Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Алямкина Жанна Геннадьевна

Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия)
<
Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алямкина Жанна Геннадьевна. Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 194 c. РГБ ОД, 61:03-13/772-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогическая проблема 20

1.1. Вопросы формирования культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе 20

1.2. Анализ состояния практики формирования культуры межнационального общения учащихся младших классов в современной школе 54

1.3. Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия младших школьников 95

Глава 2. Педагогическая технология формирования культуры межнационального общения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности 114

2.1. Методика педагогической диагностики культуры межнационального общения младших школьников 114

2.2 Содержание, формы и методы использования традиций национальной и инонациональной музыкальных культур в процессе формирования культуры межнационального общения младших школьников 129

2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы 151

Заключение 165

Список литературы 169

Приложения 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.

Результатом осуществления изначально порочной идеи возможности существования культуры, национальной лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, стало насильственное разрушение вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно-культурных ценностей.

Вместе с тем, распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политику, напряженная социально-экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночной экономике, остро обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности.

В сложившихся условиях поиск средств гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России, в целом, и Мордовии, в частности, важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального

превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.

Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художествено-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Исходя из этого, мы считаем что фольклор, его содержательная часть, ценности, заключенные в нем могут рассматриваться в качестве уникального средства формирования культуры межнационального общения.

Говоря о педагогических возможностях фольклора как средства воспитания, следует отметить, что фольклор дифференцируется как взрослый и детский. Последний включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры и т.д.

Выше сказанное позволяет утверждать о наличии заложенных в детском фольклоре больших возможностей, которые могут быть реализованы, прежде всего, в художественно-эстетическом воспитании детей, особенно младшего школьного возраста. Исходя из этого, представляется весьма актуальной задача формирования общей эстетической культуры детей, их художественно-творческих интересов на основе использования средств русского, мордовского, татарского детского фольклора. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами музыкального фольклорного материала.

Общая стратегия исследования определилась на основе теоретического анализа проблемы формирования культуры межнационального общения

младших школьников. Формирование культуры межнационального общения
является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности.
Эта проблема весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители
различных наук. Так, многие вопросы теории и практики гуманистического и
межнационального воспитания подрастающего поколения нашли
рассмотрение в трудах Я.Гогебашвили, М.Е.Евсевьева, Я.А.Каменского,
К.Насыри, К.Д.Ушинского. В социально-философском и историческом плане
проблема межнационального воспитания, ее место и роль в теории и
практике национальных отношений, получила методологическо-
теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и
монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе,

А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм.

Психологические труды Б.Г.Ананьева. В.С.Выготского,

П.А.Гальперина, А.Н.Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах.

Отечественная педагогика располагает фундаментальными
исследованиями общеметодологического и теоретического плана,
способствующих изучению общей теории воспитания (Н.И.Болдырев,
Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, Э.И.Моносзон), деятельностно-личностного
подхода в совершенствовании учебно-воспитательного процесса
(Ю.К.Бабанский, З.И.Васильева, Ф.К.Мухаметзянов), развития

воспитательных функций детского коллектива, взаимоотношения учителей и

учащихся (Ю.П.Азаров, А.В.Мудрик, В.И.Пирогов), идеи использования прогрессивных народных традиций в воспитании (Г.Н.Волков, Б.А.Кадыров, Я.И.Ханбиков), которые создали определенные предпосылки для успешного решения проблемы формирования культуры межнационального общения.

Отдельные аспекты, частично связанные с темой настоящего исследования, освещаются в ряде докторских и кандидатских диссертаций: пути установления связи между учебной и внеклассной работой по межнациональному воспитанию (В.Ф.Акимов, К.В.Энгстрам) возможности различных воспитательных средств (И.П.Тукаев, З.К.Шнекендорф), методы и формы межнационально-патриотических чувств (А.А.Аронов, М.А.Терентий, Г.Н.Волков), общие задачи и содержание национального и межнационального воспитания в школе (И.И.Асланов), в формировании личности исключительное значение имеют традиции дружбы (В.Х.Артунян, М.Б.Гуртуева, И.А.Шохов). В них анализируются вопросы формирования у молодого поколения гуманного отношения к людям разных национальностей, с учетом особенностей этнического развития и сближения народностей, определяются основные формы и методы межнационального и национального воспитания в учебное и внеучебное время с учетом конкретных условий национальных школ.

Формирование культуры у учащихся в сфере межнациональных отношений предполагает изучение, как общего в педагогической культуре народов, так и национально-особенного в воспитании, для этого необходимо исследовать, изучать национальные особенности, национальную специфику.

