.Волошина.

Диалектический метод познания заключается в создании и применении универсального подхода к предмету исследования на основе синтеза различных научных знаний: философии, педагогических и психологических теорий, определяющих основную систему формирования музыкальной культуры детей.

Мы базировались на разработанной отечественными психологами и педагогами теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов), на концепциях отечественных дидактов о различных путях и принципах совершенствования учебного процесса (Ю.К.Бабанский, А.К.Марков, Н.Н.Нечаев, А.А.Вербицкий).

Системный подход предполагает структурное изучение сложного объекта, анализ всех компонентов, их взаимосвязи, выявление с общенаучных и частнонаучных позиций содержания, компонентов, форм управления процессом формирования музыкальной культуры детей.

Диссертационная работа опирается на сложившиеся философские, культурологические, социологические, педагогические, музыковедческие концепции зарубежных и отечественных исследователей в том или ином ракурсе рассматривающих роль музыки в системе культуры и образования. Теоретическую основу составили положения, выдвинутые ведущими учеными в области педагогики и психологии: Б.Г.Ананьевым, Ю.К.Бабанским, А.А.Вербицким, П.Я.Гольпериным, И.С.Коном, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным. При решении задач исследования были использованы работы педагогов-исследователей, рассматривавших различные аспекты профессиональной деятельности. Это труды Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского,

Е.И.Максимова, В.И.Петрушина, Г.М.Ципина, П.А.Черватюка,

Л.В.Шаминой, В.Н.Шацкой, исследования музыковедов В.П.Бобровского
Е.Б.Долинской, В.В.Задерацкого, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского,
Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохора, А.С.Соколова, Ю.Н.Холопова,
В.Н.Холоповой, В.А.Цуккермана, и др., по историографии и

регионализации музыкального образования (Б.В.Асафьев, Н.Р.Туравец, Л.А.Тарасова).

Рассматривая социальную природу традиционного искусства, мы основывались на исследованиях В.Гусева, В.Гошовского, Г.Головинского, И.Земцовского, которые отмечали не только художественную ценность образцов народного искусства, но и их познавательную, эстетическую и бытовую функции.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, аналогия) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, анкетирование, тесты, срезы, анализ учебных планов, программ, учебно-методических пособий), опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

Базой исследования были общеобразовательная школа № 34 города Краснодара, школа искусств Красноармейского района Краснодарского края, муниципальная школа-лицей №90.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2001 гг.

На первом этапе (1995-1998гг.) изучались философские, психолого-
педагогические, культурологические, музыковедческие,
этнопедагогические работы по проблеме исследования. Осуществлялась
опытная работа и наблюдение за подготовкой школьников младших
классов в области музыкальной культуры. Намечались цель, задачи,
гипотеза исследования, определялись содержательные аспекты методики.

На втором этапе (1998 - 2000 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция, осуществлялись эмпирические исследования. В нем участвовало более 100 школьников и 5 преподавателей. Проводилась опытная и экспериментальная работа.

На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) проводился педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий и контрольный. В нем участвовало 78 учеников первого, второго и третьего классов. На этом этапе осуществлялось обобщение результатов и оформление диссертации. Экспериментальная часть работы заключалась в том, чтобы на примере практической деятельности со школьниками младших классов ( возраст от 7 до 9 лет) исследовать те новообразования в духовном мире ребенка, которые развивались благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания мировой, отечественной и региональной музыки и которые позволили выяснить насколько музыкальная культура детей связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества.

Новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании приоритета развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах с учетом регионального искусства; в осуществлении анализа состояния формирования музыкальной культуры детей в образовательных учреждениях на современном этапе; разработке концепции с входящими компонентами и их структурным содержанием на основе интонационно-стилевого подхода; в разработке критериев, показателей и уровней музыкальной культуры младших школьников; в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации методики формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах с учетом регионального искусства.

Практическая значимость исследования:

разработаны теоретические основы и методика по формированию музыкальной культуры младшего школьника с учетом регионального искусства;

разработана диагностика по определению уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста:

предложенная методика внедрена в практику обучения и может представлять определенный практический интерес и использоваться в педагогическом процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Достоверность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается системным подходом к изучению объекта исследования, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями обучения и задачами исследования, использованием надежных статистических методик обработки данных и качественной интерпретацией результатов. Достоверность результатов подтверждена педагогическим экспериментом.

На защиту выносятся следующие положения: 1) Учитывая современные тенденции музыкального образования в стране и регионе, исторически сложившийся самобытный духовный потенциал Кубани, построение концепции формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального искусства создает научную основу для его глубокого изучения, сохранения и передачи. Введение его основ в процесс образования в различных регионах нашей страны способствует выявлению и рассмотрению специфически присущих процессу типологических характеристик, раскрывающих сильные и слабые стороны в развитии образования на местах, что, в конечном счете, содействует обогащению отечественного музыкального образования.

  1. Формирование музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства на основе представленной концепции с включением важнейших компонентов, которые не являются абстрактными и независимыми элементами, а создают реальные возможности обучаемости детей. Компоненты с входящими в них элементами составляют общее основание и единый генезис музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса его формирования.

  2. Формирование музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства зависит от организации и содержания образовательного процесса с использованием интенсивных научно обоснованных методов, диагностических и методических приемов, с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

  3. Разработанная методика формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального музыкального искусства позволяет раскрыть основные тенденции развития содержания музыкального образования на Кубани. Наряду с главенствующими в музыкальной педагогике приоритетами, разработан ряд принципов и идей, направленных на модификацию содержания музыкального образования с учетом современных достижений музыкознания и педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры истории, теории музыки и композиции, педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на конференциях, в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы.

Методологический и культурологический подходы в решении проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников

Объективные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, обостряют и углубляют противоречия между темпами общественного и индивидуально-культурного развития. Рассматривая современные системы музыкального образования в контексте этих глобальных перемен, отметим назревшую необходимость обновления содержания образования. Педагогический опыт показывает, что использование в учебном процессе региональной культуры, приобщение к духовным ценностям, использование в методике традиций педагогической культуры создают необходимую базу для гуманизации обучения. Это возможно только на основе правильно избранных методологических, культурологических и психолого-педагогических ориентиров в условиях переоценки ценностей в области музыкального образования. Этим проблемам посвящена первая глава.

Основная функция методологии - организация и регулирование процесса познания, раскрытие закономерностей этого процесса, выявление его сущностного содержания. Особенно это касается проблем определения сущности, структуры и специфики исследований педагогического процесса, связанных с формированием музыкальной культуры младших школьников, с использованием регионального музыкального материала в системе музыкального образования, его внутренней логики, методики, понятий, категорий.

Единый процесс интеграции и дифференциации теоретического знания и методов его приобретения, прежде всего самого педагога, который поставил задачу формирования музыкальной культуры младших школьников, способствовал преобразованию самой методологии. Сущность методологии, по мнению ученых, характеризуется многоплановостью, разнообразием подходов, уровней и типов анализа, объективно протекающих процессов. Содержащиеся в диалектической теории элементы методологического знания имеют свои специфические особенности, учитывающие область науки. Во многом этим фактором определяется многоуровневость методологического анализа, посредством которого в той или иной научно-исследовательской практике приобретаются методологические знания, при помощи которых создаются реальные возможности разрешить и практические задачи обучения.

В решении задачи рассмотрения методологических основ формирования музыкального культуры младших школьников определяющее значение имело общедидактическое положение о единстве содержательных процессуальных сторон обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер). Учет данных положений привел к выдвижению в качестве ведущего средства, обеспечивающего единство содержательной и процессуальной сторон процесса - методологический анализ. В контексте заявленной проблемы методологический анализ понимается нами как научно-исследовательский метод диалектического, системно-методологического осмысления многообразных явлений и процессов музыкально-педагогической теории и практики. Являясь, по сути, конкретным выражением общефилософского диалектического метода познания, методологический анализ позволяет глубоко и целостно вскрыть те или иные закономерности педагогического процесса, проникнуть в сущность возникающих в нем противоречий, находить определенные средства их разрешения. Используя термин «анализ» мы имеем в виду не расчленение процесса, а напротив рассмотрение составляющих целостного процесса, то есть «целостный анализ». Анализ как форма логического мышления находится в единстве со своей противоположностью - синтезом. Это взаимодействие представляет собой аспекты единого процесса познания. Диалектику анализа и синтеза следует признать важной сущностной характеристикой методологии, направленной на изучение явлений и процессов в музыкально-педагогической области. Учет данных закономерностей педагогического процесса определяет и существенный признак логико-содержательного аспекта педагогического процесса —диалектику движения от «общего» к «частному» или от «абстрактному» к «конкретному». В образовательной деятельности по формированию музыкальной культуры младших школьников это положение особенно существенно, так как выстраивает логическую последовательность этапов научного поиска, эксперимента. Теория «целостного анализа», принадлежащая отечественному музыковеду В.А.Цуккерману, по сути, содержит исследование процесса с многомерных позиций - методологических, общенаучных, частнонаучных, специальных.

Психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной культуры младших школьников

Звуковое искусство и его феномен - музыка имеет огромное воздействие на ребенка, позволяет ввести в сознание бесконечный мир общечеловеческих ценностей, развивать фантазию, воображение, эмоциональность, то есть творчески влиять на становление духовного мира растущего человека.

При разработке концепции формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки мы основывались на исследованиях Ю.К.Бабанского, М.М.Махмутова, И.Я.Лернера и др., где были установлены ведущие идеи дидактики. Одним из важнейших положений является обучение, построенное на мышлении. В соответствии с этим при разработке концепции мы учитывали: ведущие идеи развивающего обучения; обоснование главного в содержании обучения; сочетание форм и методов обучения в зависимости от дидактической проблемы, обучаемости школьников, условий, новых технологий; взаимосвязь структуры знаний со структурой мыслительной деятельности; моделирование мыслительных процессов в обучении при педагогическом контроле на основе оценки и самооценки знаний, умений и навыков (ЗУН); учет возрастных особенностей.