В республиках Поволжья проблемы национального и межнационального, общечеловеческого в воспитании исследованы в различных аспектах: историческом (И.Д.Воронин, Х.Г.Гимади, Н.И.Воробьев), в этнографическом (С.А.Токарев, Е.Т.Бусыгин, П.В.Денисов), в педагогическом (Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков).

Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного

потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

Культура диалектически объединяет национальное, интернациональное и общечеловеческое. Из лучших достижений национальных культур складывается общечеловеческая культура (С.Н. Артановский, Л.С. Зорилова). Поэтому, поднимая вопрос о роли культуры в процессе формирования личности современного школьника, ошибочно как замыкание ее в ограниченное пространство узконационального, так и стирание национального в мировой культуре.

Этот тезис, подтвержденный жизненной и исторической практикой, требует ориентации современной системы образования на формирование общечеловеческих ценностей - дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения; побуждает к переосмыслению исторического опыта в области национальных отношений, к изучению реального состояния межнациональных взаимодействий на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений между субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим потребностям общественного прогресса. Немалая роль при этом отводится музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

В системе образования особое место занимают уроки музыки, обладающие значительными возможностями в формировании культуры межнационального общения младших школьников. Постигая музыку, человек не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом. Вместе с тем он прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому диалог музыкальных культур,

взаимодействие музыкальных культур может стать одним из основных принципов музыкально-эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе.

Для человека, живущего на рубеже XX и XXI веков, чрезвычайно важно познать мир своей национальной и инонациональной, мировой музыкальной культуры в их взаимодействии. Только признав естественным процесс взаимообогащения духовного и культурного наследия различных народов и этносов, который служит источником их роста и обновления, можно воспринять свою национальную культуру не изолированно, а в органичном единстве с культурами других этносов, чьи духовные ценности входят как составляющие в единую общемировую культуру.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. В многовековом наследии нации можно найти и то, что в ходе исторического развития воспринято у других наций, переосмыслено, преобразовано в свое. Абсолютно свободных от влияния, полностью замкнутых в себе наций и культур нет и быть не может. «Чем шире открыты интеллектуальные эстетические пространства нации для всего человечества, тем она интереснее, сильнее. Открытость дает возможность нации видеть лучше «чужое», извлекать из соприкосновения с ним, с иными нациями нужное для себя и отдавать им то, чем она сама щедра и притягательна»[89,С.31].

Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально. Соединение в сознании «своего» и «чужого» не приводит к снижению национального самосознания, не ослабевает национальных чувств. «Чужое» - жизненное, новое, неожиданное не только не размывает границ «своего», но постепенно становится его неотъемлемой частью, обогащает содержание, объем, значимость «своего».

Идея использования народности эстетической культуры в
общественном воспитании впервые в России была затронута
М.В.Ломоносовым, впоследствии углублена Н.И.Новиковым,

А.Н.Радищевым и декабристами. Она как бы предвосхитила прогрессивные взгляды передовой интеллигенции последующих поколений на проблему образования и воспитания путем изучения духовного наследия своего народа.

Новая теория была разработана и предложена русскими
революционными демократами В.Г.Белинским, А.И.Герценым,

Н.А.Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного используя народный материал (родной язык, сказка, пословицы, поговорки, народные песни и т.д.)

Известные педагоги-просветители М.Акмулла, К.Насыри,

В.Ф.Одоевский, И.Н.Ульянов выступали за изменение жизни путем просветительской деятельности через культурные преобразования, освоение народного искусства (устно-поэтического, музыкального, живописного и других). Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастающего поколения и сегодня.

Идея гармонически развитой личности, предложенная античными философами, получила осмысление в теории образования и воспитания детей в трудах отечественных ученых-педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют также исследования в области теории психологии творчества и художественно-эстетического развития, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрыты в трудах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Л.В.Занкова, В.И.Закутского, П.А.Черватюка.

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, обращая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности (Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский).

Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов В.К.Арсенкина, М.С.Кагана, Е.Г.Яковлева; психолого-педагогические аспекты проблемы нравственного воспитания исследованы в трудах А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева.

Анализируя достижения теории и практики музыкального воспитания и образования, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема формирования культуры межнационального общения посредством освоения традиций национальной музыкальной культуры своего и других этносов остается недостаточно разработанной. Сохраняя общность основных принципов методики музыкального воспитания школьников, во многих национальных регионах решают проблему, связанную с особенностью музыкальной культуры данного региона, так как музыкальное воспитание на основе национальной музыки дает возможность лучше понимать и оценивать музыку других народов, что является одним из важнейших средств межнационального воспитания детей (Л.М.Кашапова, Е.В.Тарасова, И.С.Кобозева, Т.И.Одинокова, З.М.Явгильдина).

В последнее время появились работы, специально посвященные
возможностям музыкального национального фольклора разных народов в
воспитании школьников: средств азербайджанской народной музыки в
воспитании музыкально-эстетических способностей учащихся

(Н.С.Меликмамедов); роли армянской народной музыки в музыкальном воспитании (Ю.В.Юзбашян); возможностей узбекской народной музыки как

средства нравственного воспитания (А.Ш.Хасанов); путей активизации творческой деятельности младших школьников средствами русского музыкального фольклора (Л.П.Куприянова); изучение традиций татарского народа в эстетическом воспитании и использовании их в современной практике школы (С.И.Раимова); средств башкирской национальной музыкальной культуры в музыкально-эстетическом воспитании школьников (Л.М.Кашапова, Е.В.Тарасова); средств татарского детского фольклора в воспитании музыкально-эстетического интереса детей младшего школьного возраста (З.М.Явгильдина); использование традиций мордовского народа в музыкально-эстетическом воспитании детей младшего, школьного возраста (И.С.Кобозева, Т.И.Одинокова).

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что современный школьник живет в условиях полиэтничного региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций (русской, мордовской, татарской и другими). Принимая во внимание данный фактор, мы считаем возможным предложить, изучать национальную музыку в ее сопоставлении с музыкальной культурой других, проживающих рядом наций, что поможет воспринять музыку как единый цельный комплекс, разветвленную систему многочисленных взаимосвязей - контактных, типологических - различных музыкальных культур.

Проблеме образования школьников Мордовии уделяется определенное внимание в нормативной документации правительства. Однако имеются противоречия между объективной необходимостью формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами национальной музыкальной культуры и неразработанностью содержания, форм, методов и средств ее использования в практике общеобразовательной школы. Сложившиеся условия требуют положительного решения данного вопроса в системе начальной школы.

Решающим звеном при формировании культуры межнационального

общения является изучение интересов и вкусов детской аудитории, которые и будут определять содержание и выбор форм, методов и средств, необходимых для формирования интереса к национальной и инонациональной музыке.

Работу по формированию культуры межнационального общения следует рассматривать как своеобразный путь всестороннего и гармоничного развития школьника, как непременное условие развития его творческой деятельности.

При работе над формированием культуры межнационального общения учитель музыки сможет помочь детям разобраться в непростой структуре национальной и инонациональной музыки, насыщенной своеобразными напевами, необычными музыкальными оборотами и оригинальными мелодиями.

Однако настораживает факт снижения интереса учащихся к народному музыкальному творчеству, а это происходит оттого, что в школе учащиеся не усвоили и не увидели красоты и величавой простоты музыки своего и других народов, не прониклись любовью к ней.

Проанализировав ряд программ, мы пришли к выводу, что знакомство с музыкой национальной и инонациональной приходится на завершающий этап начальной школы или полное отсутствие инонациональной музыки в репертуаре программы, что, на наш взгляд, недостаточно для глубокого и осознанного понимания музыки национальной и инонациональной, для формирования своего собственного отношения к ней, для формирования музыкальных интересов и вкусов, формирования культуры межнационального общения.

И сегодня, на наш взгляд, незнание музыки народов, населяющих нашу многонациональную Мордовию, несформированность интереса к музыкальной культуре, отсутствие стремления узнать и понять музыкальное наследие русского, мордовского и татарского народов являются проблемами,

стоящими перед музыкальным образованием Мордовии.

Актуальность проблемы определяется возросшими требованиями к
самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры;
необходимостью наибольшего использования национально-особенного в
культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством
общечеловеческой культуры. Актуальность исследования так же
обосновывается и теми существующими недостатками, которые характерны
для музыкального образования национальных регионов. Ее практическая
значимость, недостаточность теоретической и методической разработки
определили тему исследования: «Формирование культуры

межнационального общения младших школьников средствами музыки (на материале Республики Мордовия)».

Объект исследованияформирование культуры учащихся младших классов в сфере межнациональных отношений, реализуемое в процессе занятий музыкой и усвоение ими как национальных, так и общечеловеческих ценностей в учебной и внеучебной деятельности.

Предмет исследования - процесс использования традиций русской, мордовской и татарской музыкальных культур и их воплощения в практике современной общеобразовательной школы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические аспекты формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами русской, мордовской и татарской музыкальных культур.

Гипотеза исследования основана на положении, согласно которому формирование культуры межнационального общения в педагогической практике будет наиболее успешным, если:

- сформировать установку на овладение учащимися традиций национальной и инонациональной музыкальной культуры как

средства формирования культуры межнационального общения младших школьников;

- разработать методику национального и инонационального
музыкального образования в начальной школе с учетом ее
психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей;

- дополнить содержание образования современной школы народными
традициями взаимодействия, определить возможности введения
национальной и инонациональной музыкальной культуры в учебно-
воспитательный процесс школы.

В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом исследования были определены следующие задачи:

- раскрыть сущность и структуру культуры межнационального
общения;

выявить специфику формирования культуры межнационального общения младших школьников;

показать эффективность использования русской, мордовской, татарской музыкальных традиций в формировании культуры межнационального общения младших школьников;

выявить условия формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки в педагогическом процессе;

разработать педагогически обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкально-эстетического воспитания младших школьников, с использованием традиций национальной музыкальной культуры в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.

Методологической основой исследования явились:

- общефилософские идеи о роли народа в создании духовной
культуры и об отношении его к наследию прошлого, о своеобразии

и самобытности культурных традиций разных народов (К.Д.Ушинский);

идеи теоретиков- музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии детей (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский);

концепция о социальных функциях музыкального искусства;

теория этнопедагогики в системе музыкально-эстетического воспитания (Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков);

теория культуры (Ю.В.Бромлей);

положения о культуре как источнике формирования содержания;

идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования (Ш.А.Амонашвили, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов).

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая следующие методы: теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, культурологической, историко-этнографической, психолого-педагогической и методической литературе по теме исследования; наблюдение, опрос, анкетирование и моделирование воспитательной деятельности; метод экспертных оценок и самооценок, формирующий эксперимент, статистико-математический метод обработки количественных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1994 - 1995) был посвящен теоретическому осмыслению проблемы, изучению и анализу философской, социально-психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализу теории и практики использования народной и профессиональной музыки в воспитании учащихся младших классов, разработке принципов осуществления поликультурного образования и приобщения детей к национальной и

инонациональной культуре. На этом этапе был собран необходимый эмпирический материал и изучены потенциальные возможности воздействия национальной и инонациональной музыки на духовное и нравственное развитие младших школьников; определены: предмет, цель, основные задачи и рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996 - 1998) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школах Мордовии по исследованию поставленной проблемы в соответствии с разработанной программой. Это позволило уточнить и обогатить гипотезу, обосновать необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования в многонациональных школах Мордовии. Наряду с этим проводилась апробация разработанной методики.

Третий этап (1998 - 2002) был посвящен анализу, сопоставлению и обобщению материалов опытно-экспериментальной работы. В этой связи осуществлялась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования национальной и инонациональной музыки в многонациональных школах Мордовии, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

Экспериментальной базой диссертационного исследования явились школы №1 Пролетарского района, №3 Октябрьского района города Саранска и Александровская средняя школа Лямбирьского района Мордовии.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что

- культура межнационального общения рассмотрена как интегральное качество личности;

- исследовано региональное музыкальное искусство Республики Мордовия по жанровым и стилевым признакам, специфике интонационного синтеза, его генезиса, контактирования и преемственных связей. На этой

основе, в содержательном и структурном аспектах, выявлены особенности формирования культуры межнационального общения младших школьников;

- разработаны научно-методические рекомендации, дающие наибольший
эффект в процессе использования русской, мордовской, татарской
музыкальных традиций на уроках музыки в младших классах
общеобразовательных школ. Обоснована необходимость использования
совокупности музыкальных средств в педагогическом процессе;

- осуществлено теоретическое обоснование и экспериментально
апробирована новая методика формирования культуры межнационального
общения младших школьников опирающаяся на синтез традиций русской,
мордовской, татарской музыкальных культур.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что научно-методические материалы, рекомендации, могут быть использованы в деятельности общеобразовательных и детских музыкальных школах, внешкольных учреждений, а также в семейном воспитании.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой; использованием методов математической статистики, репрезентативностью выборки; длительным и многоплановым характером исследования; целенаправленным анализом массовой музыкальной педагогической практики и многолетним практическим опытом работы автора в качестве учителя музыки общеобразовательной и детской музыкальных школ.

На защиту выносятся следующие положения'.

1. Культура межнационального общения как интегральное качество личности включает в себя сплав национальных и интернациональных

ценностей, социально психологических установок, чувств, мотивов, навыков общения, общечеловеческие ценности.

2. Особенности формирования культуры межнационального общения
младших школьников в содержательном аспекте реализуются через
чувственно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий
компоненты; в структурном аспекте в процессе накопления первоначального
опыта национальных и инонациональных музыкальных традиций,
эмоционально-образного восприятия окружающей многонациональной
среды, мотивированного поведения.

  1. Эффективность использования русской, мордовской, татарской музыкальных культур обусловлена: обновлением содержания обучения; поэтапностью формирования культуры межнационального общения средствами музыки; сочетанием различных форм и методов использования русского, мордовского, татарского музыкального наследия.

  2. Методика формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами русской, мордовской, татарской музыкальных традиций включает усвоение музыкально-теоретических, исполнительских и слушательских знаний, умений и навыков, знакомство с музыкальными жанрами, стилями и национальными особенностями народной музыки, стимулирование творческих эстетических интересов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств. Различные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, 1997г.), региональных научно-практических конференциях: «Инновационые подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996г.), «Деятельностный подход к развитию творческой личности ребенка в школе» (Саранск, 1998г.), Всероссийской научно-практической конференции «Образование в 21 веке:

тенденции развития региональных систем общего и профессионального образования» (Саранск, 2000г.), научно-практической конференции «Проблемы творческого воспитания личности: культурологические размышления» (Москва, 2000г.), Международной научно-практической конференции «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека» (Москва, 2001г.) а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Вопросы формирования культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе

Проблемы межнационального общения, его сущность и формы проявления, их социальная направленность сравнительно недавно стали предметом изучения в современной научной литературе.

Исходя из целей, поставленных в исследовании, обратимся к анализу культуры межнационального общения.

Анализ современной научной литературы свидетельствует, что понятие культуры межнационального общения в недостаточной мере нашло свое определение. Поэтому возникает необходимость уточнения общего исходного представления о содержании данного понятия, определения теоретико-методологических принципов исследования, позволяющих осмыслить культуру межнационального общения не только в конкретных формах проявления, но и как социально-историческую целостность.

Анализируя понятие культуры межнационального общения, мы исходим из того, что данное понятие является синтезирующим, вобравшим в себя в процессе генезиса черты, элементы целой группы разнообразных понятий - «культура», «общение», «культура общения», «межнациональное общение», «культура межнационального общения», выступающих в качестве родовых по отношению к нему. Для определения содержания и структуры интегрального показателя культуры межнационального общения необходимо выяснить соотношение данных понятий.

Классическим определением культуры можно считать ее рассмотрение в виде «совокупности материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующихся исторически достигнутую ступень в развитии общества»[150,С.225-226].

Системное и целостное представление о культуре предложили А.Кребер и Г.Клакхон, которые проанализировали около 250 определений разделив на несколько типов, в том числе:

- объяснительно-исторический, согласно которому культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слова слагается в основном из знаний, верований, искусства, нравственности, обычаев, а также способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

- исторический, в котором акцент ставится на традиции, выступающей в качестве главного культурного фактора;

- нормативный, суть которого заключается в выделении специфических особенностей культуры, отражающих подчинение человека определенным правилам[166].

В работах зарубежных ученых (Ф.Боас, Б.Малиновский, Э.Сепир, Б.Уорф) наблюдается оригинальный подход к интерпретации понятия «культура», которое охватывает все небиологические аспекты жизни людей, то есть то, что отличает человека от животного.

Отечественные ученые (Ю.В.Бромлей, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, А.Ф.Лосев и др.) трактуют культуру как:

- определенную сторону деятельности общества во всех сферах;

- процесс развития сущностных сил человека, их практического проявления;

- систему материальных и духовных ценностей;

- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Культура, по мнению большинства ученых, представлена в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе[119].

Культура, по своему внутреннему содержанию, есть процесс развития самого человека как общественного существа, мера его индивидуально-творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенства.

Как отмечает Л.С.Зорилова, «культура объединяет науки, религии и искусства, имеет национальные особенности, тесно связана с культом предков, с их обычаями, обрядами, традициями, легендами, сказками и преданиями, которые направлены на передачу новым поколениям духовных сил народа, общечеловеческих идеалов»[56,С32].

Разрабатываемая нами проблема вписывается в аспект духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных между собой формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечивании, а также духовных ценностей, созданных человеком (нормы морали, права и др.).

Духовная культура всегда социально обусловлена и в организации жизни общества выполняет чрезвычайно важные функции:

- человекотворческую, цель которой является формирование определенного типа личности;

- познавательную, отражающую степень познания мира, самосознание нации, общества в целом;

- информативную, имеющую своим содержанием передачу, трансляцию социального опыта по «вертикали» и по «горизонтали», обмен мнениями, навыками, умениями и способностями;

- коммуникативную, обеспечивающую существование культуры, регулирующую прямое и косвенное общение людей;

- регулятивную, способствующую усвоению широкого круга требований к духовному облику человека и превращающую их внутренние убеждения, о чем свидетельствует реальное поведение индивида в различных жизненных ситуациях; - оценочную, устанавливающую соответствие поступка, поведения, общения, черт характера личности, общественного образа жизни определенными моральными требованиям 119,С22]. Следовательно, духовная культура предполагает выработку, развитие, усвоение, соблюдение и передачу различных норм духовности человека, являющихся нормативным показателем сформированности положительно направленной личности.

В целом, культура являет собой совокупность всех духовных достижений человечества, которые, возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Исходя из понимаемой таким образом объективности культуры, а также из того обстоятельства, что она является результатом человеческой деятельности, культура характеризует собой человека и как индивида, и как общественно развитое существо в контексте социума. Как не может быть культуры вне или до человека, так и не может быть человека вне или до культуры.

Культура - это сущностное, родовое свойство человека. Культурными не рождаются, а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным. Таким образом, термин «культура» имеет яркий признак нормативности.

В докторской диссертации Л.С.Зорилова, основываясь на утверждении С.Н.Артановского отмечает, что «культура вечна, она собирает все самое ценное, созданное человечеством в различных частях света. Она объединяет национальные, самостоятельно между ними всевозможные связи, выявляет общее для всех, называя его общечеловеческим. Следовательно, общечеловеческое пронизывает национальное, составляет его методологическую базу»[56,С.32-33].

Проблемы общения, его сущность и формы проявления, их социальную направленность сравнительно недавно стали изучать и нашли свое освещение в современной научной литературе [82,88,122,134,143].

Методика педагогической диагностики культуры межнационального общения младших школьников

Региональная политика последних лет выдвинула на одно из первых мест проблему создания самостоятельной национальной системы образования, органической частью которой является формирование национальной духовности, нравственности, овладение достижениями национальной и мировой культур, а также культуры межнационального общения. Поэтому современной парадигмой образования является личностный подход, творческий рост и развитие школьников в условиях многоязычного и поликультурного пространства, что в свою очередь, предполагает осуществление единой государственной политики на всей территории республики, системы подготовки и повышения квалификации кадров.

В «Программе развития образования Республики Мордовия на 1997 -2000 гг.»[124] подчеркивается необходимость решения проблемы сохранения духовного наследия народов, населяющих республику, и внедрения традиций национальной культуры в педагогический процесс, начиная с раннего возраста и заканчивая высшими учебными заведениями.

Для реализации соответствующих идей на практике была разработана методика использования средств русской, мордовской и татарской национальной и профессиональной музыки, в которую вошли содержание, формы и методы организации соответствующей музыкально-эстетической деятельности младших школьников на уроке и во внеурочное время.

В условиях Мордовии использование данной методики продуктивно в силу того, что в большинстве типовых общеобразовательных школ республики обучаются дети разной этнической принадлежности: русские, мордва, татары и др., в результате компактного проживания дети находятся в постоянном общении с представителями иных культурных традиций (соседи, друзья, знакомые, одноклассники).

Кроме того, большой интерес представляют дети, воспитывающиеся в смешанных семьях, их мировосприятие и национальное сознание отражает эклектическое соединение двух этнических культур, разных национальных традиций. Все это привело к необходимости проведения экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов.

Диагностический этап был связан с подготовкой специальной методики измерения уровня знаний этнической культуры республики младшими школьниками общеобразовательных школ, уровня музыкально-эстетических потребностей и интереса у них, умения оценивать и понимать специфику русской, мордовской и татарской музыкальных культур. По результатам диагностического исследования можно было более четко судить о комплексе тех условий, которые могли бы обеспечить эффективное формирование музыкально-эстетических интересов младших школьников на основе использования русского, мордовского и татарского детского фольклора, а также национальной композиторской музыки.

В качестве основы разработки соответствующей диагностической методики выступала методика определения эстетических наклонностей, предложенная Л.М.Фридман, Т.А.Пушкиной, И.Я.Каплунович и переработанная З.М.Явгильдиной[ 151 ,С 111].

Процедура педагогической диагностики эстетического интереса включала в себя такие этапы, как: определение критериев его сформированности; сопоставление характеристики уровней развития эстетического и музыкально-эстетического интереса применительно к возрасту младших школьников; подготовку соответствующих анкет для сбора эмпирической информации; обработка и обобщение результатов проведенного эмпирического исследования. Наиболее важным является вопрос о критериях сформированности эстетического интереса. Содержание понятия «эстетический интерес» позволяет, на наш взгляд, говорить о трех основных критериях.

1. Информационный критерий, который предполагает измерение объема кругозора, информированности и наличия знаний в области того или иного явления, феномена эстетической действительности: театра, кино, изобразительного искусства, музыки, художественной литературы и частоты обращения к эстетическим объектам.

2. Художественно-эмоциональный критерий, измеряющий степень глубины переживания, эмоций от общения с эстетическим объектом.

3. Деятельностно-практический критерий, дающий возможность констатировать глубину, устойчивость и полноценность развития эстетического интереса.

Каждый из названных критериев выражается в совокупности количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве прочитанных художественных произведений, просмотренных фильмах, посещений выставок изобразительного искусства, драматических и музыкальных спектаклей. Частота посещений учеником того или иного места культурного обогащения должна была говорить о выраженности определенного типа художественных интересов (интерес к театру, изобразительному, музыкальному искусству). Качественные показатели эстетического интереса позволяли судить, в определенной степени, о глубине его развития (от потребности в глубоком переживании до низкого уровня эстетической потребности, выраженного в примитивном потреблении эстетической информации).

Диагностика эстетического интереса предполагала выявление трех уровней его сформированности у младших школьников: констатирующего, анализирующего и гармоничного.

Для учащихся констатирующего уровня характерна описательность и перечисляемость в ответах; случайность наблюдений; неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь и сформулировать свое отношение к действительности. Осознанное отношение отсутствует или характеризуется обще: хорошо - плохо, нравится — не нравится и без подробностей; попытки обоснования и осмысления отношения отсутствуют. Школьники добросовестно констатируют происходящее, пересказывают события. Для них характерно наивно-реалистическое восприятие искусства. При постановке художественных задач они констатируют виденное и слышанное, пишут о том, что изображено, но творческого воображения не имеют. У этих учащихся отсутствует индивидуальное отношение к произведениям искусства.

Для школьников анализирующего уровня характерно стремление не только и не столько описывать события, сколько рассуждать по их поводу, анализировать их. Их творчество более интеллектуально, осмысленней, чем у учащихся констатирующего уровня. Однако они не замечают подробностей и не имеют непосредственного восприятия. Искусство рассматривается ими как наглядное оформление нравственных или социальных проблем. Несмотря на это, анализирующий уровень выше констатирующего, так как свидетельствует о самостоятельности мышления.

Содержание, формы и методы использования традиций национальной и инонациональной музыкальных культур в процессе формирования культуры межнационального общения младших школьников

«В художественном наследии прошлого содержалось большое богатство, которое по праву принадлежало народу, который ... создал немало духовных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой культуры»[92,СЛ9]

Одним из ведущих условий формирования культуры межнационального общения младших школьников является разработка и проектирование содержания, форм и методов программы по музыке с учетом обогащения ее элементами русского, мордовского и татарского музыкального искусства.

Исходя из этого, перед нами стояла задача составления специализированной программы для начальной школы в соответствии с научными требованиями к данному виду продукции. Первым элементом этой работы, безусловно выступает постановка цели и задач выбранного направления специализации программы по музыке для начальных классов. Мы ее понимаем следующим образом.

Включение русской, мордовской и татарской музыки в обучение призвано познакомить детей с богатым национальным творчеством данных народов, заложить основы уважительного отношения к родному языку, музыке, обычаям, традициям и культуре своего и других народов; сформировать интерес, привить любовь к фольклору и музыке; развить творческие способности учащихся; обогатить общую культуру и эстетический вкус учеников, что, естественным образом будет способствовать формированию культуры.

Исходными принципами программы по музыке с использованием русской, мордовской и. татарской национальной музыки для начальных классов являются: доступность содержания программы возрастным особенностям младших школьников; поэтапность включения национального материала; его разнообразие и соответствие интересам, вкусам и потребностям учащихся; развитие творческих умений и навыков в процессе изучения национальной и инонациональной музыки; обеспечение межпредметных, межличностных и межнациональных связей в приобщении к национальной и инонациональной музыкальным культурам.

Последующий процесс проектирования содержания учебного материала с использованием средств русской, мордовской и татарской музыкальных культур делится на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе был проведен отбор, подготовка, дидактическая переработка фольклорных источников и классификация жанров русского, мордовского и татарского детского фольклора для дальнейшего его использования в обучении младших школьников. Второй этап включил в себя переработку существующей программы по музыкальному воспитанию с включением в нее наряду с русской музыкой элементов мордовской и татарской национальной музыки с учетом отведенного на уроки музыки учебного времени и тематическую разработку уроков на весь курс начального обучения в школе. Предпочтение отдавалось, прежде всего, тому материалу, который отличался большими воспитательными возможностями. Рассмотрим более подробно этот этап.

Фольклор насчитывает до 20 жанров народного творчества. Все многообразие данного материала целесообразно разделить по трем большим разделам. В первую часть вошли произведения для самых маленьких, во вторую - игровой фольклор, в третью - потешный фольклор с включением в этот раздел календарных песен. Каждый из разделов отличается своим разнообразием. Так, в первую часть наряду со сказкой вошла поэзия пестования. К произведениям, предназначенным для детей в первые годы жизни, были отнесены: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Вторую часть фольклора составил игровой фольклор. Сюда вошли драматические, спортивные и хороводные игры, а также жеребьевки и считалки, которые необходимы для распределения ролей в игре.

В третью часть был включен потешный фольклор, куда были отнесены такие жанры детского народного творчества, как частушки, дразнилки, путаницы, скороговорки, заклички, загадки, приговорки.

Для целенаправленного использования данного материала в учебно-воспитательном процессе необходимо было провести переработку действующих учебных программ для начальной школы, касающихся преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Этому и был посвящен второй этап работы по разработке содержания программы по музыке на основе русского, мордовского и татарского детского фольклора.

С этой целью нами была пересмотрена прежде всего, существующая программа по музыке в начальных классах общеобразовательных школ. Сначала были изучены современные программы по музыкальному воспитанию, которые используются в разных регионах России: Программа по музыке для 1 - 3 классов трехлетней начальной школы Д.Б.Кабалевского, Программа по музыке для 1 - 8 классов под руководством Ю.Б.Алиева, Программа по музыке Н.А.Терентьевой, Программа по мировой музыкальной культуре, разработанная Оренбургским институтом усовершенствования учителей, Программа по мордовской музыке для начальной школы Т.И.Одиноковой, Программа по музыке для 1 - 4 классов татарской школы, разработанная учителями Татарстана. В параграфе 1.2. данной диссертации был проведен достаточно подробный анализ перечисленных программ, который показал, что в них идет довольно активный процесс перестройки учебных программ. В тоже время, как выяснилось, преимущественно она касается обогащения за счет классической и современной музыки; при этом совершенно недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется народной музыке, которая составляет, в среднем, 10 - 13% от всего объема музыкального материала. Мы выявили также и то, что используемый на уроках музыкальный фольклор часто не соответствует интересам и возрастным особенностям младших школьников. Нет в действующих программах и достаточной выраженности их направленности на формирование культуры межнационального общения.

Перечисленные недостатки рассмотренных программ обусловили сами направления содержательной переработки программы по музыке с включением в нее элементов русского, мордовского и татарского детского фольклора. В качестве основы для нас выступала Программа по музыке, составленная Д.Б.Кабалевским. Наш выбор объясняется тем, что главной задачей этой программы является формирование интереса и воспитание музыкальной культуры школьника, кроме того, в этой программе достаточно высоко оценивается значимость фольклора, который автор называет «энциклопедией жизни народов» и подчеркивает его большие воспитательные возможности. Однако, изучение народной музыки предполагается лишь на третьем году обучения в школе, а национальной музыке своего народа посвящено лишь несколько уроков второй четверти третьего класса. Мы считаем, что этого недостаточно для знакомства с народным творчеством своего и другого народа, и считаем, что она может присутствовать, хотя бы в небольшом объеме, на каждом уроке в течение всех трех лет обучения в начальной школе.

В связи с этим, мы посчитали необходимым внести соответствующие изменения в тематическое планирование уроков музыки с четким обозначением объема состава вводимого материала, выбора его жанров, видов, функционального предназначения, обоснование целесообразности освоения того или иного материала в определенном интервале учебного процесса (разделе, теме, четверти, году обучения).

Программа, предлагаемая в диссертации, включает четыре раздела: «Поэзия пестования», «Игровой фольклор», «Потешный фольклор», «Фольклорные праздники» и рассчитана три года обучения. В первой и второй четверти первого класса, в соответствии с предлагаемой программой, дети изучают «Поэзию пестования», в третьей и четвертой четвертях -«Игровой фольклор». «Потешный фольклор» включен в уроки музыки во втором классе, а «Фольклорные праздники» - в программу третьего класса.

В настоящее время многие школы уделяют большое внимание эстетическому воспитанию учащихся, появились школы с усиленной гуманитарной подготовкой. Разработанная программа апробировалась именно в таких школах, где повышенное внимание уделено предметам эстетического цикла и на уроки изобразительного искусства, театра, ритмики и музыки выделено не по одному часу в неделю, а по два. Это позволило использовать из выделенного на музыку времени достаточное количество часов на изучение русского, мордовского и татарского детского фольклора. Какое место отводилось в экспериментальной программе фольклорному материалу, показано в приведенном тематическом плане. В нем содержится перечень тем, основанных на русском, мордовском и татарском детском фольклоре с указанием класса, четверти и объема необходимого времени для изучения того или иного материала (см. табл.2 с. 134).

Похожие диссертации на Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (На материале Республики Мордовия)