Отметим, что особенно сложно строится процесс восприятия, деятельности сознания, эмоций, взаимодействия интеллектуального и эмоционального способов восприятия музыкального материала у детей младшего школьного возраста. Необходимо учитывать возрастные, ассоциативные особенности при исследовании музыкального произведения, которое входит в человеческое сознание в первую очередь через пространственные представления. Данные положения позволили выявить аналитические аспекты, необходимые для раскрытия эмоционально-содержательной сущности музыкальных произведений, где существенное значение имеет психологическая концепция оптимального овладения педагогической деятельностью в процессе выполнения системы дидактических упражнений и задач, теории поэтапного формирования умственных действий.

Учитывая сложность и многоаспектность процесса по формированию музыкальной культуры младшего школьника, отметим, что особенно сложно и многомерно строится процесс восприятия. Не требует доказательств, что музыка существует только в восприятии человека, и действительная реальность произведения может рассматриваться и оцениваться лишь как психологическая реакция на произведение его адресата. Следовательно, музыкальное произведение входит в человеческое сознание в первую очередь через пространственные представления. В практике учебных занятий методы и приемы анализа музыкального произведения трансформируются, подчиняясь педагогическим целям, и выступают каждый раз в иных соотношениях. При этом умение аналитически воспринимать музыку - одна из главных целей профессионального музыкального обучения, ибо «анализ необходим, прежде всего, в условиях школы, где детей учат понимать музыку, ее содержание и язык, сознательно ее воспринимать»(60,23).

На современном этапе педагогами и психологами установлены ведущие направления дидактической стратегии, основанные на следующих положениях: 1-4 классы - воспитание и умение учиться; 5-7 классы - развитие интереса к разнообразной деятельности и умение применять знания на практике; 8-9 классы - пробуждение к открытию и развитию своих возможностей и способностей, становление культуры исследовательского мышления; 10-11 классы - научное и профессиональное мышление в связи с жизненным самоопределением. Исходя из представленной стратегии развития мыслительной деятельности человека от 7 до 17 лет, отметим, что наиболее важным, значимым, и во многом, определяющим является возрастной период 7-10 лет. Именно в этом возрасте формируется устойчивый интерес к окружающей действительности, пытливость, развивается фантазия, воображение, формируется динамика движения от конкретной наглядности к абстрактному мышлению.

Региональный аспект проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников

Введение регионального музыкального искусства в систему образования младших школьников предполагает, что изучение реальной действительности - это обращение к педагогической деятельности как к объекту исследования. В диссертационном исследовании мы взяли за основу в качестве методологической концепции историко- культурологический подход, который предполагает сочетание общечеловеческого и национального начал, традиционных и инновационных процессов в отечественной и мировой педагогической науке.

Педагогический процесс формирования музыкальной культуры школьников во многом зависит от особенностей культурологического, демографического, этнографического, психолого-педагогического и музыкального развития, характерного для данного региона. В этой связи важнейшими в области музыкальной педагогики являются формы сознания и мировосприятия, присущие людям определенного региона, определенного времени. Принятие за основу субъективного плана исторической жизни создает новые подходы к осмыслению знаний, позволяет акцентировать внимание на более масштабных обобщениях, общечеловеческих и региональных закономерностях педагогического процесса, обусловленных многообразием конкретной социально-культурной сферы. Следовательно, изучение педагогического процесса необходимо вести в непосредственной связи с той конкретной во времени и пространстве средой, в которой он имеет место.

Кубань сегодня - это культурный и образовательный центр России: здесь функционируют учреждения культуры и искусства, действуют около двух тысяч общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, десятки музыкальных школ, более пятидесяти средних учебных заведений, десятки государственных и негосударственных вузов. Традиционно в этом регионе отрабатываются многие экспериментальные программы и не только в производительной деятельности, но и в сфере искусства, культуры и образования. В крае действует разветвленная сеть инновационных образовательных учреждений. Учитывая современные реалии, в концепции развития образования Кубани большое внимание уделяется вопросам введения регионального материала в обучающие программы. В директивных документах задачи современного образования определяются как переход образования от унитарной модели к новой, основанной на преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края.

Прежде чем Кубань была заселена казаками (начало современной истории края), она прошла длительный исторический путь, который достоверно, а иногда, и свободно трактуется в произведениях художественной культуры. Наиболее ранние сведения о Кубани появляются в четвертом веке до нашей эры в трудах историков Герадота и Страбона, где подчеркиваются связи народов, населяющих этот регион с культурой Древней Греции. Прежде чем Кубань была заселена казаками, российские цари уделяли этому региону большое внимание - шла длительная борьба за господство в этом районе, велись длительные войны с кавказскими горцами, татарами.

Похожие диссертации на Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства